Вопрос № 23. Автор и рассказчик, отличие их позиций в оценке событий восстания Пугачева
Какие критические идеи выражены автором при общей характеристике причин восстания?
При изложении непосред. повода к восстанию Пушкин в «К.д.» оказывается очень лаконичным. Более подробно этот вопрос освещен им в I главе «История Пугачёва», где Пушкин описывает непрерывные притеснении яицких казаков и насилий над ними со стороны чиновников царского правительства.
2. Кто принимал участие в Пугачёвском восстании?
1) казачество.
2) малые народы, жившие между Волгой и Уралом (башкиры и др.)
3) крепостные крестьяне
4) солдаты, которые набирались из крепостных крестьян
5) рабочие уральских заводов.
3. Какие сильные и слабые стороны крестьян. восстания показал Пушкин в своей повести?
С одной стороны, непримиримую ненависть народа к дворянству, стремление народа уничтожить крепостническое государство, способность народа к вооружённому восстанию. С другой стороны, в повести вскрыта и слабость крестьянской революции — её стихийность, недостаточная организованность, монархические предрассудки (мечты о «народном царе»).
«Мужичок», «страшный мужик», «вожатый », « мой бродяга», « самозванец »... Продолжите ряд и объясните, почему в разных главах рассказчик называет Пугачева по-разному?
В первых главах повести Пугачев — вожатый, человек, который помог Гриневу выбраться из бурана. «Сметливость и тонкость чутья» отмечает герой в новом знакомце, главной чертой портрета становятся «сверкающие глаза».
В последующих главах Пугачев для Гринева — непримиримый враг, предводитель бунтовщиков. Герой встает на «сословную» точку зрения о нем и потому называет его «разбойник» (в главе «Пугачевщина»), «предводитель мятежников» (в главе «Приступ»), «мошенник» (в главе «Незваный гость»), «Злодей и самозванец» — так назван Пугачев в бумаге, пришедшей в Белогорскую крепость из Оренбурга; «мошенником» и «собачьим сыном» называет его Василиса Егоровна; слова «вор и самозванец» обращает к нему раненый Иван Кузьмич; «бездельник Пугачев» — говорит о нем оренбургский генерал. (Но для тех, кто окружал Пугачева, он «батюшка», «персона знатная».)
Позже рассказчик, как правило, называет его Пугачев, реже — «самозванец», «разбойник». Милосердие Пугачева, чел. отношения, которые связывают его с главным героем, не позволяют Гриневу смотреть на него только как на бунтовщика и врага: «Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня» (в главе «Сирота»).
Что общего и различного в описании Пугачева в главе «Вожатый» и в главе «Приступ»?
«Сверкающие глаза» и «жилистые мужицкие руки» — вот что объединяет Пугачева-вожатого и Пугачева-царя. В главе «Вожатый» — «лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское», в главе «Приступ» его характеризует грозный взгляд, мрачное выражение лица с нахмуренными бровями. Позже — в главе «Незваный гость» рассказчик опять отметит «удивительное выражение плутовства и насмешливости» на лице Пугачева с «довольно приятными» чертами; в главе «Мятежная слобода» при встрече с Гриневым исчезнет «поддельная важность» Пугачева. Человеческая, истинная суть проступает сквозь наносное, диктуемое положением.
6. Каков смысл эпизода расправы над семьей капитана Миронова в контексте всей повести? Сцена жестокой расправы показывает, что даже если Пугачев не хочет убивать всех этих людей, он обязан подчиниться желанию толпы, раз уж он встал во главе бунта и называет себя царем.
7. Почему после победы в Белогорской крепости Пугачев и его единомышленники поют бурлац-кую песню «Не шуми, мати зеленая дубровушка»? Прокомментируйте: «Невозможно рассказать, какое действие произвела на меня эта простонародная песня про виселицу, распеваемая людьми, обреченными виселице. Их грозные лица, стройные голоса, унылое выражение — все потрясало меня каким-то пиитическим ужасом». В каких еще эпизодах возникает мотив смерти и обреченности?
