| Министерство образования и науки Астраханской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Астраханской области «Астраханский социально-педагогический колледж» |
Внеаудиторная самостоятельная работа №18
по учебной дисциплине «Педагогика»
по теме: «Формы организации воспитания. Оценка уровня воспитанности детей»
| Выполнил: студент 1курса, группы З/Ш, ППССЗ по специальности 44.02.02Преподавание в начальных классах _________Карпаев А.Ш. Проверил: преподаватель _________Темирханова Э. А. |
Астрахань 2025
Формы организации воспитания. Оценка уровня воспитанности детей
План
Введение.
1.Воспитание.
2. Определение понятия метода воспитания.
3. Средства воспитания.
4.Формы организации воспитания.
5.Оценка уровня воспитанности детей.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Воспитание — вторая после научения сторона социализации ребенка, приобретения им человеческого жизненного опыта. В отличие от обучения, где развивается мышление человека, его способностей, воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям.
Процессы воспитания и обучения неразрывно связаны. Еще Платон писал: «…самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание».
Любое воспитание всегда целенаправленно.
И. П. Подласный писал, что «цель воспитания - это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия»
1.Воспитание.
Воспитание - это основная категория педагогической практики. С первобытных времен воспитание было первой формой передачи опыта предшествующих поколений последующим.
Каждая цивилизация рассматривала процесс воспитания с точки
зрения постановки цели, отбора содержания, выбора методов, форм, средств воспитания.
Воспитание - это процесс творческий, созидающий, каждый раз и в каждом отдельном случае, нечто новое, не бывшее раннее никогда в опыте педагога.В настоящее время учителя испытывают большие трудности с организацией воспитательной работы.
Это отсутствуют идеологические ориентиры, воспитание характеризуется разносторонностью содержания и разнообразием методов. Имеет место свобода выбора форм, методов и средств воспитания, хотя программная цель остается прежней. Тем не менее, при решении ряда воспитательных проблем, наиболее часто встречающихся в школе, существует ряд приемов их решения, отработанных на практике.
Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.
Воспитание (от древне-русск. възъпитание - возвышенное, духовное питание человека, связанное с умением извлекать спрятанное) - деятельность по развитию духовного мира личности, направленная на оказание ей педагогической поддержки в самоформировании своего нравственного образа. Воспитание может быть рассмотрено и как процесс самоорганизации личности средствами своих внутренних ресурсов, требующих определенной внешней инициации.
Цель воспитания в гуманистической педагогике - наиболее полное культуроемкое развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
Содержанием воспитания является культура личности: внутренняя культура, ядром которой является духовность, и внешняя культура (общения, поведения, внешнего вида), способности каждого человека, его самоопределение, саморазвитие, самореализация. Цель и содержание воспитания в гуманистической педагогике исходят из основного положения - признания способности человека к саморазвитию.
Воспитание осуществляется через воспитательный процесс, который рассматривается как целенаправленный процесс взаимодействия: индивид-индивид, индивид-группа, индивид-коллектив. Этот процесс организуется и осуществляется в различных социальных институтах: семье, воспитательных (детский дом, интернат), образовательных (школа, гимназия, лицей), профессионально-образовательных (колледж, профессиональное, художественное, музыкальное, медицинское училище) учреждениях, высших учебных заведениях, секциях, клубах, музеях, театрах, детских объединениях и организациях. Наиболее целенаправленно и эффективно воспитание осуществляется при специально организованном взаимодействии субъектов, направленном на осуществление педагогических целей, - воспитательном или педагогическом процессе. Педагогический процесс - профессионально организованный целостный учебно-воспитательный процесс, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством, сотворчеством его субъектов, опосредованными культурным содержанием и методами освоения культуры и ее создания. В этом процессе необходимо соотносить руководящую роль педагога с развитием воспитанника, его активностью и самостоятельностью, тесно увязывая содержание осваиваемой культуры с наличием знаний воспитанника о себе и своем саморазвитии. В традиционной педагогике существует условное разделение учебного и воспитательного процессов. Это разделение связано с представлением о ведущей роли обучения в развитии личности. Традиционная педагогика школу рассматривает, прежде всего, как «школу обучения». Гуманистическая педагогика выступает за «школу развития», где понятия «педагогический» и «воспитательный» считаются близкими по значению, часто употребляется термин «воспитательно-образовательный процесс».
