СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

2022 год Материалы одиннадцатых областных Благовещенских педагогических чтений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Евстратовский детский сад

Одиннадцатые областные Благовещенские педагогические чтения

по вопросам духовно-нравственного воспитания обучающихся Духовно-нравственный аспект патриотического воспитания детей ДОУ ТЕМА«Современные подходы в развитии патриотического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраст Воспитатель ВКК: Соколова Е. В. 2020 год «Современные подходы в развитии патриотического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» (из опыта работы) У нас, воспитателей, великая и почётная миссия вдохнуть в каждое из сердец наших воспитанников возвышенные идеалы. Сделать так, чтобы в их душах отразился в миниатюре портрет народа. Тот, кому удается это сделать, может с уверенностью сказать: «Я постиг цель воспитателя». Василий Александрович Сухомлинский Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему патриотического и духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно и духовно здорового человека. Крылатая фраза «Все начинается с детства» — как нельзя лучше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных и патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и кружево молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Патриотическое и духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы. Уже не первый год в нашем детском саду планомерно проводится работа по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей и приобщению их к основам народной и православной культуры. Патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей в нашем детском саду проводятся на основе православных праздников, и это оказалось делом единения желаний всех педагогов, детей, и родителей. Нельзя не учитывать проблему отчужденности, оторванности детей от народных истоков. Поэтому определили цель и основные задачи работы нашего детского сада. Цель: воспитание патриотических и духовно-нравственных качеств личности ребенка, обретение нравственного опыта, основанного на народных традициях и православных праздниках. Задачи: 1. Создать развивающую предметно-пространственную среду для приобщения детей к народным и православным традициям России; 2. Знакомить детей с историй и культурой своего народа, формировать чувство сопричастности к культурному наследию, знакомство детей с православными праздниками. 3. Формировать такие нравственные качества как доброта, сострадание, трудолюбие, честность, ответственность, патриотизм и др.; 4. Охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей; 5. Вовлекать родителей в деятельность ДОУ по вопросам формирования патриотических чувств и духовно - нравственных качеств детей. СЛАЙД 1 Конечно же решение поставленных задач невозможно без создания определенной развивающей предметно-пространственной среды. Ее роль в ДОУ трудно переоценить. Она не только создает благоприятные условия для жизнедеятельности ребенка, но служит также непосредственным организатором деятельности детей и влияет на воспитательный процесс. Такое значение развивающей предметно-пространственной среды определяет необходимость компетентного и творческого подхода к ее организации. В нашем детском саду есть уголки патриотического и духовно - нравственного воспитания не только для детей, но и для родителей Наши воспитатели с помощью родителей пополнили уголки предметами народного быта (посуда, игрушки, вышитые салфетки), а так же, родители и священники приходившие в наш детский сад подарили нам иконы для нашего красного уголка. Теперь у детей есть возможность не только посмотреть, но и прикоснуться, поиграть со всеми атрибутами наших уголков. СЛАЙД 2 Патриотическое воспитание, так же, как и духовно-нравственное, невозможно осуществлять без приобщения детей к истории, культуре и традициям русского народа и родного края. Ведь русская культура, как культура великой нации, всегда отличалась высокой духовностью. Её исторические корни уходят вглубь веков. И во все времена, времена взлёта и падения, русская культура помогала своему народу не только выжить, но и сохранить своё лицо, самобытность, высокую духовность и нравственность. Приобщение к культуре развивает ум, формирует душу, обогащает речь. Дети с удовольствием слушают рассказы воспитателя о том или ином предмете, его предназначении, узнают в какие игры и игрушки играли в старину. Формируется понятие того, сколько тайн хранят эти предметы, как дороги они и как бережно нужно к ним относиться, чтобы сохранить историю. Педагоги нашего дошкольного учреждения попытались создать оптимальные условия для всестороннего развития нравственного потенциала детей через гармоничное построение целостного педагогического процесса основанного на этнокультурных, нравственных