СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

20 января 2025 г. Разговоры о важном. День студента. Сценарий занятия. 8-9 классы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Источник: https://разговорыоважном.рф

Просмотр содержимого документа
«20 января 2025 г. Разговоры о важном. День студента. Сценарий занятия. 8-9 классы.»

Сценарий  занятия  |  8–9  классы 1 Сценарий  занятия  |  8–9  классы 20  января  2025  года

Сценарий занятия | 8–9 классы

1

Сценарий занятия | 8–9 классы

20 января 2025 года

Сценарий занятия | 8–9 классы

СЦЕНАРИЙ

занятия «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»

для обучающихся 8–9 классов

Занятие 18 ДЕНЬ СТУДЕНТА

Цели занятия: формирование у обучающихся представлений о студенчестве как этапе взросления, о специфике студенческих лет и качествах студента.

Формирующиеся ценности: служение Отечеству и ответственность за его судьбу, коллективизм.

Основные смыслы:

  • Становясь студентом, человек совершает выбор, определяющий его жизненный путь.
  • Студенчество – переход к взрослой жизни, который требует развития определенных качеств и умений.
  • Студенческие годы – важный и интересный этап жизни.
  • Студенчество – будущее страны.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение. Занятие включает просмотр видеоматериалов и выполнение интерактивных заданий

Комплект материалов:

  • сценарий;
  • методические рекомендации;
  • видеоматериалы;
  • презентация.

Этапы занятия

Мотивационно- целевой этап: просмотр видеоролика- анонса занятия, беседа.

Основной этап: беседа, просмотр и обсуждение видеоролика- интервью, викторина.

Заключительный этап: беседа.

Мотивационно- целевой этап

Учитель организует просмотр видеоролика- анонса занятия с Александром Новиковым.

Учитель: Сегодня мы с вами поговорим об одном из самых интересных этапов в жизни человека – студенчестве. Это

Сценарий занятия | 8–9 классы

время, когда вас считают уже достаточно взрослыми и только на вас лежит ответственность за собственные успехи или неуспехи в учебе. Студенчество – это стартовая точка вашего пути к воплощению того образа будущего, о котором мы говорили на первом занятии в этом учебном году.

Ребята, связан ли ваш образ будущего с какой- то конкретной профессией? Если да, то с какой?

Ответы обучающихся.

Учитель: Как вы думаете, что вам необходимо сделать, чтобы достичь поставленной цели и воплотить в жизнь ваш образ будущего?

Ответы обучающихся.

Учитель: Задумывались ли вы уже о том, где будете продолжать обучение после школы? С какой сферой деятельности вы хотите связать свою жизнь?

Ответы обучающихся.

Учитель: Осознанный выбор профессии, четкий план и стремление к саморазвитию – залог успеха в достижении поставленных целей. Особенно важны эти принципы в студенческие годы, когда закладываются основы будущей профессиональной деятельности.

Основной этап

Учитель: Как вы думаете, ребята, почему мы говорим о студенчестве именно сейчас, в конце января? С какой памятной датой это связано?

Ответы обучающихся.

отмечается День российского

Учитель: 25 января студенчества. Официально он

был установлен указом

Президента Российской Федерации в 2005 году, но его история насчитывает уже более двух веков и тесно связана с Московским университетом.

Подробнее об этом празднике вы узнаете из видеосюжета.

Сценарий занятия | 8–9 классы

Учитель организует просмотр видеоролика «История и традиции Дня российского студенчества».

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему студенчеству посвящен целый праздник?

Ответы обучающихся.

Учитель: Да, ребята, вы правы. Студенчеству посвящён отдельный праздник потому, что это важный этап в жизни каждого человека. В студенческие годы человек получает знания, навыки и опыт, которые будут определять его дальнейшую жизнь и профессиональную деятельность.

В видеосюжете вам была рассказана история Дня российского студенчества. Запомнили ли вы, почему этот праздник отмечается в день подписания указа об открытии Московского университета?

