IV. Изучение нового материала. 1. Первичное восприятие текста. 2. Беседа по содержанию прослушанного произведения. 3. Повторное чтение произведения. 4. Словарная работа. | – Прослушаем отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». В начале урока вы рассказывали о зимнем настроении, а какое настроение передаётся в этом отрывке, попробуйте понять. – Какое первое впечатление оставило у вас стихотворение? (Очень понравилось: оно интересное, красивое, торжественное.) Какое же настроение вы почувствовали? (Бодрое, сердитое, хмурое, задумчивое, весёлое, радостное, волшебное, сказочное.) – Определите тему и жанр произведения. (Жанр произведения – стихотворение, так как оно написано в ритмической форме. Это произведение о зимней природе. Автор Н. А. Некрасов.) – Откройте учебник на с. 169. Мы продолжаем работу с текстом произведения. У каждого автора есть необычные и загадочные слова. Все они украшают любое произведение, показывают точность, выразительность, красоту. Какие слова в тексте вам непонятны? – Как вы понимаете значение слова воевода? Воевода – предводитель войска на Руси. Так называли начальника войск в давние времена на Руси. Слово воевода имеет два значения. А как вы думаете, в каком значении оно используется в этом тексте: как начальник войска или начальник большого владения? А есть ли ещё непонятные слова? Дозором обходит – сторожит. Палица – дубина с шипами, оружие русских богатырей. Обозы – вереница гружёных повозок. Казна – богатство. Алмазы, жемчуг – драгоценности белого переливающегося цвета. Владенья – своя собственность. – Каким вы себе представили Мороза-воеводу? Найдите и прочитайте, как описывается шествие Мороза. Почему поэт называет Мороза воеводой? Что хотел подчеркнуть поэт, изображая Мороза как воеводу? Найдите первые два сравнения. Не ветер бушует над бором, Мороз-воевода дозором Не с гор побежали ручьи, Обходит владенья свои. | Внимательно слушают. Отвечают на вопросы. Определяют совместно с учителем толкование слов. Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чём говорится). – Мощным, сильным, суровым, с ветром, бушущим над бором, с шумом горных ручьёв. |