СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

20 Тем по педагогике(1 работа)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«20 Тем по педагогике(1 работа)»


Министерство образования и науки Астраханской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Астраханской области

«Астраханский социально-педагогический колледж»








Внеаудиторная самостоятельная работа №1

по учебной дисциплине «Педагогика»

по теме: «Этапы возникновения и развития педагогики»










Выполнил:

студент 1курса, группы З/Ш,

ППССЗ по специальности

44.02.02Преподавание в начальных классах

_________Карпаев А.Ш.



Проверил:

преподаватель

_________Темирханова Э. А.




















Астрахань 2025



Этапы возникновения и развития педагогики


План


Введение

  1. История возникновения и этапы развития педагогики.

  2. Педагогика как наука.

  3. Основные категории педагогики.

  4. Отрасли педагогики.

Вывод

Список литературы



Введение

Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается многими науками. Исторический материализм, например, рассматривает воспитание как частный момент развития общества, его производительных сил и производственных отношений; история – как частный момент истории классовой борьбы и классовой политики; психология – в связи с изучением становления личности развивающегося человека. Самостоятельность любой науки определяется, прежде всего, наличием особого, собственного предмета исследования, наличием такого предмета, который специально не исследуется никакой другой научной дисциплиной.

В общей системе наук, в общей системе «вещей и знаний» педагогика выступает как единственная наука, имеющая своим предметом воспитание человека.

Изучение всякой науки начинается с уяснения таких вопросов: как возникла и развивалась эта наука, и какие специфические проблемы она исследует?

В самом деле, каждая наука имеет свою историю и достаточно определённый аспект природных или общественных явлений, изучением которых она занимается, и знание которых имеет большое значение для осмысления её теоретических основ.

Без этого оно не могло развиваться. Поэтому растёт количество образовательно-воспитательных учреждений, расширяется сеть народных школ, дающих необходимую подготовку детям, открываются специальные учебные заведения по подготовке учителей и начинает преподаваться педагогика как особая научная дисциплина. Всё это давало большой толчок развитию педагогической теории.

Возникнув, как наука о воспитании детей и молодёжи, педагогика по мере расширения границ воспитания и сферы действия субъективных факторов в жизни общества всё более становятся наукой об общих закономерностях воспитательного воздействия на людей всех возрастов.

  1. История возникновения педагогики.

Слово «педагогика» возникло в античные времена и за прошедшие тысячелетия зазвучало на разных языках, заняв прочное место в общеупотребительной лексике. Им пользуются не только специалисты, но и люди, далекие от педагогической профессии. Такому широкому распространению слово «педагогика» обязано своей неоднозначностью. За ним закрепилось два значения:

1.педагогика - область практической деятельности, искусство, ремесло;

2. педагогика - область научного знания, наука.

В первом значении слово «педагогика» стало употребляться значительно раньше, чем во втором. Педагогика как наука возникла много веков спустя. Поэтому педагогика-сравнительно молодая отрасль знания среди таких древних наук, как, например, философия, медицина, геометрия, астрономия. Потребность готовить детей к жизни, передавать им накопленный опыт возникла у человечества в глубокой древности.

Это осуществлялось не только в процессе естественного хода жизни в семье, общине, когда старшие учили, показывали, увлекали своим примером младших, приобщая их к труду, прививая необходимые навыки.

С развитием культуры, с изменениями в хозяйственно-экономической жизни, вызванными переходом к рабовладельческой формации, возникает потребность в создании специально организованных заведений для обучения и воспитания подрастающего поколения. Как ответ на эту потребность появляется школа (Древний Восток, приблизительно 5-е тысячелетие до н. э.). Первые школы открывали служители культа при храмах, монастырях, поскольку религия была носительницей идеалов воспитания. Затем создаются школы различного типа, которые отличались целями, содержанием и методикой обучения. Содержание обучения в древних школах было представлено широко: грамота, математика, музыка, этика, ритуальные церемонии, физические упражнения, поэтика, логика и др. Характер и объем обучения определялись социальной принадлежностью учеников (дети вельмож, духовенства, чиновников, ремесленников, пастухов, рыбаков, даже рабов), а также культурно-этническими традициями, существовавшими в той или иной стране. Были школы с «профессиональным уклоном», в которых готовили писцов, художников, учителей.