ценностях и православных праздниках, и традициях. Слайд 3 Для реализации цели и решения поставленных задач педагоги нашего детского сада используют различные подходы и методы. Это и организация кружковой деятельности, и проектный метод, и театрализация русских народных сказок, и мастер-классы, экскурсии, организация и проведения народных и православных праздников. Уже шесть лет в нашем детском саду успешно функционирует кружок духовно-нравственного и патриотического воспитания детей «Солнечные лучики» на основе культурных и православных традиций русского народа. Занятия в кружке ведутся по программе Л. Л. Шевченко. Ребята старших и подготовительных групп с согласия родителей с удовольствием посещают занятия кружка, которые проходят в виде экскурсий, бесед, продуктивной деятельности, выставок творческих работ, праздничных посиделок. На занятиях дети знакомятся с основами культуры, с традициями русского народа и родного края, православными, народными и государственными праздниками. СЛАЙД4 Наряду с традиционными беседами и тематическими занятиями очень эффективным в духовно-нравственном и патриотическом воспитании оказался метод проектов. Метод проектов развивает познавательный интерес у детей к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, открывает большие возможности в организации совместной деятельности дошкольников, педагогов и родителей. В нашем детском саду были реализованы такие проекты: «Святитель Митрофан Воронежский и Пётр 1» https://multiurok.ru/files/2019-god-metodicheskoe-obedinenie-pesnia-podai-mne.html проект осуществлялся в подготовительной группе и был направлен на знакомство детей со Святителем Митрофаном Воронежским; о его роли в формировании государства России при Петре I.. Итогом проекта стало районное методическое объединение. Краткосрочный проект «Рождественские вечера» для детей старшего дошкольного возраста. https://multiurok.ru/files/kratkosrochnyi-proekt-rozhdestvenskie-vechera-dlia.html Итогом проекта стало поздравление Епископа Россошанского и Острогожского Андрея с Рождеством Христовым в Россошанском Ильинском храме воспитанники детского сада читали стихи и исполнили православную рождественскую песню. Проект «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников на основе духовно нравственных ценностей» https://multiurok.ru/files/proiekt-nravstvienno-patriotichieskoie-vospitaniie.html Итогом проекта стали экскурсии по местам боевой славы наших соотечественников. ПРОЕКТ «Помним, гордимся.» Цель проекта Этот проект направлен на знакомство со своей малой Родиной, людьми, которые жили во время Великой Отечественной войны, людьми, которые прославили своё село. Итогом проекта стало выступление детей в Евстратовском клубе с песней и стихами к дню победы. https://multiurok.ru/files/kak-probudit-u-doshkol-nika-chuvstvo-liubvi-k-rodi.html Проект "Эколята дошколята защитники природы" в старшей группе был направлен на воспитание чувства любви к природе, родному краю. В ходе реализации этого проекта дети ближе познакомились с флорой и фауной своего села, совершали экскурсии по родному селу. Целью проекта "Надёжный пост к победе мост" https://multiurok.ru/files/avtorskii-proiekt-po-dukhovno-nravstviennomu-vos-1.html стало возрождение традиций народной культуры празднования самого главного православного праздника. В реализации проекта приняли активное участие и родители воспитанников. С их помощью была организована выставка творческих работ в группе ДОУ, а самые лучшие работы, выполненные детьми и их родителями, были представлены на городской выставке «Воскресение Христово», воспитанники поздравили настоятеля храма Преображения Господня и прихожан с Пасхальным праздником Воскресение Христово. Проект "Моя малая Родина" https://multiurok.ru/files/avtorskii-proiekt-moia-malaia-rodina.html Итог проекта: Технология данного проекта позволила получить результаты отличные от традиционных. Использование данной технологии развивает внутреннюю активность ребёнка, способность ставить цели, добывать знания, используя разные способы, получать результаты. Знания, полученные во время знакомства с селом Евстратовка, помогли формированию патриотических чувств у дошкольников. Инновационный проект. «Комплексная система работы со старшей разновозрастной группой по формированию духовно-нравственных качеств на основе православной культуры в педагогической системе К.Д.Ушинского» https://multiurok.ru/files/innovatsionnyi-proiekt-komplieksnaia-sistiema-rabo.html Итогом проекта стало выступление с детьми на Семинаре Педагогическое наследие К.Д. Ушинского в практике духовно-нравственного воспитания https://multiurok.ru/files/seminar-pedagogicheskoe-nasledie-k-d-ushinskogo-v.html Проект "Организация духовно просветительской работы с родителями". https://multiurok.ru/files/proiekt-orghanizatsiia-dukhovno-prosvietitiel-skoi.html Задачи проекта: Ознакомить родителей с духовно-нравственными традициями семейной жизни, законами духовной наследственности. Осмыслить собственные воспитательные позиции родителям и педагогам. Содействовать возрождению духовно-нравственных традиций семьи. Просветительская работа с семьей в Евстратовском детском саду проводится в следующих формах: Нетрадиционные родительские собрания в игровой форме Коллективные родительские собрания, конференции, круглые столы, Итогом проекта стал «круглый стол» Между родителями и педагогами прошла дискуссия на тему: «Духовно нравственное воспитание дошкольников» В ходе проектной деятельности взрослые содействуют восхождению личности ребенка к культуре: дети овладевают позитивным отношением к себе, окружающим, к природе, получают право на саморазвитие. Применение метода проектирования актуально и очень эффективно, данный метод дает ребенку возможность экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что способствует качественному формированию нравственных и патриотических чувств. СЛАЙД 5 Еще один метод, который используют педагоги нашего детского сада это театрализация русских народных сказок. Тематика и содержание театрализованной деятельности, как правило, имеют духовно-нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке. Народные сказки воспитывают ребёнка в традициях народа, сообщают ему основанное на нравственных воззрениях видение жизни. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные качества, представления о добре и красоте, храбрости, трудолюбии, верности. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом, перевоплощается в него, живет его жизнью это самый частый и распространённый вид театрализованной деятельности. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подрожать добрым, честным персонажам. А одобрение достойных поступков создаёт у них удовлетворение, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением. СЛАЙД 6 Мастер-класс как метод духовно-нравственного и патриотического воспитания в нашем детском саду используется в работе с педагогами детского сада и родителями. Ведь, как известно, невозможно воспитать в детях патриотизм и нравственность, и при этом самим не обладать этими качествами. Не будучи патриотом, мы не сможем пробудить в ребенке чувство любви к Родине. Мастер классы мы с детьми проводим в детском саду, в храме Преображения Господня, так же совместно со школой. Мастер-класс «Жаворонки прилетите. Возрождение традиций празднования памяти Сорока мучеников Севастийских» в Евстратовском храме Преображения Господня проходят каждый год https://multiurok.ru/files/22-marta-2019-goda-master-klass-zhavoronki-prileti.html Совместное практическое мероприятие «Традиции наших предков». https://multiurok.ru/files/vozrozhdenie-traditsii-prazdnovaniia-pamiati-sor-2.html В 2020 году воспитанники детского сада приняли участие в мастер – классе «Наши жаворонки», которые прошли в Евстратовском храме Преображения Господня. https://multiurok.ru/files/2020-god-master-klass-v-evstratovskom-khrame-preob.html Большим подспорьем в приобщении детей к народной и православной культуре являются праздники. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского опыта, накопленного предшествующими поколениями. Сила народной педагогики, народных традиций заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности ребенка и требовании с его стороны человеколюбивого отношения к окружающим. Старших дошкольников, которым уже доступно освоение духовно-нравственных и эстетических ценностей народной культуры, мы приобщаем к исторической памяти народа, к его художественному наследию, к традициям проведения праздников, досугов, фольклорных посиделок совместно с родителями, согласно народному календарю. Традиционными в нашем детском саду уже стали день матери приуроченный к православным праздникам «Вхождение Богородицы во храм», «Покров Пресвятой Богородицы», «Покровские ярмарки», «Рождество Христово» «Крещение Господня», « С нами чудо из чудес - Благовещение с небес», «Пасха», «Яблочный спас», спортивные праздники к 23 февраля «Илья Муромец», «Святитель Митрофан Воронежский и Пётр 1» и многие другие… Эти праздники не только знакомят детей с библейскими историями, но и с традициями празднования в русской культуре, вызывают у детей чувство радости, побуждают к активной творческой деятельности. Подводя итог, хочется отметить, мы считаем, что нравственное и патриотическое воспитание на основе культурных и православных традиций не противоречит задачам светского воспитания, а обогащает, дополняет воспитательный процесс и вносит в жизнь детского сада особую одухотворенность. Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Просмотр содержимого документа
«2022 год Материалы одиннадцатых областных Благовещенских педагогических чтений»

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Евстратовский детский сад Одиннадцатые областные Благовещенские педагогические чтения по вопросам духовно-нравственного воспитания обучающихся  Духовно-нравственный аспект патриотического воспитания детей ДОУ ТЕМА: « Современные подходы в развитии патриотического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»  Воспитатели:  Соколова Е. В. ВКК  Ткачёва Е.А. 1КК  2020 год

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Евстратовский детский сад

Одиннадцатые областные Благовещенские

педагогические чтения по вопросам духовно-нравственного воспитания

обучающихся

Духовно-нравственный аспект патриотического воспитания детей ДОУ

ТЕМА:

« Современные подходы в развитии патриотического

и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Воспитатели:

Соколова Е. В. ВКК

Ткачёва Е.А. 1КК

2020 год

Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему патриотического и духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно и духовно здорового человека.

Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему патриотического и духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно и духовно здорового человека.

Цель: воспитание патриотических и духовно-нравственных качеств личности ребенка, обретение нравственного опыта, основанного на народных традициях и православных праздниках. Задачи: Создать развивающую предметно-пространственную среду для приобщения детей к народным и православным традициям России; Знакомить детей с историй и культурой своего народа, формировать чувство сопричастности к культурному наследию, знакомство детей с православными праздниками. Формировать такие нравственные качества как доброта, сострадание, трудолюбие, честность, ответственность, патриотизм и др.; Охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей; Вовлекать родителей в деятельность ДОУ по вопросам формирования патриотических чувств и духовно - нравственных качеств детей.

Цель: воспитание патриотических и духовно-нравственных качеств личности ребенка, обретение нравственного опыта, основанного на народных традициях и православных праздниках.

Задачи:

Создать развивающую предметно-пространственную среду для приобщения детей к народным и православным традициям России;

Знакомить детей с историй и культурой своего народа, формировать чувство сопричастности к культурному наследию, знакомство детей с православными праздниками.

Формировать такие нравственные качества как доброта, сострадание, трудолюбие, честность, ответственность, патриотизм и др.;

Охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей;

Вовлекать родителей в деятельность ДОУ по вопросам формирования патриотических чувств и духовно - нравственных качеств детей.

Конечно же решение поставленных задач невозможно без создания определенной развивающей предметно-пространственной среды. Она не только создает благоприятные условия для жизнедеятельности ребенка, но служит также непосредственным организатором деятельности детей и влияет на воспитательный процесс.

Конечно же решение поставленных задач невозможно без создания

определенной развивающей предметно-пространственной среды. Она не только создает благоприятные условия для жизнедеятельности ребенка, но служит также непосредственным организатором деятельности детей и влияет на воспитательный процесс.

Наряду с традиционными беседами и тематическими занятиями очень эффективным в духовно-нравственном и патриотическом воспитании оказался метод проектов. В нашем детском саду были реализованы такие проекты:  «Святитель Митрофан Воронежский и Пётр 1» проект осуществлялся в подготовительной группе и был направлен на знакомство детей со Святителем Митрофаном Воронежским; о его роли в формировании государства России при Петре I.. Итогом проекта стало районное методическое объединение.

Наряду с традиционными беседами и тематическими занятиями очень эффективным в духовно-нравственном и патриотическом воспитании оказался метод проектов.

В нашем детском саду были реализованы такие проекты:

«Святитель Митрофан Воронежский и Пётр 1»

проект осуществлялся в подготовительной группе и был направлен на знакомство детей со Святителем Митрофаном Воронежским; о его роли в формировании государства России при Петре I.. Итогом проекта стало районное методическое объединение.

Краткосрочный проект «Рождественские вечера» для детей старшего дошкольного возраста. Итогом проекта стало поздравление Епископа Россошанского и Острогожского Андрея с Рождеством Христовым в Россошанском Ильинском храме воспитанники детского сада читали стихи и исполнили православную рождественскую песню. В Евстратовском храме Преображения Господня показали всем прихожанам и настоятелю иерею Михаилу сказку «Рождественская ёлочка»  Совместное мероприятие детского сада со школой.

Краткосрочный проект «Рождественские вечера»

для детей старшего дошкольного возраста.

Итогом проекта стало поздравление Епископа Россошанского и Острогожского Андрея с Рождеством Христовым в Россошанском Ильинском храме воспитанники детского сада читали стихи и исполнили православную рождественскую песню.

В Евстратовском храме Преображения Господня

показали всем

прихожанам и настоятелю иерею Михаилу сказку «Рождественская ёлочка»

Совместное мероприятие детского сада со школой.

Проект « Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников на основе духовно нравственных ценностей » Итогом проекта стали экскурсии по местам боевой славы наших соотечественников, встречи и беседы со священниками.

Проект

« Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников

на основе духовно нравственных ценностей »

Итогом проекта стали экскурсии по местам боевой славы наших соотечественников, встречи и беседы со священниками.

ПРОЕКТ «Помним, гордимся.» Цель проекта  Этот проект направлен на знакомство со своей малой Родиной, людьми, которые жили во время Великой Отечественной войны, людьми, которые прославили своё село. Итогом проекта стало выступление детей в Евстратовском клубе с песней и стихами к дню победы.

ПРОЕКТ

«Помним, гордимся.»

Цель проекта

Этот проект направлен на знакомство со своей малой Родиной, людьми, которые жили во время Великой Отечественной войны, людьми, которые прославили своё село.

Итогом проекта стало выступление детей в Евстратовском клубе с песней и стихами к дню победы.

Проект

Проект "Моя малая Родина"

Итог проекта:

Технология данного проекта позволила получить результаты отличные от традиционных. Использование данной технологии развивает внутреннюю активность ребёнка, способность ставить цели, добывать знания, используя разные способы, получать результаты. Знания, полученные во время знакомства с селом Евстратовка, помогли формированию патриотических чувств у дошкольников

Инновационный проект. «Комплексная система работы со старшей разновозрастной группой по формированию духовно-нравственных качеств на основе православной культуры в педагогической системе К.Д.Ушинского» Итогом проекта стало выступление с детьми на семинаре “Педагогическое наследие К.Д. Ушинского в практике духовно-нравственного  воспитания”

Инновационный проект.

«Комплексная система работы со старшей разновозрастной группой по формированию духовно-нравственных качеств на основе православной культуры в педагогической системе К.Д.Ушинского»

Итогом проекта стало выступление с детьми на семинаре “Педагогическое наследие К.Д. Ушинского в практике духовно-нравственного

воспитания”

Проект

Проект

"Организация духовно просветительской работы с родителями".

Задачи проекта:

Ознакомить родителей с духовно-нравственными традициями семейной жизни, законами духовной наследственности.

Осмыслить собственные воспитательные позиции родителям и педагогам.

Содействовать возрождению духовно-нравственных традиций семьи.

2019 год

Каждый год в нашем саду действует проект

Каждый год в нашем саду действует проект "Надёжный пост - к победе мост"

Целью этого проекта стало возрождение традиций народной культуры празднования самого главного православного праздника “Воскресение Христово”

Сейчас у нас этот проект действующий. 22 марта Православная церковь вспоминала страдания 40 мучеников Севастийских. В честь памяти этих святых мы с детьми провели в Евстратовском храме Преображения Господня мастер – класс «Наши жаворонки»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!