СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

2022 ЕГЭ март Русский язык Вариант 13

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Задание 1 № 38852

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

 

1) В тексте чаще других используются слова, обозначающие качества, свойства предметов, их признаки (существительные, прилагательные, наречия), что служит основой текста-описания.

2) Сферой применения данного текста является сфера делопроизводства.

3) Для текста характерно стремление к синтаксической компрессии — к сжатию, увеличению объема информации при сокращении объема текста, поэтому часто встречаются словосочетания имен существительных, в которых в функции определения выступает родительный падеж имени (продуктами деятельности, концентрацией примесей).

4) Характерная черта научного стиля — высокая терминологичность (насыщенность терминами).

5) Чтобы эффективно воздействовать на читателя, на его воображение и чувства, автор текста использует эпитеты, сравнения, метафоры и другие образные средства, прибегает к помощи разговорных и даже просторечных слов и оборотов, фразеологических выражений, усиливающих эмоциональное воздействие речи.

 

Интенсификация деятельности человека в последнее столетие привела к значительному нарушению сложившегося в природе равновесия, в результате чего возникло множество проблем, связанных с защитой окружающей среды.

Среди […] серьезных проблем экологического плана наибольшее беспокойство вызывает нарастающее загрязнение воздушного бассейна Земли примесями, имеющими антропогенную природу. Атмосферный воздух является основной средой деятельности биосферы, в том числе человека. В период промышленной и научно-технической революции увеличился объем эмиссии в атмосферу газов и аэрозолей антропогенного происхождения. По ориентировочным данным ежегодно в атмосферу поступают сотни миллионов тонн оксидов серы, азота, галогенопроизводных и других соединений. Основными источниками атмосферных загрязнений являются энергетические установки, в которых используется минеральное топливо, предприятия черной и цветной металлургии, химической и нефтехимической промышленности, авиационный и автомобильный транспорт.

Попадая в атмосферу, многие загрязнения подвергаются химическим или фотохимическим превращениям с участием компонентов воздуха. Конечные продукты химических превращений удаляются из атмосферы с осадками или выпадают на поверхность Земли с аэрозолями. Попадая на поверхность биологических объектов, строительных конструкций и других предметов, загрязнения и продукты их превращения интенсифицируют физико-химические процессы разрушения органических веществ, металлов и неорганических материалов.

Ущерб, наносимый живой природе атмосферными загрязнениями и продуктам производственной деятельности человека, трудно оценить, но гибель лесов, загрязнение водных бассейнов, распространение аллергических заболеваний, нарушение биологического равновесия в экосистемах не в последнюю очередь связаны с высокими концентрациями агрессивных примесей в атмосфере.

 

По материалам https://bobych.ru/referat/

2. Задание 2 № 38853

Самостоятельно подберите наречие меры (степени), которое должно стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите это наречие.

 

3. Задание 3 № 38854

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

 

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в тексте. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

 

ПРЕДМЕТ

 

1) Всякое конкретное, материальное явление, воспринимаемое органами чувств и мышлением как нечто существующее особо. Одушевленный предмет. Неодушевленный предмет.

2) Тема, то, что служит содержанием мысли, речи, на что направлена познавательная или творческая деятельность. Предмет научного исследования. Предмет лекции.

3) Человек, внушающий другому любовь, влечение к себе. Предмет его воздыханий теперь оказался рядом с ней.

4) Круг знаний, образующий особую дисциплину преподавания. Он успевал по всем школьным предметам.

 

4. Задание 4 № 5998

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

 

занятА

кухОнный

исчЕрпать

вручИт

кулинАрия

5. Задание 5 № 572

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

Вдруг сильный толчок ВСТРЯХИВАЕТ машину... В кузове все валится на пол.

Густые заросли кустарника чередовались с ВЕЧНЫМИ дубовыми рощами и берёзовыми лесочками.

Среди ВЕЧНЫХ человеческих ценностей наиболее важной для него была честность.

Быстрым порывистым движением она ВСТРЯХНУЛА длинной косой с заплетёнными в неё яркими бантами.

ВОСПОМИНАНИЯ отца о его пребывании в экспедиции почему-то тревожили меня.

6. Задание 6 № 13659

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

 

 

Вам нужно выбрать одно из двух альтернативных решений.

7. Задание 7 № 345

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 

ШЕСТЬЮСТАМИ учебниками

ЕДЬ вперёд

спелых АБРИКОСОВ

ЖЁСТЧЕ дерева

новых ПОЛОТЕНЕЦ

8. Задание 8 № 10224

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

тип4

 

 

 

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

 

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Д) ошибка в построении сложного предложения

 

 

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

1) Антитеза, которая передаёт внутреннее состояние М. Ю. Лермонтова, часто встречается в его стихах и прозе.

2) В картине художника Богатова «Соседки» обращает на себя внимание роскошный интерьер комнаты.

3) Ни один из прохожих, спешивших на ярмарку, не обратил внимания на стоящие в стороне возы с домашней утварью.

4) Задание, выполняющееся нами, не вызвало особых затруднений.

5) Все, кто бы ни писал о русской природе, отмечали её поэтичность и живописность.

6) Благодаря состоявшегося разговора с Гайдном решение Бетховена учиться у знаменитого композитора и ехать в Вену укрепилось.

7) В картине «Спящем пастушке» Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.

8) Используя возможность показать свой взгляд на мир природы, художниками создаются произведения пейзажной живописи.

9) Олег Александрович хотел, чтобы я напомнила руководителю музыкального кружка, чтобы она уточнила репертуар ансамбля на ближайшее выступление.

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

A Б В Г Д

9. Задание 9 № 30136

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

 

1) реализм, протереть, (ржавая) лопата

2) скользящий, изменение (плана), экспрессивный

3) помешать (кому-то), мотив, горизонтальный

4) пленительный, сериал, горелка

5) принадлежать, разгадать, терминология

10. Задание 10 № 14568

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

1) д..бела, непр..будный, из..брести;

2) пр..вращение, пр..глушить, пр..мерка

3) раз..грать, фин..нспектор, дез..нформация;

4) и..пепелить, не..гораемый, ра..свет;

5) п..полнять, перен..править, пред..ставить

11. Задание 11 № 28357

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

1) плать..це, обеспеч..вать

2) затм..вать, застенч..вый

3) выздоров..ли, незатейл..вый

4) расклан..ться, зате..в (ссору)

5) близ..кий, киргиз..кий

 

12. Задание 12 № 14503

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

1) колебл..шься, выдел..шь

2) независ..мый, мысл..мый

3) наруша..мый, предполага..мый

4) невид..мый, непромока..мый

5) произнос..шь, щипл..шь

13. Задание 13 № 55

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 

Сытый голодного (не)разумеет.

В (не)обыкновенной тишине зарождается рассвет.

(Не)получив на другой день ответа, он послал еще одно письмо.

Задача (не)решена.

Дома он больше никак (не)мог усидеть.

14. Задание 14 № 56

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

 

(ПО)ЧЕМУ, глядя на один портрет, мы (НА)ДОЛГО засматриваемся, любуясь изображением, и равнодушно скользим быстрым взглядом по другому?

Даже после смерти Баха в ТОМ(ЖЕ) магистрате его педагогическая деятельность, ТАК(ЖЕ), как и композиторская, не получила должной оценки.

Многие произведения Левитана проникнуты грустью, может быть, (ПО)ТОМУ, что природа в изображении художника КАК(БУДТО) находится в дисгармонии с жизнью человека.

КОЕ(ГДЕ) (В)ДАЛИ желтеет поспевающая рожь.

Они (КАК)БУДТО сговорились — прибыли в одно и ТО(ЖЕ) время.

15. Задание 15 № 12586

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

 

В середине сентября было ветре(1)о; жёлтые и багря(2)ые листья, обречё(3)о подчиняясь порывам ветра, отчая(4)ыми хороводами кружили по улицам и скверам и, смешиваясь с серебря(5)ыми паутинками, улетали куда-то вдаль.

16. Задание 16 № 6964

Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

 

1) В затишье сильно пригревало и южная сторона избы и завалинка около нее оттаяли и потемнели.

2) На утренней морозной заре или в золотистых летних сумерках город был похож на ожившую сказку.

3) На роль собирательницы русских земель в ХIV веке претендовали Литва и Тверь и Москва.

4) Любой лавочник был толст и богат и это был главный аргумент их привязанности к Трем Толстя-

кам.

