ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ |
|
Актуализация опорных знаний и умений. Цель. Подготовить учащихся к усвоению нового знания: способа решения задач несколько единиц, выраженная в косвенной форме. |
Задание 1 | |
– Ребята, на экране представлена задача. Решите её. Решение записывайте в тетради кратко, без пояснения. Запишите ответ. | В нашем доме 9 этажей, а в соседнем на 3 этажа больше. Сколько этажей в соседнем доме? | ПРЕДМЕТНЫЕ: 1. Повторить конкретный смысл слов «на несколько больше» в задачах на нахождение числа, которое на несколько больше данного, выраженных в прямой форме. Метапредметные: 1. регулятивные: 1. понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; 2. контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью 2. познавательные: 1. Действовать в соответствии с правилом 2. Смысловое чтение 3. Совершенствовать логические операции: анализ и синтез 4. установление причинно-следственных связей 3. коммуникативные: 1. вступать в диалог и поддерживать его 2. строить речевое высказывание в устной форме |
– Проверяем работу. Покажите ответ первой задачи. – Так! У всех ответ 12! - Каким действием решил задачу? - Почему сложением? | - 12. - Да. - Сложением - потому что число, которое больше на несколько единиц, находим сложением. |
- Почему вы все быстро и правильно решили эту задачу? | - Потому что мы уже решали такие задачи, мы знаем правило решения таких задач. |
Постановка учебной проблемы. Цель. Организовать работу по постановке цели урока, формулированию темы урока (постановке учебной проблемы). |
|
- Ребята, прочитайте, пожалуйста, вторую задачу на экране. - Запишите ее ответ. | В соседнем доме 12 этажей. В нем на 3 этажа больше, чем в нашем. Сколько этажей в нашем доме? | Метапредметные: 1. регулятивные: 1. понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; 2. контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью 2. познавательные: 1. Действовать в соответствии с правилом 2. Смысловое чтение 3. Совершенствовать логические операции: анализ и синтез 4. установление причинно-следственных связей 3. коммуникативные: 1. вступать в диалог и поддерживать его 2. строить речевое высказывание в устной форме |
• Побуждение к осознанию противоречия |
-Ребята, назовите ответ задачи, отвечаем только по поднятой руке. | - 15, 4, 9. |
-Ребята, сколько задач? | - Одна |
-А сколько ответов? | - Несколько. |
- Так, задача одна, а ответы разные. Может ли так быть? - А почему так получилось? | - Нет, не может. -Наверное, еще чего-то не знаем |
- Почему первую задачу вы смогли решить, а вторую нет? | - Потому что в этой задаче другое условие. |
- В задаче другое условие. Какое? | - в нем на 3 этажа больше, чем в нашем. |
| |
- Какой возникает вопрос? - Чему будем учиться? | - Каким действием решать такие задачи. - Решать задачи. | |
- Да, ребята, сегодня мы с вами научимся решать задачи. | |
Поиск решения учебной проблемы. Цель. Организовать побуждающий диалог (обсуждение гипотез, предложенных учащимися и выбор решающей гипотезы и/или организовать подводящий диалог. | ПРЕДМЕТНЫЕ: 1. Учить решать задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц меньше данного. Метапредметные: 1. регулятивные: 1. понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; 2. контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью 2. познавательные: 1. Действовать в соответствии с правилом 2. Смысловое чтение 3. Совершенствовать логические операции: анализ и синтез 4. установление причинно-следственных связей 3. коммуникативные: 1. вступать в диалог и поддерживать его 2. строить речевое высказывание в устной форме |
1 вариант. Побуждающий диалог |
