СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

20. Минская городская интернет-олимпиада. Очный этап (+ ответы). 7-8 классы. 2015 г.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Минская городская интернет-олимпиада. Очный этап (+ ответы). 7-8 классы. 2015 г.

Просмотр содержимого документа
«20. Минская городская интернет-олимпиада. Очный этап (+ ответы). 7-8 классы. 2015 г.»

Второй (очный) этап интернет-олимпиады

по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература»

2015/2016 учебный год

7 класс

1 тур

КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА

Максимальное количество баллов – 50

вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Итого

Кол-во

баллов















1. Назовите непарные твердые согласные. Какие из них являются еще и непарными глухими? (4 балла) ___________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________

2. Что объединяет с точки зрения словообразования слова понятие и понимание? (4 балла)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Установите соответствие между словами и их значениями. (4 балла) А__ Б___В___ Г___

А. Напыщенный

1) крайне точный, аккуратный в исполнении чего-либо

Б. Заядлый

2) преувеличенно важный (о человеке)

В. Пунктуальный

3) внушительный, производящий впечатление своим видом, представительный

Г. Импозантный

4) завзятый, с увлечением отдающийся какому-нибудь занятию


4. Фразеологизмы, как и слова, могут иметь несколько значений, не связанных между собой. Определите все значения указанных фразеологизмов. (по 1 баллу за каждое значение)

Протягивать руку_____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________

Гнуть спину__________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Вытянуться в нитку___________________________________________________________________

Надрывать кишки _____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Сложить оружие ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________


5. В каких словах ударным является первый слог? Подчеркните слова. (по 1 б. за каждое слово)

Эксперт, минусовый, стрежень, мерлушка, свекла, щавель, жалюзи, кухонный, полати, столяр, тефтели.

6. В каких словосочетаниях имена прилагательные являются относительными? Подчеркните эти словосочетания. (по 1 баллу за каждое словосочетание)

Минорное настроение, глухой согласный, сиреневое платье, звонкий голос, картинная галерея, тяжелая промышленность, солнечная улыбка, пятиэтажный дом.


7. Каких разряды местоимений представлены одинаковыми формами слов? Что их отличает? (3 балла)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Назовите средства связи предложений в тексте. по 1 баллу за каждое средство связи)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


9. Какие из перечисленных предложений являются сложными? Укажите их номера. (по 1 баллу за каждое предложение)

  1. Жизнь создается так медленно и трудно, а разрушается так быстро и легко.

  2. Вокруг царит тишина, а издали, снизу, доносится говор волн, голоса моря…

  3. Вся эта земля представляет собой археологическую сокровищницу, еще не тронутую и, конечно, уже недоступную для раскопок.

  4. Уже семь часов – пора вставать.

  5. Не место красит человека, а человек – место.

_______________________________________________________________________

10. Портрет в художественном произведении – это… (1 балл)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


11. По приведенным ниже портретным характеристикам определите имя героя художественного произведения, его название и автора: (3 балла)

а) Но наружность … не имела в себе ничего аристократического. Роста он был высокого, крупные черты лица были грубо-выразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдавшаяся вперед нижняя челюсть и сильная подвижность лица напоминали что-то обезьянье; но глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светились вместе с лукавством острая проницательность, энергия и ум. В то время как на его лице сменялся целый ряд гримас, эти глаза сохраняли постоянно одно выражение, отчего мне всегда бывало как-то безотчетно жутко смотреть на кривлянье этого странного человека. __________________________________________________________________

б) Лет ему восемь, на голове вихор белый, лицо бледное в веснушках, уши большие, вялые, тонкие, а глаза разные: левый пожелтей, правый побирюзовей. Глянет — и вот младенец несмышленый, а другой раз глянет — вроде старик мудрый.  _____________________________________________

в) … был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми à la Nicolas I подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными стройными ногами. _____________________________________________________________________


12. Кратко (одним предложением) сформулируйте идею произведения: (3 балла)

Иван Бунин. Слово

Молчат гробницы, мумии и кости, –

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь.