5) Дом к празднику убрали ветками берёзы да ромашками.

17. Задание 17 № 17038

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Он шёл (1) нехотя (2) будто нарочно цепляя кроссовкой о кроссовку (3) прикрыв глаза (4) и (5) видя только серый асфальт и следы (6) оставленные на нём (7) каблуками матери.

18. Задание 18 № 2968

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

 

Валерий Викторович (1) естественно (2) отрицает свою причастность к произошедшему и (3) похоже (4) не согласится сотрудничать с аудиторами.

19. Задание 19 № 3271

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Были заложены основы единой религиозной системы (1) важной частью (2) которой (3) было развенчание языческих культов(4) которые были распространены среди населения.

20. Задание 20 № 10682

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Любивший заниматься траволечением, Дмитрий Сергеевич всё лето заставлял всех нас (1) пить жгучий зелёный настой (2) и (3) хотя мы морщились и ругались (4) но всё же должны были согласиться с тем (5) что напиток оказывает превосходное целебное действие.

21. Задание 21 № 34165

Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

 

(1)Великий Устюг, с 1999 года ставший именоваться родиной российского Деда Мороза, является местом очень древним и самобытным, он имеет богатую историю и обладает уникальной архитектурой. (2)Основан Устюг был в XIII веке в устье реки Юг, от которой и получил своё название. (3)А слово «Великий» добавилось во времена Ивана Грозного, когда город вошёл в список опричных — то есть регионов-доноров, которые подпитывали государственный бюджет. (4)Со временем торговые пути сместились к Балтийскому морю, и Устюг утратил своё значение в масштабах империи. (5)После того как в Великом Устюге открылся дом Деда Мороза и в город ежегодно начали приезжать сотни тысяч туристов за особой новогодней атмосферой, появилась развитая инфраструктура для отдыха и веселья. (6)Там можно отдохнуть, покатавшись на санях, ватрушках, аттракционах, или посетить зоопарк Дедушки Мороза. (7)Кроме того, можно пройтись по музеям и историческим местам, которых в городе насчитывается более 20.

22. Задание 22 № 12856

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

1) Сначала Кира Петровна лечила перелом бедра в московской клинике, затем героиню отправили в родной город, к доктору Чагину.

2) Кира Петровна в период лечения боялась разговора с доктором Чагиным, потому что не хотела знать всей правды о своём состоянии.

3) Доктор Чагин, как и Кира Петровна, передвигается с помощью костылей, так как во время войны он потерял ногу.

4) Фикус, который рос в ординаторской, был особенным, потому что, несмотря на регулярные обрезки верхушки, продолжал расти вверх, а не ветвился, как предполагалось.

5) После разговора с Чагиным в его кабинете Кира Петровна не пала духом, хотя пережила тяжёлое душевное потрясение.

 

(1)Я стояла в ординаторской, смотрела на фикус и думала о своих пациентах.

– (2)Кира Петровна! (3)О чём вы так задумались?

(4)Обернулась. (5)Рядом стоял доктор Чагин – низенький, массивный человек, зав. отделением травматологии и ортопедии.(6)Тяжёлое, крупное, волевое лицо с янтарными, пронзительными, немигающими глазами. (7)Железно-седые, густые волосы враскидку каким-то острым клювом сходятся на лбу. (8)Общее впечатление – недоброй, умной, насупленной птицы.

(9)Он стоял, опершись на палку, кряжистую, витую, с загнутой ручкой. (10)Говорили, что потерял ногу на войне. (11)И, что ещё страшнее, – семью. (12)В больнице Чагин держался особняком, дружбы, даже приятельства ни с кем не заводил. (13)Всех тут звали по имени-отчеству, а его почему-то не Глеб Евгеньевич, а доктор Чагин. (14)Замкнут, ироничен, опрятно одет...

(15)Стояли мы с ним у кадки с фикусом. (16)Этот фикус был особенный. (17)На его верхушке красовался свежий зелёный побег – третий за зиму.

– (18)Что это вы так пристально разглядываете? – спросил Чагин.

– (19)Да вот на фикус смотрю.

– (20)Что же вы в нём усмотрели?

– (21)Упрямый субъект. (22)В книге «Комнатные растения» сказано: если срезать побег у верхушки, фикус начинает ветвиться. (23)А этот – ни в какую. (24)Стрижём его, стрижём. (25)А он всё растёт в одном направлении

– вверх.