Ответы обучающихся.

Учитель: А что вы знаете о главном вузе страны – МГУ им. М.В. Ломоносова?

Ответы обучающихся.

Учитель: Давайте

послушаем, что студентах ректор

расскажет МГУ Виктор

об университете и его

Антонович Садовничий.

Учитель организует просмотр и обсуждение видеоинтервью с В.А. Садовничим . Примерные вопросы для обсуждения:

  • Что для вас было самым интересным в беседе с Виктором Антоновичем?
  • Какой вопрос вы бы задали руководителю самого старого и самого известного в России университета?

Учитель: Какие еще институты и университеты вы знаете?

В каких из них учились ваши родители, братья или сестры?

Ответы обучающихся.

Учитель: Профессию можно получить не только в высших учебных заведениях (институтах, университетах), но также

Сценарий занятия | 8–9 классы

и в организациях среднего профессионального образования – колледжах, техникумах, училищах. Какие из них вы знаете (нашего региона)? Какие их них вам интересны?

Ответы обучающихся.

Учитель: Не так давно на занятии по теме «Что значит быть взрослым?» мы говорили о качествах и навыках, которыми должен обладать взрослый человек. Какие из них необходимы для поступления в вуз или колледж и для успешной учебы там?

Ответы обучающихся.

Учитель: Правильно, ребята. Как мы с вами говорили ранее, основное качество взрослого человека – ответственность. Это относится как к выбору будущей профессии, так и места обучения.

Для поступления в вуз или колледж и успешного обучения там важно быть организованным, дисциплинированным, целеустремленным, проявлять самостоятельность, активно участвовать в учебном процессе, заниматься самообразованием и саморазвитием, а также уметь адаптироваться к динамично меняющейся образовательной среде.

Как вы думаете, чем студент отличается от школьника, а студенческая жизнь от школьной? Чем обусловлены эти отличия?

Ответы обучающихся.

Учитель: Отличия студента от школьника и студенческой жизни от школьной обусловлены изменением уровня самостоятельности и ответственности. Студенты более самостоятельны, чем школьники, более профессионально ориентированы, учебная программа в вузе сложнее и глубже, чем в школе. Образовательный процесс в вузе строится иначе, чем в школе – лекции, семинары, лабораторные работы и практические занятия требуют от студента активного участия и самостоятельной подготовки.

Таким образом, переход от школьного этапа к студенческому — это важный период взросления. Студенческие годы формируют личность, развивают навыки,

Сценарий занятия | 8–9 классы

необходимые для успешной профессиональной деятельности и жизни в обществе.

Но студенческие годы – это не только учеба. Как вы думаете, чем еще может быть насыщена студенческая жизнь?

Ответы обучающихся.

Учитель: Студенческие годы – это время интенсивного личного и профессионального роста, знакомства с новыми людьми, приобретения жизненного опыта и формирования мировоззрения. Волонтерство, общественная деятельность, участие в соревнованиях, стажировки и практики, творческие проекты – вот лишь часть тех мероприятий, которыми богата студенческая жизнь.

Рассчитываете ли вы приобрести в студенческие годы друзей? Как вы считаете, что будет вас объединять? Знаете ли вы примеры, как студенческая дружба становится дружбой на всю жизнь?

Ответы обучающихся.

Учитель организует чтение и обсуждение стихотворения Эдуарда Асадова «Студенты» (приложение 1 к сценарию, презентация к занятию). Примерные вопросы для обсуждения: – Что вы узнали о студенческой жизни из этого

стихотворения?

  • Согласны ли вы, что автор прекрасно передал настроение и атмосферу студенческой жизни, образ жизни студентов? Обоснуйте свой ответ.
  • В чем автор видит романтику студенческих лет?
  • В чем автор видит радости и трудности студенчества?

В случае недостатка времени или если обучающиеся будут испытывать затруднения при анализе стихотворения, можно предложить им эту работу в рамках постразговора.