В историю педагогики вошли две воспитательные системы, сложившиеся в античные времена (VI-IV вв. до н.э.) в Древней Греции: спартанская и афинскаяСпарта, в силу общественных условий, в течение трех столетий была военным государством. Поэтому в основе спартанской системы лежала идея воспитания юноши, сильного духом, физически развитого, сведущего в военном деле. Воспитание лиц мужского пола находилось в ведении государства, строго регламентировалось и контролировалось. Общественное воспитание начиналось с первых дней жизни. Новорожденных осматривали старейшины, слабых и уродливых детей кидали в пропасть, а крепких отдавали кормилице. Кормилицы были первыми профессиональными воспитательницами в Греции. Они приучали ребенка к жизни в суровых условиях: не бояться темноты, проявлять умеренность в еде, не кричать и не плакать от боли, холода и т.п. Государственное обучение, рассчитанное на 12 лет, начиналось с 7-летнего возраста. Оно состояло из системы военной подготовки и включало физические упражнения, гимнастику, соревнования, учебные походы, примерные сражения и т.д. Интеллектуальное развитие сводилось к минимуму: начаткам чтения и письма.

В демократических Афинах сложилась иная система воспитания, направленная на развитие ума, нравственных качеств, тела. Детей обучали чтению, письму, счету, игре на музыкальных инструментах (кифаре, лире). Особое значение придавалось приобщению ребенка к искусству, культуре. В программе органически сочетались поэзия, танцы, музыка, чтение классической литературы (сочинения Гомера, Эзопа, Софокла и др.). Воспитанию тела и духа способствовали занятия гимнастикой, бегом, борьбой, метание диска, копья, а также участие в спортивных состязаниях.

Итак, в древние времена (период до н.э.) человечество накопило богатый опыт педагогической деятельности, воспитания подрастающего поколения.

Величайшие мыслители древности, философы Демократ (ок. 470 или 460 до н. э.), Сократ (469-399 до н.э.), Платон (427-348 до н.э.), Аристотель (384-322 до н.э.) и др., размышляя над природой человека, путях его совершенствования, сетуя на падение нравственности в современном им обществе, сформулировали первые педагогические идеи, положения, рекомендации о воспитании и обучении детей и юношей. Изречения древних философов, которые сохранила для нас история, их труды, дошедшие до наших дней, еще нельзя назвать педагогическими теориями, отнести к области науки. Сами философы смотрели на педагогику как на искусство вести ребенка по жизни. Тем не менее следует отметить, что первые педагогические воззрения зародились в недрах философии и явились предтечами педагогики как науки.

Средневековье вошло в историю засильем церкви, отходом от античных идеалов воспитания во всех областях духовной жизни, в том числе в образовании и воспитании. Однако средние века - огромный исторический пласт, охватывающий более двенадцати столетий, на протяжении которых было много ценного в педагогическом опыте. Именно в средние века появились университетыкоторые выполняли роль центров образования, культуры. Возникновение университетов было как бы ответом на новые требования общества к интеллектуально-духовному развитию личности.

Тем не менее весь долгий период от древних веков до XVII в. вошел в историю педагогики как время донаучного педагогического творчества, эмпирической (основанной на опыте) педагогической практики.

Педагогика как самостоятельная отрасль теоретического знания стала оформляться в XVII в. Дело в том, что к этому времени ощутилась острая потребность в науке, призванной улучшить существовавшую педагогическую практику, расширить границы и возможности воспитания и образования. Нужда в педагогике как науке возникла в силу следующих социально-экономических причин. XVII в. был временем больших перемен, которые переживал мир благодаря эпохе великих географических открытий, вследствие бурного развития городов, ломки средневековых устоев жизни. Прибавьте к этому расцвет культуры, науки, зарождение промышленности и т.д. Образование стало играть особую роль в жизни людей,        во всем общественном развитии. С повышением качества образования, созданием массовой образовательной системы выдающиеся мыслители связывали надежды с прогрессом человеческого общества.

Традиция школьного учения, почтения к грамоте на Руси была очень прочной, несмотря на беды, связанные с татаро-монгольскими завоеваниями. Благодаря развитию начальной школы K XVII веку уровень грамотности на Руси был по тем временам высоким, особенно среди духовенства и купечества. Купцы изучали и иностранные языки, нанимая для этого приезжих иноземцев. Среди грамотных дворян было немало женщин. Начальные школы действовали по всей стране. Средства на школу давали родители. Учитель обычно был один, а детей много, причем разных возрастов. Одни учили буквы и читали по складам под руководством учителя, другие в это время писали. Каждый ученик получал задание, соответствующее уровню его подготовки. Часть детей уходила после школы домой, но многие родители считали полезным, чтобы дети жили при школе. Состоятельные дворяне и купцы приглашали к своим детям домашних учителей, обычно владевших иностранными языками.

