СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

2 Музыка Песенность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«2 Музыка Песенность»

Технологическая карта урока по музыке

Тема

Песенность в инструментальной музыке

Педагогические цели: деятельностная

содержательная

формирование представлений о песенности в инструментальной музыке; создать условия для развития умений осознанно и эмоционально воспринимать музыку, слышать и оценивать собственное исполнение; определять, на что похожа мелодия, кем она написана, какие интонации помогают узнать время суток, изображенное в музыке

Проблема занятия

Существует ли песенность в инструментальной музыке?

Задачи:

Предметные

Узнать, что такое песенность.

Учиться: слушать музыку, проводить интонационно-образный анализ музыки, определять характер, настроение, средства муз. выразительности в музыкальном произведении.

Личностные

Способствовать проявлению эмоционального отношения к искусству, эстетический взгляд на мир.

Метапредметные:

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя; планировать учебные действия в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные: осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии с учителем и сверстниками; развивать умение вести диалог, слушать и понимать собеседника.

Основное содержание темы, понятия и термины

Вокальная музыка, инструментальная музыка, песенность, сюита, балет

Музыкальный материал

Э. Григ. „Утро”. Из сюиты „Пер Гюнт”.

Р.К. Щедрин. „Ночь”. Из балета „Конёк-Горбунок”.

М. Ивенсен – слова. Т. Попатенко – музыка. «Соловушка прощается»

Дата

15.09.2022

Класс

3

Преподаватель

Безродная Елена Алексеевна

Отметка, подпись


Сценарий урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

осуществляемые действия

формируемые умения

Организационный этап с мотивацией

  • Здравствуйте, ребята, меня зовут Софья Евгеньевна, и сегодня я проведу у вас урок музыки.

  • Какое у вас настроение в начале урока? Если хорошее то поднимите палец вверх, если вы еще грустное, то покажите палец вниз. В конце урока мы проверим, стало ли ваше настроение лучше.

Предметные:

Узнать, что такое песенность.

Учиться: слушать музыку, проводить интонационно-образный анализ музыки, определять характер, настроение, средства муз. выразительности в музыкальном произведении.

Личностные:

Способствовать проявлению эмоционального отношения к искусству, эстетический взгляд на мир.

Метапредметные:

Регулятивные: Выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Планировать учебные действия в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные: Осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений.

Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодействии с учителем и сверстниками.

Развивать умение вести диалог, слушать и понимать собеседника.



Этап актуализации

  • Давайте вспомним, что такое инструментальная музыка

  • А что такое вокальная музыка?

  • Вокальная музыка – музыка, которая исполняется одним или несколькими голосами.
    Инструментальная музыка – музыка, исполняемая одним или несколькими инструментами.


Этап выявления места и причины затруднения

  • А песенность может быть в инструментальной музыке?

  • Посмотрите, как интересно кто-то думает, что может, кто-то думает, что не может. Давайте на этот главный вопрос ответим сегодня на уроке.

  • Да, нет, Не знаем…

Предлагают ответы

Этап построения нового знания

  • Какие задачи мы поставим перед собой?

  1. Услышать музыкальное инструментальное произведение.

  2. Понять и доказать может ли быть в них песенность.

  • И начнем мы знакомство с инструментальной музыки с произведения великого норвежского композитора Эдварда Грига.

  • Ребята, посмотрите на его портрет, на годы жизни.

  • Эдвард Григ родился почти 180 лет назад, в норвежском городе Берген.

  • Дед, отец и мать композитора были отличными музыкантами. Как вы думаете, во сколько лет, и на каком инструменте Грига впервые начали обучать?

  • В 4, 6, 15…

  • На скрипке, рояле…

  • Представляете уже в 4 года маленький Эдвард Григ начал заниматься игрой на рояле, а уже в 12 лет он написал своё первое произведение.

  • Во время обучения в высшем музыкальном заведении Григ познакомился с творчеством различных композиторов.

  • Эдвард Григ был талантливым композитором, но как вы думаете, чем он любил заниматься в свободное время?

  • Григ очень любил рыбалку и частенько выезжал на природу, чтобы порыбачить с друзьями.

  • Путешествовать, рыбачить

  • Также он является автором более шестисот произведений.

  • Ребята, а 600 произведений это много?

  • Верно, это большое количество произведений, именно поэтому Григ был удостоен многих наград.

  • Давайте все вместе повторим его имя. Эдвард Григ

  • Да

  • Теперь давайте проверим, что вы запомнили. Я называю факт, если он верный, то вы хлопаете 1 раз, если неверный, то вы поднимаете руку и говорите, как будет верно.