Таким образом, воспитательный процесс - это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учеников, сущностью которого является создание условий для самореализации субъектов этого процесса.
2. Определение понятия метода воспитания.
Когда профессиональные педагоги или родители осуществляют свои воспитательные функции, решают очередные конкретные педагогические проблемы, задачи, проще говоря, занимаются с детьми, ведут воспитательную работу, они часто вынуждены задавать себе вопрос: как поступить, как его, ее, их сделать любознательными, прилежными, ответственными, трудолюбивыми и т. д. — словом, тогда они, педагоги, думают о методах воспитания.
Методы воспитания - это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания. Это соответствует гуманистическому пониманию процесса воспитания как совместной деятельности учителей и учеников и основному закону воспитания: воспитывать — организуя деятельность воспитанников. Как видим, воспитатель все-таки — организатор деятельности воспитанников, и это педагоги всегда понимали. Поэтому метод воспитания определяют еще и как способ педагогического воздействия на ребенка.
И. Ф. Харламов пишет, что методы воспитания — это совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования.
Профессиональный педагог воздействует на воспитанников, и притом главным образом организуя различные виды развивающей деятельности, общение, интересную содержательную жизнь детей и работающих с ними взрослых. При этом в разнообразной воспитательной работе с детьми педагог может и жестко потребовать подчинения принятым нормам поведения, и страстно убеждать, спорить, доказывать свою правоту, и вести за собой своим собственным примером, и осудить неверное поведение, поступок ученика.
Специалисты различают методы воспитания и методы внеурочной воспитательной работы. Для объединения методов есть определенные основания, хотя эти же специалисты, говоря о процессе воспитания, все же характеризуют методы воспитания как специфические, отличные от обучения методы. При этом подчеркивается, что их лучше называть методами внеурочной воспитательной работы, которую ведут образовательные и воспитательные учреждения.
Прием воспитания - это составная часть метода, подчиненную ему, входящую в его структуру и употребляемую в конкретной ситуации. Педагогическая технология (в воспитательной работе) — это система последовательных и конкретных действий и операций педагога, ведущих к запланированным результатам при организации воспитательной работы с детьми. Иногда педагогическую технологию как научно разработанную систему действий необоснованно сближают с педагогической техникой, по существу, подменяют технологию техникой.
Педагогическая техника — это комплекс умений педагога владеть собой, своим эмоциональным внутренним состоянием и внешним поведением и воздействовать на учеников этими профессионально-личностными средствами. К психотехническим умениям педагога относятся техника и культура речи, общения, мимика и пантомимика, умение психофизической регуляции.
Методы — одна из основных категорий воспитания — характеризуют деятельностную сторону воспитательного процесса. Знание педагогом общей теории, сущности методов воспитания повышает эффективность их использования.
При изучении методов воспитания следует знать еще один термин «методика воспитательной работы» — это отрасль теории воспитания, прикладная научная дисциплина, изучающая методы и формы организации воспитательной работы. По мнению методистов, она должна помочь педагогам овладеть искусством воспитания.
Рассмотрим основные методы в организации воспитательной работы:
1) Методы формирования сознания личности (разностороннее воздействие на сознание, чувства и волю учащихся с целью формирования у них системы взглядов и убеждений – разъяснение, рассказ, беседа, пример, внушение, инструктаж, пример).
2) Методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения (формирование умений, навыков и привычек культуры поведения, сознательной дисциплины, ответственного отношения к порученному делу – упражнение, приучение, требование, воспитывающие ситуации, поручение).
3) Методы стимулирования поведения и деятельности (побуждать поступать по нравственным законам, принятым обществом – соревнование, поощрение, наказание).
4) Методы самовоспитания (формирование потребности в сознательной планомерной работе над собой, в совершенствовании своей личности – личные обязательства, самоотчёт, самоанализ, самоконтроль, самооценка).
3. Средства воспитания.
Средства воспитания - с их помощью осуществляется воспитание, это богатейший набор явлений и объектов, предметов окружающей действительности: достижения духовной и материальной культуры своего народа и народов мира. Определяющими во все времена средствами воспитания, более всего оказывающими влияние на развитие ребенка, являются различные виды деятельности: игра, труд, спорт, творчество, общение. Выделяется ведущий тип деятельности в каждом конкретном возрасте воспитанника:
- игровая деятельность в дошкольном возрасте,
- учебная - в младшем школьном,
- личностное общение - в подростковом,
- учебно-профессиональная - в старшем школьном возрасте.