В XVII в. главным учебником стал Букварь, неоднократно переиздававшийся Печатным двором в Москве. Кроме азбуки, грамматических правил и правил поведения буквари содержали прописи,        статьи по вероучению,        краткие словари. Многочисленные азбуки-прописи для изучения скорописи существовали отдельно. Часто в них включали сведения по арифметике, истории, географии, философии, литературе, мифологии. Пение было непременным предметом в начальной школе: без знакомства с «мусикией» человек не считался грамотным. Учение не оканчивалось после выхода из школы: человек всю жизнь должен был учиться по книгам,        ибо «книги суть реки,        наполняющие вселенную мудростью».

История науки - это история людей и история идей. Становление научной педагогики связано с именем замечательного чешского мыслителя-гуманиста, педагога  Яна Амоса Коменского (1592-1670). Заслуга Я. А. Коменского перед человечеством заключается в том, что он привнес в педагогическую мысль кардинально новые идеи, оплодотворившие ее дальнейшее развитие. Что же это были за идеи?

Фундаментальной идеей педагогики Яна Амоса Коменского является пансофизм, т. е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке до всех людей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности.

Я.А. Коменскому, великому гуманисту, принадлежит оптимистическое утверждение, что каждый ребенок при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса может взойти на «самую высокую» ступень «лестницы» образования. Полагая, что знания должны приносить пользу в практической жизни,  Я.А.  Коменский провозгласил обязательность реального, общественно полезного обучения.

В трудах Я.А.  Коменского представлен проект стройной системы всеобщего образования, поставлены вопросы об общегосударственной школе, о плановости школьного дела, о соответствии ступеней образования возрасту человека, об обучении на родном языке,  о сочетании гуманитарного и научно-технического общего образования, о классно-урочной системе.

Опираясь на то, что было добыто предшествующими поколениями, проанализировав практику подготовки детей к жизни, Я. А. Коменский пришел к выводу о наличии объективных закономерностей учебно-воспитательного процесса, сформулировал законы, правила воспитания и обучения, имеющие не сиюминутное, а долгосрочное перспективное значение. В главной книге всей своей жизни «Великая дидактика» (1654) Я. А. Коменский изложил теоретические основы учебного процесса, по образу которого строится обучение в современной школе, дошкольном учреждении.

С научных трудов Я. А. Коменского начинается бурный период развития классической педагогической теории. Блестящая плеяда последующих педагогов-классиков (Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и др.) значительно продвинула разработку теоретических проблем воспитания и обучения.

Достойный вклад в создание классической педагогики сделали наши соотечественники: В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Л. Н. Толстой, Н. И. Пирогов. Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский (1824-1871). Он создал стройную психолого-педагогическую концепцию развития личности и на ее основе теорию воспитания и обучения.

XVIII в.,  отмеченный выдающимися достижениями,        прежде всего в области естествознания, физики, математики, был благоприятен и для развития педагогической науки. В этот период она интенсивно развивается в качестве самостоятельной научной дисциплины, поднимаясь от описания фактов и явлений до постижения закономерностей процесса воспитания и обучения. Внутри педагогики наблюдается дифференциация знаний, выделяются и обосабливаются ее отдельные части, такие, как, например, дошкольная педагогика. XIX в. с его бурными социально-политическими изменениями во многих странах поставил перед педагогикой проблему воспитания человека в новом обществе. Ее исследовали С.Т. Шацкий, П.П. Блонский. Теоретические работы Н.К. Крупской (1869-1939) охватывают широкий круг педагогических проблем, в том числе имеющих непосредственное отношение к воспитанию детей дошкольного возраста. Ядро учения А.С. Макаренко (1888-1939) - теория воспитательного коллектива. Макаренко разработал также важнейшие вопросы семейного воспитания. Гуманный характер воспитания и обучения, бережное отношение к личности - таков лейтмотив педагогического учения В.А. Сухомлинского (1918-1970).

