СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

2 закон Менделя .

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Можно применять и в 9 классе с наименьшем количесвом задач. УК Сонина.

Просмотр содержимого документа
«2 закон Менделя .»

ВТОРОЙ ЗАКОН МЕНДЕЛЯ.



Задачи урока: сформировать понятия II закона Менделя; развивать навыки написания генотипов, составления схем моногибридного и дигибридного скрещиваний; решения задач на I и II законы Менделя.

Ход урока.

  1. Проверка готовности класса к уроку.

  2. Проверка знаний по теме: «Гибридологический метод изучения наследственности. Первый закон Менделя».

Шесть учеников получают карточки.

Карточка № 1.

    1. Что такое генетика?

    2. Гаплоидный набор хромосом равен 23, чему равен диплоидный набор хромосом?

    3. Что является материальной основой наследственности?

Карточка № 2.

  1. Что называется наследственностью?

  2. Выберите правильный ответ.

Для профазы I деления митоза характерно:

а) удвоение хромосом;

б) расхождение хромосом;

в) деление центромеры;

г) конъюгация хромосом;

д) выстраивание хромосомм на экваторе.

Карточка № 3.

  1. Какие гены называются аллельными?

  2. Какой метод изучения наследственности называется гибридологическим?

  3. В чем заключается правило единообразия первого поколения?

Карточка № 4.

  1. Какими были генотипы родителей, если в поколении F1, F2, F3 расщеплений по фенотипу нет?

  2. Выберите правильный ответ.

Для анафазы митоза характерно:

а) удвоение хромосом;

б) спирализация хромосом;

в) конъюгация хромосом;

г) образование веретена деления;

д) расхождение хромосом.

Карточка № 5.

  1. Назовите известных ученых-генетиков.

  2. Какими были генотипы родителей, если в поколении F1 наблюдается единообразие фенотипов, а в поколении F2 расщепление 3 : 1?

  3. Каким будет расщепление по генотипу в F2?

Карточка № 6.

  1. Что такое ген?

  2. При скрещивании желтоокрашенных томатов с красными в поколении F1 все томаты были красной окраски. Объясните, почему.

Пока дети работают с карточками, два ученика готовят ответы у доски:

  1. Оформление задачи на I закон Менделя.

2. Гипотеза чистоты гамет.

Фронтальный опрос:

Что такое генетика?

Что такое наследственность, изменчивость?

Что является материальной основой наследственности?

Какие гены называется аллельными?

Что такое доминантный и рецессивный признак?

Что называется гомо- и гетерозиготой?

Что называется генотипом, фенотипом?

Что такое моногибридное скрещивание?

оцениваю ответы у доски и собираю карточки.

: «Мы с вами вспомнили закономерности наследования при моногибридном скрещивании, а сегодня познакомимся с дигибридным скрещиванием и II законом Менделя».

III. Изложение нового материала (беседа).

Вопрос: 1. Какое скрещивание называется моногибридным? 2. Что означает приставка ди- (два)?

Вывод: Дигибридное скрещивание – скрещивание по двум парам альтернативных признаков.

На экране через мультимедийный проектор учитель показывает ход дигибридного скрещивания и решетку Пиннета.


Скрещивание гороха

растение желтые зеленые

гладкие морщинистые


Р AABB * aabb

F1 AaBb

G. AB; Ab; ab; aB.

F2



AB

Ab

aB

ab

AB

AABB

AABb

AaBB

AaBb

Ab

AABb

AAbb

AabB

Aabb

aB

AaBB

AaBb

aaBB

aaBb

ab

AaBb

Aabb

aaBb

aabb


Задание: Посмотрите на экран. Выпишите фенотипы горошин.

Гладких желтых – 9.

Морщинистых желтых – 3.

Гладких зеленых – 3.

Морщинистых зеленых – 1.

F2 9 : 3 : 3 : 1.

Работа с учебником.

Внимательно рассмотрите рис. 106 – скрещивание морских свинок. Справедливо ли расщепление по фенотипу 9 : 3 : 3 : 1 и для морских свинок?

Ученики делают вывод: Данные закономерности прослеживаются.

Задание: Посмотрите на экран и посчитайте по каждому признаку отдельно количество горошин:

желтые : зеленые – 12 : 4 = 3 : 1;

гладкие : морщинистые – 12 : 4 = 3 : 1.

Вопрос: При каком скрещивании наблюдается данное расщепление по фенотипу (3:1)?

Ответ: При моногибридном скрещивании.

Вывод: Расщепление по каждой паре признаков идет независимо от других признаков.

Доказать алгебраически: (3 + 1)2 = 9 + 6 + 1 = 9 + 3 + 3 + 1.

Прочитайте на стр. 107 II закон Менделя.

Запишите формулировку в тетрадь.

IV. Закрепление:

Устно:

1. Может ли у 2 растений гороха (зеленосемянные) быть в потомстве растение с желтыми семенами?

Решение на экране (проверка).

2. Может ли у голубоглазых и светловолосых родителей родиться кареглазый темноволосый ребенок?

Решение на экране (проверка).

Задача:

Ген красной окраски томатов доминирует над желтой, круглая форма – над грушевидной. Какие результаты можно ожидать при скрещивании растения, имеющего красные круглые плоды, гетерозиготного по 2 парам признаков, с растением, имеющим желтые грушевидные плоды?


P AaBb * aabb

гам. AB; Ab; ab; aВ * аb

F1 AaBb; AaBb; aaBb; aabb

по фенотипу 1 : 1 : 1 : 1.

по генотипу 1 : 1 : 1 : 1.


Задание у доски:

Записать генотипы:

а) дигомозигота ( AABB; aabb);

б) дигетерозигота (AaBb);

в) гетерозигота по 1 паре признаков AaBB; Aabb.

Подведение итогов.

Учитель делает обзор урока и подводит итоги:

– Мы сегодня с вами вспомнили и закрепили закономерности наследования при моногибридном скрещивании; узнали, что такое дигибридное скрещивание и какие закономерности наследования наблюдаются при дигибридном скрещивании. Вывели II закон Менделя и доказали его алгебраическим методом. В чем заключается II закон Менделя?

Учитель выставляет и комментирует оценки за урок.

Домашнее задание:



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!