  • Эдвард Григ родился 300 лет назад. (Неверно, 180 лет)

  • Эдвард Григ норвежский композитор. (Хлопок)

  • В его семье только мама была музыкантом. (Неверно, ещё дед, отец)

  • В 4 года Григ впервые начал заниматься на инструменте, а в 12 написал своё первое произведение. (Хлопок)

  • Григ играл на скрипке. (Неверно, на рояле)

  • Эдвард Григ родился и вырос в красивой норвежской природе, и когда он путешествовал по скалам и горам, он наблюдал за сказочностью этой природы. И удивительно, что на сюжет одной из сказок он написал музыку, и назвал её сюита.

  • Ребята, а вы знаете, что такое сюита?

  • Это музыкальное произведение, состоящее из нескольких контрастных частей.

  • Например, сначала медленная часть, потом быстра и т.д.

  • А вы знаете сюита называется «Пер Гюнт», а Пер Гюнт – это имя норвежского крестьянина, который отправился в путешествие и начинается это путешествие с пьесы, которую мы сейчас услышим.

  • А когда, как вы думаете, он отправился в путешествие? Утром или ночью?

  • Вы думаете, утром, а другие ночью. А сейчас давайте послушаем и определим.

  • Утром, ночью…

Прослушивание аудиозаписи.

  • Ребята, так как вы думаете, когда он отправился в путешествие? Как можно определить по музыке? Музыка сначала звучала тихо, тихо, а потом громче, громче, как будто наступает рассвет.

  • Так, когда он отправился не ночью, а ранним утром.

  • Утром

  • А как бы вы назвали это произведение?

  • А Григ назвал его просто «Утро».

  • Давайте запишем в тетрадь имя композитора, название произведения и откуда взят отрывок.

Э. Григ. „Утро”. Из сюиты „Пер Гюнт”.

  • Рассвет, раннее утро

  • Скажите, какой ритм у этой мелодии? Ровный или неровный?

  • Ровный

  • А каким темпом обладает мелодия?

  • Медленным, потом средний

  • А динамика громкая, тихая или умеренная?

  • Тихая, умеренная

  • Оркестр

  • Ребята, какое по настроению это произведение?

  • Спокойное, лиричное, невесомое, напевное.

  • Можно сказать, музыка напевная, протяжная и её можно напеть на любой слог, и она песенная?

  • Да, можно

  • Значит может быть в этой музыке песенность?

  • Да

  • Получается, это произведение прозвучало в инструментальном исполнении.

  • А если оно ласковое напевное. Может ли быть в этой музыке песенность?


  • Да, есть потому что музыка плавная, напевная, похожая на песню.

  • Она инструментальная?

  • Да, она исполняется симфоническим оркестром, но в ней есть качество песенность.

  • Да

  • Значит, как мы ответим на главный вопрос?

  • Песенность может быть в инструментальной музыке.

  • Песенность может быть в инструментальной музыке

  • Так, что такое песенность, предположите.

Предположения детей

  • А песенность, ребята, – это музыка похожая на песню (плавная, напевная, протяжная), но она не предназначенная для пения.

  • Посмотрите на слайде вам представлено определение, что такое песенность, и запишите его в тетрадь.


  • Давайте, теперь прослушаем другое произведение, но это уже не норвежский композитор, а русский. Посмотрите на его портрет, прочитайте как его зовут, обратите на год рождения.


  • Родион Константинович Щедрин родился в Москве в начале прошлого века и сейчас ему 89 лет, и скоро ему исполнится целых 90 лет

  • Первым учителем музыка маленького Родиона стал его отец. Когда Родиону было 9 лет, он познакомился с известным русским композитором Дмитрием Шостаковичем, который произвел на него большое впечатление.

  • Щедрин также учился в высшем музыкальном заведении и добился там много успехов

  • Также Р.К. Щедрин испытывает особую любовь к произведениям русского народа.

  • Родион Константинович и по сей день композитор, он удостоен многими государственными премиями.

  • Давайте все вместе повторим его имя. Родион Константинович Щедрин

  • А сейчас проверим, что вы запомнили из его биографии.

  • Кто может сказать, кто был первым учителем Щедрина? отец

  • Сколько лет исполнится Р.К. Щедрину? 90

  • Какой выдающийся композитор произвел большое впечатление на маленького Щедрина? Д. Шостакович

  • К произведениям, какого народа Щедрин испытывает особую любовь? Русского

  • Молодцы.

