Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
осуществляемые действия | формируемые умения |
Организационный этап с мотивацией | Здравствуйте, ребята, меня зовут Софья Евгеньевна, и сегодня я проведу у вас урок музыки. Какое у вас настроение в начале урока? Если хорошее то поднимите палец вверх, если вы еще грустное, то покажите палец вниз. В конце урока мы проверим, стало ли ваше настроение лучше. | | Предметные: Узнать, что такое песенность. Учиться: слушать музыку, проводить интонационно-образный анализ музыки, определять характер, настроение, средства муз. выразительности в музыкальном произведении. Личностные: Способствовать проявлению эмоционального отношения к искусству, эстетический взгляд на мир. Метапредметные: Регулятивные: Выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Планировать учебные действия в соответствии с поставленными задачами. Познавательные: Осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений. Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодействии с учителем и сверстниками. Развивать умение вести диалог, слушать и понимать собеседника. |
Этап актуализации | Давайте вспомним, что такое инструментальная музыка А что такое вокальная музыка? | Вокальная музыка – музыка, которая исполняется одним или несколькими голосами. Инструментальная музыка – музыка, исполняемая одним или несколькими инструментами. |
| | |
Этап выявления места и причины затруднения | А песенность может быть в инструментальной музыке? Посмотрите, как интересно кто-то думает, что может, кто-то думает, что не может. Давайте на этот главный вопрос ответим сегодня на уроке. | Предлагают ответы |
Этап построения нового знания | Услышать музыкальное инструментальное произведение. Понять и доказать может ли быть в них песенность. | |
И начнем мы знакомство с инструментальной музыки с произведения великого норвежского композитора Эдварда Грига. Ребята, посмотрите на его портрет, на годы жизни. | |
Эдвард Григ родился почти 180 лет назад, в норвежском городе Берген. | |
Дед, отец и мать композитора были отличными музыкантами. Как вы думаете, во сколько лет, и на каком инструменте Грига впервые начали обучать? | В 4, 6, 15… На скрипке, рояле… |
Представляете уже в 4 года маленький Эдвард Григ начал заниматься игрой на рояле, а уже в 12 лет он написал своё первое произведение. | |
Во время обучения в высшем музыкальном заведении Григ познакомился с творчеством различных композиторов. | |
Эдвард Григ был талантливым композитором, но как вы думаете, чем он любил заниматься в свободное время? Григ очень любил рыбалку и частенько выезжал на природу, чтобы порыбачить с друзьями. | |
Также он является автором более шестисот произведений. Ребята, а 600 произведений это много? Верно, это большое количество произведений, именно поэтому Григ был удостоен многих наград. Давайте все вместе повторим его имя. Эдвард Григ | |
Теперь давайте проверим, что вы запомнили. Я называю факт, если он верный, то вы хлопаете 1 раз, если неверный, то вы поднимаете руку и говорите, как будет верно. Эдвард Григ родился 300 лет назад. (Неверно, 180 лет) Эдвард Григ норвежский композитор. (Хлопок) В его семье только мама была музыкантом. (Неверно, ещё дед, отец) В 4 года Григ впервые начал заниматься на инструменте, а в 12 написал своё первое произведение. (Хлопок) Григ играл на скрипке. (Неверно, на рояле) | |
Эдвард Григ родился и вырос в красивой норвежской природе, и когда он путешествовал по скалам и горам, он наблюдал за сказочностью этой природы. И удивительно, что на сюжет одной из сказок он написал музыку, и назвал её сюита. Ребята, а вы знаете, что такое сюита? | Это музыкальное произведение, состоящее из нескольких контрастных частей. Например, сначала медленная часть, потом быстра и т.д. |
А вы знаете сюита называется «Пер Гюнт», а Пер Гюнт – это имя норвежского крестьянина, который отправился в путешествие и начинается это путешествие с пьесы, которую мы сейчас услышим. А когда, как вы думаете, он отправился в путешествие? Утром или ночью? Вы думаете, утром, а другие ночью. А сейчас давайте послушаем и определим. | |
Прослушивание аудиозаписи. Ребята, так как вы думаете, когда он отправился в путешествие? Как можно определить по музыке? Музыка сначала звучала тихо, тихо, а потом громче, громче, как будто наступает рассвет. Так, когда он отправился не ночью, а ранним утром. | |
А как бы вы назвали это произведение? А Григ назвал его просто «Утро». Давайте запишем в тетрадь имя композитора, название произведения и откуда взят отрывок. Э. Григ. „Утро”. Из сюиты „Пер Гюнт”. | |
Скажите, какой ритм у этой мелодии? Ровный или неровный? | |
| |
А динамика громкая, тихая или умеренная? | |
| |
Ребята, какое по настроению это произведение? | Спокойное, лиричное, невесомое, напевное. |
Можно сказать, музыка напевная, протяжная и её можно напеть на любой слог, и она песенная? | |
| |
Получается, это произведение прозвучало в инструментальном исполнении. А если оно ласковое напевное. Может ли быть в этой музыке песенность? | Да, есть потому что музыка плавная, напевная, похожая на песню. |
Она инструментальная? Да, она исполняется симфоническим оркестром, но в ней есть качество песенность. | |
Значит, как мы ответим на главный вопрос? Песенность может быть в инструментальной музыке. | |
Так, что такое песенность, предположите. | Предположения детей |
А песенность, ребята, – это музыка похожая на песню (плавная, напевная, протяжная), но она не предназначенная для пения. Посмотрите на слайде вам представлено определение, что такое песенность, и запишите его в тетрадь. | |
Давайте, теперь прослушаем другое произведение, но это уже не норвежский композитор, а русский. Посмотрите на его портрет, прочитайте как его зовут, обратите на год рождения. | |
Родион Константинович Щедрин родился в Москве в начале прошлого века и сейчас ему 89 лет, и скоро ему исполнится целых 90 лет | |
Первым учителем музыка маленького Родиона стал его отец. Когда Родиону было 9 лет, он познакомился с известным русским композитором Дмитрием Шостаковичем, который произвел на него большое впечатление. Щедрин также учился в высшем музыкальном заведении и добился там много успехов Также Р.К. Щедрин испытывает особую любовь к произведениям русского народа. Родион Константинович и по сей день композитор, он удостоен многими государственными премиями. Давайте все вместе повторим его имя. Родион Константинович Щедрин | |
А сейчас проверим, что вы запомнили из его биографии. Кто может сказать, кто был первым учителем Щедрина? отец Сколько лет исполнится Р.К. Щедрину? 90 Какой выдающийся композитор произвел большое впечатление на маленького Щедрина? Д. Шостакович К произведениям, какого народа Щедрин испытывает особую любовь? Русского Молодцы. | |
Ребята, и когда Родион Константинович прочитал сказку Петра Ершова «Конёк-горбунок», она так ему понравилась, что он решил написать музыку к целому балету. | |
Ребята, а что такое балет? | Балет - музыкальный спектакль, который сопровождается симфоническим оркестром. |
| |
На поле одного крестьянина кто-то начал вытаптывать посевы. Иван, младший сын, по поручению отца, выследил хулигана, которым оказалась белоснежная кобылица. Она, взамен на её свободу, подарила ему двух прекрасных коней и маленького Конька-Горбунка. По ее словам, он должен был стать другом Ивану. Старшие братья, прознав про чудесных жеребцов, выкрали их, желая продать в столице. Но Иван на Коньке догнал их, и в город отправились все вместе. По дороге Иван нашел перо Жар-птицы и спрятал его. В городе коней купил царь, а Ивана взял конюхом, потому что жеребцы больше никого не слушали. Во дворце у Ивана были недоброжелатели. По приказу царя ему пришлось отправиться за жар-птицей, потом за Царь-девицей и искупаться в «трех водах». Во всех этих приключениях ему помогал верный друг Конек-Горбунок. Иван смог справиться со всеми поручениями и в итоге женился на прекрасной царевне. | |
Посмотрите, ребята, какая из картинок на слайде соответствует музыке, которая сейчас прозвучит. | |
Прослушивание аудиозаписи Как вы думаете, какая картинка подходит? Почему? Давайте запишем в тетрадь имя композитора, название произведения и откуда взят отрывок. Р.К. Щедрин. „Ночь”. Из балета „Конёк-Горбунок”. | |
Ребята, а как звучит музыка? | Очень тихо, трепетно, еле слышно |
| |
| |
| Характер: дремотный, размеренный, сонный, спокойный |
Скажите, какой ритм у этой мелодии? Ровный или неровный? | |
| |
А динамика громкая, тихая или умеренная? | |
| |
А есть ли в этом произведении качество песенность? Как музыка звучит? Тихо, протяжно, напевно. Значит, в нём тоже есть качество… | |
А что такое песенность, напомните мне определение. | Песенность – это музыка похожая на песню (плавная, напевная, протяжная), но она не предназначенная для пения. |
Мы доказали, что и в этом инструментальной произведении, в котором нет голосов, тоже есть качество музыки песенность. | |
Этап первичного закрепления знаний | Ребята, значит, какой главный вывод мы с вами можем сделать? | |
Этап включения в систему знаний и повторения | А как вы думаете, песенность может быть в вокальной музыке? А что такое вокальная музыка, мы вначале урока говорили. | Вокальная музыка – музыка, которая исполняется одним или несколькими голосами. |
Давайте проверим, прослушав песню слова, которой написала Маргарита Ивенсен, а музыку Тамара Попатенко. Песня называется «Скворушка прощается». | |
Прослушивание аудиозаписи. Как звучит песня? Здесь есть песенность? | |
Значит и в вокальной музыке есть такое качество, как песенность. | |
Вы уже поняли, о чём будет песня? | |
Верно, давайте её прослушаем, а вы подумайте, какое настроение у мелодии. | Тоскливое, печальное, горькое, унылое |
А как вы думаете, почему такое настроение у песни? | Потому что наступила осень, и он прощается. |
Хорошо, кто может выразительно прочитать текст этой песни? | Ученик читает |
Выразительно прочитал(а) (ученик)? Теперь давайте разучим песню. Я читаю строку, а вы повторяете за мной. | |
Теперь встаньте, и мы попробуем исполнить песню. | |
Молодцы, нам осталось только разучить движения к словам. | Разучивают движения |
Рефлексия учебной деятельности на занятии (итог) | Ребята, вы сегодня хорошо поработали. Ну что какое настроение у вас после того как мы узнали на уроке много нового? Если хорошее то поднимите палец вверх, если вы все еще с грустным настроением, то покажите палец вниз. Надеюсь, что все ребята узнали сегодня много нового. До свидания. | |