СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

3 класс ИЗО "Карнавальные фантазии. Эскиз карнавальной маски"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока ИЗО по теме  "Карнавальные фантазии. Эскиз карнавальной маски" для 3 класса. Цель урока: Дать представление об изобразительных средствах передачи характера, эмоционального состояния определенного  героя при создании эскиза его маски. К конспекту прилагается презентацция.

Просмотр содержимого документа
«3 класс ИЗО "Карнавальные фантазии. Эскиз карнавальной маски"»



3 класс

Тема урока: Карнавальные фантазии. Эскиз карнавальной маски.

Цель урока: Дать представление об изобразительных средствах передачи характера, эмоционального состояния определенного героя при создании эскиза его маски.

Задачи урока:

  1. Дать понятие о карнавальной маске и ее видах.

  2. Рассказать о специфике работ художника в театре – помочь актеру раскрыть содержание спектакля.

  3. Показать на примерах способы усиления эмоционального состояния в масках.

  4. Вовлечь учащихся в создании образов, персонажей спектаклей и других зрелищных постановок.

  5. Развивать творческие способности учащихся.



Зрительный ряд: презентация, образцы работ.

Литературный ряд: «Карнавальные маски» Вера Соколова, «Карнавал в Венеции» Кирсанов Сергей Васильевич.

Музыкальный ряд: Игорь Саруханов «Маскарад», Алла Пугачёва «Арлекино».

Оборудование : а) для учителя: проектор, образцы работ, учебник под редакцией Неменского Б.М. «Искусство вокруг нас» Ч.2.

б) для учащихся: учебник под редакцией Неменского Б.М. «Искусство вокруг нас» Ч.2, Рабочая тетрадь 3 класс под редакцией Б.М. Неменского, краски, кисти.

Ход урока

Этапы урока

Содержание работы (примерное)

Примечания

I. Подготови-тельная часть урока

(1-2 мин.)

1. Организация класса. Приветствие.


2. Проверка готовности учащихся к уроку


II. Основная часть урока



(10-15 мин.)

1. Введение в тему занятия

Когда вы играете в какую-нибудь игру, вы всегда становитесь кем-то. То разбойником или пиратом, то феей – колдуньей или принцессой.

С давних времен люди подметили, что быть кем-то, играть кого-то легче в маске. Потому что маска помогает скрыть лицо, превратиться в волшебного героя. Маска пришла к нам из глубокой древности.

2. Вступительная беседа по теме урока

- Что такое маска?

Ма́ска (личина) – предмет, накладка на лицо, который надевается, чтобы не быть узнанным, либо для защиты лица.

Маска своей формой обычно повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз и (реже) рта и носа. Маски использовались с древности в церемониальных, эстетических и практических целях. У каждого народа были свои маски. Их делали из золота и серебра, украшали драгоценными камнями; выдалбливали из дерева, вырезали на них орнаменты и узоры, раскрашивали и украшали перьями. В глубокой древности маски были принадлежностью обрядов, культов и ритуалов.

(Приложение 1. Слайд 2)

Ряженье – обычай, сопровождающий важнейшие обряды и народные праздники. Для русских были характерны:

  • облачение в необычные костюмы;

  • сокрытие лица под маской;

  • нанесение на открытые участки тела красок или сажи;

  • употребление производящих шум украшений, предметов, инструментов;

  • неупорядоченные произвольные телодвижения (подскоки, прыжки, верчения, пританцовывания и т.п.).

В России праздничные игрища с масками, чучелами, были, например на Рождество или Масленицу. На Рождество и в святочные дни в России по дворам, по домам с весёлыми песнями-колядками ходят колядовщики, переодетые в разные костюмы и маски, среди них есть обязательно Медведь, Коза, Конь, Журавль, другие персонажи. (Слайд 3)

Человеку, надевшему маску, легче войти в роль, перевоплотиться. (Слайд 4,5)

Маска шла к нам через венецианские карнавалы, испанские фиесты. Карнавал – праздник, связанный с переодеваниями и красочными шествиями.