________________________________________________________________________

Второй (очный) этап интернет-олимпиады

по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература»

2015/2016 учебный год

7 класс

2 тур

РАБОТА С ТЕКСТОМ

Максимальное количество баллов – 27

Прочитайте приведенный ниже отрывок. Укажите автора этого произведения, его название и жанр. Вспомните, о чём здесь идет речь, героев и попытайтесь восстановить отдельные фрагменты текста, максимально приблизив их к авторскому варианту. (9 баллов) _____________________________________________________________________________________


1) ______________ поспешно удалился, всех опередил и скрылся в ________________ рощу... 2) Он шёл, не разбирая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте, он ничего не замечал. 3) Наконец достигнул он маленькой лощины, со всех сторон окружённой лесом; ручеёк извивался молча около деревьев, полуобнажённых осенью. 4) ______________ остановился, сел на холодный дёрн, и мысли одна другой мрачнее стеснились в душе его... 5) Сильно чувствовал он своё ______________. 6) Будущее для него являлось покрытым грозными тучами. 7) Вражда с _______________ предвещала ему новые несчастия. 8) Бедное его достояние могло отойти от него в чужие руки; в таком случае ___________ ожидала его. 9) Долго сидел он неподвижно на том же месте, взирая на тихое течение ручья, уносящего несколько поблёклых листьев и живо представляющего ему верное подобие жизни — подобие столь обыкновенное. 10) Наконец заметил он, что начало смеркаться; он встал и пошёл искать дороги домой, но ещё долго блуждал по незнакомому лесу, пока не попал на тропинку, которая и привела его прямо к воротам его дома...

Выполните задания к тексту. (18 баллов)

1. Найдите в 8-9 предложениях все местоимения и подчеркните их в тексте. (по 1 баллу за каждое местоимение)


2. Выпишите из 3-го предложения слова, в которых все согласные звуки твердые. (по 1 баллу за каждое слово)


3. Выполните морфемный разбор слова, выделенного в 7-м предложении. (1 балл)


4. Выполните словообразовательный разбор слова «замечал», выделенного в 2-м предложении. (1 балл)


5. В каком значении употреблено выделенное в 8 предложении слово. (1 балл)


6. Подберите синонимы к слову, выделенному в 3-м предложении. (по 0,5 балла за каждое слово)


7. Какому фразеологизму соответствует выделенное во 2-м предложении словосочетание. (1 балл)













ОТВЕТЫ

Второй (очный) этап интернет-олимпиады

по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература»

2015/2016 учебный год

7 класс

1 тур

КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА


Максимальное количество баллов – 50


вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Итого

Кол-во

баллов

4

4

4

11

5

4

3

5

3

1

3

3

50


  1. Назовите непарные твердые согласные. Какие из них являются еще и непарными глухими? (4 балла: по 1 баллу за каждый звук)

Ответ: непарные твердые – [ж], [ш], [ц], непарный глухой – [ц].


  1. Что объединяет с точки зрения словообразования слова понятие и понимание? (4 балла: 2 балла за указанный общий корень и 2 балла за словообразовательное гнездо).

Ответ: у них общий корень (поня-/поним-, чередование я//им) и одно словообразовательное гнездо.


3. Установите соответствие между словами и их значениями (4 балла).

А2 Б4 В1 Г3.


4. Фразеологизмы, как и слова, могут иметь несколько значений, не связанных между собой. Определите все значения указанных фразеологизмов (11 баллов: по 1 баллу за каждое значение).

Ответ:

Протягивать руку – 1) помогать в беде; 2) мириться; 3) просить милостыню;

Гнуть спину – 1) угодничать; 2) много и тяжело работать.

Вытянуться в нитку – 1) исхудать; 2) проявить усердие.

Надрывать кишки – 1) безудержно хохотать; 2) выполнять тяжелую, непосильную работу.

Сложить оружие – 1) прекратить вооруженное сопротивление, сдаться; 2) отказываться от борьбы, от каких-либо действий.


5. В каких словах ударным является первый слог? (5 баллов: по 1 баллу за слово).

