СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 8 классе по теме «Гуманизм и историзм в произведении А. С. Пушкина»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературе в 8 классе

«Гуманизм  и историзм в произведении А. С. Пушкина»

 

ТИП УРОКА: обобщающий урок

ЦЕЛИ УРОКА:

Обучающий аспект: постичь суть произведения через внутренний мир героев; углубить понимание идейно-художественного богатства повести, воспитывать чуткость к образной стороне литературного произведения.

Развивающий аспект:  развивать умение определять жанр, тему, идею, проблематику, авторскую позицию, композицию произведения в целом; развивать навыки аргументированного устного выступления; развивать навыки работы с толковым словарём.

Воспитательный аспект: воспитание милосердия, честности, способствовать становлению активной нравственной позиции; прививать любовь к русской литературе; развитие способности к взаимодействию и сотрудничеству, формирование оценочного суждения.

Социокультурный аспект: расширить общий, социальный кругозор обучающихся, учить объективно оценивать культурные феномены.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

            Предметные: знать содержание романа «Капитанская дочка». Гринёв-жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова-нравственная красота героини. Швабрин-антигерой. Значение образа Савельича в романе. Фольклорные мотивы в романе. Авторская позиция в «Капитанской дочке». Композиция. Проблемы.

Метапредметные: 

- умение подчинять высказывание основной мысли и вычленять основной смысл;

 -умение анализировать текст с различных точек зрения и на основе разных параметров;

          - умение аргументировать, использовать приёмы доказательства, рассуждения, строя речевые высказывания;

- умение сформулировать проблему, выдвинуть предположение, задавать вопросы;

Личностные:

умение слушать и слышать собеседника;

-умение формулировать свою позицию в корректной и убедительной форме, проявляя       уважение к позиции и мнениям других людей.

Коммуникативные:

-умение строить связные высказывания в устной форме в соответствии с речевым (коммуникативным)  замыслом, речевыми жанрами, темой (предметом речи), языковыми и грамматическими нормами.

Регулятивные( рефлексивные)

 - умение контролировать свою речь с учётом коммуникативной ситуации, этических и социокультурных норм,

-умение прогнозировать восприятие собеседника,

- умение самостоятельно анализировать и оценивать свой текст (высказывание).

СЛОВАРНАЯ РАБОТА : честь , долг, гуманизм, историзм.

ТЕХНОЛОГИИ:   проблемного обучения, групповые, компьютерные, здоровьесберегающие.

МЕТОДЫ: аналитическая беседа, индивидуальные задания, объяснения учителя, работа со словарями, выполнение упражнений, словарная работа, самостоятельная работа.

ФОРМЫ: коллективная, частично- групповая, индивидуальная, блиц-опрос, беседа, тестирование.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:

 литература-история- изобразительное искусство

ОБОРУДОВАНИЕ:

учебник «Литература. 8класс», портрет А. С. Пушкина, Екатерины Второй , Пугачёва, презентация: иллюстрации к повести «Капитанская дочка», фрагменты одноименного художественного фильма, иллюстративно-раздаточный материал к повести «Капитанская дочка», оценочный лист, рисунки обучающихся, словарь Даля.

ХОД  УРОКА:

 I. Организационный момент. Психологическая установка. Мотивация.

(Мобилизация внимания, дисциплина, приветствие)

II. Проверка домашнего задания.

1)Конкурс «Мозговой штурм» ( по группам):1)Имя отца Гринева? (Андрей Петрович); 2)Служил при графе? (Минихе) 3)Сколько было деревень и в какой губернии? (1, в Симбирской) 4) Сыну был пожалован в дядьки (стремянный Савельич) 5)Выучился Петруша грамоте (на 12 году) 6) … и мог очень здраво судить о (свойствах борзого кобеля) 7) Был нанят француз (мосье Бопре) 8)… который в отечестве своём был (парикмахером) 9)В Пруссии (солдатом) 10) … а потом приехал в Россию, чтобы (стать учителем, не очень понимая значения этого слова)  11)Батюшка вошёл на урок (географии); 12)В это время Гринёв (прилаживал мочальный хвост к мысу Доброй Надежды); 13)А Бопре (спал на кровати сном невинности);14) Капитан Миронов и его жена были люди самые (почтенные); 15) В Марье Ивановне я нашёл (благоразумную и чувствительную девушку) 16) Швабрин сказал Гринёву: «Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо стишков подари ей…» (пару серёг).