Пушкинский Пугачев с самого начала понимает, чем может закончиться для него «период его царствования». Именно в народной песне, в сказке выражаются сокровенные мысли Пугачева. Дважды в повести вспоминает он Гришку Отрепьева: «Так ты не веришь, чтоб я был государь Петр Федорович?.. А разве нет удачи удалому? Разве в старину Гришка Отрепьев не царствовал?».
8. Почему Пугачев помогает Гриневу? Как он сам объясняет свой поступок? Почему ему важно восстановить справедливость в истории Маши Мироновой?
С самого начала Пугачев видит в Гриневе не просто дворянина и потому врага. Сначала Савельич напоминает ему о «милости» Петра Андреевича, и Пугачев с «царским размахом» выражает свою благодарность. Позже — уважение к искренности, смелости Гринева, к его чести, верности долгу опять заслоняет сословную ненависть. «Казнить так казнить, миловать так миловать», — говорит Пугачев.
«Кто из моих людей смеет обижать сироту? — закричал он. — Будь он семи пядей по лбу, а от суда моего не уйдет». Сильный, грозный, справедливый и щедрый — таким должен быть настоящий царь в представлении Пугачева, т. е. в народном представлении вообще.
9. Где происходит последняя встреча Гринева и Пугачева? Почему Г. присутствует на казни Пугачева? Гринев идет на казнь Пугачева потому, что он хочет проститься с человеком, с которым у него были человеческие отношения. Сочувствие, благодарность и прощение — такие чувства побудили Гринева к этому поступку.
10. Как вы думаете, в каких значениях в «Капитанской дочке» употреблено слово «буран»?
Буран — непогода, метель, во время которой происходит первая встреча Гринева с Пугачевым; буран — это судьба главного героя, захваченного вихрем исторических событий; буран — это мужицкий бунт, «бессмысленный и беспощадный», обреченный на «затихание».
11. Пугачев — палач или жертва, государь, облеченный властью, или игрушка в руках толпы? Сравнить образ Пугачева в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачева».
Образ Пугачева в «Капитанской дочке» неоднозначен. 1) Он «государь», «предводитель» в глазах своих подчиненных, грозный и жестокий для врагов (расправа над защитниками Белогорской крепости), «изверг и злодей» для дворян, и, тем самым, крестьянский заступник. 2) Встав во главе бунта, он невольно становится заложником предводительствуемой им толпы. Отношения Пугачева и его шайки при появлении Гринева чем-то напоминают игру: «Пугачев сидел под образами, в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась. Около него стояло несколько из главных его товарищей, с видом притворного подобострастия». Помогая Гриневу, Пугачев уже идет против воли единомышленников: «...мои ребята смотрели на тебя косо; а старик и сегодня настаивал на том, что ты шпион и что надобно тебя пытать и повесить; но я не согласился...» Он сознается: «Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою».
В главе «Сирота» эта тема находит свое продолжение: «Сам ты рассуди, — отвечал я ему, — можно ли было при твоих людях объявить, что дочь Миронова жива. Да они бы ее загрызли. Ничто ее бы не спасло!» «И то правда, — сказал смеясь Пугачев. — Мои пьяницы не пощадили бы бедную девушку. Хорошо сделала кумушка-попадья, что обманула их».
Человеческие чувства: уважение к Гриневу, жалость и сострадание к бедной сироте — оказываются выше, значимее той роли, которая предписывается Пугачеву его статусом, властью.
Не случайно, расставаясь с Пугачевым, Гринев «пламенно желал вырвать его из среды злодеев, которыми он предводительствовал, и спасти его голову, пока еще было время». Пугачев выделяется из толпы единомышленников не своим положением в ней, а, напротив, чел. качествами, противопост. его этой толпе.
В «Истории Пугачева» предводитель бунта показан только как историческое лицо. Он более жесток, более зависим от окружающих его «сподвижников». Милосердие и сострадание к людям «противоположного» полит. лагеря отличает Пугачева из «К. д.». В этой повести предметом худ. исследования становится личность Пугачева (тогда как предметом исторической хроники Пушкина является скорее сам бунт, чем его предводитель). Худ. образ Пугачева, с одной стороны, неразрывно связан с проблемой власти и милосердия, с другой стороны, интересен как собирательный образ рус. разбойника.
