Особенности жизни героев в разные времена года И.С. Соколов-Микитов « Листопадничек »
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья
Кто как готовится к зиме?
запасают себе на зиму корм
Белка, бобр, мыши
ложатся в спячку
Медведь, ёж, барсук
не запасают корм,
не ложатся в спячку
Лиса, волк, заяц
Как называют зайцев, родившихся осенью?
У нас в семье большая радость
Пусть листья падают, летят,
В канавке, тёплой под осинкой
Три листопадничка лежат.
Листопаднички
Иван Сергеевич Соколов-Микитов ( 1892—1975 )
«Я занимаюсь литературным трудом.
Основой и радостью этого труда всегда оставалась и остаётся любовь к людям, к родной стране, к её природе, к живому светлому миру, частицей которого я чувствовал себя неизменно».
(писал незадолго до смерти И.С. Соколов – Микитов)
Замечательный писатель Иван Сергеевич Соколов-Микитов (1892—1975) прожил большую и богатую событиями жизнь. Детство его прошло в тихой лесной деревеньке на Смоленщине.
Отец — охотник, знаток леса — ходил в приказчиках по лесному делу у купцов, мать вела крестьянское хозяйство.
Где он только не побывал, устроившись на работу матросом на судах торгового флота, куда не забрасывала его судьба!
Вернулся домой, работал учителем в школе.
В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон.
Скороговорка
Бобры храбры идут в боры,
Бобры для бобрят добры.
Прочитайте с интонацией:
- утвердительной,
- вопросительной,
- с ускорением,
- очень быстро.
Словарная работа
высокий, худощавый, нескладный;
сооружение, перегораживающее реку, течение, для подъёма уровня воды;
перегородили реку плотиной;
мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства.
Работа над текстом
- В какое время года появились зайчата?
- Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?
- О жизни каких ещё животных осенью мы узнаём из этого рассказа?
- Как вели себя другие звери?
- Чего испугались «листопаднички»?
- Как их успокоила старая зайчиха?
- Как вы думаете, правильно ли поступил зайчонок, убежав за журавлями в тёплые страны?
Выборочное чтение
- С кем познакомился Листопадничек у глухой лесной речки?
- Прочитайте по ролям разговор зайчика с бобрами.
- Чем занимался Листопадничек в бобровой хатке зимой?
- Почему зайчонок остался у бобров?
Чтение-поиск
- Каких страхов натерпелся Листопадничек за долгую зиму? О чём он вспоминал?
- А знаете ли вы, что у бобров много врагов, которые часто разрушают их хатку? Назови тех, которые встретились вам во время чтения.
лиса
рысь
росомаха
выдра
Работа в парах
Найдите в тексте эпизоды, соответствующие иллюстрациям в учебнике.
Характеристика героя
Листопадничек
- Мечтатель, фантазёр
- Непослушный
- Любознательный
- Терпеливый
- Добрый
- Заботливый
- Смелый
- Любящий
мечтает улететь в тёплые края
убежал из дома, ослушался маму
задаёт вопросы бобрам
всю зиму жил в хатке у бобров
помогал нянчить бобрят
кормит бобрят
научился плавать
вспоминает старую мать-зайчиху и маленьких братьев
Бобры
строят плотину, хатку в два этажа; таскают палки, замазывают крышу илом; хвостом пришлёпывают, как штукатур лопаткой; ходят на работу
- запасливые
- гостеприимные
- заботливые
- смелые
готовят корм на зиму
приютили зайца
волнуются за бобрят
выгнал выдру из хатки;
помогает зайчику при наводнении
любят чистоту и порядок
Закрепление изученного материала
Сказка
Сказка
рассказ
народная
авторская
название
без названия
о животных
о растениях
Работа в группах
Найдите животных, которые спрятались в слове «Листопадничек»
лиса
слон
ласточки
пчела
кот
осёл
енот
оса
пони
аист
пёс
Cинквейн о зайчике
1 строчка– 1 существительное
2 строчка – 2 прилагательных
3 строчка – 3 глагола
4 строчка – ключевое предложение из текста
Зайчик
Любознательный, трусливый
Заботится, боится, ныряет
По всему лесу прослыл Листопадничек самым храбрым и отчаянным зайцем.
«Вставьте подходящее слово из текста»
Бежал, бежал Листопадничек по лесу, прибежал к глухой лесной речке.
Остался Листопадничек в бобровой хатке.
Любят бобры чистоту и порядок.
За долгую зиму большого страху натерпелся зайчонок.
Обрадовался Листопадничек, прижался к матери .
Крепко-крепко заснул возле матери в родном гнезде Листопадничек.
Подбери пословицу
- Много спать – дела не знать.
- Всякий кулик своё болото хвалит.
- Чужая сторона – дремучий бор.
- В гостях хорошо, а дома лучше!
Домашнее задание
- Придумать продолжение этой истории.
- Какие ещё приключения могли бы произойти с зайчонком?
- Нарисуйте понравившийся эпизод сказки.
Рефлексия
- Мне было интересно потому, что ... .
«Читайте, дорогие ребята и уважаемые взрослые, глубоко патриотичные книги Ивана Сергеевича Соколова-Микитова.
И пусть чтение книг И.С. Соколова-Микитова доставит вам огромную радость»!
Спасибо за урок!