© 2021, npashkov 3035 101
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Календарно- тематическое планирование по русскому языку для 3 класса "Школа России"
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 с. Пашково»
Рассмотрена Руководитель МО ___________/_____________ Протокол № ____ от «____» ________ 20___ г.
| Согласована Зам. директора по УВР
___________/___________ | Утверждена Приказом директора от №
|
Рабочая программа
учебного предмета
русский язык
2021– 2022 учебный год
Учитель Тюкавкина Наталья Героевна, I КК
Класс 3
с. Пашково, 2021
Пояснительная записка
- Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС НОО (приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»)
- Рабочая программа разработана на основе примерной программы НОО по русскому языку с учетом авторской программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого
- Рабочая программа ориентирована на учебник:
Автор/Авторский коллектив | Название учебника | Класс | Издатель учебника |
В. П. Канакина, В.Г.Горецкий | Русский язык | 3 | «Просвещение» |
Информация о внесённых изменениях в авторскую программу и их обоснование.
Выделен 1 час на промежуточную аттестацию с целью выявления уровня подготовки учащихся к концу года.
Планируемые результаты освоения предмета
Данная программа обеспечивает достижение учениками третьего класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
В третьем классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих личностных результатов изучения курса «Русский язык»:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения;
4) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
7) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях.
В третьем классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих метапредметных результатов изучения курса «Русский язык»:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
6) использование различных способов поиска (в справочных источниках: в учебниках и других учебных пособиях, в словарях), обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
7) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
8) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
9) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях изучаемого объекта системы русского родного языка, осознание учащимися двух реальностей — окружающего мира и слова, отражающего этот мир во всем его многообразии, осознание единства и различия этих реальностей;
11) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами:
12) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием предмета «Русский язык».
В третьем классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих предметных результатов изучения курса «Русский язык»:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикет; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
6) умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
7) способность проверять написанное.
В результате изучения русского языка в третьем классе дети научатся:
• понимать, что предложение - это основная единица речи;
понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;
• различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные);
• оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
• различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение);
• называть и определять главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
• понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
• различать словосочетание и предложение;
• называть и определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);
• понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
• называть и определять части слова (корень, окончание, приставка, суффикс);
• понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слов;
• различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова;
• использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
• давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
• понимать влияние ударения на смысл слова;
• различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
• понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове.
Третьеклассники получат возможность научиться:
• орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать [ диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы за 1-3 класс;
• проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;
• производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова;
• производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;
• распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);
» изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числа склонять в единственном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;
• интонационно правильно произносить предложения; определять вид предложен! по цели высказывания и интонации;
• вычленять в предложении основу и словосочетания;
• производить элементарный синтаксический разбор предложения;
• определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, дели" текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста;
• определять тип текста;
• писать изложение и сочинение (60-75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.
