СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

20 Тем по педагогике(7 работа)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«20 Тем по педагогике(7 работа)»


Министерство образования и науки Астраханской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Астраханской области

«Астраханский социально-педагогический колледж»








Внеаудиторная самостоятельная работа №7

по учебной дисциплине «Педагогика»

по теме: «Обзор технологий инклюзивного образования: А.Г. Ривин, И.Унт. А.С. Границкая, В.Д. Шадриков.»










Выполнил:

студент 1курса, группы З/Ш,

ППССЗ по специальности

44.02.02Преподавание в начальных классах

_________Карпаев А.Ш.



Проверил:

преподаватель

_________Темирханова Э. А.




















Астрахань 2025

Обзор технологий инклюзивного образования: А.Г. Ривин, И.Унт. А.С. Границкая, В.Д. Шадриков.


План:

Введение

1.Особенности организации интегрированного и инклюзивного образования.

2.Обзор технологий инклюзивного образования: А.Г. Ривин.

3.Обзор технологий инклюзивного образования: И.Унт.

4.Обзор технологий инклюзивного образования: А.С. Границкая.

5.Обзор технологий инклюзивного образования: В.Д. Шадриков.

Заключение.

Список литературы.


Введение

Технология индивидуализированного обучения  это такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.

 Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Технологии индивидуализации обучения представляют динамические системы, охватывающие все звенья учебного процесса: цели, содержание, методы и средства.

Основные цели индивидуализированного обучения:

- сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей (способностей);

- содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся;

- формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика;

- улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов;

- формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества.

Современной отечественной педагогической практике и теории наиболее яркими примерами технологий внутриклассной индивидуализации обучения являются:

- применение методики взаимообучения А. Г. Ривина

– технология индивидуализированного обучения Инге Унт;

– адаптивная система обучения А.С. Границкой;

– обучение на основе индивидуально-ориентированного учебного плана В.Д. Шадрикова.


1.Особенности организации интегрированного и инклюзивного образования.

Особенности организации интегрированного образования:

Школьник учится в обычном общеобразовательном классе и старается освоить школьную программу. В этом ему помогают педагоги: проводят персональное обучение, организуют дополнительные занятия, поддерживают на разных этапах подготовки.  При такой модели ребёнок с особенностями развития включается в общую систему обучения и старается её догнать.

Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, — в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку. Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.

Инклюзия - глубокое погружение ребёнка в адаптированную образовательную среду и оказание ему поддерживающих услуг.
Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института. Благодаря этому школа превращается в такое образовательное пространство, которое стимулирует и поддерживает не только учеников, но и собственных сотрудников. Сообщество, которое поддерживает и высоко ценит достижения каждого члена. Такое образование базируется на восьми принципах:

1.Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2.Каждый человек способен чувствовать и думать.

3.Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4.Все люди нуждаются друг в друге.

5.Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6.Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7.Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8.Разнообразие активизирует все стороны жизни человека.
Инклюзивные школы открыты для всех - для каждого ребенка и подростка. Инклюзивные школы приспосабливаются ко всем детям, вне зависимости от их психологических, умственных, социальных, эмоциональных, языковых или любых других особенностей. В них могут обучаться дети с инвалидностью и особыми дарованиями; дети, принадлежащие к языковому, этническому или культурному меньшинству; дети из необеспеченных регионов и ущемленных в правах социальных групп.
Обучение детей в таких учреждениях должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка. Поэтому основным отличием интегрированного образования от инклюзивного является то, что интегрированное образование подразумевает обеспечение доступности обычной образовательной программы внутри школьных стен для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, прежде всего - с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а инклюзивное обучение и образование - создание и поддержание условий для совместного обучения в классе обычных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья по разным образовательным программам, соответствующим их возможностям.

Особенности организации инклюзивного образования:

1.Для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) создают более подходящие условия: оборудуют классы, используют специальные дидактические материалы и обозначения. 

