Цель деятельности учителя | Создать условия для ознакомления с омонимами, обучения нахождению слов-омонимов в письменной речи и узнаванию их среди других лексических групп слов |
Тип урока | Постановка и решение учебных задач |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Метапредметные: владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях |
Оборудование | Интерактивная доска, проектор (по возможности) |
Этапы урока | Задания и упраж- нения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Постановка учебной задачи | Формулирование учебных задач по названию темы | – Откройте учебник на с. 45.Прочитайте название темы урока. – Как вы ответите на этот вопрос? – Сегодня на уроке постараемся обстоятельно ответить на него | – «Что такое омонимы?». Ответы учащихся |
II. Минутка чистописания | Упражнения на детальный анализ строения букв-знаков | | – Заглавной и строчной букв Н, н. Выполняют задания |
III. Изучение нового мате- риала. 1. Работа по учебнику, с. 45, упр. 75 | Работа над упражнением с целью наблюдения над особенностями слов-омонимов, введения термина «омонимы» | – Откройте учебник на с. 45, найдите упр. 75. Прочитайте стихотворение Б. Гольдберга. Рассмотрите рисунки. Что означает слово «коса» в каждом из предложений? Соотнесите слова с рисунками. – Прочитайте определение. Какие слова называются омонимами? – Послушайте стихотворение Я. Козловского: Мы слова из русской речи, из родного языка! Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат, Но важна не только внешность, потому не торопись! Не всегда нужна поспешность, ты до смысла доберись!.. | Выполняют задания. – Слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разные лексические значения. Внимательно слушают |
2. Работа со словарем омонимов | Работа со словарем омонимов с целью нахождения в нем необходимой информации о слове | – О каких словах говорится в стихотворении? – Обратите внимание, что в учебнике на с. 156 помещен словарь омонимов. Откройте словарь. Найдите слово «лайка». Справа от слова стоят цифры, которые указывают на то, что это омонимы. Рядом с каждым омонимом в словарной статье дается толкование лексического значения слова. Прочитайте лексическое значение слова. – Из упр. 76 найдите, пользуясь словарем омонимов, толкование одной из пар омонимов. | – Об омонимах. Выполняют задания |
3. Работа по учебнику, с. 46, упр. 77 | Работа над упражнением в распознавании омонимов в предложениях, выяснении их лексического значения | – Откройте с. 46, найдите упр. 77. Прочитайте предложения. Докажите, что выделенные слова в каждой паре – омонимы. Можете воспользоваться словарем омонимов на с. 156. – Спишите любую пару предложений с омонимами, вставив пропущенные буквы. Подчеркните омонимы. – Обменяйтесь тетрадями с товарищем по парте и проверьте написанное. Физкультминутка | Выполняют задания. Осуществляют взаимопроверку. Выполняют упражнения физкультминутки |
4. Работа по учебнику, с. 46, упр. 78 | Работа над упражнением с целью определения в предложениях изученных лексических групп, объяснения их смысла | – Найдите упр. 78. Прочитайте. Что вы прочитали? Объясните значение выделенных слов. – Назовите встречающиеся в пословицах антонимы, синонимы, омонимы. – К каким случаям жизни было бы уместно употребить любую из данных пословиц? Спишите третью пословицу . Синонимы: «лодырь – бездельник», «дорога – путь». Омонимы: «мир (согласие) – мир (вселенная)». | – Пословицы – Антонимы: «шутка – всерьез», «вместе – врозь», «весна – осень». |
5. Словарная работа | Работа над словом с непроверяемым написанием | – Прочитайте слово, записанное в нижней части с. 46, про себя. Чем произношение слова отличается от его написания? Это орфограммы. – Слово «понедельник» – словарное. Необходимо запомнить написание безударных гласных в приставке и корне слова. - Произнесите слово орфографически. Запишите. - Выделите приставку, корень, поставьте ударение, подчеркните орфограммы, которые надо запомнить. – Составьте и запишите предложение с этим словом. – Дома заучите правильное написание слова наизусть | – Понедельник. Отвечают на вопрос. – Безударные гласные в приставке и корне. Выполняют задания |
IV. Итог урока. Рефлексия деятельности | Обобщение полученных на уроке сведений. | – Над какой темой работали на уроке? Что такое омонимы? Что выполняли на уроке? Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему? – Как оцениваете свою деятельность на уроке? | Отвечают на вопросы |