СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

2. Литература второй половины ХХ начала ХХI вв. Период "ЗАСТОЯ".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассмотрены основные проблемы развития литературы эпохи "застоя".

Просмотр содержимого документа
«2. Литература второй половины ХХ начала ХХI вв. Период "ЗАСТОЯ".»

«Послеоттепельное» двадцатилетие (1965 – 1985)

«Послеоттепельное» двадцатилетие

(1965 – 1985)

Первый период: 1956 – 1964, «оттепель». Второй:  1965 – 1985, «послеоттепельное» двадцатилетие или «застой». Третий:  1986 – 1991, «гласность». Четвёртый:  1991 – н.в., современная русская литература. В развитии русской литературы XX века можно выделить четыре основные периода, связанные с изменением социокультурной и литературной ситуации.

Первый период:

1956 – 1964, «оттепель».

Второй: 1965 – 1985, «послеоттепельное» двадцатилетие или «застой».

Третий: 1986 – 1991, «гласность».

Четвёртый: 1991 – н.в., современная русская литература.

В развитии русской литературы XX века можно выделить четыре основные периода, связанные с изменением социокультурной и литературной

ситуации.

В 1970 – начале 1980-х гг. СССР являлся самой читающей страной мира. Книги, газеты, журналы издавались огромными тиражами. Существовала сеть общедоступных библиотек. В литературе люди искали ответы на волновавшие общество проблемы. Литература достигла небывалого расцвета. Кроме «чисто советских» литераторов проявилась целая череда последователей «русских авторов советского периода» — Маяковского и Есенина, Шолохова и Паустовского, Бабеля и Булгакова.

В 1970 – начале 1980-х гг. СССР являлся самой читающей страной мира. Книги, газеты, журналы издавались

огромными тиражами. Существовала сеть общедоступных библиотек. В литературе люди искали ответы на волновавшие общество проблемы.

Литература достигла небывалого расцвета. Кроме «чисто советских» литераторов проявилась целая череда последователей «русских авторов советского периода» — Маяковского и Есенина, Шолохова и Паустовского, Бабеля и Булгакова.

«ПОСЛЕОТТЕПЕЛЬНОЕ» ДВАДЦАТИЛЕТИЕ ИЛИ «ЗАСТОЙ»  1965 – 1985. В октябре 1964 Хрущева смещают с поста руководителя страны, отстраняют его от власти и, официально декларируя курс на дальнейшую демократизацию. НО В стране действовала партийная цензура на любую «духовную» продукцию. В период «застоя» изменилась культурная политика. Усилился идеологический диктат в искусстве. Вскоре после отставки Н.С. Хрущева в стране началась кампания по реабилитации Сталина. О его преступлениях велено было забыть. Все чаще о недавно развенчанном диктаторе говорили в положительном смысле.

«ПОСЛЕОТТЕПЕЛЬНОЕ» ДВАДЦАТИЛЕТИЕ ИЛИ

«ЗАСТОЙ» 1965 – 1985.

В октябре 1964 Хрущева смещают с поста руководителя страны, отстраняют его от власти и, официально декларируя курс на дальнейшую демократизацию.

НО

В стране действовала партийная цензура на любую «духовную» продукцию.

В период «застоя» изменилась культурная политика. Усилился идеологический диктат в искусстве. Вскоре после отставки Н.С. Хрущева в стране началась кампания по реабилитации Сталина. О его преступлениях велено было забыть. Все чаще о недавно развенчанном диктаторе говорили в положительном смысле.

«ПОСЛЕОТТЕПЕЛЬНОЕ» ДВАДЦАТИЛЕТИЕ ИЛИ «ЗАСТОЙ». В 1966 г. 25 видных советских ученых и деятелей искусств направили Л.И. Брежневу письмо с протестом против реабилитации Сталина. Среди тех, кто его подписал, были мастера театра и кино О.Н. Ефремов и М.И. Ромм , писатели К.Г. Паустовский и В.П. Некрасов . Однако протест творческой интеллигенции не дал никакого результата. Тема сталинских преступлений в искусстве была закрыта на многие годы. К.Г. Паустовский В.П. Некрасов О.Н. Ефремов М.И. Ромм

«ПОСЛЕОТТЕПЕЛЬНОЕ» ДВАДЦАТИЛЕТИЕ ИЛИ

«ЗАСТОЙ».

В 1966 г. 25 видных советских ученых и деятелей искусств направили Л.И. Брежневу письмо с протестом против реабилитации Сталина. Среди тех, кто его подписал, были мастера театра и кино О.Н. Ефремов и М.И. Ромм , писатели К.Г. Паустовский и

В.П. Некрасов .

