| Министерство образования и науки Астраханской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Астраханской области «Астраханский социально-педагогический колледж» |
Внеаудиторная самостоятельная работа №14
по учебной дисциплине «Педагогика»
по теме: « Понятие контроля процесса обучения. Виды контроля обучения. Формы организации контроля»
| Выполнил: студент 1курса, группы З/Ш, ППССЗ по специальности 44.02.02Преподавание в начальных классах _________Батаргалиева Ж.Т. Проверил: преподаватель _________Темирханова Э. А. |
Астрахань 2025
Понятие контроля процесса обучения. Виды контроля обучения. Формы организации контроля
План
Введение
1.Понятие контроля в педагогическом процессе
2.Виды контроля
3.Какие формы контроля существуют?
4.Основные методы контроля
Вывод
Список литературы
Введение
В процессе обучения важная роль отводится диагностике учебного процесса. Она строится на обратной связи. С одной стороны — на информации, поступающей от учащегося к учителю, свидетельствующей об успешности процесса обучения, достижениях учащихся в овладении знаниями, формировании у них ключевых компетенций и т. д. Или же, наоборот, — о затруднениях, тормозящих процесс обучения. Это позволяет учителю оценивать результаты обучения, корректировать его процесс, планировать дальнейшую деятельность, учитывая индивидуальные результаты учащихся. С другой стороны, обратная связь важна для учащихся: они могут видеть свои достижения и недостатки, получить оценку своей деятельности. Этот процесс называется внутренней обратной связью.
На основе обратной связи осуществляется такой важный элемент диагностики процесса обучения, как контроль.
1.Понятие контроля в педагогическом процессе
Контроль за воспитанием обсуждался в работах мыслителей античности. Так, в педагогической деятельности Сократа обучение носило характер поучающих бесед знающего с незнающим, в ходе которых постигалась истина. Сведения о контроле обнаруживается и в первом педагогическом сочинении дошедшим до нас,- «О воспитании оратора» Марка Фабия Квинтилиана .В средневековье проводились контрольно проверочные занятия, где опрос осуществлялся в устной форме , при этом в университетах контроль осуществлялся главным образом в процессе экзаменов.
В XVIIвеке впервые идею всестороннего контроля знаний, умений и навыков теоретически обосновал Я.А.Коменский в своей работе «Великая дидактика». Он сформулировал правила, устанавливающие порядок контроля знаний учащихся, которые состоят в том, что учитель на каждом уроке проверяет задания, а в конце учебного года проводятся переводные экзамены.
Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся; в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения школьников в активную творческую деятельность.
Эта цель в первую очередь связана с определением качества усвоения учащимися учебного материала - уровня овладения знаниями, умениями и навыками. Во - вторых, конкретизация основной цели контроля связана с обучением и формированием потребности школьников в самоконтроле и взаимоконтроле.
В - третьих эта цель предполагает воспитание у учащихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы.
Если перечисленные цели контроля знаний и умений учащихся реализовать, то можно говорить о том, что контроль выполняет следующие функции; контролирующую, обучающую (образовательную), диагностическую, прогностическую, развивающую, ориентирующую и воспитывающую.
Планомерное осуществление контроля позволяет педагогу привести в систему усвоенный учащимися за определенный период времени учебный материал, выявить пробелы в их знаниях, умениях и навыках, определить качество усвоения изученного. Контроль, осуществляемый педагогом, и самоконтроль позволяют каждому из учащихся увидеть результаты своей учебно-познавательной деятельности и устранить имеющиеся недостатки. В качестве приемов осуществления самоконтроля выступают: воспроизведение учебного материала вслух или про себя, ответы на вопросы учебника, составление краткого плана или тезисов прочитанного, решение задач и примеров, придумывание своих примеров и т.д.
