| Министерство образования и науки Астраханской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Астраханской области «Астраханский социально-педагогический колледж» |
Внеаудиторная самостоятельная работа №17
по учебной дисциплине «Педагогика»
по теме: « Наблюдение урока в начальной школе .Анализ урока с точки зрения использования методов обучения»
| Выполнил: студент 1курса, группы З/Ш, ППССЗ по специальности 44.02.02Преподавание в начальных классах _________Карпаев А.Ш. Проверил: преподаватель _________Темирханова Э. А. |
Астрахань 2025
Наблюдение урока в начальной школе
Анализ урока с точки зрения использования методов обучения.
При анализе урока с точки зрения использования методов обучения можно обратить внимание на следующие аспекты:
оснащённость урока наглядными пособиями, техническими средствами и дидактическими материалами, целесообразность их применения;
обоснованность применяемых методов;
активизация познавательной деятельности учащихся;
использование методов проблемного обучения (поисковые, исследовательские, проблемное изложение);
сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися;
самостоятельная работа учащихся;
методика контроля и учёта знаний учащихся в процессе изложения нового материала.
акже стоит оценить соответствие использованных методов цели и содержанию урока, эффективность их применения.
Некоторые виды анализа урока в педагогике:
Структурный. Предполагает анализ урока по составным элементам с целью определения логики построения занятия, его целостности, полноценности, связности и последовательности погружения в тему.
Аспектный. Предполагает общую оценку занятия с точки зрения учебно-воспитательной позиции в рамках определённого среза: методология, дисциплина, качество программы или плана занятия и пр..
Дидактический. Ориентирован на оценку степени подготовки к занятию: план занятия, основные методы работы педагога, подбор материалов для изучения темы и её закрепления, проработанность и продуманность упражнений (их цель, результаты и пр.) и пр..
Психологический. Предполагает определение соответствующего климата на занятии: дисциплина, заинтересованность, мотивация и побуждение учащихся к активному учебно-познавательному процессу, применение талантов и способностей учеников на занятии, умение педагога подобрать подход к ребёнку и облегчить его учебный путь, урегулирование конфликтов и недопониманий.
Полный. Проводится для аттестации педагога или повышения его квалификации, при обобщении педагогического опыта и пр.. В данном случае проводится всесторонний анализ урока: с позиции педагога, с позиции учащихся, соответствие требованиям ФГОС, импровизация и пр..
Целевой. Имеет целью выявить мастерство учителя в процессе использования отдельных форм, средств и методов обучения или в использовании авторских методик и технологий обучения, включая те, что разработаны самим учителем.
Ещё один вопрос для анализа — правильность отбора методов, приёмов и средств обучения с учётом темы урока, его цели, возможностей класса, возможностей самого учителя и учебно-материальной базы
Анализ урока. Уровень знаний и навыков школьников, педагогическое мастерство учителя оцениваются в основном во время посещения учебных занятий. На уроке, как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения,
способность организовать самостоятельную работу всех школьников. Реальная ценность урока — его результат; степень усвоения материала учениками. Какими бы внешне эффектными приемами ни пользовался педагог, но, если ребята не усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя. На уроке ребята, должны усвоить намеченный объем знаний, выработать нужные навыки и умения. Дома знания расширяются, углубляются, закрепляются, но приобретаются в основном на уроке.
