Изучение нормативно-правовых и нормативно-методических документов.
Изучение методического сопровождения преподавания в соответствии с требованиями обновленного ФОП НОО
С 01.09.2023 года все общеобразовательные организации, реализующие образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования Российской Федерации переходят на федеральные основные образовательные программы (ФООП). Для уровня НОО утверждена ФОП НОО (Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 16.11.2022 г. № 992 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»). В нее включены Федеральные рабочие программы (ФРП) по трем учебным предметам:
«Русский язык»,
«Литературное чтение»,
«Окружающий мир».
Федеральные рабочие программы по указанным трем предметам подлежат непосредственному применению (в обязательном порядке, без изменений) во всех образовательных организациях Российской Федерации. Остальные рабочие программы учебных предметов включены в проект обновленной ФОП НОО, которую планируется утвердить до 01.09.2023 года. В том случае, если в образовательной организации 3 и 4 классы не перешли на новый ФГОС НОО, в ООП НОО образовательной организации и рабочие программы педагогов для данных классов до 01.09.2023 года вносятся соответствующие изменения: планируемые результаты и содержание приводятся в соответствие с ФОП НОО, ФРП учебных предметов. В данных образовательных организациях будет реализовываться две ООП НОО: для 1 и 2 классов в соответствии с новым ФГОС НОО и ФОП НОО, для 3 и 4 классов в соответствии с ФГОС НОО (2009г.) и ФОП НОО.
Нормативное правовое обеспечение осуществления образовательной деятельности на уровне начального общего образования
• Федеральный закон от 24.09.2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон ”Об образовании в Российской Федерации” и статью 1 Федерального закона ”Об обязательных требованиях в Российской Федерации”».
• Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». • Приказ Приказом Минпросвещения России от 18.07.2022 г. № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286».
• Приказ Приказом Минпросвещения России от 08.11.2022 г. № 955 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286».
• Приказ Минпросвещения России от 16.11.2022 г. № 992 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования».
• Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями от 05.12.2022 г. № 1063).
• Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 г. № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников».
• Приказ Минпросвещения России от 28.02.2022 г. № 96 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих научно-методическое и методическое обеспечение образовательной деятельности по реализации основных общеобразовательных программ в 4 соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования».
• Письмо Минпросвещения России от 15.02.2022 г. № АЗ-113/03 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Информационно-методическим письмом о введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования»).
• Письмо Минпросвещения России от 03.03.2023 г. № 03-327 «О направлении информации» (вместе с «Методические рекомендации по введению обновленных ФГОС»).
Учебный план начального общего образования
В статье 32.1. приказа о введении ФГОС НОО-2021 определены обязательные предметные области и учебные предметы (учебные модули) на уровне начального общего образования:
Федеральный учебный план начального общего образования, представленный в ФОП НОО, конкретизирует положения ФГОС НОО и является ориентиром для разработки учебных планов образовательных организаций. В нем конкретизируется состав обязательных учебных предметов, недельное распределение учебного времени на освоение содержания по классам и учебным предметам, максимально допустимая недельная нагрузка.
При этом разработка учебного плана как части основной образовательной программы относится к компетенции образовательной организации. Образовательная организация может как непосредственно использовать ФУП, так и разработать на его основе свой учебный план. При этом возможно перераспределение учебных часов в зависимости от специфики образовательной организации (оно должно быть обосновано в пояснительной записке к УП).
Учебный план определяет учебную нагрузку в соответствии с требованиями СанПиНов, перечень учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей. Образовательная организация имеет право разрабатывать несколько учебных планов, учитывающих интересы родителей (законных представителей) и потребности обучающихся.
