| Министерство образования и науки Астраханской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Астраханской области «Астраханский социально-педагогический колледж» |
Внеаудиторная самостоятельная работа №3
по учебной дисциплине «Педагогика»
по теме: «Анализ Положения об аттестации»
| Выполнил: студент 1курса, группы З/Ш, ППССЗ по специальности 44.02.02Преподавание в начальных классах _________Карпаев А.Ш. Проверил: преподаватель _________Темирханова Э. А. |
Астрахань 2025
Анализ Положения об аттестации
Аттестация педагогических работников образовательной организации проводится для подтверждения соответствия таких работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педработников в целях установления квалификационных категорий.
К основным задачам проведения аттестации, в частности, относятся:
определение необходимости дополнительного профессионального образования педагогических работников;
повышение эффективности и качества педагогической деятельности;
учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций;
обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогов с учетом установленной квалификационной категории, объема их преподавательской (педагогической) работы или дополнительной работы.
Аттестация педагогических работников: приказы министерства Действующий в настоящее время порядок аттестации педагогических работников утвержден Приказом Минпросвещения России от 24.03.2023 N 196.
Аттестация педагогических работников образовательных организаций Аттестация педагогических работников проводится аттестационной комиссией на основе оценки профессиональной деятельности этих работников. По общему правилу такая комиссия самостоятельно формируется образовательной организацией. Руководитель организации издает приказ (распорядительный акт) о создании аттестационной комиссии, численность которой должна быть не менее 5 человек. В состав комиссии должны входить: председатель комиссии; заместитель председателя комиссии; секретарь; члены комиссии. Если в организации есть профсоюз, то в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается его представитель. Если же профсоюз отсутствует, то в состав комиссии должен быть включен представитель иного представительного органа (представителя) работников организации
Важно отметить, что руководитель организации в состав аттестационной комиссии не входит. Каким педагогам надо проходить аттестацию
Проходить аттестацию для подтверждения соответствия занимаемой должности необходимо педагогическим работникам, замещающим следующие должности:
воспитатель; старший воспитатель; учитель; учитель-дефектолог; учитель-логопед; инструктор-методист; старший инструктор-методист; инструктор по труду; инструктор по физической культуре; концертмейстер; логопед; мастер производственного обучения; методист; старший методист; музыкальный руководитель; педагог дополнительного образования; старший педагог дополнительного образования; педагог-библиотекарь; педагог-организатор; педагог-психолог; преподаватель; преподаватель-организатор ОБЖ; руководитель физического воспитания; советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями; социальный педагог; старший вожатый; тренер-преподаватель; старший тренер-преподаватель; тьютор.
Но, как известно, из любого правила есть исключения. Так, аттестацию для подтверждения соответствия занимаемой должности не нужно проходить:
педагогическим работникам, имеющим квалификационные категории;
работникам, которые проработали в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация педагогических работников;
беременным женщинам;
женщинам, находящимся в отпуске по БиР. Аттестация таких работниц возможна не ранее чем через два года после их выхода из такого отпуска;
лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация этих работников допустима не ранее чем через два года после их выхода из отпуска по уходу;
работникам, отсутствовавшим на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием. В отношении таких работников аттестацию можно проводить не ранее чем через год после их выхода на работу.
педагогическим работникам, имеющим квалификационные категории;
работникам, которые проработали в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация педагогических работников;
беременным женщинам;
женщинам, находящимся в отпуске по БиР. Аттестация таких работниц возможна не ранее чем через два года после их выхода из такого отпуска;
лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация этих работников допустима не ранее чем через два года после их выхода из отпуска по уходу;
работникам, отсутствовавшим на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием. В отношении таких работников аттестацию можно проводить не ранее чем через год после их выхода на работу.
Единые требования к проведению экспертизы на установление соответствия занимаемой должности и проведении экспертизы для установления соответствия требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационным категориям. Настоящие требования составлены на основе инструктивного письма Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 ноября 2010 г. № 03-339 «Методика оценки уровня квалификации педагогических работников» в целях обеспечения единого подхода к аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.