Более детально наблюдение за уроком должно охватывать:
1) Организационную сторону урока. Присутствующий устанавливает, своевременно ли приходит преподаватель в класс, подготовлены ли пособия, оборудование, мел, доска, готовы ли ребята к уроку, санитарное состояние класса, дежурство и общий порядок;
2) Содержание урока. Оцениваются глубина и научность объяснений педагога, устанавливается ли связь с действительностью, используется ли материал урока в воспитательных целях, привлекаются ли дополнительный материал, последние достижения науки, интересно ли ведется объяснение, применяются ли средства наглядности, чертежи, схемы, модели. Каково содержание ответов учеников, глубина их знаний, уровень самостоятельности, культура речи, как ставятся оценки;
3) Воспитывающую роль урока. Использует ли учитель содержание материала в воспитательных целях, какова система требований учителя. Приучены ли ребята к труду, самостоятельной работе, выполняют ли правила поведения. Обращает ли учитель внимание на поведение школьников, их отношение к работе, взаимопомощь, принципиальность, деловитость, дисциплину;
4) Методическую сторону урока: а) руководитель обращает внимание на методы опроса, приемы активизации группы во время опроса, на то, сколько времени уходит на опрос, углубление знания во время опроса; б) тщательно изучаются методы и приемы работы педагога во время объяснения: внимательно ли его слушают, какими приемами добивается преподаватель развития мышления учеников, их самостоятельности и индивидуальных способностей, что делает учитель для того, чтобы ребята прочно усваивали материал, какие из современных методов преподавания используются; в) как применяются наглядные и технические средства обучения, как организованы опыты и практические работы; г) способы закрепления знаний, решения задач, выполнения самостоятельных работ; д) техника задания на дом и проверка домашних заданий; е) ведение рабочих тетрадей, записей, проверка этих тетрадей, выработка умений составлять конспекты, делать чертежи, схемы;
5) Особенности поведения преподавателя на уроке. Не меньший интерес для руководителя представляет и роль педагога на уроке как организатора и дирижера, его культура, речь, такт, одежда, манеры, привычки, взаимоотношения с учениками.
Таким образом, наблюдение за уроком имеет всесторонний, комплексный характер, охватывает все компоненты учебной работы. Наблюдение—это лишь первый этап контроля, второй—разбор уроков, всесторонний его анализ, выработка рекомендаций по совершенствованию работы учителя. Урок нельзя анализировать абстрактно исходя из каких-то вечных, незыблемых критериев или конъюнктурных увлечений. Прежде всего не следует искать на каждом уроке применения всех без исключения средств и методов работы. Требовать, чтобы все уроки были комбинированными, включали все “элементы” — это значит схематизировать учебный процесс, упрощать его. Анализируя уроки, нужно учитывать по крайней мере такие конкретные обстоятельства: а) особенности темы. Могут быть уроки, где нет надобности применять наглядные пособия или технические средства, вызывать к доске, работать с книгой; б) возможности школы, наличие кабинетов, технических средств, наглядных пособий, нужных книг в библиотеке, пришкольных участков. Анализируя урок, важно обратить внимание, все ли использовал учитель, но вместе с тем предъявлять реальные разумные требования; в) состав данного класса, уровень развития и способностей учеников (нередко мнение об уроке составляется на основе ответов школьников, контрольных работ, а уровень развития ребят, их способности при этом не учитываются) ; г) индивидуальность учителя, уровень подготовки, особенности характера, состояние здоровья, прежние результаты работы. Формы разбора могут быть самыми разными. Наиболее рациональна, как нам кажется, такая схема: а) сам педагог рассказывает о своем уроке, о том, что ему, по его мнению, удалось, что нет; б) затем присутствующий анализирует положительные стороны урока; в) только после этого следует разбор отрицательных моментов; г) наконец, делаются предложения, как избавиться от недостатков; д) после разбора педагог вновь высказывает свое мнение, и, наконец, в обсуждение проблем включаются все присутствующие.
Примерная схема полного анализа урока
I. Анализ цели урока.
1. Правильность и обоснованность цели урока с учетом: а) программных требований; б) содержания материала; в) необходимого уровня знаний и умений учащихся; г) места урока в системе уроков по данной теме; д) подготовленности класса; е) возможности самого учителя; ж) прогнозов на конечный результат обучения. 2. Формы и методы доведения цели до учащихся. Целесообразность этих форм и методов. 3. Степень достижения поставленной цели.
2. Анализ структуры и организации урока.
1. Соответствие структуры урока его цели и типу. 2. Логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока. 3. Целесообразность распределения времени по этапам урока. 4. Рациональность использования оборудования кабинета. 5. Научная организация труда учителя и учащихся. 6. Организация начала и конца урока. 7. Оптимальный темп ведения урока. 8. Наличие плана и степень его выполнения.
3. Анализ содержания урока.
