СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

28 октября 2024 г. Разговоры о важном. Гостеприимная Россия. Ко Дню народного единства. Сценарий занятия. 5-7 классы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Источник: https://razgovor.edsoo.ru/topic/111/

Просмотр содержимого документа
«28 октября 2024 г. Разговоры о важном. Гостеприимная Россия. Ко Дню народного единства. Сценарий занятия. 5-7 классы.»

Сценарий  занятия Гостеприимная  Россия ко  Дню  народного  единства 5–7  классы крепкая  семья единство  народов  России 28  октября  2024  г.

Сценарий занятия

Гостеприимная Россия

ко Дню народного единства

5–7 классы

крепкая семья

единство народов России

28 октября 2024 г.

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 5–7 классов по теме

«Гостеприимная Россия. Ко Дню народного единства»

Цели занятия: расширение знаний обучающихся о традициях гостеприимства и обычаях народов России, воспитание уважения к культурному разнообразию и единству народов России.

Формирующиеся ценности: единство народов России, крепкая семья.

Основные смыслы: гостеприимство – это проявление уважения и заботы к близким и чужим людям, которые пришли в твой дом, приехали в твой город, село, в твою страну.

Традиции гостеприимства уходят в далёкое прошлое народов России и передаются из поколения в поколение. В традициях гостеприимства

отражаются российские духовно- нравственные ценности.

Гостеприимство – качество, объединяющее народы России, оно – признак доброжелательности и открытости ко всем, кто приезжает в нашу страну.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение, групповая работа,

занятие включает просмотр видеоматериалов.

Комплект материалов:

  • сценарий;
  • презентация;
  • интерактивная карта;
  • методические рекомендации;
  • видеоролики.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Учитель. Сегодня наше занятие проводится в преддверии Дня народного единства – государственного праздника, который ежегодно отмечается в

России 4 ноября.

Вспомните, пожалуйста, с какими событиями в истории нашей страны связан этот праздник?

Ответы обучающихся.

Учитель. Да, ребята, вы правы, День народного единства был учреждён в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы (Козьмы) Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов, что оказало серьёзное влияние на формирование Российского государства. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке.

День народного единства – это символ единения и сплочения народов России. Но наш народ един не только в беде, но и в радости, когда хочется общаться, встречаться с друзьями, принимать гостей.

Радушие и гостеприимство – то, что объединяет все народы нашей

многонациональной страны, – об этом мы сегодня и поговорим.

Учитель организует просмотр видеоанонса занятия от Полины Айнутдиновой.

Учитель. Ребята, кто из вас любит ходить в гости? А кто принимать гостей? Что вам больше нравится? Почему?

Ответы обучающихся.

Учитель. Как вы думаете, почему люди любят ходить друг к другу в гости?

Ответы обучающихся.

Часть 2. Основная

Учитель. Ребята, что для вас означает быть гостеприимным?

Ответы обучающихся.

Учитель фиксирует на доске ответы обучающихся.

Учитель. Какие традиции встречи гостей существуют в вашей семье?

Есть у вас фирменное семейное блюдо, которым принято угощать гостей?

Ответы обучающихся.

Учитель. Как вы понимаете смысл выражения «гостеприимная страна»,

«гостеприимная Россия»?

Ответы обучающихся.

Учитель. О гостеприимстве, как национальной черте народов России, сегодня расскажут нам тревел- блогеры Первого канала.

Демонстрация видеоролика с федеральными спикерами.

Учитель. Как видите, путешествовать по России не только интересно и

познавательно, но и вкусно!

А в каких регионах нашей страны вы были? Какими национальными

блюдами вас там угощали? Какое из них вам больше всего понравилось и запомнилось?

Ответы обучающихся.

Учитель. Национальная кухня – это отражение культуры народа, традиций его гостеприимства. Давайте, отправимся в путешествие по регионам России и узнаем, почему принято угощать гостей тем или иным блюдом.

Работа с интерактивной картой «Гостеприимная Россия». Часть 1.

Учитель организует просмотр и обсуждение видеороликов о

национальных блюдах некоторых регионов России (количество точек на карте учитель определяет самостоятельно).

При обсуждении важно, чтобы обучающиеся выделили из

характерные для данного народа

представленной информации составляющие гостеприимства методических рекомендациях).

(см. более подробную информацию в

Учитель, подводя итоги работы с картой. Гостеприимство – важная часть культуры всех народов России. Открытость, радушие, доброжелательность и хлебосольство по отношению к гостям – то общее, что нас объединяет, а разнообразие традиций и национальных блюд – то, что делает российское гостеприимство уникальным и неповторимым.