Ответ: минусовый, стрежень, свёкла, кухонный, тефтели.


6. В каких словосочетаниях имена прилагательные являются относительными? (4 балла: по 1 баллу за словосочетание).

Ответ: глухой согласный, картинная галерея, тяжелая промышленность, пятиэтажный дом.


7. Какие разряды местоимений представлены одинаковыми формами слов? Что их отличает? (3 балла: 1 балл за разряд + 2 балла за указанные различия).

Ответ: относительные и вопросительные. Вопросительные используются для выражения вопроса. Относительные служат для связи частей сложного предложения.

8. Назовите средства связи предложений в тексте (5 баллов: по 1 баллу за каждое средство связи).

Ответ: местоимение, лексический повтор (повторение слов), синонимы, союзы, одинаковый порядок членов предложения.


9. Какие из перечисленных предложений являются сложными? (3 балла: по 1 баллу за каждое предложение).

Ответ: 2, 4, 5.


10. Портрет в художественном произведении – это…(1 балл)

Ответ: изображение в художественном произведении внешности человека (его лица, фигуры, одежды и т.д.). В лице, фигуре, манере держаться и двигаться выражаются некоторые черты характера героя.


11. По приведенным ниже портретным характеристикам определите имя героя художественного произведения, его название и автора (3 балла):

Ответ: а) пан Тыбурций, «Дети подземелья», В.Г. Короленко; б) Никишка, «Никишкины тайны», Ю.П. Казаков; в) отец Вареньки (полковник), «После бала», Л.Н. Толстой.


12. Кратко (одним предложением) сформулируйте идею произведения (3 балла).

Ответ:  ≈ Слово нетленно, в отличие от человека и того, что он сотворил руками, поэтому к слову нужно относиться бережно и разумно, ибо только оно сможет поведать о нас потомкам.

































ОТВЕТЫ

Второй (очный) этап интернет-олимпиады

по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература»

2015/2016 учебный год

7 класс

2 тур

РАБОТА С ТЕКСТОМ

Максимальное количество баллов – 27

А.С. Пушкин, повесть «Дубровский» (9 баллов: 6 баллов за восстановление текста + 3 балла за автора, название и жанр).


1) Владимир поспешно удалился, всех опередил и скрылся в Кистенёвскую рощу... 2) Он шёл, не разбирая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте, он ничего не замечал. 3) Наконец достигнул он маленькой лощины, со всех сторон окружённой лесом; ручеёк извивался молча около деревьев, полуобнажённых осенью. 4) Владимир остановился, сел на холодный дёрн, и мысли одна другой мрачнее стеснились в душе его... 5) Сильно чувствовал он своё одиночество. 6) Будущее для него являлось покрытым грозными тучами. 7) Вражда с Троекуровым предвещала ему новые несчастия. 8) Бедное его достояние могло отойти от него в чужие руки; в таком случае нищета ожидала его. 9) Долго сидел он неподвижно на том же месте, взирая на тихое течение ручья, уносящего несколько поблёклых листьев и живо представляющего ему верное подобие жизни — подобие столь обыкновенное. 10) Наконец заметил он, что начало смеркаться; он встал и пошёл искать дороги домой, но ещё долго блуждал по незнакомому лесу, пока не попал на тропинку, которая и привела его прямо к воротам его дома...


1. Найдите в 8-9 предложениях все местоимения и подчеркните их в тексте (8 баллов: по 1 баллу за слово).

его, него, таком, его, он, том, несколько, ему

2. Выпишите из 3-го предложения слова, в которых все согласные звуки твердые (4 балла: по 1 баллу за каждое слово).

он, сторон, около, полуобнажённых

3. Выполните морфемный разбор слова, выделенного в 7-м предложении (1 балл).

пред-вещ-а-л-а

4. Выполните словообразовательный разбор слова, выделенного во 2-м предложении (1 балл).

замечал

замеч-а-ть заметить (суффиксальный)

5. В каком значении употреблено выделенное в 8-м предложении слово (1 балл).

имущество (состояние)

6. Подберите синонимы к слову, выделенному в 3-м предложении (2 балла: по 0,5 балла за каждое слово).