Содержание учебного предмета (курса)
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и контроль |
| ||
практ. работы | проекты | контрольные работы | ||||
| Язык и речь | 2 | 2 |
|
| |
| Словосочетание | 14 | 14 |
| 2 | |
| Слово в языке и речи | 20 | 20 | 1 | 1 | |
| Состав слова | 16 | 16 | 1 | 1 | |
| Правописание частей слова | 29 | 29 | 1 | 2 | |
| Части речи | 76 | 76 | 2 | 5 | |
| Повторение | 13 | 13 |
| 1 | |
| Итого | 170 | 170 | 5 | 12 |
Календарно-тематическое планирование
по русскому языку 3 класс
№ | Наименование раздела и тем | Дата. | |||
| Язык и речь ( 2 ч) |
| |||
1. | 1 | Наша речь. Виды речи. |
| ||
2. | 2 | Наш язык. |
| ||
|
| Текст. Предложение. Словосочетание ( 14 ч) |
| ||
3 | 1 | Текст. Типы текстов. |
| ||
4. | 2 | Текст. Типы текстов. |
| ||
5. | 3 | Предложение. |
| ||
6. | 4 | Виды предложений по цели высказывания. |
| ||
7. | 5 | Виды предложений по интонации. |
| ||
8. | 6 | Предложение с обращением. |
| ||
9. | 7 | Главные и второстепенные члены предложения. |
| ||
10. | 8 | Входной диктант |
| ||
11. | 9 | Простое и сложное предложение. |
| ||
12. | 10 | Обучающее изложение. |
| ||
13. | 11 | Простое и сложное предложение. |
| ||
14. | 12 | Словосочетание |
| ||
15. | 13 | Словосочетание |
| ||
16. | 14 | Контрольный диктант по теме «Предложение». |
|
|
| Слово в языке и речи ( 19 ч) |
|
17. | 1 | Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. |
|
18. | 2 | Синонимы и антонимы. |
|
19. | 3 | Омонимы. |
|
20. | 4 | Слово и словосочетание. |
|
21. | 5 | Фразеологизмы. |
|
22. | 6 | Обучающее изложение. |
|
23. | 7 | Части речи. |
|
24. | 8 | Имя существительное. |
|
25. | 9 | Имя прилагательное |
|
26. | 10 | Глагол |
|
27. | 11 | Имя числительное как часть речи |
|
28. | 12 | Однокоренные слова |
|
29. | 13 | Звуки и буквы. Гласные звуки. |
|
30 | 14 | Гласные звуки. |
|
31. | 15 | Звуки и буквы. Согласные звуки. |
|
32. | 16 | Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный ь. |
|
33. | 17 | Обучающее изложение. |
|
34. | 18 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Обобщение и закрепление изученного. |
|
35. | 19 | Проект «Рассказ о слове». |
|
36. | 20 | Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи». |
|
|
| Состав слова ( 16 ч) |
|
37 | 1 | Что такое корень слова? Словарный диктант. |
|
38. | 2 | Как найти в слове корень. |
|
39. | 3 | Сложные слова. |
|
40. | 4 | Что такое окончание. Формы слова. |
|
41. | 5 | Окончание слова. Формы слова. |
|
42. | 6 | Что такое приставка? Как найти в слове приставку? |
|
43. | 7 | Значение приставок |
|
44. | 8 | Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? |
|
45. | 9 | Значения суффиксов. |
|
46 | 10 | Сочинение по картине А.А.Рылова «В голубом просторе». |
|
47. | 11 | Что такое основа слова? |
|
48. | 12 | Обобщение знаний о составе слова |
|
49. | 13 | Контрольный диктант по теме «Состав слова». |
|
30. | 14 | Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о составе слова. |
|
51. | 15 | Обучающее изложение
|
|
52. | 16 | Проект «Семья слов». |
|
|
| Правописание частей слова ( 29 ч) |
|
53. | 1 | В каких значимых частях слова есть орфограммы? |
|
54. | 2 | Правописание слов с безударными гласными в корне |
|
55. | 3 | Правописание слов с двумя безударными гласными в корне |
|
56. | 4 | Правописание слов с безударными гласными в корне |
|
57. | 5 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. |
|
58. | 6 | Проверка слов с парными согласными в корне. |
|
59. | 7 | Проверка слов с парными согласными в корне. |
|
60. | 8 | Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне. |
|
61. | 9 | Обучающее изложение. |
|
62. | 10 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. |
|
63. | 11 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. |
|
64. | 12 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. |
|
65. | 13 | Правописание слов с удвоенными согласными. |
|
66. | 14 | Правописание слов с удвоенными согласными. |
|
67. | 15 | Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка». |
|
68. | 16 | Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов». |
|
69. | 17 | Правописание суффиксов и приставок. |
|
79. | 18 | Правописание суффиксов и приставок |
|
71. | 19 | Правописание суффиксов и приставок. |
|
72. | 20 | Правописание суффиксов и приставок |
|
73. | 21 | Правописание приставок и предлогов. |
|
74. | 22 | Правописание приставок и предлогов |
|
75. | 23 | Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ) |
|
76. | 24 | Разделительный твёрдый и мягкий знаки. |
|
77. | 25 | Разделительный твёрдый и мягкий знаки. Словарный диктант. |
|
78. | 26 | Разделительный твёрдый и мягкий знаки. |
|
79. | 27 | Обучающее изложение |
|
80. | 28 | Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова». |
|
81. | 29 | Проект «Составляем орфографический словарь». |
|
|
| Части речи ( 76 ч) |
|
82. | 1 | Части речи. |
|
83. | 2 | Имя существительное и его роль в речи. |
|
84. | 3 | Значение и употребление имён существительных в речи. |
|
85. | 4 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные Устаревшие слова. |
|
86. | 5 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные |
|
87. | 6 | Обучающее изложение |
|
88. | 7 | Собственные и нарицательные имена существительные |
|
89. | 8 | Проект «Тайна имени» |
|
90 | 9 | Число имён существительных. |
|
91. | 10 | Число имён существительных. |
|
92. | 11 | Род имен существительных |
|
93. | 12 | Род имен существительных |
|
94. | 13 | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. |
|
95. | 14 | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. |
|
96. | 15 | Обучающее изложение. |
|
97. | 16 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» |
|
98. | 17 | Склонение имён существительных. |
|
99. | 18 | Падеж имён существительных. |
|
100. | 19 | Упражнения в определении падежей. |
|
101. | 20 | Сочинение по картине И.Я.Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». |
|
102. | 21 | Именительный падеж имен существительных |
|
103. | 22 | Родительный падеж имен существительных |
|
104. | 23 | Дательный падеж имен существительных |
|
105. | 24 | Винительный падеж имен существительных |
|
106. | 25 | Творительный падеж имен существительных |
|
107. | 26 | Предложный падеж имен существительных |
|
108. | 27 | Обучающее изложение. |
|
109. | 28 | Все падежи. |
|
110. | 29 | Обобщение знаний по теме «Падежи имени существительного». |
|
111. | 30 | Сочинение по картине К.Ю.Юона «Конец зимы. Полдень». |
|
112. | 31 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное». |
|
113. | 32 | Проект «Зимняя страничка». |
|
114. | 33 | Значение и употребление имён прилагательных в речи. |
|
115. | 34 | Значение и употребление имён прилагательных в речи. |
|
116. | 35 | Роль прилагательных в тексте. |
|
117. | 36 | Текст-описание. |
|
118. | 37 | Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-лебедь». |
|
119. | 38 | Род имён прилагательных. |
|
120. | 39 | Изменение имен прилагательных по родам |
|
121. | 40 | Изменение имен прилагательных по родам |
|
122. | 41 | Число имён прилагательных. |
|
123. | 42 | Число имён прилагательных. |
|
124. | 43 | Изменение имен прилагательных по падежам |
|
125. | 44 | Изменение имен прилагательных по падежам |
|
126. | 45 | Обобщение знаний об имени прилагательном |
|
127. | 46 | Обобщение знаний об имени прилагательном |
|
128. | 47 | Отзыв по картине А.А.Серова «Девочка с персиками». |
|
129. | 48 | Обобщение знаний об имени прилагательном Словарный диктант. |
|
130. | 49 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». |
|
131. | 50 | Проект «Имена прилагательные в загадках». |
|
132. | 51 | Личные местоимения |
|
133. | 52 | Изменение личных местоимений по родам. |
|
134. | 53 | Местоимение. |
|
135. | 54 | Местоимение. |
|
136. | 55 | Обучающее изложение. |
|