Переход к информационному обществу требует более широкого использования технических средств (видео, телевидения, кино, компьютерных программ и т.д.). Однако ничто не заменит такие важные средства воспитания, как слово педагога, пример его яркой личности, уровень культуры педагога. Обучение как ведущее средство воспитания в гуманистической педагогике дополняет и обогащает процесс воспитания, однако не подменяет его.
В педагогике изучались преимущественно средства обучения, дидактические средства, понимаемые как материальные предметы, только что названные нами выше, и идеальные средства — это, можно сказать, завоевания человеческой культуры и цивилизации: письмо, речь, символы и знаки, произведения искусства и т. д.
В школе средства обучения часто учителем понимаются в основном как технические средства обучения: магнитофон, телевизор, компьютер.
Средства воспитания:
1. В очень широком толковании это все социальное, культурное и природное окружение, все социальные институты и создания цивилизации.
2.Средством воспитания называют предметы, вещи окружающей среды, преднамеренно, специально включенные в процесс воспитания. Причем эти предметы могут быть обычными бытовыми предметами общего пользования и специально созданными для педагогических целей: пособия, игры и игрушки, в том числе сложные технические приборы и приспособления вроде компьютера, роботов.
Средства воспитания являются «инструментарием» материальной и духовной культуры, который используется для решения воспитательных задач. К средствам относятся:
- знаковые символы;
- материальные средства;
- способы коммуникации;
- мир жизнедеятельности воспитанника;
- коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания;
- технические средства;
- культурные ценности (игрушки, книги, произведения искусства...);
- природа (живая и неживая).
4.Формы организации воспитания.
Формы воспитания - это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания.
Задача педагога заключается в том, чтобы правильно управлять этим процессом, строить его на основе уважения личности, признания его индивидуальности, прав и свобод. Педагог должен опираться на потенциальные личностные возможности, способствуя их развитию, и на внутреннюю активность детей.
Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов в зависимости от следующих факторов:
1. Цель воспитания.
2. Содержание и направленности воспитательных задач.
3. Возраст учащихся.
4. Уровень их воспитанности и личного социального опыта.
5. Особенности детского коллектива и его традиций.
6. Особенности и традиции региона.
7. Технические и материальные возможности школы.
8. Уровень профессионализма учителя.
Форм воспитательной работы существует огромное множество. Из всего многообразия форм можно выделить несколько типов, которые различаются между собой по определенным признакам. Эти типы объединяют в себе различные виды форм, каждый из которых имеет бесконечное множество различных вариаций конкретных форм.
Выделяют три основных типа: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам:
- по целевой направленности;
- по позиции участников воспитательного процесса;
- по объективным воспитательным возможностям.
Мероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.[10с. 108]
Характерные признаки: созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников.
Виды форм: беседы, лекции, диспуты, дискуссии, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия и т.п.
Виды форм: трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера, а также другие формы коллективных творческих дел.
По характеру реализации форм-дел различают три их подтипа:
- дела, в которых организаторскую функцию выполняет какой-либо орган или даже кто-то персонально;
- творческие дела, отличающиеся, прежде всего организаторским творчеством какой-либо части коллектива, которая задумывает, планирует и организует их подготовку и проведение;
- коллективные творческие дела (КТД), в организации которых и творческом поиске лучших решений и способов деятельности принимают участие все члены коллектива.
Среди всех форм воспитательной работы КТД обладают объективными наибольшими воспитательными возможностями, так как они:
- предоставляют возможность каждому ребенку внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личностные качества;
- обеспечивают активную реализацию и обогащение личного и коллективного опыта;
- способствуют укреплению коллектива, его структуры, содействуют разнообразию и мобильности внутриколлективных связей и отношений;
- эмоционально привлекательны для ребят, позволяют опираться на значимые для них содержание и способы организации деятельности в самых разных ситуациях воспитательного процесса.
Игры - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.
Характерные признаки: не несут в себе выраженной общественно полезной направленности, но полезны для развития и воспитания их участников; имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями.
Виды форм: деловые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др.
Имея достаточный запас тех или иных видов форм работы можно каждый раз находить новые их вариации. Надо лишь определить, по каким параметрам можно варьировать.
По времени подготовки и проведения:
- экспромт;
- относительно длительная предварительная подготовка.
