1. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
(1)Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. (2)И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали золотыми. (3)Зашумел в лесу золотой дождь. (4)Капля по листику щелкнет, и сорвется лист. (5)Синицы на ветке завозятся, и брызнут листья по сторонам. (6)Ветер налетит, и закружится пестрый смерч. (7)По колено в листьях деревья стоят. (8)Листья шуршат, скребутся, лопочут, скачут, качаются на паутинках. (9)Шумит золотой дождь. (Н. Сладков) |
«Текст насыщен самыми разнообразными средствами художественной выразительности. Уже в первом предложении имеются тропы (А) ___(«листья подставляли») и (Б) ____ («ладошки и щёчки, спинки и животики»). Такой стилистический приём, как (В) _____ (предложения 3,7,9), используется Н.Сладковым для привлечения внимания читателя к самым важным в смысловом отношении членам предложения. Автор с помощью стилистического приёма (Г) ____ (предложения 4,5,6), добивается внешнего динамизма, останавливая внимание читателя на том или ином действии, и усиливает уже созданное впечатление от прочитанного».
Список терминов:
1) олицетворение | 4) эпитет | 7) метафора |
2) анафора | 5) синтаксический параллелизм | 8) парцелляция |
3) инверсия | 6) умолчание | 9) сравнение |
2. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
(1)Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. (2)И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали золотыми. (3)Зашумел в лесу золотой дождь. (4)Капля по листику щелкнет, и сорвется лист. (5)Синицы на ветке завозятся, и брызнут листья по сторонам. (6)Ветер налетит, и закружится пестрый смерч. (7)По колено в листьях деревья стоят. (8)Листья шуршат, скребутся, лопочут, скачут, качаются на паутинках. (9)Шумит золотой дождь. (Н. Сладков) |
«Обращение к стилистическому приёму (А) _______ (предложение 8) и применение синтаксического средства (Б) ______ (предложение 1) помогают автору нарисовать замечательную картину осеннего движения листьев. А такие тропы, как (В) _____ («золотой дождь», и (Г) ______ («пестрый смерч», «по колено … стоят»), позволяют усилить эмоциональность текста».
Список терминов:
1) олицетворение | 4) эпитет | 7) метафора |
2) анафора | 5) парное соединение однородных членов | 8) градация |
3) инверсия | 6) умолчание | 9) сравнение |
3. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
(1)В сию минуту новое явление привлекло его внимание; кошка бегала по кровле пылающего сарая, недоумевая, куда спрыгнуть; со всех сторон окружало её пламя. (2)Бедное животное жалким мяуканьем призывало на помощь. (3)Мальчишки помирали со смеху, глядя на её отчаяние. (4)«Чему смеетесь, бесенята, - сказал им сердито кузнец. - Бога вы не боитесь: божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь», - и, поставив лестницу на загоревшуюся кровлю, он полез за кошкою. (5)Она поняла его намерение и с видом торопливой благодарности уцепилась за его рукав. (6)Полуобгорелый кузнец со своею добычей полез вниз. (6)«Ну, ребята, прощайте, - сказал он смущённой дворне, - мне здесь делать нечего. (7)Счастливо, не поминайте меня лихом». (А.С.Пушкин. "Дубровский") |
«Автор употребляет такие лексические средства, как (А) ___(«сдуру», «помирали») и (Б) ____(«не поминайте…лихом»), позволяющие выразить всколыхнувшиеся в душе кузнеца. Отношение кузнеца к детям, весело наблюдающим за кошкой, создаётся использованием такого синтаксического средства, как (В) _____(в предложении 4). Употребляя такое лексическое средство, как (Г) ___ (предложения 1,2,4,6), писатель избегает повтора одного и того же слова»
Список терминов:
1) разговорная лексика | 4) обращение | 7) контекстные синонимы |
2) эпитеты | 5) восклицательные предложения | 8) фразеологизм |
3) ассонанс | 6) ирония | 9) метафора |
4. Прочитайте фрагмент текста. Среди предложенных терминов найдите те средства выразительности, которые использованы автором. Укажите их номера.
На мою долю недавно выпало счастье познакомиться со старым мудрым врачом. Он нередко появляется в своем отделении в выходные дни и в праздники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. Он умеет вселить в них надежду и бодрость. (С.Львов)
1)вопросно-ответная форма изложения | 4) риторическое обращение | 7) антитеза |
2) ряды однородных членов | 5) фразеологизм | 8) эпифора |
3) полисиндетон (многосоюзие) | 6) литота | 9) инверсия |
5. Прочитайте текст. Среди предложенных терминов найдите средства выразительности, которые использованы автором. Укажите их номера.
Некто четвертый - это мой страх. Он сидит во мне. Он правит мной. Подсказывает. Корректирует. Вымогает. Удерживает. Бросает в дрожь. Усиливает кровообращение. Вгоняет в жар. В холод. Создает ощущение беспомощности. Оцепенения. Полного разлада с другими моими "Я". (Ю.Азаров)
1) риторическое восклицание | 4) инверсия | 7) парцелляция |
2) олицетворение | 5) фразеологизм | 8) оксюморон |
3) литота | 6) сравнение | 9) эпитет |