2.Ребенка сопровождает тьютор, который помогает с обучением. 

3.Меру различий между детьми и необходимость особых условий и персонального сопровождения определяет комиссия медиков и психологов.  4.Школьник с ОВЗ чаще всего учится по особой программе, которая отличается от массовой. Учебные планы для таких детей составляют персонально. 

Интегрированное обучение - это обучение (воспитание) в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья (дети с задержкой психического развития, с тяжелыми формами нарушения речи, дети-инвалиды и т.д) и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья специальных условий обучения/воспитания и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений в классе. Один из основных аспектов интеграции в образовании - правильно организованные условия обучения для конкретного ребенка. В условиях интеграции ребенок должен быть готов осваивать программу, предназначенную для здоровых сверстников, в этом случае можно говорить и о готовности к данному процессу как самого ребенка, так и его окружения, то есть о внешних и внутренних условиях интеграции. К внешним условиям, которые обеспечивают эффективную интеграцию детей с особыми образовательными потребностями, относятся:

-раннее выявление нарушений (на первом году жизни) и проведение уже с первых месяцев жизни коррекционной работы;

-стремление и готовность родителей помогать ребёнку в процессе обучения, желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми;

-наличие в учреждении возможностей оказывать интегрированному ребенку квалифицированную помощь;

-создание условий для реализации вариативных моделей интегрированного обучения.

К внутренним условиям или показателям, способствующим эффективной интеграции, относятся:

1. Уровень психического и речевого развития, соответствующий возрастной норме или близкий к ней;

2.Возможность овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные для нормально развивающихся детей сроки.

2.Обзор технологий инклюзивного образования: А.Г. Ривин.

В далеком 1911 г. педагог-новатор Александр Григорьевич Ривин задумался над проблемой несоответствия методики преподавания и уровня базовых знаний учеников в рамках одного класса. Чем выше уровень индивидуального развития ребенка, тем быстрее он усваивает материал и активнее взаимодействует с учителем и одноклассниками. Чем ниже этот уровень, тем больше ребенок “закрывается”, и тем хуже становится его успеваемость.

В 1918 г. Ривин собрал группу из 30 детей от 10 до 16 лет: одна часть учеников не умела читать и писать, другая – могла свободно дискутировать на разные темы. Чтобы максимально вовлечь всех детей в образовательный процесс, Александр Григорьевич подавал материал таким образом, что ученики не могли усвоить его в одиночку. Им необходимо было взаимодействовать друг с другом в периодически меняющихся парах и группах. В процессе изучения темы ученики обменивались между собой знаниями и идеями. Такое взаимообучение позволило им лучше понять и усвоить материал. За 10 месяцев занятий ребята достигли большего прогресса, чем за 3-4 года обучения в обычных школах. Дети, которые не умели читать и писать, стали выступать с докладами о творчестве Пушкина, Толстого и Гоголя, рассуждать на философские и исторические темы, научились быстро считать и решать задачи.

Ривин организовал процесс взаимообучения следующим образом:

1.Каждый студент получил индивидуальный текст для изучения.

2.Ученики разбились на пары и самостоятельно решили, какой текст в паре будут разбирать первым.

3.Первый студент читал вслух первый абзац своего текста, второй – слушал и отслеживал продвижение по тексту. После они обсуждали прочитанное между собой: уточняли термины, формулировали главную мысль и давали название абзацу. Первый студент фиксировал итоги обсуждения в своей тетради.

4.Второй студент зачитывал свой абзац, а первый – слушал и отслеживал продвижение по тексту. После они снова обсудили прочитанное, уточнили термины, сформулировали главную мысль и название абзаца. Итоги обсуждения второй студент зафиксировал в своей тетради.

5.После того, как первый абзац каждого текста в каждой двойке учеников был полностью разобран, студенты поменялись парами.

6.Внутри новообразовавшейся пары ученики решили, чей текст они будут обсуждать сначала. 7.Первый студент своими словами рассказал новому напарнику содержание своего первого абзаца. После обсуждения второй студент рассказал о своем первом абзаце.