Однако протест творческой интеллигенции не дал никакого результата. Тема сталинских преступлений в искусстве была закрыта на многие годы.

К.Г. Паустовский

В.П. Некрасов

О.Н. Ефремов

М.И. Ромм

Советская культура при Л. И. Брежневе развивалась во многом по инерции, заданной ей предыдущим периодом. В 1970-е годы все отчетливей наблюдается разделение культуры на официальную и «подпольную» , государством не признанную. Большинство талантливых поэтов, писателей, как правило, оказывались в пограничном пространстве между официальной и неофициальной культурой. Поэтому достаточно было небольшого намека, и издательства прекращали принимать рукописи. Можно было не расстреливать, а вынудить уехать за пределы страны и объявить после этого предателем. К числу методов нового режима принадлежали: карательная психиатрия, насильственное лишение советского гражданства и высылка за границу, в некоторых случаях –  по-прежнему тюрьма.

Советская культура при Л. И. Брежневе развивалась во многом по инерции, заданной ей предыдущим периодом. В 1970-е годы все отчетливей наблюдается разделение культуры на официальную и «подпольную» , государством не признанную. Большинство талантливых поэтов, писателей, как правило, оказывались в пограничном пространстве между официальной и неофициальной культурой. Поэтому достаточно было небольшого намека, и издательства прекращали принимать рукописи. Можно было не расстреливать, а вынудить уехать за пределы страны и объявить после этого предателем.

К числу методов нового режима принадлежали:

  • карательная психиатрия,
  • насильственное лишение советского гражданства и высылка за границу,
  • в некоторых случаях –

по-прежнему тюрьма.

В прессе была организована травля. Газета «Вечерний Ленинград» опубликовала фельетон «Окололитературный трутень», после которого И.А. Бродский был арестован и осужден на пять лет ссылки «за тунеядство» в 1964 году. Многие видные деятели культуры выступали в его защиту (А. А. Ахматова, К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, А. Т. Твардовский, К. И. Паустовский и др.). Но даже  неполитизированность  текстов не спасала от травли со стороны партии и союза писателей. Уехать пришлось ленинградскому поэту Иосифу Александровичу Бродскому. В его стихах не было никаких политических мотивов, однако творчество И.А. Бродского и сама его личность раздражали официальные круги. Причина этого была в исключительной оригинальности его поэзии, «эстетической независимости», непохожести его произведений на шаблоны и каноны советского искусства.

В прессе была организована травля. Газета «Вечерний Ленинград» опубликовала фельетон «Окололитературный трутень», после которого И.А. Бродский был арестован и осужден на пять лет ссылки «за тунеядство» в 1964 году. Многие видные деятели культуры выступали в его защиту (А. А. Ахматова, К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, А. Т. Твардовский, К. И. Паустовский и др.).

Но даже  неполитизированность 

текстов не спасала от травли со стороны партии и союза писателей. Уехать пришлось ленинградскому поэту Иосифу Александровичу

Бродскому. В его стихах

не было никаких

политических мотивов,

однако творчество

И.А. Бродского и сама его

личность раздражали

официальные круги. Причина этого была в исключительной оригинальности его поэзии, «эстетической независимости», непохожести его произведений на шаблоны и каноны советского искусства.

В 1970-е годы А.И. Солженицын создает рассказ «Матренин двор», романы «В круге первом», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ». После памятной публикации в «Новом мире», дозволенной личным распоряжением Н. С. Хрущева, в застойные годы советская печать больше не издавала А.И. Солженицына. Из ссылки И.А. Бродскому разрешено было вернуться, однако о публикациях речь идти не могла. В 1972 году И.А. Бродский эмигрировал в США, и Нобелевскую премию, присужденную ему в 1987 году, он получал уже как гражданин Соединенных Штатов.

В 1970-е годы А.И. Солженицын создает рассказ «Матренин двор», романы «В круге первом», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ». После памятной публикации в «Новом мире», дозволенной личным распоряжением Н. С. Хрущева, в застойные годы советская печать больше не издавала

А.И. Солженицына.

Из ссылки И.А. Бродскому разрешено было вернуться, однако о публикациях речь идти не могла.

В 1972 году И.А. Бродский эмигрировал в США, и Нобелевскую премию, присужденную ему в 1987 году, он

получал

уже как

гражданин

Соединенных

Штатов.

Его произведения выходят за границей. Это чрезвычайно раздражает советское руководство. В 1969 году его исключают из Союза писателей. Присуждение ему в 1970 году Нобелевской премии по литературе и публикация за рубежом романа «Архипелаг ГУЛАГ» приводят к тому, что писателя насильно выдворяют из страны.