Данные требования предназначены для использования аттестационными подкомиссиями и экспертными группами при проведении аттестации на установление соответствия занимаемой должности или при проведении экспертизы для установления соответствия требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационным категориям. Они должны использоваться в работе органов управления образованием, учреждений дошкольного, общего, начального и среднего профессионального и дополнительного образования при организации работы с педагогическими кадрами, а также являться руководством для экспертных групп Главной аттестационной комиссии и аттестационных подкомиссий при проведении экспертизы при аттестации педагогических работников. Единый подход в использовании форм и процедур экспертизы позволит объединить усилия всех образовательных учреждений и сохранить целостность единого образовательного пространства в нашем регионе. Одним из важнейших средств оценки и развития профессионализма педагогических работников является аттестация. В соответствии с Порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010г. № 209; зарегистрирован в Минюсте России 26 апреля 2010 года № 16999), аттестация проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности или установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей).
Основными задачами аттестации являются:
Стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий; Повышение эффективности и качества педагогического труда; Выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников; Учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений; Определение необходимости повышения квалификации педагогических работников; Обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.
В рамках разработанного профессионального стандарта педагогической деятельности (опубликован в Вестнике Минобразования - №7 за 2007 год) под компетентностью понимается новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности. Профессиональный стандарт педагогической деятельности включает компетенции, обеспечивающие успешное решение профессиональных задач в следующих областях: постановка целей и задач педагогической деятельности; мотивация учебной деятельности; обеспечение информационной основы педагогической деятельности; разработка программ и принятия педагогических решений; организация учебной деятельности.
В соответствии с разработанным профессиональным стандартом квалификация педагога может быть описана как совокупность шести основных компетентностей:
1.Компетентность в области личностных качеств.
2. Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности.
3. Компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности.
4. Компетентность в разработке программы деятельности и принятии
педагогических решений.
5. Компетентность в обеспечении информационной основы
педагогической деятельности.
6. Компетентность в организации педагогической деятельности.
Процедура аттестации педагогических работников на соответствие
занимаемой должности.
В соответствии с Порядком аттестации педагогических работников аттестация с целью установления соответствия занимаемой должности проводится один раз в 5 лет в отношении педагогических работников, проработавших в занимаемой должности не менее двух лет и не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей).
Основные шаги и действия при этом можно разбить на три блока:
I. Предварительный этап.
II. Проведение письменного квалификационного испытания.
III. Принятие решения о соответствии занимаемой должности.
Каждый из блоков включает ряд шагов и действий:
I. Предварительный этап
1. Подготовка представления на аттестуемого педагогического
Работодателем (руководителем образовательного учреждения), включающего всестороннюю и объективную оценку: профессиональных, деловых педагогического работника; результатов профессиональной деятельности; информацию о прохождении курсов повышения квалификации; сведения о результатах предыдущих аттестаций.
2. Ознакомление под подпись педагогического работника с представлением на него не менее чем 30 дней до дня аттестации.
3. Представление руководителя в аттестационную комиссию по аттестуемого
педагогического работника может быть дополнено сведениями, характеризующими его трудовую деятельность за период времени, прошедшего с момента предыдущей аттестации (при первичной аттестации - с даты поступления на работу).
4. В случае несогласия с представлением руководителя педагогический работник
может подать в Главную аттестационную комиссию заявление с соответствующим обоснованием.
5.Направление аттестуемого работника на письменные квалификационные
испытания, осуществляется распорядительным актом по учреждению (приказом), изданным не позднее, чем за 10 дней до начала квалификационных испытаний.
П. Проведение письменного квалификационного испытания
6. Письменное квалификационное испытание проводится экспертной группой аттестационной подкомиссии в соответствии с утвержденным графиком.
7. Подготовка заключения экспертной группой по итогам выполнения заданий, включенных в квалификационное испытание. Срок проверки квалификационных работ (до 100) – три дня, при количестве работ свыше 100 – не более пяти дней.
Ш. Принятие решения о соответствии занимаемой должности
8. Принятие решения о соответствии занимаемой должности
аттестационной комиссией. Оформление принятого решения протоколом, занесение принятого решения в аттестационный лист педагогического работника.
Принимает одно из следующих решений: соответствует занимаемой должности (указывается должность работника)
не соответствует занимаемой должности (указывается должность работника).
Аттестационная комиссия в случае необходимости заносит в аттестационный лист педагогического работника рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности педагогического работника, о необходимости повышения его квалификации с указанием специализации и другие рекомендации.