Бесшабашная удаль, желание не богатства, не власти даже, а своеволия, известности народной, славы небывалой, готовность вызов бросить не только «великому государю», но и судьбе самой, самой смерти — вот что составляет главную черту этого народного характера, сложившегося в условиях полудикого, деспотического и более по букве, чем по духу, христианского московского бытия.
12. Сравнить воен. совет пугачёвцев в Белогорской крепости («Незваный гость») и в Оренбурге
Члены военного совета при генерале совершенно безликие, за исключением разве что директора таможни. Сподвижники Пугачева — личности, чьи характеры вызывают интерес Гринёва. За их словами — не только точка зрения на судьбу оренбургского офицера, но и жизненная позиция. И Белобородов, и Хлопуша позволяют себе спорить с Пугачевым, их обсуждение гораздо живее регламентированного, «проходящего по правилам» оренбургского военного совета.
Пугачев и его единомышленники более решительны. Генерал и чиновники пассивны. Пугачев, не колеблясь, решает ехать с Гриневым в Белогорскую крепость, чтобы восстановить справедливость, тогда как оренбургский генерал может только посетовать: «Аи! Аи! Аи!.. Что будет с бедною девушкою?»
Безусловно, речь генерала, наполненная профессиональными словами и оборотами («наступательно», «оборонительно», «действие наступательное представляет более надежды на скорейшее истребление неприятеля», «подайте голоса по законному порядку», «мнение сие основано на всех правилах здравой тактики» и т. п.) отличается от разговорной речи Пугачева («Ась, ваше благородие? Фельдмаршал мой, кажется, говорит дело», «господа енералы» и т. п.).
Если рассматривать военный совет в Белогорской крепости, то различия с советом в Оренбурге будут еще более явственными: Пугачев общается с казаками на равных (то графом, то Тимофеичем, то дядюшкой называет он одного из своих товарищей), «военный совет» проходит довольно живо, не без хвастовства и споров даже с самим Пугачевым. Именно здесь возникает решение идти на Оренбург (как результат хвастовства и опьянения от успехов). И в конце совета — бурлацкая песня: грустная и заунывная. Естественность поведения казаков противопоставлена «формализованному» поведению оренбургских чиновников. Не случайно пылкий Гринев «чуть не плачет с досады», вспоминая решение военного совета.
13. Речевая характеристика Пугачёва
«Господа енералы! — провозгласил важно Пугачев. — Полно вам ссориться. Не беда, если б все оренбургские собаки дрыгали ногами под одной перекладиной; беда, если наши кобели меж собою перегрызутся. Ну, помиритесь!» Как соотносятся между собой форма и содержание речи? В каких еще эпизодах Пугачев пользуется иносказанием? Почему?
В этой реплике весь Пугачев: и просторечные выражения («енералы», «полно», «не беда, если б все оренбургские собаки дрыгали ногами под одной перекладиной»), и притчевый, иносказательный склад речи, и контраст между этой речью и тоном, которым все произносится, не случайно здесь авторское «провозгласил».
В образе Пугачева воплощается народная стихия, народная культура, тоже являющаяся предметом художественного изучения Пушкина. Примером иносказательной речи Пугачева может служить его разговор с хозяином постоялого двора, которая, строго говоря, не является некоей специально придуманной «разбойничьей» речью, а состоит из пословиц и поговорок, непонятных для Петруши Гринева, но распространенных в «простонародье».
Иносказательна «калмыцкая сказка» — аллегория судьбы Пугачева, которую главный герой тоже «понимает по-своему». По-своему иносказательна и бурлацкая песня (не случайно, наверное, рассказчик называет ее не разбойничьей, а бурлацкой), поэтому и «потрясает» она Гринева «каким-то пиитическим ужасом»: «простонародная песня про виселицу, распеваемая людьми, обреченными виселице».
Чрезвычайно важную роль в повести играют пословицы и поговорки, которые используются не только как важнейшая особенность речи Пугачева («казнить так казнить, миловать так миловать», «ступай на все четыре стороны», «долг платежом красен», «утро вечера мудренее», «закутим, запьем — и ворота запрем» и т. п.), но и в качестве эпиграфов к отдельным главам («Незваный гость хуже татарина» — к 8-й главе; «мирская молва — морская волна» — к 14-ой главе).