Его произведения выходят за границей. Это чрезвычайно раздражает советское руководство. В 1969 году его исключают из Союза писателей. Присуждение ему в 1970 году Нобелевской премии по литературе и публикация за рубежом романа «Архипелаг ГУЛАГ» приводят к тому, что писателя насильно выдворяют из страны.

А. Галич В этот период эмигрировали многие представители творческой интеллигенции, среди них писатели: В. Аксенов («Остров Крым», «В поисках грустного беби»), В. Войнович «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», поэт Н. Коржавин, бард А. Галич. Покинуть страну пришлось и художнику М. Шемякину, режиссёру театра на Таганке Ю. Любимову. Травле подверглись авторы  альманаха «Метрополь»  — А. Битов, Ф. Искандер,  В. Ерофеев  — которые выпустили его в самиздате. Ю. Любимов Фазиль  Искандер Венедикт Ерофеев

А. Галич

В этот период эмигрировали многие представители творческой интеллигенции, среди них писатели:

В. Аксенов («Остров Крым», «В поисках грустного беби»),

В. Войнович «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», поэт Н. Коржавин, бард А. Галич.

Покинуть страну пришлось и художнику М. Шемякину, режиссёру театра на Таганке Ю. Любимову.

Травле подверглись авторы  альманаха «Метрополь»  — А. Битов,

Ф. Искандер,  В. Ерофеев  — которые выпустили его в самиздате.

Ю. Любимов

Фазиль 

Искандер

Венедикт Ерофеев

Знаковым событием, связанным с изменениями в советской культурной политике, стало отстранение в 1970 г. писателя А.Т. Твардовского от руководства журналом «Новый мир». Многие годы Твардовский был главным редактором журнала

Знаковым событием, связанным с изменениями в советской культурной политике, стало отстранение в 1970 г. писателя

А.Т. Твардовского от руководства журналом

«Новый мир».

Многие годы Твардовский был главным редактором журнала "Новый мир", мужественно отстаивая право на публикацию каждого талантливого произведения, попадавшего в редакцию.

Его помощь и поддержка сказались в творческих биографиях таких писателей, как Абрамов, Быков, Айтматов, Залыгин, Троепольскцй, Молсаев, Солженицын и др.

Правительство страны приветствовало разработку писателями и драматургами «производственной» тематики, где герой – новатор производства, открыто вступает в конфликт с косностью и бюрократизмом чиновников. Особенности жанра : Публицистичность . Произведения не воспевали социалистический труд, а обнажали пороки социалистического хозяйствования. Конфликт между новым и старым миром . Сюжет строился по принципу: на какой-либо производственный участок (бригада, цех, завод, организация) приходил человек, чаще всего со стороны, и начинал устанавливать свои порядки. Исследование проблем . Авторы занимались изучением острейших проблем социально-экономического, нравственного и психологического характера.

Правительство страны приветствовало разработку писателями и драматургами «производственной» тематики, где герой – новатор производства, открыто вступает в конфликт с косностью и бюрократизмом чиновников.

Особенности жанра :

  • Публицистичность .

Произведения не воспевали

социалистический труд,

а обнажали пороки

социалистического хозяйствования.

  • Конфликт между новым и старым миром . Сюжет строился по принципу: на какой-либо производственный участок (бригада, цех, завод, организация) приходил человек, чаще всего со стороны, и начинал устанавливать свои порядки.
  • Исследование проблем . Авторы занимались изучением острейших проблем социально-экономического, нравственного и психологического характера.
Эту тему талантливо раскрывал в своем творчестве известный писатель-драматург А. Гельман . Театральные постановки и экранизация его произведений имели большой успех пьесы А. Гельмана «Протокол одного заседания» (1975), «Мы, нижеподписавшиеся» (1979), «Обратная связь» (1978), «Наедине со всеми» (1981). Популярностью и признанием общественности пользовались пьесы на историко-революционные темы: «Синие кони на красной траве», «Так победим!» М. Шатрова».

Эту тему талантливо раскрывал в своем творчестве известный писатель-драматург А. Гельман . Театральные постановки и экранизация его произведений имели большой успех пьесы А. Гельмана «Протокол одного заседания» (1975), «Мы, нижеподписавшиеся» (1979), «Обратная связь» (1978), «Наедине со всеми» (1981).

Популярностью и

признанием общественности пользовались пьесы на

историко-революционные

темы:

«Синие кони на красной траве»,

«Так победим!» М. Шатрова».

 Большое место в литературе 70—80-х годов XX века занимают произведения о сложных нравственных поисках людей, о проблемах добра и зла, о ценности жизни человека, о столкновении равнодушной безучастности и гуманистической боли. Ясно прослеживается, что возрастание интереса к нравственным проблемам сочетается с усложнением самих нравственных поисков. Ярким явлением в сфере литературы этого времени стала так называемая «деревенская проза», осмыслившая драматическую судьбу крестьянина ХХ в., обращавшаяся к традиционным ценностям в изображении деревенской жизни.

