Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Для текста научного и научно-популярного стилей характерно обилие научной терминологии, масса речевых клише, минимум экспрессивно-эмоциональной лексики.
2) Своеобразно проявляется в языке науки категория лица: значение лица обычно является ослабленным, неопределенным, обобщенным. В научной речи не принято употреблять местоимение 1-го лица единственного числа «я». Его заменяют местоимением «мы» (авторское мы). Принято считать, что употребление местоимения «мы» создает атмосферу авторской скромности и объективности: «Исторически в нас заложено стремление к ясному и краткому выражению мыслей: по своей природе мы крайне ленивы и потому стараемся свести усилия к минимуму».
3) Для текста характерна неподготовленная диалогическая речь в условиях свободного общения ее участников.
4) Типичным для текста данного стиля является употребление именного сказуемого, что способствует созданию именного характера текста (Интернет-мемы — зеркало современной жизни.).
5) Для текста характерно выяснение причинно-следственных отношений между явлениями, поэтому в нём преобладают сложные предложения с различными типами союзов.
В соцсетях и за их пределами общение с помощью мемов давно стало привычным, ведь они лаконичны и не без доли иронии способны передать всю палитру эмоций. Однако история мемов началась задолго до появления смартфонов и интернета. Во-первых, у мема греческие корни: в языке Аристотеля мем означал «подобие». […], по мнению преданных своему делу мемологов, отправной точкой в истории мема стала книга «Эгоистичный ген» английского ученого Ричарда Докинза. Тогда, во второй половине прошлого века, мем сменил свою научную прописку и перекочевал из области зоологии, где обозначал способность объекта к копированию самого себя, в социокультурный дискурс.
С точки зрения лингвистики мемы можно назвать фразеологизмами или речевыми клише. Они выступают для носителя языка готовыми формулами, которыми он пользуется так же непринужденно, как копипастом.
Исторически в нас заложено стремление к ясному и краткому выражению мыслей: по своей природе мы крайне ленивы и потому стараемся свести усилия к минимуму. Но именно благодаря лени, которую мы предпочитаем называть бережливостью, появляются короткие готовые модели и устойчивые сочетания. А мемы — это лишь новая форма, продиктованная эрой интернета и информационных технологий.
Интернет-мемы — зеркало современной жизни. Они отражают реалии, в которых мы существуем, и становятся свидетельствами исторических процессов, а это значит, что их вполне по праву можно назвать памятниками культуры наравне с берестяными грамотами и летописями. Меняется только формат. «Мемы уже стали определенным маркером культуры современности с ее клиповым мышлением, желанием получить информацию быстро и без особых усилий понять изображенное или написанное», — комментирует искусствовед Сергей Винокуров.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в тексте. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
МОДЕЛЬ
1) Образец, тип, образцовый экземпляр чего-либо. Модель товара. Модель платья. Автомобиль новой модели. Составьте текст по предложенной модели.
2) Натурщик, натурщица, какой-нибудь предмет, служащий материалом для художественного воспроизведения, изображения. Нужна модель для демонстрации женской одежды.
3) Геометрический чертеж, схема для пояснения какого-нибудь физического явления или процесса (научн.). Модель строения атома.
4) Воспроизведенный, обычно в уменьшенном виде, образец какого-нибудь сооружения (тех.). Модель машины.
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Этот ЗРИТЕЛЬНЫЙ вид спорта вызывает особый интерес.
ДЛИТЕЛЬНОЕ время эта известная актриса поражает своим талантом зрителей и театральных критиков.
На экскурсии в ботаническом саду школьники любовались РЕДКИМИ садовыми растениями.
Блог писателя — это ОТДЕЛЬНАЯ часть его жизни, и обычно она по-настоящему интересна тем, кто хорошо знаком с его произведениями.
Обогащение языка синонимами осуществляется непрерывно, и так же непрерывно происходит дифференциация, разграничение синонимов вплоть до полной утраты ими синонимичности.
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Г) ошибка в построении сложного предложения
Д) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Вспоминаю выступление фронтовой концертной бригады, состоящее из артистов Мурманского драмтеатра.
2) Спор – это способ коллективного решения проблемы, при котором каждая из сторон претендует на установление истины.
3) На собрании решили подвести итоги тому, чему нас научила работа в новых условиях.
4) Те, кто увлекается творчеством Пушкина, знают, что он писал поэму «Бориса Годунова» в Михайловском.
5) Присоединив Коломну к Московскому княжеству, князь Даниил мог контролировать важнейший торговый путь по реке Оке.
