СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

25 ноября 2024 г. Разговоры о важном. С заботой о себе и окружающих. Сценарий занятия. 5-7 классы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Источник: https://razgovor.edsoo.ru/topic/114/

Просмотр содержимого документа
«25 ноября 2024 г. Разговоры о важном. С заботой о себе и окружающих. Сценарий занятия. 5-7 классы.»

взаи м о помощ ь С цен ар и й  з а н я т и я С  з а ботой жи з н ь к  с е бе  и  о к ружа ю щ и м 5–7  классы коллективизм взаимоуважение 25  н о я б ря  2 0 2 4  г.

взаи м о помощ ь

С цен ар и й з а н я т и я

С з а ботой

жи з н ь

к с е бе и о к ружа ю щ и м

5–7 классы

коллективизм

взаимоуважение

25 н о я б ря 2 0 2 4 г.

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 5–7 классов по теме

«С ЗАБОТОЙ К СЕБЕ И ОКРУЖАЮЩИМ»

Цели занятия: формирование у обучающихся осознанного отношения к заботе о себе и об окружающих, ценностных установок о внимательном отношении к своему эмоциональному состоянию и чувствам других людей, развитие у обучающихся навыков рефлексии своего состояния (физического, эмоционального, психологического), понимания состояния других людей.

Формирующиеся ценности: жизнь, взаимопомощь, взаимоуважение, коллективизм.

Основные смыслы: забота о себе – необходимое условие для внутреннего равновесия и позитивных отношений с окружающими. Осознавая свои границы и учась бережно относиться к своим эмоциям, можно научиться лучше понимать чувства других и действовать в духе взаимопомощи и уважения. Способность поддерживать друзей, делиться добротой и вниманием делает нас крепче и счастливее.

Эмоциональное состояние является важной частью поведения любого

человека, влияет на самочувствие и здоровье человека. Неприятные чувства,

особенно если они продолжительны, способны ухудшить здоровье, поэтому обязательно нужно учиться регулировать своё эмоциональное состояние.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Партнёр занятия: ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»

Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение, работа в группах.

Занятие включает просмотр

и интерактивных заданий.

Комплект материалов:

видеоматериалов, выполнение творческих

  • сценарий;
  • методические рекомендации;
  • видеоматериалы;
  • презентация;
  • интерактивные задания.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Учитель организует просмотр видео анонса занятия от Виталии Корниенко.

Учитель. Тема нашего сегодняшнего занятия: «С заботой к себе и окружающим».

Ребята, что для вас означает слово «забота»? Какие синонимы можно подобрать к этому слову? С чем у вас ассоциируется забота?

Ответы обучающихся.

Учитель. Ребята, давайте подумаем, почему важно заботиться о себе, о

своём з до ро в ь е, старат ь с я положительных эмоций?

Ответы обучающихся.

меньше расстраиваться, больше получать

Учитель. А как можно заботиться о себе? Кто назовёт больше способов?

Я начну, а вы продолжите:

Делать зарядку, читать книги, общаться с друзьями, …

Ответы обучающихся.

Методический комментарий. Важно, чтобы обучающиеся назвали не только способы проявления заботы о своём физическом здоровье (занятие спортом, полноценный сон, здоровое питание и т. д.), но и о психологическом самочувствии (общение с друзьями, чтение книг, хобби, творчество и т. д.).

Учитель. А сейчас предлагаю вам посмотреть небольшой юмористический сюжет.

Демонстрация видеосюжета «Однажды» из киножурнала «Ералаш».

Учитель. О чём этот выпуск Ералаша? Можно ли сказать, что главный герой проявляет заботу о себе? Меняется ли смысл фразы «забота о себе», если мы добавим слово «только»?

Ответы обучающихся.

Методический комментарий. Важно направить обсуждение таким образом, чтобы обучающиеся осознали разницу между заботой о себе и эгоизмом.

Учитель. Ребята, а как вы думаете, можно ли было в этой ситуации

одновременно проявить заботу о себе и о друге?

Ответы обучающихся.