Большое место в литературе 70—80-х годов XX века занимают произведения о сложных нравственных поисках людей, о проблемах добра и зла, о ценности жизни человека, о столкновении равнодушной безучастности и гуманистической боли. Ясно прослеживается, что возрастание интереса к нравственным проблемам сочетается с усложнением самих нравственных поисков.

Ярким явлением в сфере литературы этого времени стала так называемая «деревенская проза», осмыслившая драматическую судьбу крестьянина

ХХ в., обращавшаяся к традиционным ценностям в изображении деревенской жизни.

Среди писателей, творчество которых не вызывало отрицательной реакции у государства и чьи произведения широко издавались, наибольшим читательским интересом пользовались Ю. В. Трифонов , автор повестей: «Обмен» (1969 год), «Предварительные итоги» (1970 год), «Другая жизнь» (1975 год); В. Г. Распутин «Деньги для Марии» (1967 год), «Живи и помни» (1974), «Прощание с Матерой» (1976 год); В. И. Белов «Привычное дело» (1966 год); В. П. Астафьев «Царь-рыба»(1976 год). Ю. В. Трифонов В. И. Белов В. П. Астафьев

Среди писателей, творчество которых не вызывало отрицательной реакции у государства и чьи произведения широко издавались, наибольшим читательским интересом пользовались

Ю. В. Трифонов , автор повестей: «Обмен» (1969 год), «Предварительные итоги» (1970 год), «Другая жизнь» (1975 год);

В. Г. Распутин «Деньги для Марии» (1967 год), «Живи и помни» (1974),

«Прощание с Матерой» (1976 год);

В. И. Белов «Привычное дело»

(1966 год);

В. П. Астафьев «Царь-рыба»(1976 год).

Ю. В. Трифонов

В. И. Белов

В. П. Астафьев

По мере развития деревенской прозы в ней выделились две разновидности. Такие писатели, как Внимание другой ветви деревенской прозы было сосредоточено преимущественно на внутреннем мире деревенских жителей. В. Ф. Тендряков, Б. А. Можаев анализировали в своих произведениях социально-исторические проблемы , связанные с трагическими страницами в судьбе крестьянства. Именно в этой среде писатели В. И. Белов, В. Г. Распутин видели героя-носителя нравственных ценностей, противостоящих бездуховности и меркантильности обывателя. Сочетание обеих тенденций, проявившихся в деревенской прозе, характерно для таких писателей, как Ф.А. Абрамов, В. М. Шукшин, В. П. Астафьев, Е. И. Носов.

По мере развития деревенской прозы в ней выделились две разновидности. Такие писатели, как

Внимание другой ветви деревенской прозы было сосредоточено преимущественно на внутреннем мире деревенских жителей.

В. Ф. Тендряков, Б. А. Можаев анализировали в своих произведениях социально-исторические проблемы , связанные с трагическими страницами в судьбе крестьянства.

Именно в этой среде писатели

В. И. Белов, В. Г. Распутин видели героя-носителя нравственных ценностей, противостоящих бездуховности и меркантильности обывателя.

Сочетание обеих тенденций, проявившихся в деревенской прозе, характерно для таких писателей, как Ф.А. Абрамов, В. М. Шукшин,

В. П. Астафьев, Е. И. Носов.

НАМ БЫ ПРО ДУШУ НЕ ЗАБЫТЬ Особое значение в культуре 1960–1970-х годов имело творчество Василия Макаровича Шукшина, – писателя, актера и кинорежиссера. В его рассказах, повестях, фильмах нашел воплощение образ странного «чудака-человека», обостренное и даже болезненное восприятие мира которого давало возможность читателю, зрителю по-новому взглянуть на окружающую действительность. Сборники рассказов «Там, вдали» (1968 год), «Характеры» (1973 год) и замечательные фильмы «Живет такой парень» (1964 од), «Печки-лавочки» (1973год), «Калина красная» (1973 год).

НАМ БЫ ПРО ДУШУ НЕ ЗАБЫТЬ

Особое значение в культуре 1960–1970-х годов имело творчество Василия Макаровича Шукшина, – писателя, актера и кинорежиссера. В его рассказах, повестях, фильмах нашел воплощение образ странного «чудака-человека», обостренное и даже болезненное восприятие мира которого давало возможность читателю, зрителю по-новому взглянуть на окружающую действительность. Сборники рассказов «Там, вдали» (1968 год), «Характеры» (1973 год) и замечательные фильмы «Живет такой парень» (1964 од), «Печки-лавочки» (1973год),

«Калина красная» (1973 год).