  • Ребята, и когда Родион Константинович прочитал сказку Петра Ершова «Конёк-горбунок», она так ему понравилась, что он решил написать музыку к целому балету.


  • Ребята, а что такое балет?

Балет - музыкальный спектакль, который сопровождается симфоническим оркестром.

  • Верно. И вот он создал балет «Конёк-горбунок». А в чём своеобразие содержания этой сказки.


  • На поле одного крестьянина кто-то начал вытаптывать посевы. Иван, младший сын, по поручению отца, выследил хулигана, которым оказалась белоснежная кобылица. Она, взамен на её свободу, подарила ему двух прекрасных коней и маленького Конька-Горбунка. По ее словам, он должен был стать другом Ивану. Старшие братья, прознав про чудесных жеребцов, выкрали их, желая продать в столице. Но Иван на Коньке догнал их, и в город отправились все вместе. По дороге Иван нашел перо Жар-птицы и спрятал его. В городе коней купил царь, а Ивана взял конюхом, потому что жеребцы больше никого не слушали.

  • Во дворце у Ивана были недоброжелатели. По приказу царя ему пришлось отправиться за жар-птицей, потом за Царь-девицей и искупаться в «трех водах». Во всех этих приключениях ему помогал верный друг Конек-Горбунок. Иван смог справиться со всеми поручениями и в итоге женился на прекрасной царевне.


  • Посмотрите, ребята, какая из картинок на слайде соответствует музыке, которая сейчас прозвучит.


Прослушивание аудиозаписи

  • Как вы думаете, какая картинка подходит? Почему?

  • Давайте запишем в тетрадь имя композитора, название произведения и откуда взят отрывок.

Р.К. Щедрин. „Ночь”. Из балета „Конёк-Горбунок”.

  • В левом углу нижнем

  • Ребята, а как звучит музыка?

  • Очень тихо, трепетно, еле слышно

  • Это утро или ночь?

  • Ночь

  • А что ночью происходило в сказке?

  • В младшему брату пришла кобылица

  • Опишите характер мелодии.

  • Характер: дремотный, размеренный, сонный, спокойный

  • Скажите, какой ритм у этой мелодии? Ровный или неровный?

  • Ровный

  • А каким темпом обладает мелодия?

  • Медленным

  • А динамика громкая, тихая или умеренная?

  • Тихая, в конце громкая

  • А есть ли в этом произведении качество песенность?

  • Как музыка звучит? Тихо, протяжно, напевно.

  • Значит, в нём тоже есть качество…

  • Песенность

  • А что такое песенность, напомните мне определение.

  • Песенность – это музыка похожая на песню (плавная, напевная, протяжная), но она не предназначенная для пения.

  • Мы доказали, что и в этом инструментальной произведении, в котором нет голосов, тоже есть качество музыки песенность.

Этап первичного закрепления знаний

  • Ребята, значит, какой главный вывод мы с вами можем сделать?

  • Что в инструментальной музыке может быть качество песенность

Этап включения в систему знаний и повторения

  • А как вы думаете, песенность может быть в вокальной музыке? А что такое вокальная музыка, мы вначале урока говорили.

  • Вокальная музыка – музыка, которая исполняется одним или несколькими голосами.

  • Давайте проверим, прослушав песню слова, которой написала Маргарита Ивенсен, а музыку Тамара Попатенко. Песня называется «Скворушка прощается».

Прослушивание аудиозаписи.

  • Как звучит песня?

  • Здесь есть песенность?

  • Протяжно, напевно


  • Да

  • Значит и в вокальной музыке есть такое качество, как песенность.

  • Вы уже поняли, о чём будет песня?

  • Да о птице скворце.

  • Верно, давайте её прослушаем, а вы подумайте, какое настроение у мелодии.

  • Тоскливое, печальное, горькое, унылое

  • А как вы думаете, почему такое настроение у песни?

  • Потому что наступила осень, и он прощается.

  • Хорошо, кто может выразительно прочитать текст этой песни?

Ученик читает

  • Выразительно прочитал(а) (ученик)? Теперь давайте разучим песню. Я читаю строку, а вы повторяете за мной.


  • Теперь встаньте, и мы попробуем исполнить песню.


  • Молодцы, нам осталось только разучить движения к словам.

Разучивают движения

Рефлексия учебной деятельности на занятии (итог)

  • Ребята, вы сегодня хорошо поработали.

  • Ну что какое настроение у вас после того как мы узнали на уроке много нового? Если хорошее то поднимите палец вверх, если вы все еще с грустным настроением, то покажите палец вниз. Надеюсь, что все ребята узнали сегодня много нового.

  • До свидания.


5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!