Часы части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, могут быть использованы на изучение учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей из перечня образовательной организации, в том числе:
- увеличение количества часов на изучение учебных предметов в случае их углубленного изучения (например, авторская программа учебного предмета «Математика» Л.Г. Петерсон представляет содержание и планируемые результаты по математике на углубленном уровне, и освоить ее за 4 часа будет сложно);
- удовлетворение интересов обучающихся, потребностей в физическом совершенствовании (например, увеличение количества часов на физическую культуру или другие учебные курсы и модули, предусматривающие физическую активность младшего школьника;
- изучение учебных курсов в рамках предметных областей, которые обеспечены учебниками или учебными пособиями, примерными рабочими программами, например, «Естествознание. Азбука экологии», «Обществознание и естествознание («окружающий мир»). Секреты финансовой грамотности», «Знакомство с искусственным интеллектом», «Робототехника», «Информационная безопасность», «Искусство. Основы инфографики», «Функциональная грамотность» и др.);
- учебные курсы, учитывающие этнокультурные интересы обучающихся (например, связанные с изучением родного языка, культуры, традиций своего народа, в том числе «Народы России: дорога дружбы» в рамках предметной области «Обществознание и естествознание («Окружающий мир»)»).
В соответствии с подпунктом 32.1. ФГОС НОО «Учебный план программы начального общего образования обеспечивает реализацию требований ФГОС, определяет учебную нагрузку в соответствии с требованиями к организации образовательной деятельности к учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями, перечень учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей». Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, 6 включает не только учебные курсы по выбору обучающихся, родителей (законных представителей), но и учебные курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся, родителей (законных представителей).
Для уровня НОО определены 5 вариантов федерального учебного плана. Первый вариант используется в образовательных организациях, в которых обучение ведется на русском языке, для 5-дневной рабочей недели.
При реализации данного варианта учебного плана на физическую культуру отводится 2 часа в неделю, третий час рекомендуется включать за счет часов внеурочной деятельности для обеспечения двигательной нагрузки младших школьников.
Если школа добавляет час на изучение учебного предмета, то составляется единая рабочая программа на весь объем часов, предусмотренных на изучение данного учебного предмета учебным планом образовательной организации.
Если школа вводит отдельные учебные курсы или учебные модули — для них составляются отдельные рабочие программы на тот объем часов, который предусмотрен учебным планом образовательной организации.
При наличии необходимых условий (кадровых, финансовых, материальнотехнических и иных) возможно деление классов на группы при проведении учебных занятий, курсов, дисциплин (модулей).
ФГОС НОО – 2021 (п.21) предусматривает возможность ускоренного обучения по программе начального общего образования в рамках индивидуального учебного плана в порядке, установленном локальным актом образовательной организации.
Объем максимально допустимой учебной нагрузки должен соответствовать действующим санитарным нормам и правилам, в том числе при обучении в адаптационный период в первом классе. В связи с тем, что объем дневной максимально допустимой учебной нагрузки в 1 четверти 1 класса составляет 3 урока, рекомендуется дополнить недостающие учебные часы в целях успешной адаптации и прохождения учебной программы часами внеурочной деятельности. Для этого необходимо на этот период разработать программу курса внеурочной деятельности, способствующего успешной адаптации, усвоения знаний и формирование умений в отличных от уроках формах: игры, экскурсии, проблемно-ценностного общения и др. Например, «Я – первоклассник», «Я – ученик», «Учимся играя», «Учусь читать, писать, считать, наблюдать, исследовать» и др.
Также при распределении часов в течение недели следует учитывать, что в дни с максимальной обязательной нагрузкой (в 1 классе – 5 часов, во 2-4 – 6 часов) должны стоять уроки физической культуры.
Требования к учебному плану
Учебный план определяет формы промежуточной аттестации всего объема или части учебного предмета, учебного курса, учебного модуля образовательной программы в соответствии с порядком, установленным локальным актом образовательной организации.
Учебный план может составляться на весь учебный год или иной период обучения, включая различные недельные планы с учетом календарного графика образовательной организации.
Для обучающихся с ОВЗ учебный план составляется в соответствии с рекомендациями федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы — адаптированной образовательной программой начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Помимо учебного плана организационным механизмом реализации ООП НОО является план внеурочной деятельности. Он определяет формы организации и объем внеурочной деятельности с учетом интересов и потребностей детей, запросов родителей (законных представителей) обучающихся, возможностей образовательной организации (образовательная организация предоставляет участникам образовательных отношений перечень учебных курсов внеурочной деятельности).
О разработке ООП НОО и рабочих программ учебных предметов для 1 – 4 классов
В соответствии с нормативными документами, указанными в разделе 1 настоящих рекомендаций, общеобразовательные организации разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС и соответствующими ФООП (п.6.1. Ст. 12 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями ООП должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов основными общеобразовательными основных общеобразовательных программ.
