СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

20 Тем по педагогике(4 работа)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«20 Тем по педагогике(4 работа)»


Министерство образования и науки Астраханской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Астраханской области

«Астраханский социально-педагогический колледж»








Внеаудиторная самостоятельная работа №4

по учебной дисциплине «Педагогика»

по теме: «Общение и деятельность как факторы развития личности »










Выполнил:

студент 1курса, группы З/Ш,

ППССЗ по специальности

44.02.02Преподавание в начальных классах

_________Карпаев А.Ш.



Проверил:

преподаватель

_________Темирханова Э. А.




















Астрахань 2025



Общение и деятельность как факторы развития личности

План

Введение

1. Понятие личности
2. Основные направления развития личности

3. Структура личности

4. Развитие личности в деятельности

5. Процесс социализации

6. Понятие общения и деятельность

7. Основные этапы развития общения и деятельности
Вывод

Введение

Основная цель современного воспитания - формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Современные методы воспитания ставят в центр системы воспитания личность ребенка и развитие способностей, заложенных в ней от природы. Они уважают личность ребёнка и верят в его творческие силы, предоставляют растущему человеку свободу выбора и направлены на помощь ему.
Значение и функции школы в системе непрерывного образования являются неповторимой ценностью в становлении и развитии личности ребёнка. Современные условия характеризуются гуманизацией воспитательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию его лучших качеств. Процесс гуманизации проявляется, прежде всего, в установлении субъектно-субъектных отношений, т.е. школьник рассматривается не как объект для педагогических воздействий, а как субъект со своим внутренним миром, системой ценностей, индивидуальными особенностями и т.д.
В младшем школьном возрасте большие изменения происходят во
всех сферах жизнедеятельности ребенка, поэтому его воспитание должно быть развивающим, необходимо развивать коммуникативные способности, формировать познавательные интересы. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит различным видам детской деятельности. Основными среди них являются: общение, учебная деятельность, труд и игра. В процессе учебной деятельности происходит усвоение новых знаний, управление которой составляет основную задачу обучения в младшем школьном возрасте.
Характер взаимоотношений школьника с окружающим его миром претерпевает значительные изменения в подростковом возрасте.
Учёба по-прежнему остаётся основной деятельностью подростка.
Однако в этом возрасте возникает новый тип ведущей деятельности, направленной на установление интимно-личностных отношений со сверстниками, деятельности общения.

1.Понятие личности

Существенное значение для педагогики имеет прежде всего уяснение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность», «развитие», «формирование». В многочисленных работах о личности нередко эти понятия путаются.

Личность — системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения.

К таким свойствам и качествам относятся речь, сознание, социальные функции (родителей, учителей, управленцев), позиции личности (отношение к материальным и духовным ценностям, к обществу, к людям, к себе, к обязанностям и степени их осознания), нравственный облик личности, ее социальные установки. Качества личности формируются в конкретных видах деятельности, в складывающихся отношениях с окружающим миром и людьми, в мышлении и сознании, в познавательных процессах.

Понятие личность обозначает совокупность индивидуальных социально-психологических качеств, характеризующих человека и определяющих систему его отношений к окружающему миру.

Понятие индивид обозначает единичное природное существо представителя вида Homo sapiens, отдельного представителя человеческой общности.

Следует различать понятия «личность» и «индивидуальность». Понятие индивидуальность включает в себя то общее и единичное, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой, и что придает им своеобразную красоту и неповторимость (И.Ф. Харламов). Под индивидуальностью понимают главенствующую особенность личности, проявляющуюся в чертах темперамента, характера (например, уравновешенно-волевой и целеустремленный человек), специфике восприятия, интеллекте, потребностях и способностях. Основой индивидуальности являются анатомо-физиологические задатки. Индивидуален каждый человек, но в разной степени. В зависимости от степени выраженности биологических задатков и способностей, внутренний активности, среды и воспитания, индивидуальность проявляется ярко, образно, контрастно, вариативно или, наоборот, малозаметно.

