СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

20 Тем по педагогике(11 работа)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«20 Тем по педагогике(11 работа)»


Министерство образования и науки Астраханской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Астраханской области

«Астраханский социально-педагогический колледж»








Внеаудиторная самостоятельная работа №11

по учебной дисциплине «Педагогика»

по теме: «Наблюдение урока в начальной школе.

Анализ урока с точки зрения реализации принципов обучения»










Выполнил:

студент 1курса, группы З/Ш,

ППССЗ по специальности

44.02.02Преподавание в начальных классах

_________Карпаев А.Ш.



Проверил:

преподаватель

_________Темирханова Э. А.

















Астрахань 2025



Наблюдение урока в начальной школе.

Анализ урока с точки зрения реализации принципов обучения



Введение

Урок – это основная форма обучения, отражающая взаимосвязанную деятельность учителя (преподавание) и учащихся (учение). Важно учитывать, что урок представляет собой творчество учителя, опирающегося, с одной стороны, на психолого-педагогические закономерности обучения, и, с другой стороны, на предъявленные требования ФГОС общего образования. К настоящему времени сложились разные подходы к анализу урока: в соответствии с типологией урока; целями и задачами урока; выбором методов и средств обучения; соотнесенностью с организацией самостоятельной работы обучающихся и ожидаемыми результатами и др. Отсутствие единых (оптимальных) требований к анализу урока затрудняет работу педагогов по проектированию современного урока, не позволяет администрации свести воедино информацию о посещенных уроках в разных классах, а управлению образованием увидеть реальную картину в школах города (села, посёлка), района, области. В современных условиях необходимым и обоснованным является выбор тех вариантов анализа (и самоанализа) урока, которые в наибольшей степени отвечают целям и задачам повышения качества преподавания предмета, выбору оптимального варианта посещения и анализа урока администрацией школы, определению перспективных направлений совершенствования урока как основной формы обучения. При выборе вариантов анализа урока необходимо учитывать особенности системнодеятельностного подхода как основополагающего в совокупности таких 6 подходов, как личностно-ориентированный, практико-ориентированный и др. Предложенная схема анализа урока направлена на повышение продуктивности деятельности администратора (директора, заместителя директора, руководителя методического объединения, методиста отдела образования) и учителя школы. В основу схемы анализа урока положен системный анализ – один из путей выявления резервов урока, преодоления формализма в оценке труда учителя. Схема анализа урока состоит из трёх основных частей:

1. Информация о посещённом уроке.

2. Структура наблюдения за ходом урока.

3. Выводы (достижение цели урока, достоинства урока, проблемы, замечания, методические рекомендации учителю).

Преимущества предложенной схемы анализа урока:

1.Модель анализа урока представляет собой универсальный конструктор: анализ можно проводить, исходя из особенностей типа и структуры урока, учебного предмета, используемой учителем педагогической технологии.

2. Структура наблюдения за ходом урока основана на апробированной методике, разработанной Ю.А. Конаржевским (структурный анализ урока) и дополнена особенностями урока с позиции требований ФГОС общего образования. Заявленная вариативная схема (конструктор) позволяет проводить анализ как по всем этапам урока, так и выборочно. Эксперт может сам выбрать, какие этапы ему необходимо проанализировать (этапы урока зависят от типа урока, особенностей выбранной технологии, формы проведения урока, выбранной учителем), но обязательно по следующим параметрам: дидактическая задача этапа; содержание этапа; условия достижения положительных результатов этапа; показатели выполнения дидактической задачи этапа.

3. В представленных рекомендациях предложены примеры описательной части анализа («фотография урока») по основным учебным предметам общеобразовательной школы с высокой степенью наглядности и обоснованности действий как учителя, так и администрации школы (особенно, если ему незнакома специфика анализируемого урока). При этом учитывается не только сложность анализа урока, но и специфика и содержательные доминанты анализируемого урока русского языка, математики, истории и т.п.

4. Все схемы анализа уроков по конкретным учебным предметам универсальны, описывают полный набор возможных этапов урока и могут использоваться для анализа большого количества типов и форм уроков (в том числе, лабораторных и практических занятий, уроков-проектов, уроковисследований, уроков-обобщений, уроков открытия новых знаний и способов деятельности, уроков развивающего контроля и др.).

5. Перспективным является направленность анализа урока на обоснование рефлексивных действий учителя при проверке домашнего задания, при выявлении уровня осознания обучающимися изученного материала, при организации работы обучающихся в разных режимах (индивидуальная, групповая, коллективная); при определении деловых качеств учителя (владение методикой преподавания предмета, умение применять знания психолого-педагогического цикла в процессе обучения, стиль поведения и культура речи, взаимоотношения с классом и отдельными учениками).