овраг, долина, ложбина, яр

7. Какому фразеологизму соответствует выделенное во 2-м предложении словосочетание (1 балл)

куда глаза глядят




Второй (очный) этап интернет-олимпиады по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература»

2015/2016 учебный год

8 класс

1 тур

КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА

Максимальное количество баллов – 50

задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Итого

Кол-во

баллов















1. Найдите цепочки, в которых чередования звуков указаны верно. Приведите примеры слов с указанными чередованиями.

(по 0,5 балла за правильно указанную цепочку и пример)

1) [cк] – [ст]– [ш’]: ______________________________________________________

2) [б]– [бл’]: ____________________________________________________________

3) [т]– [ш’]: ____________________________________________________________

4) [г]– [гж]: ____________________________________________________________

5) [т]– [тл’]: ____________________________________________________________

6) [э]– [ой]: _____________________________________________________________

7) [э]– [и]– [о]: __________________________________________________________

8) [ф]– [фл]: _____________________________________________________________


2. Найдите слова, корень в которых выделен неверно. Исправьте ошибки. (по 1 баллу за слово)

Препо-да-вать, палоч-ка, под-ши-вать, раз-дав-ленный, камеш-ек, обув-ной, разо-рв-анный,
о-светл-ение, об-новл-ение, спа-ленка.


3. Морфемный анализ какого слова выполнен верно? Подчеркните его (1 балл).

1) о-без-бол-и-ва-ни[й-э],

2) обез-бол-и-ва-ни[й-э],

3) обез-бол-ива-ни[й-э],

4) о-без-бол-ива-ни[й-э].


4. Укажите значение приведенных ниже фразеологизмов с компонентом «голова». (по 0,5 балла за фразеологизм)

1) бедовая голова – _______________________________________________________

2) с булавочную головку – _________________________________________________

3) дубовая голова – _______________________________________________________

4) с повинной головой – ___________________________________________________

5) с больной головы на здоровую – __________________________________________

6) с головы до пят – _______________________________________________________

7) хоть головой в воду – ___________________________________________________

8) во всю голову – ________________________________________________________

9) с головы на голову – ____________________________________________________

10) на свежую голову – ____________________________________________________


5. Раскройте скобки (подчеркните правильный вариант). (по 0,5 балла за словосочетание)

(Г,г)осударственная (Т,т)ретьяковская (Г,г)алерея, (В,в)еликая (О,о)течественная (В,в)ойна, (Л,л)ауреат (Н,н)обелевской (П,п)ремии, (М,м)езозойская эра, (Э,э)зопов язык, (Д,д)ень (П,п)обеды, (М,м)инские улицы, (А,а)лёнин портфель, (Ш,ш)експировы трагедии, (Б,б)рестская (К,к)репость.


6. От приведенных ниже имен существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа. (по 0,5 балла за каждую форму)

Директор – ______________________ повар – ___________________

перепел – _______________________ парус – ___________________

бухгалтер – ______________________ профессор – _______________

герб – __________________________ сторож – __________________

авиаконструктор –__________________ госпиталь – ________________


7. От приведенных ниже глаголов образуйте все возможные формы причастий. (по 1 баллу за все правильно образованные в ряду формы)

1) красить – __________________________________________________________

2) обессилеть – ________________________________________________________

3) расписывать – _______________________________________________________

4) краснеть – __________________________________________________________

5) читать – ____________________________________________________________

6) строить – ___________________________________________________________


8. Укажите начальную форму местоимений. (по 0,5 балла за местоимение)

Нас – _______, самого΄ – _______, собой – ________, никого – ________, ни о чем – __________,

не в чем – __________, са΄мого – __________, ею – ________, ничьего – _________, вами – ______.


9. Определите, какой частью речи являются выделен. в предл-ях слова. (по 1 баллу за слово)

1. В этом поистине алмазном кусочке все просто (____________), точно и полно неумирающей поэзией (К. Паустовский).

2. Направо сверкнула молния, и, точно (____________) отразившись в зеркале, она тотчас же сверкнула вдали (А. Чехов).

