СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

3 класс. Литературное чтение. Тема. Н. А. Некрасов. Стихотворения о природе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические цели: создать условия для ознакомления с творчеством Н.А. Некрасова; обучения видению картины, описываемой автором; способствовать формированию навыков выразительного чтения.

Просмотр содержимого документа
«3 класс. Литературное чтение. Тема. Н. А. Некрасов. Стихотворения о природе»

3 класс. Литературное чтение.

Тема. Н. А. Некрасов. Стихотворения о природе. Учебник, с. 167–170


Тип урока: постановка учебной задачи

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством Н. А. Некрасова; обучения видению картины, описываемой автором; способствовать формированию навыков выразительного чтения; развитию познавательных процессов, речи; расширению словарного запаса; умения замечать красоту природы; содействовать воспитанию культурного «слушателя» и «читателя»

Планируемые результаты

Предметные: научатся читать осознанно текст художественного произведения вслух и «про себя» бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному; определять тему и главную мысль произведения, оценивать события, героев произведения; читать стихотворные произведения наизусть

Метапредметные: познавательные: прогнозируют содержание раздела; подбирают к тексту репродукции картин художника и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников; регулятивные: формулируют учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; читают в соответствии с целью чтения; коммуникативные: озвучивают презентацию с опорой на слайды, выстраивают монолог по продуманному плану; строят диалог в паре или группе, задают вопросы

Личностные: ценят и уважают писателя, выражающего свои чувства к Родине через художественное слово, составляют рассказ о его творчестве, передают в рассказе восхищение и уважение к поэту

Образовательные ресурсы: учебник, проектор

Ход урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Деятельность обучающегося

I. Организация начала урока

Приветствует учащихся. Проверяет готовность класса. Психологически настраивает учащихся на предстоящую работу:

Показывают готовность

к уроку. Приветствуют учителя

II. Подготовка
к восприятию

– Отгадайте загадку:

Он вошёл – никто не видел, он сказал – никто не слышал,

Дунул в окна и исчез, а на окнах вырос лес

– Какой бывает мороз? Вам нравится морозная погода? Почему?

– Зима. Снег покрыл поля, луга. О зиме говорят: снежная, суровая, холодная. Но говорят и по-другому: зимушка-зима. По календарю зима приходит в декабре, но русская зима приходит раньше и длится дольше, чем по календарю. На Руси декабрь называли «студень», так как становилось морозно, студёно.  Вспомните, как называли зиму поэты. 

 – Расскажите, почему зима – волшебница? У зимы есть свой хозяин. Кто же это?

Послушайте и отгадайте загадку. 

Сердит! – закрыв лицо рукой,  Она сказала: – Ишь, какой,

Сказал прохожий глухо.  Кусается как пёс!

– Ударил как! – ворчал другой,  И я скорей лицо прикрыл

Поглаживая ухо.  Воротником пальто.

Шла мимо бабушка с клюкой,  В тот день и впрямь сердитый был…

В платок упрятав нос,  Вы догадались, кто?

Отгадывают загадку.


- Мороз.

- Трескучий, слабый, сильный.

– Бывает весело, красиво, снег скрипит под ногами.

– У Тютчева – чародейка,
у Есенина «…щеголиха
в белой разлетайке, русская красавица зима…».

– Она укрыла всё снегом, словно пухом; лес заснул, как будто заколдован.

Отгадывают загадку.

– Мороз.


– Художники писали зимнюю природу, композиторы посвящали зиме музыку и песни, поэты сочиняли стихи о зиме.

– Что вы знаете о жизни Некрасова? Н. А. Некрасов – великий русский поэт, жил в середине XIX века. Детство он провел в деревне на Волге. Некрасов очень любил родную природу: красоту полей, рек, лугов. Стихи Некрасова написаны прекрасным, богатым и в то же время простым языком

– Жил в XIX веке, писал

о природе, о трудной крестьянской жизни. Жизнь народа была тяжёлой

III. Сообщение темы урока

– Нас ждёт встреча с отрывком из поэмы «Мороз, Красный нос», который называется «Не ветер бушует над бором…». Сам поэт назвал этот отрывок «Мороз-воевода».

– Чему мы будем учиться, работая над этим произведением? Наши действия:

• определим тему;

• исследуем содержание;

• представим главных героев;

• картины, нарисованные автором;

• будем учиться читать выразительно произведение, опираясь на своё отношение к прочитанному

Внимательно слушают.


Определяют цели урока



IV. Изучение нового материала.

1. Первичное восприятие текста.

2. Беседа по содержанию прослушанного произведения.




3. Повторное чтение произведения.

4. Словарная работа.

– Прослушаем отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». В начале урока вы рассказывали о зимнем настроении, а какое настроение передаётся в этом отрывке, попробуйте понять.

– Какое первое впечатление оставило у вас стихотворение? (Очень понравилось: оно интересное, красивое, торжественное.) Какое же настроение вы почувствовали? (Бодрое, сердитое, хмурое, задумчивое, весёлое, радостное, волшебное, сказочное.)

– Определите тему и жанр произведения. (Жанр произведения – стихотворение, так как оно написано в ритмической форме. Это произведение о зимней природе. Автор Н. А. Некрасов.)