8.Ученики в каждой паре перешли ко второму абзацу своих текстов. Обработали их аналогичным образом и поменялись напарниками.

9.Процесс повторялся до тех пор, пока все абзацы каждого текста не были полностью разобраны.

10.Для закрепления материала и систематизации полученных знаний ученики пересказывали полностью разобранные тексты учителю.

Методика Ривина известна во всем мире и успешно применяется в различных учебных заведениях. Благодаря ей в классах создается благоприятная и мотивирующая атмосфера. Студенты на занятиях ведут продуктивные дискуссии, вежливо и аргументировано доказывают свою точку зрения. Метод Ривина учит слушать и слышать друг друга, помогает искать компромиссы. Дополнительными плюсы методики: увеличение словарного запаса и приобретение навыка беглого чтения, что особенно актуально для детей младшего школьного возраста.

Применение методики взаимообучения А. Г. Ривина – эффективный способ повышения качества образования в классе.

Методика Ривина – эффективный инструмент взаимообучения.

3.Обзор технологий инклюзивного образования: И.Унт

Технология Индивидуализации Образования - такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.

Индивидуальный подход как принцип осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию обучения можно также считать «проникающей технологией». Однако технологии, ставящие во главу индивидуализацию, делающие ее основным средством достижения целей обучения, можно рассматривать отдельно, как самостоятельную систему, обладающую всеми качествами и признаками целостной педагогической технологии.

Анализ соответствующей литературы показывает, что более точное содержание этого понятия в каждом конкретном случае зависит от того, какие цели и средства имеются в виду, когда говорят об индивидуализации. При использовании этого понятия встречаются большие различия как в разных странах, у разных авторов, так и в повседневной школьной практике.

Наибольшее затруднение при определении этого понятия вызывает то обстоятельство, что смешиваются два таких понятия, как «индивидуализация» и «дифференциация». Предпочтение того или иного слова в педагогике — это по большей части вопрос традиции или договоренности.

В «Педагогической энциклопедии» индивидуализация определяется как «организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению». Индивидуализация здесь вовсе не предполагает обязательного учета особенностей каждого учащегося, чаще всего исследователи ограничиваются учетом групп учащихся, сходных по какому-либо комплексу качеств .

Унт Инге Эриховна - доктор педагогических наук, профессор НИИ педагогики Эстонии, автор широко распространенной системы индивидуализации учебных заданий.

Процесс индивидуализации Унт рассматривает очень разносторонне. Она выделила следующие цели индивидуализации в обучении (образовательные, воспитательные, развивающие):

- совершенствование знаний, умений, навыков учащихся;

- формирование и развитие психических процессов, креативности, учебных умений;

- улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов;

- сохранение и развитие индивидуальности ребенка;

Унт считает, что на практике, речь всегда идет не об абсолютной, полной, а об относительной индивидуализации. В реальной школьной практике индивидуализация всегда относительна по следующим причинам:

1) индивидуальные особенности не каждого отдельного учащегося, а группы учащихся, обладающих примерно сходными особенностями;

2) учитывая лишь известные особенности или их комплексы и именно такие, которые важны с точки зрения учения (например, умственные способности), наряду с этим может выступать ряд особенностей, учет которых в конкретной форме индивидуализации невозможен или даже не так уж необходим (например, различные свойства характера или темперамента);

3) иногда происходит учет некоторых свойств или состояний лишь в том случае, если это важно для данного ученика (талантливость, свойство здоровья);

4) индивидуализация реализуется не во всем объеме учебной деятельности, а эпизодически, либо в каком-то виде учебной работы и интегрирована с не индивидуализированной работой.

По мнению Унт, в современных условиях образования, главной формой индивидуализации обучения является самостоятельная работа учащегося в школе и дома.