Анализ урока в начальной школе

    1. Базовая модель анализа урока в начальной школе

Схема анализа урока в начальной школе

Информация о посещённом уроке

Ф.И.О., должность посетившего урок


Цель посещения урока


Дата посещения урока


Учитель (Ф.И.О., должность)


Класс


Учебный предмет


Тема урока


Тип урока


Цель урока





Структура наблюдения за ходом урока


Этапы урока

Оценка деятельности преподавателя (элементы «фотографии» урока)

Организационный этап ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – подготовить учащихся к работе на уроке. СОДЕРЖАНИЕ – взаимные приветствия, фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния класса и готовности учеников к уроку; организация внимания. УСЛОВИЯ достижения положительных результатов – требовательность, сдержанность, собранность учителя; систематичность организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований. ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи - кратковременность организационного момента, полная готовность к работе, быстрое включение учеников в деловой ритм, установка внимания всего класса

Пример заполнения: Учитель готов к уроку. Настраивает учащихся на учебную деятельность. Создаёт эмоциональный настрой на урок.

Этап проверки домашнего задания ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА - установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учениками, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом знания, умения и навыки. СОДЕРЖАНИЕ — выявление степени усвоения, заданного на дом, определение типичных недостатков в знаниях и их причин, ликвидация обнаруженных недочетов. УСЛОВИЯ достижения положительных результатов — оперативность учителя, целевая направленность его деятельности, использование учителем системы приемов, позволяющих определить выполнение домашнего задания у большинства учеников класса. ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи — способность учителя за короткий промежуток времени (5-7 мин) установить уровень знаний у большинства учеников и выявить типичные недостатки, возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные представления и понятия, ликвидировать причины обнаруженных недостатков, степень и масштабы выявления качества знаний материала, изученного учащимися дома

Пример заполнения: Учитель формирует рефлексивные умения обучающихся (регулятивные УУД), предлагает задания и вопросы, которые требуют: самооценки на основе соотнесения результата с пониманием учебной задачи; критериями оценки; способами выполнения; выявления позитивных и негативных факторов, повлиявших на выполнение; постановки новых личных учебных задач. Учитель формирует коммуникативные умения обучающихся (коммуникативные УУД), предлагает задания и вопросы, которые требуют развёрнутой связной коммуникации, для которой заданы или известны основные параметры высказывания/текста: коммуникативная задача (КТО, КОМУ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ говорит или пишет); тема и предмет (ЧТО говорит или пишет); формат: жанр, объем, структура, особенности построения … (КАК говорит или пишет)

Этап всесторонней проверки знаний (тип урока-обобщение) ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – глубоко и всесторонне поверить знания учащихся, выявив причины обнаруженных пробелов, стимулировать учащихся к овладению рациональными приемами учения и самообразования. СОДЕРЖАНИЕ — проверка различными методами объема и качества усвоения материала, изучение характера мышления учеников, проверка степени сформированности общеучебных умений, оценивание. УСЛОВИЯ достижения положительных результатов — использование самых различных методов проверки знаний (беседа, опрос, тестовая проверка и т. д.), привлечение с помощью специальных заданий всех учеников к активному слушанию и поиску более точных ответов, осознание важности работы, осуществляемой учащимися на данном этапе. ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи – проверка учителем не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике. Рецензирование ответов учащихся, направленное на выяснение положительных и отрицательных сторон в их знаниях, умениях и навыках и на указание того, что необходимо сделать для усовершенствования приемов самостоятельной работы. Активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся.

Пример заполнения: Учитель формирует умения самоорганизации и саморегуляции обучающихся (регулятивные УУД), предлагает задания и вопросы, которые наделяют учащихся функциями самостоятельно: планировать выполнения задания: обязанности и/или виды выполняемых работ; время; информационные ресурсы; отслеживать и контролировать продвижение в выполнении задания; качество его выполнения. Учитель формирует умения обучающихся сотрудничать (коммуникативные УУД), предлагает задания и вопросы, которые всегда групповые или парные, они требуют: совместной работы учащихся с одноклассниками, взрослыми или учащимися других классов совместного обсуждения проекта/дизайна/…; координации усилий; разделения ответственности за конечный продукт создания общего продукта из взаимосвязанных частей Учитель формирует коммуникативные умения обучающихся (коммуникативные УУД), предлагает задания и вопросы, которые требуют развёрнутой связной коммуникации, для которой заданы или известны основные параметры высказывания/текста: коммуникативная задача (КТО, КОМУ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ говорит или пишет); тема и предмет (ЧТО говорит или пишет); формат: жанр, объем, структура, особенности построения … (КАК говорит или пишет)