Таким образом, можно сказать, что возникновение и развитие педагогики как науки связано с практической потребностью общества в изучении и обобщении исторического опыта подготовки новых поколений к участию в производстве материальных и духовных ценностей. 

2.Педагогика как наука.

Педагогика - отрасль науки, раскрывающая сущность, закономерности образования, роль образовательных процессов в развитии личности, разрабатывающая практические пути и способы повышения их результативности. Ни одна наука не может существовать в вакууме. Исследование многих педагогических проблем требует данных других наук о человеке, что в общем виде дает наиболее полную картину изучаемого. Педагогика как социальная наука естественно входит в систему гуманитарного знания, поскольку непосредственно обращена к человеку. Но столь же верно утверждать, что педагогика является частью обществознания, поскольку изучает человека в обществе и группах сверстников, а также человека в общении с людьми, прежде всего специально занимающимися воспитанием (родители, воспитатели, учителя, преподаватели и т д) В более широком плане к предмету педагогики относится и процесс социализации, который рассматривается также социологией и психологией. Непосредственно связана педагогика с психологией и ее отраслями (особенно — с педагогической психологией). Однако если психология изучает психические процессы, строго говоря, безотносительно к использованию соответствующих данных в процессах воспитания и обучения, то педагогику интересует именно и прежде всего инструментальная сторона. Например, общие закономерности внимания и его развития изучаются психологией; целенаправленное развитие внимания в целях обучения и воспитания относится к сфере педагогики. Несомненна связь педагогики и с возрастной психологией, изучающей возрастные особенности личности и особенности познавательных процессов на каждом возрастном этапе. Непосредственное отношение к педагогике имеет философия. Во-первых, эпистемология (теория познания) составляет наиб, общую методологическую основу педагогического исследования. При этом различные философские направления в существенной мере по-разному «видят» процесс познания вообще и соответственно процесс научного исследования. Это определяет как приоритеты исследования, так и его методику. Во-вторых, такие традиционно философские человековедческие вопросы, как отношение материи и духа, цель и смысл жизни человека определяют и в общей постановке, и (частично) в практическом решении собственно педагогические вопросы (цели образования, его содержание и др.). Современная педагогика испытывает заметное влияние философии образования, социологии образования, а также этнологии. Социология , занимающаяся изучением общества как сложной целостной системы, дает педагогике большой фактический материал для разработки рациональной организации процесса обучения и воспитания. Совсем недавно сформировалась новая наука – педагогическая социология, которая занимается переводом общих данных и результатов социологических исследований в конкретные задачи воспитания. Значение для педагогики имеет и этика. Выводя нормы нравственности из жизненной практики и различных философских систем, формулируя их в виде моральных норм, этика, однако, не занимается вопросом о том, как индивид или общество присваивает эти нормы и соответствующие образцы поведения. Этим занимается педагогика, выстраивая направления воспитания и разрабатывая его методы. Педагогика устанавливает свои формы связи и с некоторыми науками, изучающими человека как биологическое существо (анатомия, физиология, гигиена). Школьная гигиена, например, изучает и определяет санитарно-гигиенические условия жизни учащихся, которые необходимо учитывать при организации учебного процесса. И, с другой стороны, чтобы понять механизмы управления физическим и психическим развитием обучаемого, необходимо знать закономерности жизнедеятельности организма в целом, отдельных его частей, функциональных систем. Например, знание закономерностей развития высшей нервной деятельности помогает педагогической науке подбирать правильно развивающие, обучающие технологии, а также инструменты для достижения оптимального результата развития личности. Логика во многом определяет структуру содержания образования и порядок изложения материала в процессе обучения, а также способы развития мышления в рамках образовательного процесса. Связи педагогики с различными разделами математики и кибернетики (теория вероятности, математическая статистика, теория автоматов) важны для решения на современном уровне педагогических проблем с использованием аппарата этих наук. Кибернетика открывает для педагогики новые возможности для исследования процессов воспитания и обучения. Используя данные, полученные с помощью кибернетики, педагогическая наука разрабатывает закономерности, способы и механизмы управления учебным процессом. При этом, однако, надо иметь в виду, что кибернетика изучает процессы управления безотносительно к качественной природе самоуправляемых систем; воспитание же представляет собой систему, обладающую глубокой качественной спецификой и своими специфическими закономерностями. Подводя итог межпредметным связям, необходимо отметить, что в педагогических исследованиях очень активно используются не только перечисленные науки, но и много других дисциплин: юриспруденция, экономика, информатика, статистика, экология, этнография, этнология, история, технические науки. Каждая из перечисленных наук помогает гармоничному, быстрому развитию педагогической науки как в целом, так и в отдельных ее направлениях.