6) Администрация города, в том числе мэр, несколько депутатов и членов комиссий, также присутствовали на открытии музея.
7) Получив письмо от Маши, перед Гриневым возникла трудная задача.
8) Никто из тех, кто играл в школьной баскетбольной команде, не стал профессиональным спортсменом.
9) Лесные поляны покрылись яркими звёздочками земляники, обильно цветущей в этом году.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Причиной выбрасывания китов на берег могут быть гидролокаторы военных, достаточно мощные, ЧТО(БЫ) проникнуть (В)ГЛУБЬ океана и напугать животных.
Недолго пройдя в темноте, Костя понял, что (СО)ВСЕМ сбился с пути, наверно, ТО(ЖЕ) понял и командир.
Новобранцев до принятия присяги не полагалось отпускать в город (ПО)ОДИНОЧКЕ, но инструктор, (В)ВИДУ моего необычайного успеха по словесности, сделал для меня исключение.
(В)ВЕРХУ виднелся редкий для здешних мест большой камень почти правильной кубической формы, а на нём (В)ОБНИМКУ росли два корявых деревца, сосенка и берёзка.
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В святые дни женщины (1) собравшись кружками (2) в белых платках (3) повязанных на голову (4) сидели на земле и завалинках хат, в тени от косых лучей солнца, и степенно разговаривали.
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
На колокольне Михайловского монастыря пробило четыре (1) когда я, перейдя пустырь, вступил в боковую аллею Александровского парка (2) в глубине (3) которого (4) между чёрных стволов обнажённых деревьев просматривалась Александровская колонна.
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Когда Иван Аристархович появлялся в дверях гримёрной (1) он привычно наклонялся (2) и (3) поэтому у всех актёров складывалось впечатление (4) что их художественный руководитель очень высокого роста (5) хотя на самом деле просто дверной проём был достаточно низкий.
Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
1) Впереди, в голубоватой светящейся мгле, медленно вырастали очертания жёлтых гор. 2) Это был Крым, но я не сразу узнал его. 3) Он показался мне огромным островом, тонущим в утренней синеве. 4) Впервые я увидел из морской дали весь Крым, весь торжественный разворот его берегов от мыса Фиолента до Карадага. 5) Так, очевидно, представляли себе обетованную землю наши пращуры. 6) Мы подходили к берегам, расцвеченным сухими и резкими красками крымской зимы. 7) Уже пылали ржавчиной виноградники, уже видны были покрытые снегом вершины Чатырдага и Ай-Петри…
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Родной язык необходим человеку для общения с другими людьми.
2) У каждого писателя бывают особенные творческие удачи.
3) Искусство способно объединить людей.
4) Человеку не дано преодолеть чувство одиночества.
5) Каждый человек должен бережно относиться к природе родного края.
— (1)Учился я плохо и никогда этого себе не прощу: я был очень рассеян и ленив и недостаточно стремился побороть этот свой порок.
— (2)Как же, — спрашивают, — при таком недостатке вы всё-таки научились и сделались достаточно известным мастером слова?
(3)Тому, о чём вы спрашиваете, научиться нельзя: тут дело не в выучке, даже не в мастерстве, а скажу: в поведении. (4)Дело было не в том, чтобы научиться, а в том, чтобы встретить свой родной язык, как друга, и нужно было искать этой встречи... (5)Я получил своё мастерство, как понимание законов родного языка, от своей матери, от школы и от своего народа даром, как все. (6)Не в мастерстве моя заслуга, а в поведении, в том, как страстно, как жадно метался я по родной земле в поисках друга, и когда нашёл его, то этот друг, оказалось, и был мой родной язык.
(7)У каждого яблока на одной и той же яблоньке такое разное выражение. (8)Есть яблоко умное, выглядывает из-за листика выпуклиной своего лобика, а есть яблоко любимое — наверху круглое, с круглыми дольками, всегда мне сверху весело смеётся. (9)И, бывает, я ему даже пальцем погрожу и скажу...
(10)Благодарю язык мой, спасающий меня от тяжёлого молчания, вызывающий мне друга даже из яблоньки!
(11)Искусство — это сила восстановления утраченного родства. (12)Родства между чужими людьми. (13)Искусство приближает предмет, роднит всех людей одной земли.
(14)Да, так и можно сказать, что всякое истинное творчество есть замаскированная встреча близких людей. (15)Часто эти близкие живут на таких отдалённых окраинах места и времени, что без помощи книги, картины или звука никогда бы не могли друг друга узнать.
