СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вопрос 22. Образ Маши Мироновой

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассматриваются вопросы: 1. Значение образа Маши Мироновой в  повести («Почему про­изведение названо «Капитан. дочкой»?). 2. Родители Маши. 3. Поездка в  Петербург и освобождение жениха. 4. За что Пётр Андреевич Гринёв полюбил Машу? 5. Чем близка нам Маша Миронова?

Просмотр содержимого документа
«Вопрос 22. Образ Маши Мироновой»

Вопрос № 22. Образ Маши Мироновой


Капитанская дочка Марья Миронова — центральная фигура романа, тип русской девушки второй половины XVIII века, сформировавшейся на почве чисто народ­ных идеалов. При первом взгляде на неё в ней можно не увидеть ничего, приковывающего внимание. Это обыкновенная русская девушка лет восемнадцати, круглолицая и румяная. Но в этой девушке с умными, добрыми глазами и мягкими, неторопливыми движениями чувствуется красота души и нежность сердца, т. е. чувствуется цельная гармоническая натура. Недаром под влияние её попадают все окружающие: Гринёв, Савельич, Швабрин. Даже Екатерина II после мимолётной встречи с Марьей Ивановной по­чувствовала правдивость и душевную чистоту девушки. Марья Ивановна не получила образования, но умна и вдумчива. Она без труда разгадала скромного и честного Гринёва, отдав ему пред­почтение перед блестящим и образованным Швабриным. Полю­бив Гринёва, она остаётся верна своему чувству и твёрдо пере­носит грубые домогательства Швабрина. Она женственна, но в то же время мужественна и решительна и умеет действовать са­мостоятельно. Молодая и неопытная, без всяких колебаний едет она в Петербург к царице и добивается прощения Гринёву.

Марья Ивановна — поэтический образ русской девушки, об­рисованный без всякой идеализации.


  1. На какие два лагеря делятся все действующие лица повести?
    На лагерь сторонников существующего крепостнического порядка и лагерь его противников.

  2. Кто стоит во главе каждого из этих лагерей?

Во главе первого стоит Екатерина II, дворянская царица. Во главе второго — «народный царь» Пу­гачёв.

3. Как можно определить основную тему повести?
Основная тема повести: изображение крестьянского восстания, показ взаимоотношений власти и народа, дворянства и крестьянства.

4. Какие из действующих лиц наиболее симпатичны поэту и почему?

Пётр Андреевич Гринёв и его родители, Маша, Пугачёв, защит­ники Белогорской крепости, Савельич.

5. Какие свои положительные идеи выражает поэт в этих об­разах?

Идеи чести, верности долгу, гуманного отношения к людям, необходимости просвещения народа, близости к нему, связи с ним, идея высокой одарённости русского человека, его талантливости, стремления его к свободе

6. Две сюжетные линии действия в повести:

  1. Сюжетная линия Гринёв — Пугачёв. (Встреча во время бурана. Пугачёв получает в подарок заячий тулупчик. Помилование Гринёва и т. д.).

  2. Вторая сюжетная линия Гринёв — Маша.

  3. Найдите в этой сюжетной линии основные этапы развития действия.

  4. Где (в каких эпизодах) объединяются обе сюжетные линии?

  5. Для чего служит каждая из этих сюжетных линий? Какие стороны характера Гринёва раскрываются в каждой из этих линий?

История Маши Мироновой

  1. Значение образа Маши Мироновой в повести («Почему про­изведение названо «Капитан. дочкой»?).

  2. Родители Маши.

  3. Жизнь в Белогорской крепости.

  4. В заключении у Швабрина.

  5. Переписка с Гринёвым.

  6. Освобождение Маши.

  7. В имении родителей Петра Гринёва.

  8. Поездка в Петербург и освобождение жениха.

9. За что Пётр Андреевич Гринёв полюбил Машу?
10. Чем близка нам Маша Миронова?

Основные нрав­ственные качества Маши (скромность, простота, глубина и постоян­ство чувства, твёрдость и решительность характера, способность на самоотречение).



Маша Миронова – молодая девушка, дочь коменданта Белогорской крепости. Именно ее имел в виду автор, давая название своей повести. Это обыкновенная русская девушка, “круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами”. По своей натуре она была трусливой: боялась даже ружейного выстрела. Жила Маша довольно замкнуто, одиноко; женихов в их деревне не было. Мать ее, Василиса Егоровна, говорила о ней: “Маша; девка на выданье, а какое у ней приданое? — частый гребень, да веник, да алтын денег, с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдется добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестою”.

Познакомившись с Гриневым, Маша полюбила его. После ссоры Швабрина с Гриневым она рассказала последнему про предложение Швабрина стать его женой. На это предложение Маша, естественно, ответила отказом: “Алексей Иваныч, конечно, человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние; но как подумаю, что надобно будет под венцом при всех с ним поцеловаться. Ни за что! Ни за какие благополучия!” Маша, не мечтавшая о сказочном богатстве, не хотела выходить замуж по расчету.