На Вологодской земле в 1960-1970 годы взросло творчество русского советского лирического поэта Николая Рубцова. Русский Север дал великому поэту главную тему будущего творчества - «старинную русскую самобытность», которая стала центром его жизни, «землёй… священной», где он чувствовал себя «и живым, и смертным»: «Тихая моя Родина», «Чудный месяц плывет над рекою», «Первый снег», «В минуты музыки печальной». На стихи Николая Рубцова написаны замечательные песни - «Букет», «В горнице моей светло».

На Вологодской земле в 1960-1970 годы взросло творчество русского советского лирического поэта Николая Рубцова.

Русский Север дал великому поэту главную тему будущего творчества - «старинную русскую самобытность», которая стала центром его жизни, «землёй… священной», где он чувствовал себя «и живым, и смертным»: «Тихая моя Родина», «Чудный месяц плывет над рекою», «Первый снег», «В минуты музыки печальной». На стихи Николая Рубцова написаны замечательные песни - «Букет»,

«В горнице моей светло».

ПОЭЗИЯ «ПОСЛЕОТТЕПЕЛЬНОГО» ДВАДЦАТИЛЕТИЯ. В РАЗВИТИИ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ НЕСКОЛЬКО ЭТАПОВ. В ней были представлены и реализм, и модернизм, и постмодернизм. Однако модернистские и постмодернистские произведения не печатались, да и реалистическая поэзия представала далеко не в полном своём объёме, так как идеологическая обстановка в обществе ужесточилась, волна гражданской поэзии, доминировавшей в период «оттепели», пошла на спад. Но её функции берёт на себя в этот период авторская песня, возникшая ещё в годы «оттепели» и начавшая играть роль «звучащего самиздата».

ПОЭЗИЯ «ПОСЛЕОТТЕПЕЛЬНОГО» ДВАДЦАТИЛЕТИЯ.

В РАЗВИТИИ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ НЕСКОЛЬКО ЭТАПОВ.

В ней были представлены и реализм, и модернизм, и постмодернизм. Однако модернистские и постмодернистские произведения не печатались, да и реалистическая поэзия представала далеко не в полном своём объёме, так как идеологическая обстановка в обществе ужесточилась, волна гражданской поэзии, доминировавшей в период «оттепели», пошла на спад. Но её функции берёт на себя в этот период авторская песня, возникшая ещё в годы «оттепели» и начавшая играть роль «звучащего самиздата».

Первый этап -- романтический, лидером которого стал Б. Окуджава, продолжался примерно до середины 1960-х гг. Главной областью реализации романтической тематики была «песня странствий» с центральными для неё образами дружбы (друга) и дороги как «линии жизни» -- пути в неизведанное и пути к самопознанию. Публично она исполнялась крайне редко и, опять-таки, почти исключительно «в своем кругу». На этом этапе власти почти не обращали на авторскую песню внимания, считая безобидным проявлением самодеятельного творчества, всего лишь элементом студенческого (интеллигентского) быта.

Первый этап -- романтический, лидером которого стал Б. Окуджава, продолжался примерно до середины 1960-х гг. Главной областью реализации романтической тематики была «песня странствий» с центральными для неё образами дружбы (друга) и дороги как «линии

жизни» -- пути в неизведанное и пути к самопознанию.

Публично она исполнялась крайне редко и, опять-таки, почти исключительно «в своем кругу». На этом этапе власти почти не обращали на авторскую песню внимания, считая безобидным проявлением самодеятельного творчества, всего лишь элементом студенческого (интеллигентского) быта.

Второй этап - сатирический, песни протеста. Начался уже в начале 60-х с грустных, сатирических песен А. Галича , («Красный треугольник», «Спрашивайте, мальчики», «Старательский вальсок» и др.) который обратился к резкой критике существующего строя с неслыханной для того времени смелостью и откровенностью.

Второй этап - сатирический, песни протеста.

Начался уже в начале 60-х с грустных, сатирических песен А. Галича ,

(«Красный треугольник», «Спрашивайте, мальчики», «Старательский вальсок» и др.) который обратился к резкой критике существующего строя с неслыханной для того времени смелостью и откровенностью.

С середины 60-х гг. к иронической, а позднее и к откровенно сатирической трактовке окружающей жизни обратился и Ю. Ким («Разговор двух стукачей», «Два подражания Галичу», «Моя матушка Россия» и др.). Ряд песен А. Галича («Мы не хуже Горация», «Я выбираю свободу») и Ю. Кима («Подражание Высоцкому», «Адвокатский вальс») были прямо посвящены советским диссидентам.