В случае непосредственного применения ФООП соответствующая учебная документация в образовательной организации не разрабатывается.
Соотношение обязательной части ООП НОО и части, формируемой участниками образовательных отношений, осталось прежним – 80% и 20% соответственно. 20 % реализуется, прежде всего, за счет курсов внеурочной деятельности, а также за счет часов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.
Структура рабочих программ учебных предметов, учебных курсов, в том числе внеурочной деятельности, учебных модулей определена в ст. 31.1 приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Рабочие программы должны включать:
- содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
- планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
- тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебнометодическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании.
Все рабочие программы разрабатываются с учетом программы воспитания, что находит отражение в разделе «Планируемые результаты» в описании личностных результатов, а также в содержании программы.
В соответствии с п.6.3. ст. 12 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» при разработке ООП НОО образовательные организации в обязательном порядке используют при реализации обязательной части образовательной программы федеральные рабочие программы учебных предметов:
«Русский язык»
https://edsoo.ru/Federalnaya_rabochaya_programma_nachalnogo_obschego_obrazovaniya_pred meta_Russkij_yazik_.htm );
«Литературное чтение»
(https://edsoo.ru/Federalnaya_rabochaya_programma_nachalnogo_obschego_obrazovaniya_pred meta_Literaturnoe_chtenie_.htm );
«Окружающий мир»
(https://edsoo.ru/Federalnaya_rabochaya_programma_nachalnogo_obschego_obrazovaniya_pred meta_Okruzhayuschij_mir_.htm ).
По остальным предметам федеральные рабочие программ могут использоваться как в неизменном виде, так и в качестве основы для разработки педагогическими работниками авторских рабочих программ. Рабочие программы по всем учебным предметам, учебным курсам, в том числе курсам внеурочной деятельности, учебным модулям входят в содержательный раздел ООП НОО образовательной организации, следовательно, они разрабатываются в соответствии с ФГОС НОО и ФОП НОО (ФРП учебных предметов): содержание и планируемые результаты должны быть не ниже федеральных.
Разработка образовательных программ относится к компетенции образовательной организации. Вопросы, не урегулированные федеральным законодательством, регулируются локальными актами образовательной организации.
Для обеспечения качества разработки рабочих программ, соблюдения единых требований педагогам предлагается использовать Конструктор рабочих программ (далее – Конструктор) на общедоступном информационном ресурсе «Единое содержание общего образования» (https://edsoo.ru/constructor/ ). Данный инструмент имеет шаблоны по созданию рабочих программ учебных предметов, по которым утверждены федеральные программы («Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир»). В отличие от Конструктора прошлого года, в новом Конструкторе шаблон предусматривает составление программы не на учебный год, а на уровень (1 – 4 классы). При этом содержание и планируемые результаты по классам строго соответствуют федеральным рабочим программам и подгружаются автоматически, что предупреждает возможные ошибки или пропуски при перепечатывании текста. В квадратных скобках в содержании учитель может уточнить тему исходя из содержания используемого УМК (в части «и др.», «по выбору»), в остальном содержание остается неизменным по сравнению с ФРП учебного предмета.
Тематическое планирование представлено в двух вариантах: по тематическим разделам и поурочно. В тематическом планировании по разделам определено количество часов на каждый раздел и количество резервных часов, который учитель может использовать по своему усмотрению. При этом количество часов на каждый тематический раздел остается неизменным (как в ФРП учебного предмета). По каждому тематическому разделу учитель указывает ЭОР и ЦОР (в соответствии с требованиями ФГОС НОО).
В поурочном планировании по каждому тематическому разделу указаны темы уроков. Квадратные скобки также позволяют ввести свой текст в название темы урока («на примере …», «резервный урок по теме «…»). Так как темы уроков представлены по тематическим разделам, а не в соответствии со структурой учебника, то учителю нужно будет внутри раздела менять темы местами (при наведении курсора на первую границу таблицы появляются две стрелки: «вверх» и «вниз», — с помощью которых учитель может переместить выбранную тему в начало или в конец, ориентируясь на структуру УМК).