На дуэли со Швабриным Гринев был тяжело ранен и несколько дней пролежал без сознания. Все эти дни Маша ухаживала за ним. Придя в себя, Гринев признается ей в любви, после чего “она безо всякого жеманства призналась Гриневу в сердечной склонности и сказала, что ее родители будут рады ее счастью”. Но Маша не хотела выходить замуж без благословения его родителей. Благословения Гринев не получил, и Маша сразу же отдалилась от него, хотя ей очень трудно было это сделать, так как ее чувства по-прежнему были очень сильны.

После захвата крепости Пугачевым родители Маши были казнены, а ее спрятала в своем доме попадья. Швабрин, запугав попа с попадьей, забрал Машу и посадил под замок, надеясь тем самым получить ее согласие выйти замуж за него. К счастью, ей удается отправить письмо Гриневу с просьбой об освобождении: “Богу угодно было лишить меня вдруг отца и матери: не имею на земле ни родни, ни покровителей. Прибегаю к вам, зная, что вы всегда желали мне добра и что вы всякому человеку готовы помочь”.

Гринев не оставил ее в трудную минуту и приехал вместе с Пугачевым. У Маши состоялся разговор с Пугачевым, из которого тот узнал, что Швабрин ей не муж. Она сказала: “Он мне не муж. Я никогда не буду его женою! Я лучше умру, если меня не избавят”. После этих слов Пугачев все понял: “Выходи, красная девица; дарую тебе волю”: Маша видела перед собой человека, который был убийцей ее родителей, и, наряду с этим, ее избавителем. И вместо слов благодарности “она закрыла лицо обеими руками и упала без чувств”.

Пугачев отпустил Гринева с Машей, сказав при этом: “Возьми себе свою красавицу; вези ее куда хочешь, и дай вам Бог любовь да совет!” Они поехали к родителям Гринева, но в дороге случилось так, что Гринев был вынужден оставить свою любимую на время (воевал в другой крепости), а Маша с Савельичем продолжили свой путь. Родители Гринева хорошо приняли Машу: “Они видели благодать Божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту. Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было ее узнать и не полюбить”. Любовь Гринева к Маше уже не казалась его родителям “пустою блажью”, они только и желали, чтобы их сын женился на капитанской дочке.

Вскоре Гринева арестовали. Маша очень сильно переживала, ведь она знала настоящую причину ареста и считала себя виновной во всех несчастьях Гринева. “Она скрывала от всех свои слезы и страдания и между тем непрестанно думала о средствах, как бы его спасти”.

Маша собралась ехать в Петербург, сказав родителям Гринева, что “вся будущая судьба ее зависит от этого путешествия, что она едет искать покровительства и помощи у сильных людей как дочь человека, пострадавшего за свою верность”. В Царском Селе, гуляя по саду, она встретилась и разговорилась с одной знатной дамой. Маша рассказала ей про Гринева, и дама обещала помочь. Вскоре Машу позвали во дворец. Во дворце она узнала в императрице ту самую даму, с которой разговаривала в саду. Императрица объявила ей об освобождении Гринева, сказав при этом: “Я в долгу перед дочерью капитана Миронова”.

Во встрече Маши с императрицей по-настоящему раскрывается характер капитанской дочки — простой русской девушки, трусливой по натуре, как говорила ее собственная мать, но нашедшей в себе в необходимый момент достаточно силы, твердости духа и непреклонной решительности, чтобы добиться оправдания своего ни в чем не виновного жениха.



Этот образ олицетворяет собой высокую нравственность и душевную чистоту. Интересна такая деталь: в повести приводится очень мало разговоров, вообще слов Маши. Это неслучайно, так как сила этой героини не в словах, а в том, что слова ее и поступки всегда безошибочны. Все это свидетельствует о необычайной цельности Маши Мироновой. С простотой Маша соединяет высокое нравственное чувство. Она сразу верно оценила человеческие качества Швабрина и Гринева. И в дни испытаний, которых немало выпало на ее долю (захват крепости Пугачевым, смерть обоих родителей, плен у Швабрина), Маша сохраняет непоколебимую стойкость и присутствие духа, верность своим принципам. Наконец, в финале повести, спасая любимого Гринева, Маша как равная с равной беседует с неузнанной ею императрицей и даже противоречит ей. В итоге героиня одерживает победу, вызволяя Гринева из тюрьмы. Т.о., капитанская дочка Маша Миронова является носительницей лучших черт русского национального характера.




Работа над образом Маши Мироновой


Словарная работа: душевное богатство, нравственная чистота, на­родная основа образа.