По способу организации:
- организуемые одним человеком;
- организуемые группой участников;
- организуемые коллективно.
По характеру включения в деятельность:
- обязательное участие;
- добровольное участие.
По взаимодействию коллектива с другими коллективами и людьми:
- «открытые» (для других, совместно с другими);
- «закрытые» (для своего коллектива).
По методам воспитания:
- словесные (конференции);
- практические (походы);
- наглядные (выставки).
По направлению воспитательной работы или видам деятельности:
- организация познавательно-развивающей деятельности;
- нравственное воспитание;
- эстетическое воспитание;
- физическое воспитание.
Таким образом, различные вариации форм воспитательной работы позволяют полнее использовать их потенциал и целенаправленно выбирать соответствующие варианты форм, учитывая их достоинства и недостатки.
В специальной педагогической литературе традиционно предлагается классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся: участвует ли в воспитательном процессе весь класс, отдельные ученики, небольшие группы учащихся. С учетом этого раскрываются такие формы:
1) массовая, или фронтальная работа;
2) групповая работа (с постоянным или меняющимся составом учащихся);
3) индивидуальная работа.
Индивидуальная форма организации воспитания применяется в следующих случаях:
- когда воспитанник имеет тяжелые и множественные нарушения в развитии и в обучении и воспитании ему рекомендован именно индивидуальный подход, так как человек не способен к обучению и воспитанию в условиях групповой и коллективной работы. В связи с особенностями его познавательной деятельности обучение и воспитание ребенка требует непрерывной индивидуальной психолого-педагогической поддержки и пошагового контроля, многократности повторения. Таким образом организуется обучение детей с тяжелыми формами умственной отсталости и сопутствующими нарушениями;
- когда в соответствии со спецификой образовательного процесса, особенностями отклонений в развитии, возрастными особенностями ребенок нуждается в индивидуальной психолого-педагогической, логопедической и иной коррекционной помощи, которая может дополнять фронтальные занятия. Здесь учитываются все тонкости и глубокое своеобразие развития нарушенных функций, систем, уровень индивидуальных достижений и индивидуальные возможности продвижения конкретного ребенка.
- если ребенок обучается в домашних условиях.
Групповые формы организации воспитания в специальной (коррекционной) школе VIII вида используются в качестве продолжения индивидуальной, когда достигнут некоторый коррекционно-педагогический эффект на индивидуальных занятиях. Групповые формы способствуют активизации деятельности детей, более полному вовлечению их в воспитательный процесс, практическому освоению умений коллективной деятельности и навыков социального поведения, активизации речевой, мыслительной и коммуникативной деятельности в условиях естественной, ситуационной мотивации общения, познания, межличностного взаимодействия. Групповые формы позволяют осуществлять взаимообучение детей, развивают самостоятельность, инициативность, ответственность, чувство товарищества, партнерства, готовности к взаимопомощи.
К групповым формам организации воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида относятся кружковая и клубная работы, эпизодические мероприятия (экскурсии, олимпиады, соревнования, смотры, конкурсы, викторины, тематические вечера, походы и экспедиции).
Клубное объединение отличается от других групповых форм по следующим признакам: длительность контакта участников объединения (стабильность состава); совместная деятельность участников; добровольное самоопределение участников; активное участие членов объединения в его работе. Участниками клубного объединения в специальной (коррекционной) школе VIII вида чаще всего являются учащиеся старших классов (например, подростковый клуб «Общение»). Заседания клуба рекомендуется проводить один раз в неделю во второй половине дня, используя разнообразные деловые, сюжетно-ролевые и познавательные игры, беседы, психолого-педагогическую диагностику, психологические и социально-педагогические тренинги и упражнения, художественно – творческие упражнения и т.д. К проведению занятий привлекаются администрация, активные педагоги, ученики других школ, юристы, работники органов управления образованием и др.Все виды деятельности клуба содержат важные элементы и средства воспитания школьного коллектива в целом и каждого участника в отдельности, могут обеспечить условия для создания реальной базы для осуществления целого ряда последовательных мер по созданию подлинной среды, способствующей формированию межличностных отношений учащихся с интеллектуальной недостаточностью. В клубном объединении ребенку создаются условия для повышения своего статуса в глазах сверстников, педагогов, родителей, для повышения собственной самооценки. По форме и структуре различают любительские клубы и клубы по интересам.