(16) Через тоску, через муки, через все препятствия сила творчества выводит одного человека навстречу другому.
(17) Случается каждому писателю на склоне лет среди своих писаний, убегающих в Лету, найти одну страницу необыкновенную. (18)Как будто весенний поток выбросил эту мысль, заключённую в железную форму, как льдину на берег. (19)И вот вода, выбрасывающая льдину, давно уже в море исчезла, а льдина все лежит, лежит и тратится только по капельке.
(20)Когда я у себя в радостный день встречаю такую страницу, я всегда изумляюсь, как это я, ленивый, легкомысленный и вообще недостойный, мог написать такую страницу? (21)После раздумья я отвечаю себе, что это не совсем я писал, что со мной сотрудничали неведомые мои друзья, и оттого у нас вместе получилась такая страница.
(22) У меня в жизни друзей не было, но зато к каждому я стремился, как к другу.
(23) Сегодня мысль моя вертится вокруг той силы души человека, которая развивается и раскрывается в борьбе с одиночеством: иду с человеком по тропе и говорю ему. (24)Человек ушёл — я один на тропе, мне не хватает слушателя, я вынимаю книжку и записываю.
(25)Нет мудрости в том, что кто-то, завидев прекрасное, бросается к нему, присоединяет к себе и делает своей собственностью: эта собственность неминуемо рано или поздно сделает его своим рабом. (26)Настоящая мудрость приходит к человеку, когда, завидев прекрасное, он не бросается к нему, а собирает друзей и показывает. (27)Тогда прекрасное само приходит к нему, как к хозяину своему и другу, и свободно садится со всеми за стол.
(28)В жизни, кроме меня, действует другой человек, и путь к этому другу и есть наш жизненный путь.
(По М. Пришвину*)
* Михаил Михайлович Пришвин (1873—1954 гг.) — русский писатель, автор произведении о природе.
Среди предложений 7—11 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
«Размышляя об истоках своих творческих успехов, об овладении писательским мастерством, М. Пришвин использует такую форму речи, как (А) _______ (предложения 1—6). Стремясь донести до читателя свою мысль, писатель обращается к понятным всем образам, используя троп — (Б) _______ («яблоко... смеётся» в предложении 8). Синтаксическое средство — (В) _______ (в предложениях 4, 22) — помогает М. Пришвину определить характер своего отношения к родному языку и к людям. Ещё одно синтаксическое средство — (Г) _______ (предложение 10) — подчёркивает неравнодушное отношение автора к родному языку».
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Просмотр содержимого документа
«2022 ЕГЭ март Русский язык Вариант 19»
1. Задание 1 № 38813
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Для текста научного и научно-популярного стилей характерно обилие научной терминологии, масса речевых клише, минимум экспрессивно-эмоциональной лексики.
2) Своеобразно проявляется в языке науки категория лица: значение лица обычно является ослабленным, неопределенным, обобщенным. В научной речи не принято употреблять местоимение 1-го лица единственного числа «я». Его заменяют местоимением «мы» (авторское мы). Принято считать, что употребление местоимения «мы» создает атмосферу авторской скромности и объективности: «Исторически в нас заложено стремление к ясному и краткому выражению мыслей: по своей природе мы крайне ленивы и потому стараемся свести усилия к минимуму».
3) Для текста характерна неподготовленная диалогическая речь в условиях свободного общения ее участников.
4) Типичным для текста данного стиля является употребление именного сказуемого, что способствует созданию именного характера текста (Интернет-мемы — зеркало современной жизни.).
5) Для текста характерно выяснение причинно-следственных отношений между явлениями, поэтому в нём преобладают сложные предложения с различными типами союзов.
В соцсетях и за их пределами общение с помощью мемов давно стало привычным, ведь они лаконичны и не без доли иронии способны передать всю палитру эмоций. Однако история мемов началась задолго до появления смартфонов и интернета. Во-первых, у мема греческие корни: в языке Аристотеля мем означал «подобие». […], по мнению преданных своему делу мемологов, отправной точкой в истории мема стала книга «Эгоистичный ген» английского ученого Ричарда Докинза. Тогда, во второй половине прошлого века, мем сменил свою научную прописку и перекочевал из области зоологии, где обозначал способность объекта к копированию самого себя, в социокультурный дискурс.
С точки зрения лингвистики мемы можно назвать фразеологизмами или речевыми клише. Они выступают для носителя языка готовыми формулами, которыми он пользуется так же непринужденно, как копипастом.
Исторически в нас заложено стремление к ясному и краткому выражению мыслей: по своей природе мы крайне ленивы и потому стараемся свести усилия к минимуму. Но именно благодаря лени, которую мы предпочитаем называть бережливостью, появляются короткие готовые модели и устойчивые сочетания. А мемы — это лишь новая форма, продиктованная эрой интернета и информационных технологий.
Интернет-мемы — зеркало современной жизни. Они отражают реалии, в которых мы существуем, и становятся свидетельствами исторических процессов, а это значит, что их вполне по праву можно назвать памятниками культуры наравне с берестяными грамотами и летописями. Меняется только формат. «Мемы уже стали определенным маркером культуры современности с ее клиповым мышлением, желанием получить информацию быстро и без особых усилий понять изображенное или написанное», — комментирует искусствовед Сергей Винокуров.
2. Задание 2 № 38814
Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска в четвертом предложении текста. Запишите это слово.
3. Задание 3 № 38815
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в тексте. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
МОДЕЛЬ
1) Образец, тип, образцовый экземпляр чего-либо. Модель товара. Модель платья. Автомобиль новой модели. Составьте текст по предложенной модели.
2) Натурщик, натурщица, какой-нибудь предмет, служащий материалом для художественного воспроизведения, изображения. Нужна модель для демонстрации женской одежды.
3) Геометрический чертеж, схема для пояснения какого-нибудь физического явления или процесса (научн.). Модель строения атома.
4) Воспроизведенный, обычно в уменьшенном виде, образец какого-нибудь сооружения (тех.). Модель машины.
4. Задание 4 № 1179
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
намЕрение
давнИшний
бАнты
балУясь
христиАнин
5. Задание 5 № 4509
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Этот ЗРИТЕЛЬНЫЙ вид спорта вызывает особый интерес.
ДЛИТЕЛЬНОЕ время эта известная актриса поражает своим талантом зрителей и театральных критиков.
На экскурсии в ботаническом саду школьники любовались РЕДКИМИ садовыми растениями.
Блог писателя — это ОТДЕЛЬНАЯ часть его жизни, и обычно она по-настоящему интересна тем, кто хорошо знаком с его произведениями.
Обогащение языка синонимами осуществляется непрерывно, и так же непрерывно происходит дифференциация, разграничение синонимов вплоть до полной утраты ими синонимичности.
7. Задание 7 № 3808
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ЛОЖИСЬ в больницу
С ДЕТЬМИ
В ДВУХСТАХ журналах
НАИБОЛЕЕ ТОЧНО
ПОДСКОЛЬЗНУТЬСЯ на льду
8. Задание 8 № 10249
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Г) ошибка в построении сложного предложения
Д) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Вспоминаю выступление фронтовой концертной бригады, состоящее из артистов Мурманского драмтеатра.
2) Спор – это способ коллективного решения проблемы, при котором каждая из сторон претендует на установление истины.
3) На собрании решили подвести итоги тому, чему нас научила работа в новых условиях.
4) Те, кто увлекается творчеством Пушкина, знают, что он писал поэму «Бориса Годунова» в Михайловском.
5) Присоединив Коломну к Московскому княжеству, князь Даниил мог контролировать важнейший торговый путь по реке Оке.
6) Администрация города, в том числе мэр, несколько депутатов и членов комиссий, также присутствовали на открытии музея.
7) Получив письмо от Маши, перед Гриневым возникла трудная задача.
8) Никто из тех, кто играл в школьной баскетбольной команде, не стал профессиональным спортсменом.
9) Лесные поляны покрылись яркими звёздочками земляники, обильно цветущей в этом году.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A
Б
В
Г
Д
9. Задание 9 № 30120
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) вырастил, выкосил (траву), пловчиха
2) запереть, заря, изложение
3) выскочил, касание, поджигать
4) смирился, пригорюнился, творец
5) блистать, занесённый, выгореть
10. Задание 10 № 14569
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) замш..вый, потч..вал
2) перешаг..вающий, во..вать
3) глянц..вый, форел..вое
4) оскуд..вающий, перв..нство
5) (ветерок) ве..л, стоим..сть
12. Задание 12 № 18104
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) вылин..вший, обеспоко..нный
2) обещ..нный, огнедыш..щий
3) немысл..мое (дело), застрел..шь
4) измуч..нный, (птица) щебеч..т
5) (они) противореч..т, (они) тащ..т
13. Задание 13 № 2748
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Это была вовсе (не)трудная задача.