С середины 60-х гг. к иронической, а позднее и к откровенно сатирической трактовке окружающей жизни обратился и Ю. Ким («Разговор двух стукачей», «Два подражания Галичу», «Моя матушка Россия» и др.).

Ряд песен А. Галича

(«Мы не хуже Горация»,

«Я выбираю свободу») и Ю. Кима («Подражание Высоцкому», «Адвокатский вальс») были прямо посвящены советским диссидентам.

Эстетика «песни протеста» была продолжена В. Высоцким. Он расширил интонационные границы (такие как его особое распевание гласных) и лексику песни, включив в неё обширную область сниженной лексики.

Эстетика «песни протеста» была продолжена

В. Высоцким.

Он расширил интонационные границы (такие как его особое распевание гласных) и лексику песни, включив в неё обширную область сниженной лексики.

ТРЕТИЙ ЭТАП - ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ О ВОЙНЕ 90-Х. Важное место в творчестве многих бардов занимала тема Великой Отечественной войны. При этом, в отличие от героического пафоса песен «официальной культуры», в бардовской песне на первое место выходил «человеческий аспект» войны, причинённые ей страдания, её античеловечность («До свидания, мальчики!» Б. Окуджавы, «Баллада о вечном огне» А. Галича и другие песни), песни В. Высоцкого.

ТРЕТИЙ ЭТАП - ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ О ВОЙНЕ 90-Х. Важное место в творчестве многих бардов занимала тема Великой Отечественной войны.

При этом, в отличие от героического пафоса песен «официальной культуры», в бардовской песне на первое место выходил «человеческий аспект» войны, причинённые ей страдания, её

античеловечность

(«До свидания, мальчики!» Б. Окуджавы, «Баллада о вечном огне» А. Галича и другие песни), песни В. Высоцкого.

Видя силу воздействия такой авторской песни, власти преступили к гонению и преследованию бардов. Перед поэтами-певцами наглухо закрылись двери концертных организаций, издательств, радио и телестудий, их выгоняли из творческих союзов, подталкивали к эмиграции (А. Галич), всячески поносили в печати и т.п. В то же время, благодаря «магнитиздату» (записи на магнитофонную ленту), её знали, пели, слушали, переписывали друг у друга.

Видя силу воздействия такой авторской песни, власти преступили к гонению и преследованию бардов. Перед поэтами-певцами наглухо закрылись двери концертных организаций, издательств, радио и телестудий, их выгоняли из творческих союзов, подталкивали к эмиграции

(А. Галич), всячески поносили в печати и т.п. В то же время, благодаря «магнитиздату» (записи на магнитофонную ленту), её знали, пели, слушали, переписывали друг у друга.

Власти попытались управлять авторской песней изнутри. Но это удавалось им не слишком хорошо.  Повзрослевшие «барды», основатели жанра, продолжали разрабатывать лирическую линию, но в ней все отчетливее звучали ностальгия по прошлому, горечь потерь и предательств, стремление сохранить себя, свои идеалы, редеющий дружеский круг, тревога перед будущим -- настроения, суммированные в чеканной строчке Б. Окуджавы: «Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке». Эта лирико-романтическая линия была продолжена в творчестве С. Никитина, А. Дольского, а также бард-рокеров (А. Макаревич, Б. Гребенщиков)

Власти попытались управлять авторской

песней изнутри. Но это удавалось им не

слишком хорошо. Повзрослевшие «барды», основатели жанра, продолжали разрабатывать лирическую линию, но в ней все отчетливее звучали ностальгия по прошлому, горечь потерь и предательств, стремление сохранить себя, свои идеалы, редеющий дружеский круг, тревога перед будущим -- настроения, суммированные в чеканной строчке

Б. Окуджавы: «Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке». Эта лирико-романтическая линия была продолжена в творчестве С. Никитина,

А. Дольского, а также бард-рокеров (А. Макаревич,

Б. Гребенщиков)

Четвертый этап - начало 1990-х гг. развитие авторской песни перешло в спокойное русло. Росло число «поющих поэтов» и их исполнительское мастерство, количество их любительских и профессиональных организаций, концертов, фестивалей, Олег Митяев Ильменский фестиваль продаваемых кассет и дисков; оформляется даже своеобразная «классика» авторской песни (популярные альбомы «Песни нашего века»).

Четвертый этап - начало 1990-х гг. развитие авторской песни перешло в спокойное русло. Росло число «поющих поэтов» и их исполнительское мастерство, количество их любительских и профессиональных организаций, концертов, фестивалей,

Олег Митяев

Ильменский

фестиваль

продаваемых кассет и дисков; оформляется даже своеобразная «классика» авторской песни (популярные альбомы «Песни нашего века»).