Например, темы по разделу «Орфография» в 3 и 4 классах представлены без учета на последовательности их изучения, обусловленной изучением частей речи (как традиционно они представлены в учебниках для начальной школы). Таким образом, учителю следует определить, какие орфограммы дети будут изучать в тематическом подразделе «Имя существительное», «Имя прилагательное» и др. и перенести их в этот подраздел. Аналогично следует поступить и с темами раздела «Развитие речи».
Учителю следует обратить внимание, что требования к уровню речевых умений и навыков, а также языковой функциональной грамотности младших школьников значительно возросли и необходимо организовывать соответствующие виды речевой деятельности, опираясь на содержание и требования к планируемым результатам ФРП «Русский язык», а не только на те виды работ по развитию речи, которые представлены в учебниках. Можно для этого использовать дополнительные учебные пособия.
По каждой теме указывается дата проведения, что определяет данное планирование как КТП.
Дополнительно в тематическом планировании учитель указывает, по каким темам предусмотрена практическая работа, проверочные работы. Следуя рекомендациям, программа автоматически не даст превысить максимальное количество часов на осуществление контроля — не более 10 % от учебного времени. Учителю следует соблюдать эту норму, не перегружать детей проверочными работами и другими формами контроля, помня, что прежде чем осуществить проверку, следует научить. Таким образом, если на изучение тематического раздела отводится 10 часов, то на контроль — не более 1 ч.
Также учитель по своему усмотрению (в соответствии с локальным актом ОО) может добавить дополнительные столбцы в таблицу с поурочным планированием, например, колонку, где будут указано домашнее задание или задание из дополнительного учебного пособия.
Выбор учебников в Конструкторе осуществляется автоматически из Федерального перечня, действующего на момент разработки программы, что также позволяет избежать возможных ошибок. Помимо этого, учитель может свой вариант учебного пособия указать.
По ходу разработки каждого раздела рабочей программы документ сохраняется в черновиках с возможностью продолжения разработки и редактирования. По завершении 11 разработки программы учитель может ее проверить («Предварительный просмотр») и «Опубликовать». После чего каждой составленной в Конструкторе и опубликованной программе присваивается индивидуальный номер. С этого момента программа приобретает статус документа образовательной организации и может быть сохранена в виде текстового документа. Если по каким-либо причинам учитель хочет внести изменения, он может изменить статус программы – «Снять с публикации» (а затем снова опубликовать).
Наличие в рабочей программе помимо трех обязательных компонентов структуры рабочих программ, определённых в ст. 31.1 ФГОС НОО – 2021, дополнительных (необязательных) разделов, например, пояснительной записки, перечня учебников, методической литературы, оборудования, не является нарушением. Так как эти разделы не определены в ФГОС НОО – 2021 как обязательные, они могут быть исключены при утверждении рабочей программы в качестве документа образовательной организации. И, наоборот, при необходимости могут содержаться дополнительные разделы и информация на основании локального акта ОО.
Программы разрабатывают исходя из расчета 34 часа в год на 1недельный час в 2–4 классах, кроме 1-го класса – 33 часа (на основании Федерального календарного учебного графика).
Формирование функциональной грамотности младших школьников и другие общесистемные требования ФГОС НОО
В разделе III ФГОС НОО – 2021 изложены требования к условиям реализации ООП НОО. Следует обратить внимание на появление нового вида требований — общесистемных. Общесистемные требования раскрывают особенности образовательной среды образовательной организации, которая должна быть развивающей и комфортной для обучающихся и педагогов и при этом обеспечивать развитие актуальных направлений в начальной школе. Одним из таких требований является обеспечение возможности формирования функциональной грамотности младших школьников. Следует отметить, что адресные рекомендации для учителей начальных классов на 2022–2023, 2021–2022, 2020–2021 уч. гг. уже раскрывали данное понятие и подходы к формированию функциональной грамотности с учетом специфики начальной школы. Педагоги могут руководствоваться рекомендациями Н. Ф. Виноградовой, а также воспользоваться дополнительными печатными учебными пособиями (например, издательств «Планета» https://www.planeta-kniga.ru/catalog/funktsionalnaya-gramotnost/ ,
«Просвещение» https://shop.prosv.ru/estestvenno-nauchnaya-gramotnost--okruzhayushhij-mir--razvitie-- diagnostika--1-2-klassy23125 ,
https://shop.prosv.ru/matematicheskaya-gramotnost-- matematika--razvitie--diagnostika--1-2-klassy23124 https://shop.prosv.ru/chitatelskayagramotnost--literaturnoe-chtenie--razvitie--diagnostika--1-2-klassy23123 https://shop.prosv.ru/yazykovaya-gramotnost--russkij-yazyk--razvitie--diagnostika--1-2- klassy23122 и др.),
материалами из опыта работы коллег
(https://uchitel.club/workshops?direction=1&page=1).