2)Анализ эпизодов.

3) Рисунки обучающихся, комментарии.

II. Самостоятельное формулирование обучающимися темы. Целеполагание.

Изучение какого произведения  мы завершили?

 Ответы учеников: Реалистический  роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Учитель :Мы прочли последнее большое произведение А.С. Пушкина, можно сказать «духовное завещание» , которое было завершено 19 октября 1836 г.

        Сегодня завершающий урок по данной теме. Следовательно, какова тема сегодняшнего урока?

Ответы учеников: Итоговый урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» .

 Гуманизм и историзм в повести А.С. Пушкина.

 III. Проблемный вопрос.

В чём заключается гуманизм и историзм в произведении А.С.Пушкина?

IV. Словарная работа. Работа со словарями.

(Гуманизм и историзм)

V.  Фронтальный опрос. Индивидуальная работа.

                                                                                  Угас, как  светоч, дивный  гений,                

                                                                                  Увял  торжественный  венок.                             

                                                                                                                          М. Ю. Лермонтов.

Учитель: О ком эти строки?

Ответы учеников: М. Ю. Лермонтов, 200-летний юбилей которого праздновали в этом году,                                       сказал об А. С. Пушкине.

Учитель: Назовите годы жизни А. С. Пушкина.

Ответы учеников: 1799 – 1837

Учитель: Как связана биография А. С. Пушкина с историей Бельского края?

Ответы учеников (индивидуальное сообщение): 215 лет прошло со дня рождения А. С. Пушкина.

          В 1603 г. Царь Василий Шуйский послал воеводой в Бельскую крепость Гаврилу Григорьевича Пушкина, предка знаменитого поэта. Поиски сведений о Гавриле Пушкине привели Александра Сергеевича в Погорелое городище около Ржева. В нашем городе  А.С. Пушкин не бывал. Гаврилу Григорьевича поэт точно изобразил в трагедии «Борис Годунов».

                   ( Из книги Черкашиных А.А. и Л.А. « Тысячелетнее древо А. С. Пушкина: корни и крона».

Для Пушкина важно всё, что связано с историей, с  предками, дедами.)

 Учитель: Пушкин  говорил: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».

 У каждого из нас – свой Пушкин, остающийся в то же время одним для всех. Его помнят все: взрослые и дети . Почему?

Ответы учеников: Особенно важно, жизнь в  поэзии А.С. Пушкина и прозе изображена на таком высоком, исключительно гармоничном, идеальном  уровне, что читать его произведения- одно удовольствие.

Учитель :

 Назовите  только те произведения, автором  которых является  А. С. Пушкин? (Проверьте себя)

Какие ещё произведения А.С.Пушкина вам известны?

VI. Эпиграф.

              Пушкин… написал «Капитанскую  дочку», решительно лучшее русское                          произведение в повествовательном роде. (Н. В. Гоголь) .

Как вы понимаете смысл высказывания?

VII. Актуализация опорных знаний.

Учитель : Понравилось ли вам произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка» ? Актуально ли для вас изучение произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка»?

Ответы учеников: Пушкин показывает жизнь во всей полноте, произведение указывает правильный путь в жизни, путь милосердия и любви к человеку.

    Учитель : Надо сказать, что «Капитанская дочка» для многих талантливых людей является символом совершенного искусства.

 Вспомните высказывания о произведении великих людей?

Ответы учеников:  

 В. Г. Белинский писал: «Капитанская дочка»- нечто вроде «Онегина» в прозе. Поэт изображает в ней нравы русского общества в царствование Екатерины. Многие картины по верности, истине содержания и мастерству изложения- чудо совершенства.

Ответы учеников : Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» считается вершиной творчества писателя. В ней автор затронул многие важные вопросы - долга и чести, смысла человеческой жизни, любви.

Учитель: Чтобы правильно понять произведение и оценить поступки героев, надо обратиться к тому времени , о котором рассказал Пушкин в своей повести. В какое время происходят события повести? Какие  исторические  события  легли в  основу  повести? Ответы учеников : «Капитанская дочка» - историческая повесть Александра Сергеевича Пушкина, посвящённая событиям Крестьянской войны 1773—1775 годов под предводительством Емельяна Пугачёва, в основу произведения легло крупное событие из истории России II половины 18 века – Пугачёвское восстание.