– (26)Черта, достойная уважения, – серьёзно ответил Чагин. – (27)Его урезали, его искалечили, а он всё остаётся собой.

(28)С того нашего разговора прошло много времени. (29)И я, врач, после сложного перелома бедра оказалась пациентом. (30)Несколько операций, много боли, вытяжение, костыли. (31)Сначала лежала в больнице в Москве, потом отправили в родной город. (32)Доктор Чагин – именно ему предстояло заниматься моим дальнейшим лечением.

(33)Снова рентгены, анализы, опять рентгены. (34)Снова гимнастика, физиотерапия. (35)Снова костыли, от которых невыносимо болели плечи...

(36)Примерно месяц я пробыла в родной больнице. (37)И вот Чагин пригласил меня в свой кабинет – поговорить. (38)Мне показалось, что сердце моё остановилось. (39)Кабинетик крохотный, совсем игрушечный, всё впритык: стол, топчан, кресло.(40)Сели.

– (41)Помните, – начал он, – наш разговор в коридоре у фикуса?

– (42)Не помню. (43)Какой фикус? (44)Какой разговор?

– (45)А я помню. (46)Фикус – упрямый, стойкий. (47)Его стригут, укрощают, калечат, а он растёт всё в том же направлении –

вверх, вверх и вверх.

(48)Я вспомнила всё это. (49)И поняла, зачем Чагин позвал меня.

– (50)Сращения нет? – всё же спросила я с крупицей надежды.

– (51)Сращения нет. (52)И новая операция вряд ли что-нибудь даст.

– (53)А перспективы?

– (54)Полной реабилитации ждать нельзя. (55)Частичная возможна.

(56)Всё это зависит от Вас.

– (57)Значит, до конца – на этих костылях?

– (58)Может быть, без них, с палкой. (59)Хожу же я с ней. (60)С работой справляюсь. (61)Значит, справитесь и вы.

(62)Я закрыла лицо руками.

– (63)Испугались?

– (64)Нет. (65)Осмысливаю.

– (66)Самое главное – не впадать в отчаяние, не жалеть себя. (67)Не замыкаться в собственных бедах. (68)Не обижаться на весь мир, а продолжать жить. (69)Человек, если он стоит этого имени, – хозяин своих настроений. (70)Это я вам говорю как врач врачу. (71)И как калека калеке.

(72)Вот оно, это страшное слово – калека. (73)Сколько раз говорила его сама себе. (74)Всё ещё надеясь, не веря, что навсегда. (75)Впервые услышала его от другого человека. (76)Пошатнуло, но не сбило с ног.

(77)Отняла руки от лица. (78)Взглянула прямо в глаза Чагину. (79)Даже улыбнулась.

– (80)Молодец, – сказал он. – (81)Фикус.

 

 

 

(По И. Грековой*)

* И. Грекова — литературный псевдоним; настоящее имя — Елена Сергеевна Вентцель (1907–2002) —русский прозаик, советский математик, автор учебников по теории вероятностей и исследованию операций, доктор технических наук, профессор.

23. Задание 23 № 12831

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

 

1) Предложение 9 содержит элемент описания.

2) В предложениях 22–23 представлено повествование.

3) Предложение 37 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 38.

4) В предложениях 58–61 представлено рассуждение.

5) В предложениях 66–69 представлено описание.

 

24. Задание 24 № 12858

Из предложений 50–65 выпишите антонимическую пару.

 

25. Задание 25 № 12833

Среди предложений 41–56 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью определительного местоимения и указательного местоимения.

 

26. Задание 26 № 12860

«Образность текста И. Грековой строится на грамотном балансе между различными пластами средств художественной выразительности. Она активно использует такой троп, как А______ (в предложениях 6, 7); важную роль в тексте играют такие приёмы, как Б______ (предложения 13, 68), В______ (предложения 10–11, 70–71), а также такой приём, как Г______ (в предложениях 33–35)».