Учитель: Сейчас предлагаю вам ответить на вопросы викторины, посвящённой Дню российского студенчества и студенческому периоду в жизни человека.

Учитель организует интерактивную викторину «Студенты и студенчество». Если у учителя нет возможности провести викторину в интерактивном формате, ее можно организовать в формате «вопрос ответ» (приложение 2 к сценарию).

Сценарий занятия | 8–9 классы

понимаете

выражение:

Учитель: Ребята, как вы

«Студенчество – будущее страны»?

Ответы обучающихся.

Учитель: От качества образования нынешних студентов вузов и колледжей будет зависеть будущее страны. Именно от их профессионализма будет зависеть суверенитет нашего государства, его развитие и процветание.

Как вы считаете, какие направления обучения сейчас наиболее популярны и востребованы в вузах и колледжах нашей страны? Почему?

Ответы обучающихся.

Учитель: Востребованные специальности выявляются по результатам приемной кампании в вузы и колледжи. Вот какие направления были популярны в 2024 году (презентация к занятию) 1 . Их летом этого года озвучил министр науки и высшего образования Валерий Фальков .

Как вы считаете, почему они популярны у современной молодежи?

Ответы обучающихся.

Учитель: Ребята, а о каких направлениях обучения вам было бы интересно получить более подробную информацию?

Ответы обучающихся.

Учитель может дополнить данный этап занятия информацией о вузах и колледжах региона, о популярных в регионе направлениях обучения. Также можно заранее попросить обучающихся (по желанию) подготовить выступление с презентацией по теме «День российского

1 Самые востребованные специальности приемной кампании 2024 года: информационные технологии – информационно- вычислительная техника, прикладная информатика, прикладная математика, информационная безопасность; педагогика – педагоги, методисты, тьюторы; медицина – генетический консультант, ИТ- генетик, молекулярный диетолог, разработчик киберпротезов и имплантатов; сельское хозяйство – агрономы, зооинженеры, ветеринары, фермеры, трактористы, механизаторы; машиностроение – инженер, конструктор, технолог.

Сценарий занятия | 8–9 классы

студенчества в нашем регионе». Примерные вопросы для обсуждения:

  • В какие вузы или колледжи нашего региона вы хотели бы поступить? С чем связан ваш выбор?
  • Как вы думаете, есть ли в нашем регионе какие- то

особые традиции празднования Дня студента? Или какие- то особые студенческие традиции?

Заключительный этап

Учитель: Ребята, как вы считаете, отличаются ли современные студенты от студентов прошлых веков? Чем отличаются?

Ответы обучающихся.

Учитель: Да, конечно, современные студенты отличаются от своих предшественников в основном благодаря доступности образования, техническим возможностям и социальным изменениям. Сегодняшние студенты имеют больше ресурсов для получения знаний, развития навыков и реализации своих амбиций. Тем не менее основные принципы обучения и стремление к знаниям остаются неизменными, что подчеркивает непрерывность процесса образования и его значение для развития общества.

Появилось ли что- то новое в вашем представлении о студентах и студенческих годах?

Ответы обучающихся.

Учитель: Как планы на дальнейшее обучение могут повлиять на планирование других аспектов жизни?

Ответы обучающихся.

Учитель: Ребята, как вы понимаете высказывание

и философа Конфуция:

древнего китайского мыслителя

«Выбери профессию, которую ты любишь,

— и тебе

не придется работать ни дня в твоей жизни»?

Ответы обучающихся.

Учитель: Да, вы правы. Если человек занимается делом, которое ему искренне нравится, то работа перестает

Сценарий  занятия  |  8–9  классы восприниматься  как  обязанность  или тяжкий  труд.  Вместо этого  она  превращается  в  удовольствие,  источник удовлетворения  и  вдохновения.  А  человек  становится  по- настоящему  полезен  обществу. Я  желаю  каждому  из  вас  найти  свой  путь  в  жизни, с  пользой  провести  свои  студенческие  годы  и  запомнить  их на всю  жизнь! Постразговор Анализ  стихотворения  Эдуарда  Асадова  «Студенты».