1765 год- «Указ о праве помещиков отдавать крепостных крестьян на каторгу»

1767 год - «Указ о запрещении крестьянам жаловаться на помещиков»  

Учитель :

Расскажите об истории создания А. С. Пушкина «Капитанская дочка?»

Ответы учеников : «Капитанская дочка» написана кратким, простым и точным языком. В пушкинских черновых вариантах сохранилось шесть различных планов повести «Капитанская дочка».В черновых вариантах появляется  главный герой Шванович (или Шванвич ),Баширин, Валуев, но и это было отвергнуто автором. Наконец появляется герой, который станет главным в окончательном тексте романа – Гринёв.

Учитель:  Назовите жанр произведения.

Ответы учеников : Произведение «Капитанская дочка» можно назвать и романом, и повестью.

УчительСам Пушкин назвал «Капитанскую дочку» повестью.

Литературоведы относят произведение к реалистическому  роману.

Вывод: о жанре произведения можно спорить. Но мы видим в нём и одно, и другое, как в жизни. Пушкин помогает увидеть эту жизнь во всей её полноте, понять, что в ней хорошо, а что плохо, осознать жизнь как течение истории. Ваше будущее зависит от того, что происходит в настоящем.

- Чем был вызван интерес А.С. Пушкина к истории Пугачёвского восстания? Что же известно нам о работе Пушкина над материалами пугачёвского восстания?

Ответы учеников : В 1833 году Пушкин начинает изучать архивные материалы о пугачёвском бунте ,проехал по следующему маршруту: Тверь- Москва-Нижний Новгород- Казань- Симбирск- Оренбург- Уральск.

Учитель : Какова авторская позиция в  романе «Капитанская  дочка?»

Ответы учеников : Пушкин и Гринёв. Существуют три точки зрения.

        1.По мнению Гергия Александровича Лесскис, Гринёв-единственный положительный эпический герой.

        2.Сторонников второй точки зрения много: от Белинского до  М.И. Цветаевой.

          Образ Гринёва- продолжение темы рядого человека, «ничтожного героя». Главный герой –Пугачёв.

        3 Самая убедительная точка зрения Ю. Лотмана. Гринёв интересен тем, что способен встать над двумя враждующими мирами. Он способен подняться над схваткой во имя общечеловеческих ценностей. Мысль, которую вложил Пушкин в уста Гринёва, ему дорога. «Молодой человек! – как будто с завещанием обращается к нам Пушкин, - если записки мои попадут в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений». Ну и, конечно, это знаменитое место о русском бунте: «Не приведи Бог видеть русский бунт –бессмысленный и беспощадный. Позднее, через 30-40 лет Достоевский вложил свои мысли в уста героев, но Пушкин это сделал первым.

 Учитель : Какова основная идея  произведения А. С. Пушкина « Капитанской дочки»?

Ответы учеников: При всяких потрясениях особенно значимо нравственное начало в человеке, умение принимать решения по совести даже в моменты личной опасности, потому что в будущем это даст неизмиримо большую свободу.

Учитель : Какова тема произведения А. С. Пушкина « Капитанской дочки»?

Ответы учеников: Темой «Капитанской дочки» является судьба двух молодых людей.

Учитель : Какова проблематика в произведении « Капитанская  дочка»?

Ответы учеников:  Проблема чести, долга и милосердия; проблема личности в истории; проблема роли народа в истории; проблема власти; проблема семейных ценностей; проблема  нравственного выбора.      

Учитель :

- Какие  строки  стали эпиграфом к произведению: «Береги честь смолоду» .  - Какой смысл несут в себе эти строки? Что имел в виду поэт, когда говорил о чести? Только ли верность воинской присяге? Ответы учеников: Пословицей «Береги честь смолоду» писатель хотел сказать, что уже с раннего возраста надо думать о поступках и соотносить их с лучшими образцами.

Учитель: Как вы понимаете лексическое значение ЧЕСТЬ?(См. словарь В. И. Даля, С.И. Ожегова)

Учитель:  Какое из значений слова имеет в виду Пушкин, используя эту пословицу в качестве эпиграфа? Какое значение господствует и применимо к образу главного героя?

Ответы учеников: Слово может быть использовано во всех значениях, но больше всего подходит: достойные уважения и гордости моральные качества и принципы . 

Учитель:От чьего лица ведётся повествование в «Капитанской дочке»?

Ответы учеников: Все события даются с точки зрения Гринёва, несут на себе печать его убеждений.

