СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

2 Матем. Задачи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«2 Матем. Задачи»

Задание 1. «Подготовка и проведение фрагмента урока»



  1. Разработайте и проведите этап введения нового знания урока МАТЕМАТИКИ в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

  2. Обоснуйте формирование указанных Вами метапредметных универсальных учебных действий.



ФРАГМЕНТ УРОКА

УМК

«Школа России»

Класс (полугодие)

4 класс (1 полугодие)

Тема урока

Задачи на уменьшение числа на несколько единиц, выраженная в косвенной форме.

Тип вводимого знания

Способ действия

Тип урока

Открытие нового знания

Технология обучения

ПДО

Цели урока

1) Содержательная: Добиться усвоения решения задач на нахождение числа, которое на несколько единиц меньше данного, выраженных в косвенной форме.

2) Деятельностная: Способствовать формированию УУД.
















ХОД ФРАГМЕНТА УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ


  1. Актуализация опорных знаний и умений.

Цель. Подготовить учащихся к усвоению нового знания: способа решения задач несколько единиц, выраженная в косвенной форме.

Задание 1


– Ребята, на экране представлена задача. Решите её. Решение записывайте в тетради кратко, без пояснения. Запишите ответ.

В нашем доме 9 этажей, а в соседнем на 3 этажа больше. Сколько этажей в соседнем доме?

ПРЕДМЕТНЫЕ:

1. Повторить конкретный смысл слов «на несколько больше» в задачах на нахождение числа, которое на несколько больше данного, выраженных в прямой форме.

Метапредметные:

1. регулятивные:

1. понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи;

2. контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью

2. познавательные:

1. Действовать в соответствии с правилом

2. Смысловое чтение

3. Совершенствовать логические операции: анализ и синтез

4. установление причинно-следственных связей

3. коммуникативные:

1. вступать в диалог и поддерживать его

2. строить речевое высказывание в устной форме



– Проверяем работу. Покажите ответ первой задачи.

– Так! У всех ответ 12!

- Каким действием решил задачу?

- Почему сложением?


- 12.

- Да.

- Сложением

- потому что число, которое больше на несколько единиц, находим сложением.

- Почему вы все быстро и правильно решили эту задачу?


- Потому что мы уже решали такие задачи, мы знаем правило решения таких задач.

  1. Постановка учебной проблемы.

Цель. Организовать работу по постановке цели урока, формулированию темы урока (постановке учебной проблемы).

  • Создание проблемной ситуации

- Ребята, прочитайте, пожалуйста, вторую задачу на экране.

- Запишите ее ответ.




В соседнем доме 12 этажей. В нем на 3 этажа больше, чем в нашем. Сколько этажей в нашем доме?

Метапредметные:

1. регулятивные:

1. понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи;

2. контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью

2. познавательные:

1. Действовать в соответствии с правилом

2. Смысловое чтение

3. Совершенствовать логические операции: анализ и синтез

4. установление причинно-следственных связей

3. коммуникативные:

1. вступать в диалог и поддерживать его

2. строить речевое высказывание в устной форме


Побуждение к осознанию противоречия

-Ребята, назовите ответ задачи, отвечаем только по поднятой руке.


- 15, 4, 9.



-Ребята, сколько задач?

- Одна


-А сколько ответов?



- Несколько.


- Так, задача одна, а ответы разные. Может ли так быть?

- А почему так получилось?


- Нет, не может.

-Наверное, еще чего-то не знаем


- Почему первую задачу вы смогли решить, а вторую нет?

- Потому что в этой задаче другое условие.

- В задаче другое условие. Какое?


- в нем на 3 этажа больше, чем в нашем.

  • Побуждение к формулированию учебной проблемы и построению плана достижения цели


- Какой возникает вопрос?

- Чему будем учиться?

- Каким действием решать такие задачи.

- Решать задачи.


- Да, ребята, сегодня мы с вами научимся решать задачи.



  1. Поиск решения учебной проблемы.

Цель. Организовать побуждающий диалог (обсуждение гипотез, предложенных учащимися и выбор решающей гипотезы и/или организовать подводящий диалог.

ПРЕДМЕТНЫЕ:

1. Учить решать задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц меньше данного.