Часть 2. Основная

Учитель. Почему важно проявлять заботу не только о себе, но и о других людях?

Ответы обучающихся.

Учитель. В продолжение нашего обсуждения предлагаю посмотреть фрагмент фильма «Живой город».

Демонстрация фрагмента фильма «Живой город». Часть 1.

Учитель. Итак, Архип считает, что настоящее счастье человек может испытать тогда, когда проявляет о ком-то заботу, приносит кому-то пользу. Арина считает, что это невозможно. А как считаете вы?

Ответы обучающихся.

Учитель. Архип хочет доказать Арине, что и она может испытать это

чувство, и предлагает ей спор. Как вы думаете, чем закончится этот спор?

Ответы обучающихся.

Учитель. Мы услышали мнения друг друга, а теперь давайте посмотрим, чем закончился фильм.

Демонстрация фрагмента фильма «Живой город». Часть 2.

Учитель. Ребята, какие изменения произошли с Ариной в результате их спора с Архипом? Как изменилось ее мнение? Благодаря чему произошли эти изменения?

Ответы обучающихся.

Учитель, подводя итоги обсуждения. На примере героев фильма мы увидели, как забота о других может делать нас счастливее, возвращаясь в виде искренней любви и благодарности.

Учитель (демонстрация презентации). В самолёте есть такое правило:

«При разгерметизации наденьте кислородную маску сначала на себя, а затем на ребёнка».

Как вы понимаете смысл этого правила? Оно про заботу о себе или про

заботу об окружающих?

Ответы обучающихся.

Учитель, подводя итоги обсуждения. Если в экстренной ситуации, например, при разгерметизации самолёта, взрослый потеряет сознание, то ребёнок остаётся беззащитным. Поэтому важно сначала надеть кислородную маску на себя, чтобы сохранить способность помогать другим. То есть сначала позаботиться о себе, чтобы иметь возможность позаботиться о других.

Учитель. Как это правило может проявляться в отношениях между людьми?

Ответы обучающихся.

Учитель. Действительно, это правило можно распространить и на взаимоотношения между людьми. Ведь если человек физически или эмоционально истощён, то у него недостаточно внутренних сил для поддержки и помощи другим людям.

Таким образом, забывая заботиться о себе, мы снижаем свои возможности проявлять заботу о других, именно поэтому мы сегодня говорим с вами о заботе о себе и заботе об окружающих как двух неразрывных между собой составляющих нашей жизни.

Учитель. Продолжит наш разговор Ольга Александровна Ульянина профессиональный психолог, руководитель Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации.

Просмотр видео интервью с федеральным спикером.

Уч и т е ль. Ч т о ва м б о льш е вс е г о запом н и л ось из с о вето в О льги Александровны?

Ответы обучающихся.

Учитель. В интервью была затронута тема дружбы. Какую роль в дружбе играет забота?

Ответы обучающихся.

Учитель. Ребята, помните слова известной песни: «Друг в беде не бросит, лишнего не спросит, вот что значит настоящий верный друг». Что значит

«друг в беде не бросит» – это очевидно, а вот что значит «лишнего не спросит»,

как в ы п он имае т е? П оче м у взаимоотношениях?

Ответы обучающихся.

э т о важ н о в д р уж бе и в це л ом во

Учитель. Настоящая дружба подразумевает уважение к личным границам друг друга. Настоящий друг не станет вторгаться в твою личную жизнь без необходимости. Проявление тактичности, уважение к чувствам других людей – важные составляющие взаимоотношений между людьми.

Часть 3. Заключительная

Учитель. Ребята, мы сегодня убедились с вами в том, что забота о себе и забота об окружающих тесно связаны между собой, и отсутствие одной из этих составляющих делает нашу жизнь менее счастливой, менее наполненной смыслом.

Выполнение интерактивного задания «Филворд».

Учитель. Какие чувства мы испытываем, проявляя заботу? Найдите ключевые слова в филворде.

