СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вопрос 23. Автор и рассказчик, отличие их позиций в оценке событий восстания Пугачева. Образ Пугачёва

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассматриваются вопросы: 1. Автор и рассказчик, отличие их позиций в оценке событий восстания Пугачева. 2. Какие  критические   идеи  выражены автором  при общей характеристике причин восстания? 3. Какие сильные и слабые стороны крестьян. восстания  показал Пушкин  в своей повести? 4. Почему в разных главах рассказ­чик называет Пугачева по-разному? 5. Что общего и различного в описании Пугачева в главе «Вожатый» и в гла­ве «Приступ»? 6. Образ Пугачева в «Ка­питанской дочке» и в «Истории Пугачева». 7. Речевая характеристика Пугачёва.

 

Просмотр содержимого документа
«Вопрос 23. Автор и рассказчик, отличие их позиций в оценке событий восстания Пугачева. Образ Пугачёва»

Вопрос № 23. Автор и рассказчик, отличие их позиций в оценке событий восстания Пугачева


  1. Какие критические идеи выражены автором при общей характеристике причин восстания?

При изложении непосред. повода к восстанию Пушкин в «К.д.» оказывается очень лаконичным. Более подробно этот вопрос освещен им в I главе «История Пугачёва», где Пушкин описывает непрерывные притеснении яицких казаков и насилий над ними со стороны чиновников царского правительства.

2. Кто принимал участие в Пугачёвском восстании?

1) казачество.

2) малые народы, жившие между Волгой и Уралом (башкиры и др.)

3) крепостные крестьяне

4) солдаты, которые набирались из крепостных крестьян

5) рабочие уральских заводов.

3. Какие сильные и слабые стороны крестьян. восстания показал Пушкин в своей повести?

С одной стороны, непримиримую ненависть народа к дворянству, стремление народа уничтожить крепостническое государство, способность народа к вооружённому восстанию. С другой стороны, в повести вскрыта и слабость крестьянской революции — её стихийность, недостаточная организованность, мо­нархические предрассудки (мечты о «народном царе»).

  1. «Мужичок», «страшный мужик», «вожа­тый », « мой бродяга», « самозванец »... Продолжите ряд и объясните, почему в разных главах рассказ­чик называет Пугачева по-разному?

В первых главах повести Пугачев — вожатый, чело­век, который помог Гриневу выбраться из бурана. «Сметливость и тонкость чутья» отмечает герой в новом знакомце, главной чертой портрета становятся «свер­кающие глаза».

В последующих главах Пугачев для Гринева — не­примиримый враг, предводитель бунтовщиков. Герой встает на «сословную» точку зрения о нем и потому на­зывает его «разбойник» (в главе «Пугачевщина»), «пред­водитель мятежников» (в главе «Приступ»), «мошен­ник» (в главе «Незваный гость»), «Злодей и самозва­нец» — так назван Пугачев в бумаге, пришедшей в Белогорскую крепость из Оренбурга; «мошенником» и «со­бачьим сыном» называет его Василиса Егоровна; слова «вор и самозванец» обращает к нему раненый Иван Кузьмич; «бездельник Пугачев» — говорит о нем орен­бургский генерал. (Но для тех, кто окружал Пу­гачева, он «батюшка», «персона знатная».)

Позже рассказчик, как правило, на­зывает его Пугачев, реже — «самозванец», «разбой­ник». Милосердие Пугачева, чел. отношения, которые связывают его с главным героем, не позволяют Гриневу смотреть на него только как на бунтовщика и врага: «Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расста­ваясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня» (в главе «Сирота»).

  1. Что общего и различного в описании Пугачева в главе «Вожатый» и в гла­ве «Приступ»?