Из выше изложенного можно сделать вывод, что педагогика – это наука о законах воспитания и образования человека, она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, пути реализации законов воспитания и методик обучения.

3.Основные категории педагогики

Педагогика как любая наука имеет свой категориальный и понятийный аппарат, который определяется ее предметом. Соответственно в педагогике понятие это форма знания, в которой раскрывается сущность познаваемых предметов и явлений. Понятия в педагогике определяют явления и компоненты педагогического процесса.

Категория применительно к педагогике – это общее, фундаментальное понятие, которое выражает существенные свойства, отношения и связи того или иного явления из реальной действительности.

Большинство современных ученых – педагогов сходятся в том, что к основным категориям педагогики можно отнести :

- Воспитание

- Обучение

- Образование

- Развитие

Воспитание – это целенаправленное формирование личности на основе формирования следующих понятий и качеств: определенное отношение к предметам, явлениям окружающего мира; мировоззрение; поведение как проявление отношений и сложившегося мировоззрения. Существуют различные виды воспитания: умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т. д. Педагогика же как наука исследует сущность самого воспитания, его закономерности, тенденции, перспективы развития, технологию воспитания, содержание, формы, методы, принципы. Воспитание непосредственно связано с развитием.

Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учеников и учителей, благодаря которому обучаемый усваивает определенные знания, совершенствует умения, приобретает разнообразные навыки. В результате обучения у человека формируются определенное мировоззрение и мышление, развиваются способности и раскрывается его потенциал. Основными результатами обучения считаются:1) знания;2) умения;3) навыки. Знания отражают объективную действительность в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Благодаря умениям человек может сознательно и целенаправленно воплощать теоретические знания в практическую деятельность, опираясь при этом на жизненный опыт и приобретенные навыки. Навыки являются компонентами практической деятельности. Они проявляются при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства благодаря многократным упражнениям.

Образование – это процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений. Специально организованная образовательная система – это учебно-воспитательные заведения, учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней осуществляется передача и прием опыта поколений согласно целям, программам, структурам с помощью специально подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве объединены в единую систему образования, посредством чего идет управление развитием человека и осуществляется освоение и воспроизводство опыта, накопленного прошлыми поколениями. Существует общее и специальное образование. Общее образование дает фундамент знаний, умений и навыков для получения специального образования. И общее, и специальное образование может быть начальным, средним и высшим

Развитие – это последовательный процесс внутреннего совершенствования физических и духовных сил человека. Можно выделить несколько видов развития: физическое, психическое, духовное и социальное. В понятии развития, тем не менее, остается некоторая двоякость, поскольку критерии совершенства варьируются в зависимости от изменений, происходящих в обществе, и сильно зависят от требований, предъявляемых обществом человеку.

4.Отрасли педагогики.

Различают несколько отраслей педагогики в зависимости от задач и направленности данной науки. Систематизация педагогического знания возможна по различным основаниям.

1. Выделяются разделы педагогики по отдельным аспектам педагогического исследования и педагогического процесса. Методология педагогики изучает методы, методику и технику педагогического исследования. История педагогики изучает этапы, тенденции развития педагогических теорий и идей, а также систем образования. Сравнительная педагогика занимается изучением, анализом и обобщением опыта образования и развития педагогической науки в различных странах. Наиболее общие, не зависящие от возраста и иных особенностей обучаемых и воспитанников, законы и закономерности определяет общая педагогика. Теория воспитания изучает специально организуемый процесс воспитания в целом и по направлениям воспитательной работы. Дидактика исследует закономерности образования и обучения, главным образом преподавания и освоения знаний, формирования умений и навыков. Специфика преподавания отдельных дисциплин изучается в рамках методик преподавания (частных методик, которые содержат специфические закономерности обучения конкретным дисциплинам, например математике, информатике, литературе и т. д.).