Сценарий занятия | 8–9 классы

восприниматься как обязанность или тяжкий труд. Вместо этого она превращается в удовольствие, источник удовлетворения и вдохновения. А человек становится по- настоящему полезен обществу.

Я желаю каждому из вас найти свой путь в жизни,

с пользой провести свои студенческие годы и запомнить их на всю жизнь!

Постразговор

  • Анализ стихотворения Эдуарда Асадова «Студенты».

Сценарий занятия | 8–9 классы

Приложение 1

Э. Асадов. Студенты

Проехав все моря и континенты, Пускай этнограф в книгу занесет, Что есть такая нация — студенты, Веселый и особенный народ!

Понять и изучить их очень сложно. Ну что, к примеру, скажете, когда

Все то, что прочим людям невозможно, Студенту — наплевать и ерунда!

Вот сколько в силах человек не спать? Ну день, ну два… и кончено! Ломается!

Студент же может сессию сдавать, Не спать неделю, шахмат не бросать

Да плюс еще влюбиться ухитряется.

А сколько спать способен человек? Ну, пусть проспит он сутки на боку, Потом, взглянув из- под опухших век, Вздохнет и скажет: — Больше не могу! А вот студента, если нет зачета,

В субботу положите на кровать,

И он проспит до следующей субботы, А встав, еще и упрекнет кого- то:

— Ну что за черти! Не дали поспать!

А сколько может человек не есть? Ну день, ну два… и тело ослабело… И вот уже ни встать ему, ни сесть,

И он не вспомнит, сколько шестью шесть, А вот студент — совсем другое дело.

Коли случилось «на мели» остаться, Студент не поникает головой.

Он будет храбро воздухом питаться И плюс водопроводною водой!

Что был хвостатым в прошлом человек — Научный факт, а вовсе не поверье.

Но, хвост давно оставя на деревьях, Живет он на земле за веком век.

И, гордо брея кожу на щеках,

Он пращура ни в чем не повторяет. А вот студент, он и с хвостом бывает, И даже есть при двух и трех хвостах!

Что значит дружба твердая, мужская?

Сценарий  занятия  |  8–9  классы На  это  мы  ответим  без  труда: Есть  у  студентов  дружба  и  такая, А есть  еще иная иногда. Все  у  ребят  отлично  разделяется, И  друга  друг  вовек  не  подведет. Пока  один  с любимою встречается, Другой идет  сдавать  его  зачет… Мечтая  о  туманностях  галактик И  глядя  в  море  сквозь  прицелы  призм, Студент  всегда отчаянный  романтик! Хоть  может  сдать  на  двойку  романтизм. Да,  он  живет  задиристо  и  сложно, Почти  не  унывая  никогда. И  то,  что  прочим  людям  невозможно, Студенту  —  наплевать и  ерунда! И,  споря  о  стихах, о  красоте, Живет  судьбой  особенной  своею. Вот  в  горе  лишь  страдает,  как  и  все, А  может, даже чуточку  острее… Так  пусть же,  обойдя  все  континенты, Сухарь  этнограф  в труд  свой  занесет. Что есть  такая  нация  —  студенты, Живой  и  замечательный  народ!

Сценарий занятия | 8–9 классы

На это мы ответим без труда: Есть у студентов дружба и такая, А есть еще иная иногда.

Все у ребят отлично разделяется, И друга друг вовек не подведет.

Пока один с любимою встречается, Другой идет сдавать его зачет…

Мечтая о туманностях галактик

И глядя в море сквозь прицелы призм, Студент всегда отчаянный романтик!

Хоть может сдать на двойку романтизм. Да, он живет задиристо и сложно,

Почти не унывая никогда.

И то, что прочим людям невозможно, Студенту — наплевать и ерунда!