 

Список терминов:

 

1) противопоставление

2) эпифора

3) вводные слова и предложения

4) анафора

5) парцелляция

6) гипербола

7) эпитеты

8) разговорные слова

9) аллитерация

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

A Б В Г

 

27. Задание 27 № 12835

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Просмотр содержимого документа
«2022 ЕГЭ март Русский язык Вариант 13»

1. Задание 1 № 38852

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

 

1) В тексте чаще других используются слова, обозначающие качества, свойства предметов, их признаки (существительные, прилагательные, наречия), что служит основой текста-описания.

2) Сферой применения данного текста является сфера делопроизводства.

3) Для текста характерно стремление к синтаксической компрессии — к сжатию, увеличению объема информации при сокращении объема текста, поэтому часто встречаются словосочетания имен существительных, в которых в функции определения выступает родительный падеж имени (продуктами деятельности, концентрацией примесей).

4) Характерная черта научного стиля — высокая терминологичность (насыщенность терминами).

5) Чтобы эффективно воздействовать на читателя, на его воображение и чувства, автор текста использует эпитеты, сравнения, метафоры и другие образные средства, прибегает к помощи разговорных и даже просторечных слов и оборотов, фразеологических выражений, усиливающих эмоциональное воздействие речи.



Интенсификация деятельности человека в последнее столетие привела к значительному нарушению сложившегося в природе равновесия, в результате чего возникло множество проблем, связанных с защитой окружающей среды.

Среди […] серьезных проблем экологического плана наибольшее беспокойство вызывает нарастающее загрязнение воздушного бассейна Земли примесями, имеющими антропогенную природу. Атмосферный воздух является основной средой деятельности биосферы, в том числе человека. В период промышленной и научно-технической революции увеличился объем эмиссии в атмосферу газов и аэрозолей антропогенного происхождения. По ориентировочным данным ежегодно в атмосферу поступают сотни миллионов тонн оксидов серы, азота, галогенопроизводных и других соединений. Основными источниками атмосферных загрязнений являются энергетические установки, в которых используется минеральное топливо, предприятия черной и цветной металлургии, химической и нефтехимической промышленности, авиационный и автомобильный транспорт.

Попадая в атмосферу, многие загрязнения подвергаются химическим или фотохимическим превращениям с участием компонентов воздуха. Конечные продукты химических превращений удаляются из атмосферы с осадками или выпадают на поверхность Земли с аэрозолями. Попадая на поверхность биологических объектов, строительных конструкций и других предметов, загрязнения и продукты их превращения интенсифицируют физико-химические процессы разрушения органических веществ, металлов и неорганических материалов.

Ущерб, наносимый живой природе атмосферными загрязнениями и продуктам производственной деятельности человека, трудно оценить, но гибель лесов, загрязнение водных бассейнов, распространение аллергических заболеваний, нарушение биологического равновесия в экосистемах не в последнюю очередь связаны с высокими концентрациями агрессивных примесей в атмосфере.

 

По материалам https://bobych.ru/referat/

2. Задание 2 № 38853

Самостоятельно подберите наречие меры (степени), которое должно стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите это наречие.



3. Задание 3 № 38854

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

 

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в тексте. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

 

ПРЕДМЕТ

 

1) Всякое конкретное, материальное явление, воспринимаемое органами чувств и мышлением как нечто существующее особо. Одушевленный предмет. Неодушевленный предмет.

2) Тема, то, что служит содержанием мысли, речи, на что направлена познавательная или творческая деятельность. Предмет научного исследования. Предмет лекции.

3) Человек, внушающий другому любовь, влечение к себе. Предмет его воздыханий теперь оказался рядом с ней.

4) Круг знаний, образующий особую дисциплину преподавания. Он успевал по всем школьным предметам.



4. Задание 4 № 5998

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

 

занятА

кухОнный

исчЕрпать

вручИт

кулинАрия

5. Задание 5 № 572

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

Вдруг сильный толчок ВСТРЯХИВАЕТ машину... В кузове все валится на пол.

Густые заросли кустарника чередовались с ВЕЧНЫМИ дубовыми рощами и берёзовыми лесочками.

Среди ВЕЧНЫХ человеческих ценностей наиболее важной для него была честность.

Быстрым порывистым движением она ВСТРЯХНУЛА длинной косой с заплетёнными в неё яркими бантами.

ВОСПОМИНАНИЯ отца о его пребывании в экспедиции почему-то тревожили меня.