3. Тут росло с два десятка старых кленов и лип, была одна ель, все же (____________) остальное составляли фруктовые деревья (А. Чехов).

4. Кругом (____________) деревни зубчатой стеной поднимается вечнозе­леный хвойный лес.

5. Моим далеким предкам было легче (____________): они не подозревали о своем ничтожестве.


10. Пейзаж в художественном произведении – это… (1,5 балла)____________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


11. По приведенным ниже пейзажным зарисовкам определите название произведения и автора: (по 2 балла за название каждого произведения и его автора)

а) Горы, поросшие деревьями, уродливо изогнутыми норд-остом, резкими взмахами подняли свои вершины в синюю пустыню над ними, суровые контуры их округлились, одетые теплой и ласковой мглой южной ночи. 

Горы важно-задумчивы. С них на пышные зеленоватые гребни волн упали черные тени и одевают их, как бы желая остановить единственное движение, заглушить немолчный плеск воды и вздохи пены, все звуки, которые нарушают тайную тишину, разлитую вокруг вместе с голубым серебром сияния луны, еще скрытой за горными вершинами. ________________________________ _____________________________________________________________________________________

б) В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Еще всё спит. Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха. __________________________

_____________________________________________________________________________________

в) Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла, и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло… Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным…__________________________

_____________________________________________________________________________________


12. Кратко (одним предложением) сформулируйте идею произведения. (3 балла)

Н. Заболоцкий «Читая стихи»

Любопытно, забавно и тонко:

Стих, почти непохожий на стих.

Бормотанье сверчка и ребенка

В совершенстве писатель постиг.

И в бессмыслице скомканной речи

Изощренность известная есть.

Но возможно ль мечты человечьи

В жертву этим забавам принесть?

И возможно ли русское слово

Превратить в щебетанье щегла,

Чтобы смысла живая основа

Сквозь него прозвучать не могла?

Нет! Поэзия ставит преграды

Нашим выдумкам, ибо она

Не для тех, кто, играя в шарады,

Надевает колпак колдуна.

Тот, кто жизнью живет настоящей,

Кто к поэзии с детства привык,

Вечно верует в животворящий,

Полный разума русский язык.

1948

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________
















Второй (очный) этап интернет-олимпиады по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература»

2015/2016 учебный год

8 класс

2 тур

Работа с текстом


Максимальное количество баллов – 26

Прочитайте приведенный ниже отрывок. Укажите автора этого произведения, его название и жанр. Вспомните, о чём здесь идет речь, героев и попытайтесь восстановить отдельные фрагменты текста, максимально приблизив их к авторскому варианту (8 баллов). ________________________________________________

______________________________________________________________________________


(1) Я был поражён, вдруг я понял, что означает таинственный свет, исходящий от песков. (2) Когда-то, маленьким мальчиком, я жил в старом-престаром доме – рассказывали, будто в нём запрятан клад. (3) Разумеется, никто его так и не открыл, а может быть, никто никогда его и не искал. (4) Но из-за него дом был словно заколдован: в сердце своём он скрывал тайну…

(5) – Да, – сказал я. – Будь то дом, звёзды или пустыня, самое прекрасное в них то, _____________ ____________________________________________________________.

(6) – Я очень рад, что ты согласен с моим другом _________________, – отозвался _____________ _______________.

(7) Потом он уснул, я взял его на руки и пошёл дальше. (8) Я был взволнован. (9) Мне казалось, что ничего более хрупкого нет на нашей Земле. (10) При свете луны я смотрел на его бледный лоб, на сомкнутые ресницы, на золотые пряди волос, которые перебирал ветер, и говорил себе: всё это лишь оболочка. (11) Самое главное – то, __________________________________________.


Выполните задания к тексту Максимальное количество баллов – 18

1. Определите, к какой части речи относятся слова, выделенные курсивом (по 1 баллу за слово).

запрятан (_________), так (________), словно (_________), рад (________), дальше (_________)

2. Укажите количество местоимений, употреблённых в последнем абзаце; подчеркните их в тексте (по 0,5 балла за каждое местоимение).