9. Утверждение решения аттестационной комиссии распорядительным актом
органа исполнительной власти, осуществляющего управление в сфере образования.
10. Направление аттестационного листа и распорядительного акта Министерства образования и науки работодателю педагогического работника, о знакомления с ним работника под подпись. Аттестационный лист и выписки из распорядительного акта органа исполнительной власти, осуществляющего управление в сфере образования, хранятся в личном деле педагогического работника.
11. Представление информации в аттестационную комиссию работодателем о
выполнении рекомендаций, указанных в аттестационном листе при их наличии (в период не более одного года с момента внесенных в аттестационный лист рекомендаций).
Подготовка представления на педагогического работника, подлежащего
аттестации на установление соответствия занимаемой должности.
Представление на аттестуемого педагогического работника должно включать
некоторые обязательные пункты, заполняемые в виде резюме.
I. Вводная часть содержит информацию о личных данных педагогического работника и не зависит от его занимаемой должности.
Фамилия, имя, отчество педагогического работника;
Полное название образовательного учреждения
Должность, в которой работает данный педагогический работник;
Общий трудовой стаж, стаж работы в данной должности, стаж работы в данном образовательном учреждении, в том числе по занимаемой должности;
Дата последней аттестации (с указанием номера приказа), для аттестуемых
впервые педагогических работников – дата приема на работу или назначения на должность, по которой проводится аттестация;
Образование (с указанием учебного заведения, даты окончания, специальности, по которой было получено образование). В том случае, если педагогический работник прошел профессиональную переподготовку, то информация об этом указывается после базового образования;
Информация о прохождении курсов повышения квалификации
(место прохождения КПК, объем часов, тематика курсов, вид документа, отметка о том, как были выбраны курсы КПК: по решению педагогического работника или по направлению руководителя образовательного учреждения) либо план самообразования педагогического работника;
Сведения о наградах, званиях, поощрениях, полученных педагогическим
работником в межаттестационный период.
II. Основная часть представления включает всестороннюю и объективную оценку: профессиональных, деловых качеств педагогического работника; результатов его профессиональной деятельности.
Для подготовки представления проанализировать деятельность педагогического работника в межаттестационный период на основе требований, предъявляемых к должностям педагогических работников, указанных в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих
(Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников
образования»), (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ), предлагаемая к проведению экспертизы на соответствие занимаемой должности, должна быть подтверждена конкретными примерами, мероприятиями, раскрывающими деятельность педагогического работника в указанном направлении.
Для написания представления необходимо отразить фактический материал, который показывает уровень результативности деятельности педагогического работника. Ниже в Единых требованиях рассмотрены обязанности педагогических работников на основании
квалификационные характеристики должностей работников образования. В левой части таблицы расположены должностные обязанности, в правой части – фактический материал, который может быть использован при подготовке и написании представления.
Фактический материал, используемый руководителем образовательного учреждения при написании представления. Основные позиции должностных обязанностей учителя:
Должностные обязанности | Анализируемые позиции |
Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психологофизиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. | Анализ рецензий на рабочие программы (в том случае, если рецензирование рабочих программ предусмотрено локальным актом образовательного учреждения «Положение о рабочей программе»). Наличие дифференцированного подхода к обучению при составлении программ. Индивидуальная работа с обучающимися (какие группы сформированы: одаренные дети, слабоуспевающие и т.д.). Анализ посещенных открытых уроков с указанием даты посещения, цели посещения, выявленном соответствии или несоответствии требованиям, предъявляемым к уроку с позиций заявленной цели посещения. Участие в педагогических консилиумах по проблемам психолого – возрастных особенностей обучающихся. Информация о совместной работе с школьным психологом и социальным педагогом. Использование цифровых и коммуникационных технологий для активизации познавательной деятельности обучающихся (блог, сайт, электронные учебники). Внедрение различных форм внеурочной деятельности по предмету. |
Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы | Соответствие программ и УМК требованиям государственных образовательных стандартов, методической теме образовательного учреждения и уровню подготовки обучающихся |
Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения. | Указать, в каких технологиях работает; какие именно методы и приемы использует; обоснованность их применения при реализации данной образовательной программы; компьютерная грамотность педагогического работника (пользователь, уверенный пользователь, наставник) |
Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов). | Анализ результатов контрольных работ различного уровня: текущих, итоговых, административных, районных и т.д. |
Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности. | Какие рабочие программы разработаны, какой УМК используется в работе, насколько полно представлены методические и дидактические материалы к разработанным рабочим программам. Соответствие рабочих программ локальному акту образовательного учреждения, анализ полноты реализации рабочих программ. Информация о выпускниках, продолживших обучение на следующей ступени по профилю предмета (дисциплины, курса). Анализ результативности деятельности обучающихся: их участие в различных конференциях, олимпиадах, соревнованиях по предмету |
Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. | Анализ объективности оценивания результатов обучения; применение балльно – рейтинговой системы оценивания; включение в деятельность преподавателя видов работ с использованием элементов самооценки обучающимися результатов своей деятельности; использование дифференцированного подхода к обучению. |
Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся. | Анализ посещаемости занятий, рейтинговый показатель преподавателя (по результатам анкетирования среди обучающихся), результаты посещенных уроков с целью определить дисциплинарное состояние. |
Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационнокоммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся). | Владение и ведение электронных форм документации. |
Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы. | Даты, темы выступлений |
Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении. | Какие именно предложения были внесены, на каком уровне рассматривались, были ли приняты, какой эффект получен. |
Осуществляет связь с родителями или лицами, их заменяющими. | Наличие плана работы и работа на основании данного плана с родителями или лицами, их заменяющими |
Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности. | Своевременное прохождение обучения по охране труда, наличие паспорта развития кабинета, журналов всех видов инструктажей, журнала административно – общественного контроля за состоянием кабинета. |
Подробнее о порядке проведения аттестации в целях установления первой и высшей квалификационной категории можно прочитать в разделе III Порядка, утв. Приказом Минпросвещения России от 24.03.2023 N 196, а об аттестации в целях установления квалификационной категории «педагог-методист» или «педагог-наставник» - в разделе IV Порядка, утв. Приказом Минпросвещения России от 24.03.2023 N 196.
Порядок аттестации педагогических работников для установления соответствия требованиям, предъявляемым к первой и высшей квалификационным категориям Определение уровня квалификации педагогических работников для установления его соответствия требованиям, предъявляемым первой и высшей квалификационным категориям – процедура, включающая несколько последовательных этапов: I. Предварительный этап, включающий написание заявления, заполнение листа самооценки и анализ результатов его заполнения. П. Проведение экспертной оценки педагогической деятельности: а) Проведение экспертизы уровня теоретических знаний по предмету/должности (I направление): защита теоретического направления (согласно одной из выбранных форм); б) Проведение экспертизы уровня профессиональных компетентностей, результатов деятельности (II направление) на соответствие заявленным квалификационным категориям по индивидуальным графикам аттестующихся.
Данное направление включает в себя: проведение уроков (занятий, мероприятий), анализ профессиональной деятельности педагогического работника с использованием различных источников для проведения оценки. IV. Принятие решения об установлении соответствия требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории 1. Предварительный этап. На данном этапе происходит подготовка и подача заявления от педагогического работника, содержащего обоснование решения об аттестации на соответствующую квалификационную категорию (первую или высшую). Важность предварительного этапа заключается в том, что успешность всей аттестации в значительной мере зависит от аргументированности заявки на аттестацию на ту или иную квалификационную категорию.
На этом этапе педагог имеет право получить консультацию, пройти курсы повышения квалификации, получить рекомендации по самоподготовке. В приказе Министерства образования и науки Российской Федерации №209 от 24.03.2010 года «О порядке проведения аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» указано: «Пункт 30. Первая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые: владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности; вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания; имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации. Пункт 31. Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые: имеют установленную первую квалификационную категорию; владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности; имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях; вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания». На этом же этапе педагогический работник заполняет лист самооценки и направляет его вместе с заявлением в аттестационную комиссию, после регистрации заявление остается у секретаря Главной аттестационной комиссии, а лист самооценки направляется в экспертную группу для работы по проведению экспертизы.