6. Задание 6 № 13659

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

 

Вам нужно выбрать одно из двух альтернативных решений.

7. Задание 7 № 345

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 

ШЕСТЬЮСТАМИ учебниками

ЕДЬ вперёд

спелых АБРИКОСОВ

ЖЁСТЧЕ дерева

новых ПОЛОТЕНЕЦ

8. Задание 8 № 10224

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

тип4

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Д) ошибка в построении сложного предложения

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Антитеза, которая передаёт внутреннее состояние М. Ю. Лермонтова, часто встречается в его стихах и прозе.

2) В картине художника Богатова «Соседки» обращает на себя внимание роскошный интерьер комнаты.

3) Ни один из прохожих, спешивших на ярмарку, не обратил внимания на стоящие в стороне возы с домашней утварью.

4) Задание, выполняющееся нами, не вызвало особых затруднений.

5) Все, кто бы ни писал о русской природе, отмечали её поэтичность и живописность.

6) Благодаря состоявшегося разговора с Гайдном решение Бетховена учиться у знаменитого композитора и ехать в Вену укрепилось.

7) В картине «Спящем пастушке» Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.

8) Используя возможность показать свой взгляд на мир природы, художниками создаются произведения пейзажной живописи.

9) Олег Александрович хотел, чтобы я напомнила руководителю музыкального кружка, чтобы она уточнила репертуар ансамбля на ближайшее выступление.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

9. Задание 9 № 30136

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

 

1) реализм, протереть, (ржавая) лопата

2) скользящий, изменение (плана), экспрессивный

3) помешать (кому-то), мотив, горизонтальный

4) пленительный, сериал, горелка

5) принадлежать, разгадать, терминология

10. Задание 10 № 14568

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

1) д..бела, непр..будный, из..брести;

2) пр..вращение, пр..глушить, пр..мерка

3) раз..грать, фин..нспектор, дез..нформация;

4) и..пепелить, не..гораемый, ра..свет;

5) п..полнять, перен..править, пред..ставить

11. Задание 11 № 28357

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

1) плать..це, обеспеч..вать

2) затм..вать, застенч..вый

3) выздоров..ли, незатейл..вый

4) расклан..ться, зате..в (ссору)

5) близ..кий, киргиз..кий

12. Задание 12 № 14503

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

1) колебл..шься, выдел..шь

2) независ..мый, мысл..мый

3) наруша..мый, предполага..мый

4) невид..мый, непромока..мый

5) произнос..шь, щипл..шь

13. Задание 13 № 55

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 

Сытый голодного (не)разумеет.

В (не)обыкновенной тишине зарождается рассвет.

(Не)получив на другой день ответа, он послал еще одно письмо.

Задача (не)решена.

Дома он больше никак (не)мог усидеть.

14. Задание 14 № 56

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

 

(ПО)ЧЕМУ, глядя на один портрет, мы (НА)ДОЛГО засматриваемся, любуясь изображением, и равнодушно скользим быстрым взглядом по другому?

Даже после смерти Баха в ТОМ(ЖЕ) магистрате его педагогическая деятельность, ТАК(ЖЕ), как и композиторская, не получила должной оценки.

Многие произведения Левитана проникнуты грустью, может быть, (ПО)ТОМУ, что природа в изображении художника КАК(БУДТО) находится в дисгармонии с жизнью человека.

КОЕ(ГДЕ) (В)ДАЛИ желтеет поспевающая рожь.

Они (КАК)БУДТО сговорились — прибыли в одно и ТО(ЖЕ) время.

15. Задание 15 № 12586

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

В середине сентября было ветре(1)о; жёлтые и багря(2)ые листья, обречё(3)о подчиняясь порывам ветра, отчая(4)ыми хороводами кружили по улицам и скверам и, смешиваясь с серебря(5)ыми паутинками, улетали куда-то вдаль.

16. Задание 16 № 6964

Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

 

1) В затишье сильно пригревало и южная сторона избы и завалинка около нее оттаяли и потемнели.

2) На утренней морозной заре или в золотистых летних сумерках город был похож на ожившую сказку.

3) На роль собирательницы русских земель в ХIV веке претендовали Литва и Тверь и Москва.

4) Любой лавочник был толст и богат и это был главный аргумент их привязанности к Трем Толстя-

кам.