14. Чем похожи образы Пугачева и Екатерины?
Прежде всего, они объединены сходной композиционной ролью. Гринев ради спасения Маши Мироновой прибегает к помощи Пугачева, Маша, стараясь спасти любимого, просит о помощи императрицу. Характерно, что Пугачев и Екатерина спасают героев от самого страшного — от смерти и бесчестья. Оба они, обладая властью, проявляют милосердие, оба готовы поступиться «политическими интересами» во имя человечности. Не случайно Пугачев предстает перед Гриневым в виде самозваного царя уже после их встречи на постоялом дворе; не случайно Маша, рассказывая «незнакомой даме» свою историю, не знает, что перед ней императрица. И Пугачев, и Екатерина с первого взгляда располагают к себе героев. Оба они обладают важным человеческим достоинством — благодарностью. Как образ Пугачева, так и образ Екатерины связан с важнейшим в пушкинской повести мотивом милости.
Пушкин не разделял взглядов дворянских реакционеров, видевших в Пугачёве «злодея», «разбойника», «вора». Поэт рисует его в роли народного вождя, видит в нём высокие моральные качества. Как великий художник, Пушкин правдиво показал крестьянскую революцию. Он отметил сильные стороны её: ненависть народа к дворянству, стремление уничтожить до основания крепостнический, строй. Но поэт показал и слабые стороны крестьянской революции: её стихийность, неспособность народа отрешиться от монархических предрассудков.
Отношение Гринёва к Пугачёву
Гринёв в Пугачёве видит талантливого полководца, отважного, умного и великодушного человека, который избегает ненужной жестокости, стремится быть справедливым, защищает бедных и сирот. Однако Гринёв остаётся в плену дворянских взглядов, привитых ему окружающей средой. Он считает Пугачёва честолюбивым человеком, который стал во главе восстания в надежде захватить, подобно Гришке Отрепьеву, царский престол. Гринёв не видел того, что Пугачёв был вождём народного восстания, боролся за интересы крестьянства против дворян. В сообщниках Пугачёва он видит только людей жестоких, проникнутых ненавистью к дворянам (Белобородое, Xлопуша), или бесчестных людей, перешедших на сторону Пугачёва из-за личных выгод или страха (Швабрин).
Гринёв не разбирается в характере тех событий, невольным участником которых он сделался. Существующий строй — крепостничество и самодержавие — он принимает как единственно-возможный. Причину восстания он видит в строгих мерах, которые принимались начальством по отношению к яицким казакам и покорённым полудиким народам Оренбургской губернии, в непривычке и казаков, и этих народов «к законам гражданской жизни». Крестьянское восстание он называет «бессмысленным и беспощадным бунтом». Таким оно было с точки зрения дворян. Крестьянство видело в нём смысл: освобождение от помещичьего гнёта. Оно не было беспощадным по отношению к тем, кто случайно оказался на стороне помещиков и царя (казаки и солдаты).
Характеризуя Пугачёвское восстание, Гринёв говорит: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» Выражение «бессмысленный бунт» употреблено Гринёвым, по-видимому, в другом значении: бунт, обречённый на неудачу, восстание, которое должно потерпеть поражение. Если так понимать выражение «бессмысленный бунт», то Гринёв оказался здесь отчасти прав. Вообще крестьянские восстания феодальной эпохи терпели поражения в силу их стихийности и неорганизованности. Однако, несмотря на поражения, восстания всё же сыграли огромную роль в пробуждении революционного сознания крестьянства.
Что касается «беспощадности» Пугачёвского восстания, Гринёв совершенно неправ. Пугачёв и его соратники оказываются беспощадными лишь по отношению к классовым врагам, так как это необходимо по военно-политическим соображениям (казнь шпиона Юлая, казнь защитников Белогорской крепости). По отношению к людям, случайно или по принуждению оказавшимся в лагере защитников крепостнического строя, — к ним Пугачёв обнаруживает великодушие и гуманность, например, приём пленных солдат из царской армии в своё войско.