2.Виды контроля
В процессе обучения контроль является неотъемлемой частью учебного процесса. Кроме этого, в зависимости от выполняемых задач контроль делится еще на 4 вида:
1.Предварительный контроль. Он имеет диагностическую задачу – выявление имеющихся знаний, умении и навыков у учащихся к началу учебного процесса. Традиционно используется в начале учебного года, а также перед началом изучения новой темы. Однако в первую очередь он важен тем, чтобы именно с ним связано изучение нового материала и то обстоятельство, что его содержание напрямую влияет на степень усвоения тех знаний и понятий, знание которых было получено ранее. В том случае, когда такая информация отсутствует у педагога, он лишается возможности проектирования и управлять учебным процессом. При этом предварительный контроль фиксирует начальное положение обученности, сопоставление которого с достигнутым позволяет оценить так называемый «прирост» (степень сформированности умений, навыков, наличие или отсутствие сформированных навыков), а также проанализировать динамику и эффективную деятельность педагогического труда, сделать выводы о вкладе преподавателя во всеобщее развитие).
2.Текущий контроль. Во время урока учительница ведет урок и проводит его с учащимся. Здесь можно оценить степень сформированности знаний, умения и навыков, а также их прочность. Таким образом, такой метод контроля помогает своевременно выявить пробелы во знаниях учащихся, а также оказать ему помощь в усвоении учебного материала.
Основная функция текущего контроля – это функция обратной взаимосвязи. С помощью этой системы учитель может получить информацию о ходе процесса усвоения новой учебной информации учащимися. При этом обратная связь дает информацию о усвоенном или не усвоенном материале (в том числе и контроль за действиями учащихся) и позволяет контролировать весь учебный процесс, следить за поведением учащихся. Сейчас в школах проводятся традиционные контрольные с помощью устного опроса, который регулярно совершенствуется: учителя все чаще практикуют его в таких формах, как опросный, фронтальный или компьютерный. Сегодня в рамках тестирования, готовятся тесты по всем основным аспектам знаний и умений учащихся за последние 2-3 урока. По окончании работы необходимо провести анализ всех выявленных недостатков и недочетов.
3.Периодический контроль. Обычно он бывает тематическим и имеет целью упорядочить знания учащихся. После изучения логически завершенной части, программа или же в конце учебной четверти проводится. Показатели, которые получены в результате работы на протяжении определенного периода времени.
4.Итоговый контроль. В рамках этого проекта будут определены окончательные результаты обучения, а также будет упорядочена вся информация. Он проводится в конце каждого учебного года и по окончании курса обучения в школе в виде выпускного экзамена.
Сейчас все чаще используются технологии итоговых испытаний с использованием компьютеров или специальных программ. Чаще всего это тестовые задания, в которых ученики должны из нескольких вариантов ответа сделать правильный. Но главное – это то преимущество, которое заключается в том, что компьютеры не зависимы от субъективных факторов и могут выводить итоговый результат. Но они не позволяют выявить конкретные затруднения учащих или иные аспекты, на которые обращает внимание преподаватель при традиционной системе контроля.
3.Какие формы контроля существуют?
Формы контроля зависят от специфики организационной структуры учебной работы. По традиции выделяют 5 основных форм контроля:
1.Фронтальная форма (учащиеся с места дают короткие ответы на вопросы, составленные преподавателем по небольшому объему изученного материала).
2.Групповая форма (контроль осуществляется только за определенной частью класса, а именно вопросы ставятся перед группой учеников, но в этом могут участвовать и оставшиеся ученики).
3.Индивидуальный подход в обучении (используется для полного ознакомления учителей со знаниями учеников, которые вызываются для ответа к ним на доске).
4.В качестве примера можно привести комбинированную форму (сочетание индивидуального контроля с фронтальным и групповым).
5.Самоконтроль (обеспечивает функционирование внешней обратной взаимосвязи в ходе обучения).
4.Основные методы контроля
Метод контроля – это называется способом, при помощи которого можно оценить результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической работы учителя
Основными методами контроля считают наблюдение, опрос, письменные работы, При помощи наблюдения педагог составляет суждение об отношении ученика к предмету, доступности в понимании, посильности для него в изучении материала. Основываясь на этом, учитель планирует и организовывает контроль знаний у определенного учащегося персонально.
Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся позволяет педагогу составить представление о том, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, в какой мере проявляют самостоятельность в учебной работе, каковы их учебные склонности, интересы и способности.
Наиболее распространенным методом проверки и оценки знаний является опрос учащихся.
Различают индивидуальный, фронтальный, письменный и комбинированный виды опроса. При индивидуальном опросе педагог вычленяет в учебном материале отдельные смысловые части и требует от учащегося, вызванного к доске, развернутого ответа на поставленный вопрос. Сущность фронтального опроса состоит в том, что педагог расчленяет изученный учебный материал на сравнительно мелкие вопросы с тем, чтобы таким путем проверить знания как можно большего количества учащихся.
При письменном опросе педагог организует воспроизведение учащимися пройденного материала в письменной форме.
Комбинированный опрос заключается в том, что педагог не только устно выявляет знания учащихся, но и дает некоторым из них письменные задания.
Эффективным методом проверки и оценки умений и навыков учащихся является контрольная работа. Ее сущность состоит в том, что после прохождения отдельных тем или разделов учебной программы педагог организует воспроизведение пройденного материала в виде письменного выполнения упражнений и практических заданий. Этот метод позволяет выявить качество учебно-познавательной деятельности всех учащихся.
Важное место в системе проверки и оценки знаний, умений и навыков занимает метод проверки домашних заданий учащихся. Проверка домашних заданий позволяет учителю составить представление, с одной стороны, о степени самостоятельности учащихся, с другой — об их отношении к учебной работе, о качестве усвоения изучаемого материала.
При проверке знаний, умений и навыков учащихся применяется и такой метод, как программированный контроль, или так называемый метод тестирования. Его сущность состоит в том, что учащимся предлагают вопросы с несколькими вариантами ответов, из которых только один я Наиболее распространенные формы тестовых заданий:
Закрытые тесты – это отличительными чертами их характера являются то, что к заданиям предлагается готовый ответ, один или несколько из которых правильный. При использовании закрытых тестов следует учитывать элемент «угадывания», который является основной причиной негативного к ним отношения. Такая форма тестовых заданий не всегда стимулирует ученика на самостоятельный поиск ответа, а предоставляет возможность лишь выбора из предлагаемых вариантов;
Открытые тесты – не имеют предлагаемых готовых ответов; они позволяют сформулировать их в свободной форме. Данный способ тестирования позволяет ученику продемонстрировать логику рассуждения, особенности мышления тестируемого и его способности формулировать и аргументировать ответы.
Тест «на соответствие», который состоит в том, что обучающийся должен установить соответствие между элементами одного множества и соответствующими им элементами другого.
В тестах на «установление правильной последовательности» можно проверить степень осознанности выполнения определенных действий, процессов, суждений и вычислений. Задания такого рода чаще всего используются для оценки уровня профессиональной подготовки, проверки усвоения основных понятий и законов изучаемой учебной дисциплине.
Есть и другие формы тестовых заданий. Тесты как один из методов контроля за усвоением учениками универсальных учебных действий имеют определенные преимущества перед традиционными методами контроля:
Объективность – на оценку обучающегося, помимо уровня их образовательных достижений, может повлиять тип взаимоотношений с ним и педагогом, авторитарный, демократический или либеральный последний и многие другие факторы. Такое влияние субъективных факторов исключено в тестовых заданиях. При правильном проведении тестов, полученная оценка может быть более объективной.
Дифференцированность оценки – если возникает необходимость, то результаты тестирования посредством особой организации, могут быть использованы и для более дифференцированных шкал, содержащих большее количество градаций оценок. Это обеспечивает наиболее высокую точность измерений учебных достижений;
Эффективность контроля – использование тестирования позволяет одновременно проводить испытания в разных группах; кроме того, гораздо легче обрабатывать полученные результаты.
При всем этом положительные стороны тестирования как метода контроля не могут не вызывать сомнений: трудно обнаружить глубину осмысления вопроса, логику мыслительного процесса; есть элемент случайности, особенно при проведении закрытого теста.
