«Преступление и наказание – вечная тема» (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).
3 направление итогового сочинения
- Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
- Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения.
- В рассуждениях можно касаться таких проблем, как:
- ответственность за сделанный выбор,
- последствия преступления для окружающих и самого преступника,
- возмездие и муки совести и др.
Примерные темы:
- Что может толкнуть человека на преступление?
- Чем страшен человек без совести?
- Согласны ли вы с утверждением: «Нет хуже мук, чем муки совести»?
- Можно ли понять и простить человека, совершившего преступление?
- «Тварь ли я дрожащая или право имею…» — в чем заключалась ошибка теории Раскольникова?
- Почему каждый человек должен нести ответственность за свои поступки?
- Должно ли последовать наказание за возмездие?
Для вступления
- Преступление можно рассмотреть как социальное явление , которое приводит общество к определенным последствиям, и как нравственное явление, за которое человек испытывает угрызения совести, стыдится и раскаивается.
- «Преступление» и «наказание» – понятия, которые находятся в тесной связи как с правовыми понятиями закона и ответственности, так и с нравственными понятиями вины, стыда, возмездия, совести и раскаяния.
- Преступление – это:
- общественно-опасное действие или бездействие, направленное против существующего строя или нарушающее существующий правопорядок.
- перен., недопустимый, непозволительный поступок.
- Слово « преступление » имеет два основных значения :
- нарушение закона
- нарушение моральных устоев и правил.
- Нарушение закона – это различные деяния, за которые следует наказание со стороны государства: убийства, грабежи, коррупция и многое другое.
- Нарушение законов морали – это унижение других, потеря стыда и совести, предательство своих идеалов, безжалостное отношение к природе, животным, это любые поступки, которые не соответствуют моральным устоям и принципам, существующим в обществе.
- Наказание – это:
- мера воздействия со стороны государства, санкции, которые оно применяет к совершившему преступление, к преступившему закон;
- санкции со стороны общества за аморальные поступки человека, за нарушение им нравственных законов;
- тягостное состояние человека, осознание им самим своего неправильного поведения, самонаказание, самобичевание, кара.
- Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской).
- Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского , 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.
- Что такое преступление? Как зло может повлиять на того, кто его совершил? Преступление - это поступок, который нарушает юридический или нравственный закон.
- Зло , совершенное человеком, несомненнo , влияет на его жизнь не в лучшую сторону.
- Человек, совершивший злой поступок, редко бывает счастлив, потому что гнев уничтожает личность, не позволяет наслаждаться жизнь.
- Оно губит душу человека, а также отношения между людьми, делает человека хуже и побуждает делать больше зла.
- «Преступление» этимологически означает «преступить черту», которая является запретной. Этого невозможно сделать, если не пренебречь моральными законами и пойти в сговор с собственной совестью.
- Совесть, будучи голосом Творца в голове человека, никогда не утихнет, если преступник сохранил хотя бы крупицу человечности.
- Убегая от совести, человек придумывает оправдания противозаконному поступку, преисполняется гордыней , снимает с себя ответственность, чтобы снова и снова вершить новые преступления.
- Но если от совести не удается убежать, то появляется единственная надежда искупить содеянное.
- Это – раскаяние , на что и пошел Родион Раскольников, главный героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
«Ищу человеческое в человеке»
«Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести, и ужаснее всего то, что мы иногда не знаем, кого из них больше любим, кому больше желаем победы...»
Д. С. Мережковский
- Насилием нельзя спасти людей. Принуждением нельзя уничтожить неправды. Голая сила никогда не создаст ни братства, ни свободы, ни равенства.
- Питирим Сорокин.
- Заветы Достоевского
Основные аспекты философии
Ф. М. Достоевского
- Зло таится в человечестве глубже, чем предполагают лекари-социалисты, и никакое устройство общества само по себе не исправит этого зла.
- Никакие условия жизни не могут оправдать совершенное человеком тяжкое преступление, избавить от ответственности за грех. Иначе придется признать, что люди – покорные рабы обстоятельств. А это значит отказаться от внутренней свободы, которая и делает человека личностью.
