Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Курский государственный университет»
Колледж коммерции, технологий и сервиса
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫпОЛНЕНИЯ практической РАБОТЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
География
Разработчик: М.В.Сотникова – преподаватель,
колледжа коммерции, технологий и сервиса
ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»
Курск 2016
Содержание
-
Пояснительная записка……………………………………………………3
-
Перечень практических работ…………………………………………….4
-
Указания по выполнению практических работ ………………………....5
-
Литература………………………………………………………………...18
Пояснительная записка
Данные методические указания предназначены для проведения практических занятий для студентов 1 курса СПО.
Практические работы предусмотрены рабочей программой дисциплины «География» в количестве 10 часов , для специальностей 38.02.04.Коммерция (по отраслям);
43.02.11.Гостиничный сервис;
38.02.01.Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям);
40.02.01 Право и организация социального обеспечения.
Практическая работа направлена на достижение следующих целей:
• освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях;
• овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;
• воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной среде;
• использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
• нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;
• понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.
закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в результате обучения, приобретение необходимых навыков работы с литературой и иллюстрациями.
Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии, выполнение которых способствует формированию географических умений в ходе их выполнения. Учитель имеет право выбирать характер практических работ для достижения планируемых результатов в соответствии с программой.
Перечень практических работ
№ п/п | Темы практических работ | кол-во ч асов |
1 | Составление географически карт и картосхем. | 1 |
2 | Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира | 2 |
3 | Определение географии основных отраслей и производств мирового хозяйства(промышленности мира, сельского хозяйства мира, транспорта мира) | 2 |
4 | Сравнительная характеристика Северной и Латинской Америки | 2 |
5 | Определение основных направлений и структуры внешних экономических связей России | 2 |
6 | Выявление и оценка важнейших событий международной жизни | 1 |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «Составление географических карт картосхем»
Цель : Развитие умений комплексного использования карт, учебника, справочных материалов с целью отбора и фиксации на контурной карте необходимых географических объектов.
Оборудование : атлас, карта, учебник, справочник по географии, рабочая тетрадь.
Задания :
-
На основе имеющихся источников знаний (карт, учебника, статистических данных и др. источников информации) выписать в тетрадь в определенной последовательности по 5-10 примеров стран наиболее и наименее богатых полезными ископаемыми; наиболее и наименее развитые государства; стран, крупнейших производителей промышленности мира.
-
С помощью карты атласа объяснить причины данных фактов.
-
На контурной карте с помощью различной окраски отметить страны с высоким уровнем развития, с низким уровнем развития, наиболее и наименее богатые полезными ископаемыми, страны, крупнейшие производители отраслей промышленности.
-
С помощью полученных знаний, на контурной карте показать стрелками страны -экспортеры продукции отраслей промышленности, которые были рассмотрены на данном занятии.
Практическая работа
«Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира»
Задание 1. С помощью текста учебника (В.П.Максаковский 10 класс, 2014г.) и проанализировав рис.4 выпишите в тетрадь и обозначьте на контурной карте по 5 примеров многоземельных и малоземельных стран
Задание 2. Используя рис.5 учебника, сравните обеспеченность крупных регионов мира ресурсами речного стока. Выпишите в тетрадь и обозначьте на контурной карте по 5 примеров стран наиболее и наименее обеспеченных ресурсами речного стока
Задание 3. Проанализировав карту минеральных ресурсов Мирового океана в атласе, нанесите на контурную карту крупнейшие месторождения полезных ископаемых континентального шельфа и глубоководного ложа
Задание 4. Проанализируйте рис.6. С помощью этого рисунка и основного текста учебника охарактеризуйте два главных лесных пояса планеты. Дайте оценку обеспеченности отдельных стран, выделив страны, очень богатые и очень бедные лесными ресурсами. ( Результаты запишите в тетрадь)
Работа по вариантам:
Вариант 1. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья в годах.
Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья.