Дорога была (не)освещена.
Партнёры предложили новый контракт на крайне (не)выгодных условиях.
(Не)просмотрев до конца.
Японские карты этого побережья были (не)похожи на карты европейских навигаторов.
14. Задание 14 № 13874
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Причиной выбрасывания китов на берег могут быть гидролокаторы военных, достаточно мощные, ЧТО(БЫ) проникнуть (В)ГЛУБЬ океана и напугать животных.
Недолго пройдя в темноте, Костя понял, что (СО)ВСЕМ сбился с пути, наверно, ТО(ЖЕ) понял и командир.
Новобранцев до принятия присяги не полагалось отпускать в город (ПО)ОДИНОЧКЕ, но инструктор, (В)ВИДУ моего необычайного успеха по словесности, сделал для меня исключение.
(В)ВЕРХУ виднелся редкий для здешних мест большой камень почти правильной кубической формы, а на нём (В)ОБНИМКУ росли два корявых деревца, сосенка и берёзка.
Никита сказал, ЧТО(БЫ) мы шли (ПО)ДВОЕ.
15. Задание 15 № 582
Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
Старший лесник, дли(1)ый и неуклюжий, в галифе из домотка(2)ого сукна, в стира(3)ой сорочке, сидел в стороне от всех и насмешливо улыбался.
16. Задание 16 № 12766
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Макар был человеком прямолинейным и грубым но зато честным и порядочным.
2) В начале того года мы были полны надежд и вдохновения и нам всё казалось достижимым.
3) Мы двигались по тайге медленно осторожно однако привалы делали редко.
4) Холод в ветхую избу проникал отовсюду: из-под пола с глубоким погребом и через полуразвалившуюся крышу и через сгнившие оконные рамы.
5) На зиму бабушка заготовила малиновое и вишнёвое варенье и яблочное повидло насолила бочку огурцов и несколько вёдер грибов.
17. Задание 17 № 4879
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В святые дни женщины (1) собравшись кружками (2) в белых платках (3) повязанных на голову (4) сидели на земле и завалинках хат, в тени от косых лучей солнца, и степенно разговаривали.
18. Задание 18 № 2929
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Два друга (1) между тем (2) были так увлечены беседой, что (3) кажется (4) и не заметили, как наступил рассвет.
19. Задание 19 № 12769
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
На колокольне Михайловского монастыря пробило четыре (1) когда я, перейдя пустырь, вступил в боковую аллею Александровского парка (2) в глубине (3) которого (4) между чёрных стволов обнажённых деревьев просматривалась Александровская колонна.
20. Задание 20 № 1812
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Когда Иван Аристархович появлялся в дверях гримёрной (1) он привычно наклонялся (2) и (3) поэтому у всех актёров складывалось впечатление (4) что их художественный руководитель очень высокого роста (5) хотя на самом деле просто дверной проём был достаточно низкий.
21. Задание 21 № 14097
Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
1) Впереди, в голубоватой светящейся мгле, медленно вырастали очертания жёлтых гор. 2) Это был Крым, но я не сразу узнал его. 3) Он показался мне огромным островом, тонущим в утренней синеве. 4) Впервые я увидел из морской дали весь Крым, весь торжественный разворот его берегов от мыса Фиолента до Карадага. 5) Так, очевидно, представляли себе обетованную землю наши пращуры. 6) Мы подходили к берегам, расцвеченным сухими и резкими красками крымской зимы. 7) Уже пылали ржавчиной виноградники, уже видны были покрытые снегом вершины Чатырдага и Ай-Петри…
(по К. Паустовскому)
22. Задание 22 № 8870
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Родной язык необходим человеку для общения с другими людьми.
2) У каждого писателя бывают особенные творческие удачи.
3) Искусство способно объединить людей.
4) Человеку не дано преодолеть чувство одиночества.
5) Каждый человек должен бережно относиться к природе родного края.
— (1)Учился я плохо и никогда этого себе не прощу: я был очень рассеян и ленив и недостаточно стремился побороть этот свой порок.
— (2)Как же, — спрашивают, — при таком недостатке вы всё-таки научились и сделались достаточно известным мастером слова?