- Пролитая чужая кровь никогда не приводит к добру, а ведет только к новой, еще большей крови.
Преступление и ...
В названии романа три слова. Что следует непосредственно за преступлением? Еще не наказание. Что же? Странный момент, когда преступление совершено, а преступник еще не наказан.
- Уже первое слово — “преступление” — символ.
- Каждый герой “переступает черту”, проведенную им самим или другими.
- Словосочетание “преступить” или “провести черту” пронизывает весь роман, “переходя из уст в уста”.
- Во всем есть черта, за которую перейти опасно; но, раз переступив, воротиться назад невозможно.
Создание романа
Замысел романа вынашивался более 6 лет и складывался из духовного опыта Достоевского во время его пребывания на каторге.
Роман печатался в журнале «Русский вестник» в течение 1866г
Главные идеи
- Роман создан в эпоху, когда старые нравственные законы были отвергнуты, а новые не выработаны.
- Общество потеряло нравственные ориентиры, которые были воплощены в образе Христа, и Достоевский смог показать весь ужас этой потери.
- Он был против насилия и своим романом полемизировал с революционерами, утверждавшими, что путь к всеобщему счастью – «звать Русь к топору».
Главная идея Достоевского : нельзя прийти к благу через преступление .
Достоевский первым в мировой литературе показал гибельность индивидуалистических идей «сильной личности» и их безнравственность.
Причины преступления
Исторические: теория Раскольникова выросла из разочарований молодого поколения после крушения революционной ситуации 60-х годов на почве кризиса утопических теорий.
Нравственные: желание проверить свою теорию, согласно которой сильные люди ради великой цели изменения несовершенного мира имеют право перешагнуть «через кровь» других людей.
Социальные: крайняя степень нищеты самого героя и его матери с сестрой; его сердце разрывается от сочувствия и желания помочь окружающим (Мармеладову, его жене, их детям, Соне, пьяной девушке на бульваре).
Теория «Деления людей на два разряда»
Находясь во власти этой теории, Раскольников убеждён, что на земле нет справедливости и должен прийти спаситель , который разрушит несправедливое общество и создаст общество счастливых людей, пусть даже ценой насилия и кровопролития.
«Обыкновенный» или «необыкновенный» он сам – вот вопрос, который более всего волнует Родиона Раскольникова.
Основные формулы теории Раскольникова
- За одну жизнь – тысячи жизней, спасённых от гниения и разложения.
- Одна смерть и сто жизней взамен.
- «Да ведь тут арифметика !»
(Порфирий Петрович)
Обыкновенные люди
Люди консервативные, чинные. Такие люди живут в послушании и любят быть послушными.
Это материал, служащий единственно для зарождения себе подобных.
Они слабы, бессильны и не способны изменить своей участи.
Такие люди не могут заслуживать сожаления. Их жизнь ничего не стоит – она может служить лишь жертвой «особенным людям» для достижения их великих целей. Это многочисленный материал для немногочисленных наполеонов.
Необыкновенные люди
Эти люди устанавливают новые законы жизни, изменяют жизнь, смело разрушают старое, их не останавливает даже необходимость пролить чью-то кровь на своём пути для достижения своих целей.
Они имеют талант сказать новое слово и преступить закон во имя лучшего.
Это избранные люди. Такими личностями были, например, Ликург, Соломон, Магомет, Наполеон.
Крушение теории Раскольникова
Раскольников признал себя «обыкновенным» человеком
Теория Раскольникова о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Она построена на избранности одних и уничижения других.
Раскольников понимает, что он не Наполеон, что в отличие от своего кумира, спокойно жертвовавшего жизнями десятков тысяч людей, он не в состоянии справиться со своими чувствами после убийства одной «гаденькой старушонки»: «…я не человека убил, я принцип убил!»
Принцип этот – его совесть . Стать «властелином» ему мешает всячески заглушаемый им зов добра. Человеческая натура Родиона противится нечеловеческой, безнравственной теории .
Поиск истины
Теория Раскольникова делит людей на «слабых» и «сильных» . Родиона мучит вопрос, кто он сам: «тварь дрожащая» или «право имеет» . Герой не учитывает главного: убийство противно самой природе человека .