Метапредметные:

1. регулятивные:

1. понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи;

2. контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью

2. познавательные:

1. Действовать в соответствии с правилом

2. Смысловое чтение

3. Совершенствовать логические операции: анализ и синтез

4. установление причинно-следственных связей

3. коммуникативные:

1. вступать в диалог и поддерживать его

2. строить речевое высказывание в устной форме


1 вариант. Побуждающий диалог

- (Учитель предлагает выйти нескольким ученикам и записать решение)

- Оля, Саша и Катя запишите решение задачи на доске.

- Оля, объясни свое решение.

- Саша, объясни, почему так решил.

- Катя, объясни… Каким действием решала задачу? Почему так думаешь?


  • Подводящий диалог

I этап. Анализ задачи.

- Прочитайте текст задачи про себя, представьте себе ситуацию.

- В соседнем доме 12 этажей. В нем на 3 этажа больше, чем в нашем. Сколько этажей в нашем доме?

- Кто прочитает условие задачи?

- В соседнем доме 12 этажей. В нем на 3 этажа больше, чем в нашем.

- Кто прочитает вопрос задачи?

- Сколько этажей в нашем доме?

- О чём говорится в задаче?

- Об этажах и домах.

- Сколько этажей в домах, которых вы живёте?

- 5-тиэтажный дом, 9-тиэтажный и т.д.

- Составим краткую запись. Как обозначим наш и соседний дома?

- буквами Н. и С., цифрами 1 и 2.

- Давайте договоримся, что соседний дом мы будем обозначать римской цифрой I, а наш дом – римской цифрой II.


- Что известно в задаче?

- В соседнем доме 12 этажей. В нем на 3 этажа больше, чем в нашем.

- Известно ли, сколько этажей в соседнем доме?

- Значит, записываем напротив I. – 12 эт.


- 12 этажей.

- Известно ли, сколько этажей в нашем доме?

- Неизвестно, но сказано, что это на 3 этажа м, чем в соседнем.

- Значит, ставим знак вопроса, проводим стрелочку от I. к II. и

записываем на 3 этажа б.



- Что требуется найти?

- Сколько этажей в нашем в доме?

- Кто расскажет задачу по краткой записи?


II этап. Поиск решения. (от данных к вопросу)

- Ребята, сейчас мы будем рассуждать, как решить задачу. Наши рассуждения я буду оформлять на доске в виде схемы.


- 6.


- Из условия задачи мы знаем, что в соседнем доме 12 этажей, и знаем, что это на 3 этажа больше, чем в нашем доме. Что мы можем найти?


- Сколько этажей в нашем доме.

- Каким действием найдём?


- Вычитанием.

- Почему вычитанием?


- Потому что в соседнем доме 12 этажей, а это ещё на 3 этажа больше, чем в нашем, то есть в нашем доме на 3 этажа меньше, чем в соседнем.

- Что надо было найти в задачи?

- Сколько этажей в нашем доме.

- Что мы нашли?

- Сколько этажей в нашем доме.

III этап. Решение задачи

- Кто запишет решение задачи на доске?
- Остальные записывают в тетрадях.




- Прочитай ещё раз вопрос.

- Сколько этажей в нашем доме.


- Назови решение.


- Из 12 вычтем 3.


- Запиши решение на доске.


- 12 – 3 = 9


- Что ты нашёл этим действием?

- Количество этажей в нашем доме.


- Какое слово запишешь в круглых скобках возле числа 9?



- В скобках возле числа 9 напишу сокращённое слово эт.


- Запиши полный ответ задачи.

- Ответ: 9 этажей в нашем доме.

  1. Воспроизведение нового знания.

Цель. Организовать работу по воспроизведению нового знания, а именно составлению равенств для правил нахождения цены, количества и стоимости.


Выражение решения


Продуктивное задание


- Ребята, что нужно сделать для того, чтобы запомнить, как

решать (каким действием) такие задачи?



- Составить схему.

ПРЕДМЕТНЫЕ:

1. Учить составлять схему к задачам на нахождение числа, которое на несколько единиц меньше данного.

Метапредметные:

1. регулятивные:

1. понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи;

2. контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью

2. познавательные:

1. Действовать в соответствии с правилом

2. Смысловое чтение

3. Совершенствовать логические операции: анализ и синтез

4. установление причинно-следственных связей

3. коммуникативные:

1. вступать в диалог и поддерживать его

2. строить речевое высказывание в устной форме


- Чем каким символом) мы можем показать число, которое уже дано в условии задачи?