Формирование функциональной грамотности должно осуществляться как на уроке по любому учебному предмету, так и во внеурочной деятельности. Помимо этого образовательная организация может усилить это направление работы, выделив учебные (или внеурочные) часы на отдельные курсы по функциональной грамотности, включить в 12 план работы проведение недели или дней, посвященных решению учебно-практических и учебно-познавательных задач, формирующих различные компоненты функциональной грамотности.
Также в общесистемных требованиях включены такие направления, как общественно-полезные практики, проектная и учебно-исследовательская деятельность, работа с одаренными детьми, использование современных образовательных и информационных технологий, приобретение детьми опыта социальной деятельности и др.
В течение всего периода обучения каждому обучающемуся, родителю (законному представителю) должен быть обеспечен доступ к информационно-образовательной среде образовательной организации и информационным ресурсам этой среды, в том числе посредством сети Интернет (перечень содержится в п.34.3 и п.34.4 ФГОС НОО – 2021). П. 34.4. ФГОС НОО – 2021 закрепляет права обучающегося на получение качественного образования в случаях, когда программа начального общего образования реализуется с применением электронного обучения и дистанционных технологий.
Внеурочная деятельность как ресурс реализации требований
нового ФГОС НОО
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня образовательной организации.
В настоящий момент в ФГОС НОО – 2021 установлена только верхняя граница нормы часов на внеурочную деятельность за четыре года обучения – до 1320 часов (для обеспечения соотношения 80% и 20% необходимо учитывать, что эта норма относится не только к организационному разделу ООП, но и к остальным разделам программы НОО, а также возможную неравномерность распределения по годам обучения и по количеству учебных курсов по выбору, которое приходится на одного ученика.
В п. 32.2. ФГОС НОО указаны обязательные компоненты плана внеурочной деятельности: формы организации и объем внеурочной деятельности. Направления и их примерное наполнение определены в ФОП НОО и в Методических рекомендациях (https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_po_organizacii_vneurochnoj_deyatelnosti.htm). При этом образовательная организация использует их как ориентир для формирования плана внеурочной деятельности и наполнения содержательного раздела ООП НОО рабочими программами. В
ФОП НОО рекомендуется организация внеурочной дельности по следующим направлениям:
спортивно-оздоровительная деятельность,
проектно-исследовательская деятельность,
коммуникативная деятельность,
художественно-эстетическая деятельность,
информационная культура,
интеллектуальные марафоны (для детей, которые успешно осваивают программу),
«Учение с увлечением!» (для детей, испытывающих трудности в обучении).
В соответствии с Методическими рекомендациями образовательная организация может распределить 10 часов внеурочной деятельности следующим образом:
«Разговоры о важном» – 1 ч. (инвариантная часть),
занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся, в том числе дополнительное или углубленное изучение учебных предметов (отличные от уроков формы организации деятельности: учебноисследовательская, экспериментирование, проекты и др.) – 3 ч.,
формирование функциональной грамотности (информационной, коммуникативной, языковой, читательской, математической, финансовой и др.) – 1 ч.,
творческое и физическое развитие (спортивные секции, изобразительное искусство, хоровое пение, театральная студия, фольклорный ансамбль, танец, спортивные секции и др.) – 2 ч.,
занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, в т.ч. деятельность ученических сообществ, педагогическая поддержка обучающихся и обеспечение их благополучия в пространстве школе – 2 ч.,
профориентационная работа – 1 ч.
Рекомендации по реализации курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном», в том числе поурочные разработки занятий размещаются на сайте «Единое содержание общего образования» http://razgovor.edsoo.ru/
Оба варианта распределения часов являются примерными и используются как основа для разработки ООП НОО образовательной организации исходя из потребностей и интересов детей, родителей (законных представителей) несовершеннолетних, возможностей образовательной организации для достижения планируемых результатов программы.
Учебно-методическое обеспечение реализации образовательной программы начального общего образования
Для реализации ООП НОО по новому ФГОС НОО образовательная организация использует учебники, включенные в Федеральный перечень учебников (далее – ФПУ), утвержденного Приказом Минпросвещения России от 21.09.2022 г. № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»: из Приложения 1 ФПУ (https://clck.ru/rpDyC ) или из приложения 2 (с установленным ограничением срока действия). Также могут использоваться учебные пособия выпущенные издательствами, включёнными в федеральный перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования https://fpu.edu.ru/list_of_organisations
При этом в переходный период педагогу следует учитывать некоторые расхождения в последовательности изучения тем, в подходах к изучению материала, в распределении тем по годам обучения, существующие в настоящий момент в 14 действующих учебниках для 2,3,4 классов и новых федеральных рабочих программах. Выходом из данной ситуации может быть включение недостающих в учебнике материалов за счет дополнительных учебных пособий (тренажеров, тестов и др.), электронных и цифровых образовательных ресурсов. В любом случае учитель должен обеспечить реализацию федеральных рабочих программ в полном объеме не зависимо от УМК, по которому осуществляется обучение.
Проектирование учебного занятия в начальной школе
Системно-деятельностный подход — это подход, при котором в учебном процессе главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности ученика. На уровне начального общего образования изучение нового происходит в процессе коллективной совместнораспределительной деятельности, где учителю отводится роль наставника, авторитетного помощника, организатора учебной деятельности.
Становление ученика как субъекта процесса обучения связано с обеспечением активности ученика на разных этапах деятельности на основе принципов самоорганизации и самореализации, с организацией эффективной коммуникации учеников друг с другом в группах и всего класса. Педагог предлагает учебную, учебно-игровую, проблемную ситуацию, в которой осуществляется взаимодействие ученика с учителем, одноклассниками с целью решения учебной задачи (проблемы). Структура учебного занятия (урока, внеурочной деятельности) обусловлена структурными компонентами учебной деятельности:
• Мотив.
• Цель.
• План.
• Действия, операции.
• Контроль (процесса и результата).
• Рефлексия.
При игнорировании любого элемента в структуре учебной деятельности все остальные элементы теряют свой первоначальный смысл, что негативно сказывается на становлении умений учиться. В связи с этим ключевой компетенцией учителя является организация полноценной учебной деятельности, которая благодаря своей структуре провоцирует развитие ученика. Это достигается в том числе благодаря определенной структуре урока, используемым учителем форм, методов организации учебной деятельности.
Создание мотивационной основы учебной деятельности в начале урока и поддержание ее на протяжении всего занятия предполагает организацию педагогом деятельности учеников по выдвижению идей, гипотез, версий, целью которых является получение личного образовательного результата, выраженного в продуктах деятельности. Для этого подбирается соответствующие материал по содержанию предмета (знакомый детям и содержащий элементы нового или противоречие), вопросы и задания, актуализирующие знания и предметные способы деятельности, необходимые для освоения нового, организуется активная мыслительная деятельность, связанная с наблюдением, сравнением, группировкой объектов, выделением существенных признаков, практическая деятельность и др.
Необходимо эффективно использовать различные формы работы: индивидаульную, в паре, в группе, общеклассный диалог, — отличных от фронтальной работы, репродукции того, что говорит учитель или написано в учебнике. На формирование результатов в значительной степени влияет использование современных подходов к оцениванию (формирующий подход, а не контролирующие мероприятия), вовлечение обучающихся в оценочную деятельность (самоконтроль, самооценка). Даже в оценочных репликах педагога могут быть заложены критерии оценки и мотивирующие учение фразы. Сравните: «Молодец!», «Умница!», «Хорошо», «Плохо», «Не старался» или «Ты верно распределил слова на группы», «Ты смог найти свою ошибку и исправить ее», «В этот раз ты допустил меньше ошибок, чем в предыдущей работе. Продолжай также трудиться, у тебя все получится».