2. Проведение экспертной оценки педагогической деятельности Проведение экспертной оценки профессиональной деятельности педагога является важнейшим целевым ориентиром и основанием для оценки уровня квалификации педагога согласно принятому Порядку аттестации педагогических работников. Проведение самооценки профессиональной деятельности по тем же показателям, по которым проводится экспертная оценка, позволяет педагогу лучше понять аттестационные требования, обоснованно выбрать ориентиры собственного профессионального развития. Экспертная оценка профессиональной деятельности педагога позволяет определить уровень квалификации педагога на основе анализа ключевых педагогических компетенций. При проведении оценки профессиональной деятельности эксперты учитывают также результаты самооценки аттестующегося педагога. В силу того, что проведение экспертной оценки и самооценки является ключевым моментом методики определения уровня квалификации при установлении соответствия требованиям квалификационных категорий, процесс проведения экспертной оценки и самооценки будет более подробно рассмотрен для различных должностей педагогических работников в дальнейшей части документа. При установлении соответствия требованиям, предъявляемым к первой и высшей квалификационным категориям, аттестационные испытания будут проводиться по двум направлениям: практическому и теоретическому.
Практическое направление: Проведение 1 – 2 уроков (занятий). При аттестации впервые на заявленную категорию, количество уроков (занятий) – 2, при повторной аттестации на уже имеющуюся категорию – 1 урок (занятие) – в обязательном порядке; второй урок (занятие) проводится в том случае, если эксперты считают необходимым, т.к. при проведении первого открытого мероприятия были определены не все педагогические компетенции, показывающие квалификационный уровень. На момент проведения открытого урока (занятия), педагогическому работнику необходимо представить экспертам план – конспект 2 уроков (занятий) и проекты самоанализа проводимых открытых мероприятий. Педагогический работник может выбрать форму проводимого занятия (урока), представить экспертам свою деятельность не только в учебной, но и во внеурочной деятельности. Требования к написанию конспекта идентичны требованиям, предъявляемым к конспекту при проведении письменного квалификационного испытания на установление соответствия занимаемой должности.
Теоретическое направление: Включает одну из выбранных педагогическим работником форм из указанного перечня:
1. Экзамен (в письменной или тестовой формах);
2. Реферат;
3. Защита методических разработок (программ дополнительного образования);
4. Представление и защита портфолио;
5. Представление и защита публикаций;
(высшей) квалификационным категориям. Принятое решение о соответствии имеющегося уровня квалификации требованиям первой или высшей квалификационных категорий оформляется протоколом и заносится в аттестационный лист педагогического работника. По результатам аттестации Главная аттестационная комиссия Министерства принимает одно из следующих решений: 66 а) уровень квалификации педагога соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории; б) уровень квалификации педагога не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории. Аттестационная комиссия в случае необходимости заносит в аттестационный лист рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности педагогического работника, о необходимости повышения его квалификации с указанием специализации и другие рекомендации. Министерство образования и науки утверждает решение Главной аттестационной комиссии приказом.
Проверка знаний по педагогике, включая современные образовательные технологии. Проверка теоретических знаний по данному направлению для должностей педагогических работников, реализующих образовательные программы, включает вопрос, связанный с методикой и дидактикой преподаваемых дисциплин. Для педагогических работников, осуществляющих деятельность в образовательных учреждениях, реализующих коррекционные образовательные программы, может быть включен вопрос по специальной педагогике. Для остальных должностей педагогических работников данный раздел включает решение нестандартной педагогической ситуации. При проведении проверки ответов на задание установлено максимальное число баллов - 5. Полноту ответов оценивают эксперты, осуществляющие проверку работы. Проверка знаний по психологии, включая разделы специальной психологии для педагогических работников, осуществляющих деятельность в образовательных учреждениях, реализующих коррекционные образовательные программы