Лирико-публицистическое направление В конце 1960 -х — начале 1970 -х годов очень бурно заявило о себе лирико-публицистическое направление. Поэты этого направления — Е. Евтушенко, Р. Рождественский, отчасти А. Вознесенский, Я. Смеляков — обращались к актуальным проблемам современности, к событиям политической жизни, откликались на все, происходящее в стране и за ее пределами. Гражданственность – это человеческая сущность поэта, проникновение в самую суть времени. Это не просто отклик на какое-то событие, а поступок. Их поэзия отличалась гражданской направленностью ( «Гражданственность» , «Ностальгия по настоящему» , «Подкупленный» , «Кому принадлежу» Р. Рождественского и др. ).

Лирико-публицистическое направление

В конце 1960 -х — начале 1970 -х годов очень бурно заявило о себе лирико-публицистическое направление. Поэты этого направления — Е. Евтушенко,

Р. Рождественский, отчасти

А. Вознесенский, Я. Смеляков — обращались к актуальным проблемам современности, к событиям политической жизни, откликались на все, происходящее в стране и за ее пределами.

Гражданственность – это человеческая сущность поэта, проникновение в самую суть времени.

Это не просто отклик на какое-то событие, а поступок.

Их поэзия отличалась гражданской направленностью

( «Гражданственность» , «Ностальгия по настоящему» , «Подкупленный» ,

«Кому принадлежу»

Р. Рождественского и др. ).

Многое из того, что было написано в годы «застоя», вышло в свет только в эпоху «Перестройки». Единственным способом совершенно свободно, безо всякой цензуры дойти до читателя (правда, лишь до узкого круга посвященных) оставался «самиздат». В 1978 году группа писателей самостоятельно выпустила литературно-художественный альманах «Метрополь». В сборнике принимали участие В. Аксенов, А. Битов, Ф. Искандер, В. Ерофеев. Расплатой для большинства из них стал многолетний запрет на публикации в СССР.

Многое из того, что было написано в годы «застоя», вышло в свет только в эпоху «Перестройки». Единственным способом совершенно свободно, безо всякой цензуры дойти до читателя (правда, лишь до узкого круга посвященных) оставался «самиздат».

В 1978 году группа писателей самостоятельно выпустила литературно-художественный альманах «Метрополь». В сборнике принимали участие В. Аксенов, А. Битов,

Ф. Искандер, В. Ерофеев. Расплатой для большинства из них стал многолетний запрет на публикации в СССР.

Люди нелегально печатали, копировали и распространяли на территории СССР романы, статьи, письма, стихи запрещенных авторов. Помимо отдельных произведений, выходили целые самиздатовские журналы: «Синтаксис», «Бумеранг», «СМОГ».

Люди нелегально печатали, копировали и распространяли на территории СССР романы, статьи,

письма, стихи запрещенных авторов. Помимо отдельных произведений, выходили целые самиздатовские журналы:

«Синтаксис», «Бумеранг»,

«СМОГ».

Владимир Буковский дал следующее определение: «Самиздат: сам сочиняю, сам редактирую, сам цензурирую, сам издаю, сам распространяю, сам и отсиживаю за него». В виде самиздатовских копий впервые получили хождение: тексты песен В. Высоцкого Ян Майзельс. «Мы» (машинописная статья о поклонниках В. Высоцкого) «Доктор Живаго» Бориса Пастернака, «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус» и «В круге первом» Александра Солженицына, стихи Иосифа Бродского, Осипа Мандельштама, А. Галича

Владимир Буковский дал следующее определение:

«Самиздат: сам сочиняю, сам редактирую, сам цензурирую, сам издаю, сам распространяю, сам и отсиживаю за него».

В виде самиздатовских копий впервые получили хождение:

  • тексты песен В. Высоцкого
  • Ян Майзельс. «Мы» (машинописная статья о поклонниках В. Высоцкого)
  • «Доктор Живаго» Бориса Пастернака,
  • «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус» и «В круге первом» Александра Солженицына,
  • стихи Иосифа Бродского, Осипа Мандельштама,

А. Галича

Помимо «самиздата» существовал еще «тамиздат». Некоторые авторы, которые по цензурным соображениям не имели возможности печататься в СССР, пересылали свои рукописи за границу. С точки зрения советского государства, это было уголовно наказуемое преступление. В 1966 г. состоялся судебный процесс над двумя писателями: А.Д. Синявским и Ю.М. Даниэлем , которые нелегально пересылали свои произведения за границу.

Помимо «самиздата» существовал еще «тамиздат». Некоторые авторы, которые по цензурным соображениям не имели возможности печататься в СССР, пересылали свои рукописи за границу.