Таким образом, соблюдение технологии проектирования и проведения урока (учебного занятия) в соответствии с системно-деятельностным подходом является неотъемлемым условием достижения планируемых результатов (предметных, метапредметных, личностных) и формирования функциональной грамотности. Урок, будучи формой учебной деятельности, должен отражать её основные этапы, постановку задачи, поиск решения, вывод (моделирование), конкретизацию и применение новых знаний (способов действий), контроль и оценку результата.
Этап — относительно завершенная часть занятия, определяемая дидактической задачей, содержанием материала, видом учебной деятельности ученика, промежуточным ко всему занятию результатом и временным фактором. Урок (учебное занятие) может воспроизводить как целостный дидактический цикл процесса обучения, так и может содержать только часть начальных этапов, тогда целостный процесс обучения будет воспроизводиться в процессе изучения темы (на протяжении серии уроков). Представим этапы урока «открытия новых знаний».
1 этап – мотивационный или мотивационно-ориентировочный. Учитель предлагает детям «решить» учебную задачу (проблему). В процессе различных видов деятельности дети осознают противоречие, которое нужно разрешить, или определяют границы своего «знания» и «незнания». Результатом данной работы будет формулирование цели (что будем узнавать, «открывать»), а также желание разрешить противоречие, открыть новый способ или усовершенствовать известные им, чтобы решить учебную задачу. Далее осуществляется коллективное планирование деятельности: составление и фиксация плана работы, этапов изучения темы, промежуточных результатов. План в дальнейшем может использоваться как для осуществления контроля процесса деятельности, внесения корректив, так и при подведении итогов, рефлексии. Этот этап тесно связан с заключительным этапом урока — рефлексией, где выясняется, достигли ли дети цели, выполнили ли план, оцениваются результаты деятельности.
Актуализация знаний или проверка домашнего задания? Для ответа на этот вопрос следует обратиться к структуре учебной деятельности и определить, для чего организуется актуализация знаний или проверка домашнего задания. Идеальным вариантом является ситуация, когда домашнее задание связано новой темой и в ходе его проверки актуализируются необходимые для освоения нового знания, алгоритмы. Если же такого нет, то проверку домашнего задания следует провести заочно, не включая ее в урок.
Следующий этап – практический – происходит воплощение плана, выполнение шагов по достижению поставленной цели, все это сопровождается самоконтролем, самооценкой, корректировкой действий при необходимости. Основная дидактическая задача данного этапа – это «открытие» нового знания, составление алгоритма предметного способа действия, формирование умений, совершенствование навыков, повторение и систематизация знаний и др. Таки образом, данный этап предусматривает:
1) «Открытие» нового знания, освоения нового способа действия (построение алгоритма).
2) Применение знаний для решения учебной задачи (проблемы), поставленной в начале урока, и аналогичных учебных задач.
3) Включение нового знания в систему ранее усвоенных способов действий (формирования УУД в процессе решения учебных, учебно-практических, учебнопознавательных задач), повторение, обобщение знаний, применение в различных ситуациях, в том числе приближенных к жизненным.
4) Самоконтроль за ходом освоения новых знаний учащимися (с использованием плана), самооценка/ взаимооценка процесса и результатов учебной деятельности.
5) Физическая разрядка (проводится в момент наступления утомления).
3-й завершающий этап – рефлексивный – осуществляется рефлексия или взгляд со стороны на процесс и результат учебной деятельности. Учащиеся перестают уже осваивать учебный материал, возвращаются к цели и плану, определяют по каким признакам можно определить, что достигли цели, какие способы использовали для ее достижения, выявляют положительные стороны учебной деятельности (ситуация успеха), планируют способы коррекции затруднений, если они были (это может стать одним из возможных вариантов домашнего задания).
Форма проектирования учебного занятия выбирается учителем самостоятельно: технологическая карта, конспект, сценарий.