Данная часть экзаменационной работы должна включать вопрос, позволяющий определить уровень теоретических знаний педагогического работника по возрастной психологии. Ответ на вопрос должен показать, как педагогический работник осуществляет деятельность с учетом психо – физиологических особенностей развития детей того возрастной категории, с которой работает педагогический работник. Вопрос специальной психологии включает одно из направлений проверки знаний: теоретические основы специальной психологии, культурно – историческую концепцию Л.С. Выготского, общие и специфические закономерности развития детей с ограниченными возможностями здоровья. При проведении проверки ответов на задание установлено максимальное число баллов - 5. Полноту ответов оценивают эксперты, осуществляющие проверку работы. Критерии определения установления соответствия первой (высшей) категории при проведении экзамена
Раздел экзаменационной работы | максимальный балл | высшая категория | первая категория |
Проверка теоретических знаний по предмету (должности) в тестовой форме | 10 | 8 | 7 |
Проверка теоретических знаний по предмету (должности) в форме заданий с развернутым ответом | 10 | 8 | 7 |
Проверка знаний по педагогике, (включая современные образовательные технологии); | 5 | 4 | 3 |
Проверка знаний по психологии | 5 | 4 | 3 |
ИТОГО | 30 | 24 | 20 |
Методические рекомендации по написанию и защите реферата Реферат - (от латинского referro - сообщаю, докладываю) - краткое изложение в письменном виде содержания исследования по выбранной проблеме (словарь иностранных слов). Реферат - это своеобразный отчет о самостоятельном изучении материала, анализе теоретических источников и практической деятельности по выбранной теме. В реферате автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание реферата должно быть логичным; а изложение материала носить проблемно-тематический характер. Защита реферата предполагает предварительный выбор аттестуемым интересующей его темы, последующее глубокое изучение избранной для реферата проблемы, изложение выводов по теме реферата. Выбор темы определяется на усмотрение аттестуемого в рамках его профессиональной компетентности. В реферате педагог представляет описание собственного опыта, опирающегося на теоретические знания и практический опыт работы. Защита реферата как форма квалификационного испытания позволяет аттестуемому выявить проблемы в своей работе и осмыслить итоги своей деятельности. Защита реферата как форма квалификационного испытания позволяет аттестуемому выявить проблемы в своей работе и осмыслить итоги своей деятельности. Реферат должен иметь определенную структуру, которая включает набор обязательных и необязательных элементов. Общие требования к оформлению реферата: поля - левое – 2,5 см; верхнее, правое, нижнее – 2 см, шрифт – 14, интервал – полуторный; Times New Roman. Общее число страниц реферата (без списка использованных источников и приложений) – не менее 25 страниц. При аттестации впервые на заявленную первую квалификационную категорию реферат должен содержать, в основном, теоретическое рассмотрение различных педагогических задач (соотношение в основной части реферата: ≈ 80% теории, 20% - описание собственного опыта). При аттестации повторно на первую квалификационную категорию и при аттестации на высшую квалификационную категорию реферат должен содержать, в основном, информацию о педагогических исследованиях, проводимых самим 69 педагогическим работником (соотношение в основной части реферата: ≈ 30% теории, 70% - описание собственного опыта и достигнутых результатов педагогической деятельности). Как правило, предполагается, что педагог, защитивший реферат при аттестации на первую квалификационную категорию, продолжает работать над выбранной темой, и при аттестации на высшую категорию раскрывает собственные достижения при решении педагогических задач, описанных в предыдущем реферате.
Методические рекомендации по оформлению и защите методических разработок (программ дополнительного образования) 1. Методические разработки. Рассмотрение методических разработок аттестуемого производится только на основе его личного желания предъявить собственные разработки для обсуждения. Методическая разработка – форма проведения экспертизы при аттестации, направленная на: 1. анализ научно-методического исследования аттестуемого по проведенному педагогическому мероприятию и изученной научно-методической литературе; 2. изучение и оценку методических разработок, созданных педагогическим работником, в аспекте возможности их использования в образовательном процессе, определения их места в образовательном пространстве. Во введении отражаются следующие вопросы: обоснование актуальности темы; определение области, в рамках которой проводится исследование; цель и предполагаемый конечный результат работы. Аналитическая часть представляет собой научное обоснование проблемы на основе анализа различных литературных источников. Практическая часть содержит изложение путей и способов решения поставленной проблемы, описание методического эксперимента, особенностей его организации и содержания. В заключении формулируются качественные и количественные выводы, а также рекомендации по использованию полученных результатов в педагогической практике. В приложения выносятся таблицы, диаграммы, графики, конспекты занятий и т.д.
