м
План-конспект открытого урока
по биологии в 10 «2» классе
Тема: «Первый закон Менделя – закон единообразия гибридов первого поколения. Второй закон Менделя – закон расщепления признаков».
Дата проведения: _03.02.2021г. (2 полугодие)____
Провел учитель биологии Гаджимурадова Сапият Джамалутдиновна
Цели занятия:
Образовательная:
1. Сформулировать у обучающихся понятие о моногибридном скрещивании организмов, познакомить их с сущностью первого и второго законов Менделя ,
2. Научить обучающихся использовать знания об основных понятиях генетики для объяснения законов, открытых Менделем.
3. Способствовать развитию познавательного интереса обучающихся к изучению проблем генетики.
Развивающая :
- Использовать приобретенные знания при выполнении исследовательской работы «Моя родословная. Наследование признаков в моей семье».
Воспитательная :
План урока:
- Организационный момент
- Актуализация знаний
- Изучение нового материала
- Решение задач на индивидуальном уровне, тестовые задания
- Закрепление
- Домашнее задание
- Рефлексия
Тип урока: комбинированный.
Методическое обеспечение урока:
А) Учебные пособия: учебное пособие видеоурока «Общая биология 11 класса» карточки с задачами; мультимедийная доска, учебная доска; мел. Динамическое пособие на магнитах.
Б) Средства контроля: опрос, тестовые задания, индивидуальные задания, при выполнение исследовательской работы «Моя родословная. Наследование признаков в моей семье» (прослеживание наследования выбранных обучающимися одного или нескольких признаков в их семье).
Основные понятия урока:
Генетика; доминантные и рецессивные признаки; аллель; гомозигота; гетерозигота; локус; 1,2 законы Менделя; хромосомная теория наследственности, генотип, фенотип, моногибридное скрещивание, дигибридноескрещевание.
Оборудование: презентация «законы Менделя », Динамическое пособие на магнитах.
Ход занятия:
- Организационный момент: (1 мин)
- Актуализация знаний обучающихся:
Опрос.
- Кто был первым естествоиспытателем поставившим опыты, доказывающее генетическую принадлежность
- Дайте определения следующим понятиям:
генетика, доминантные и рецессивные признаки, гомозиготный и гетерозиготный организм, генотип и фенотип, аллельные гены.
- Какие символы используются в генетике для анализа и прослеживания передачи наследственных свойств?
- Изучение нового материала.
- Ребята, на прошлом уроке мы начали рассматривать новую тему «Генетика». Как вы думаете, когда могут проявляться признаки, которые являются «слабыми» признаками? (Могут. Когда они будут в гомозиготном рецессивном состоянии).
Давайте рассмотрим примеры, когда эти признаки будут проявляться, а когда будут находиться в скрытом (латентном) состоянии.
Преподаватель свое объяснение поясняет показом видеоурока
Закрепление. (1-2 мин)
Вопросы для проверки знаний обучающихся:
- Сколько пар альтернативных признаков учитывается при моногибридном скрещивании? (одна)
- Как будет называться скрещивание, при котором учитывается две пары признаков? (дигибридное)
- Какие гены называют аллельными? (формы одного и того же гена, определяющие альтернативные признаки и расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом)
- При каком способе опыления были получены Г. Менделем гибриды первого поколения? (перекрёстном)
- Какой способ опыления применял Г. Мендель для получения гибридов второго поколения? (самоопыление)
- Являются ли у семян гороха гены жёлтой окраски и гладкой поверхности аллельными? (нет)
- Как будет называться скрещивание, при котором учитывается две пары признаков? (дигибридное)
- Какие гены называют аллельными? (формы одного и того же гена, определяющие альтернативные признаки и расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом)
Тест 1 – D; 2 – В; 3 – А; 4 – D; 5 – А; 6 –В;
1 – С; 2 – С; 3 – В; 4 – С; 5 – D; 6 – А.
- Домашнее задание.
- Рефлексия (итог урока): Подводятся итоги занятия, выставляются оценки за работу.