3. Выполните морфемный разбор слова, выделенного в 10-м предложении (1 балл).


4. Выполните словообразовательный разбор слова, выделенного в 4-м предложении (1 балл).


5. Выпишите из 1-4 предложений слова, в которых наблюдается процесс оглушения согласных звуков (0,5 балла за каждое слово).


6. Подберите синонимы к слову, выделенному в 1-м предложении (по 0,5 балла за каждое слово).



ОТВЕТЫ

Второй (очный) этап интернет-олимпиады по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература»

2015/2016 учебный год

8 класс

1 тур

Комплексная работа по русскому языку и литературе

Максимальное количество баллов – 50

вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Итого

Кол-во

баллов

2,5

5

1

5

5

5

6

5

5

1,5

6

3

50


1. Найдите цепочки, в которых чередования звуков указаны верно. Приведите примеры слов с указанными чередованиями (2,5 балла: по 0,5 балла за правильно указанную цепочку и пример).

1) [cк] – [ст]– [ш’]: блеск – блестеть – блещу

2) [б]– [бл’]: дробить – дробление

3) [т]– [ш’]: осветить – освещение

6) [э]– [ой]: петь – пой

7) [э]– [и]– [о]: беру – собирать – сбор


2. Найдите слова, корень в которых выделен неверно. Исправьте ошибки (5 баллов: по 1 баллу за слово).

Препода-вать, раз-давл-нный, об-у-вной, о-свет-ление, сп-аленка.


3. Морфемный анализ какого слова выполнен верно? Подчеркните его (1 балл).

3) обез-бол-ива-ни[й-э]


4. Укажите значение приведенных ниже фразеологизмов с компонентом «голова»

(5 баллов: по 0,5 балла за фразеологизм).

1) бедовая голова – отчаянный, бесшабашно смелый человек

2) с булавочную головку – очень маленький, крошечный

3) дубовая голова – тупой, бестолковый человек

4) с повинной головой – раскаиваясь в чем-либо, признавая себя виновным

5) с больной головы на здоровую – обвинить кого-либо в том, в чем виноват сам

6) с головы до пят – целиком, полностью; во всех проявлениях

7) хоть головой в воду – будучи преданным кому-либо, готов рисковать для него всем

8) во всю голову – очень громко

9) с головы на голову – все без исключения, поголовно

10) на свежую голову – в бодром состоянии


5. Раскройте скобки (5 баллов: по 0,5 балла за словосочетание).

Государственная Третьяковская галерея, Великая Отечественная война, лауреат Нобелевской премии, мезозойская эра, эзопов язык, День Победы, минские улицы, Алёнин портфель, Шекспировы трагедии, Брестская крепость.



6. От приведенных ниже имен существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа (5 баллов: по 0,5 балла за каждую форму).

Директор – директора, перепел – перепела, бухгалтер – бухгалтеры, герб – гербы, авиаконструктор – авиаконструкторы, повар – повара, парус – паруса, профессор – профессора, сторож – сторожа, госпиталь – госпитали.


7. От приведенных ниже глаголов образуйте все возможные формы причастий (6 баллов: по 1 баллу за все правильно образованные в ряду формы; отнять по 0,5 балла за каждую неправильную форму и недостающую).

1) красить – красящий, красивший, крашенный;

2) обессилеть – обессилевший;

3) расписывать – расписывающий, расписывавший, расписываемый;

4) краснеть – краснеющий, красневший;

5) читать – читающий, читавший, читаемый, читанный;

6) строить – строящий, строивший, строимый, строенный.


8. Укажите начальную форму местоимений (5 баллов: по 0,5 балла за местоимение).

Нас – мы, самого΄ – сам, собой – себя, никого – никто, ни о чем – ничто, не в чем – нечего, са΄мого – самый, ею – она, ничьего – ничей, вами – вы.


9. Определите, какой частью речи являются выделенные в предложениях слова

(5 баллов: по 1 баллу за слово).