Работа с интерактивной картой «Гостеприимная Россия». Часть 2.

Учитель. Традиции гостеприимства уходят в далёкое прошлое народов России и передаются из поколения в поколение, в том числе через народное

творчество. Давайте познакомимся с пословицами некоторых народов России.

Содержание задания: учитель использует слой карты «Пословицы народов России». Обучающиеся знакомятся с пословицами, объясняют их смысл. Количество анализируемых пословиц определяет учитель исходя из уровня подготовленности обучающихся.

Пословицы:

  • В гостях пирожок съешь, дома для гостей два испеки (карельская пословица).
  • Чай крепче, если он с добрым другом разделён ( долганская пословица, долганы коренной народ Таймыра ).
  • Хоть не богат, да гостям рад ( русская пословица ).
  • Если гость грустен – это вина хозяина ( адыгейская пословица ).
  • Гость приносит семь удач ( абхазская пословица ).
  • В дом, в который не приходит гость, не приходит благодать

(чеченская пословица).

  • Добрый гость всегда впору ( русская пословица ).

Учитель. Какие качества хозяина и гостя подчёркиваются в пословицах?

Что общего между пословицами народов России? Какие качества

гостеприимства их объединяют?

Ответы обучающихся.

Методический комментарий. Важно обратить внимание обучающихся на то, что все пословицы подчёркивают важность уважительного, внимательного и радушного отношения хозяев к гостям.

Учитель. У многих народов нашей страны есть обычай приходить в гости не с пустыми руками. Есть ли такая или, возможно, другая традиция у вас, когда вы выступаете в роли гостя?

Ответы обучающихся.

Учитель. Говоря о гостеприимстве, нельзя не сказать о правилах поведения в гостях.

Предлагаю разделиться на три команды и подумать, как должен вести себя гость, какими качествами обладать, чтобы поддержать приятную атмосферу и оставить хорошее впечатление.

Обучающиеся в течение 2–3 минут вырабатывают критерии хорошего гостя, потом их представляют. Учитель может фиксировать их на доске.

Возможные варианты:

  • Договориться заранее с хозяевами о своём визите.
  • Договориться заранее с хозяевами о своём визите.
  • Приходить вовремя.
  • Если возможно, принести маленький подарок (гостинец) для хозяев.
  • Предупредить хозяев, если не сможете прийти по уважительной причине.
  • Следить за своим поведением: избегать громкого поведения.
  • Быть вежливыми и доброжелательными с хозяевами дома.
  • Соблюдать правила и обычаи дома, где находитесь.
  • Поддерживать порядок в доме хозяев, быть аккуратными.
  • Предлагать свою помощь хозяевам.
  • Общаться с хозяевами, но не быть слишком назойливыми.
  • Уезжая, предложить хозяевам совершить ответный визит к вам.

Учитель. Слышали ли вы поговорку: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят»? Относится ли она к поведению гостя? Как вы понимаете её смысл?

Ответы обучающихся.

Учитель. Ребята, как вы считаете, почему важно знать обычаи и культуру народов России?

Ответы обучающихся.

Учитель. Да, вы правы. Когда мы приезжаем в какой- то регион нашей страны, мы являемся гостями. Знание культуры, обычаев и традиций тех людей, того народа, у которого находишься в гостях, – это проявление уважения и вежливости по отношению к хозяевам.

Часть 3. Заключительная

Учитель. Ребята, мы сегодня с вами увидели многообразие и единство традиций гостеприимства России. Путешествуйте по России, наслаждайтесь доброжелательностью, открытостью, душевностью народов России и неповторимыми вкусами национальной кухни.

Гостеприимство России — это не просто слова, а образ жизни. С давних времён у нас принято встречать гостей с хлебом- солью и с широкой искренней улыбкой.

А если вам одновременно всех

захочется погрузиться в традиции гостеприимства народов России, то добро пожаловать в самый

гостеприимный город мира, сердце нашей Родины – Москву.

Демонстрация видеоролика «Гостеприимная Москва».

Учитель. Познакомиться с Москвой как столицей России, узнать ещё больше про гостеприимство и национальные блюда нашей большой страны можно на ВДНХ – Выставке достижений народного хозяйства. И отправиться в такое путешествие можно с проектом «Город открытий». Узнать больше – на сайте: городоткрытий.рф.

ПОСТРАЗГОВОР

Школьный фестиваль «Гостеприимная Россия».

Разработка экскурсионного маршрута для гостей школы, города/села, региона.

Посещение этнографических и краеведческих музеев.

ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Русский язык : культура речи, средства оформления предложения в устной речи (интонация, логическое ударение), монолог- описание, диалог,

употребление неполных предложений в диалогической речи, соблюдение в устной речи интонации неполного предложения.

Работа с Национальным корпусом русского языка:

Среди определений, которые наиболее часто используются со словом

«гость» в русском языке, есть слова: почётный, дорогой, желанный, непрошеный, каменный и др. Подберите к этим определениям слова- синонимы.

Среди глаголов, которые наиболее часто используются со словом «гость», глаголы угощать, встречать, принимать, потчевать, приглашать, приветствовать, пригласить, усадить и др. На какие тематические группы можно разделить данные глаголы?

Литература : Л. Н. Толстой «Детство», «Отрочество»; В. Г. Распутин

«Уроки французского»; Р. Гамзатов «Мой Дагестан»; А. С. Пушкин «И. И. Пущину»; И. С. Тургенев «Бежин луг».

География : анализ популярности туристических регионов РФ с точки зрения доступности разных видов транспорта.

История : какие известные люди (учёные, исследователи, люди искусства

и др.) посещали ваш регион? Составление исторических справок «Мой регион (город) в воспоминаниях (отзывах) известных людей».

Иностранный язык : составление интересного туристического маршрута

на изучаемом иностранном языке «Как пройти…?».

Труд : составление картотеки рецептов традиционных блюд.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ  МАТЕРИАЛЫ Сайт  образовательно- туристического  проекта  «Город  открытий», https://www.городоткрытий.рф. Москва  –  город  открытий,  https://disk.yandex.ru/i/o85hpHMJOw0QCQ Сайт  «Народы  России»,  https://народы-россии.рф. Буклет  «Московское  чаепитие». Международная программа  «Классная  страна», https://asi.ru/tourism/klassnaya-strana/ . ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ  ЦЕННОСТНО- СМЫСЛОВЫЕ  ЛИНИИ Гостеприимство  способствует  развитию  экономики,  привлекая инвестиции и  увеличивая  доходы  от туристической  отрасли.  Гостеприимство является  важным  элементом  социальной  жизни,  способствующим  улучшению взаимоотношений  между  людьми  и  укрепляющим  международное сотрудничество.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

  • Сайт образовательно- туристического проекта «Город открытий», https://www.городоткрытий.рф.
  • Москва – город открытий, https://disk.yandex.ru/i/o85hpHMJOw0QCQ
  • Сайт «Народы России», https://народы-россии.рф.
  • Буклет «Московское чаепитие».
  • Международная программа «Классная страна», https://asi.ru/tourism/klassnaya-strana/ .

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО- СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ

Гостеприимство способствует развитию экономики, привлекая инвестиции и увеличивая доходы от туристической отрасли. Гостеприимство

является важным элементом социальной жизни, способствующим улучшению взаимоотношений между людьми и укрепляющим международное сотрудничество.

Приложение

Интерактивная карта «Гостеприимная Россия»

(закадровый текст видеороликов)

Республика Бурятия

Визитная гастрономическая к а р т очка Бурятии – б У у з ы . Это блюдо, приготовленное на па р у из постного теста, вн у т р и которого находится мелко рубленая говядина с небольшим количеством свинины, лука и специй. Внешне б У узы напоминают ма нты, н о отличаются бу ль он ом, к о то ры й образуется вну т ри в ходе варки, и способом л е п к и : с 33 защипами и круглым отв е р сти е м сверху. Рецепт эт о го древнего блюда имеет 400- летнюю историю. БУу з ы напоминают юрту – и неспроста: бур яты взяли её за основу как символ семейного очага и уюта.

Республика Саха (Якутия)

Испокон веков якуты тепло и щедро встречают гостей. И удивляют их своими изысками. Например, вам могут предложить саламАт – кашу из прожаренной на масле муки, заваренной кипятком. Её подают с лепешкой. Она, по якутским поверьям, даёт силу.

А после принесут десерт, похожий на взбитые сливки, – керчЭх. Из него,

кстати, делают «мартышку» – самодельное мороженое в виде «розочек». И застолье обязательно заканчивается чаепитием. Ведь это – особый ритуал, располагающий к общению. Тем более, в регионе растёт самый северный чай в мире — кучУ. В него якуты добавляют молоко.

Республика Башкортостан

Одно из национальных блюд Башкирии – бишбармАк. Это мелко порубленное варёное мясо, которое смешивают с лапшой, луковым соусом и специями. Существует древняя церемония угощения гостей таким блюдом. Раньше в доме на полу расстилалась скатерть, вокруг которой рассаживались гости. Хозяин подносил им кувшин с водой – для мытья рук. И только затем в центр импровизированного стола ставился и разделялся между гостями бишбармАк. Такая церемония сближала людей.

Чеченская Республика

Знаете ли вы, что такое жИжиган чОрпа? Звучит интригующе! Это традиционное блюдо Чеченской Республики. В переводе на русский – наваристый мясной суп. Для чеченцев мясо – символ достатка, и они готовы

делиться им с гостями. ЧОрпу готовят из баранины или говядины – с овощами.

И торжественно подают гостям не одну сотню лет.

Республика Хакасия

Издавна в Хакасии любого гостя сначала встречали, кормили, и только потом расспрашивали, что привело его в дом хозяев. А кормили особенно сытно. Например, потхЫ. Это каша, сваренная на сметане с добавлением пшеничной муки и яиц. До сих пор потхЫ – непременная часть любого праздничного обеда. Тем более что для хакасов она символизирует почёт и достаток.

Из Хакасии вы не уедете без гостинца. С давних времён у хакасов есть обычай: приезжать в гости с «тулупом» – мешочком для гостинцев. И хозяева,

когда их г о ст ь у езж а ет, тоже дают ему с с о б о й «ту л у п ». Кладут в него подарки: конфеты, пряники, хан, домашний с ы р и л и колбасу. Так он и выражают своё уважение и благодарность гостю.

Камчатский край

А вы когда- нибудь пробовали необычную закуску из вяленой или сушеной рыбы и ягод? Да, есть и такая. ТолкУша называется. Её вам обязательно предложат на Камчатке. Интересно, что в разных уголках края толкУшу называют по-разному. По- корякски она звучит как тЫлкытыл, а по- чукотски – «кИликил». Хотя способ приготовления рыбы везде одинаковый, только начинка отличается: где-то это морошка, где- то иван- чай, а где- то брусника. На Камчатке верят, что эта закуска способствует долголетию.

Республика Дагестан

Хотите почувствовать себя как дома – отправляйтесь в Дагестан. Здесь вас встретят как близких родственников. И без промедления поделятся вкуснейшими блюдами. Традиционно к столу подадут хинкАл (не путать с хинкали) – это отваренные в мясном бульоне кусочки теста. К ним отдельно предложат мясо. Его обязательно подадут с хинкАлом и польют чесночным, томатным, кефирным или ореховым соусом. А вместо хлеба вы попробуете дагестанскую лепешку – чудУ, обжаренную на сухой сковороде или в печи, толстую или тонкую, но обязательно с какой-то вкусной начинкой. Такой

«сытный» приём неслучаен: ведь для дагестанцев каждый гость – честь для хозяина и радость в доме.

Республика Татарстан

В Татарстане вас встретит хозяин татарского стола – запечённый гусь! Это традиционное блюдо, которое символизирует достаток и радушие татар. Гуся готовят по уникальному рецепту вот уже много столетий: держат несколько часов в крепком растворе соли, затем обсушивают, немного добавляют перца и начиняют яблоками и крупой (гречневой или полбой). Отправляют запекаться и подают на стол. Аромат стоит невероятный! После сытного гуся приносят традиционный десерт – обжаренное тесто с мёдом – чак- чак. Он олицетворяет солнечные дни и плодородные земли Татарстана. Это знак особого уважения хозяев.

Республика Карелия

Одно из самых популярных традиционных блюд Карелии – калИтки. Это открытые пирожки из ржаного теста с разными начинками: от пшённой крупы и картофеля с ароматными травами до морошки и черники. Традиционно калИтками карелы встречают гостей. Раньше блюдо даже так и называли –

«встречальным». Сейчас в СортавАле проводится Фестиваль карельской калИтки, где можно как попробовать пирожки с невероятными начинками, так и приготовить их самому.

Республика Мордовия

В Мордовии вам подадут традиционные блюда, среди которых будет и панжакАй – открытые пироги на дрожжевом тесте, с картофелем и творогом. По легенде панжакАй символизирует добро, мир и благополучие, ставшие причиной примирения мордовского народа много веков назад. Кстати, с пирогом непременно отведайте пОзу – напиток из сахарной свеклы. По вкусу напоминает квас, но имеет свою изюминку.

Город Москва

Москва – сердце России. Сколько же здесь необычных и ярких традиций!

Например, московское чаепитие. В старой Москве несколько столетий назад была настоящая «чайная эпоха». Чай пили везде и всюду, утром, днём и вечером. Гость, заставший хозяев за чаем, приветствовал их словами: «Чай да сахар, милости вашей!». На что получал ответ- приглашение: «Милости просим!». И садился за стол, где его уже ждала чашка ароматного напитка.

С московским чаепитием связано множество традиций. Так, например, стакан важно наливать доверху – тогда жизнь будет полнее.

Будете в столице – проверьте.