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – организовать и направить на достижение цели познавательную деятельность учащихся, постановка целей учебной деятельности СОДЕРЖАНИЕ – «открытие» темы, целей и задач изучения нового материала, показ его практической значимости, постановка учебной проблемы: выявление причины затруднения (называются конкретные знания, умения, которых недостает для ответа на поставленный вопрос или выполнения задания); определение на этой основе цели урока (целью всегда является устранение возникшего затруднения) и формулирование (или уточнение) темы урока. УСЛОВИЯ достижения положительных результатов - формулирование учителем целей и задач (целесообразно для 1-2 класса), формулировка цели и темы урока в совместной деятельности учителя и учеников (или самостоятельно учениками); оценка практической значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы (постановка учебных задач урока). ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи — активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах урока, эффективность восприятия и осмысления нового материала, понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.

Пример заполнения: Учитель организует учебную деятельность младших школьников исходя из особенностей целеполагания на разных уровнях (зависит от уровня сформированности регулятивных УУД): • 1 класс (необходимый уровень) - школьник учится принимать учебную задачу в готовом виде, а также определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; • 2 класс (необходимый уровень, для 1 класса это повышенный уровень) - определяет цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; • 3-4 классы (необходимый уровень, для 2 класса это повышенный уровень) — учится обнаруживать и формулировать учебную проблему и определять цель учебной деятельности совместно с учителем; • 3-4 классы (повышенный уровень) - обнаруживает и формулирует проблему, определяет цель учебной деятельности, урока, проекта (тему) с помощью учителя и самостоятельно. Учитель должен поставить перед учащимися учебную задачу через проектирование учебной ситуации на уроке (проблемной или нейтральной)

Этап усвоения новых знаний ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого материала; добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств получения знаний, оперирование ими. СОДЕРЖАНИЕ — организация внимания, сообщение учителем нового материала, обеспечение восприятия, осознания систематизации и обобщения этого материала учащимися. УСЛОВИЯ достижения положительных результатов этапа — использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала. Полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов, явлений; вычленение в изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков и ориентация на них внимания учащихся. Запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта. Использование наглядности. Самостоятельная работа учащихся с книгой. Использование приемов мышления: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации. Постановка перед учащимися учебной проблемы; создание проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов. Составление систематизирующей таблицы первичного обобщения материала, актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся. Словарная работа. ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи — использование метода эвристической беседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с беседой, использовании компьютерной техники. Показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий, активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы, а также проявление качества знаний учащихся на последующих этапах обучения

Пример заполнения: Содержание обучения рассматривается как «субстрат, питающий смысловое развитие учащегося». В основе усвоения системы научных понятий лежит организация системы учебных действий. Урок включает как предметное, так и надпредметное содержание. Учитель организует учебную деятельность младших школьников исходя из особенностей учащихся (зависит от уровня сформированности регулятивных УУД): 1 класс Совместная работа в условиях решения практических задач (цель - освоение разных форм кооперации), парная работа. Освоение совместной работы в учебно-игровой деятельности. 2 класс Фронтальная работа (задается образец групповой работы), парная работа (переход от взаимоконтроля к самоконтролю), групповая работа (работа по решению учебной задачи, которая требует освоения способов учебного сотрудничества). Начинается с формирования коллективно-распределенной формы субъекта учебной деятельности. 3 класс Фронтальная работа, основные задачи которой — выявление противоречий и рефлексия; парная работа и групповая работа. Осваиваются формы межгруппового диалога. Происходит в рамках освоения формы сотрудничества групповых субъектов, которые являются промежуточными, но самостоятельными. 4 класс Фронтальная работа, парная работа, групповая и межгрупповая работа. Осуществляется благодаря увеличению удельного веса самостоятельности коллективного и индивидуального субъектов. Учитель формирует умения самоорганизации и саморегуляции обучающихся (регулятивные УУД), предлагает задания и вопросы, которые наделяют учащихся функциями самостоятельно: планировать выполнения задания: обязанности и/или виды выполняемых работ; время; информационные ресурсы; отслеживать и контролировать продвижение в выполнении задания; качество его выполнения. Учитель формирует умения обучающихся сотрудничать (коммуникативные УУД), предлагает задания и вопросы, которые всегда групповые или парные, они требуют: совместной работы учащихся с одноклассниками, взрослыми или учащимися других классов совместного обсуждения проекта/дизайна/…; координации усилий; разделения ответственности за конечный продукт создания общего продукта из взаимосвязанных частей Учитель формирует коммуникативные умения обучающихся (коммуникативные УУД), предлагает задания и вопросы, которые требуют развёрнутой связной коммуникации, для которой заданы или известны основные параметры высказывания/текста: коммуникативная задача (КТО, КОМУ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ

говорит или пишет); тема и предмет (ЧТО говорит или пишет); формат: жанр, объем, структура, особенности построения … (КАК говорит или пишет)

Динамическая пауза (ФМ) ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – снятие локального утомления обучающихся, смена вида деятельности. СОДЕРЖАНИЕ — упражнения для улучшения мозгового кровообращения, для глаз, для снятия утомления, пальчиковая гимнастика и т.д. УСЛОВИЯ достижения положительных результатов – содержание ФМ должно отвечать возрасту обучающихся и рекомендациям СанПиН (Приложение). ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи – повышение работоспособности обучающихся

Пример заполнения: Содержание ФМ отвечает возрасту обучающихся и рекомендациям СанПиН.

Этап проверки понимания учащимися нового материала ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – установить, осмыслили ли учащиеся связи и отношения фактов, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы. СОДЕРЖАНИЕ — проверка учителем глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий. УСЛОВИЯ достижения Положительных результатов – постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся; создание нестандартных ситуаций в использовании знаний; обращение учителя к классу с требованием дополнить, уточнить или исправить ответ ученика, найти другое, более рациональное решение и т. д.; учет дополнительных ответов по количеству л их характеру при выяснении пробелов в понимании учащимися нового материала. ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи – учитель спрашивает средних и слабых учеников; класс привлекается к оценке их ответов; по ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в понимании учащимися нового материала; основной к

Пример заполнения: Учитель формирует ценностно-смысловые установки обучающихся (личностные УУД), предлагает задания и вопросы, которые дают возможность обучающимся: выразить свою позицию/ценностное суждение (разделив предложенные формулировки или противопоставив им свою; оценив степень своего согласия/несогласия с предложенными формулировками; прямо сформулировав свою позицию); аргументировать (пояснить, прокомментировать) свою позицию, оценку и/или свой выбор. Учитель формирует умения самоорганизации и саморегуляции обучающихся (регулятивные УУД), предлагает задания и вопросы, которые наделяют учащихся функциями самостоятельно: планировать выполнения задания: обязанности и/или виды выполняемых работ; время; информационные ресурсы; отслеживать и контролировать продвижение в выполнении задания; качество его выполнения

Этап закрепления нового материала ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – закрепить у учащихся знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по новому материалу. СОДЕРЖАНИЕ — закрепление полученных знаний и умений; закрепление методики изучения материала; закрепление методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний. УСЛОВИЯ достижения положительных результатов – выработка умения оперировать ранее полученными знаниями, решать теоретические и практические задачи; использование разнообразных форм закрепления знаний. ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи – умение учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; выделять существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их; активность учащихся

Пример заполнения: Учитель формирует умения самоорганизации и саморегуляции обучающихся (регулятивные УУД), предлагает задания и вопросы, которые наделяют учащихся функциями самостоятельно: планировать выполнения задания: обязанности и/или виды выполняемых работ; время; информационные ресурсы; отслеживать и контролировать продвижение в выполнении задания; качество его выполнения. Учитель формирует коммуникативные умения обучающихся (коммуникативные УУД), предлагает задания и вопросы, которые требуют развёрнутой связной коммуникации, для которой заданы или известны основные параметры высказывания/текста: коммуникативная задача (КТО, КОМУ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ говорит или пишет); тема и предмет (ЧТО говорит или пишет); формат: жанр, объем, структура, особенности построения … (КАК говорит или пишет)

Рефлексия учебной деятельности ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – формирование у обучающихся умения анализировать результаты своей учебной деятельности. СОДЕРЖАНИЕ – соотнесение целей и результатов учебной деятельности; определение целей дальнейшей деятельности и заданий для самоподготовки. ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи – умение осуществлять анализ собственной учебной деятельности.

Пример заполнения: Учитель формирует рефлексивные умения обучающихся (регулятивные УУД), предлагает задания и вопросы, которые требуют: самооценки на основе соотнесения результата с пониманием учебной задачи; критериями оценки; способами выполнения; выявления позитивных и негативных факторов, повлиявших на выполнение; постановки новых личных учебных задач. Учитель использует приёмы для рефлексии детей разного вида (когнитивной – «что я узнал?», «что бы мне хотелось ещё узнать?»; конце урока?»).







ВЫВОДЫ


Достижение цели урока: РЕАЛИЗОВАН ЗАМЫСЕЛ УРОКА: 1) достигнут запланированный результат урока (сдвиг в способах работы детей, уровне знаний и др.); 2) этот результат получен не насильственным по отношению к детям путем (дети работали инициативно, с интересом, говорили на уроке больше, чем учитель, ушли с урока, желая продолжить это занятие).

Пример заполнения: Цель урока достигнута. Учитель добился осмысления учебного материала всеми обучающимися. На протяжении всего урока прослеживалась практическая направленность изучения теоретических положений и заданий, предлагаемых для выполнения учащимся

Достоинства урока

Проблемы, замечания

Методические рекомендации

Пример заполнения: Дидактические задачи урока сформулированы в соответствии с содержанием материала и местом урока по данной теме. Содержание учебного материала соответствует цели урока. Выбранная методика отражает возрастные особенности младших школьников. Прослеживается связь с жизнью, практической деятельностью. Используются приемы формирования ИКТ-компетентности, разнообразные методы, повышающие степень активности обучающихся в учебном процессе и предполагающие включение школьников как субъектов деятельности на всех этапах урока (требование системно-деятельностного похода). В ходе урока использовались групповая, парная и индивидуальная формы работы. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески; владеет технологией диалога.

Пример заполнения: Не в полной мере использовались возможности учебника (в том числе, и при освоении нового материала, при подборе дифференцированных домашних заданий). На этапе рефлексии учитель использовала приёмы оценивания эмоционального состояния учащихся («смайлики»).

Пример заполнения: Более системно работать с учебником (материал учебника позволяет предлагать учащимся разноуровневые задания, в том числе творческого характера). Использовать различные приёмы для рефлексии детей (когнитивной – «что я узнал?», «что бы мне хотелось ещё узнать?»; деятельностной - «что у меня получалось лучше всего?», «что не получалось и почему?»; ценностно-смысловой – «в чём ценность новых знаний?», «где в жизни я смогу их применить?»).

При заполнении данной части анализа урока эксперту важно обратить внимание на следующие аспекты: 1. Соответствие темы урока календарно-тематическому планированию в рабочей программе учителя. 2. Структура урока и его педагогическая целесообразность (соответствие этапов урока типу, форме проведения, выбранной педагогической технологии; соответствие урока месту в теме, разделе учебного предмета (курса), связь урока с предыдущими и последующими уроками). 3. Научно-теоретический уровень урока (место урока в формировании мировоззрения учащихся; правильный отбор содержания учебного материала и методов его изучения.). 4. Готовность материально – технического оснащения урока: пособия, раздаточный материал, модели, приборы и т. д. 5. Готовность преподавателя и учащихся к уроку: внешний вид, эмоциональное состояние, психологический настрой, дисциплина. 6. Построение урока: правильность и доступность поставленных целей и задач, оптимальность темпа, завершённость. 7. Определение и выбор методов обучения и развития познавательной активности и самостоятельности учащихся, 8. Соответствие методики проведения урока возрастным особенностям учащихся. 9. Деятельность преподавателя на уроке по актуализации знаний, формированию новых понятий и умений, организация поисковой деятельности и самостоятельной работы. 10.Учебная деятельность учащихся на уроке, выявление умений наблюдать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщения. 11. Система учёта и оценки знаний учащихся: целесообразность выбранных форм проверки знаний, мотивированность и объективность выставленных оценок. 12. Объем и характер домашнего задания, его индивидуальность.



____________________________________ (Подпись, посетившего

Урок)





Некоторые виды анализа урока в педагогике:

Структурный. Предполагает анализ урока по составным элементам с целью определения логики построения занятия, его целостности, полноценности, связности и последовательности погружения в тему.

Аспектный.  Предполагает общую оценку занятия с точки зрения учебно-воспитательной позиции в рамках определённого среза: методология, дисциплина, качество программы или плана занятия и пр.. 

Дидактический. Ориентирован на оценку степени подготовки к занятию: план занятия, основные методы работы педагога, подбор материалов для изучения темы и её закрепления, проработанность и продуманность упражнений (их цель, результаты и пр.) и пр.. 

Психологический. Предполагает определение соответствующего климата на занятии: дисциплина, заинтересованность, мотивация и побуждение учащихся к активному учебно-познавательному процессу, применение талантов и способностей учеников на занятии, умение педагога подобрать подход к ребёнку и облегчить его учебный путь, урегулирование конфликтов и недопониманий. 

Полный. Проводится для аттестации педагога или повышения его квалификации, при обобщении педагогического опыта и пр.. В данном случае проводится всесторонний анализ урока: с позиции педагога, с позиции учащихся, соответствие требованиям ФГОС, импровизация и пр.. 

Целевой. Имеет целью выявить мастерство учителя в процессе использования отдельных форм, средств и методов обучения или в использовании авторских методик и технологий обучения, включая те, что разработаны самим учителем.

Анализ урока с точки зрения реализации принципов обучения включает оценку соблюдения оптимальной меры в каждом из них и в их сочетании. Например, насколько корректно и гармонично обеспечено соотношение принципа научности с принципом доступности, принципа наглядности с принципом абстрактности. 

Некоторые вопросы, которые можно включить в анализ:

  • Принцип научности. В чём выразилась научность обучения, связь с жизнью, практикой. 

  • Принцип доступности обучения. Как реализовывался этот принцип, на чём основывалась система получения новых знаний. 

  • Принцип наглядности обучения. С какой целью использовался каждый вид наглядности. 

  • Принцип систематичности и последовательности изложения учебного материала. Как постепенно вводилось новое знание, подводилось к нему через ранее изученный материал. 

  • Принцип сознательного и активного усвоения знаний. Как достигались сознательность, активность и самостоятельность учащихся, как осуществлялось руководство учением на уроке. 

  • Принцип практической направленности учебного процесса. Как во время урока развивались коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД, как учитель проецировал полученные знания на использование их в жизни. 

  • Принцип единства обучения и воспитания. Как учащиеся самостоятельно конструировали свои знания, ориентировались в информационном пространстве, что способствовало развитию критического и творческого мышления. 

  • Принцип коллективизма и индивидуального подхода в обучении. Как учитель работал со всем классом одновременно, не подразделяя его на группы. 

  • Принцип прочности усвоения знаний. Как учитель контролировал, управлял и регулировал усвоение материала обучающимися. 

Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. 

Анализ реализации принципов обучения классе: Анализ урока Средства обучения Уместное использование наглядных средств обучения (стихотворение в начале урока для подведения к теме, примеры, рисунки, видеозапись, схемы). Индивидуальные формы работы- работа у доски, с групповой проверкой, работа в планшетах за партами, групповые формы работы- блиц-опрос, фронтальный опрос, хоровое чтение стихотворения Наглядные пособия и технические средства Мультимедиа проектор, опорный конспект(эталоны), Для создания образа урока открытия нового знания был взят «волшебный» сундук. Для более быстрой и удобной работы учащимся были предложены заламинированные карточки для письма. (обучающиеся на них решали задания учителя) Как подготовлена классная доска к уроку Стихотворение с привлечением внимания на оценку, которая является частью темы урока в данном разделе, опорный конспект(эталоны-оценки разности(ранее изученная тема). Тип и структура урока: Урок-путешествие, дидактическая игра. Структура соответствует задачам урока-открытия нового знания. Какой тип урока Урок открытия нового знания. На протяжении всего урока учитель информирует детей об этом и напоминает, что данный урок открывает у них новые знания. Место урока в системе уроков по данному разделу Отбор содержания учебного материала проведён с учетом требований государственного стандарта основного общего образования по предмету и возможностей учащихся, в строгом соответствии с целями обучения.

Реализация принципов обучения: Принцип научности Учитель хвалит учеников за правильные ответы, корректирует их формулировки в названиях знания, помогает учащимся выявить ошибки и причины их возникновения( работа по выявлению причины появления разных ответах в заданиях) которое им понадобилась для решения очередного задания. Использование новой терминологии, как в общем, так и для самих учеников. Опора на математические термины и их точечное разъяснение. Принцип доступности обучения Система получения новых знаний основывалась на имеющихся у обучаемых знаниях о делении, округлении и оценки разности и их жизненном опыте, способствовала переходу на более глубокий уровень развития по теме «оценка частного» Принцип наглядности обучения Для наглядности все алгоритмы и новые знания учитель помещает на классную доску в виде цветных карточек. Наглядность формируется и за счет сундука с новым знанием.(4 ключа с разного цвета ленточками соответствуют новому открытому знанию) Принцип систематичности и последовательности изложения учебного материала Учитель постепенно вводит обучающихся в новое знание, подводя к нему через ранее изученных материал(вспоминают математические действия, знаки, понятие «округление» и д.р) Получившаяся структура урока и логика подачи учебного материала позволяла обучающимся успешно осваивать запланированные цели и задачи. Принцип сознательного и активного усвоения знаний Технология сотрудничества- лидирует в ходе урока.Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Учитель задает новодящие вопросы(как пример, выявление знаний по округлению чисел), подталкивает детей, а не выполняет работу за них. Принцип практической направленности учебного процесса Коммуникативные УУД очень грамотно развиваются учителем на данном уроке (весь урок строится на диалоге ученика и учителя, где ученик-главный повествователь. Регулятивные УУД учитель так же ярко отражаются в поведении учителя(наводящие вопросы по теме, корректировка ответов учащихся). Познавательные УУД формируются согласно дидактической задаче урока. Во время рефлексии учитель проецирует полученные знания на использовании их в жизни, моделируя ситуацию «завтра ты окажешься в реальной жизненной ситуации, как тебе могут пригодиться новые знания?» Принцип единства обучения и воспитания Учащиеся самостоятельно конструировали свои знания,