Для ответа на вопрос «Почему Пугачёв стал во главе восстания?» следует использовать калмыцкую сказку об Орле и Вороне. В аллегорических образах Орла и Ворона даны два типа жизненного поведения, два человеческих характера. Один тип (образ Ворона) мирится с существующим порядком вещей, живёт как все, думая лишь о сохранении своей жизни. Это тип мещанина, обывателя, чуждого всему новому, необычному.
Другой тип (образ Орла) является выразителем героического характера. Он не может мириться с существующим состоянием неволи, рабства. Все его помыслы направлены на борьбу за лучшие свободные формы жизни. Меньше всего он думает о сохранении своей жизни. Он предпочитает недолгую, но свободную жизнь жизни продолжительной, но рабской.
Гринёв понял калмыцкую сказку по-своему: «Жить убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину». Но Пугачёв вкладывает в неё другой смысл. Вот почему в ответ на это замечание Гринёва Пугачёв посмотрел на него «с удивлением и ничего не отвечал» (глава XI).
Сказка об Орле и Вороне, рассказанная Пугачёвым в ответ на предложение Гринёва прибегнуть к милосердию государыни, говорит о героическом характере вождя крестьянского восстания.
Гринёв не был в полной мере положительным героем для А. С. Пушкина. Не может быть он таким и для нас. В нём есть черты классово-дворянской ограниченности. Гринёв не понимает смысла больших общ.-революц. событий, невольным участником которых он является. Он некритически относится к существующему гос. строю и главе его — Екатерине II. Неправ Гринёв в оценке крестьянского восстания: он не замечает в восстании элементов организованности, смысла и особой формы гуманности.
В этом залог утопической надежды Г. на то, что «лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений».
Дополнительные материалы
- Когда, как появляется Пугачев на страницах повести?
(Во второй главе в образе «вожатого», на фоне «мутного кружения метели» появляется образ Пугачева. Образ мелькнул и скрылся, но набросан уже первый портрет и сказано несколько слов, отмечающих черты личности героя. Одновременно с первыми набросками портрета возникла и тема народных восстаний: в разговоре прохожего с хозяином постоялого двора иносказательно обсуждаются возможности возобновления и только что усмиренного... бунта Казачьего Яицкого войска.)
- В каких главах еще говорится о Пугачеве?
(В главе «Пугачевщина» для правительственных кругов Пугачев — беглый казак и злодей, «самозванец»; в главе «Приступ» Пугачев — предводитель народного восстания. Автором отмечена его смелость: «картечь хватила в самую середину толпы. Мятежники отхлынули в обе стороны и попятились. Предводитель их остался один впереди...» Пугачев сидит в кресле на крыльце комендантского дома: Он окружен народом, встретившим его с хлебом и солью. Рассказчик не скрывает жестокости Пугачева: Унять старую ведьму! Здесь же отмечается и великодушие Пугачева: он помиловал по просьбе Савельича Петра Гринева: он вспомнил заячий тулуп и стакан вина. «Долг платежом красен».)
Прочитайте эпизод «военного совета», на котором присутствует Гринев. Что особо подчеркивает автор в этом эпизоде?
(Портрет Пугачева, содержание и характер его речи, его обращение к окружающим его казакам и Гриневу. Рассказчик видит в Пугачеве отнюдь не кровожадного злодея, а человека умного, энергичного, сильного и незлого. Удивила Гринева и песня, которую поют казаки).
- Изменилось ли отношение рассказчика к Пугачеву в11-й главе? (Он отмечает ту же простоту, душевность, конечно, Пугачев умеет быть важным, но чаще он прост, искренен и говорит правду.)
- В каких сценах повести показано, что Пугачев обречен, и скорая страшная гибель неминуема?
а) Когда Гринев слышит песню, которую поют Пугачев и его сподвижники — «люди обреченные виселицы поют о виселице»;
б) Когда Пугачев рассказывает калмыцкую сказку;
в) Когда говорит о своих людях, что они ненадежны, воры.
- С какой целью автор делает Гринева свидетелем казни Пугачева? (До самого конца продолжается борьба двух начал в Пугачеве, который находит силы, чтобы достойно уйти из жизни, исполнить последний долг. Гринева Пугачев узнал «в толпе и кивнул головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу». Г. испытывал боль за Пугачева, желания спасти его. «Емеля, Емеля! — думал он с досадой, - зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся под картечь...», «Мысль о нем неразлучно была во мне мыслю о пощаде, данной мне им в одну из ужасных минут его жизни...».)