Особенность методики Инги Эриховны заключается в использовании индивидуальных учебных заданий для самостоятельной работы, рабочие тетради на печатной основе, руководства к индивидуализированной самостоятельной работе.

Унт классифицирует существующие варианты индивидуализации, деля их на три основные группы:

- дифференциация обучения (группировка учащихся на основе их отдельных особенностей; таким образом создаются гомогенные группы, классы);

- внутриклассная (внутригрупповая) индивидуализация учебной работы;

- прохождение учебного курса в индивидуально различном темпе.

Главное достоинство индивидуального обучения – оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, «вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика. Все это позволяет ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время, что, естественно, позволяет достигать высоких результатов обученности. Индивидуальное обучение в таком «чистом виде» применяется в массовой школе ограниченно (для занятий с девиантными детьми).

 Основные положения теории индивидуализации.

Индивидуальное обучение - форма, модель организации учебного процесса, при которой:

1) учитель взаимодействует лишь с одним учеником;

2) один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения .

Индивидуальный подход - это:

1)принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности;

2) ориентация на индивидуальные особенности ребенка в общении с ним;

3) учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения;

4) создание психолого-педагогических условий не только для развития всех учащихся, но и для развития каждого ребенка в отдельности.

Индивидуализация обучения - это:

1)организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся;

2)различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.

Технологии индивидуализации обучения представляют динамические системы, охватывающие все звенья учебного процесса: цели, содержание, методы и средства.

Основные цели индивидуализированного обучения:

• сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей (способностей);

• содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся;

• формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика;

• улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов;

• формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества.

Общие принципы индивидуализации обучения:

• индивидуализация есть стратегия процесса обучения;

• индивидуализация является необходимым фактором формирования индивидуальности;

• использование индивидуализированного обучения по всем изучаемым предметам;

• интеграция индивидуальной работы с другими формами учебной деятельности;

• учение в индивидуальном темпе, стиле;

• предпосылкой индивидуализации обучения является изучение особенностей школьников, которые в первую очередь следует учитывать при индивидуализации учебной работы: обучаемость, учебные умения, обученность, познавательные интересы.

Общие особенности технологий индивидуализации

• Учет факторов, которые обусловливают неуспеваемость школьников (пробелы в знаниях, дефекты в мышлении, в навыках учебной работы, пониженная работоспособность и др.).

• Способы преодоления индивидуальных недостатков в знаниях, умениях и навыках, в процессе мышления.

• Учет и преодоление недостатков семейного воспитания, а также неразвитости мотивации, слабости воли.

• Оптимизация учебного процесса применительно к способным и одаренным учащимся.

• Предоставление свободы выбора ряда элементов процесса обучения.

• Формирование общеучебных умений и навыков.

• Формирование адекватной самооценки учащихся.

• Использование технических средств обучения, включая ЭВМ.


4.Обзор технологий инклюзивного образования: А.С. Границкая.

Адаптивная система обучения А.С.Границкой помогает учителю так организовать урок, чтобы учесть особенности детей.

Адаптивная система обучения - как средство повышения эффективности и качества образования в начальной школе для учащихся с разными образовательными возможностями. Система отличается от традиционного тем, что роль учителя на таком уроке совершенно другая. Задачи данной технологии – обучить самостоятельной работе и самоконтролю, сформировать учения самостоятельно добывать знания, адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Сущность технологии заключается в том, что на уроке учитель:

- управляет самостоятельной работой всех учащихся;

- работает с каждым учеником индивидуально

;- вовлекает по возможности всех учеников в индивидуальную работу;

- учитывает индивидуальные особенностей каждого из учеников посредством дифференциации учебных заданий и времени на их выполнение; например: более способные самостоятельно выполняют более сложные задания, или приступают к выполнению задания раньше (когда с остальными учитель ещё отрабатывает способ выполнения) или выполняют его быстрее.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года в общеобразовательной школе могут обучаться дети с разными образовательными возможностями. Любой родитель хочет, чтобы учителя нашли к его ребёнку индивидуальный подход, помогли не просто усвоить знания, но и раскрыть заложенный в нём потенциал личностного и творческого развития. Индивидуальный подход в индивидуальной работе с учеником или в работе в небольшой группой учащихся – это ясно и достаточно просто. Но как реализовать индивидуальный подход для учащихся с разными возможностями на уроке, работая с целым классом?