«Сверкающие глаза» и «жилистые мужицкие руки» — вот что объединяет Пугачева-вожатого и Пугачева-ца­ря. В главе «Вожатый» — «лицо его имело выраже­ние довольно приятное, но плутовское», в главе «При­ступ» его характеризует грозный взгляд, мрачное выра­жение лица с нахмуренными бровями. Позже — в главе «Незваный гость» рассказчик опять отметит «удиви­тельное выражение плутовства и насмешливости» на ли­це Пугачева с «довольно приятными» чертами; в главе «Мятежная слобода» при встрече с Гриневым исчезнет «поддельная важность» Пугачева. Человеческая, истин­ная суть проступает сквозь наносное, диктуемое положе­нием.

6. Каков смысл эпизода рас­правы над семьей капитана Миронова в контексте всей повести? Сцена жестокой расправы показывает, что даже ес­ли Пугачев не хочет убивать всех этих людей, он обязан подчиниться желанию толпы, раз уж он встал во главе бунта и называет себя царем.

7. Почему после победы в Белогорской крепос­ти Пугачев и его единомышленники поют бурлац-кую песню «Не шуми, мати зеленая дубровушка»? Прокомментируйте: «Невоз­можно рассказать, какое действие произвела на ме­ня эта простонародная песня про виселицу, распе­ваемая людьми, обреченными виселице. Их гроз­ные лица, стройные голоса, унылое выражение — все потрясало меня каким-то пиитиче­ским ужасом». В каких еще эпизодах возникает мотив смерти и обреченности?

Пушкинский Пугачев с самого начала понимает, чем может закончиться для него «период его царствования». Именно в народной песне, в сказке выражаются сокровенные мысли Пугачева. Дважды в повести вспоминает он Гришку Отрепьева: «Так ты не веришь, чтоб я был государь Петр Федорович?.. А разве нет удачи удалому? Разве в старину Гришка Отрепьев не царствовал?».

8. Почему Пугачев помогает Гриневу? Как он сам объясняет свой поступок? Почему ему важно восста­новить справедливость в истории Маши Мироновой?

С самого начала Пугачев видит в Гриневе не просто дворянина и потому врага. Сначала Савельич напомина­ет ему о «милости» Петра Андреевича, и Пугачев с «цар­ским размахом» выражает свою благодарность. Позже — уважение к искренности, смелости Гринева, к его чести, верности долгу опять заслоняет сословную ненависть. «Казнить так казнить, миловать так миловать», — гово­рит Пугачев.

«Кто из моих людей смеет обижать сироту? — закри­чал он. — Будь он семи пядей по лбу, а от суда моего не уйдет». Сильный, грозный, справедливый и щедрый — таким должен быть настоящий царь в представлении Пугачева, т. е. в народном представлении вообще.

9. Где происходит последняя встреча Гринева и Пугачева? Почему Г. присутствует на казни Пугачева? Гринев идет на казнь Пугачева потому, что он хочет проститься с челове­ком, с которым у него были человеческие отношения. Сочувствие, благодарность и прощение — такие чувства побудили Гринева к этому поступку.

10. Как вы думаете, в каких значениях в «Капи­танской дочке» употреблено слово «буран»?

Буран — непогода, метель, во время которой проис­ходит первая встреча Гринева с Пугачевым; буран — это судьба главного героя, захваченного вихрем историче­ских событий; буран — это мужицкий бунт, «бессмыс­ленный и беспощадный», обреченный на «затихание».

11. Пугачев — палач или жертва, государь, облеченный властью, или игруш­ка в руках толпы? Сравнить образ Пугачева в «Ка­питанской дочке» и в «Истории Пугачева».

Образ Пугачева в «Капитанской дочке» неоднозна­чен. 1) Он «государь», «предводитель» в глазах своих подчиненных, грозный и жестокий для врагов (расправа над защитниками Белогорской крепости), «изверг и злодей» для дворян, и, тем самым, крестьянский заступник. 2) Встав во главе бунта, он невольно становится заложником пред­водительствуемой им толпы. Отноше­ния Пугачева и его шайки при появлении Гринева чем-то напоминают игру: «Пугачев сидел под образами, в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась. Около него стояло несколько из главных его товарищей, с видом притворного подобострастия». По­могая Гриневу, Пугачев уже идет против воли едино­мышленников: «...мои ребята смотрели на тебя косо; а старик и сегодня настаивал на том, что ты шпион и что надобно тебя пытать и повесить; но я не согласился...» Он сознается: «Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо во­стро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою».