- Почему к главам, в которых появляется Маша Миронова, даны эпиграфы, взятые из народных песен, пословиц? (Пушкин подчеркивает высокие духовные качества Маши, ее бли­зость к народу. Она сильный волевой человек. Именно эти качества рас­крывают эпиграфы.)


В главе V зачитайте эпизод, где она отказывается вый­ти замуж без благословения родителей Гринева. -Какие качества характера героини раскрываются в этом эпизоде? (Сила ее любви, глубина ее натуры, способность к большому и глубо­кому чувству, чувство ответственности за любимого человека: «Без их благословения не будет тебе счастья». Марья Ивановна решила, что ей не судьба быть за Гриневым. Что следует покориться «воле божьей». В тяжелых испытаниях и в превратностях судьбы крепнет ее бескорыст­ная любовь. Пережитое закаляет ее стойкость, мужество.)


Судьба приготовила Маше новый удар, и она решает начать борьбу за спасение своего жениха. -Права ли Маша, считая себя виновницей ареста героя? (Маша понимает, что ради спасения ее чести, достоинства он на суде не произнесет её имени никогда. Она принимает решение ехать в Петербург и самостоятельно составляет целый план действий, требующий и энергии, и смелости. Судьба ей покровительствует, но ведь в ней была способность располагать к себе людей самых различных и по характеру и по положению.)


- Для чего нужна была автору сцена встречи Ма­рьи Ивановны с императрицей? (Образ Екатерины II понадобился автору прежде всего из цензурных соображений: надо было противопоставить привлекательному образу Пу­гачева образ другого действующего лица из правительственного лагеря в положительном освещении. Появление Екатерины II в роли благодетель­ницы дочери капитана Миронова способствовало в известной мере зашиф­ровке подлинного идейного замысла произведения. В композиционном плане романа встреча Маши Мироновой с императрицей приводит к счастливой развязке семейную хронику Гриневых.)


- Скажите, с какой сценой по значению для судьбы героев можно сравнить встречу Маши с императрицей? Что в них общего и чем они различаются?

(Это сцена спасения Гриневым Маши от рук Швабрина. Гринев гово­рит Пугачеву о сироте, которую обижают. В этих сценах герои просят государя (государыню) о спасении любимых. «Государь» - в одном случае самозванец, в другом — «маска» Всесильная Императрица, тоже не назы­вает своего настоящего имени. Значит, в этой и другой сцене общим явля­ется и обман.)


- Как показана императрица в повести?

(Обращаем внимание на портретные работы Боровиковского: в пышной, парадной обстановке, то есть они ее возвеличивали и про­славляли, хотя в частной жизни, как мы знаем, подчеркивали ее «просто­ту», «скромность», «доброту», «непритязательность».)

В повести перед нами дама «в ночном чепце и душегрейке. Ей ка­залось лет сорок. Лицо ее полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяс­нимую». Это портрет миловидной женщины, но отнюдь не ангела. На­блюдая за дамой, читавшей прошения, Марья Ивановна внезапно ис­пугалась строгому выражению этого лица, за минуту столь приятному и спокойному.


- Скажите, если бы эта встреча произошла в официальной обста­новке во дворце, сумела бы Марья Ивановна так непосредст­венно и убедительно рассказать о существе дела, как это про­изошло в саду? (Возможно, нет, да и акт милосердия, вряд ли бы, совершился. А как мы знаем, свое милосердие императрица связывает, прежде всего, с Марьей Ивановной, как дочерью капитана, погибшего за царский престол.)


Вывод: Поэтому нельзя поставить в один ряд ее (Екатерины II) «щед­рость» с великодушием Пугачева. Екатерина II простила, в сущности, невинного человека, худо ли, хорошо ли, но все же выполнявшего свой долг и не нарушившего присягу. И прощение это определено случай­ными обстоятельствами. Пугачев щадит офицера, своего врага, не слу­чайно, так как чувство благородности за сделанное добро составляет сущность его натуры.


Выводы: Несомненно, А.С. Пушкина привлекает образ Марьи Ивановны. Поэтому одним из средств поэтизации образа служит привлечение в качестве эпиграфов, относящихся к Марье Ивановне, прекрасных на­родных песен, по содержанию своему отвечающих той или иной ситуа­ции, которая поставлена ходом событий героиня романа. Тихая, робкая капитанская дочка стала победительницей в сложнейших жизненных ситуациях. Она победила свою горькую судьбу и обрела дом, семью, счастье. Она преодолела все превратности судьбы, спасла будущее Пет­ра Андреевича Гринева, его честь, его семью.

Честность, нравственность, чистота — основные черты характера Ма­рьи Ивановны. Неслучайно повесть носит такое название - «Капитанская дочка». Марья Ивановна — любимый женский образ А.С.Пушкина.


3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя