Сценарий занятия | 8–9 классы
1
Сценарий занятия | 8–9 классы
20 января 2025 года
Сценарий занятия | 8–9 классы
СЦЕНАРИЙ
занятия «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»
для обучающихся 8–9 классов
Занятие 18 ДЕНЬ СТУДЕНТА
Цели занятия: формирование у обучающихся представлений о студенчестве как этапе взросления, о специфике студенческих лет и качествах студента.
Формирующиеся ценности: служение Отечеству и ответственность за его судьбу, коллективизм.
Основные смыслы:
- Становясь студентом, человек совершает выбор, определяющий его жизненный путь.
- Студенчество – переход к взрослой жизни, который требует развития определенных качеств и умений.
- Студенческие годы – важный и интересный этап жизни.
- Студенчество – будущее страны.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение. Занятие включает просмотр видеоматериалов и выполнение интерактивных заданий
Комплект материалов:
- методические рекомендации;
- видеоматериалы;
- презентация.
Этапы занятия
Мотивационно- целевой этап: просмотр видеоролика- анонса занятия, беседа.
Основной этап: беседа, просмотр и обсуждение видеоролика- интервью, викторина.
Заключительный этап: беседа.
Мотивационно- целевой этап
Учитель организует просмотр видеоролика- анонса занятия с Александром Новиковым.
Учитель: Сегодня мы с вами поговорим об одном из самых интересных этапов в жизни человека – студенчестве. Это
Сценарий занятия | 8–9 классы
время, когда вас считают уже достаточно взрослыми и только на вас лежит ответственность за собственные успехи или неуспехи в учебе. Студенчество – это стартовая точка вашего пути к воплощению того образа будущего, о котором мы говорили на первом занятии в этом учебном году.
Ребята, связан ли ваш образ будущего с какой- то конкретной профессией? Если да, то с какой?
Ответы обучающихся.
Учитель: Как вы думаете, что вам необходимо сделать, чтобы достичь поставленной цели и воплотить в жизнь ваш образ будущего?
Ответы обучающихся.
Учитель: Задумывались ли вы уже о том, где будете продолжать обучение после школы? С какой сферой деятельности вы хотите связать свою жизнь?
Ответы обучающихся.
Учитель: Осознанный выбор профессии, четкий план и стремление к саморазвитию – залог успеха в достижении поставленных целей. Особенно важны эти принципы в студенческие годы, когда закладываются основы будущей профессиональной деятельности.
Основной этап
Учитель: Как вы думаете, ребята, почему мы говорим о студенчестве именно сейчас, в конце января? С какой памятной датой это связано?
Ответы обучающихся.
отмечается День российского
Учитель: 25 января студенчества. Официально он
был установлен указом
Президента Российской Федерации в 2005 году, но его история насчитывает уже более двух веков и тесно связана с Московским университетом.
Подробнее об этом празднике вы узнаете из видеосюжета.
Сценарий занятия | 8–9 классы
Учитель организует просмотр видеоролика «История и традиции Дня российского студенчества».
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему студенчеству посвящен целый праздник?
Ответы обучающихся.
Учитель: Да, ребята, вы правы. Студенчеству посвящён отдельный праздник потому, что это важный этап в жизни каждого человека. В студенческие годы человек получает знания, навыки и опыт, которые будут определять его дальнейшую жизнь и профессиональную деятельность.
В видеосюжете вам была рассказана история Дня российского студенчества. Запомнили ли вы, почему этот праздник отмечается в день подписания указа об открытии Московского университета?
Ответы обучающихся.
Учитель: А что вы знаете о главном вузе страны – МГУ им. М.В. Ломоносова?
Ответы обучающихся.
Учитель: Давайте
послушаем, что студентах ректор
расскажет МГУ Виктор
об университете и его
Антонович Садовничий.
Учитель организует просмотр и обсуждение видеоинтервью с В.А. Садовничим . Примерные вопросы для обсуждения:
- Что для вас было самым интересным в беседе с Виктором Антоновичем?
- Какой вопрос вы бы задали руководителю самого старого и самого известного в России университета?
Учитель: Какие еще институты и университеты вы знаете?
В каких из них учились ваши родители, братья или сестры?
Ответы обучающихся.
Учитель: Профессию можно получить не только в высших учебных заведениях (институтах, университетах), но также
Сценарий занятия | 8–9 классы
и в организациях среднего профессионального образования – колледжах, техникумах, училищах. Какие из них вы знаете (нашего региона)? Какие их них вам интересны?
Ответы обучающихся.
Учитель: Не так давно на занятии по теме «Что значит быть взрослым?» мы говорили о качествах и навыках, которыми должен обладать взрослый человек. Какие из них необходимы для поступления в вуз или колледж и для успешной учебы там?
Ответы обучающихся.
Учитель: Правильно, ребята. Как мы с вами говорили ранее, основное качество взрослого человека – ответственность. Это относится как к выбору будущей профессии, так и места обучения.