В главе «Сирота» эта тема находит свое про­должение: «Сам ты рассуди, — отвечал я ему, — можно ли было при твоих людях объявить, что дочь Миронова жива. Да они бы ее загрызли. Ничто ее бы не спасло!» «И то правда, — сказал смеясь Пугачев. — Мои пьяницы не пощадили бы бедную девушку. Хорошо сделала ку­мушка-попадья, что обманула их».

Человеческие чувст­ва: уважение к Гриневу, жалость и сострадание к бедной сироте — оказываются выше, значимее той роли, которая предписывается Пугачеву его статусом, властью.

Не случайно, расставаясь с Пугачевым, Гринев «пла­менно желал вырвать его из среды злодеев, которыми он предводительствовал, и спасти его голову, пока еще бы­ло время». Пугачев выделяется из толпы единомышлен­ников не своим положением в ней, а, напротив, чел. качествами, противопост. его этой толпе.

В «Истории Пугачева» предводитель бунта показан только как историческое лицо. Он более жесток, более зависим от окружающих его «сподвижников». Милосер­дие и сострадание к людям «противоположного» поли­т. лагеря отличает Пугачева из «К. д.». В этой повести предметом худ. исследования становится личность Пугачева (тогда как предметом исторической хроники Пушкина является скорее сам бунт, чем его предводитель). Худ. образ Пугачева, с одной стороны, неразрывно свя­зан с проблемой власти и милосердия, с другой стороны, интересен как собирательный образ рус. разбойни­ка.

Бесшабаш­ная удаль, желание не богатства, не власти даже, а сво­еволия, известности народной, славы небывалой, готов­ность вызов бросить не только «великому государю», но и судьбе самой, самой смерти — вот что составляет главную черту этого народного характера, сложившего­ся в условиях полудикого, деспотического и более по букве, чем по духу, христианского московского бытия.

12. Сравнить воен. совет пугачёвцев в Белогорской крепости («Незва­ный гость») и в Оренбурге

Члены военного совета при генерале совершенно без­ликие, за исключением разве что директора таможни. Сподвижники Пугачева — личности, чьи характеры вы­зывают интерес Гринёва. За их словами — не только точка зрения на судьбу оренбургского офицера, но и жизненная позиция. И Белобородов, и Хлопуша позво­ляют себе спорить с Пугачевым, их обсуждение гораздо живее регламентированного, «проходящего по прави­лам» оренбургского военного совета.

Пугачев и его единомышленники более решительны. Генерал и чиновники пассивны. Пугачев, не колеблясь, решает ехать с Гриневым в Белогорскую крепость, что­бы восстановить справедливость, тогда как оренбургский генерал может только посетовать: «Аи! Аи! Аи!.. Что будет с бедною девушкою?»

Безусловно, речь генерала, наполненная професси­ональными словами и оборотами («наступательно», «оборонительно», «действие наступательное представ­ляет более надежды на скорейшее истребление неприя­теля», «подайте голоса по законному порядку», «мнение сие основано на всех правилах здравой тактики» и т. п.) отличается от разговорной речи Пугачева («Ась, ваше благородие? Фельдмаршал мой, кажется, говорит дело», «господа енералы» и т. п.).

Если рассматривать военный совет в Белогорской крепости, то различия с советом в Оренбурге будут еще более явственными: Пугачев общается с казаками на равных (то графом, то Тимофеичем, то дядюшкой назы­вает он одного из своих товарищей), «военный совет» проходит довольно живо, не без хвастовства и споров да­же с самим Пугачевым. Именно здесь возникает реше­ние идти на Оренбург (как результат хвастовства и опья­нения от успехов). И в конце совета — бурлацкая песня: грустная и заунывная. Естественность поведения каза­ков противопоставлена «формализованному» поведению оренбургских чиновников. Не случайно пылкий Гринев «чуть не плачет с досады», вспоминая решение военного совета.