В педагогической литературе и в школьной практике эту форму называют и час воспитания, воспитательный час, час классного руководителя. Здесь обсуждаются не только проблемы успеваемости, но и проводятся мероприятия по направлениям воспитания: трудовому, эстетическому, нравственному и т.д. Как правило, они проводятся фронтально и адресованы всему коллективу. Классный час – одна из немногих возможностей для общения школьников и обращения их к учителю вне урока.
Классный час выполняет различные функции. Во-первых, это просветительская функция. Ее назначением является расширение информационного поля учащихся о событиях и явлениях, происходящих в стране, в мире, в городе, в семье. Темой обсуждения может стать то, что является актуальным и для данного возраста. Ориентирующая функция классного часа относится к обсуждению нравственных проблем и ценностей, которые актуальны для данного возраста. Направляющая функция направлена на развитие у учащихся самооценки и самоконтроля. Реализует все вышеуказанные функции формирующая функция, которая формирует у учеников навыки оценки своих поступков, самих себя.
Классный час заранее включается в школьное расписание и проводится еженедельно в определенный день недели. Он не является дополнительным уроком. Время его проведения строго не регламентировано.
Исходя из вышеперечисленного, процесс воспитания можно представить себе как цепочку воспитательных дел. Урок, кружок, экскурсия, вечер отдыха, игра на свежем воздухе или в школьном помещении, прогулка в лес, классное собрание, многодневный поход или летняя экспедиция - все эти дела могут рассматриваться как формы воспитания, но только в том случае, если педагоги целенаправленно используют их для осуществления воспитательного процесса.
5.Оценка уровня воспитанности детей.
Уровень воспитанности обучающихся – это степень сформированности (в соответствии с возрастом) важнейших качеств их личности. Каждый показатель воспитанности оценивается по шкале: высокий, хороший, средний, низкий уровень сформированности. При этом если хотя бы одна составляющая поведения ученика получила резко отрицательную оценку, как не соответствующая нормам нравственности и поведения в обществе, то общая оценка воспитанности будет низкой. Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса – один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена, прежде всего, тем, что на состояние, результаты и эффективность воспитательного процесса влияют не только условия самой школы, но и внешняя по отношению к нему среда. В «чистом виде» определить результат влияния воспитательной работы на достижение поставленных педагогических задач невозможно. Однако, отказавшись от изучения эффективности воспитательного процесса, дети будут обречены на стихийное существование и развитие.
Изучение и анализ воспитанности школьников позволяет:
1.конкретизировать цели воспитательной работы;
2.дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности;
3.обеспечить индивидуальный подход к личности каждого школьника;
4.обосновать выбор содержания и методов воспитания;
5.соотнести промежуточный с первоначально зафиксированным результатом;
6.видеть близкие и более отдаленные результаты воспитательной системы.
Предлагается выделить при диагностических процедурах четыре уровня воспитанности:
1)Высокий уровень: личность способна к саморазвитию, отличается самостоятельностью в общении и деятельности.
2)Достаточный уровень: у ребенка, в основном, сформированы внутренние регуляторы поведения, но ему нужна помощь в критических ситуациях.
3)Низкий уровень: личность остановилась в своем развитии, без педагогической поддержки не способна к самосовершенствованию.
4)Неудовлетворительный уровень: саморазрушающаяся личность, склонная к асоциальному поведению.
В качестве критерия воспитанности личности школьника рассматривается ее активная гражданская позиция, проявляющаяся в ценностных отношениях личности к действительности.
Из множества таких отношений можно вычленить как наиболее информативные:
отношение к учению;
отношение к людям;
отношение к самому себе;
отношение к природе;
отношение к труду;
отношение к действительности.
Безусловно, можно использовать различные тесты и средовые методики, но ничто лучше не подтвердит уровень воспитанности человека, чем его поступки. В мониторинге воспитанности основу составляют наблюдение за поступками и действиями, отношениями и предпочтениями детей, выявление и анализ мотивации.
Эффективность воспитательного процесса определяется мерой соотношения поставленных целей, прогнозируемого результата и реально достигнутого. В то же время высокий результат, может быть, достигнут различного рода усилиями. Поэтому под эффективностью воспитательного процесса мы понимаем степень достижения запланированного результата в соответствии с затраченными педагогическими усилиями и средствами.
Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса выполняет аналитическую, контрольно-корректирующую и прогностическую функции. При этом решается ряд задач:
а) выявление реального состояния воспитательного процесса; эта задача решается с помощью педагогического среза, в ходе которого изучаются состояние и результативность воспитательной работы с учетом конкретных критериев, показателей, поставленных задач;
б) анализ изменений, происшедших в воспитательном процессе. Изучение влияния различных условий и средств на результаты работы, их эффективности и педагогической целесообразности;
в) выявление возможностей развития воспитательного процесса; изучение состояния и динамики развития является основой для поиска путей и средств дальнейшего совершенствования воспитательного процесса;
г) определение эффективности влияния воспитательной работы на развитие личности учащегося и педагога, отношений в коллективе.
Нецелесообразно устанавливать единые для всех школ, коллективов критерии и показатели эффективности воспитательного процесса, потому что они могут быть разработаны самими участниками с учетом целей и задач проводимой работы, основных идей концепции, этапа развития воспитательной системы. Эти критерии служат прежде всего инструментом для самоанализа и самооценки детей, педагогов, родителей, школьного коллектива. Они должны быть достаточно конкретными, доступными для измерения, понятными для детей и взрослых.
При изучении эффективности воспитательного процесса надо иметь в виду, что динамика показателей может быть неодинаковой, более того, некоторые показатели могут почти не меняться, а иногда быть хуже, чем на предыдущем этапе. Общий вывод делается на основе сопоставления всех полученных данных, характеризующих проделанную работу.
Наиболее важными компонентами диагностики, на наш взгляд, являются изучение воспитанности школьников, сплоченности коллектива и отношений в нем, исследование организационных аспектов.
Как уже отмечалось, эффективность воспитательной работы школы определяется в какой-то мере воспитанностью учеников и выпускников школы, подготовленностью их к сознательному выбору профессии, способностью адаптироваться к современным условиям жизни. Необходимо подчеркнуть, что определение уровня воспитанности школьников позволяет выявить меру соответствия личности учащегося запланированному воспитательному результату и степень реализации цели и задач воспитательной работы учебного заведения.
Что относят к показателям воспитанности школьников?
Принято считать интегральным показателем общественную направленность детей, которая выражается во взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях личности. Направленность школьников проявляется через ведущие устойчивые мотивы деятельности, через интерес к определенным видам социальной активности, через отношение к окружающему миру.
Выделяют три главных вида направленности: «на себя», «на объект», «на других людей».
Например, «на себя»: быть здоровым, жить весело, развлекаться; «на объект»: наличие интересного дела, увлеченность занятием; «на других людей»: желание помочь окружающим, наличие друзей.
Возможен и другой подход к характеристике направленности личности: положительная, то есть направленность на добро, созидание, и отрицательная, то есть направленность на зло, разрушение.
Существует точка зрения исследователей, что показателем воспитанности школьника является наличие социально значимых качеств. По уровню их сформированности дается общая оценка воспитанности школьников. Качества личности рассматриваются как сплав специфического для данного качества мотива и форм, способов поведения.
Какой комплекс качеств может выступать как показатель воспитанности школьника?
Для изучения результатов и эффективности воспитательного процесса в школе наиболее объективными и реально измеряемыми показателями, на наш взгляд, являются ведущие мотивы поведения детей, нравственные ценности и ориентации, поступки учащихся.
Поскольку реальным проявлением воспитанности являются поступки, то важно зафиксировать их, наблюдая за поведением учащихся или создавая специальные ситуации, в основе которых лежит свобода выбора
Вывод: Таким образом, можно сказать, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Анализ воспитанности школьников – это средство профессионального самоанализа и самооценки педагогов данной общеобразовательной организации, используемое ими для обнаружения проблем и определения перспектив собственной профессиональной деятельности. Воспитание есть управление процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. По существу, воспитывать – это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения. Задачи организации воспитательной работы – это те изменения, которые педагог намечает достигнуть в окружающей их педагогической деятельности в планируемое время. Результатом организации воспитательной работы является достижение личностью или коллективом высокого уровня воспитанности. Оценка качества воспитанности школьников ни в коем случае не может рассматриваться как итоговая оценка самих школьников. Это лишь оценка результатов деятельности школы, семьи и других социальных институтов, ответственных за эту воспитанность.
Рецензия на ВСР
ОП.01. Педагогика
студента отделения заочного обучения
1 курса 10 з/ш группы
Карпаева Аманкуса Шайдулловича