2. Другое основание деления педагогики — уровни (ступени) системы образования. Здесь выделяются ясельная педагогика, дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профессионально-технического образования, производственная педагогика, педагогика среднего специального образования, педагогика высшей школы, педагогика «третьего возраста». Каждая из них изучает развитие, обучение и воспитание, но в разных образовательных учреждениях и на разных этапах возрастного развития. Так, педагогика «третьего» возраста разрабатывает систему образования, развития людей пенсионного возраста. Иногда все эти отрасли объединяют в возрастную педагогику, которая изучает особенности развития личности на разных возрастных этапах. 5 Несколько специфичной можно считать социальную педагогику, которая содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного образования и воспитания детей и взрослых. При этом перечисленные отрасли могут разделяться на другие. Так, профессиональная педагогика может получать более дробное членение соответственно самим профессиям (военная педагогика, инженерная педагогика и т. п.). 3. Третья группа отраслей педагогики включает в себя науки о воспитании и обучении лиц с определенными отклонениями в физическом или личностном развитии. Среди этих отраслей — дефектология и еѐ составляющие, в современной России именуемые в совокупности коррекционной педагогикой. Это направление теории и методики педагогической работы охватывает олигофренопедагогику (воспитание детей с отклонениями в умственном развитии), сурдопедагогику (воспитание глухих и слабослышащих), тифлопедагогику (воспитание слепых и слабовидящих), логопедию (преодоление нарушений речи). Исправительно-трудовая (пенитенциарная) педагогика занимается проблемами перевоспитания осуждѐнных правонарушителей, отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях. Лечебная педагогика развивается на границе с медициной. Основным ее предметом является система образовательно-воспитательной деятельности педагогов с больными и имеющими слабое здоровье учениками. Встречаются попытки выделить в специальные разделы педагогики проблемы воспитания детей, имеющих и иные специфические потребности (напр., педагогика сиротства, педагогика детских и юношеских (молодѐжных) организаций и т. т. п.)

Вывод: возникновение и развитие педагогической науки до современности с этапами развития научных взглядов на педагогику. Фундаментом возникновения педагогической науки, заложивший традицию, открывшую путь для дальнейших поисков подлинно научных основ учения о воспитании был Я. А. Коменский.

Этапами развития научных взглядов на педагогику являются, Эпоха Возрождения с развитием капиталистических отношений, прогресс в науке и образования что нашло свое выражение в гуманизации и отказе от суровой палочной дисциплины, характерной для, средневековой школы. В Эпоху Просвещения было характерное развитие практики обучения учителей педагогической деятельности и формирование государственных институтов обучения профессии учителя. Педагогика стремится стать наукой.

Педагогика – это наука о законах воспитания и образования человека, она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, пути реализации законов воспитания и методик обучения. Объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика. Предмет педагогики – это образование как реальный процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). В педагогической науке также выделяют и категории педагогики. Педагогические категории – основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения. К основным педагогическим категориям относятся воспитание, образование, обучение. Наша наука широко оперирует также общенаучными категориями, такими, как "развитие" и "формирование". Развиваясь, любая наука обогащает свою теорию, наполняется новым содержанием и осуществляет внутри себя научную дифференциацию важнейших исследовательских направлений. Этот процесс коснулся и педагогики. В настоящее время понятием «педагогика» обозначается целая система педагогических наук.




























Список литературы

1. Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: 2000. 304 с.

2. Бережнова, Е. В. Понятийный аппарат педагогической науки: проблемы развития [Текст] / Е. В. Бережнова // Педагогика. – 2013. - № 9. – С. 120 – 123.

3. Джуринский А. Н. История образования и педагогической мысли : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А. Н. Джуринский. – М.: изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2004. – 400 с.

4. Лихачев. Б. Основные направления развития педагогической науки и ее взаимосвязь с практикой // Лихачев. Б. Педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов пед. уч. зав. и слушат. ИПК и ФПК. – 4-е изд. перераб. и доп. – М. 2000 – С. 514 – 521.

5. Педагогика / Л. С. Подымова, Е. А. Дубицкая, Н. Ю. Борисова и др.; Под общ. ред. Л. С. Подымовой, В. А. Сластенина; Моск. пед. гос. ун-т. – Москва: Юрайт, 2014. – 332 с.

6.https://multiurok.ru/files/istoriia-pedagogicheskoi-nauki-i-etapy-eio-razviti.html?ysclid=m6v4dwb72v500732938 (Дата обращения 07.02.2025г.)





















Рецензия на ВСР

ОП.01. Педагогика

студента отделения заочного обучения

1 курса 10 з/ш группы

Карпаева Аманкуса Шайдулловича







© 2025, 111 0