13. Речевая характеристика Пугачёва

«Господа енералы! — провозгласил важно Пугачев. — Полно вам ссориться. Не беда, если б все оренбургские собаки дрыгали ногами под одной перекладиной; беда, если наши кобели меж собою перегрызутся. Ну, помиритесь!» Как соотносятся между собой форма и содержание речи? В каких еще эпизодах Пугачев пользуется иносказанием? Почему?

В этой реплике весь Пугачев: и просторечные выра­жения («енералы», «полно», «не беда, если б все орен­бургские собаки дрыгали ногами под одной переклади­ной»), и притчевый, иносказательный склад речи, и контраст между этой речью и тоном, которым все произ­носится, не случайно здесь авторское «провозгласил».

В образе Пугачева воплощается народная стихия, на­родная культура, тоже являющаяся предметом художе­ственного изучения Пушкина. Примером иносказательной речи Пугачева может служить его разговор с хозяином постоялого двора, ко­торая, строго говоря, не является некоей специально придуманной «разбойничьей» речью, а состоит из посло­виц и поговорок, непонятных для Петруши Гринева, но распространенных в «простонародье».

Иносказательна «калмыцкая сказка» — аллегория судьбы Пугачева, которую главный герой тоже «понима­ет по-своему». По-своему иносказательна и бурлацкая песня (не случайно, наверное, рассказчик называет ее не разбойничьей, а бурлацкой), поэтому и «потрясает» она Гринева «каким-то пиитическим ужасом»: «простона­родная песня про виселицу, распеваемая людьми, обре­ченными виселице».

Чрезвычайно важную роль в повести играют послови­цы и поговорки, которые используются не только как важнейшая особенность речи Пугачева («казнить так казнить, миловать так миловать», «ступай на все четыре стороны», «долг платежом красен», «утро вечера мудре­нее», «закутим, запьем — и ворота запрем» и т. п.), но и в качестве эпиграфов к отдельным главам («Незваный гость хуже татарина» — к 8-й главе; «мирская мол­ва — морская волна» — к 14-ой главе).

14. Чем похожи образы Пугачева и Екатерины?

Прежде всего, они объединены сходной композици­онной ролью. Гринев ради спасения Маши Мироновой прибегает к помощи Пугачева, Маша, стараясь спасти любимого, просит о помощи императрицу. Характерно, что Пугачев и Екатерина спасают героев от самого страшного — от смерти и бесчестья. Оба они, обладая властью, проявляют милосердие, оба готовы поступить­ся «политическими интересами» во имя человечности. Не случайно Пугачев предстает перед Гриневым в виде самозваного царя уже после их встречи на постоялом дворе; не случайно Маша, рассказывая «незнакомой да­ме» свою историю, не знает, что перед ней императрица. И Пугачев, и Екатерина с первого взгляда располагают к себе героев. Оба они обладают важным человеческим до­стоинством — благодарностью. Как образ Пугачева, так и образ Екатерины связан с важнейшим в пушкинской повести мотивом милости.

Пушкин не разделял взглядов дворянских реакционеров, видев­ших в Пугачёве «злодея», «разбойника», «вора». Поэт рисует его в роли народного вождя, видит в нём высокие моральные качества. Как великий художник, Пушкин правдиво показал крестьянскую революцию. Он отметил сильные стороны её: ненависть народа к дворянству, стремление уничтожить до основания крепостниче­ский, строй. Но поэт показал и слабые стороны крестьянской рево­люции: её стихийность, неспособность народа отрешиться от мо­нархических предрассудков.