С точки зрения советского государства, это было уголовно наказуемое преступление.

В 1966 г. состоялся судебный процесс над двумя писателями: А.Д. Синявским и Ю.М. Даниэлем , которые нелегально пересылали свои произведения за границу.

Одним из направлений литературы того времени была деревенская проза . Её представляли В. П. Астафьев, В. Г. Распутин, В. А. Солоухин, В. М. Шукшин. Авторы обращались к вопросам быта деревенских жителей, усматривая в их образе жизни здоровые начала, отражающие истинную душу народа.  ИТОГИ В период застоя в СССР наблюдалось активное развитие литературного творчества . К началу 1980-х годов ежегодно в свет выходило более 80 тысяч наименований книг и брошюр общим тиражом более 2 млрд экземпляров. 

Одним из направлений литературы того времени была деревенская проза . Её представляли В. П. Астафьев, В. Г. Распутин, В. А. Солоухин, В. М. Шукшин. Авторы обращались к вопросам быта деревенских жителей, усматривая в их образе

жизни здоровые

начала,

отражающие

истинную душу

народа. 

ИТОГИ

В период застоя в СССР наблюдалось активное развитие литературного творчества . К началу 1980-х годов ежегодно в свет выходило более 80 тысяч наименований книг и брошюр общим тиражом более 2 млрд экземпляров. 

Особым направлением в литературе стала военная проза . Произведения Ю. В. Бондарева («Горячий снег»), К. Д. Воробьёва («Убиты под Москвой»), Б. Л. Васильева («А зори здесь тихие…»), В. О. Богомолова («В августе сорок четвёртого») были посвящены так называемой «окопной правде» Великой Отечественной войны.  Выходила литература, отражавшая национальные особенности различных народов, населявших СССР . Произведения Ф. А. Искандера, Р. Г. Гамзатова и других авторов стали важной частью советского культурного наследия. 

Особым направлением в литературе стала военная проза .

Произведения Ю. В. Бондарева («Горячий снег»),

К. Д. Воробьёва

(«Убиты под Москвой»),

Б. Л. Васильева

(«А зори здесь тихие…»),

В. О. Богомолова

(«В августе сорок четвёртого») были посвящены так называемой «окопной правде» Великой Отечественной войны. 

Выходила литература, отражавшая национальные особенности различных народов, населявших СССР .

Произведения

Ф. А. Искандера,

Р. Г. Гамзатова

и других

авторов

стали важной

частью советского

культурного наследия. 

Публиковались книги, посвящённые историческим событиям, а также фантастические произведения , которые снискали огромную популярность у советских читателей. В. С. Пикуль стал автором множества остросюжетных исторических романов («Пером и шпагой», «Слово и дело»). Среди фантастов особой любовью читателей пользовались братья А. Н. и Б. Н. Стругацкие («Трудно быть богом», «Обитаемый остров»).  Запрещённые в СССР произведения распространялись подпольно самиздатом . Благодаря ему некоторые советские граждане смогли ознакомиться с произведениями Солженицына, Бродского, Пастернака и других авторов, книги которых были запрещены цензурой. 

Публиковались книги, посвящённые историческим событиям, а также фантастические произведения , которые снискали огромную популярность у советских читателей. В. С. Пикуль стал автором множества остросюжетных исторических романов («Пером и шпагой», «Слово и дело»).

Среди фантастов особой любовью читателей пользовались братья

А. Н. и Б. Н. Стругацкие

(«Трудно быть богом»,

«Обитаемый остров»). 

Запрещённые в СССР произведения распространялись подпольно самиздатом . Благодаря ему некоторые советские граждане смогли ознакомиться с произведениями Солженицына, Бродского, Пастернака и других авторов, книги которых были запрещены цензурой. 

Именно этот период истории был репетицией перестройки конца 80-х гг.  Начали перестройку люди, чье мировоззрение сформировалось под воздействием XX съезда КПСС, духовной свободы периода «оттепели». К 1982 году провозглашаемые государством идеалы не воодушевляли, лишали подлинных ценностей и ориентиров. В СССР произошел разрыв между «социальным заказом» и общественными запросами рядового населения, интересами в области культуры. Ужесточилась идеологическая пропаганда.

Именно этот период истории был репетицией перестройки конца 80-х гг.

Начали перестройку люди, чье мировоззрение сформировалось под воздействием XX съезда КПСС, духовной свободы периода «оттепели».

К 1982 году провозглашаемые государством идеалы не воодушевляли, лишали подлинных ценностей и ориентиров. В СССР произошел разрыв между «социальным заказом» и общественными запросами рядового населения, интересами в области культуры. Ужесточилась идеологическая пропаганда.