Решить эту проблему поможет технология адаптивного обучения. Адаптивная система обучения (АСО) разработана и внедрена в учебный процесс А.С. Границкой. В этой педагогической технологии главное место занимает ученик, его характер, его способности к усвоению и понимаю материала. А сама технология придаёт учебному процессу адаптивность – способность приспосабливаться к особенностям каждого ученика.

Создание технологии адаптивного обучения было вызвано рядом недостатков традиционной организации учебного процесса:

- при опросе учащегося остальные ученики молчат и чаще всего не слушают отвечающего;

- при проверке тетрадей учитель тратит много сил и времени на анализ ошибок, а учеников чаще всего интересуют не ошибки, а только оценка;

- когда учитель объясняет материал классу, многие его не слушают, отвлекаются или только «изображают внимание»;

- у учителя нет возможности адаптироваться к индивидуальным особенностям ученика;

- редко проводятся самостоятельные работы;

- ученики почти не работают индивидуально;

- не все выполняют домашнее задание, что затрудняет дальнейшее проведение урока.

Главная причина перечисленных недостатков кроется в том, что при традиционном обучении учитель ведёт активную работу, а ученику отводится пассивная роль: усваивать и запоминать, чтобы потом только верно повторить за учителем готовые теоретические знания и способы действий. Иначе говоря, пассивность ученика изначально заложена в структуру традиционного обучения, ведь успешность работы учителя и успеваемость ученика определяется точностью воспроизведения учеником полученной им от учителя информации. Учитель работает очень много и не очень эффективно именно потому, что он выполняет работу «за двоих»: за себя и за ребёнка. Ребёнок же очень часто оказывается не включённым в учебную деятельность, а усваивать новое, всегда сложней, если не участвуешь в процессе. В результате получается парадокс: с одной стороны, высокая активность учителя «заполняет всё пространство урока», почти не оставляя место для проявления учеником собственной активности, с другой – как бы активен ни был учитель, он не сможет обеспечить хорошее усвоение учебного материала при пассивности ученика.  Урок, организованный по технологии АСО коренным образом отличается от традиционного тем, что роль учителя на таком уроке совершенно другая. Задачи данной технологии – обучить самостоятельной работе и самоконтролю, сформировать учения самостоятельно добывать знания, адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников.

Сущность технологии заключается в том, что на уроке учитель:

- управляет самостоятельной работой всех учащихся;

- работает с каждым учеником индивидуально;

- вовлекает по возможности всех учеников в индивидуальную работу;

- учитывает индивидуальные особенностей каждого из учеников посредством дифференциации учебных заданий и времени на их выполнение; например: более способные самостоятельно выполняют более сложные задания, или приступают к выполнению задания раньше (когда с остальными учитель ещё отрабатывает способ выполнения) или выполняют его быстрее. При этом на каждом уроке осуществляется взаимодействие между следующими субъектами: ученик – ученик, ученик – учитель, учитель – коллектив учащихся, ученик – коллектив учащихся. Реализуя АСО, учитель работает в двух направлениях: 1) обучает весь коллектив, объясняет им материал, показывает, играет с ними и т.д.; 2) работает в персональном порядке с каждым из учеников, это выражается в самостоятельных работах, самоконтроле и взаимоконтроле учеников и т.д.

Первое направление реализуется стандартными способами: учитель объясняет материал ученикам, организует усвоение новых знаний и умений, при необходимости поясняя, помогая в усвоении материала отдельным ученикам.