1. В этом поистине алмазном кусочке все просто (краткое прилагательное), точно и полно неумирающей поэзией.

2. Направо сверкнула молния, и, точно (частица) отразившись в зеркале, она тотчас же сверкнула вдали.

3. Тут росло с два десятка старых кленов и лип, была одна ель, все же (союз) остальное составляли фруктовые деревья.

4. Кругом (предлог) деревни зубчатой стеной поднимается вечнозе­леный хвойный лес.

5. Моим далеким предкам было легче (предикативное наречие): они не подозревали о своем ничтожестве.


10. Пейзаж в художественном произведении – это… описание природы, которое помогает понять замысел автора (1,5 балла).


11. По приведенным ниже пейзажным зарисовкам определите название произведения и автора (6 баллов: по 2 балла за название каждого произведения и его автора).

а) «Песнь о Соколе» М. Горький;

б) «Мещерская сторона» (очерк «Леса») К.Г. Паустовский;

в) «Капитанская дочка» А.С. Пушкин.


12. Кратко (одним предложением) сформулируйте идею стихотворения Н. Заболоцкого «Читая стихи» (3 балла).

≈ Настоящая поэзия заключается не в языковой изощренности, а в простоте, красоте и доступности поэтического слова.









ОТВЕТЫ

8 класс

Второй (очный) этап интернет-олимпиады по учебным предметам

«Русский язык» и «Русская литература»

2014/2015 учебный год

2 тур

РАБОТА С ТЕКСТОМ

Максимальное количество баллов – 26

Прочитайте приведенный ниже отрывок. Укажите автора этого произведения, его название и жанр. Вспомните, о чём идет здесь речь, героев и попытайтесь восстановить отдельные фрагменты текста, максимально приблизив их к авторскому варианту (8 баллов: 1 балл – автор, 2 балла – название произведения и жанр, 5 баллов – восстановление текста).

А. де Сент-Экзюпери, сказка «Маленький принц»

(1) Я был поражён, вдруг я понял, что означает таинственный свет, исходящий от песков. (2) Когда-то, маленьким мальчиком, я жил в старом-престаром доме – рассказывали, будто в нём запрятан клад. (3) Разумеется, никто его так и не открыл, а может быть, никто никогда его и не искал. (4) Но из-за него дом был словно заколдован: в сердце своём он скрывал тайну…

(5) – Да, – сказал я. – Будь то дом, звёзды или пустыня, самое прекрасное в них то, чего не увидишь глазами.

(6) – Я очень рад, что ты согласен с моим другом Лисом, – отозвался Маленький принц.

(7) Потом он уснул, я взял его на руки и пошёл дальше. (8) Я был взволнован. (9) Мне казалось, что ничего более хрупкого нет на нашей Земле. (10) При свете луны я смотрел на его бледный лоб, на сомкнутые ресницы, на золотые пряди волос, которые перебирал ветер, и говорил себе: всё это (это правильнее рассматривать как существительное) лишь оболочка. (11) Самое главное – то, чего не увидишь глазами.


Выполните задания к тексту (количество баллов – 18).

1. Определите, к какой части речи относятся слова, выделенные курсивом (5 баллов: по 1 баллу за слово).

запрятан (причастие), так (частица), словно (частица), рад (прилагательное), дальше (наречие)

2. Укажите количество местоимений, употреблённых в последнем абзаце; подчеркните их в тексте (8 баллов: по 0,5 балла за каждое местоимение).

16


3. Выполните морфемный разбор слова, выделенного в 10-м предложении (1 балл).

Со-мк-ну-т-ые

4. Выполните словообразовательный разбор слова, выделенного в 4-м предложении (1 балл).

Заколдован, за-колдовать колдовать (приставочный)

5. Выпишите из 1-4 предложений слова, в которых наблюдается процесс оглушения согласных звуков (2 балла: по 0,5 балла за каждое слово).

Вдруг, песков, будто, клад


6. Подберите синонимы к слову, выделенному в 1-м предложении (1 балл: по 0,5 балла за каждое слово).

Неясный, тайный


В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Еще всё спит. Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха.

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

12




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс