СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

3 класс. Литературное чтение. Тема. К. Бальмонт «Золотое слово»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель. Создать условия для организации учебной деятельности учащихся по ознакомлению с творчеством и биографией поэта К.Д. Бальмонта.

Просмотр содержимого документа
«3 класс. Литературное чтение. Тема. К. Бальмонт «Золотое слово»»

3 класс. Литературное чтение.

Тема. К. Бальмонт «Золотое слово»

Учебник, с. 173


Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для организации учебной деятельность учащихся по ознакомлению с творчеством и биографией поэта
К. Д. Бальмонта; способствовать развитию умений видеть красоту в поэзии, находить художественные особенности произведения, понимать смысл, настроение и образный язык стихотворения

Планируемые результаты

Предметные: познакомятся с лирическим произведением К. Д. Бальмонта;

научатся осознанно и выразительно читать лирическое произведение; понимать смысл любого типа простого и сложного предложения и передавать его с помощью интонации

Метапредметные: познавательные: проявляют индивидуальные творческие способности в процессе чтения; регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи; коммуникативные: находят нужную информацию через беседу со взрослыми, учебные книги, словари, справочники, строят диалог в паре или группе, задают вопросы

Личностные: читать выразительно стихотворения, передавая самые искренние чувства к Родине

Образовательные ресурсы: портрет К. Д. Бальмонта, картинки, рисунки, толковый словарь, портреты поэтов


Ход урока


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Деятельность обучающегося

I. Организация начала урока


Долгожданный дан звонок – начинается урок.

Все красиво, дружно встали, улыбнулись, подравнялись.

Поздороваемся, класс, и урок начнем сейчас

Проговаривают стихотворение, психологически настраиваясь на урок

II. Проверка домашнего задания

– Расскажите, что вы помните из биографии Н. А. Некрасова.

Предлагает прочитать отрывки из произведения Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы», которые подходят к рисункам, помещенным на доску

Выполняют задание. Читают отрывки из произведения Н. А. Некрасова

III. Сообщение темы и цели

– Сегодня продолжаем читать поэтическую тетрадь. Давайте вспомним, что значит читать поэтическую тетрадь? Под портретом на доске запись: «Когда слушаешь Бальмонта – всегда слушаешь весну. Никто не опутывает души таким светлым туманом, как Бальмонт. Никто не развеивает этого тумана таким свежим ветром, как Бальмонт. Никто до сих пор не равен ему в его “певучей силе”» (А. Блок).

– Прочитайте пословицу. Объясните её смысл: «Осень говорит: я поля уряжу; весна говорит: я ещё погляжу». Да, у нас в России ярко выражены времена года, поэты посвятили много стихов этой теме. И поэты эти разные. Сегодня мы познакомимся с творчеством одного

из них. Прочитайте его имя на доске, рассмотрите портрет

– Знакомиться с новыми авторами, произведениями, передавать авторское настроение при чтении.

Читают высказывание.

Читают пословицу и объясняют её смысл.

– Константин Дмитриевич Бальмонт

IV. Знакомство с биографией поэта

Рассказ учителя о биографии и творчестве К. Д. Бальмонта

Внимательно слушают

V. Изучение нового материала.

1. Первичное чтение стихотворения.

2. Словарная
работа.

3. Беседа по содержанию прочитанного

– Какое время года приносит с собой радость, тепло, веселье?

– Мы с вами знаем, что весна – это любимое время года для многих писателей и поэтов. Назовите фамилии поэтов, которые посвящали свои стихи весне.

– Прочитайте название стихотворения, которое вы будете читать. Как вы думаете, почему оно так называется? Проверим наши предположения.

Объясните значение слова кутерьма (разг.) – суматоха, беспорядок.

– Прочитайте выразительно слова-обещания каждого времени года. Какую интонацию вы выберете? Кто обещал всё озолотить? А кто всё сделал на самом деле?

– Разве у весны есть золотые краски? И если есть, то в чём, в каких предметах они видны?

– Как вы поняли выражение «жёлтый одуванчик, – будет и седой»?

– Так почему же автор так назвал своё стихотворение?

– Тютчев, Майков…

– «Золотое слово».

– Мы выбираем хвастливую интонацию. Ведь они обещают сделать то, что могут только сами. Осень обещала: «Я озолочу». А зима сказала: «Как я захочу».

– Одуванчик, когда созревают семена, он становится белым. Это похоже на седые волосы.

VI. Продолжение работы над темой.

Анализ стихотворения. 1) Выразительное чтение стихотворения.

2) Выборочное чтение

– Подумайте, о чем спорят Осень, Зима и Весна?

– Прочитаем еще раз этот спор. Постарайтесь передать все чувства, которые они вкладывали в свои слова. Какое настроение передает поэт в последней строке?

– Прочитайте отрывок, в котором поэт дает описание весенней картины.

– Какое слово является главным, повторяется несколько раз в стихотворении?

– Солнце – символ поэзии Бальмонта. Это символ весны, лета и даже осени. Оно

всё освещает, всё делает ярким, живым. Солнце и золото для поэта почти одно и то же.

– Кто же оказался самым сильным среди спорящих? Как вы думаете, почему весна победила?

– Что за помощники есть у весны? Вспомним, как называется стихотворение?

– В каком значении употреблены эти слова? Какие слова обычно называют золотыми?

– Сегодня мы познакомимся с новым средством художественной выразительности – метафорой. Метафора – это употребление слов и выражений в переносном смысле на основе сходства, сравнения. Почему же поэт назвал свое стихотворение «Золотое слово»?