Для поступления в вуз или колледж и успешного обучения там важно быть организованным, дисциплинированным, целеустремленным, проявлять самостоятельность, активно участвовать в учебном процессе, заниматься самообразованием и саморазвитием, а также уметь адаптироваться к динамично меняющейся образовательной среде.
Как вы думаете, чем студент отличается от школьника, а студенческая жизнь от школьной? Чем обусловлены эти отличия?
Ответы обучающихся.
Учитель: Отличия студента от школьника и студенческой жизни от школьной обусловлены изменением уровня самостоятельности и ответственности. Студенты более самостоятельны, чем школьники, более профессионально ориентированы, учебная программа в вузе сложнее и глубже, чем в школе. Образовательный процесс в вузе строится иначе, чем в школе – лекции, семинары, лабораторные работы и практические занятия требуют от студента активного участия и самостоятельной подготовки.
Таким образом, переход от школьного этапа к студенческому — это важный период взросления. Студенческие годы формируют личность, развивают навыки,
Сценарий занятия | 8–9 классы
необходимые для успешной профессиональной деятельности и жизни в обществе.
Но студенческие годы – это не только учеба. Как вы думаете, чем еще может быть насыщена студенческая жизнь?
Ответы обучающихся.
Учитель: Студенческие годы – это время интенсивного личного и профессионального роста, знакомства с новыми людьми, приобретения жизненного опыта и формирования мировоззрения. Волонтерство, общественная деятельность, участие в соревнованиях, стажировки и практики, творческие проекты – вот лишь часть тех мероприятий, которыми богата студенческая жизнь.
Рассчитываете ли вы приобрести в студенческие годы друзей? Как вы считаете, что будет вас объединять? Знаете ли вы примеры, как студенческая дружба становится дружбой на всю жизнь?
Ответы обучающихся.
Учитель организует чтение и обсуждение стихотворения Эдуарда Асадова «Студенты» (приложение 1 к сценарию, презентация к занятию). Примерные вопросы для обсуждения: – Что вы узнали о студенческой жизни из этого
стихотворения?
- Согласны ли вы, что автор прекрасно передал настроение и атмосферу студенческой жизни, образ жизни студентов? Обоснуйте свой ответ.
- В чем автор видит романтику студенческих лет?
- В чем автор видит радости и трудности студенчества?
В случае недостатка времени или если обучающиеся будут испытывать затруднения при анализе стихотворения, можно предложить им эту работу в рамках постразговора.
Учитель: Сейчас предлагаю вам ответить на вопросы викторины, посвящённой Дню российского студенчества и студенческому периоду в жизни человека.
Учитель организует интерактивную викторину «Студенты и студенчество». Если у учителя нет возможности провести викторину в интерактивном формате, ее можно организовать в формате «вопрос – ответ» (приложение 2 к сценарию).
Сценарий занятия | 8–9 классы
понимаете
выражение:
Учитель: Ребята, как вы
«Студенчество – будущее страны»?
Ответы обучающихся.
Учитель: От качества образования нынешних студентов вузов и колледжей будет зависеть будущее страны. Именно от их профессионализма будет зависеть суверенитет нашего государства, его развитие и процветание.
Как вы считаете, какие направления обучения сейчас наиболее популярны и востребованы в вузах и колледжах нашей страны? Почему?
Ответы обучающихся.
Учитель: Востребованные специальности выявляются по результатам приемной кампании в вузы и колледжи. Вот какие направления были популярны в 2024 году (презентация к занятию) 1 . Их летом этого года озвучил министр науки и высшего образования Валерий Фальков .
Как вы считаете, почему они популярны у современной молодежи?
Ответы обучающихся.
Учитель: Ребята, а о каких направлениях обучения вам было бы интересно получить более подробную информацию?
Ответы обучающихся.
Учитель может дополнить данный этап занятия информацией о вузах и колледжах региона, о популярных в регионе направлениях обучения. Также можно заранее попросить обучающихся (по желанию) подготовить выступление с презентацией по теме «День российского
1 Самые востребованные специальности приемной кампании 2024 года: информационные технологии – информационно- вычислительная техника, прикладная информатика, прикладная математика, информационная безопасность; педагогика – педагоги, методисты, тьюторы; медицина – генетический консультант, ИТ- генетик, молекулярный диетолог, разработчик киберпротезов и имплантатов; сельское хозяйство – агрономы, зооинженеры, ветеринары, фермеры, трактористы, механизаторы; машиностроение – инженер, конструктор, технолог.
Сценарий занятия | 8–9 классы
студенчества в нашем регионе». Примерные вопросы для обсуждения:
- В какие вузы или колледжи нашего региона вы хотели бы поступить? С чем связан ваш выбор?
- Как вы думаете, есть ли в нашем регионе какие- то
особые традиции празднования Дня студента? Или какие- то особые студенческие традиции?
Заключительный этап
Учитель: Ребята, как вы считаете, отличаются ли современные студенты от студентов прошлых веков? Чем отличаются?
Ответы обучающихся.
Учитель: Да, конечно, современные студенты отличаются от своих предшественников в основном благодаря доступности образования, техническим возможностям и социальным изменениям. Сегодняшние студенты имеют больше ресурсов для получения знаний, развития навыков и реализации своих амбиций. Тем не менее основные принципы обучения и стремление к знаниям остаются неизменными, что подчеркивает непрерывность процесса образования и его значение для развития общества.