Контроль и оценка достижения обучающимися планируемых результатов образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ФОП НОО
В пп. 22, 23 ФГОС НОО – 2021 определено, что основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся является ФГОС. Результаты освоения программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля, подлежат оцениванию с учетом специфики и особенностей оценивания предмета. Требования к системе оценки образовательных достижений представлены в п. 30.3 ФГОС НОО, где указано, что система оценки должна отражать содержание и критерии оценки, формы представления результатов, обеспечивать комплексный подход (осуществлять оценку предметных и метапредметных результатов), предусматривать оценку динамики учебных достижений, обеспечивать возможность получения объективной информации о качестве подготовки обучающихся.
Следует обратить внимание на то, что в ФОП НОО отдельно не представлены планируемые результаты освоения учебных предметов, та как они включены в рабочие программы. Также отсутствует деление результатов на блоки: «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться». Однако это не снижает актуальность уровневого подхода к оцениванию. Уровневый подход наравне с системнодеятельностным и комплексным является одним из ведущих при реализации ФГОС НОО. 17 Подраздел «Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов» в ФОП НОО является основой для разработки системы оценивания и локальных актов образовательной организации, касающихся осуществлению текущего контроля и промежуточной аттестации, а также норм оценок.
Этот вопрос в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» отнесен к компетенции образовательной организации (ст. 28, 58). В ФОП НОО определен перечень процедур внутреннего оценивания, внешней оценки, рассмотрены актуальные подходы к оцениванию образовательных достижений, дается описание оценки результатов разных групп (метапредметных и предметных). Для реализации уровневого подхода в ходе оценки достижения обучающимися предметных результатов выделены следующие обобщенные критерии: «знание и понимание», «применение», «функциональность», — дана их характеристика.
Таким образом, педагог должен строит обучение и оценку достижений на основе уровневого похода, опираясь на предложенные обобщенные критерии. Особенности оценивания по каждому предмету фиксируются в приложении к основной образовательной программе и доводятся до сведения родителей (законных представителей) обучающихся:
- список итоговых планируемых результатов с указанием этапов их формирования и способов оценки,
- требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию,
- график контрольных мероприятий.
Например, список итоговых планируемых результатов с указанием этапов их формирования и способов оценки может быть представлен в виде таблицы (или отдельно по каждому предмету):
Требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию целесообразно сформулировать исходя из специфики учебных предметов, выносимых на промежуточную аттестацию, а также формы ее проведения.
Например, график контрольных мероприятий образовательная организация может быть составлен в виде таблицы:
Итогом является составление общего графика проведения проверочных работ в образовательной организации, который публикуется на официальном сайте ОО, доводится о сведения родителей (законных представителей).
Мониторинг достижения метапредметных результатов осуществляет администрация образовательной организации. В ходе мониторинга оценивается владение регулятивными, познавательными, коммуникативными УУД, функциональной грамотностью в ходе решения учебных, учебно-практических, учебно-познавательных задач. При отборе содержания измерительных материалов и интерпретации результатов необходимо учитывать, что в 1, 2 классах УУД формируются на пропедевтическом уровне, как правило, универсальные умения пока еще тесно связаны с содержанием конкретного учебного предмета и предметными способами действий.
В 3 классе мониторинг сформированности УУД проводится с диагностической целью определения динамики индивидуальных достижений и принятии решений по улучшению преподавания.
Так как метапредметные результаты не распределены по годам обучения, а зафиксированы на уровень, то до 4 класса не рекомендуется проводить контрольные процедуры и фиксировать результаты в виде отметки.
В 4 классе оценка уровня сформированности УУД осуществляется как интегрированно, в ходе выполнения итоговых работ по учебным предметам, так и в виде отдельных оценочных процедур (комплексная работа с текстом, проект, решение учебных, учебно-познавательных, учебно-практических задач, в т.ч. с использованием ИКТ). Интерпретация результатов основывается на уровневом подходе: определяется базовый уровень, и еще два уровня — выше и ниже базового (может быть и больше). Выставление отметки по итогам выполнения отдельной метапредметной проверочной работы — на усмотрение ОО (что отражается в ООП НОО и локальном акте ОО).
Что оценивается и с какой периодичностью в рамках административного мониторинга сформированности УУД и функциональной грамотности, решает педсовет в начале учебного года. Решение принимается с учетом специфики учебного предмета на основании предложений учителя (начальных класов или предметника), руководителя МО, заместителя руководителя ОО по УВР, педагога-психолога.
8