1. Введение в тему занятия Когда вы играете в какую-нибудь игру, вы всегда становитесь кем-то. То разбойником или пиратом, то феей – колдуньей или принцессой. С давних времен люди подметили, что быть кем-то, играть кого-то легче в маске. Потому что маска помогает скрыть лицо, превратиться в волшебного героя. Маска пришла к нам из глубокой древности. 2. Вступительная беседа по теме урока - Что такое маска? Ма́ска (личина) – предмет, накладка на лицо, который надевается, чтобы не быть узнанным, либо для защиты лица. Маска своей формой обычно повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз и (реже) рта и носа. Маски использовались с древности в церемониальных, эстетических и практических целях. У каждого народа были свои маски. Их делали из золота и серебра, украшали драгоценными камнями; выдалбливали из дерева, вырезали на них орнаменты и узоры, раскрашивали и украшали перьями. В глубокой древности маски были принадлежностью обрядов, культов и ритуалов. (Приложение 1. Слайд 2) Ряженье – обычай, сопровождающий важнейшие обряды и народные праздники. Для русских были характерны: облачение в необычные костюмы; сокрытие лица под маской; нанесение на открытые участки тела красок или сажи; употребление производящих шум украшений, предметов, инструментов; неупорядоченные произвольные телодвижения (подскоки, прыжки, верчения, пританцовывания и т.п.). В России праздничные игрища с масками, чучелами, были, например на Рождество или Масленицу. На Рождество и в святочные дни в России по дворам, по домам с весёлыми песнями-колядками ходят колядовщики, переодетые в разные костюмы и маски, среди них есть обязательно Медведь, Коза, Конь, Журавль, другие персонажи. (Слайд 3) Человеку, надевшему маску, легче войти в роль, перевоплотиться. (Слайд 4,5) Маска шла к нам через венецианские карнавалы, испанские фиесты. Карнавал – праздник, связанный с переодеваниями и красочными шествиями. Великолепны, красочны карнавалы в Венеции, они известны с 1094 года. Интересно, что настоящая венецианская маска изготавливается из тончайшей кожи. Её можно носить, не снимая, много часов подряд. В ней одинаково удобно и веселиться, и драться на дуэли. (Слайд 6,7) Многие маски карнавала – это варианты масок итальянской комедии. (Слайд 8-12) Потом праздники и представления перешли с городских площадей на театральную сцену и появились театральные маски. (Учебник под редакцией Неменского Б.М. «Искусство вокруг нас. Ч.2 стр. 56-57.) Маски бывают самые разные: они могут изображать: героев фильмов (Слайд 13); зверей и героев сказок – весельчаков и чудищ, ведьм и красавиц (Слайд 14-17). Маска выражает характер персонажа! Выразительность маски меняется от ого, какие нарисованы, приклеены и т.д. глаза, брови, нос, рот. В театре артист, стремясь изменить своё лицо, часто наклеивает бороду или усы, использует парики. Искусство изменения внешности – грим возникло как продолжение искусства маски. Театр стран Востока до сих пор широко пользуется масками, хотя часто заменяет их маскообразным гримом (грим - маска).. Маски бывают плоские и объёмные. Маска может закрывать только часть лица. Тогда это будет полумаска. (Слайд 18-19) (Учебник с. 58-59.) 3. Сообщение нового материала Любая задумка художника должна начинаться с эскиза – предварительного рисунка, по которому выполняется задуманное, «черновик» художника. - В масках с ярко выраженной эмоциональной окраской нужно обратить внимание на их характеры: добрые и злые, весёлые и грустные. Какими средствами достигается такая выразительность? (мимика - глаза, нос, брови, рот.) - А ещё? (Форма и цвет.) - Сравним (смайлики на доске). Можно ли определить настроение? Как? (Ответы детей.) 4. Работа со зрительным рядом - Откройте тетради (с.32-33). Посмотрите на маски, которые здесь изображены. Обратите внимание на нос, рот, брови, глаза, цвет. - Можем ли мы здесь определить настроение? Как? Давайте попробуем. - Определите настроение у масок, которые вы видите на доске. Какие средства использованы для этого (цвет, мимика) 5. Постановка учебной задачи и рекомендации по ходу выполнения работы - Сегодня на уроке мы с вами должны нарисовать эскиз веселой или грустной маски. Выберите персонаж для изображения маски, в зависимости от характера изображаемого героя, продумайте изобразительные средства. |