Страна | Запасы ( млрд. тонн ) | Добыча ( млн. тонн ) | Ресурсообеспеченность ( в годах ) |
нефть | уголь | железные руды | нефть | уголь | железные руды | нефть | уголь | железные руды |
Весь мир | 139,7 | 1725 | 394 | 3541 | 4700 | 906 | | | |
Россия | 6,7 | 200 | 71,0 | 304 | 281 | 107 | | | |
Германия | 0,2 | 111 | 2,9 | 12 | 249 | 0 | | | |
Китай | 3,9 | 272 | 40,0 | 160 | 1341 | 170 | | | |
Саудовская Аравия | 35,5 | 0 | 0 | 404 | 0 | 0 | | | |
Индия | 0,6 | 29 | 19,3 | 36 | 282 | 60 | | | |
США | 3,0 | 445 | 25,4 | 402 | 937 | 58 | | | |
Канада | 0,7 | 50 | 25,3 | 126 | 73 | 42 | | | |
Бразилия | 0,7 | 12 | 49,3 | 61 | 29 | 162 | | | |
ЮАР | 0 | 130 | 9,4 | 0 | 206 | 33 | | | |
Австралия | 0,2 | 90 | 23,4 | 29 | 243 | 112 | | | |
-
Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицу, рассчитав ресурсообеспеченность в годах отдельных стран и регионов мира важнейшими видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле:
Р = З/Д, где
Р – ресурсообеспеченность (в годах), З – запасы, Д – добыча;
-
выявите отдельные страны и группы стран с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья;
-
сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов.
Вариант 2. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья на душу населения.
Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья.
Страна | Запасы ( млрд. тонн ) | Население (млн. человек) | Ресурсообеспеченность ( тонн на душу населения ) |
нефть | уголь | железные руды | нефть | уголь | железные руды |
Весь мир | 139,7 | 1725 | 394 | 6015 | | | |
Россия | 6,7 | 200 | 71,0 | 145 | | | |
Германия | 0,2 | 111 | 2,9 | 82 | | | |
Китай | 3,9 | 272 | 40,0 | 1275 | | | |
Саудовская Аравия | 35,5 | 0 | 0 | 20 | | | |
Индия | 0,6 | 29 | 19,3 | 1015 | | | |
США | 3,0 | 445 | 25,4 | 280 | | | |
Канада | 0,7 | 50 | 25,3 | 31 | | | |
Бразилия | 0,7 | 12 | 49,3 | 173 | | | |
ЮАР | 0 | 130 | 9,4 | 42 | | | |
Австралия | 0,2 | 90 | 23,4 | 19 | | | |
-
Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицу, рассчитайте ресурсообеспеченность на душу населения стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле:
Р = З/Н, где
Р – ресурсообеспеченность в годах, З – запасы, Н – численность населения страны.
-
Выявите отдельные страны и группы стран с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья.
-
Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов.
Практическая работа «Определение географии промышленности мира»
Цель: Ознакомиться с особенностями промышленности мира, сформировать представление об экспорте и импорте продукции промышленности. Развитие умения комплексно использовать карту и учебник, с целью отбора и фиксации на контурной карте промышленных районов и стран с высоким уровнем развития отраслей промышленности.
Оборудование: Атлас, учебник, рабочая тетрадь с контурными картами, Карта промышленность мира, цветные карандаши.
Ход занятия
В О П Р О С Ы Д Л Я О П Р ОС А
-
Каковы особенности промышленности мира
-
Что относится к отраслям промышленности
-
Какие из уже известных хорошо развиты в нашей стране
-
Назовите основные районы распространения отраслей промышленности мира
-
Почему по уровню развития электроэнергетики, машиностроения и химии можно судить об общем уровне развития страны.
Р А Б О Т А С К О Н Т У Р Н Ы М И К А Р Т А М И
-
Нанесите на контурную карту наиболее крупные месторождения каменного и бурого угля, нефти и природного газа. Стрелками покажите основные направления экспорта нефти, газа, угля.
-
Покажите, где расположены наиболее крупные ГЭС, ТЭС, АЭС.
-
Обозначьте реки на которых расположено несколько ГЭС.
-
Отметьте наиболее крупные месторождения железной руды, легких и тяжелых цветных металлов.
-
Штриховкой обозначьте страны, экспортирующие сталь и стальной прокат.
-
Обозначьте страны, самые богатые по запасам и лидирующие по добыче серебра, золота, платины.
-
Отметьте страны мира, лидирующие в производстве металлорежущих станков, тракторов, легковых автомобилей, телевизоров и других товаров.
-
Обозначьте страны с высоким уровнем развития химической промышленности. Покажите основные центры мировой химической промышленности.
Практическая работа «Определение географии сельского хозяйства мира»
Цель: Ознакомиться с особенностями сельского хозяйства мира, районах размещения отраслей сельского хозяйства(растениеводства, животноводства, рыболовства), сформировать представление об экспорте и импорте продукции сельского хозяйства. Развитие умения комплексно использовать карту и учебник, с целью отбора и фиксации на контурной карте сельскохозяйственных районов и стран с высоким уровнем развития отраслей сельского хозяйства.
Оборудование: Атлас, учебник, рабочая тетрадь с контурными картами, Карта сельского хозяйства мира, цветные карандаши.
Ход занятия
В О П Р О С Ы Д Л Я О П Р ОС А
1.Каковы особенности сельского хозяйства мира
2.Что относится к отраслям сельского хозяйства мира
3.Какие из уже известных хорошо развиты в нашей стране
4.Назовите основные районы распространения сельского хозяйства мира .
Р А Б О Т А С К О Н Т У Р Н Ы М И К А Р Т А М И
1.Штриховкой обозначьте основные районы выращивания пшеницы, риса, кукурузы.
2.Обозначьте районы выращивания сахарного тростника и сахарной свеклы.
3.Подпишите страны , выделяющиеся по производству волокнистых культур и натурального каучука.
4. Обозначьте страны, лидирующие по поголовью крупного рогатого скота.
Практическая работа «Определение географии транспорта мира»
Цель: Ознакомиться с особенностями транспорта мира , районах размещения отраслей, сформировать представление об густоте дорог и протяженности, а также о морских путях мира . Развитие умения комплексно использовать карту и учебник, с целью отбора и фиксации на контурной карте транспортных районов и стран с высоким уровнем развития отраслей транспорта.
Оборудование: Атлас, учебник, рабочая тетрадь с контурными картами, Карта транспорта мира, цветные карандаши.
Ход занятия
В О П Р О С Ы Д Л Я О П Р ОС А
1.Каковы особенности транспорта мира
2.Что относится к отраслям транспорта мира
3.Какие из уже известных хорошо развиты в нашей стране
4.Назовите основные районы распространения автомобильного, железнодорожного, морского, трубопроводного транспорта мира .
Р А Б О Т А С К О Н Т У Р Н Ы М И К А Р Т А М И
1Обозначьте наиболее протяженные железнодорожные магистрали
2.Подпишите морские порты лидирующие по грузообороту.
3.Обозначьте наиболее важные морские каналы, объясните их значение для мирового морского транспорта..
4.Отметьте наиболее крупные аэропорты мира.
5.Отметьте страны выделяющиеся по протяженности и качеству автомобильных дорог.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №12 «Сравнительная характеристика стран разного типа»
Цель: Развитие умений сравнивать отдельные страны, выделяя основные особенности природы, населения, хозяйства, отмечать черты сходства и различия, объяснять причины этого.
Оборудование: Политическая карта мира, Атлас, Учебник, Статистические данные, Справочный материал.
Ход занятия
-
Сравните две страны (по выбору студента) разного типа, выделите черты сходства и различия. Объясните причины. Работу можно выполнять в виде таблицы:
Показатели сравнения | Сравниваемые страны | Черты | Причины, определяющие черты сходства и отличия |
| | сходства | различия |
-
Вывод записать в тетрадь.
Практическая работа «Определение основных направлений и структуры внешних экономических связей России»
Цель: Установить внешние экономические связи нашего государства с другими государствами и экономическими интеграциями. Сформировать представление студентов о внешних экономических связях России и о ее месте в развитом экономическом мире.
Оборудование: Политическая карта мира, атлас, учебник, справочный материал, периодическая печать, контурная карта.
Ход занятия
-
Обобщить знания о внешних экономических отношениях России на основании пройденного материала.
-
Нанесите на контурную карту расположение крупнейших предприятий России.
-
Обозначьте виды продукции и сырья, ввозимые и вывозимые за пределы России.
-
Сделайте вывод об участии своей страны в международном географическом разделении труда.
-
Вывод запишите в тетрадь.
Практическая работа «Выявление и оценка важнейших событий международной жизни.»
Цель: Формировать умение находить применение географической информации, давать правильную оценку важнейшим социально-экономическим события международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в разных странах и регионах мира, тенденциям их возможного развития.
Ход работы
Применяя знания, полученные в ходе изучения курса географии, используя материалы СМИ и дополнительной литературы, дайте характеристику политических и экономических тенденций развития предложенных стран (на ваш выбор).
Вариант 1. Германия
Вариант 2. США
Вариант 3. Китай
Вариант 4. Северная Африка
Вариант 5. Израиль
План характеристики:
-
Регион, в котором находится страна, краткая характеристика её соседей, вывод об особенностях ЭГП и ПГП.
-
Уровень экономического развития страны, отрасли специализации, торговые связи с другими странами (регионами) мира.
-
Участие страны в международных экономических и политических организациях и блоках, её роль в этих блоках
-
Оценка влияния страны в мире, её роль на международной арене
-
Участие в международных конфликтах
-
Общая оценка экономической и политической ситуации в стране, прогноз перспектив развития и роли на международной арене.
Методические рекомендации для описания страны (региона)
Описание страны(региона) производится по плану.
План характеристики страны(региона)
-
Экономико-географическое положение
-
Природно-ресурсный потенциал
-
Характеристика населения
-
Характеристика отраслей мирового хозяйства: А)промышленность;
Б) сельское хозяйство;
В) транспорт
5. Достопримечательности страны(региона)
Р А Б О Т А С К О Н Т У Р Н Ы М И К А Р Т А М И
-
Наносятся границы страны (региона) Обозначается столица.
-
Показываются виды полезных ископаемых территории.
-
Обозначается плотность, размещение, языковые семьи, религиозный состав, показывается уровень урбанизации.
-
Отмечаются с помощью разных условных знаков отрасли мирового хозяйства.
Методические рекомендации для сравнительной характеристики двух и более стран (регионов)
Сравнительная характеристика сран (регионов) производится по плану характеристики страны(региона). Оформлять необходимо таблицей, развивая умение сравнивать, выделяя основные особенности природы, населения, хозяйства, объясняя причины отличия.
-
Сравните две страны (по выбору студента) разного типа, выделите черты сходства и различия. Объясните причины. Работу можно выполнять в виде таблицы:
Показатели сравнения | Сравниваемые страны | Черты | Причины, определяющие черты сходства и отличия |
| | сходства | различия |
-
Вывод записать в тетрадь.
Вопросы к зачету по географии:
-
Назовите основные формы правления и административно-территориального устройства
-
Что общего у следующих стран: США, ФРГ, Франция, Великобритания, Япония. Дайте понятие – развитое государство
-
Каковы основные показатели и признаки первого и второго типа воспроизводства населения
-
В чем особенности религиозного состава населения мира
-
Охарактеризуйте размещение и плотность населения нашей планеты
-
Уровни и темпы урбанизации
-
Особенности этнолингвистического состава населения мира
-
Какие из перечисленных ниже стран относятся к странам с наибольшей и наименьшей обеспеченностью пахотными землями: Австралия, Япония, ФРГ, Китай, Аргентина
-
Какие из перечисленных ниже стран относятся к странам с наибольшей и наименьшей обеспеченностью водными ресурсами: Канада, Бразилия, Конго, саудовская Аравия, Египет
-
Объясните основные закономерности размещения топливных и рудных ресурсов мира
-
Назовите моря и заливы, в акваториях которых сосредоточены главные шельфовые месторождения нефти и природного газа
-
Охарактеризуйте рекреационные ресурсы мира
-
Охарактеризуйте два лесных пояса
-
Дать определение понятий мировое хозяйство, международное географическое разделение труда, международные интеграции. Привести пример международных интеграций
-
Используя карту мирового транспорта сравните страны Европы, Азии, Африки, Америки, Австралии и Океании по показателю обеспеченности транспортной сетью.
-
Назовите основные центры распространения химической промышленности
-
Назовите основные центры распространения машиностроения
-
Назовите два пояса деревообрабатывающей промышленности. Покажите страны для которых деревообрабатывающая промышленность является важной отраслью международной специализации
-
Какие культуры растениеводства распространены в следующих странах: США, Канада, Австралия, Аргентина, Китай, Индия, Франция, Россия, Украина
-
Назовите ведущие отрасли животноводства. Покажите на карте территории их распространения
-
Назовите районы распространения сахараносных культур (сахарной свеклы и сахарного тростника)
-
Дать ЭГХ Зарубежной Европы
-
Дать ЭГХ Зарубежной Азии
-
Дать ЭГХ Латинской Америки
-
Дать ЭГХ Северной Америки
-
Дать ЭГХ Африки
-
Экономико- географическое положение США
-
Сравнительная характеристика ЭГП Китая, Японии, Индии
-
Сравнительная характеристика природно-ресурсного потенциала Китая, Японии, Индии
-
Сравнительная характеристика промышленности Китая, Японии, Индии
-
Дать ЭГХ любой страны Зарубежной Европы
-
В чем особенности ЭГП и природно-ресурсного потенциала государства ЮАР
Работа с картой:
1)Выберите правильный ответ и покажите на карте:
-
К числу наименее развитых стран Африки относятся: Алжир, Эфиопия, Чад, Нигер, Сомали, ЮАР
-
Самая крупная по населению страна Африки: Египет, Эфиопия, Нигерия, ЮАР
-
Недра стран Юго-Западной Азии богаты: нефтью, природным газом, железной рудой, ураном, рудами цветных металлов
-
Среди продуктов с/х Южной Азии выделяются: рис, бананы, финики, хлопок, шерсть
-
Франция граничит с : а)тремя странами б)пятью странами в) шестью странами
-
Ислам исповедуют большинство жителей: 1)Испании 2)Индии 3)Ирана 4) Пакистана 5) Индонезии 6)Алжира 7) Бразилии
-
Самая большая агломерация Зарубежной Европы: Лондонская, Парижская, Голландская
-
Больше всего нефти в Зарубежной Европе добывается в: Испании, Австрии, Норвегии, Великобритании, Румынии, Албании
9.Страны Латинской Америки входящие в ОПЕК: Бразилия, Уругвай, Мексика, Эквадор , Венесуэла
2)Можете ли вы:
-
Показать на карте следующие страны: Россия, Франция, Китай, Саудовская Аравия, Нигерия, Бразилия, Мексика, США, Канада
-
Дать определение терминов: федеративное государство, республика, суверенное государство
-
Показать на карте следующие страны: Великобритания, Испания, Швеция, Нидерланды, Индия, Египет, ЮАР, Мексика, Болгария
-
Объяснить основные закономерности размещения топливных и рудных ресурсов мира
-
Дать определение понятий: воспроизводство населения, урбанизация, экономически активное население
-
Указать, какие из приведенных ниже стран относятся к первому, а какие ко второму типу воспроизводства населения: Австрия, Индия, Иордания, Италия, Судан, Афганистан, Австралия, Бразилия
-
Показать на карте5 10 крупнейших городов мира
-
Расположить пять главных нефтедобывающих стран по величине добычи (по убывающей): 1)Китай, 2)Иран, 3) Россия, 4) США, 5) Саудовская Аравия
-
Привести по два примера стран с высоким, средним и низким уровнем развития машиностроительной промышленности
-
Назвать и показать страны, занимающие первое место в мире по поголовью крупного рогатого скота
-
Показать и назвать страны, которые имеют сухопутные границы: 1)только с ФРГ, 2) только с Испанией, 3) с ФРГ, Швейцарией, Италией, Словенией, Венгрией, Чехией, Словакией
-
Из приведенных ниже примеров исключить однонациональные страны: Бельгия, Испания, Норвегия, Португалия, ФРГ, Великобритания
-
Назвать четыре основные черты ЭГП США
-
Знаете ли вы план общей экономико-географической характеристики страны (региона)
-
Назвать первые пять стран по размерам территории
-
Объяснить неравномерное размещение населения нашей планеты
-
Дать понятие: унитарное государство, монархия, суверенное государство
-
Дать понятие: Валовой внутренний продукт. Привести пример страны с высоким уровнем ВВП.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира. 10кл. – М.: Просвещение, 2015.
Дополнительные источники:
Учебники
1.Баранчиков Е. В. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для образовательных учреждений нач. и сред. проф. образования. М. : Издательский центр «Академия», 2010.
2. Гладкий Ю. Н., Лавров С. Б. Глобальная география. 10-11 кл. – М.: Дрофа, 2010.
3. Кузнецов А. П. Экономическая и социальная география мира. Кн. для учащихся 10 кл. / Сост. А. П. Кузнецов. – М.: Просвещение, 2010.
4. Кузнецов А. П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл. – М.: Дрофа, 2010.
5. Петрова Н. Н. География. (современный мир) : учебник / Н. Н. Петрова. – 5-е изд., перераб и доп. – М. : ФОРУМ, 2010.
6. Максаковский В. П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику «Экономическая и социальная география мира». 10 кл. – М.: Дрофа, 2010.
7. Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум: учеб. пособие для учреждений нач. и сред. проф. образования/ О. А. Петрусюк, Е. В. Баранчиков. _ М. : Издательский центр «Академия», 2010.
Пособия
-
Атлас «Экономическая и социальная география 10 класс», Под ред. Полункина Н.Н. Изд-во «Геодезии и картографии », 2013 г.
-
Барабанов, В. В. ЕГЭ 2006 (2007, 2008). География. Типовые тестовые задания / В. В. Барабанов, Э. М. Амбарцумова, С. Е. Дюкова, О. В. Чичерина. _ М.: Издательство «Экзамен», 2006 (2007,2008)
-
Кузнецов А. П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл. Методическое пособие. – М.6 Дрофа, 2009.
-
Симагин Ю. А., Сиротин В. И. Экономическая и социальная география мира. Тестовые работы для проведения текущего контроля по географии. 10 кл. – М.: СпортАкадемПресс, 2010.
-
Сиротин В. И. Практические работы по географии и методика их выполнения. 6-10 кл. – М.: АРКТИ, 2010.
-
Сиротин В. И. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. География 10 кл.М.: Дрофа, 2015.
-
Программно-методические материалы. География. 10-11 кл. – М.6 дрофа, 2004.
-
Энциклопедия для детей. Т.13. Страны. Народы. Цивилизации. /Глав.ред.М.Д.Аксенова – М.:Аванта+ 2000.- 704 с.: ил.
Интернет-ресурсы
-
geo.1september.ru - газета "География"
-
georus.by.ru - "География России".
-
geo.historic.ru - географический on-line справочник "Страны мира". Сведения по всем странам мира.
-
geografia.ru - География.ру - клуб путешествий.
-
nature.worldstreasure.com - "Чудеса природы"
-
basni.narod.ru "Странник" - справочник стран мира. Краткая характеристика всех стран мира.
-
terrus.ru "Территориальное устройство России" - Справочник-каталог "Вся Россия" по экономическим районам.
-
http: //files.school-collection.edu.ru. Интернет-учебник «География мира».
18