Вопрос № 22. Образ Маши Мироновой
Капитанская дочка Марья Миронова — центральная фигура романа, тип русской девушки второй половины XVIII века, сформировавшейся на почве чисто народных идеалов. При первом взгляде на неё в ней можно не увидеть ничего, приковывающего внимание. Это обыкновенная русская девушка лет восемнадцати, круглолицая и румяная. Но в этой девушке с умными, добрыми глазами и мягкими, неторопливыми движениями чувствуется красота души и нежность сердца, т. е. чувствуется цельная гармоническая натура. Недаром под влияние её попадают все окружающие: Гринёв, Савельич, Швабрин. Даже Екатерина II после мимолётной встречи с Марьей Ивановной почувствовала правдивость и душевную чистоту девушки. Марья Ивановна не получила образования, но умна и вдумчива. Она без труда разгадала скромного и честного Гринёва, отдав ему предпочтение перед блестящим и образованным Швабриным. Полюбив Гринёва, она остаётся верна своему чувству и твёрдо переносит грубые домогательства Швабрина. Она женственна, но в то же время мужественна и решительна и умеет действовать самостоятельно. Молодая и неопытная, без всяких колебаний едет она в Петербург к царице и добивается прощения Гринёву.
Марья Ивановна — поэтический образ русской девушки, обрисованный без всякой идеализации.
На какие два лагеря делятся все действующие лица повести?
На лагерь сторонников существующего крепостнического порядка и лагерь его противников.
Кто стоит во главе каждого из этих лагерей?
Во главе первого стоит Екатерина II, дворянская царица. Во главе второго — «народный царь» Пугачёв.
3. Как можно определить основную тему повести?
Основная тема повести: изображение крестьянского восстания, показ взаимоотношений власти и народа, дворянства и крестьянства.
4. Какие из действующих лиц наиболее симпатичны поэту и почему?
Пётр Андреевич Гринёв и его родители, Маша, Пугачёв, защитники Белогорской крепости, Савельич.
5. Какие свои положительные идеи выражает поэт в этих образах?
Идеи чести, верности долгу, гуманного отношения к людям, необходимости просвещения народа, близости к нему, связи с ним, идея высокой одарённости русского человека, его талантливости, стремления его к свободе
6. Две сюжетные линии действия в повести:
Сюжетная линия Гринёв — Пугачёв. (Встреча во время бурана. Пугачёв получает в подарок заячий тулупчик. Помилование Гринёва и т. д.).
Вторая сюжетная линия Гринёв — Маша.
Найдите в этой сюжетной линии основные этапы развития действия.
Где (в каких эпизодах) объединяются обе сюжетные линии?
Для чего служит каждая из этих сюжетных линий? Какие стороны характера Гринёва раскрываются в каждой из этих линий?
История Маши Мироновой
Значение образа Маши Мироновой в повести («Почему произведение названо «Капитан. дочкой»?).
Родители Маши.
Жизнь в Белогорской крепости.
В заключении у Швабрина.
Переписка с Гринёвым.
Освобождение Маши.
В имении родителей Петра Гринёва.
Поездка в Петербург и освобождение жениха.
9. За что Пётр Андреевич Гринёв полюбил Машу?
10. Чем близка нам Маша Миронова?
Основные нравственные качества Маши (скромность, простота, глубина и постоянство чувства, твёрдость и решительность характера, способность на самоотречение).
Маша Миронова – молодая девушка, дочь коменданта Белогорской крепости. Именно ее имел в виду автор, давая название своей повести. Это обыкновенная русская девушка, “круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами”. По своей натуре она была трусливой: боялась даже ружейного выстрела. Жила Маша довольно замкнуто, одиноко; женихов в их деревне не было. Мать ее, Василиса Егоровна, говорила о ней: “Маша; девка на выданье, а какое у ней приданое? — частый гребень, да веник, да алтын денег, с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдется добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестою”.
Познакомившись с Гриневым, Маша полюбила его. После ссоры Швабрина с Гриневым она рассказала последнему про предложение Швабрина стать его женой. На это предложение Маша, естественно, ответила отказом: “Алексей Иваныч, конечно, человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние; но как подумаю, что надобно будет под венцом при всех с ним поцеловаться. Ни за что! Ни за какие благополучия!” Маша, не мечтавшая о сказочном богатстве, не хотела выходить замуж по расчету.
На дуэли со Швабриным Гринев был тяжело ранен и несколько дней пролежал без сознания. Все эти дни Маша ухаживала за ним. Придя в себя, Гринев признается ей в любви, после чего “она безо всякого жеманства призналась Гриневу в сердечной склонности и сказала, что ее родители будут рады ее счастью”. Но Маша не хотела выходить замуж без благословения его родителей. Благословения Гринев не получил, и Маша сразу же отдалилась от него, хотя ей очень трудно было это сделать, так как ее чувства по-прежнему были очень сильны.
После захвата крепости Пугачевым родители Маши были казнены, а ее спрятала в своем доме попадья. Швабрин, запугав попа с попадьей, забрал Машу и посадил под замок, надеясь тем самым получить ее согласие выйти замуж за него. К счастью, ей удается отправить письмо Гриневу с просьбой об освобождении: “Богу угодно было лишить меня вдруг отца и матери: не имею на земле ни родни, ни покровителей. Прибегаю к вам, зная, что вы всегда желали мне добра и что вы всякому человеку готовы помочь”.
Гринев не оставил ее в трудную минуту и приехал вместе с Пугачевым. У Маши состоялся разговор с Пугачевым, из которого тот узнал, что Швабрин ей не муж. Она сказала: “Он мне не муж. Я никогда не буду его женою! Я лучше умру, если меня не избавят”. После этих слов Пугачев все понял: “Выходи, красная девица; дарую тебе волю”: Маша видела перед собой человека, который был убийцей ее родителей, и, наряду с этим, ее избавителем. И вместо слов благодарности “она закрыла лицо обеими руками и упала без чувств”.
Пугачев отпустил Гринева с Машей, сказав при этом: “Возьми себе свою красавицу; вези ее куда хочешь, и дай вам Бог любовь да совет!” Они поехали к родителям Гринева, но в дороге случилось так, что Гринев был вынужден оставить свою любимую на время (воевал в другой крепости), а Маша с Савельичем продолжили свой путь. Родители Гринева хорошо приняли Машу: “Они видели благодать Божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту. Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было ее узнать и не полюбить”. Любовь Гринева к Маше уже не казалась его родителям “пустою блажью”, они только и желали, чтобы их сын женился на капитанской дочке.
Вскоре Гринева арестовали. Маша очень сильно переживала, ведь она знала настоящую причину ареста и считала себя виновной во всех несчастьях Гринева. “Она скрывала от всех свои слезы и страдания и между тем непрестанно думала о средствах, как бы его спасти”.
Маша собралась ехать в Петербург, сказав родителям Гринева, что “вся будущая судьба ее зависит от этого путешествия, что она едет искать покровительства и помощи у сильных людей как дочь человека, пострадавшего за свою верность”. В Царском Селе, гуляя по саду, она встретилась и разговорилась с одной знатной дамой. Маша рассказала ей про Гринева, и дама обещала помочь. Вскоре Машу позвали во дворец. Во дворце она узнала в императрице ту самую даму, с которой разговаривала в саду. Императрица объявила ей об освобождении Гринева, сказав при этом: “Я в долгу перед дочерью капитана Миронова”.
Во встрече Маши с императрицей по-настоящему раскрывается характер капитанской дочки — простой русской девушки, трусливой по натуре, как говорила ее собственная мать, но нашедшей в себе в необходимый момент достаточно силы, твердости духа и непреклонной решительности, чтобы добиться оправдания своего ни в чем не виновного жениха.
Этот образ олицетворяет собой высокую нравственность и душевную чистоту. Интересна такая деталь: в повести приводится очень мало разговоров, вообще слов Маши. Это неслучайно, так как сила этой героини не в словах, а в том, что слова ее и поступки всегда безошибочны. Все это свидетельствует о необычайной цельности Маши Мироновой. С простотой Маша соединяет высокое нравственное чувство. Она сразу верно оценила человеческие качества Швабрина и Гринева. И в дни испытаний, которых немало выпало на ее долю (захват крепости Пугачевым, смерть обоих родителей, плен у Швабрина), Маша сохраняет непоколебимую стойкость и присутствие духа, верность своим принципам. Наконец, в финале повести, спасая любимого Гринева, Маша как равная с равной беседует с неузнанной ею императрицей и даже противоречит ей. В итоге героиня одерживает победу, вызволяя Гринева из тюрьмы. Т.о., капитанская дочка Маша Миронова является носительницей лучших черт русского национального характера.
Работа над образом Маши Мироновой
Словарная работа: душевное богатство, нравственная чистота, народная основа образа.
- Почему к главам, в которых появляется Маша Миронова, даны эпиграфы, взятые из народных песен, пословиц? (Пушкин подчеркивает высокие духовные качества Маши, ее близость к народу. Она сильный волевой человек. Именно эти качества раскрывают эпиграфы.)
В главе V зачитайте эпизод, где она отказывается выйти замуж без благословения родителей Гринева. -Какие качества характера героини раскрываются в этом эпизоде? (Сила ее любви, глубина ее натуры, способность к большому и глубокому чувству, чувство ответственности за любимого человека: «Без их благословения не будет тебе счастья». Марья Ивановна решила, что ей не судьба быть за Гриневым. Что следует покориться «воле божьей». В тяжелых испытаниях и в превратностях судьбы крепнет ее бескорыстная любовь. Пережитое закаляет ее стойкость, мужество.)
Судьба приготовила Маше новый удар, и она решает начать борьбу за спасение своего жениха. -Права ли Маша, считая себя виновницей ареста героя? (Маша понимает, что ради спасения ее чести, достоинства он на суде не произнесет её имени никогда. Она принимает решение ехать в Петербург и самостоятельно составляет целый план действий, требующий и энергии, и смелости. Судьба ей покровительствует, но ведь в ней была способность располагать к себе людей самых различных и по характеру и по положению.)
- Для чего нужна была автору сцена встречи Марьи Ивановны с императрицей? (Образ Екатерины II понадобился автору прежде всего из цензурных соображений: надо было противопоставить привлекательному образу Пугачева образ другого действующего лица из правительственного лагеря в положительном освещении. Появление Екатерины II в роли благодетельницы дочери капитана Миронова способствовало в известной мере зашифровке подлинного идейного замысла произведения. В композиционном плане романа встреча Маши Мироновой с императрицей приводит к счастливой развязке семейную хронику Гриневых.)
- Скажите, с какой сценой по значению для судьбы героев можно сравнить встречу Маши с императрицей? Что в них общего и чем они различаются?
(Это сцена спасения Гриневым Маши от рук Швабрина. Гринев говорит Пугачеву о сироте, которую обижают. В этих сценах герои просят государя (государыню) о спасении любимых. «Государь» - в одном случае самозванец, в другом — «маска» Всесильная Императрица, тоже не называет своего настоящего имени. Значит, в этой и другой сцене общим является и обман.)
- Как показана императрица в повести?
(Обращаем внимание на портретные работы Боровиковского: в пышной, парадной обстановке, то есть они ее возвеличивали и прославляли, хотя в частной жизни, как мы знаем, подчеркивали ее «простоту», «скромность», «доброту», «непритязательность».)
В повести перед нами дама «в ночном чепце и душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую». Это портрет миловидной женщины, но отнюдь не ангела. Наблюдая за дамой, читавшей прошения, Марья Ивановна внезапно испугалась строгому выражению этого лица, за минуту столь приятному и спокойному.
- Скажите, если бы эта встреча произошла в официальной обстановке во дворце, сумела бы Марья Ивановна так непосредственно и убедительно рассказать о существе дела, как это произошло в саду? (Возможно, нет, да и акт милосердия, вряд ли бы, совершился. А как мы знаем, свое милосердие императрица связывает, прежде всего, с Марьей Ивановной, как дочерью капитана, погибшего за царский престол.)
Вывод: Поэтому нельзя поставить в один ряд ее (Екатерины II) «щедрость» с великодушием Пугачева. Екатерина II простила, в сущности, невинного человека, худо ли, хорошо ли, но все же выполнявшего свой долг и не нарушившего присягу. И прощение это определено случайными обстоятельствами. Пугачев щадит офицера, своего врага, не случайно, так как чувство благородности за сделанное добро составляет сущность его натуры.
Выводы: Несомненно, А.С. Пушкина привлекает образ Марьи Ивановны. Поэтому одним из средств поэтизации образа служит привлечение в качестве эпиграфов, относящихся к Марье Ивановне, прекрасных народных песен, по содержанию своему отвечающих той или иной ситуации, которая поставлена ходом событий героиня романа. Тихая, робкая капитанская дочка стала победительницей в сложнейших жизненных ситуациях. Она победила свою горькую судьбу и обрела дом, семью, счастье. Она преодолела все превратности судьбы, спасла будущее Петра Андреевича Гринева, его честь, его семью.
Честность, нравственность, чистота — основные черты характера Марьи Ивановны. Неслучайно повесть носит такое название - «Капитанская дочка». Марья Ивановна — любимый женский образ А.С.Пушкина.
3