Тестовые задания не позволяют проверить творческий подход к усвоению новых знаний в определенной ситуации Является правильным. Задача ученика — выбрать правильный ответ. Попытки изменить подходы к школьному контролю, предпринимавшиеся в прошлом, ничего не дали, поскольку почти все нововведения группировались вокруг одного вопроса — использовать ли в школах оценки или обходиться без них. В мае 1918 г. постановлением Народного Комиссариата «Об отмене оценок» вместе с оценками были ликвидированы и экзамены, внедрены более простые формы учета и контролирования успеваемости. С этой целью, в частности, практиковались особые тетради учета, фамилии лучших и худших учеников записывались на так называемых «красных» и «черных» досках, внедрялось «социалистическое соревнование» и т. д. Но обучение без оценок (и фактически без контроля) не дало и не могло дать результатов. Стало понятно, что «радостная перспектива приобретения знаний», а также «заложенное самой природой стремление к знаниям» (П. Н. Блонский) не являются действенными стимулами в учебной деятельности школьников.
Таким образом, проверка — составной компонент контроля, основная дидактическая функция которого — обеспечение обратной связи между учителем и учеником, получение педагогом объективной информации о степени освоенияучебного материала, своевременное обнаружение недостатков и пробелов в знаниях. Проверка имеет целью определение не только уровня и качества обученности школьника, но и объема его учебного труда. Кроме проверки контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку (как результат) проверки. В табелях успеваемости, классных журналах, базах (банках) данных и т. д. оценки фиксируются в виде отметок (условных обозначений, кодовых сигналов, «зарубок», памятных знаков и т. п.).
Итоговый контроль – это самый важный метод проверки знаний посредством зачетов, экзаменов. Его использование относится к учащимся старшей школы общеобразовательного заведения. Наличие зачетной системы позволяет вести тематический учет знаний, экзамен выявляет добросовестную работу педагога-предметника и всего учреждения в целом.
Заключение
Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что контроль знаний и умений учащихся – одно из основных условий повышения качества обучения. Преподаватель в своей работе должен использовать не только общепринятые формы контроля (самостоятельная и контрольная работы, устный опрос у доски и т.д.), но систематически изобретать, внедрять свои средства контроля. Умелое владение преподавателем различными методами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности учащихся, обеспечивает его активную работу. Контроль для учащихся должен быть обучающим. Контроль как необходимый компонент учебного процесса должен носить систематический характер и реализовываться во всех его функциях не ограничиваясь собственно контролирующей.
Формы, приемы, методы и средства контроля должны быть гибкими и вариативными. Только в этом случае контроль обеспечивает индивидуализацию процесса обучения заложенную в самих условиях учебного процесса: каждая учебная группа, новый материал, уровень подготовленности.
Преподаватель обязан на каждом уроке, независимо от темы, средств и времени, стимулировать, контролировать и поощрять познавательную деятельность учащихся, поддерживать обратную связь в течение всего занятия. Необходимо помнить, что только комплексное применение контроля позволяет регулярно и объективно выявлять динамику формирования системы знаний и умений учащихся. Каждый метод контроля имеет свои достоинства и недостатки, область применения, ни один из них не может быть признан единственным, способным диагностировать все аспекты процесса обучения. Только правильное и педагогически целесообразное сочетание всех методов способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса.
Список литературы:
1.Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика., 2001
2. Ковшечникова, Т. В. Виды и функции контроля в учебном процессе в школе / Т. В. Ковшечникова // Обучение, тестирование и оценка. – 2010. – № 10. – С. 68-72. – EDN WCIMKZ.
3.Кертанова, В. В. Функции и виды контроля знаний обучающихся / В. В. Кертанова, О. Г. Даева / Борисоглебск: Издательство «Перо», 2019. – С. 159-161. – EDN ZYCBTF.
4. Подласый И.П. Педагогика.- М.: Высшее образование,2010
5. . Шентурк, С. О видах контроля и оценки уровня достижений учащихся / С. Шентурк // Теория и практика современной науки. – 2016. – № 5(11). – С.EDN WHMKBH
Рецензия на ВСР
ОП.01. Педагогика
студента отделения заочного обучения
1 курса 10 з/ш группы
Карпаева Аманкуса Шайдулловича