И, споря о стихах, о красоте,

Живет судьбой особенной своею. Вот в горе лишь страдает, как и все, А может, даже чуточку острее…

Так пусть же, обойдя все континенты, Сухарь этнограф в труд свой занесет. Что есть такая нация — студенты, Живой и замечательный народ!

Сценарий  занятия  |  8–9  классы Приложение  2 Викторина  «Студенты  и  студенчество» Вопрос  №  1 Почему  День  российского  студенчества отмечается  25 января? В  этот  день  был  основан  Санкт- Петербургский университет В  этот  день  был основан  Московский университет В  этот  день  было  открыто  первое  здание  Московского университета В  этот  день  состоялся  первый  выпуск  из  Московского университета Правильный  ответ:  2 Вопрос  №  2 Чье  имя  носит  Московский  университет? И.И.  Шувалова А.И.  Герцена М.В.  Ломоносова И.М.  Сеченова Правильный  ответ:  3 Вопрос  №  3 Какие  качества  важно  воспитать  в  себе  студенту для  успешного  обучения  вузе  или  колледже? Дисциплинированность Стремление к саморазвитию  и  самообразованию Ответственность Все  варианты  ответов Правильный  ответ:  4 Вопрос  №  4 Когда  День российского  студенчества  был  утвержден на официальном  уровне? В  1993  году В  1991  году В  2005  году В 2000  году Правильный  ответ:  3

Сценарий занятия | 8–9 классы

Приложение 2

Викторина «Студенты и студенчество» Вопрос 1

Почему День российского студенчества отмечается 25 января?

  • В этот день был основан Санкт- Петербургский университет
  • В этот день был основан Московский университет
  • В этот день было открыто первое здание Московского университета
  • В этот день состоялся первый выпуск из Московского университета

Правильный ответ: 2

Вопрос 2

Чье имя носит Московский университет?

  • И.И. Шувалова
  • А.И. Герцена
  • М.В. Ломоносова
  • И.М. Сеченова

Правильный ответ: 3

Вопрос 3

Какие качества важно воспитать в себе студенту для успешного обучения вузе или колледже?

  • Дисциплинированность
  • Стремление к саморазвитию и самообразованию
  • Ответственность
  • Все варианты ответов

Правильный ответ: 4

Вопрос 4

Когда День российского студенчества был утвержден на официальном уровне?

  • В 1993 году
  • В 1991 году
  • В 2005 году
  • В 2000 году

Правильный ответ: 3

Сценарий  занятия  |  8–9  классы Вопрос  №  5 Назовите  основные  отличия  студенческой  жизни от  школьной Профессиональная  ориентация Программы  обучения  сложнее Иное  построение  учебного  процесса Все  варианты  ответов Правильный  ответ:  4 Вопрос  №  6 Как  называется  документ,  который  получает  выпускник вуза? Диплом Аттестат Свидетельство Среди ответов  нет  верного Правильный  ответ:  1 Вопрос  №  7 Чем,  помимо  учебы,  характеризуются  студенческие  годы? Знакомство  с  новыми  людьми Формирование  мировоззрения Интенсивный  личностный  и  профессиональный  рост Все  варианты  ответов Правильный  ответ:  4

Сценарий занятия | 8–9 классы

Вопрос 5

Назовите основные отличия студенческой жизни от школьной

  • Профессиональная ориентация
  • Программы обучения сложнее
  • Иное построение учебного процесса
  • Все варианты ответов

Правильный ответ: 4

Вопрос 6

Как называется документ, который получает выпускник вуза?

  • Диплом
  • Аттестат
  • Свидетельство
  • Среди ответов нет верного

Правильный ответ: 1

Вопрос 7

Чем, помимо учебы, характеризуются студенческие годы?

  • Знакомство с новыми людьми
  • Формирование мировоззрения
  • Интенсивный личностный и профессиональный рост
  • Все варианты ответов

Правильный ответ: 4