1. Соответствие содержания урока требованиям стандарта. 2. Логичность изложения. 3. Доступность изложения (соответствует ли уровень изложения материала учителем уровню понимания содержания учениками). 4. Научность изложения (соответствует ли уровень сложности изложения материала учителем уровню сложности изложения в учебнике). 5. Выделение ведущих идей по данной теме. 6. Связь содержания урока с жизнью, профессиональная направленность материала. 7. Связь содержания урока с потребностями и интересами ученика. 8. Формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов учащихся средствами самого материала урока.
4. Анализ методики проведения урока (деятельность учителя).
1. Правильность отбора методов, приемов и средств обучения с учетом: а) темы урока; б) цели урока; в) возможностей класса; г) возможностей самого учителя; д) учебно-материальной базы. 2. Разнообразие методов и приемов, применяемых на уроке. 3. Формирование у учащихся новых понятий (как учитель определил новые понятия для данной темы и как определил, являются ли данные понятия для учащихся действительно новыми). 4. Актуализация опорных знаний (как учитель работает с разнообразными точками зрения по теме урока). 5. Качественное освоение нового материала (как определяется учителем качество освоения). 6. Использование средств обучения (наглядных пособий, ТСО, личностных особенностей учащихся). 7. Организация учителем самостоятельной работы учащихся (характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, индивидуальный подход к заданиям, инструктаж и пр.). 8. Педагогическая техника учителя: темп речи, дикция, эмоциональность изложения, точность использования специальной терминологии, умения в межличностном общении, приемы влияния на учащихся.
5. Анализ работы учащихся на уроке.
1. Активность и работоспособность учащихся на разных этапах урока.
2. Интерес к теме или к уроку.
3. Владеют ли учащиеся рациональными приемами работы (НОТ на уроке).
Культура труда на уроке.
4. Выполнение учащимися единых требований (есть ли требована учителя к учащимся при изучении предмета, в чем они выражаются, являются ли данные требования едиными для всех предметников вашей школы).
5. Наличие навыков самоконтроля.
6. Качество знаний, умений учащихся (глубина, осознанность знаний, умение вычленить главное, применять знания и умения в различных ситуациях).
7. Умение самостоятельно приобретать знания, самостоятельность суждений.
8. Культура межличностных отношений. Реакция на оценку учителя.
6. Анализ домашнего задания.
1. Методы и приемы проверки домашнего задания. 2. Мотивировка домашнего задания на данном уроке, его цели и осознание этих целей учащимися. 3.Объем домашнего задания (чем определяется). 3. Характер домашнего задания (тренировочный, творческий, закрепляющий, развивающий, дифференцированный). 4. Посильность домашнего задания для всех учащихся. 5. Подготовленность домашнего задания всем ходом урока. 6. Методика задания на дом, инструктаж. 7. Предполагаемая отдача от заданного на дом (ставит ли учитель перед собой вопрос: «Зачем я задаю учащимся это домашнее задание?».
7. Оценка санитарно-гигиенических условий урока.
1. Классная доска (форма, цвет, чистота, пригодность для работы мелом, для закрепления наглядности). 2. Соответствие мебели возрасту учащихся. 3. Уровень освещенности, чистота помещения. 4. Размещение учащихся в учебной аудитории с учетом их особенностей здоровья. 5. Приемы и методы работы над осанкой учащихся. 6. Режим проветривания, проведения физкультминуток, фрагментов релаксации, элементов аутотренинга). 7. Применение наглядности, соответствующей нормам (величина букв, их цвет, четкость написания).
8. Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на соответствующих уроках. Психологический анализ урока (проводится со школьным психологом либо при наличии соответствующего образования).
1. Психологическое состояние учащихся перед началом урока и в ходе его (готовность к уроку, собранность, настроение и его причины, эмоциональный отклик на происходящее на занятии). 2. Развитие внимания, устойчивость внимания на разных этапах урока, приемы привлечения внимания и поддержания его устойчивости, случаи отвлечения внимания и его причины, соотношение произвольного и непроизвольного внимания. 3. Развитие и тренировка памяти учащихся; как организация урок; способствовала развитию всех видов памяти (механически смысловой, произвольной, непроизвольной, кратко-зрительной организация основных процессов памяти - восприятия, запоминания, сохранения и воспроизведения. 4. Развитие мышления учащихся: создание проблемных ситуаций, использование заданий, формирующих параметры мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизации систематизация, абстрагирование; создание условий для развита творческого мышления. 5. Развитие воображения учащихся через образную подачу материал; 6. Приемы организации осмысленного восприятия материала школьниками. 7. Привлечение эмоций учащихся в процессе обучения 8. Способствовал ли урок общему развитию личности школьника детского коллектива в целом. 9. Знание учителем возрастной психологии, психологический контакт с классом; педагогический такт учителя.
Примерная схема самоанализа УРОКА УЧИТЕЛЕМ
1. Дать характеристику класса. 2. Указать тему урока, охарактеризовать ее положение в общей системе других уроков и тем. 3. Указать степень сложности изучаемой темы и ее трудности для данного класса. 4. Охарактеризовать триединую цель урока, сопоставив ее с конечным результатом, полученным в ходе проведения урока (привести аргументы) 5. Высказать свое мнение о типе урока и его соответствие дидактической цели. 6. Определить этапы урока и показать решение на каждом этапе его дидактической задачи. 7. Кратко охарактеризовать использованные в начале урока методы обучения, их соответствие изучаемому материалу и способам организации деятельности учащихся, сопоставив это с полученными результатами - качеством знаний учащихся. 8. Выделить наиболее удачные и неудачные места в уроке. 9. Общий вывод и оценка его.
Примерная схема комплексного анализа урока - готовность учителя и учащихся к уроку (внешняя), - внутренняя, психологическая готовность учащихся к уроку, - организационные действия учителя (при необходимости), - планирование учителем и сообщение учащимся образовательных, воспитательных и развивающих задач урока, - актуализация знаний и способов деятельности учащихся, - какие методы проблемного обучения использовались учителем (поисковые, исследовательские, проблемное изложение), - применение проблемных методов в учении школьников, - соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся, - объем и характер самостоятельных работ учащихся и соотношение репродуктивных и продуктивных самостоятельных работ, - учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны ближайшего их развития, - подходы к повышению у учащихся положительной мотивации учения, - постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, показ их разрешения, - владение учителем способами создания проблемных ситуаций, - соблюдение правил постановки учебной проблемы, - использование учебника, соотношение репродуктивной и частично поисковой работы с ним, - соответствие подбора наглядных пособий требованию проблемного обучения, - формирование специальных и общих учебных умений учащихся, - наличие у учащихся познавательных умений: формулировка проблемы, выдвижение и обоснование гипотезы, нахождение путей доказательств (опровержение) гипотезы, проверка правильности ее решения, - умения учащихся осуществлять логические операции, - развитие познавательных способностей учащихся на каждом этапе урока (что это доказывает), - затруднения, возникшие у учащихся всего класса, у отдельных школьников, их причины. Как они были устранены, - соблюдение требований проблемно- развивающего обучения к домашней работе учащихся. Какие задания были предложены (на продолжение исследования, начатого на уроке, решение новой, нетиповой задачи, на актуализацию опорных знаний и умений, на применение знаний и умений в новой ситуации, на самостоятельное теоретическое осмысление), - учет учителем индивидуальных особенностей. способностей и подготовленности учащихся и предложение дифференцированных заданий, - что дал урок для развития у учащихся воли, интеллекта, эмоций, познавательных интересов, речи, памяти, самостоятельности мышления, - общая результативность урока.
Системный анализ урока. Оценка основных личностных качеств учителя.
1. Знание предмета и общая эрудиция учителя.
2. Уровень педагогического и методического мастерства.
3.Культура речи, темп, дикция. Интенсивность. Образность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность.
4. Степень тактичности и демократичности взаимоотношений с учениками. 5. Внешний вид, культура, мимика, жесты.
Оценка основных характеристик учащихся на занятии.
1. Степень познавательной активности, творчества и самостоятельности.
2. Уровень развития общеучебных и специальных умений и навыков.
3. Наличие и эффективность коллективных (групповых) форм работы учащихся на уроке.
4. Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности в данном учебном предмете вообще и в уроке в частности.
Оценка содержания деятельности преподавателя и учащихся.
1. Научность, доступность и посильность изучаемого материала.
2. Актуальность и связь с жизнью.
3. Степень новизны, проблемности и привлекательности учебной информации.
4. Оптимальность объема предложенного для усвоения нового материала.
Оценка эффективности способов деятельности преподавателя и учащихся.
1. Рациональность и эффективность использования времени урока, оптимальность темпа, а также чередование и смены видов деятельности в ходе урока.
2. Степень целесообразности и эффективности использования наглядности и ТСО на уроке.
3. Степень рациональности и эффективности использования методов и организационных форм работы.
4. Уровень обратной связи со всеми учащимися в ходе урока.
5. Эффективность контроля за работой учащихся и уровень требований, на котором проводилась оценка их знаний, умений и навыков.
6. Степень эстетического воздействия урока на учащихся.
7. Степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности преподавателем и учащимися в ходе урока.
Оценка цели и результатов проведенного урока.
1. Степень конкретности, четкости и лаконичности формулировки цели урока.
2. Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели одновременно.
3. Степень обучающего воздействия проведенного урока на учащихся.
4. Степень воспитательного воздействия (что и в какой степени способствует воспитанию учащихся в ходе урока)
5. Степень воздействия урока на развитие учащихся (что и в какой степени способствовало их развитию).
Заключение
Анализ - одна из самых продуктивных мер повышения
квалификации. Анализ урока - дело сложное. Разобрать урок по пунктам трудно и требует много времени. Чтобы осуществить педагогический анализ урока, нужно, прежде всего, расчленить его на части (этапы), отвечающие его сущности. Суть состоит в том, чтобы не вырывать части из целого, а рассматривать их в целом (уроке) и в связи с другими частями (этапами) урока. Педагогический анализ урока — это распознавание специфического в достаточно сложном процессе обучения и воспитания.
Урок - это сложная динамическая система, имеющая несколько подструктур, подчиненных единой цели. Анализ должен быть объективным, т. е. он должен правильно отражать урок как системный процесс, глубоко вскрывая его достоинства и недостатки. Глубоко, педагогически целесообразно проанализировать такую систему можно только с позиции системного подхода. Если руководитель школы будет понимать урок как процесс, то и задача его в ходе анализа будет сводиться к тому, чтобы проследить последовательность смены фаз этого процесса, доказать внутреннюю закономерность его развития.
Педагогический анализ связан с необходимостью представлять
урок как процесс воздействия друг на друга этапов, осуществление которых подчинено триединой цели урока и происходит путем взаимодействия содержания учебного материала, методов обучения и форм организации познавательной деятельности учеников. Именно на это должно быть направлено внимание при анализе, ибо здесь рождается конечный результат урока. Сложность урока как педагогического явления неизбежно требует нелинейности его познания, рассмотрения его как сложной целостности, одновременно расчлененной, устойчивой и изменчивой.
При этом необходимо опираться на анализ реальных результатов этапов и конечного результата урока в целом. Такой подход к анализу урока дает возможность руководителю вскрыть причины достоинств и недостатков анализируемого процесса обучения, показать пути формирования реального результата урока. Это, в свою очередь, позволяет конкретизировать выводы по уроку, более точно оценить его, дать педагогу предложения по наращиванию успеха и ликвидации недостатков. Действенность такого подхода к педагогическому анализу урока более точно оценить его, дать педагогу предложения по наращиванию успеха и ликвидации недостатков.
Действенность такого подхода к педагогическому анализу урока заключается также в том, что благодаря своей глубине и конкретности каждый его случай может стать хорошей школой педагогического мастерства для учителя, урок которого анализируется. Важно обретение учителем уверенности в своих силах - в своей возможности научить, объяснить, показать, внимательно выслушать, помочь, посоветовать. Если, согласно Ш.А. Амонашвили, ученик – это душа, ищущая свет, а учитель – носитель света, то Урок – это пространство и время, в которых происходит их слияние, единение.
Рецензия на ВСР
ОП.01. Педагогика
студента отделения заочного обучения
1 курса 10 з/ш группы
Карпаева Аманкуса Шайдулловича