Возможно, Гриневу в эту минуту хотелось поддержать его хотя бы взглядом, разделить его участь, ведь жизнью, счастьем своим он обязан был ему, Емельяну Пугачеву. Таким образом, Пугачев наполнил жизнь Гринева глубоким смыслом, содержанием, а повесть — глубиной содержания.
Дополнительный материал для учителя
Прототип пушкинского Пугачева — реальное историческое лицо, самозванец, глава восставших. Историчность Пугачева закреплена в романе казенным приказом о его поимке (см. главу "Пугачевщина").
Но Пугачев в пушкинском романе не тождествен своему историческому прототипу. Образ Пугачева — сложный сплав исторических, реально-бытовых, символических и фольклорных элементов. Пугачев — персонаж романа, участник сюжетного действия. Он увиден глазами Гринева. Как персонаж он появляется только тогда, когда его жизнь пересекается с жизнью мемуариста. Облик Пугачева физически конкретен, рассказчику вполне ясен и его соц. статус: он казак, "бродяга", главарь "шайки разбойников".
Несмотря на свою "реалистичность", Пугачев резко отличается от других героев. И в главе "Вожатый", и во время бунта перед нами человек, внешность которого выразительна, но обманчива. Внутреннее, скрытое кажется в нем значительнее того, что доступно взгляду Гринева. Человеческий облик Пугачева сложен и противоречив. В нем уживаются жестокость и великодушие, лукавство и прямота, желание подчинить человека и готовность ему помочь. Пугачев может грозно хмуриться, напускать на себя "важный вид" и улыбаться, добродушно подмигивать.
В романе постоянно говорится о глазах Пугачева. Эта деталь необходима для создания его динамического портрета. В сюжете романа из "бродяги" он превращается в "великого государя". В нем проступают то черты плутоватого казака, то мудрость народного вождя и полководца. В некоторых эпизодах (см. главы "Незваный гость", "Мятежная слобода", "Сирота") метаморфозы следуют одна за другой: властный и грозный "государь" оборачивается искренним и милосердным спасителем "его благородия" и "красной девицы"; нетерпеливый и скорый на расправу человек — рассудительным и примиряющим (глава "Мятежная слобода"). Мотив превращения пришел в роман из фольклора (мифа и волшебной сказки).
Пугачев говорит о вариантах развития своей судьбы: о походе на Москву ("Дай срок, то ли еще будет, как пойду на Москву"), о возможном триумфе ("Авось и удастся! Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою"). Довольный своими военными победами, он предполагает даже "потягаться" с самим прусским королем Фридрихом. Но ни один из этих вариантов судьбы не осуществился.
Пугачев — фигура трагическая. В жизни ему тесно так же, как в детском заячьем тулупчике ("Улица моя тесна; воли мне мало"). Власть его кажется безграничной, но он осознает трагизм своей судьбы — это подчеркнуто и в любимой песне Пугачева ("Не шуми, мати зеленая дубровушка..."), и в рассказанной им калмыцкой сказке. Как и всякий трагический герой, Пугачев предстает в героическом ореоле. Милуя своих противников, он гордо отвергает совет Гринева — "прибегнуть к милосердию государыни". Им движет не чувство непомерной вины, а уверенность в несокрушимой правоте. Он хозяин своей судьбы и не может принять то, что щедро дает другим людям. Милосердие для него — унизительная милостыня.
Гринев пытается понять роль Пугачева в своей судьбе, в судьбе Маши. Заячий тулупчик и общеизвестное "долг платежом красен" — слишком простое объяснение всего происшедшего (долг был оплачен, даже с лихвой: Пугачев прислал Гриневу овчинный тулуп, коня и полтину денег). Мемуарист осознает, что этот человек почему-то выделил его из толпы, спас, помог, устроил его личное счастье ("Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня"). Но Гринев прозревает в их отношениях другой, высший смысл. Пугачев представляется ему человеком исключительным, посланным самой судьбой. Как просвещенный человек, мемуарист не склонен верить в пророчества и чудеса. Пугачев возник из метели, едва не погубившей Гринева, из сна, в котором отец неожиданно предстал в облике вожатого. Пугачев стал его "вожатым" по жизни, в нем совместились и здравый смысл, и логика чуда — логика мифа.