Появилось ли что- то новое в вашем представлении о студентах и студенческих годах?
Ответы обучающихся.
Учитель: Как планы на дальнейшее обучение могут повлиять на планирование других аспектов жизни?
Ответы обучающихся.
Учитель: Ребята, как вы понимаете высказывание
и философа Конфуция:
древнего китайского мыслителя
«Выбери профессию, которую ты любишь,
— и тебе
не придется работать ни дня в твоей жизни»?
Ответы обучающихся.
Учитель: Да, вы правы. Если человек занимается делом, которое ему искренне нравится, то работа перестает
Сценарий занятия | 8–9 классы
восприниматься как обязанность или тяжкий труд. Вместо этого она превращается в удовольствие, источник удовлетворения и вдохновения. А человек становится по- настоящему полезен обществу.
Я желаю каждому из вас найти свой путь в жизни,
с пользой провести свои студенческие годы и запомнить их на всю жизнь!
Постразговор
- Анализ стихотворения Эдуарда Асадова «Студенты».
Сценарий занятия | 8–9 классы
Приложение 1
Э. Асадов. Студенты
Проехав все моря и континенты, Пускай этнограф в книгу занесет, Что есть такая нация — студенты, Веселый и особенный народ!
Понять и изучить их очень сложно. Ну что, к примеру, скажете, когда
Все то, что прочим людям невозможно, Студенту — наплевать и ерунда!
Вот сколько в силах человек не спать? Ну день, ну два… и кончено! Ломается!
Студент же может сессию сдавать, Не спать неделю, шахмат не бросать
Да плюс еще влюбиться ухитряется.
А сколько спать способен человек? Ну, пусть проспит он сутки на боку, Потом, взглянув из- под опухших век, Вздохнет и скажет: — Больше не могу! А вот студента, если нет зачета,
В субботу положите на кровать,
И он проспит до следующей субботы, А встав, еще и упрекнет кого- то:
— Ну что за черти! Не дали поспать!
А сколько может человек не есть? Ну день, ну два… и тело ослабело… И вот уже ни встать ему, ни сесть,
И он не вспомнит, сколько шестью шесть, А вот студент — совсем другое дело.
Коли случилось «на мели» остаться, Студент не поникает головой.
Он будет храбро воздухом питаться И плюс водопроводною водой!
Что был хвостатым в прошлом человек — Научный факт, а вовсе не поверье.
Но, хвост давно оставя на деревьях, Живет он на земле за веком век.
И, гордо брея кожу на щеках,
Он пращура ни в чем не повторяет. А вот студент, он и с хвостом бывает, И даже есть при двух и трех хвостах!
Что значит дружба твердая, мужская?
Сценарий занятия | 8–9 классы
На это мы ответим без труда: Есть у студентов дружба и такая, А есть еще иная иногда.
Все у ребят отлично разделяется, И друга друг вовек не подведет.
Пока один с любимою встречается, Другой идет сдавать его зачет…
Мечтая о туманностях галактик
И глядя в море сквозь прицелы призм, Студент всегда отчаянный романтик!
Хоть может сдать на двойку романтизм. Да, он живет задиристо и сложно,
Почти не унывая никогда.
И то, что прочим людям невозможно, Студенту — наплевать и ерунда!
И, споря о стихах, о красоте,
Живет судьбой особенной своею. Вот в горе лишь страдает, как и все, А может, даже чуточку острее…
Так пусть же, обойдя все континенты, Сухарь этнограф в труд свой занесет. Что есть такая нация — студенты, Живой и замечательный народ!
Сценарий занятия | 8–9 классы
Приложение 2
Викторина «Студенты и студенчество» Вопрос № 1
Почему День российского студенчества отмечается 25 января?
- В этот день был основан Санкт- Петербургский университет
- В этот день был основан Московский университет
- В этот день было открыто первое здание Московского университета
- В этот день состоялся первый выпуск из Московского университета
Правильный ответ: 2
Вопрос № 2
Чье имя носит Московский университет?
Правильный ответ: 3
Вопрос № 3
Какие качества важно воспитать в себе студенту для успешного обучения вузе или колледже?
- Стремление к саморазвитию и самообразованию
Правильный ответ: 4
Вопрос № 4
Когда День российского студенчества был утвержден на официальном уровне?
Правильный ответ: 3
Сценарий занятия | 8–9 классы
Вопрос № 5
Назовите основные отличия студенческой жизни от школьной
- Профессиональная ориентация
- Программы обучения сложнее
- Иное построение учебного процесса
Правильный ответ: 4
Вопрос № 6
Как называется документ, который получает выпускник вуза?
- Среди ответов нет верного
Правильный ответ: 1
Вопрос № 7
Чем, помимо учебы, характеризуются студенческие годы?
- Знакомство с новыми людьми
- Формирование мировоззрения
- Интенсивный личностный и профессиональный рост
Правильный ответ: 4