Совершив преступление, он остро ощущает невозможность оставаться с людьми и страдает от невозможности общения с матерью и сестрой. Куда же отнести их по своей теории, к какому разряду людей? По логике они относятся к «слабым людям», к «низшему разряду», а значит, топор другого Раскольникова может обрушиться на их головы в любую минуту.
Поиск истины
Получается, что по своей теории он должен презирать и убивать всех, кого любит. Ему невыносимы эти мысли и то, что его теория схожа с теориями Лужина и Свидригайлова.
Раскольников сам становится жертвой содеянного: «Я себя убил, а не старушонку». Он постигает ошибочность своих заблуждений через тяжкие страдания, но путь к возрождению будет долгим.
« Соня поняла, что этот мрачный кодекс
стал его верой и законом»
1
2
«...Знаешь, что я тебе скажу: если б только я зарезал из того, что голоден был… то я бы теперь... счастлив был! Знай ты это!»
«...Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил... по примеру авторитета».
3
«Я и решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы... и сделать все это широко, радикально, чтоб уж совершенно всю новую карьеру устроить и на новую независимую дорогу стать...»
4
«Я ведь только вошь убил, Соня, бесполезную, гадкую, зловредную».
5
6
«Я вот тебе сказал давеча, что в университете себя содержать не мог. А знаешь ли ты, что я, может, и мог?.. Да я озлился и не захотел. Именно озлился (это слово хорошее!). Я тогда, как паук, к себе в угол забился».
7
«… кто крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав. Власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее. Я... я захотел осмелиться и убил... я только осмелиться захотел, Соня, вот вся причина!»
«Не для того, чтобы матери помочь, я убил — вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного…»
8
«Мне другое надо было узнать... вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею...»
9
«Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!»
Каинова печать
- «… Ты будешь стенающим и трясущимся на земле …», - так сказал Господь Каину о том наказании, которое он обречен нести.
- Когда Раскольников ощутил себя «тварью дрожащей», он не понял это как наказание: себя в этот момент презирает, но теорию считает правильной.
Соня Мармеладова живёт по христианским заповедям
Самопожертвование
- Чтобы облегчить жизнь своей семьи, своих близких, девушка приносит себя в жертву. Вся её жизнь – самопожертвование.
- Когда Раскольников говорит с ней о самоубийстве как о единственно достойном выходе, она его прерывает напоминанием о родных: « А с ними-то что будет ?»
- Любовь к ближним лишает её даже такого выхода, как смерть.
Смирение
- Девушка не возмущается и не протестует – она покорилась судьбе. Смирение Сони Достоевский противопоставляет бунту Раскольникова.
- Терпение Сони и её жизненная сила во многом происходят от её веры. Она верит в Бога, в справедливость слепо, не вдаваясь в сложные философские рассуждения.
- Все её поступки определяются христианскими заповедями и религиозными законами. Сохранить в себе искру человеческого ей помогает вера в Бога.
Всепрощение
- Именно Соне обязан Родион Раскольников своим духовным возрождением .
- Её исстрадавшаяся, но чистая душа способна даже в убийце увидеть человека , сопереживать ему, мучиться с ним.
- В сущности, отношение Сони к Раскольникову – это отношение Бога к человеку , т.е. всепрощение. Она вернула Родиона к истине словами Евангелия и примером собственной жизни.
- Вера в романе является способом решения нравственных проблем, а Соня, по замыслу автора, несёт в себе Божественное начало .
Что значит раскаяние?
- во-первых, осознание своих грехов ;
- во-вторых, горькое сожаление о них ;
- в-третьих, решимость исправиться .
- «... все разом в нем размягчилось,
и хлынули слезы... он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастием».
Уничтожение зла писатель видел не в переустройстве общества, а в нравственном совершенствовании личности
Крушение теории Раскольникова
Раскаивается ли Родион Раскольников?
- На каторге Раскольников всё ещё уверен, что теория правильна , просто он себя не к тому разряду отнёс .
- Лишь приезд Сони и обращение к Евангелию побуждает Родиона пересмотреть свою жизнь и отказаться от теории. Он приходит к христианским моральным ценностям.