5) Дом к празднику убрали ветками берёзы да ромашками.

17. Задание 17 № 17038

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Он шёл (1) нехотя (2) будто нарочно цепляя кроссовкой о кроссовку (3) прикрыв глаза (4) и (5) видя только серый асфальт и следы (6) оставленные на нём (7) каблуками матери.

18. Задание 18 № 2968

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Валерий Викторович (1) естественно (2) отрицает свою причастность к произошедшему и (3) похоже (4) не согласится сотрудничать с аудиторами.

19. Задание 19 № 3271

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Были заложены основы единой религиозной системы (1) важной частью (2) которой (3) было развенчание языческих культов(4) которые были распространены среди населения.

20. Задание 20 № 10682

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Любивший заниматься траволечением, Дмитрий Сергеевич всё лето заставлял всех нас (1) пить жгучий зелёный настой (2) и (3) хотя мы морщились и ругались (4) но всё же должны были согласиться с тем (5) что напиток оказывает превосходное целебное действие.

21. Задание 21 № 34165

Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

 

(1)Великий Устюг, с 1999 года ставший именоваться родиной российского Деда Мороза, является местом очень древним и самобытным, он имеет богатую историю и обладает уникальной архитектурой. (2)Основан Устюг был в XIII веке в устье реки Юг, от которой и получил своё название. (3)А слово «Великий» добавилось во времена Ивана Грозного, когда город вошёл в список опричных — то есть регионов-доноров, которые подпитывали государственный бюджет. (4)Со временем торговые пути сместились к Балтийскому морю, и Устюг утратил своё значение в масштабах империи. (5)После того как в Великом Устюге открылся дом Деда Мороза и в город ежегодно начали приезжать сотни тысяч туристов за особой новогодней атмосферой, появилась развитая инфраструктура для отдыха и веселья. (6)Там можно отдохнуть, покатавшись на санях, ватрушках, аттракционах, или посетить зоопарк Дедушки Мороза. (7)Кроме того, можно пройтись по музеям и историческим местам, которых в городе насчитывается более 20.

22. Задание 22 № 12856

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

1) Сначала Кира Петровна лечила перелом бедра в московской клинике, затем героиню отправили в родной город, к доктору Чагину.

2) Кира Петровна в период лечения боялась разговора с доктором Чагиным, потому что не хотела знать всей правды о своём состоянии.

3) Доктор Чагин, как и Кира Петровна, передвигается с помощью костылей, так как во время войны он потерял ногу.

4) Фикус, который рос в ординаторской, был особенным, потому что, несмотря на регулярные обрезки верхушки, продолжал расти вверх, а не ветвился, как предполагалось.

5) После разговора с Чагиным в его кабинете Кира Петровна не пала духом, хотя пережила тяжёлое душевное потрясение.



(1)Я стояла в ординаторской, смотрела на фикус и думала о своих пациентах.

– (2)Кира Петровна! (3)О чём вы так задумались?

(4)Обернулась. (5)Рядом стоял доктор Чагин – низенький, массивный человек, зав. отделением травматологии и ортопедии.(6)Тяжёлое, крупное, волевое лицо с янтарными, пронзительными, немигающими глазами. (7)Железно-седые, густые волосы враскидку каким-то острым клювом сходятся на лбу. (8)Общее впечатление – недоброй, умной, насупленной птицы.

(9)Он стоял, опершись на палку, кряжистую, витую, с загнутой ручкой. (10)Говорили, что потерял ногу на войне. (11)И, что ещё страшнее, – семью. (12)В больнице Чагин держался особняком, дружбы, даже приятельства ни с кем не заводил. (13)Всех тут звали по имени-отчеству, а его почему-то не Глеб Евгеньевич, а доктор Чагин. (14)Замкнут, ироничен, опрятно одет...

(15)Стояли мы с ним у кадки с фикусом. (16)Этот фикус был особенный. (17)На его верхушке красовался свежий зелёный побег – третий за зиму.

– (18)Что это вы так пристально разглядываете? – спросил Чагин.

– (19)Да вот на фикус смотрю.

– (20)Что же вы в нём усмотрели?

– (21)Упрямый субъект. (22)В книге «Комнатные растения» сказано: если срезать побег у верхушки, фикус начинает ветвиться. (23)А этот – ни в какую. (24)Стрижём его, стрижём. (25)А он всё растёт в одном направлении

– вверх.

