1. Организационный момент | Приветствует детей: - - Здравствуй, ребята! - Скажи, какое у нас сейчас занятие? - Что мы будем делать на индивидуальном занятии? - Что помогает нам правильно и красиво говорить? - Верно. - А что помогает нам учиться четко и красиво | - Здравствуйте. - Индивидуальное. - Учиться правильно и красиво говорить. - Язык, губы, зубы. | Словесный метод (беседа) Эмоциональный настрой на занятие |
2. Упражнения для дыхания | Мишка нам предлагают упражнение, это упражнение на дыхание. Будем учиться правильно, дышать -Листочки такие красивые, легкие. Давай, как ветерок, подуем на эти листики, вот так, медленно и спокойно. - Что мы сейчас с тобой делали? - Зачем мы его выполняли? - Изобразите руками, как ветер качает ветки деревьев, и длительно произнесите звук (ш-ш-ш)., как вода шумит на море. | Выполняют упражнение для развития дыхания.( ватку на нос) - Выполняли упражнение для дыхания. - Чтобы научиться правильно дышать. | Практический метод (выполнение упражнений). Наглядный метод (использование наглядного материала). Игровой метод. Практический метод. |
3. Упражнение для развития силы голоса | - Мы идём по лесной тропинке. И кажется, мы заблудились, нам нужно позвать на помощь. - А что бы это сделать, мы должны сначала очень тихо и длительно произнести «Ау-Ау», а потом громче и длиннее. - Что мы сейчас выполняли? - Чему учились, выполняя это упражнение? | Тихо и длительно произносят [Ау-ау]. Громко и длительно произносят звук [Ау-ау]. Выполняют упражнение на развитие силы голоса. - Упражнение для развития силы голоса. - Громко и тихо говорить. | Словесный метод (беседа). Словесный метод (беседа, рассказ). |
4. Упражнения для развития мелкой моторики | - На двери висит замок (ритмичные соединения пальцев рук в замок), - Кто открыть его бы смог? - Потянули (руки тянутся в стороны), - Покрутили (круговые движения пальцев от себя), - Постучали (основания ладоней стучат друг о друга) - И открыли. (разомкнули пальцы). | Выполняют упражнение для развития мелкой моторики. - Пальчиковую гимнастику. - Чтобы развивать мелкую моторику. | Практический метод. |
5. Артикуляционная гимнастика | Маша предлагает нам сделать артикуляционную гимнастику: 1. «Трубочка 2.Улыбка» 3. «Чашечка» 4. «Варенье» 5. «Часики» Что мы с вами сейчас выполняли? - Верно, вы молодцы. Эмоциям очень понравилось, как вы выполняли артикуляционную гимнастику. | Выполняют артикуляционные упражнения. - Артикуляционную гимнастику. | Контроль действий. Практический метод. Контроль действий. Словесный метод (беседа). |
6. Основной этап Сообщение темы занятия. Работа с профилем | - Сегодня на занятии мы будем работать над звуком, а каким вы узнаете, если внимательно прослушаете стихотворение: Ши-ши-ши, ши-ши-ши Что-то шепчут камыши. Ше-ше-ше, ше-ше-ше Это утка в камыше. Ша-ша-ша, ша-ша-ша Выходи из камыша. Ше-ше-ше, ше-ше-ше Нет уж утки в камыше. Ши-ши-ши, ши-ши-ши Что же шепчут камыши? | Настраиваются на изучение темы урока. | Практический метод. Наглядный метод. |
7. Развитие фонематического слуха 8. Работа с картинками 9.Составление предложений. Работа с текстом сказки « Маша и Медведь» 10. Чтение по ролям. Рассказывание сказки (инсценировка) | -Какой звук я выделила голосом? -Сегодня на занятии дежурным звуком будет звук [ш] -Посмотрите в зеркало и произнесите звук [ш]. - В каком положении находятся губы, когда мы произносим звук «Ш»? -Дадим характеристику дежурному звуку: -Какой это звук? гласный или согласный; твердый или мягкий; звонкий или глухой Вывешиваю сигнал на доску. -Что мы узнали о звуке [ш]? -Каким сигналом обозначается звук? -А сейчас мы, ребята, поиграем в игру «Поймай звук», с помощью которой будем учиться выделять звук [ш] среди других звуков. Я буду говорить звуки и если я произнесу наш дежурный звук (Какой?) вы рукой ловите его. [п]-[ш]-[с]-[к]-[п]-[ф]-[ш]-[ш]-[м]-[ш] -А теперь Маша предлагает усложнить нам задание. Теперь мы будем выделять звук [ш] среди слогов: [ма]-[ша]-[са]-[по]-[ши]-[пу]-[ка]-[шу]-[ша] -Осуществляет чтением слогов. -Сейчас будем читать слоги, со звуком «Ш». ШО, ША, ШУ. -Сейчас будем читать чистоговорки Ша-Ша-Ша – каШа хороШа Ши-Ши-Ши – играют малыШи Шо-Шо-Шо – на улице хороШо Шу-Шу-Шу- письмо пиШу -Чему учились выполняя задания? -Молодцы, вы поймали все звуки, но теперь мы с вами будем выделять звук в словах: [стол]-[шорты]-[пол]-[шапка]-[кот]-[шарф]-[сад]-[штаны]-[шляпа]-[топор]-[капюшон] – [шуба]- [ремешок] - [камыш] - [рубашка] – [галоши] -Среди чего мы с вами выделяли звук [ш]? Организует работу с картинками. На доске картинки: Шапка , ремешок, шуба, камыш. -Назовите картинки. -Какая картинка лишняя? Почему? -Как все эти картинки можно назвать одним словом? -А теперь Мишка предлагает разложить эти картинки по полочкам: -Давайте еще раз повторим что на какой полочке лежит. -Что мы сейчас с вами выполняли? Организует работу по звуковому анализу слова «шуба» -Где в нашем слове дежурный звук? -Узнаем сколько в этом слове слогов. -На какой слог падает ударение? -Давайте дадим характеристику каждому звуку. -Какое задание мы с вами выполняли? Словосочетания. -Сейчас мы будем с вами составлять словосочетания со словами : Шуба какая? Шапка какая? Шляпа какая? Шорты какие? Рубашка какая? Аналогично другие слова ДЕДУШКА ШАСТАЕШЬ БАБУШКА ИШЬ Машенька НЕ ЕШЬ Маша ДАЛЬШЕ Миша ВОШЛА ЗАШЛА Мишенька НЕ НАШЛА ПОШЛИ Мишка БОЛЬШОЙ ПРЕБОЛЬШОЙ ОКОШКО ПОДОШЛИ ИЗБУШКА КАША БУДЕШЬ Текст сказки прилагается. | -Звук [ш] Готовят зеркало. Произносят звук [ш] -Губы округлены и выдвинуты вперед. Дают характеристику звуку: это звук согласный. - При произнесении звука «Ш» голосовые связки не вибрируют, не смыкаются, «колокольчик в горлышке» не звенит, значит звук не звонкий, а глухой Синим квадратом, без колокольчика. Отвечают на вопросы Выполняют задание. Ребята «ловят» звук в слогах, словах. -Повторяют слоги за учителем. -Отвечают на вопрос учителя. -Среди звуков, слогов, слов Обучающиеся называют картинки. -Одежда -Распределяют картинки по полочкам. -Проводили звуковой анализ слова. - меховая - красная - красивая Ребята читают сказку по ролям, с интонацией, применяют диалог. | Практический метод. Словесный метод (беседа). Практический метод. Наглядный метод (показ учителем). Практический метод. Наглядно зрительный приём. Словесный метод (беседа). Словесный метод (беседа). |
11. Рефлексия 12. Домашнее задание | - Наше занятие подходит к концу. -С каким звуком мы познакомились? -Какой гости были сегодня у нас на занятии? -Какие названия картинок вам запомнились? -Вам понравился урок? -До свидания. Раскрасить раскраски и составить предложения к раскраске. | -Со звуком [ш] - Индивидуальные ответы детей. Мы слушали и говорили хорошо слоги, слова, скороговорки, выполняли артикуляционные упражнения, называли картинки, отвечали на вопросы, читали сказку, инсценировали сказку, играли, делали пальчиковую гимнастику, выполняли дыхательные упражнения. Индивидуальные ответы детей. | Словесный метод (беседа). Побудительно-оценочный метод (поощрение). Практический метод. Словесный метод (беседа). |