ориентировались в информационном пространстве, что способствует развитию критического и творческого мышления. Учитель использует парную и групповую работу учащихся для взаимопроверки или взаимопомощи. Групповая работа использована в проверке выполнения заданий(«Все согласны с ответом?», «Есть у кого другие варианты ответа?» Принцип коллективизма и индивидуального подхода в обучении Принцип коллективизма развивается в работе учителя на уроке. Он работает со всем классом одновременно, не подразделяя класс на группы (скорое всего это связано с не знанием успеваемости класса). Как стимулировалось положительное отношение к учению Цель простимулировать положительное отношение к учебе достигается при помощи игровой формы, что соответствует возрастной категории обучающихся. Еще одним методом стимуляции положительного отношения к обучению является поощрение в конце урока сладкими призами за хорошую работу. Принцип прочности усвоения знаний Всегда контролировал, управлял, регулировал усвоение материала обучающимися.

В научном познании используются самые разнообразные методы получения достоверных сведений о предмете изучения. Понятие «метод» понимается как система предписаний, требований, благодаря которым решается конкретная практическая или научная (теоретическая) задача. Одним из устаревших методов, считается наблюдение. Данный метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего. Основной исследовательский метод в рамках академической психологии детства является наблюдение. Истоки метода наблюдения в России восходят к началу 20 века. Метод наблюдения воспринимается как, метод сбора информации путем непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений в естественных или лабораторных условиях. Понятие «наблюдение», как справедливо считает Е.А. Климов, используется в трех разных значениях: наблюдение как деятельность, как метод и как методика. Наблюдение — непосредственное, целенаправленное восприятие предметов и явлений окружающего мира всеми органами чувств. Наблюдать предметы и явления можно в самой природе или в помещении. Активную форму чувственного познания демонстрирует такой метод обучения, как наблюдение. Чаще всего метод используют при изучении учебных предметов естественнонаучного цикла. Под методикой наблюдения обычно понимается социально определенная, изложенная понятно для других, предметно представленная система средств создания и обработки практических данных, которая адекватна определенному ограниченному кругу задач. Наблюдение может проводиться непосредственно или же с использованием технических средств и способов регистрации данных (фото, аудио и видеоаппаратура, карты наблюдения). Обучающиеся могут наблюдать как самостоятельно, так и под руководством учителя. Конкретное содержание наблюдений устанавливание учитель обуславливаемых климатических условий того населенного пункта, где находится школа, и от времени года. Ориентировочное содержание наблюдений предоставляется в методических рекомендациях к ним.

Важнейшим источником знаний об окружающем мире, является наблюдение. Наблюдение дает основу, на которой строятся мыслительные операции. Поэтому метод наблюдения является важным средством развития мышления детей.

Важным требованием из тех, которые предъявляются к наблюдениям, являются их конкретность и систематичность. Учитель определяет формы наблюдений, организует их. Прежде всего, это экскурсии и практические работы по исследованию предметов окружающего мира на уроках в классе. Однако запас наблюдений, сделанных в учебное время, недостаточен для формирования естественнонаучных знаний. Поэтому учащиеся ведут наблюдения еще и во внеурочное время, самостоятельно.

Как и любой метод, наблюдение имеет свои позитивные и негативные стороны.

Первые попытки внедрения метода наблюдения в обучение отмечаются еще в античности. Знаменитые беседы Сократа являются тому примером. Но эти по пытки носили отрывочный, единичный характер. Только с началом нового времени об этом заговорили всерьез. Первым вопрос о сочетании теоретических и практических методов в обучении поставил Я.А. Коменский. Он говорил, что любое познание должно основываться на изучении близких и понятных детям объектов. «Нужно учить так», - говорил он, - «чтобы люди приобретали знания не из книг, но знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах». В России с развитием образования, вопрос о сочетании теоретических и практических навыков и их влиянии на развитие учащихся поднимался многими учеными и педагогами.

Так, великий русский ученый М.В. Ломоносом так же отводил важную роль практическим знаниям, считая их основными методами в обучении. Он говорил, что теория должна вытекать из наблюдений, а теория в свою очередь должна их исправлять. Следует так же отметить, что Михаил Васильевич считал необходимым более широкое и систематическое использование индивидуальных исследовательских работ, так как они, по его мнению, способствуют активизации познавательной активности детей, а, следовательно, являются источником развития у них критического мышления.

Основатель методики окружающего мира и автор первого русского учебника «Начертание естественной истории» В. Ф. Зуев в предисловии к нему обращался к учителям с рекомендацией опираться при изучении объектов и явлений природы на чувственное восприятие детей. В своих работах он говорил о необходимости давать им большую самостоятельность в познании мира и шире использовать окружающую детей действительность, не пренебрегать экскурсиями на родную детям природу.