Индивидуальность характеризует непохожесть и отличие одной личности от другой, что придает ей своеобразную  красоту и неповторимость, и обусловливает специфический стиль ее деятельности и поведения.

Так, рабочий может отличаться от своих собратьев по труду особой старательностью, рационализаторским подходом к делу. Индивидуальность преподавателя может выражаться в его глубокой эрудиции, широте педагогических взглядов, особой манере подхода к детям, творческом устремлении, характеризующем его работу.

Яркие индивидуальные проявления одной личности могут привести (и неизбежно приводят) к столкновениям с другими разнонаправленными личностями, что всегда чревато созданием конфликтных ситуаций.

Развитие в общем смысле – это поступательный процесс направленного изменения чего-либо. 

Развитие личности это качественное изменение психической деятельности, в переходах от ее низших ступеней к высшим, в возникновении новых черт памяти, восприятия, представлений, воображения, мышления, воли, характера и т. Д

Формирование личности — это становление целостной личности в результате возникновения, развития и интеграции отдельных личностных качеств.

2. Основные направления развития личности

Физическое развитие - включает в себя морфологические (рост, вес, объем), биохимические (состав крови, костей, мышц) и физиологические (пищеварение, кровообращение, половое развитие и созревание) изменения;

Социальное развитие - связано с психическими (совершенствование памяти, мышления, воли, развитие эмоций, потребностей, способностей, характера), духовными (нравственное становление), интеллектуальными (углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост) изменениями.

3. Структура личности

Формирование личности это сложный процесс. Он начинается с самого рождения человека и до конца его жизни. Личностные качества развиваются в процессе общения, деятельности. Структура личности включает в себя: характер, способности, темперамент, некие социальные установки. Характер состоит из качеств, которые определяют отношение одного человека к другим. Способности - это устойчивые свойства, которые определяют успехи человека в различных видах деятельности. Темперамент - динамическая характеристика психических процессов человека. Социальными установками можно назвать убеждения людей.
Направленность - проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, установках, доминирующих мотивах деятельности и поведения, мировоззрении, эмоциях;

1.Знания, умения и навыки;

2.Индивидуально-типологические особенности - проявляются в способностях, темпераменте, характере, волевых качествах.

Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. В педагогике постоянно сталкивались два подхода к пониманию сущности развития личности:

биологический - этот подход обусловливает процесс развития личности сугубо природными факторами и, прежде всего, теми, которые присущи человеку от рождения;

социологический - этот подход предполагает, что преобладающее влияние на человека оказывают социальные факторы.

Однако личность - это целостная система, в которой находит отражение как биологическое, так и социальное.

4.Развитие личности в деятельности

Большую роль в развитии личности играет его деятельность. Деятельность - это внутренняя и внешняя активность человека, которая регулируется осознаваемой целью. Если нет общественной деятельности, нет полноценного развития личности. Деятельность в формировании личности занимает не последнюю роль, так как без деятельности человек является просто пассивным членом в обществе. Не имея никакой деятельности, у человека и не сформируется так называемая самодеятельность. Она служит основой, залогом нормального развития общественной жизни. У человека может снизиться умственная работоспособность.

Развитие личности в деятельности — это процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации. 

Существует прямая связь между результатами развития и интенсивностью деятельности. Чем больше человек работает в определённой области, тем выше его уровень развития в этой области.

Виды деятельности и их влияние на развитие личности :

1. Труд - направлен на достижение практически полезного результата.

2. Игра - направлена на получение удовлетворения от самого процесса.

3.Общение – направлено на взаимодействие между людьми, обмен информацией.

4.Учение – направлено на приобретение знаний и умение их применять.