- квадратиком, треугольником, кругом и т.д.

- Давайте известное нам число будем с вами обозначать квадратом и после поставим запятую.


- Как покажем в нашей схеме неизвестное число в задаче, которое необходимо найти?

- квадратиком, треугольником, кругом и т.д.

?

- Предлагаю вам обозначить неизвестное число в задаче также квадратом, но внутри квадрата поместим знак вопроса.


- Что ещё сказано о числе, которое нам известно?

- То что оно больше на несколько единиц.

- Записываем рядом с пустым квадратом после запятой предлог «на».


- В разных задачах числа будут разными, поэтому, мы можем

, на

изобразить после предлога «на» и поставим пустой квадрат.




- Какое слово он означает?

- Несколько

- Что сделаем дальше?

- Поставим букву б с точкой и снизу подчеркнем. б., так мы сокращаем слово больше.

- А дальше мы поставим указательный знак, стрелку. Проведём её от известного нам числа к неизвестному, то есть, что нам необходимо найти.


- Ребята, откройте тетради. Отступите от последней записи 4

клетки.

Перепишите себе данную схему.



Реализация продукта

-Кто расскажет по схеме, каким действием решаются задачи на

нахождение числа, которое на несколько единиц меньше данного?

-

- Хорошо, молодцы. Итак, какова же тема нашего урока?

- Какова же цель нашего урока?



- Что мы с вами сделали?

- Решение задач на нахождение числа, которое на несколько единиц меньше данного.

- Научиться решать задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц меньше данного.

- Составили схему.

- Хорошо, молодцы. Справились с заданием.


  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель. Организовать первичное закрепление нового знания.



Первая задача


I этап. Анализ задачи.

ПРЕДМЕТНЫЕ:

1. Учить решать задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц меньше данного.

Метапредметные:

1. регулятивные:

1. понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи;

2. контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью

2. познавательные:

1. Действовать в соответствии с правилом

2. Смысловое чтение

3. Совершенствовать логические операции: анализ и синтез

4. установление причинно-следственных связей

3. коммуникативные:

1. вступать в диалог и поддерживать его

2. строить речевое высказывание в устной форме


- Прочитайте текст задачи про себя, представьте себе ситуацию.


У Оли было 35 марок, это на 5 марок больше, чем у Пети. Сколько марок у Пети?

- Кто прочитает условие задачи?

- У Оли было 35 марок, это на 5 марок больше, чем у Пети.

- Кто прочитает вопрос задачи?


- Сколько марок у Пети?

- О чём говорится в задаче?


- О детях и о марках.

- Кто видел когда-нибудь настоящую марку?


- Для чего нужны марки?

- Чтобы ими показать, что услуги почты оплачены.

- Что делают с марками?

- Собирают, коллекционируют.

- Зачем коллекционируют марки?

- Это такое хобби, интерес, чтобы собирать красивые, редкие, необычные марки и показывать свои друзьям, близким.

- Составим краткую запись. Какие буквы запишем?



- Что известно в задаче?



- О. П.



- У Оли было 35 марок, это на 5 марок больше, чем у Пети.

- Известно ли, сколько марок у Оли?
- Значит, записываем напротив О. - 35 м.

- Известно ли, сколько марок у Пети?

- Да, 35 марок.



- Неизвестно, но сказано, что это на 5 марок б марок, чем у Оли.


- Значит, ставим знак вопроса, проводим стрелочку от О. к П. и записываем на 5 б.


- Что требуется найти?

- Сколько марок у Пети?

О. - 35 м., на 5 б.;

П. - ? м.



II этап. Поиск и решение задачи

- Каким действием найдём?


- вычитанием

- Почему вычитанием?


- Потому что у Оли 35 марок, а это ещё на 5 марок больше, чем у Пети, то есть у Пети на 5 меньше марок, чем у Оли.

- Что надо было найти в задачи?

- Сколько марок у Пети

- Что мы нашли?

- Сколько марок у Пети.

III этап. Решение задачи.

- Миша, выйди и запиши решение задачи. А остальные записывают решение задачи в тетради.


35-5= 30(м.) – у Пети.

Ответ: 30 марок.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!