Великолепны, красочны карнавалы в Венеции, они известны с 1094 года. Интересно, что настоящая венецианская маска изготавливается из тончайшей кожи. Её можно носить, не снимая, много часов подряд. В ней одинаково удобно и веселиться, и драться на дуэли.

(Слайд 6,7)

Многие маски карнавала – это варианты масок итальянской комедии.

(Слайд 8-12)

Потом праздники и представления перешли с городских площадей на театральную сцену и появились театральные маски. (Учебник под редакцией Неменского Б.М. «Искусство вокруг нас. Ч.2 стр. 56-57.)

Маски бывают самые разные: они могут изображать:

  • героев фильмов (Слайд 13);

  • зверей и героев сказок – весельчаков и чудищ, ведьм и красавиц (Слайд 14-17).

Маска выражает характер персонажа! Выразительность маски меняется от ого, какие нарисованы, приклеены и т.д. глаза, брови, нос, рот.

В театре артист, стремясь изменить своё лицо, часто наклеивает бороду или усы, использует парики. Искусство изменения внешности – грим возникло как продолжение искусства маски.

Театр стран Востока до сих пор широко пользуется масками, хотя часто заменяет их маскообразным гримом (грим - маска)..

Маски бывают плоские и объёмные. Маска может закрывать только часть лица. Тогда это будет полумаска.

(Слайд 18-19)

(Учебник с. 58-59.)



3. Сообщение нового материала

Любая задумка художника должна начинаться с эскиза – предварительного рисунка, по которому выполняется задуманное, «черновик» художника.

- В масках с ярко выраженной эмоциональной окраской нужно обратить внимание на их характеры: добрые и злые, весёлые и грустные. Какими средствами достигается такая выразительность? (мимика - глаза, нос, брови, рот.)

- А ещё? (Форма и цвет.)

- Сравним (смайлики на доске).

Можно ли определить настроение? Как? (Ответы детей.)



4. Работа со зрительным рядом

- Откройте тетради (с.32-33). Посмотрите на маски, которые здесь изображены. Обратите внимание на нос, рот, брови, глаза, цвет.

- Можем ли мы здесь определить настроение? Как? Давайте попробуем.

- Определите настроение у масок, которые вы видите на доске. Какие средства использованы для этого (цвет, мимика)


5. Постановка учебной задачи и рекомендации по ходу выполнения работы

- Сегодня на уроке мы с вами должны нарисовать эскиз веселой или грустной маски. Выберите персонаж для изображения маски, в зависимости от характера изображаемого героя, продумайте изобразительные средства.




(20-25 мин.)

6. Практическая работа учащихся

Во время практической работы звучит музыка (Игорь Саруханов «Маскарад», Алла Пугачёва «Арлекино».), педагог держит в поле зрения весь класс, оказывает помощь детям, которые в ней нуждаются.



III. Заключите-льная часть урока


(3-5 мин.)

  1. Просмотр и обсуждение работ, выполненных учащимися.

Проводится выставка готовых работ учащихся.

- Какое настроение удалось передать вашим одноклассникам в масках? Какие средства были использованы?

А теперь послушайте, какие стихи по теме урока приготовили ребята. (Чтение стихов заранее подготовленными детьми)

1. Карнавал в Венеции. Кирсанов Сергей Васильевич.

Едва наденете Вы маску,
Как попадете сразу в сказку.
Встает с Венецией из вод
Перед глазами хоровод
Причудливых средневековых масок,
Предела нет палитре красок...

2. «Карнавальные маски». Вера Соколова.

Карнавальные маски,
новогодние сказки,
и сквозь узкие прорези
светятся глазки.


2. Подведение итогов урока.

Наш урок подошёл к концу, у каждого из вас на столе маски (смайлики грустные, весёлые, задумчивые), они отражают ваше состояние на уроке.

- Какие из них вы хотели бы выбрать, обоснуйте ваш ответ?

- Закончите предложения на доске:

  • Сегодня на уроке я ... (Сегодня на уроке я представлял себя художником.)

  • Сегодня на уроке я узнал:

    • какие бывают маски,

    • с помощью чего достигается выразительность…



3. Организованная уборка рабочих мест.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!