- (Учитель предлагает выйти нескольким ученикам и записать решение) - Оля, Саша и Катя запишите решение задачи на доске. - Оля, объясни свое решение. - Саша, объясни, почему так решил. - Катя, объясни… Каким действием решала задачу? Почему так думаешь? | |
|
I этап. Анализ задачи. |
- Прочитайте текст задачи про себя, представьте себе ситуацию. | - В соседнем доме 12 этажей. В нем на 3 этажа больше, чем в нашем. Сколько этажей в нашем доме? |
- Кто прочитает условие задачи? | - В соседнем доме 12 этажей. В нем на 3 этажа больше, чем в нашем. |
- Кто прочитает вопрос задачи? | - Сколько этажей в нашем доме? |
- О чём говорится в задаче? | - Об этажах и домах. |
- Сколько этажей в домах, которых вы живёте? | - 5-тиэтажный дом, 9-тиэтажный и т.д. |
- Составим краткую запись. Как обозначим наш и соседний дома? | - буквами Н. и С., цифрами 1 и 2. |
- Давайте договоримся, что соседний дом мы будем обозначать римской цифрой I, а наш дом – римской цифрой II. | |
- Что известно в задаче? | - В соседнем доме 12 этажей. В нем на 3 этажа больше, чем в нашем. |
- Известно ли, сколько этажей в соседнем доме? - Значит, записываем напротив I. – 12 эт. | - 12 этажей. |
- Известно ли, сколько этажей в нашем доме? | - Неизвестно, но сказано, что это на 3 этажа м, чем в соседнем. |
- Значит, ставим знак вопроса, проводим стрелочку от I. к II. и записываем на 3 этажа б. | |
- Что требуется найти? | - Сколько этажей в нашем в доме? |
- Кто расскажет задачу по краткой записи? | |
II этап. Поиск решения. (от данных к вопросу) |
- Ребята, сейчас мы будем рассуждать, как решить задачу. Наши рассуждения я буду оформлять на доске в виде схемы. | - 6. |
- Из условия задачи мы знаем, что в соседнем доме 12 этажей, и знаем, что это на 3 этажа больше, чем в нашем доме. Что мы можем найти? | - Сколько этажей в нашем доме. |
- Каким действием найдём? | - Вычитанием. |
- Почему вычитанием? | - Потому что в соседнем доме 12 этажей, а это ещё на 3 этажа больше, чем в нашем, то есть в нашем доме на 3 этажа меньше, чем в соседнем. |
- Что надо было найти в задачи? | - Сколько этажей в нашем доме. |
- Что мы нашли? | - Сколько этажей в нашем доме. |
III этап. Решение задачи |
- Кто запишет решение задачи на доске? - Остальные записывают в тетрадях. | |
- Прочитай ещё раз вопрос. | - Сколько этажей в нашем доме. |
- Назови решение. | - Из 12 вычтем 3. |
- Запиши решение на доске. | - 12 – 3 = 9 |
- Что ты нашёл этим действием? | - Количество этажей в нашем доме. |
- Какое слово запишешь в круглых скобках возле числа 9? | - В скобках возле числа 9 напишу сокращённое слово эт. |
- Запиши полный ответ задачи. | - Ответ: 9 этажей в нашем доме. |
Воспроизведение нового знания. Цель. Организовать работу по воспроизведению нового знания, а именно составлению равенств для правил нахождения цены, количества и стоимости. | |
Выражение решения | |
Продуктивное задание | |
- Ребята, что нужно сделать для того, чтобы запомнить, как решать (каким действием) такие задачи? | - Составить схему. | ПРЕДМЕТНЫЕ: 1. Учить составлять схему к задачам на нахождение числа, которое на несколько единиц меньше данного. Метапредметные: 1. регулятивные: 1. понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; 2. контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью 2. познавательные: 1. Действовать в соответствии с правилом 2. Смысловое чтение 3. Совершенствовать логические операции: анализ и синтез 4. установление причинно-следственных связей 3. коммуникативные: 1. вступать в диалог и поддерживать его 2. строить речевое высказывание в устной форме |
- Чем каким символом) мы можем показать число, которое уже дано в условии задачи? | - квадратиком, треугольником, кругом и т.д. |
- Давайте известное нам число будем с вами обозначать квадратом и после поставим запятую. | |
- Как покажем в нашей схеме неизвестное число в задаче, которое необходимо найти? | - квадратиком, треугольником, кругом и т.д. |
