Разноуровневые задания по русскому языку
Тема: Времена глаголов
Класс: 3
УМК: Школа России
Узнавание (1 уровень) Цель: выявить уровень сформированности у обучающихся знаний по теме «Времена глаголов».
Задание: Прочитай. Выбери вариант ответа, где глаголы записаны в следующей последовательности: гл. в прошедшем времени; гл. в будущем времени; гл. в настоящем времени.
А) будет смеяться, пролетела, поёт
Б) нарисовал, потанцует, рисуете
В) пишешь, покажет, путешествовала
Алгоритм выполнения:
- Прочитать
- Определить время каждого глагола в каждой строчке
- Выбрать строчку, которая соответствует нужной последовательности
Критерии оценивания:
«+» - выбран ответ под буквой Б)
«–» - в любом другом случае
Воспроизведение (2 уровень) Цель: выявить у обучающихся уровень умения воспроизводить знания по теме «Времена глаголов»
Задание: прочитайте текст. Выпишите три предложения в таком порядке: 1) с глаголом в настоящем времени 2) с глаголом в прошедшем времени 3) с глаголом в будущем времени. Укажите времена глаголов так: наст. вр.; прош. вр.; буд. вр.;
Алгоритм выполнения:
- Прочитать текст
- Найти в тексте предложения с глаголами, задать к ним вопрос и определить по вопросу время.
- Выписать предложения в следующем порядке: 1) с глаголом в настоящем времени 2) с глаголом в прошедшем времени 3) с глаголом в будущем времени.
Среди леса раскинулся рабочий посёлок. Зимой дороги заметены снегом. Однажды в посёлке тяжело заболел человек. Его срочно нужно отправить в больницу. Но как подготовить площадку для посадки вертолёта? Ученики местной школы решили помочь. Ранним утром они пришли к реке и начали утаптывать снег. Они работают дружно. К вечеру площадка была готова. Вертолёт опустися и утром доставит больного в город.
Критерии оценивания:
В правильном порядке выписаны все три предложения и верно указано время глаголов – «5»
Допущена одна ошибка в последовательности предложений, время одного из глаголов определено неверно – «4»
Допущено две ошибки в определении времени глаголов, соответственно два предложения выписаны в неверном порядке – «3»
Они работают (наст. вр.) дружно. Однажды в посёлке тяжело заболел (прош. вр.) человек. Вертолёт опустится (буд.вр.) и утром доставит (буд.вр.) больного в город.
Понимание (3 уровень) Цель: выявить уровень понимания обучающимися признака одушевлённости и неодушевлённости имён существительных.
Алгоритм выполнения:
- Прочитать пословицы, объяснить их смысл.
- Найти в пословицах глаголы и определить их время.
- Исходя из количества групп, на которые нужно разделить глаголы, ыявить признак классификации (время, неопределённая форма).
- Распределить слова на 2/3 группы.
Критерии оценивания:
Правильно найдены глаголы, определено время, выявлен признак классификации; глаголы верно распределены по группам – «5»
Правильно найдены глаголы, определено время, выявлен признак классификации; допущена 1-2 ошибки в распределении глаголов по группам – «4»
Правильно найдены глаголы, определено время, не выявлен или выявлен неверно признак классификации, соответственно, допущены ошибки в распределении глаголов по группам – «3»
Задание 1 вариант: прочитайте пословицы. Объясните их смысл. Определите время глаголов. Распределите слова на три группы. Объясните, по какому признаку вы это сделали.
Задание 2 вариант: прочитайте пословицы. Объясните их смысл. Определите время глаголов. Распределите слова на две группы. Объясните, по какому признаку вы это сделали.
- Кто ищет, тот всегда найдёт
- Соловья баснями не кормят
- Что посеешь, то и пожнёшь
- Выпустил словечно, не догонишь и на крылечке
- Чему смолоду не научился, того и под старость не будешь знать
1 вариант (3 группы по времени):
1 гр.: ищет, не кормят
2 гр.: выпустил, не научился, не будешь знать
3 гр.: найдёт, посеешь, пожнёшь, не догонишь
2 вариант (2 группы по неопределённой форме)
1 гр.: ищет, не кормят, не будешь знать
2 гр.: найдёт, посеешь, пожнёшь, выпустил, не догонишь, не научился,
Применение в знакомых условиях (4 уровень) Цель: выявить уровень умения у обучающихся умения применять в знакомой ситуации знания по теме «Времена глаголов»
Алгоритм выполнения:
- Прочитать глаголы
- Образовать от каждого глагола все возможные формы времени с помощью изученных вопросов
- Определить от каких глаголов можно образовать три формы времени, а от каких только две Выявить их общий признак.
Критерии оценивания:
Правильно образованы все формы времени, объяснена причина образования у некоторых слов только двух форм времени – «5»
Допущена 1-2 ошибки в образовании форм времени, но объяснена причина образования у некоторых слов только двух форм времени – «4»
Допущено 3-4 ошибки в образовании форм времени, не объяснена причина образования у некоторых слов только двух форм времени – «3»
Задание: прочитайте глаголы. Образуйте от данных глаголов все возможные формы времени (настоящее, прошедшее будущее). От каких глаголов неопределённой формы можно образовать все три формы времени глаголы, а от каких только две? Объясни, почему.
Писать, написать, смеяться, засмеяться, спешить, поспешить.
Писать – пишет (наст.вр), писал (прош.вр), будет писать (буд.вр.)
Написать – написал (прош.вр.), напишет (буд.вр.)
Смеяться – смеётся (наст.вр.), смеялся (прош.вр.), будет смеяться (буд.вр.)
Засмеяться – засмеялся (прош.вр.), засмеётся (буд.вр.)
Спешить – спешит (наст.вр.), спешил (прош.вр.), будет спешить (буд.вр.)
Поспешить – поспешил (прош.вр.), поспешит (буд.вр.)
От глаголов написать, засмеяться и поспешить можно образовать только две формы времени (прошедшее, будущее), потому что в неопределённой форме они отвечают на ворпос Что сделать?
Применение в новых условиях (5 уровень) Цель: выявить уровень умения у обучающихся применять в новой ситуации знания по теме «Времена глаголов».
Алгоритм выполнения:
- Написать текст
- Найти предложения с глаголами в прошедшем, настоящем и будущем времени
- Выписать эти глаголы
- Определить их время
Критерии оценивания:
Текст содержит минимум 5 предложений, хотя бы три из которых содержат глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени соответственно. Правильно выписаны глаголы и верно определено их время – «5»
Текст содержит минимум 5 предложений, хотя бы три из которых содержат глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени соответственно. Допущено 1 ошибка в определении времени глагола – «4»
Текст содержит минимум меньше 5 предложений, но три из них содержат глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени соответственно. Допущена 1-2 ошибки в определении времени глагола – «3»
Задание: напишите небольшой рассказ из 5-6 предложений на тему «Наступление весны». Ваш рассказ должен содержать хотя бы одно предложение с глаголом в настоящем времени, с глаголом в прошедшем времени и с глаголов в будущем времени. Выпишите эти глаголы и определи их время.
Пришла весна. Снег на во дворе уже почти растаял. Все дети смеются и весело прыгают по лужам. Скоро они смогут запустить свои первые кораблики. Природа тоже расцветает. На улице пахнет весной.
Пришла (прош.вр.)
Смеются (наст.вр.)
Смогут запустить (буд.вр.)