Второе направление является нестандартным, полностью основанным на индивидуальном подходе. Так все ученики развиваются неравномерно, соответственно они и усваивают материал по-разному: кто-то быстрее, а кто-то отстаёт от них. Именно для этого и нужна персональная работа с каждым учеником в отдельности, самостоятельная работа, самоконтроль и работа в группах или малых группах (микрогруппах).

В уроке, построенном по технологии АСО, можно выделить следующие ключевые этапы:

1. Объяснение материала. Учитель объясняет материал не больше 10 минут, и затем дает задание, которое ученики выполняют в классе, а учитель тем временем проверяет домашнее задание, подготовленное учениками к этому уроку. Благодаря этому больше половины урока учащиеся работают самостоятельно, а учитель контролирует их работу.

2. Взаимоконтроль учащихся. Например, ученики обмениваются тетрадями или слушают и оценивают ответы друг друга. На этом этапе эффективно экономится время (проверяя работу товарища, ученик и сам совершенствуется в учебном материале) и обеспечивается хорошее качество проверки (учитель может в любой момент оказать помощь при затруднении, «перепроверить» письменные работу, оценивая не только саму работу, но качество её проверки другим учеником).

3. Самостоятельная работа учащихся (чтение, решение задачи, самостоятельный поиск знаний и т.д.). Важная особенность этапа – наличие возможности решать задачи, начиная с легких и продвигаясь к более сложным. На рисунке представлен пример структуры урока по технологии АСО (С.А. Мицкевич).

Организация урока в АСО вскрывает дополнительные значительные резервы для учащихся с разными образовательными возможностями, это:

- переход от выдачи одинаковых заданий для всех учащихся класса к заданиям адаптациий, т.е. разноуровневым заданиям;

- повышение роли взаимоконтроля и самоконтроля в процессе выполнения самостоятельной работы. Работа в парах (статической, динамической и вариационной) позволяет надежно организовать взаимоконтроль на основе разделения общего задания на части для взаимоконтроля в динамической паре;

- наряду с работой в микрогруппах по 4 человека возможно использование так называемой большой динамической пары, когда каждый ученик класса получает отдельно задание что – то объяснить всем учащимся класса или что-то проверить у всех. Это могут быть и задачи повышенного уровня сложности, которые прорешает со всеми более сильный ученик, и отдельные практические задания, и некоторые разделы теории. Главное внимание должно быть уделено разъяснению характера этой работы как коллективной совместной деятельности. Работа в большой динамической паре продолжается в течение нескольких уроков, пока каждый не поработает с каждым.

Для большинства предметов достаточно удобным и эффективным является комбинированный урок в АСО, включающий в качестве составной частей объяснения, инструктирования и совмещения индивидуальной и самостоятельной работы учащихся.
АСО предоставляет учителю возможность работать индивидуально с каждым учащимся на фоне самостоятельно работающего класса. Роль учителя состоит не только в подготовке заданий и организации коллективной и индивидуальной особенной работы, главное включиться в нее, стать полноправным членом ученического коллектива. Как и все учащиеся, учитель меняет партнеров, консультирует, оказывает помощь всем, нуждающимся в ней, используя свой высокий уровень компетентности.
Основной задачей в АСО и при индивидуальной работе остается овладение приемами самостоятельной работы, поиску знаний, решению проблемных задач, творческой деятельности.