Учитель: Вспомните главных  героев произведения А.С. Пушкина? Охарактеризуйте.

     Гринёв – благородство, любовь, доброта, честь, смелость, долг.

     Маша – любовь, целомудрие, честь, чистота, верность, благородство, честность.

     Швабрин – трусость, предательство, ложь, низость, насилие, властолюбие.

     Пугачёв – бунт, насилие, властолюбие, помощь, щедрость, храбрость.

 VIII. Просмотр видиоролика.

 Какова композиция? Назовите кульминацию.

 IX.  Закрепление изученного материала

Учитель:

Узнай героя по цитате?

1.«Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни. Я воображал себя офицером гвардии, что по мнению моему, было верхом благополучия человеческого»  (Гринёв)

2. « Но я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принуждён я был скрываться от своих недругов.» ( Пугачёв)

3. «А мне легче было бы умереть, нежели сделаться женою такого человека… Он обходится со мною очень жестоко и грозится, коли не одумаюсь и не соглашусь, то привезёт меня в лагерь к злодею.» ( Слова Маши Мироновой)

4. «Это значит, что ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей  пару серёг…» ( Швабрин)

5. «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолиция, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачёсанными за уши, которые у ней так и горели. ( Маша Миронова)

 

. VIII. Итог урока . Комментирование оценок.

       Учитель: Почему же произведение о таких далёких событиях читается с неослабевающим интересом и не оставила вас равнодушными?

Ответы учеников: Вопросы, которые ставит и решает герой не устаревают; честь, благородство, любовь, верность – понятия вне времени. Уроки, усвоенные Гринёвым, становятся и нашим жизненным опытом.     

 Учитель: Как  выразился гуманизм и историзм в произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка»?

Вывод: История помогает делать выводы, а литература указывает путь милосердия, любви к человеку.

IX. Рефлексивно-оценочный  этап. 

IX. На дом: написать сочинение  по произведению А.С.Пушкина.  

Литературовед Т. Алпатова пишет: ««Капитанская дочка» - «это первый русский реалистический роман о том, чего могло не быть, и просто – быть не могло. Роман о чуде,  совершаемом любовью». Да, всего этого могло на самом деле не быть, скорее всего, не могло быть. Но гуманистическая мысль Пушкина заставляет и владык мира снисходить к бедам маленьких людей и, преклоняясь перед силой любви, творить добро.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 8 классе по теме «Гуманизм и историзм в произведении А. С. Пушкина»»


Конспект урока по литературе в 8 классе

«Гуманизм и историзм в произведении А. С. Пушкина»


ТИП УРОКА: обобщающий урок

ЦЕЛИ УРОКА:

Обучающий аспект: постичь суть произведения через внутренний мир героев; углубить понимание идейно-художественного богатства повести, воспитывать чуткость к образной стороне литературного произведения.

Развивающий аспект:  развивать умение определять жанр, тему, идею, проблематику, авторскую позицию, композицию произведения в целом; развивать навыки аргументированного устного выступления; развивать навыки работы с толковым словарём.

Воспитательный аспект: воспитание милосердия, честности, способствовать становлению активной нравственной позиции; прививать любовь к русской литературе; развитие способности к взаимодействию и сотрудничеству, формирование оценочного суждения.

Социокультурный аспект: расширить общий, социальный кругозор обучающихся, учить объективно оценивать культурные феномены.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  Предметные: знать содержание романа «Капитанская дочка». Гринёв-жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова-нравственная красота героини. Швабрин-антигерой. Значение образа Савельича в романе. Фольклорные мотивы в романе. Авторская позиция в «Капитанской дочке». Композиция. Проблемы.

Метапредметные: 

- умение подчинять высказывание основной мысли и вычленять основной смысл;

-умение анализировать текст с различных точек зрения и на основе разных параметров;

- умение аргументировать, использовать приёмы доказательства, рассуждения, строя речевые высказывания;

- умение сформулировать проблему, выдвинуть предположение, задавать вопросы;

Личностные:

умение слушать и слышать собеседника;

-умение формулировать свою позицию в корректной и убедительной форме, проявляя уважение к позиции и мнениям других людей.

Коммуникативные:

-умение строить связные высказывания в устной форме в соответствии с речевым (коммуникативным) замыслом, речевыми жанрами, темой (предметом речи), языковыми и грамматическими нормами.