– Кто из них важнее, сильнее.

Выразительно читают стихотворение.

Зачитывают отрывок.

– Золотой.




– В переносном.

– Слова, которые подтверждаются делом.

– Весна выполнила свое обещание

VII. Домашнее задание

– Научиться читать выразительно стихотворение К. Д. Бальмонта «Золотое слово».

– Выполнить зарисовки (по желанию)

Слушают, уточняют задания

VIII. Итог урока

– Понравились ли вам стихи К. Д. Бальмонта? Какое из них захотелось вам выучить наизусть?

– Что можно сказать о человеке, написавшем эти стихи?

Делают выводы и обобщения. Отвечают на вопросы

IX. Рефлексия

– Моё настроение: • Сегодня меня порадовало… • Сегодня меня огорчило…

Осуществляют самоанализ

КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ БАЛЬМОНТ (1867–1942)

Константин Дмитриевич Бальмонт родился 3 (15) июня 1867 года в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии. Отец, Дмитрий Константинович, служил в Шуйском уездном суде и земстве, пройдя путь от мелкого служащего в чине коллежского регистратора до мирового судьи, а затем до председателя уездной земской управы. Мать, Вера Николаевна, урожденная Лебедева, была образованной женщиной и сильно повлияла на будущее мировоззрение поэта, введя его в мир музыки, словесности, истории.

В 1876–1883 годах Бальмонт учился в Шуйской гимназии, откуда был исключен за участие в антиправительственном кружке. Продолжил свое образование во Владимирской гимназии, затем в Москве, в университете, и Демидовском лицее в Ярославле. В 1887 году за участие в студенческих волнениях был исключен из Московского университета и сослан в Шую. Высшего образования так и не получил, но благодаря своему трудолюбию и любознательности стал одним из самых эрудированных и культурных людей своего времени. Бальмонт ежегодно прочитывал огромное количество книг, изучил, по разным сведениям, от 14 до 16 языков, кроме литературы и искусства увлекался историей, этнографией, химией.

Стихи начал писать в детстве. Первая книга стихов «Сборник стихотворений» издана в Ярославле на средства автора в 1890 году. Молодой поэт после выхода книжки сжег почти весь небольшой тираж. Его поэтический мир – это мир тончайших мимолетных наблюдений, хрупких чувствований. Предтечами Бальмонта в поэзии являлись, по его мнению, Жуковский, Лермонтов, Фет, Шелли и Э. По.

Широкая известность к Бальмонту пришла достаточно поздно, а в конце 1890-х он был скорее известен как талантливый переводчик с норвежского, испанского, английского и других языков.

В 1903 году вышел один из лучших сборников поэта «Будем как солнце» и сборник «Только любовь». А перед этим за антиправительственное стихотворение «Маленький султан», прочитанное на литературном вечере в городской Думе, власти выслали Бальмонта из Петербурга, запретив ему проживание и в других университетских городах. В 1902 году Бальмонт уезжает за границу, оказавшись политическим эмигрантом.

Помимо почти всех стран Европы Бальмонт побывал в Соединенных Штатах Америки и Мексике и летом 1905 года вернулся в Москву, где вышли два его сборника «Литургия красоты» и «Фейные сказки». К. Бальмонт написал произведение для своей дочери Нины (он звал её Ниника). Для неё поэт сочинил «Фейные сказки». (Слово «фейные» произошло от слова «фея».) В стихотворных сказках К. Бальмонта среди «мошек и букашек», пьющих «капельки с ромашек», живёт нежная фея, «занятая делом», она проверяет росинки, разрешает споры между насекомыми и растениями.

На события первой русской революции Бальмонт откликается сборниками «Стихотворения» (1906) и «Песни мстителя» (1907). Опасаясь преследования, поэт вновь покидает Россию и уезжает во Францию, где живет до 1913 года. Отсюда он совершает поездки в Испанию, Египет, Южную Америку, Австралию, Новую Зеландию, Индонезию, Цейлон, Индию.

Вышедшая в 1907 году книга «Жар-птица. Свирель славянина», в которой Бальмонт развивал национальную тему, не принесла ему успеха и с этого времени начинается постепенный закат славы поэта. Однако сам Бальмонт не сознавал своего творческого спада. Он остается в стороне от ожесточенной полемики между символистами, ведущейся на страницах журналов «Весы» и «Золотое руно», расходится с Брюсовым в понимании задач, стоящих перед современным искусством, пишет по-прежнему много, легко, самозабвенно. Один за другим выходят сборники «Птицы в воздухе» (1908), «Хоровод времен» (1908), «Зеленый вертоград» (1909).

В мае 1913 года, после объявления амнистии в связи с трехсотлетием дома Романовых, Бальмонт возвращается в Россию и на некоторое время оказывается в центре внимания литературной общественности. Перед Октябрьской революцией Бальмонт создает еще два по-настоящему интересных сборника: «Ясень» (1916) и «Сонеты солнца, меда и луны» (1917). Бальмонт приветствовал свержение самодержавия, однако события, последовавшие вслед за революцией, отпугнули его, и благодаря поддержке А. Луначарского Бальмонт получил в июне 1920 года разрешение на временный выезд за границу, который обернулся для поэта долгими годами эмиграции. Умер 23 декабря 1942 года от воспаления легких. Похоронен в местечке Нуази ле Гран под Парижем, где жил последние годы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!