Пугачев одновременно реален и фантастичен, недоступен для понимания. Он — звено, соединившее обыкновенного человека Гринева с миром таинственного и загадочного: с судьбой и историей. Пугачев разрушает привычную одномерность жизни Гринева.
Образ Пугачева — центральный образ романа, хотя Пугачев и не является главным действующим лицом. С ним связаны размышления Пушкина об истории и судьбе, о соотношении частной жизни человека и жизни исторической. Фигура Пугачева соизмерима только с фигурой Петра I. Среди русских исторических деятелей своей эпохи Пушкин личности такого масштаба не находил.
В исторических трудах Пугачев, как правило, изображался злодеем. Пушкин, как он сам говорил, стремился к объективности. По словам Пушкина, его задача — изобразить Пугачева в соответствии с «истиной исторической», для чего писатель долго работал над документальными источниками.
Образ Пугачева очень важен для изображения эпохи.
С одной стороны, он дан как историческая личность — талантливый руководитель военных действий повстанцев против правительственных войск 1773-1774 гг.
С другой стороны, автор обращает внимание на человеческие качества Пугачева, которые раскрываются во взаимоотношениях с Гриневым: эта линия вымышленная, субъективная.
Первая встреча Гринева с Пугачевым дана при романтических обстоятельствах: буран, степь.
Сон Гринева предвещает дальнейшее развитие отношений. Присутствуют внешние черты сходства, появляются некоторые качества хар-ра Пугачева (кровожадность, лукавство), Пугачев во сне — отец Гринева, хочет его благословить.
Образ Пугачева как народного вождя показан в свете концепции русского национального характера:
а) ум, сметливость
б) широта натуры
в) способность совершать благородные поступки
г) смелость, отвага
д) с одной стороны, сила, возникает даже мотив богатырства
е) память на добро
ж) свободолюбие (см. сказку старой калмычки).
Средства раскрытия образа Пугачева:
1. Портрет:
а) Большое внимание Пушкин уделяет глазам Пугачева. В портрете не проявляется эволюция характера, зато одежда указывает на превращение из бродяги в «царя».
б) Авторская оценка в портрете: романтический портрет Пугачева противопоставлен портрету Екатерины II, полностью списанному Пушкиным с сентиментального портрета императрицы кисти Боровиковского (даже «белая собачка английской породы» взята оттуда).
2. В образе Пугачева проявляются некоторые романтические черты.
а) Одиночество. Пугачев одинок даже среди единомышленников. Он понимает, что они готовы предать его, если появится возможность таким образом спастись.
б) Демонизм. Пугачев наделен чертами романтического злодея.
в) С этим образом связан традиционный романтический мотив — мотив разбойников.
г) Образ Пугачева связан с романтической символикой: Гринев впервые встречает его в буран.
д) Романтические черты в портрете: «сверкающие», «ястребиные» глаза, «широкий» кулак.
3. Обращение к фольклору. Подчеркнута чисто народная стихия.
а) Те главы, где появляется Пугачев, обыкновенно имеют эпиграф из народных песен, где воспевается «добрый молодец».
б) «Бурлацкая» песня. С её помощью автор показывает предрешенность судьбы Пугачева.
Народность образа Пугачева ярко выражается в речи. Много пословиц, поговорок, устойч. выраж-й.
Роль образа Пугачева в любовном сюжете.
6. Противопоставлен образ Пугачева образу Савельича: свободолюбие и независимость одного и подневольное положение другого, которое он считает единственным для себя возможным.
7. Вставные элементы. Сказка старой калмычки об орле и вороне, объясняет жизненную позицию самозванца и создает вокруг него романтический и, в общем, трагический ореол.
8. Свое отношение к Пугачеву высказывают другие персонажи.
Гринев. Пугачев — смышленый мужик.
Для Савельича Пугачев как был проходимцем, так им и остался:
Для отца Гринева Пугачев — мятежник
9. Иногда звучит ирония автора и рассказчика в отношении Пугачева
5