– Откройте учебник на с. 169. Мы продолжаем работу с текстом произведения.
У каждого автора есть необычные и загадочные слова. Все они украшают любое произведение, показывают точность, выразительность, красоту. Какие слова в тексте вам непонятны?

– Как вы понимаете значение слова воевода?

Воевода – предводитель войска на Руси. Так называли начальника войск в давние времена на Руси. Слово воевода имеет два значения. А как вы думаете, в каком значении оно используется в этом тексте: как начальник войска или начальник большого владения? А есть ли ещё непонятные слова?

Дозором обходит – сторожит.

Палица – дубина с шипами, оружие русских богатырей.

Обозы – вереница гружёных повозок.

Казна – богатство.

Алмазы, жемчуг – драгоценности белого переливающегося цвета.

Владенья – своя собственность.

– Каким вы себе представили Мороза-воеводу? Найдите и прочитайте, как описывается шествие Мороза. Почему поэт называет Мороза воеводой? Что хотел подчеркнуть поэт, изображая Мороза как воеводу? Найдите первые два сравнения.

Не ветер бушует над бором, Мороз-воевода дозором

Не с гор побежали ручьи, Обходит владенья свои.

Внимательно слушают.

Отвечают на вопросы.

Определяют совместно с учителем толкование слов.

Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чём говорится).














– Мощным, сильным, суровым, с ветром, бушущим над бором, с шумом горных ручьёв.



5. Выборочное чтение.





6. Работа над выразительностью чтения

– Зачем они употреблены? Посмотрите внимательно на иллюстрацию к стихотворению. Каким изобразил Мороза художник? Почему художник нарисовал Мороза выше деревьев?

– Прочитайте те строки стихотворения, в которых говорится о «заботах» Мороза.

– Найдите песню Мороза, прочитайте ее и подготовьтесь выразительно прочитать вслух.

– Как Мороз говорит о своем могуществе? Найдите в тексте, как называет эту песню Некрасов. Какие качества характера Мороза вы постараетесь передать слушателям при чтении?

– Прочитайте песню Мороза вслух. Кто лучше прочитал? Найдите в стихотворении слова, которые изображают Мороза как живое существо. Эти действия может совершать человек. Некрасов сумел подобрать такие слова, что показал Мороза как живое существо, изобразил его могучим владыкой. Некрасов – мастер поэтического слова. Как надо читать это стихотворение? Первую часть – неторопливо, бодро. Вторую часть – гордо, несколько хвастливо.

– Прочитайте стихотворение про себя. Найдите описание русской природы в этом стихотворении. Как понять выражение: Я царство мое убираю в алмазы, жемчуг, серебро?

– Предлагает пропеть стихотворение вполголоса. Приготовьтесь нарисовать словами картины к этому стихотворению.

– Мороз руководит жизнью природы. Ему все подчиняются.

– Чтобы показать шумное, грозное шествие Мороза.

– Хвастливой.

– Властный, грозный, удалой, хвастливый.

Читают 2–3 ученика.

– Обходит, глядит, идет, шагает, бьет, поет, пойду, построю, задумаю, упрячу, не считаю, убираю.

– Хвастливо, гордо.

Выполняют задание.

V. Продолжение работы по теме урока













VI. Домашнее задание



VII. Итог урока. Рефлексия


– Вьюги и метели по лесу полетели, стонет от ветра старый бор. А Мороз поёт хвастливую песню. Прочитаем выразительно песню Мороза. – Какая предстала картина? Какое настроение почувствовали в этих строках? (Радостное, светлое, счастливое.) Некрасов употребил метафору «упрячу под гнёт».

– Как вы думаете, под какой гнёт он собирается упрятать реки? (Под лёд.)

– Когда в литературе название одного предмета переносится на другой на основании их сходства, – это метафора. Более подробно вы будете знакомиться с этим выразительным художественным средством в средних и старших классах.

– Какая зима у Некрасова? Да, она созвучна с настроением поэта, и мы это увидели.

– А о каком морозе нам рассказал поэт? Мороз-воевода. Какой он?

– Менялось ли настроение в стихотворении? (Да.) Почему?

– Прочитаем весь отрывок выразительно, соблюдая правила выразительного чтения, можно при помощи мимики и жестов.

– А если бы мы рисовали зимние картины, какие краски подошли бы к картинам?


Выбрать (по желанию): 1. Нарисовать Мороза-воеводу. 2. Сочинить о нём сказку. 3. Найти пословицы и поговорки о зиме.4. Прочитать отрывок из произведения выразительно. 5. Выучить отрывок наизусть


– В начале урока мы говорили о том, что нам предстоит сделать. Посмотрим, на все ли вопросы мы ответили:

• Тема произведения – …

• Жанр произведения – …

• Главный герой – …

• Автор рассказывает о…

– Радостная, счастливая, Мороз восхищается своим царством и богатством.

– Живая, сказочная, волшебная, очеловеченная, до всего как будто можно дотянуться, дотронуться.

– О Морозе-воеводе.

Высказывают предположения.

– Разные картины – разное настроение.

– В основном синий, белый, голубой – это цвета зимы

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!