? - Предлагаю вам обозначить неизвестное число в задаче также квадратом, но внутри квадрата поместим знак вопроса. | |
- Что ещё сказано о числе, которое нам известно? | - То что оно больше на несколько единиц. |
- Записываем рядом с пустым квадратом после запятой предлог «на». | |
- В разных задачах числа будут разными, поэтому, мы можем , на изобразить после предлога «на» и поставим пустой квадрат. | |
- Какое слово он означает? | - Несколько |
- Что сделаем дальше? | - Поставим букву б с точкой и снизу подчеркнем. б., так мы сокращаем слово больше. |
- А дальше мы поставим указательный знак, стрелку. Проведём её от известного нам числа к неизвестному, то есть, что нам необходимо найти. | |
- Ребята, откройте тетради. Отступите от последней записи 4 клетки. Перепишите себе данную схему. | |
Реализация продукта |
-Кто расскажет по схеме, каким действием решаются задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц меньше данного? | - |
- Хорошо, молодцы. Итак, какова же тема нашего урока? - Какова же цель нашего урока? - Что мы с вами сделали? | - Решение задач на нахождение числа, которое на несколько единиц меньше данного. - Научиться решать задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц меньше данного. - Составили схему. |
- Хорошо, молодцы. Справились с заданием. | |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель. Организовать первичное закрепление нового знания. | |
Первая задача | |
I этап. Анализ задачи. | ПРЕДМЕТНЫЕ: 1. Учить решать задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц меньше данного. Метапредметные: 1. регулятивные: 1. понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; 2. контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью 2. познавательные: 1. Действовать в соответствии с правилом 2. Смысловое чтение 3. Совершенствовать логические операции: анализ и синтез 4. установление причинно-следственных связей 3. коммуникативные: 1. вступать в диалог и поддерживать его 2. строить речевое высказывание в устной форме |
- Прочитайте текст задачи про себя, представьте себе ситуацию. | У Оли было 35 марок, это на 5 марок больше, чем у Пети. Сколько марок у Пети? |
- Кто прочитает условие задачи? | - У Оли было 35 марок, это на 5 марок больше, чем у Пети. |
- Кто прочитает вопрос задачи? | - Сколько марок у Пети? |
- О чём говорится в задаче? | - О детях и о марках. |
- Кто видел когда-нибудь настоящую марку? | |
- Для чего нужны марки? | - Чтобы ими показать, что услуги почты оплачены. |
- Что делают с марками? | - Собирают, коллекционируют. |
- Зачем коллекционируют марки? | - Это такое хобби, интерес, чтобы собирать красивые, редкие, необычные марки и показывать свои друзьям, близким. |
- Составим краткую запись. Какие буквы запишем? - Что известно в задаче? | - О. П. - У Оли было 35 марок, это на 5 марок больше, чем у Пети. |
- Известно ли, сколько марок у Оли? - Значит, записываем напротив О. - 35 м. - Известно ли, сколько марок у Пети? | - Да, 35 марок. - Неизвестно, но сказано, что это на 5 марок б марок, чем у Оли. |
- Значит, ставим знак вопроса, проводим стрелочку от О. к П. и записываем на 5 б. | |
- Что требуется найти? | - Сколько марок у Пети? |
О. - 35 м., на 5 б.; П. - ? м. | |
II этап. Поиск и решение задачи |
- Каким действием найдём? | - вычитанием |
- Почему вычитанием? | - Потому что у Оли 35 марок, а это ещё на 5 марок больше, чем у Пети, то есть у Пети на 5 меньше марок, чем у Оли. |
- Что надо было найти в задачи? | - Сколько марок у Пети |
- Что мы нашли? | - Сколько марок у Пети. |
III этап. Решение задачи. |
- Миша, выйди и запиши решение задачи. А остальные записывают решение задачи в тетради. | |
35-5= 30(м.) – у Пети. Ответ: 30 марок. | |