Методическая разработка оценивается по следующим показателям: 1. Соответствие содержания разработки выбранной проблеме. Грамотность изложения и качество оформления разработки. 2. Самостоятельность выполнения работы, глубина проработки материала. 3. Обоснованность и доказательность выводов. 4. Практическая значимость работы. Оценка при защите методической разработки предполагает максимальный балл (10) по каждому из пунктов оценивания; при аттестации на первую квалификационную категорию сумма баллов не должна быть менее 28 (не менее 7 баллов за каждый пункт). Оценка при защите реферата при аттестации на высшую квалификационную категорию не должна быть менее 32 (не менее 8 баллов за каждый пункт). 2. Разработка программ дополнительного образования Рассмотрение разработанной программы дополнительного образования аттестуемого производится только на основе его личного желания предъявить собственные разработки для обсуждения. Зашита программы дополнительного образования – форма проведения экспертизы при аттестации, направленная на: 1. анализ программы дополнительного образования; 2. изучение и оценку программы дополнительного образования, созданных педагогическим работником, в аспекте возможности их использования в образовательном процессе, определения их места в образовательном пространстве.
Методические рекомендации по представлению и защите портфолио Педагогический работник, аттестуясь, может выбрать форму процедуры - аттестацию по пакету документов, оформленному определенным образом («портфолио»). Портфолио педагога может рассматриваться как альтернативная форма оценки его профессионализма и результативности работы при проведении экспертизы на установление соответствия требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории. Коммуникативная культура аттестуемого оценивается экспертами дополнительно по результатам собеседования, анкетирования администрации школы, учителей, учащихся и их родителей. Портфолио оформляется в папке-накопителе с файлами (скоросшивателе). Каждый отдельный файл, с включенным в него материалом, вошедший в портфолио, должен нумероваться. Состав портфолио зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой сам педагогический работник. Портфолио для аттестации целесообразно вести параллельно по нескольким разделам. При ознакомлении с материалами портфолио и во время защиты, экспертам необходимо проставить знак отличия (галочку, крестик, плюсик) в колонке, которая, на их взгляд, соответствует уровню раскрытия критерия.
Оценка при защите программы дополнительного образования предполагает максимальный балл (5) по каждому из пунктов оценивания текста программы и ее защиты; окончательное количество баллов определяется, как среднее между двумя суммами баллов, набранных в двух группах критериев. При аттестации на первую квалификационную категорию сумма баллов по каждой группе критериев не должна быть менее 28 (в каждом отдельном пункте не менее 3 баллов); окончательное количество баллов - также не менее 28. При аттестации на высшую квалификационную категорию сумма баллов по каждой группе 74 критериев не должна быть менее 32 (в каждом отдельном пункте не менее 4 баллов); окончательное количество баллов - также не менее 32
Описание профессиональных компетенций педагогической деятельности. Основное назначение предлагаемой методики - определение уровня квалификации педагогов на основе шести компетенций, выделенных в процессе анализа педагогической деятельности и представленных в «Профессиональном стандарте педагогической деятельности». Реализация компетентностного подхода к анализу педагогической деятельности в процессе аттестации требует хорошего понимания сущности каждой из компетенций, знания показателей и параметров, через которые они проявляются.
Основными задачами аттестации являются:
стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;
повышение эффективности и качества педагогического труда;
выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений;
определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;
обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.
Основными принципами аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.
Вывод: Таким образом, можно сказать, что аттестация в педагогической деятельности является одновременно процессом обучения и оценивания, фактором профессионального становления учителя. Это служит основанием для стимулирования потребности учителя в повышении квалификации и определяет направление поиска им индивидуальной траектории профессионального становления, соответствующее личностным запросам. Аттестация приводит учителя как субъекта деятельности в состояние активности, соответствующее объективным задачам, проведение единой линии требований к себе и их последовательную реализацию. Важную роль выполняют аттестационные курсы, построенные на основе взаимосвязи процессов обучения и развития, поиска зоны ближайшего развития учителя (по Л.С. Выготскому). Обучение в рамках аттестационных курсов предполагает оценивание реальной профессиональной компетентности, профессиональных достижений в контексте квалификационных требований и становится одновременно этапом аттестации учителя.
Современная реальность образования, его модернизация не могут протекать без сопутствующего анализа результатов этой деятельности, оценки и самооценки труда учителя, что в значительной мере повышает роль аттестации. Аттестация является одним из наиболее важных факторов профессионального становления учителя, позитивно влияющим на реализацию его творческого потенциала.
Рецензия на ВСР
ОП.01. Педагогика
студента отделения заочного обучения
1 курса 10 з/ш группы
Карпаева Аманкуса Шайдулловича