(3)Тому, о чём вы спрашиваете, научиться нельзя: тут дело не в выучке, даже не в мастерстве, а скажу: в поведении. (4)Дело было не в том, чтобы научиться, а в том, чтобы встретить свой родной язык, как друга, и нужно было искать этой встречи... (5)Я получил своё мастерство, как понимание законов родного языка, от своей матери, от школы и от своего народа даром, как все. (6)Не в мастерстве моя заслуга, а в поведении, в том, как страстно, как жадно метался я по родной земле в поисках друга, и когда нашёл его, то этот друг, оказалось, и был мой родной язык.
(7)У каждого яблока на одной и той же яблоньке такое разное выражение. (8)Есть яблоко умное, выглядывает из-за листика выпуклиной своего лобика, а есть яблоко любимое — наверху круглое, с круглыми дольками, всегда мне сверху весело смеётся. (9)И, бывает, я ему даже пальцем погрожу и скажу...
(10)Благодарю язык мой, спасающий меня от тяжёлого молчания, вызывающий мне друга даже из яблоньки!
(11)Искусство — это сила восстановления утраченного родства. (12)Родства между чужими людьми. (13)Искусство приближает предмет, роднит всех людей одной земли.
(14)Да, так и можно сказать, что всякое истинное творчество есть замаскированная встреча близких людей. (15)Часто эти близкие живут на таких отдалённых окраинах места и времени, что без помощи книги, картины или звука никогда бы не могли друг друга узнать.
(16) Через тоску, через муки, через все препятствия сила творчества выводит одного человека навстречу другому.
(17) Случается каждому писателю на склоне лет среди своих писаний, убегающих в Лету, найти одну страницу необыкновенную. (18)Как будто весенний поток выбросил эту мысль, заключённую в железную форму, как льдину на берег. (19)И вот вода, выбрасывающая льдину, давно уже в море исчезла, а льдина все лежит, лежит и тратится только по капельке.
(20)Когда я у себя в радостный день встречаю такую страницу, я всегда изумляюсь, как это я, ленивый, легкомысленный и вообще недостойный, мог написать такую страницу? (21)После раздумья я отвечаю себе, что это не совсем я писал, что со мной сотрудничали неведомые мои друзья, и оттого у нас вместе получилась такая страница.
(22) У меня в жизни друзей не было, но зато к каждому я стремился, как к другу.
(23) Сегодня мысль моя вертится вокруг той силы души человека, которая развивается и раскрывается в борьбе с одиночеством: иду с человеком по тропе и говорю ему. (24)Человек ушёл — я один на тропе, мне не хватает слушателя, я вынимаю книжку и записываю.
(25)Нет мудрости в том, что кто-то, завидев прекрасное, бросается к нему, присоединяет к себе и делает своей собственностью: эта собственность неминуемо рано или поздно сделает его своим рабом. (26)Настоящая мудрость приходит к человеку, когда, завидев прекрасное, он не бросается к нему, а собирает друзей и показывает. (27)Тогда прекрасное само приходит к нему, как к хозяину своему и другу, и свободно садится со всеми за стол.
(28)В жизни, кроме меня, действует другой человек, и путь к этому другу и есть наш жизненный путь.
(По М. Пришвину*)
* Михаил Михайлович Пришвин (1873—1954 гг.) — русский писатель, автор произведении о природе.
23. Задание 23 № 8871
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) В предложениях 3—4 содержится рассуждение.
2) В предложениях 14—15 представлено описание.
3) В предложениях 17—19 представлено повествование.
4) Предложение 21 содержит ответ на вопрос, поставленный в предложении 20.
5) Предложения 25—27 включают рассуждение.
24. Задание 24 № 8872
Из предложения 25 выпишите фразеологизм
25. Задание 25 № 8873
Среди предложений 7—11 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
26. Задание 26 № 8874
«Размышляя об истоках своих творческих успехов, об овладении писательским мастерством, М. Пришвин использует такую форму речи, как (А) _______ (предложения 1—6). Стремясь донести до читателя свою мысль, писатель обращается к понятным всем образам, используя троп — (Б) _______ («яблоко... смеётся» в предложении 8). Синтаксическое средство — (В) _______ (в предложениях 4, 22) — помогает М. Пришвину определить характер своего отношения к родному языку и к людям. Ещё одно синтаксическое средство — (Г) _______ (предложение 10) — подчёркивает неравнодушное отношение автора к родному языку».
Список терминов:
1) парцелляция
2) олицетворение
3) разговорная лексика
4) сравнительный оборот
5) лексический повтор
6) диалог
7) эпитеты
8) восклицательное предложение
9) риторический вопрос
27. Задание 27 № 8875
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.