– (26)Черта, достойная уважения, – серьёзно ответил Чагин. – (27)Его урезали, его искалечили, а он всё остаётся собой.

(28)С того нашего разговора прошло много времени. (29)И я, врач, после сложного перелома бедра оказалась пациентом. (30)Несколько операций, много боли, вытяжение, костыли. (31)Сначала лежала в больнице в Москве, потом отправили в родной город. (32)Доктор Чагин – именно ему предстояло заниматься моим дальнейшим лечением.

(33)Снова рентгены, анализы, опять рентгены. (34)Снова гимнастика, физиотерапия. (35)Снова костыли, от которых невыносимо болели плечи...

(36)Примерно месяц я пробыла в родной больнице. (37)И вот Чагин пригласил меня в свой кабинет – поговорить. (38)Мне показалось, что сердце моё остановилось. (39)Кабинетик крохотный, совсем игрушечный, всё впритык: стол, топчан, кресло.(40)Сели.

– (41)Помните, – начал он, – наш разговор в коридоре у фикуса?

– (42)Не помню. (43)Какой фикус? (44)Какой разговор?

– (45)А я помню. (46)Фикус – упрямый, стойкий. (47)Его стригут, укрощают, калечат, а он растёт всё в том же направлении –

вверх, вверх и вверх.

(48)Я вспомнила всё это. (49)И поняла, зачем Чагин позвал меня.

– (50)Сращения нет? – всё же спросила я с крупицей надежды.

– (51)Сращения нет. (52)И новая операция вряд ли что-нибудь даст.

– (53)А перспективы?

– (54)Полной реабилитации ждать нельзя. (55)Частичная возможна.

(56)Всё это зависит от Вас.

– (57)Значит, до конца – на этих костылях?

– (58)Может быть, без них, с палкой. (59)Хожу же я с ней. (60)С работой справляюсь. (61)Значит, справитесь и вы.

(62)Я закрыла лицо руками.

– (63)Испугались?

– (64)Нет. (65)Осмысливаю.

– (66)Самое главное – не впадать в отчаяние, не жалеть себя. (67)Не замыкаться в собственных бедах. (68)Не обижаться на весь мир, а продолжать жить. (69)Человек, если он стоит этого имени, – хозяин своих настроений. (70)Это я вам говорю как врач врачу. (71)И как калека калеке.

(72)Вот оно, это страшное слово – калека. (73)Сколько раз говорила его сама себе. (74)Всё ещё надеясь, не веря, что навсегда. (75)Впервые услышала его от другого человека. (76)Пошатнуло, но не сбило с ног.

(77)Отняла руки от лица. (78)Взглянула прямо в глаза Чагину. (79)Даже улыбнулась.

– (80)Молодец, – сказал он. – (81)Фикус.

 

 

 

(По И. Грековой*)


* И. Грекова — литературный псевдоним; настоящее имя — Елена Сергеевна Вентцель (1907–2002) —русский прозаик, советский математик, автор учебников по теории вероятностей и исследованию операций, доктор технических наук, профессор.

23. Задание 23 № 12831

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

 

1) Предложение 9 содержит элемент описания.

2) В предложениях 22–23 представлено повествование.

3) Предложение 37 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 38.

4) В предложениях 58–61 представлено рассуждение.

5) В предложениях 66–69 представлено описание.



24. Задание 24 № 12858

Из предложений 50–65 выпишите антонимическую пару.



25. Задание 25 № 12833

Среди предложений 41–56 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью определительного местоимения и указательного местоимения.



26. Задание 26 № 12860

«Образность текста И. Грековой строится на грамотном балансе между различными пластами средств художественной выразительности. Она активно использует такой троп, как А______ (в предложениях 6, 7); важную роль в тексте играют такие приёмы, как Б______ (предложения 13, 68), В______ (предложения 10–11, 70–71), а также такой приём, как Г______ (в предложениях 33–35)».

 

Список терминов:

 

1) противопоставление

2) эпифора

3) вводные слова и предложения

4) анафора

5) парцелляция

6) гипербола

7) эпитеты

8) разговорные слова

9) аллитерация

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г



27. Задание 27 № 12835

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!