Механика филворда: необходимо найти все слова из списка, которые

спрятаны в сетке букв в вертикальном или горизонтальном направлениях

Буквы выделяются последовательно нажатием кнопки мыши, правильно выделенное слово сопровождается звуковым эффектом и цветовым выделением.

Слова: счастье, любовь, радость, уверенность, спокойствие, благодарность, теплота, комфорт, вдохновение.

Ответы  обучающихся. Учитель. Ребята, не забывайте заботиться о себе, бережно относиться к  своим  эмоциям,  при  этом делитесь  добротой,  вниманием и  заботой с  близкими,  и это  сделает  не  только  вас  счастливее,  но  и мир  вокруг. ПОСТРАЗГОВОР Составить  календарь  заботы:  запланировать  на  каждый  день  время  для  себя  и возможность сделать что-то  приятное  для кого-то  из  близких. Составить  список  книг  и  фильмов  на  тему  занятия,  поделиться  им  с  одноклассниками. Провести конкурс  эссе  на  тему  «Забота меняет мир». ИНТЕГРАЦИЯ  С  УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ Обществознание. Социальные  ценности и  нормы. История.  Первобытность:  представления  об  окружающем мире, верования  первобытных  людей,  искусство  первобытных  людей. Литература.  И.  С.  Тургенев  «Муму»,  А.  П. Чехов  «Чудесный  доктор»,  А.  С. Грин  «Алые  паруса», В. Распутин  «Уроки  французского». Обществознание.  Потребности   и  способности   человека.  Если возможности ограничены. Человек в малой группе. Социальные ценности и  нормы  Моральные  устои общества.  Правовая  культура и  правомерное  поведение.

Ответы обучающихся.

Учитель. Ребята, не забывайте заботиться о себе, бережно относиться к своим эмоциям, при этом делитесь добротой, вниманием и заботой с близкими, и это сделает не только вас счастливее, но и мир вокруг.

ПОСТРАЗГОВОР

  • Составить календарь заботы: запланировать на каждый день время для себя и возможность сделать что-то приятное для кого-то из близких.
  • Составить список книг и фильмов на тему занятия, поделиться им с одноклассниками.
  • Провести конкурс эссе на тему «Забота меняет мир».

ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Обществознание. Социальные ценности и нормы.

История. Первобытность: представления об окружающем

мире,

верования первобытных людей, искусство первобытных людей.

Литература. И. С. Тургенев «Муму», А. П. Чехов «Чудесный доктор», А. С. Грин «Алые паруса», В. Распутин «Уроки французского».

Обществознание. Потребности и способности человека. Если

возможности ограничены. Человек в малой группе. Социальные ценности и нормы Моральные устои общества. Правовая культура и правомерное поведение.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Материалы  Федерального подросткового  центра: Эмоциональный  интеллект:  https://vk.com/wall-225078919_88 Как  помочь  подростку  открыть  свои  чувства:  https://vk.com/wall-  225078919_84 Способы  работы  с  эмоциями:  https://vk.com/wall-225078919_120 #Могу  чувствовать  https://disk.yandex.ru/i/BQFKKov9unWgvw ,  https://disk.yandex.ru/i/T-TY-lk7j39t-A ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ  ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ  ЛИНИИ Благодарность  близким и  друзьям  за их  поддержку,  заботу и  умение  понимать.  Развитие  чувства  признательности  тем,  кто  помогает  сохранять внутреннюю гармонию и  вдохновляет  на  заботу  о  себе.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Материалы Федерального подросткового центра:

  • Эмоциональный интеллект: https://vk.com/wall-225078919_88
  • Как помочь подростку открыть свои чувства: https://vk.com/wall- 225078919_84
  • Способы работы с эмоциями: https://vk.com/wall-225078919_120
  • #Могу чувствовать https://disk.yandex.ru/i/BQFKKov9unWgvw , https://disk.yandex.ru/i/T-TY-lk7j39t-A

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ

Благодарность близким и друзьям за их поддержку, заботу и умение понимать. Развитие чувства признательности тем, кто помогает сохранять

внутреннюю гармонию и вдохновляет на заботу о себе.