Регулятивные( рефлексивные)

- умение контролировать свою речь с учётом коммуникативной ситуации, этических и социокультурных норм,

-умение прогнозировать восприятие собеседника,

- умение самостоятельно анализировать и оценивать свой текст (высказывание).

СЛОВАРНАЯ РАБОТА : честь , долг, гуманизм, историзм.

ТЕХНОЛОГИИ:   проблемного обучения, групповые, компьютерные, здоровьесберегающие.

МЕТОДЫ: аналитическая беседа, индивидуальные задания, объяснения учителя, работа со словарями, выполнение упражнений, словарная работа, самостоятельная работа.

ФОРМЫ: коллективная, частично- групповая, индивидуальная, блиц-опрос, беседа, тестирование.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:

литература-история- изобразительное искусство

ОБОРУДОВАНИЕ:

учебник «Литература. 8класс», портрет А. С. Пушкина, Екатерины Второй , Пугачёва, презентация: иллюстрации к повести «Капитанская дочка», фрагменты одноименного художественного фильма, иллюстративно-раздаточный материал к повести «Капитанская дочка», оценочный лист, рисунки обучающихся, словарь Даля.

ХОД  УРОКА:

I. Организационный момент. Психологическая установка. Мотивация.

(Мобилизация внимания, дисциплина, приветствие)

II. Проверка домашнего задания.

1)Конкурс «Мозговой штурм» ( по группам):1)Имя отца Гринева? (Андрей Петрович); 2)Служил при графе? (Минихе) 3)Сколько было деревень и в какой губернии? (1, в Симбирской) 4) Сыну был пожалован в дядьки (стремянный Савельич) 5)Выучился Петруша грамоте (на 12 году) 6) … и мог очень здраво судить о (свойствах борзого кобеля) 7) Был нанят француз (мосье Бопре) 8)… который в отечестве своём был (парикмахером) 9)В Пруссии (солдатом) 10) … а потом приехал в Россию, чтобы (стать учителем, не очень понимая значения этого слова) 11)Батюшка вошёл на урок (географии); 12)В это время Гринёв (прилаживал мочальный хвост к мысу Доброй Надежды); 13)А Бопре (спал на кровати сном невинности);14) Капитан Миронов и его жена были люди самые (почтенные); 15) В Марье Ивановне я нашёл (благоразумную и чувствительную девушку) 16) Швабрин сказал Гринёву: «Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо стишков подари ей…» (пару серёг).

2)Анализ эпизодов.

3) Рисунки обучающихся, комментарии.

II. Самостоятельное формулирование обучающимися темы. Целеполагание.

Изучение какого произведения мы завершили?

Ответы учеников: Реалистический роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Учитель :Мы прочли последнее большое произведение А.С. Пушкина, можно сказать «духовное завещание» , которое было завершено 19 октября 1836 г.

Сегодня завершающий урок по данной теме. Следовательно, какова тема сегодняшнего урока?

Ответы учеников: Итоговый урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» .

Гуманизм и историзм в повести А.С. Пушкина.

III. Проблемный вопрос.

В чём заключается гуманизм и историзм в произведении А.С.Пушкина?

IV. Словарная работа. Работа со словарями.

(Гуманизм и историзм)

V. Фронтальный опрос. Индивидуальная работа.

Угас, как светоч, дивный гений,

Увял торжественный венок.

М. Ю. Лермонтов.

Учитель: О ком эти строки?

Ответы учеников: М. Ю. Лермонтов, 200-летний юбилей которого праздновали в этом году, сказал об А. С. Пушкине.

Учитель: Назовите годы жизни А. С. Пушкина.

Ответы учеников: 1799 – 1837

Учитель: Как связана биография А. С. Пушкина с историей Бельского края?

Ответы учеников (индивидуальное сообщение): 215 лет прошло со дня рождения А. С. Пушкина.

В 1603 г. Царь Василий Шуйский послал воеводой в Бельскую крепость Гаврилу Григорьевича Пушкина, предка знаменитого поэта. Поиски сведений о Гавриле Пушкине привели Александра Сергеевича в Погорелое городище около Ржева. В нашем городе А.С. Пушкин не бывал. Гаврилу Григорьевича поэт точно изобразил в трагедии «Борис Годунов».

( Из книги Черкашиных А.А. и Л.А. « Тысячелетнее древо А. С. Пушкина: корни и крона».

Для Пушкина важно всё, что связано с историей, с предками, дедами.)

Учитель: Пушкин говорил: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».

У каждого из нас – свой Пушкин, остающийся в то же время одним для всех. Его помнят все: взрослые и дети . Почему?

Ответы учеников: Особенно важно, жизнь в поэзии А.С. Пушкина и прозе изображена на таком высоком, исключительно гармоничном, идеальном уровне, что читать его произведения- одно удовольствие.

Учитель :

Назовите только те произведения, автором которых является А. С. Пушкин? (Проверьте себя)

Какие ещё произведения А.С.Пушкина вам известны?

VI. Эпиграф.

Пушкин… написал «Капитанскую дочку», решительно лучшее русское произведение в повествовательном роде. (Н. В. Гоголь) .

Как вы понимаете смысл высказывания?

VII. Актуализация опорных знаний.

Учитель : Понравилось ли вам произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка» ? Актуально ли для вас изучение произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка»?

Ответы учеников: Пушкин показывает жизнь во всей полноте, произведение указывает правильный путь в жизни, путь милосердия и любви к человеку.

Учитель : Надо сказать, что «Капитанская дочка» для многих талантливых людей является символом совершенного искусства.

Вспомните высказывания о произведении великих людей?

Ответы учеников:

В. Г. Белинский писал: «Капитанская дочка»- нечто вроде «Онегина» в прозе. Поэт изображает в ней нравы русского общества в царствование Екатерины. Многие картины по верности, истине содержания и мастерству изложения- чудо совершенства.

Ответы учеников : Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» считается вершиной творчества писателя. В ней автор затронул многие важные вопросы - долга и чести, смысла человеческой жизни, любви.

Учитель: Чтобы правильно понять произведение и оценить поступки героев, надо обратиться к тому времени , о котором рассказал Пушкин в своей повести. В какое время происходят события повести? Какие исторические события легли в основу повести? Ответы учеников : «Капитанская дочка» - историческая повесть Александра Сергеевича Пушкина, посвящённая событиям Крестьянской войны 1773—1775 годов под предводительством Емельяна Пугачёва, в основу произведения легло крупное событие из истории России II половины 18 века – Пугачёвское восстание.

1765 год- «Указ о праве помещиков отдавать крепостных крестьян на каторгу»

1767 год - «Указ о запрещении крестьянам жаловаться на помещиков»  

Учитель :

Расскажите об истории создания А. С. Пушкина «Капитанская дочка?»

Ответы учеников : «Капитанская дочка» написана кратким, простым и точным языком. В пушкинских черновых вариантах сохранилось шесть различных планов повести «Капитанская дочка».В черновых вариантах появляется главный герой Шванович (или Шванвич ),Баширин, Валуев, но и это было отвергнуто автором. Наконец появляется герой, который станет главным в окончательном тексте романа – Гринёв.

Учитель: Назовите жанр произведения.

Ответы учеников : Произведение «Капитанская дочка» можно назвать и романом, и повестью.

УчительСам Пушкин назвал «Капитанскую дочку» повестью.

Литературоведы относят произведение к реалистическому роману.

Вывод: о жанре произведения можно спорить. Но мы видим в нём и одно, и другое, как в жизни. Пушкин помогает увидеть эту жизнь во всей её полноте, понять, что в ней хорошо, а что плохо, осознать жизнь как течение истории. Ваше будущее зависит от того, что происходит в настоящем.

- Чем был вызван интерес А.С. Пушкина к истории Пугачёвского восстания? Что же известно нам о работе Пушкина над материалами пугачёвского восстания?

Ответы учеников : В 1833 году Пушкин начинает изучать архивные материалы о пугачёвском бунте ,проехал по следующему маршруту: Тверь- Москва-Нижний Новгород- Казань- Симбирск- Оренбург- Уральск.

Учитель : Какова авторская позиция в романе «Капитанская дочка?»

Ответы учеников : Пушкин и Гринёв. Существуют три точки зрения.

1.По мнению Гергия Александровича Лесскис, Гринёв-единственный положительный эпический герой.

2.Сторонников второй точки зрения много: от Белинского до М.И. Цветаевой.

Образ Гринёва- продолжение темы рядого человека, «ничтожного героя». Главный герой –Пугачёв.