Отношение Гринёва к Пугачёву

Гринёв в Пугачёве видит талантливого полководца, отваж­ного, умного и великодушного человека, который избегает ненуж­ной жестокости, стремится быть справедливым, защищает бедных и сирот. Однако Гринёв остаётся в плену дворянских взглядов, привитых ему окружающей средой. Он считает Пугачёва честолю­бивым человеком, который стал во главе восстания в надежде захва­тить, подобно Гришке Отрепьеву, царский престол. Гринёв не видел того, что Пугачёв был вождём народного восстания, боролся за интересы крестьянства против дворян. В сообщниках Пугачёва он видит только людей жестоких, проникнутых ненавистью к дворя­нам (Белобородое, Xлопуша), или бесчестных людей, перешедших на сторону Пугачёва из-за личных выгод или страха (Швабрин).

Гринёв не разбирается в характере тех событий, невольным участником которых он сделался. Существующий строй — кре­постничество и самодержавие — он принимает как единственно-возможный. Причину восстания он видит в строгих мерах, которые принимались начальством по отношению к яицким казакам и покорённым полудиким народам Оренбургской губернии, в непри­вычке и казаков, и этих народов «к законам гражданской жизни». Крестьянское восстание он называет «бессмысленным и беспощадным бунтом». Таким оно было с точки зрения дворян. Крестьянство видело в нём смысл: освобождение от помещичьего гнёта. Оно не было беспощадным по отношению к тем, кто случайно оказался на стороне помещиков и царя (казаки и солдаты).

Характеризуя Пугачёвское восстание, Гринёв говорит: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспо­щадный!» Выражение «бессмысленный бунт» употреблено Гринёвым, по-видимому, в другом значении: бунт, обречённый на неудачу, восстание, которое должно потерпеть поражение. Если так пони­мать выражение «бессмысленный бунт», то Гринёв оказался здесь отчасти прав. Вообще крестьянские восстания феодальной эпохи терпели поражения в силу их стихийности и неорганизованности. Однако, несмотря на поражения, восстания всё же сыграли огром­ную роль в пробуждении революционного сознания крестьянства.

Что касается «беспощадности» Пугачёвского восстания, Гринёв совершенно неправ. Пугачёв и его соратники оказываются беспо­щадными лишь по отношению к классовым врагам, так как это необходимо по военно-политическим соображениям (казнь шпиона Юлая, казнь защитников Белогорской крепости). По от­ношению к людям, случайно или по принуждению оказавшимся в лагере защитников крепостнического строя, — к ним Пугачёв обнаруживает великодушие и гуманность, например, приём плен­ных солдат из царской армии в своё войско.

Для ответа на вопрос «Почему Пугачёв стал во главе восста­ния?» следует использовать калмыцкую сказку об Орле и Вороне. В аллегорических образах Орла и Ворона даны два типа жизнен­ного поведения, два человеческих характера. Один тип (образ Ворона) мирится с существующим порядком вещей, живёт как все, думая лишь о сохранении своей жизни. Это тип мещанина, обыва­теля, чуждого всему новому, необычному.

Другой тип (образ Орла) является выразителем героического характера. Он не может мириться с существующим состоянием неволи, рабства. Все его помыслы направлены на борьбу за лучшие свободные формы жизни. Меньше всего он думает о сохранении своей жизни. Он предпочитает недолгую, но свободную жизнь жизни продолжительной, но рабской.

Гринёв понял калмыцкую сказку по-своему: «Жить убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину». Но Пугачёв вклады­вает в неё другой смысл. Вот почему в ответ на это замечание Гри­нёва Пугачёв посмотрел на него «с удивлением и ничего не отвечал» (глава XI).

Сказка об Орле и Вороне, рассказанная Пугачёвым в ответ на предложение Гринёва прибегнуть к милосердию государыни, гово­рит о героическом характере вождя крестьянского восстания.

Гринёв не был в полной мере положительным героем для А. С. Пуш­кина. Не может быть он таким и для нас. В нём есть черты классово-дворянской ограниченности. Гринёв не понимает смысла больших общ.-революц. событий, невольным участником ко­торых он является. Он некритически относится к существующему гос. строю и главе его — Екатерине II. Неправ Гринёв в оценке крестьянского восстания: он не замечает в вос­стании элементов организованности, смысла и особой формы гу­манности.

В этом залог утопической надежды Г. на то, что «лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений».

Дополнительные материалы

- Когда, как появляется Пугачев на страницах повести?

(Во второй главе в образе «вожатого», на фоне «мутного кружения метели» появляется образ Пугачева. Образ мелькнул и скрылся, но набро­сан уже первый портрет и сказано несколько слов, отмечающих черты личности героя. Одновременно с первыми набросками портрета возникла и тема народных восстаний: в разговоре прохожего с хозяином постоялого двора иносказательно обсуждаются возможности возобновления и только что усмиренного... бунта Казачьего Яицкого войска.)

- В каких главах еще говорится о Пугачеве?

(В главе «Пугачевщина» для правительственных кругов Пугачев — беглый казак и злодей, «самозванец»; в главе «Приступ» Пугачев — предво­дитель народного восстания. Автором отмечена его смелость: «картечь хватила в самую середину толпы. Мятежники отхлынули в обе стороны и попятились. Предводитель их остался один впереди...» Пугачев сидит в кресле на крыльце комендантского дома: Он окружен народом, встретив­шим его с хлебом и солью. Рассказчик не скрывает жестокости Пугачева: Унять старую ведьму! Здесь же отмечается и великодушие Пугачева: он помиловал по просьбе Савельича Петра Гринева: он вспомнил заячий тулуп и стакан вина. «Долг платежом красен».)

Прочитайте эпизод «военного совета», на котором присутствует Гринев. Что особо подчеркивает автор в этом эпизоде?

(Портрет Пугачева, содержание и характер его речи, его об­ращение к окружающим его казакам и Гриневу. Рассказчик видит в Пуга­чеве отнюдь не кровожадного злодея, а человека умного, энергичного, силь­ного и незлого. Удивила Гринева и песня, которую поют казаки).

- Изменилось ли отношение рассказчика к Пугачеву в11-й главе? (Он отмечает ту же простоту, душевность, конечно, Пугачев умеет быть важным, но чаще он прост, искренен и говорит правду.)

- В каких сценах повести показано, что Пугачев обречен, и ско­рая страшная гибель неминуема?

а) Когда Гринев слышит песню, которую поют Пугачев и его сподвижники — «люди обреченные виселицы поют о виселице»;

б) Когда Пугачев рассказывает калмыцкую сказку;

в) Когда говорит о своих людях, что они ненадежны, воры.

- С какой целью автор делает Гринева свидетелем казни Пугачева? (До самого конца продолжается борьба двух начал в Пугачеве, кото­рый находит силы, чтобы достойно уйти из жизни, исполнить последний долг. Гринева Пугачев узнал «в толпе и кивнул головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу». Г. испытывал боль за Пугачева, желания спасти его. «Емеля, Емеля! — ду­мал он с досадой, - зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся под картечь...», «Мысль о нем неразлучно была во мне мыслю о пощаде, данной мне им в одну из ужасных минут его жизни...».)

Возможно, Гриневу в эту минуту хотелось поддержать его хотя бы взглядом, разделить его участь, ведь жизнью, счастьем своим он обязан был ему, Емельяну Пугачеву. Таким образом, Пугачев наполнил жизнь Гринева глубоким смыс­лом, содержанием, а повесть — глубиной содержания.

Дополнительный материал для учителя

Прототип пушкинского Пугачева — реаль­ное историческое лицо, самозванец, глава восставших. Историчность Пу­гачева закреплена в романе казенным приказом о его поимке (см. главу "Пугачевщина").