137. | 56 | Значение и употребление глаголов в речи. |
|
138. | 57 | Значение и употребление глаголов в речи. |
|
139. | 58 | Значение и употребление глаголов в речи. |
|
140. | 59 | Неопределённая форма глагола. |
|
141. | 60 | Неопределённая форма глагола. |
|
142. | 61 | Число глаголов. |
|
143. | 62 | Число глаголов. |
|
144. | 63 | Времена глаголов. |
|
145. | 64 | Времена глаголов. 2-е лицо глаголов. |
|
146. | 65 | Изменение глаголов по временам |
|
147. | 66 | Изменение глаголов по временам |
|
148. | 67 | Обучающее изложение. |
|
149. | 68 | Род глаголов в прошедшем времени. |
|
150. | 69 | Диктант (промежуточная аттестация) |
|
151. | 70 | Правописание частицы не с глаголами. |
|
152. | 71 | Правописание частицы не с глаголами. |
|
153. | 72 | Не с глаголами |
|
154. | 73 | Правописание не с глаголами |
|
155. | 74 | Обобщение знаний о глаголе |
|
156. | 75 | Повторение изученного материала |
|
157. | 76 | Контрольный диктант по теме «Глагол». |
|
|
|
Повторение ( 13 ч) |
|
158. | 1 | Части речи. |
|
159. | 2 | Части речи. |
|
160. | 3 | Обучающее изложение. |
|
161. | 4 | Обобщение изученного о слове, предложении. |
|
162. | 5 | Правописание окончаний имён прилагательных. |
|
163. | 6 | Правописание приставок и предлогов |
|
164. | 7 | Правописание безударных гласных. |
|
165. | 8 | Правописание значимых частей слова. |
|
166. | 9 | Итоговый контрольный диктант. |
|
167.
| 10 | Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова. Словарный диктант. |
|
168. | 11 | Обучающее изложение. |
|
169. | 12 | Текст. |
|
170 | 13 | Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул». |
|
Учебно-методическое обеспечение
1.Канакина В. П.,Горецкий В. Г.Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч., М. «Просвещение», 2017г.
2.Канакина В. П. Русский язык: Рабочая тетрадь: 3 класс: В 2 ч., М. «Просвещение», 2021г.
3. Канакина В. П.,Горецкий В. Г., Бойкина М.В.Русский язык. Рабочие программы.1-4 классы, М. «Просвещение», 2011г.
4. Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. Русский язык. 3 класс, М. «Просвещение», 2013г.
5. Канакина В. П., Манасова Г. Н.Методическое пособие с поурочными разработками: 3 класс: В 2 Ч.,
6. Т.Н.Ситникова, А.Ф.Яценко. Поурочные разработки по русскому языку. Москва. Вако. 2016 г.
7. Канакина В.П. Щёголева Г.С. Русский язык: Сборник диктантов и самостоятельных работ: 1-4 классы,
Интернет-ресурсы.
http://www.n-shkola.ru/
http://school-collection.edu.ru/
http://www.uchportal.ru/
http://school-collection.edu.ru/
http://nachalka.info/
http://www.openclass.ru/
http://www.zavuch.info/
http://nsc.1september.ru/
http://www.nachalka.com/photo/
http://interneturok.ru/ru
http://eor-np.ru
http://numi.ru/3130
http://www.metodkabinet.eu/
Лист корректировки календарно-тематического планирования
Предмет: русский язык
Класс 3
Учитель: Тюкавкина Наталья Героевна
2021-2022 учебный год
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки | |
по плану | дано | ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение
Диктант.
(промежуточная аттестация.)
2022 год
Диктант.
Цветочные часы.
По цветам можно узнавать время. Раннее летнее утро. К шести часам открыл синий глазок колокольчик. Подняли золотые головки одуванчики. Краснеют нежные цветочки полевой гвоздики. Следом расправляет широкие лепестки шиповник. Вспыхнул яркий огонёк мака. К восьми часам распустились жёлтая кувшинка, белая лилия.
Спадает летняя жара. Оживают другие цветы. Распустились душистый табак и луговая дрёма.
Посади на клумбах цветочные часы. Они покажут точное время.
Слова для справок: лепестки, подняли, расправляет
Грамматическое задание.
Подчеркнуть основу в предложении:
1 вариант. Краснеют нежные цветочки полевой гвоздики.
2 вариант. Подняли золотые головки одуванчики.
Над каждым словом напиши, какая это часть речи.
Определить род, число, падеж существительных.
Разобрать по составу слова:
1 вариант. Цветочки, посадил
2 вариант. Листочки, зацветают