3 Самая убедительная точка зрения Ю. Лотмана. Гринёв интересен тем, что способен встать над двумя враждующими мирами. Он способен подняться над схваткой во имя общечеловеческих ценностей. Мысль, которую вложил Пушкин в уста Гринёва, ему дорога. «Молодой человек! – как будто с завещанием обращается к нам Пушкин, - если записки мои попадут в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений». Ну и, конечно, это знаменитое место о русском бунте: «Не приведи Бог видеть русский бунт –бессмысленный и беспощадный. Позднее, через 30-40 лет Достоевский вложил свои мысли в уста героев, но Пушкин это сделал первым.

Учитель : Какова основная идея произведения А. С. Пушкина « Капитанской дочки»?

Ответы учеников: При всяких потрясениях особенно значимо нравственное начало в человеке, умение принимать решения по совести даже в моменты личной опасности, потому что в будущем это даст неизмиримо большую свободу.

Учитель : Какова тема произведения А. С. Пушкина « Капитанской дочки»?

Ответы учеников: Темой «Капитанской дочки» является судьба двух молодых людей.

Учитель : Какова проблематика в произведении « Капитанская дочка»?

Ответы учеников: Проблема чести, долга и милосердия; проблема личности в истории; проблема роли народа в истории; проблема власти; проблема семейных ценностей; проблема нравственного выбора.

Учитель :

- Какие строки стали эпиграфом к произведению: «Береги честь смолоду» . 
- Какой смысл несут в себе эти строки? Что имел в виду поэт, когда говорил о чести? Только ли верность воинской присяге?
Ответы учеников: Пословицей «Береги честь смолоду» писатель хотел сказать, что уже с раннего возраста надо думать о поступках и соотносить их с лучшими образцами.

Учитель: Как вы понимаете лексическое значение ЧЕСТЬ?(См. словарь В. И. Даля, С.И. Ожегова)

Учитель: Какое из значений слова имеет в виду Пушкин, используя эту пословицу в качестве эпиграфа? Какое значение господствует и применимо к образу главного героя?

Ответы учеников: Слово может быть использовано во всех значениях, но больше всего подходит: достойные уважения и гордости моральные качества и принципы . 

Учитель:От чьего лица ведётся повествование в «Капитанской дочке»?

Ответы учеников: Все события даются с точки зрения Гринёва, несут на себе печать его убеждений.

Учитель: Вспомните главных героев произведения А.С. Пушкина? Охарактеризуйте.

Гринёв – благородство, любовь, доброта, честь, смелость, долг.

Маша – любовь, целомудрие, честь, чистота, верность, благородство, честность.

Швабрин – трусость, предательство, ложь, низость, насилие, властолюбие.

Пугачёв – бунт, насилие, властолюбие, помощь, щедрость, храбрость.

VIII. Просмотр видиоролика.

Какова композиция? Назовите кульминацию.

IX. Закрепление изученного материала

Учитель:

Узнай героя по цитате?

1.«Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни. Я воображал себя офицером гвардии, что по мнению моему, было верхом благополучия человеческого» (Гринёв)

2. « Но я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принуждён я был скрываться от своих недругов.» ( Пугачёв)

3. «А мне легче было бы умереть, нежели сделаться женою такого человека… Он обходится со мною очень жестоко и грозится, коли не одумаюсь и не соглашусь, то привезёт меня в лагерь к злодею.» ( Слова Маши Мироновой)

4. «Это значит, что ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серёг…» ( Швабрин)

5. «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолиция, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачёсанными за уши, которые у ней так и горели. ( Маша Миронова)


. VIII. Итог урока . Комментирование оценок.

Учитель: Почему же произведение о таких далёких событиях читается с неослабевающим интересом и не оставила вас равнодушными?

Ответы учеников: Вопросы, которые ставит и решает герой не устаревают; честь, благородство, любовь, верность – понятия вне времени. Уроки, усвоенные Гринёвым, становятся и нашим жизненным опытом.

Учитель: Как выразился гуманизм и историзм в произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка»?

Вывод: История помогает делать выводы, а литература указывает путь милосердия, любви к человеку.

IX. Рефлексивно-оценочный этап. 

IX. На дом: написать сочинение по произведению А.С.Пушкина.  

Литературовед Т. Алпатова пишет: ««Капитанская дочка» - «это первый русский реалистический роман о том, чего могло не быть, и просто – быть не могло. Роман о чуде, совершаемом любовью». Да, всего этого могло на самом деле не быть, скорее всего, не могло быть. Но гуманистическая мысль Пушкина заставляет и владык мира снисходить к бедам маленьких людей и, преклоняясь перед силой любви, творить добро.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!