Но Пугачев в пушкинском романе не тождествен своему историче­скому прототипу. Образ Пугачева — сложный сплав исторических, реаль­но-бытовых, символических и фольклорных элементов. Пугачев — персонаж романа, участник сюжетного действия. Он увиден глазами Гринева. Как персонаж он появляется только тогда, когда его жизнь пересекается с жиз­нью мемуариста. Облик Пугачева физически конкретен, рассказчику вполне ясен и его соц. статус: он казак, "бродяга", главарь "шайки разбойников".

Несмотря на свою "реалистичность", Пугачев резко отличается от дру­гих героев. И в главе "Вожатый", и во время бунта перед нами человек, внешность которого выразительна, но обманчива. Внутреннее, скрытое кажется в нем значительнее того, что доступно взгляду Гринева. Человеческий облик Пугачева сложен и противоречив. В нем уживаются жестокость и великодушие, лукавство и прямота, желание под­чинить человека и готовность ему помочь. Пугачев может грозно хмурить­ся, напускать на себя "важный вид" и улыбаться, добродушно подмигивать.

В романе постоянно говорится о глазах Пугачева. Эта деталь необхо­дима для создания его динамического портрета. В сюжете романа из "бродяги" он превращается в "великого государя". В нем проступают то черты плутоватого казака, то мудрость народного вождя и полководца. В некоторых эпизодах (см. главы "Незваный гость", "Мятежная слобода", "Сирота") метаморфозы следуют одна за другой: властный и грозный "госу­дарь" оборачивается искренним и милосердным спасителем "его благоро­дия" и "красной девицы"; нетерпеливый и скорый на расправу человек — рассудительным и примиряющим (глава "Мятежная слобода"). Мотив пре­вращения пришел в роман из фольклора (мифа и волшебной сказки).

Пугачев говорит о вариантах развития своей судьбы: о походе на Мо­скву ("Дай срок, то ли еще будет, как пойду на Москву"), о возможном триумфе ("Авось и удастся! Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Моск­вою"). Довольный своими военными победами, он предполагает даже "по­тягаться" с самим прусским королем Фридрихом. Но ни один из этих вари­антов судьбы не осуществился.

Пугачев — фигура трагическая. В жизни ему тесно так же, как в дет­ском заячьем тулупчике ("Улица моя тесна; воли мне мало"). Власть его кажется безграничной, но он осознает трагизм своей судьбы — это подчеркнуто и в любимой песне Пугачева ("Не шуми, мати зеленая дубровушка..."), и в рассказанной им калмыцкой сказке. Как и вся­кий трагический герой, Пугачев предстает в героическом ореоле. Милуя своих противников, он гордо отвергает совет Гринева — "прибегнуть к ми­лосердию государыни". Им движет не чувство непомерной вины, а уверен­ность в несокрушимой правоте. Он хозяин своей судьбы и не может при­нять то, что щедро дает другим людям. Милосердие для него — унизитель­ная милостыня.

Гринев пытается понять роль Пугачева в своей судьбе, в судьбе Маши. Заячий тулупчик и общеизвестное "долг платежом красен" — слишком про­стое объяснение всего происшедшего (долг был оплачен, даже с лихвой: Пугачев прислал Гриневу овчинный тулуп, коня и полтину денег). Мемуа­рист осознает, что этот человек почему-то выделил его из толпы, спас, по­мог, устроил его личное счастье ("Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня"). Но Гринев прозревает в их отношениях другой, выс­ший смысл. Пугачев представляется ему человеком исключительным, по­сланным самой судьбой. Как просвещенный человек, мемуарист не склонен верить в пророчества и чу­деса. Пугачев возник из метели, едва не погубившей Гринева, из сна, в ко­тором отец неожиданно предстал в облике вожатого. Пугачев стал его "во­жатым" по жизни, в нем совместились и здравый смысл, и логика чуда — логика мифа.

Пугачев одновременно реален и фантастичен, недоступен для пони­мания. Он — звено, соединившее обыкновенного человека Гринева с ми­ром таинственного и загадочного: с судьбой и историей. Пугачев разрушает привычную одномерность жизни Гринева.

Образ Пугачева — центральный образ романа, хотя Пугачев и не явля­ется главным действующим лицом. С ним связаны размышления Пушкина об истории и судьбе, о соотношении частной жизни человека и жизни ис­торической. Фигура Пугачева соизмерима только с фигурой Петра I. Среди русских исторических деятелей своей эпохи Пушкин личности такого масштаба не находил.

В исторических трудах Пугачев, как правило, изображался злодеем. Пушкин, как он сам говорил, стремился к объективности. По словам Пуш­кина, его задача — изобразить Пугачева в соответствии с «истиной историче­ской», для чего писатель долго работал над документальными источниками.

Образ Пугачева очень важен для изо­бражения эпохи.

  1. С одной стороны, он дан как историческая личность — талантли­вый руководитель военных действий повстанцев против прави­тельственных войск 1773-1774 гг.

  2. С другой стороны, автор обращает внимание на человеческие ка­чества Пугачева, которые раскрываются во взаимоотношениях с Гриневым: эта линия вымышленная, субъективная.

  • Первая встреча Гринева с Пугачевым дана при романтиче­ских обстоятельствах: буран, степь.

  • Сон Гринева предвещает дальнейшее развитие отно­шений. Присутствуют внешние черты сходства, появляются не­которые качества хар-ра Пугачева (кровожадность, лукав­ство), Пугачев во сне — отец Гринева, хочет его благословить.

Образ Пугачева как народного вождя показан в свете концепции русского национального характера:

а) ум, сметливость

б) широта натуры

в) способность совершать благородные поступки

г) смелость, отвага

д) с одной стороны, сила, возникает даже мотив богатырства

е) память на добро

ж) свободолюбие (см. сказку старой калмычки).


Средства раскрытия образа Пугачева:

1. Портрет:

а) Большое внимание Пушкин уделяет глазам Пугачева. В портрете не проявляется эволюция характера, зато одежда указывает на превращение из бродяги в «царя».

б) Авторская оценка в портрете: романтический портрет Пугачева противопоставлен портрету Екатерины II, полностью списанному Пушкиным с сентиментального портрета императрицы кисти Боровиковского (даже «белая собачка английской породы» взята оттуда).

2. В образе Пугачева проявляются некоторые романтические черты.

а) Одиночество. Пугачев одинок даже среди единомышленников. Он понимает, что они готовы предать его, если появится возможность таким образом спастись.

б) Демонизм. Пугачев наделен чертами романтического злодея.

в) С этим образом связан традиционный романтический мотив — мотив разбойников.

г) Образ Пугачева связан с романтической символикой: Гринев впервые встречает его в буран.

д) Романтические черты в портрете: «сверкающие», «ястребиные» глаза, «широкий» кулак.

3. Обращение к фольклору. Подчеркнута чисто народная стихия.

а) Те главы, где появляется Пугачев, обыкновенно имеют эпиграф из народных песен, где воспевается «добрый молодец».

б) «Бурлацкая» песня. С её помощью автор показывает предрешенность судьбы Пугачева.

  1. Народность образа Пугачева ярко выражается в речи. Много пословиц, поговорок, устойч. выраж-й.

  2. Роль образа Пугачева в любовном сюжете.

6. Противопоставлен образ Пугачева образу Савельича: свободолюбие и независимость одного и подневольное положение другого, которое он считает единственным для себя возможным.

7. Вставные элементы. Сказка старой калмычки об орле и вороне, объясняет жизненную позицию самозванца и создает вокруг него романтический и, в общем, трагический ореол.

8. Свое отношение к Пугачеву высказывают другие персонажи.

  • Гринев. Пугачев — смышленый мужик.

  • Для Савельича Пугачев как был проходимцем, так им и остался:

  • Для отца Гринева Пугачев — мятежник

9. Иногда звучит ирония автора и рассказчика в отношении Пугачева

5