5. Процесс социализации

В отечественной психологии считают, что развитие личности происходит в процессе социализации и воспитания. Человек с самого своего рождения окружен себе подобными людьми, с которыми ему как никак приходится взаимодействовать. Общение - одно из важнейших путей развития личности. Первый опыт общения человек получает в семье, видя как общаются родители между собой, с другими людьми. Именно в семье у ребенка закладывается основа личности. Есть мнение, что основы закладываются вплоть до трех лет. Это довольно сложный период для человека, так как именно в это время происходит развитие психических процессов, у ребенка начинают формироваться его личностные качества. Развиваясь, формируясь как личность, человек получает опыт общения в детском саду, в школе, университете, на работе. Это все происходит процесс, воспроизводство индивидом социального опыта, который называется - социализацией. Природа дала человеку много, это факт, но человек рождается слабым, еще пока ничего не знающий о жизни. У него нет ни знаний каких-либо, ни умений. Чтобы становиться сильнее, расти, нужно еще потрудиться. Поэтому нельзя сказать в каком возрасте завершится процесс социализации, так как он длится постоянно, даже в зрелом возрасте. Процесс социализации полностью связан с общением и деятельностью людей, о чем и говорит наша тема реферата. Психологические черты человека, как личности, раскрываются именно в общении и в его деятельности. В процессе социализации индивиды, как уже говорилось ранее, воспроизводят социальный опыт. Хотелось бы уточнить, что разные личности из одинаковых ситуаций могут выносить абсолютно различный опыт. Это же есть основа не социализации, а индивидуализации. Так как каждый человек - он уникален. С этим также трудно поспорить.
6. Понятие общения и деятельность

Общение - это вид деятельности, которая в свою очередь направлена на обмен информации между людьми. Также это процесс взаимодействия между людьми. Общение преследует некую цель - это установка взаимопонимания между людьми. Через общение человек приобретает свои познавательные качества, способности. Тем самым, при активном общении, активно идет формирование личности.

Деятельность — сознательное активное взаимодействие субъекта (разумного существа) с объектом (окружающей действительностью), во время которого субъект целенаправленно воздействует на объект, удовлетворяя какие-либо свои потребности, достигая цели.

Выделяют несколько видов общения:
1.Общение между реальными субъектами (между двумя людьми);
2.Общение с реальным объектом и иллюзорным партнёром (человек с животным);
3.Общение реального субъекта с воображаемым партнёром (общение человека со своим внутренним голосом);
4.Общение воображаемых партнёров (литературных персонажей).

Основными формами общения является диалог, обмен мнениями в виде монолога, реплик.
Вопрос о соотношении деятельности и общения является дискуссионным. Одни ученые полагают, что эти два понятия тождественны друг другу, ибо любое общение обладает признаками деятельности. Другие считают, что деятельность и общение — противоположные понятия, поскольку общение есть только условие деятельности, но никак не сама деятельность. Третьи рассматривают общение в его взаимосвязи с деятельностью, однако считают его самостоятельным явлением.
От общения необходимо отличать коммуникацию. Коммуникацией называется процесс взаимодействия между двумя или более субъектами с целью передачи некоторой информации. В процессе коммуникации, в отличие от общения, передача информации происходит только в направлении одного из его субъектов (того, кто ее получает) и обратная связь между субъектами, в отличие от процесса общения, отсутствует.

7.Основные этапы развития общения и деятельности

Основные этапы, которые проходит онтогенетическое развитие общения у человека вплоть до поступления в школу, можно представить и описать следующим образом:
1. Возраст от рождения до 2-3 месяцев. Биологическое по содержанию, контактное общение, служащее средством удовлетворения органических потребностей ребенка. Основное средство общения - примитивная мимика и элементарная жестикуляция.
2. Возраст от 2-3 месяцев до 8-10 месяцев. Начальный этап познавательного общения, связанный с началом функционирования остальных органов чувств и появлением потребности в новых впечатлениях.
3. Возраст от 8-10 месяцев до 1,5 года. Возникновение координированного, вербально-невербального общения, обслуживающего когнитивные потребности. Переход к использованию языка как средства общения.
4. Возраст от 1,5 года до 3 лет. Появление делового и игрового общения, связанного с возникновением предметной деятельности и игры. Начальный этап разделения делового и личностного общения
5. Возраст от 3 до 6-7 лет. Становление произвольности в выборе и использовании разнообразных естественных, данных от природы или благоприобретенных средств общения. Развитие сюжетно-ролевого общения, порождаемого включением в сюжетно-ролевые игры.
С поступлением в школу получает ускорение интеллектуальный и личностный рост ребенка. Углубляется и становится более разнообразным содержание общения, дифференцируются его цели, совершенствуются средства. Происходит вербализация и интеллектуализация общения, четко различаются и относительно независимо друг от друга развиваются деловое и личностное общение.
По мере развития речи появляется возможность разнообразить содержание передаваемой и воспринимаемой в процессе общения информации, а при прогрессе на учения - пользоваться различными средствами общения.

В результате обогащается инструментальная сторона общения.
Дальнейшее развитие общения можно представить как постепенное накопление человеком культуры общения на основе рефлексии, обратной связи и саморегуляции. Психологически высокоразвитый человек отличается от менее развитого не только выраженной потребностью в общении с разнообразными людьми, но также богатым содержанием, множественностью целей и широким выбором средств общения.

Этапы деятельности

1.Постановка задачи (цели). Этот этап может быть осложнён, если в процессе постановки цели человек должен осуществить выбор между несколькими мотивами

2. Планирование работы. На этом этапе выбираются оптимальные операции и средства, способствующие достижению цели

3. Выполнение деятельности. Здесь используются найденные ранее оптимальные средства и операции
4. Проверка результата и исправление ошибок. Также на этом этапе подводятся итоги и делаются выводы.

Ещё можно выделить в качестве этапов  процесс вовлечения в деятельность, процесс целеполагания, процесс проектирования действий и процесс анализа результатов действий и сравнение их с поставленными целями. 


Вывод:Человек начинает развиваться с самого рождения. Маленький ребенок еще в детстве наблюдает, как общаются родители. Общение - это важная часть развития личности. Мы получаем интересующие нас сведения путем общения. Деятельность играет также важную роль в развитии личности, так как человек - существо деятельное. Люди учатся, работают, именно там появляются задатки их личностных характеристик. Включившись в систему общественных отношений и изменяясь в процессе своей деятельности, человек приобретает личностные качества. Развитие личности продолжается на протяжении всей жизни, нельзя дать точного ответа, когда же этот процесс завершится. Именно общаясь, работая, можно сформироваться как личность.

Развитие личности - это, прежде всего, ее социальное развитие. Личностью человек может стать тогда, когда начнет совершенствовать социальный фактор деятельности. Фундаментом личности выступают общественные отношения. Процесс развития личности всегда останется неповторимым. У каждого человека он протекает по-разному, это зависит от условий, от социальной среды, которая окружает человека. социализация личность общение деятельность Когда человек, осознав себя как личность, определив свое место в обществе, человека можно назвать индивидуальностью.

Таким образом, деятельностный подход к развитию личности позволяет сделать предметом внимания различные тенденции развития личности. Но выделение деятельности в качестве единственного основания и источника развития человеческой субъективности не правомерно, так как это становление вообще не может идти по какому-либо одному основанию, будь то сознание, общение или деятельность - в их разделенности.















Список литературы

1.Бодалев А.А. Личность и общение: Избр. труды. – М., 1983.

2 .Коростылева Л.А. Монография. Психология самореализации личности. - СПб. 2005. - 222 с.

3. Лютова С.Н. Социальная психология личности. - М. 2002. - 179 с.

4. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб. 2000. - 497 с.
5. Мотков О.И. Как устроена личность. - М.2005. - 63 с.































Рецензия на ВСР

ОП.01. Педагогика

студента отделения заочного обучения

1 курса 10 з/ш группы

Карпаева Аманкуса Шайдулловича


© 2025, 127 0