Часть времени индивидуальной работы учителя уделяется управлению, которое осуществляется в процессе обхода всех учащихся, когда каждому уделяется примерно одинаковое время. В процессе обхода осуществляется настрой учащихся на плодотворное продолжение самостоятельной работы, дать ответ, подбодрить, похвалить, в это время учитель не выставляет ни каких отметок, не высказывает даже словесных оценок, только мажорный тон, только добро, только забота. Обойдя всех и убедившись, что все работают, педагог переходит к выключенному контролю, в ходе которого учитель определяет степень самостоятельности учащихся, смотрит, как они осуществляют взаимоконтроль, как помогают товарищу, не проявляют ли излишней строгости. Все это и многое другое может стать объектом оценки за самостоятельную работу. Продолжая обход, учитель останавливается рядом с работающей парой или группой. Учащимся неизвестно, кого он оценит. Возможно, всех, а может быть, только одного. Так выставляется несколько оценок в журнал и в дневник учащихся.
Постепенно надобность в регулярном управлении и включенном контроле отпадает, так как учащиеся научатся сразу включаться в самостоятельную работу после указания учителя. В этом случае учитель после обучения всех переходит к индивидуальной работе в режиме «отключенный контроль», который предполагает, но не обязывает работу учителя с учеником не по материалам самостоятельной работы (для этого используется включенный контроль), а по специальным дифференцированным материалам для индивидуальной работы учителя с каждым в отдельности.

Дополнительными резервами повышения эффективности урока для учащихся с различными образовательными возможностями являются включение заданий на развитие основных познавательных способностей – памяти, внимания, мышления, а так же включения так называемых контрольных вопросов (КВ), позволяющих вести систематическую работу по формированию понятийного аппарата по предмету.

С помощью АСО деятельность ученика становится самостоятельной и активной, повышается «накопляемость» оценок, рационально расходуется время урока. В технологии адаптивного обучения осуществляется полный контроль всех результатов деятельности (фактически, работу контролируют три субъекта: учитель, сам ученик и его товарищи-одноклассники). Благодаря этой технологии ученик не только учится самостоятельно работать, у него повышается интерес к учебно-познавательной деятельности, что в целом стимулирует желание учиться.

 5.Обзор технологий инклюзивного образования: В.Д. Шадриков.

Шадриков Владимир Дмитриевич -  член РАО, доктор психологии, профессор, руководитель массового эксперимента по применению индивидуально-ориентированного образовательного процесса.

Гипотеза В.Д. Шадрикова: развитие способностей эффективно, если давать ребенку картину усложняющихся задач, мотивировать сам процесс учения, но оставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него сегодня возможен, доступен.

Обучение на основе индивидуального –ориентированного учебного плана : В.Д. Шадрикова

• Учебный план, программы и методические пособия для шести уровней, которые позволяют вести обучение в зависимости от способностей каждого ученика.

• Выбирая посильный уровень сложности по каждому предмету, ученики оказываются в классах с переменным составом. Не теряя в объеме и содержании предмета, вместе движутся в освоении учебной программы.

•Выбор уровня сложности достаточно подвижен и делается не «навсегда», а в соответствии с актуальным наличным состоянием способностей учащегося.



Вывод: Можно сказать о том, что роль инклюзивного образования повышается и в настоящее время целью образовательных организаций является создание «безбарьерной» образовательной среды, модернизация упорядоченной системы действий, выполнение которых приводит к гарантированному достижению педагогических целей.

Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; за его продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика. Все это позволяет ребенку работать экономно в оптимальное для себя время, постоянно контролировать затраты своих сил, что, естественно, позволяет достигать высоких результатов обученности.















Список литературы:

1.Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы: Материалы международной конференции. 19–20 июня 2008 года. — СПб.: Издво РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — 215 с.

2. Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: Материалы международной научно-практической конференции (20—22 июня 2011, Москва) / Моск. гор. психол-пед. ун-т; Редкол.: С. В. Алехина и др. – М.: МГППУ, 2011. – 244 с.

3.Педагогика и психология инклюзивного образования: учеб. пособие / Д.З. Ахметова, З.Г. Нигматов, Т.А. Челнокова, Г.В. Юсупова и др. – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. – 255 с.

4.  Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика. 1990

5. http://kazan33.ru/_ld/12/1242_UYu.pdf?ysclid=m6v6hqbcu2640658429 ( Дата обращения 05.02.2025)


















Рецензия на ВСР

ОП.01. Педагогика

студента отделения заочного обучения

1 курса 10 з/ш группы

Карпаева Аманкуса Шайдулловича











© 2025, 61 0