Тема урока: «23 февраля отмечает вся страна»
Цель урока: военно-патриотическое воспитание
Задача: знакомство с историей праздника 23 февраля
Каждый год 23 февраля в России отмечают День защитника Отечества. История праздника берет свое начало в далеком 1918 году. Этот день считается днем рождения Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА).
В 1922 году президиум ВЦИК постановил отметить четвертую годовщину формирования Красной Армии. Тогда же он обрел свое официальное название — День Красной Армии и Флота.
В годы Великой Отечественной войны эта дата стала для военных еще более особенной: 23 февраля 1943 года Красная Армия разгромила противника под Сталинградом, а в этот ровно через год отметила успехи в освобождении Днепра. 23 февраля 1945 года Красная Армия встречала уже на территории Европы, практически разгромив противника.
В 1946 году после окончания Великой Отечественной войны праздник снова переименовали: тогда 23 февраля стало Днем Советской армии и Военно-морского флота. С тех пор событие стали отмечать военными парадами и салютами, а ветеранов армии и флота — торжественно награждать орденами и медалями. Первое время в этот день в СССР чествовали только тех, кто имел отношение к военной службе, но впоследствии стали поздравлять всех мужчин — потенциальных защитников Родины и своих семей. Так праздник постепенно превратился во всеобщий "мужской день".
Привычное нам название — День защитника отечества — праздник приобрел в 1995 году. Его утвердил первый президент РФ Борис Ельцин. В 2002 году Госдума РФ сделала 23 февраля нерабочим днем.
День защитника Отечества напоминает не только о героизме Красной армии, но и обо всех воинских подвигах в истории нашего государства.
Давайте прочитаем один из рассказов о Ленинградцах и подвиге Ленинграда Сергея Алексеева.
ПЕРВАЯ КОЛОННА
В 1941 году фашисты блокировали Ленинград. Отрезали город от всей страны. Попасть в Ленинград можно было лишь по воде, по Ладожскому озеру.
В ноябре наступили морозы. Замёрзла, остановилась водяная дорога.
Остановилась дорога — значит, не будет подвоза продуктов, значит, не будет подвоза горючего, не будет подвоза боеприпасов. Как воздух, как кислород нужна Ленинграду дорога.
— Будет дорога! — сказали люди.
Замёрзнет Ладожское озеро, покроется крепким льдом Ладога (так сокращённо называют Ладожское озеро). Вот по льду и пройдёт дорога.
Не каждый верил в такую дорогу. Неспокойна, капризна Ладога. Забушуют метели, пронесётся над озером пронзительный ветер — сиверик, — появятся на льду озера трещины и промоины. Ломает Ладога свою ледяную броню. Даже самые сильные морозы не могут полностью сковать Ладожское озеро.
Капризно, коварно Ладожское озеро. И всё же выхода нет другого. Кругом фашисты. Только здесь, по Ладожскому озеру, и может пройти в Ленинград дорога.
Труднейшие дни в Ленинграде. Прекратилось сообщение с Ленинградом. Ожидают люди, когда лёд на Ладожском озере станет достаточно крепким. А это не день, не два. Смотрят на лёд, на озеро. Толщину измеряют льда. Рыбаки-старожилы тоже следят за озером. Как там на Ладоге лёд?
— Растёт.
— Нарастает.
— Силу берёт.
Волнуются люди, торопят время.
— Быстрее, быстрее, — кричат Ладоге. — Эй, не ленись, мороз!
Приехали к Ладожскому озеру учёные-гидрологи (это те, кто изучает воду и лёд), прибыли строители и армейские командиры. Первыми решили пройти по неокрепшему льду.
Прошли гидрологи — выдержал лёд.
Прошли строители — выдержал лёд.
Майор Можаев, командир дорожно-эксплуатационного полка, верхом на коне проехал — выдержал лёд.
Конный обоз прошагал по льду. Уцелели в дороге сани.
Генерал Лагунов — один из командиров Ленинградского фронта — на легковой машине по льду проехал. Потрещал, поскрипел, посердился лёд, но пропустил машину.
22 ноября 1941 года по всё ещё полностью не окрепшему льду Ладожского озера пошла первая автомобильная колонна. 60 грузовых машин было в колонне. Отсюда, с западного берега, со стороны Ленинграда, ушли машины за грузами на восточный берег.
Впереди не километр, не два — двадцать семь километров ледяной дороги. Ждут на западном ленинградском берегу возвращения людей и автоколонны.
— Вернутся? Застрянут? Вернутся? Застрянут?
Прошли сутки. И вот:
— Едут!
Верно, идут машины, возвращается автоколонна. В кузове каждой из машин по три, по четыре мешка с мукой. Больше пока не брали. Некрепок лёд. Правда, на буксирах машины тянули сани. В санях тоже лежали мешки с мукой, по два, по три.
С этого дня и началось постоянное движение по льду Ладожского озера. Вскоре ударили сильные морозы. Лёд окреп. Теперь уже каждый грузовик брал по 20, по 30 мешков с мукой. Перевозили по льду и другие тяжёлые грузы.
Нелёгкой была дорога. Не всегда здесь удачи были. Ломался лёд под напором ветра. Тонули порой машины. Фашистские самолёты бомбили колонны с воздуха. И снова наши несли потери. Застывали в пути моторы. Замерзали на льду шофёры. И всё же ни днём, ни ночью, ни в метель, ни в самый лютый мороз не переставала работать ледовая дорога через Ладожское озеро.
Стояли самые тяжёлые дни Ленинграда. Остановись дорога — смерть Ленинграду.
Не остановилась дорога. «Дорогой жизни» ленинградцы её назвали.
Обсуждение:
О каком историческом событии повествует этот рассказ?
Каким образом можно было попасть в блокированный Ленинград до наступления холодов?
Какие жизненно важные поставки прекратились из-за остановки “водной дороги”?
Как вы думаете, почему шоферов, отправившихся в первый рейс по льду, можно назвать героями?
Кого, помимо продовольствия, вывозили из города по этой дороге?
Почему проложенную через Ладожское озеро трассу назвали “дорогой жизни”?
Какие качества жителей Ленинграда проявились в этой истории?