К.Д. Ушинский считал наблюдение необходимой основой для развития способности самостоятельно думать. Он говорил о том, что только активное вовлечение детей в изучаемые процессы может сделать их непосредственными добытчиками знаний, а значит сделать получаемые знания прочными и значимыми. Он писал: «следует предварительно приучить детей отыскивать, перечислять и излагать в порядке признаки предметов, находящихся у них пред глазами, потом сравнивать между собой несколько знакомых уже им предметов, находя между ними сходство и различие...».

Начиная с XVII века, многие ученые и педагоги ставили развитие способностей детей к наблюдению на ведущие позиции. Они настаивали на неразрывной связи теории и систематического использования исследовательских работ, как единственно возможном средстве всестороннего развития учащихся через обучение, повышения качества знаний и развитию способностей, лежащих в основе дальнейшего развития детей. Во второй половине XX века проблеме развития практической составляющей обучения окружающего мира и в частности роли наблюдений в начальной школе посвящали свои работы:

А.А. Перротте, разработала учебные коллекции для начальной школы и методические пособия для работы с ними; С.А. Павлович, освещал вопросы грамотного оснащения уроков окружающего мира различными пособиями, а так же возможности создания пособий самими учащимися; Е.А. Валерьяновой создано множество наглядных пособий для учащихся с 1 по 4 классы (дневники наблюдений, диафильмы, кинофильмы), под ее руководством проводились семинары и курсы для учителей в ходе которых подчеркивалась значимость наглядных методов обучения Наблюдения позволяют одновременно развивать у учащихся таки навыки как: описывать предмет по плану;

умения сравнивать и выделять главное;

умения задавать вопросы, ставить перед собой проблему;

составлять планы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям и явлениям;

проявлять самостоятельность и активность. Быть наблюдательным значит уметь смотреть и видеть, слушать и слышать. Достигается это в процессе кропотливой работы учителя и учащихся путем многократных повторений и упражнений, которые могут быть организованы в разнообразных играх через специальные приемы. Эти приемы даются детям одновременно с сообщением заданий для наблюдений. Полезно периодически напоминать о них до тех пор, пока ребенок не привыкнет концентрировать внимание только на том, что ему нужно видеть (слышать, осязать) для достижения поставленной цели.

Вывод: Таким образом, анализ заключается в оценке работы учителя с позиций соответствия его урока достижениям современной педагогики и психологии, определения дальнейших перспектив в совершенствовании педагогического мастерства. Анализ урока - дело сложное. Разобрать урок по пунктам трудно и требует много времени. Чтобы осуществить педагогический анализ урока, нужно, прежде всего, расчленить его на части (этапы), отвечающие его сущности. Суть состоит в том, чтобы не вырывать части из целого, а рассматривать их в целом (уроке) и в связи с другими частями (этапами) урока.

Анализ урока должен начинаться самоанализом и заканчиваться самооценкой, конкретными требованиями учителя к самому себе. При анализе урока учителя необходимо учитывать его индивидуальность, особенности, сильные стороны. Нельзя навязывать общие, одинаковые рекомендации, приемы, методы. Всякие рекомендации по улучшению проведения уроков должны обязательно опираться на достижения учителя, на его сильные стороны. Недостатки и слабости надо объяснить таким образом, чтобы было ясно, как надо работать над собой. Наблюдение относится к основному и самому древнему методу познания окружающей среды, в его основе лежит преднамеренное и целенаправленное, предварительно организованное восприятие объектов с помощью органов чувств. Наблюдение характеризуется как эмпирический метод познания. Во время исследования наблюдатель не должен изменять естественный ход событий. Наблюдение как всякий научный метод имеет ряд преимуществ и недостатков. Плюсами данного метода является простота выполнения, его доступность. Но при этом метод наблюдения субъективен.



Список литературы:

1. Барышева Ю.А. Наблюдение как метод познания окружающего мира младшими школьниками / [Текст]: Ю.А. Барышева Начальная школа. – 2011. – No7. – С. 36-40.

2. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания /Учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования»./ [Текст]: Е.В. Григорьева – М.: ВЛАДОС, 2008. – 253 с.

3.https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskietekhnologii/library/2013/04/14/analiz-i-samoanaliz-uroka (Дата обращения 09.02.2025г.)

4.Тимошкина Н.В. Педагогические основы совершенствования экологической подготовки учителей начальной школы в условиях университета: / [Текст]: Н.В. Тимошкина Владикавказ, 1997.

.






















Рецензия на ВСР

ОП.01. Педагогика

студента отделения заочного обучения

1 курса 10 з/ш группы

Карпаева Аманкуса Шайдулловича





































© 2025, 66 0