- В финале этого романа «начинается новая история, история постепенного обновления человека» .
- В этом новом мире христианской праведности для теории «двух разрядов людей» уже нет места.
Крушение теории Раскольникова
Любая теория абсурдна. Делать жизнь по теории нельзя.
- Писатель изображает столкновение теории с логикой жизни. По его мнению, жизнь всегда опровергает любую теорию – и самую передовую, революционную, и преступную.
- Задача Достоевского – показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной и преступной она может оказаться.
Философские вопросы, над которыми мучился Раскольников, занимали умы многих мыслителей. Немецкий философ ф.Ницше создал теорию «сверхчеловека», которому всё позволено. Позднее она послужила основой для создания фашистской идеологии, которая принесла неисчислимые бедствия всему человечеству.
Эпилог романа
- это истинное раскаяние Раскольникова, отказ от своей теории;
- это воплощение Достоевским библейской темы смирения;
- «Смирись, гордый человек!»;
- это воплощение главной идеи романа — только любовь к ближнему способна победить зло.
- Героев спасает вера , сострадание , им помогает сила души и характера.
- Каждый из героев приходит к осознанию ценности любой человеческой жизни.
Эпилог романа
«Вдруг подле него очутилась Соня. Она приветливо и радостно улыбнулась ему, но, по обыкновению, робко протянула ему свою руку. Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени. Она вскочила с места и, задрожав, смотрела на него. Но тотчас же, в тот же миг она все поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же, наконец, эта минута... Они хотели было говорить, но не могли. Слезы стояли в их глазах. Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь , сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого. Они положили ждать и терпеть. Им оставалось еще семь лет; а до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного счастия! Но он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим, а она - она ведь и жила только одною его жизнью!»
… начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его…
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» (преступление – предательство)
- Иногда мы невольно причиняем человеку боль, и одно неосторожно сказанное слово может стоить кому-то жизни. Так, герой повести Н.М. Карамзина Эраст полюбил крестьянку, но не мог контролировать свои чувства ( «… исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви…).
- Лиза не была уже для Эраста сим ангелом непорочности, который прежде воспалял его воображение и восхищал душу. «Платоническая любовь уступила место таким чувствам, которыми он не мог гордиться и которые были для него уже не новы. ...» Такова ужасная любовь ! Она может сделать преступником самого
добродетельнейшего человека!
- Позднее Эраст сделал выбор: он женился на «денежном мешке», предав свою любовь.
- Лиза совершает самоубийство, и это её личный выбор, но между тем Эраст считает себя преступником .
- Герой был несчастлив до конца своих дней, потому что его мучили угрызения совести, он не мог простить себя за предательство .
- Именно муки совести и чувство вины стали для Эраста самым тяжёлым наказанием .
А.П. Чехов «Злоумышленник» (преступление – незнание)
- Злоумышленник – это человек, который совершает преступление осознанно , заранее обдумывает его, понимает, какие последствия могут возникнуть после его действия.
- Героя же чеховского рассказа сложно назвать злоумышленником. Крестьянин Денис Григорьев не только не понимает, что он совершил преступление, но и не осознает, что от его действий могли пострадать люди.
- Когда следователь говорит, что из-за его поступка поезд мог бы сойти с рельсов и он бы «убил людей», он восклицает: «Зачем убивать? Нешто мы некрещеные или злодеи какие? Слава те господи, господин хороший, век свой прожили и не токмо что убивать, но и мыслей таких в голове не было...»
- В действиях крестьянина Дениса Григорьева нет злого умысла, комизм ситуации проявляется в столкновении двух миров: цивилизации, изрезавшей природный мир железными дорогами, и крестьянства, живущего естественной жизнью. Отсюда и возникает непонимание: следователь, обвиняя крестьянина в преступных деяниях, не сомневается в очевидности правонарушения и его вины; крестьянин же, старательно прислушивающийся к следователю, недоумевает, как тот не может понять, что для рыбной ловли нужны грузила для снасти. Так в рассказе воссоздается «диалог глухих».
- Причина преступления кроется не только в необразованности, неосведомленности крестьянина, но и в социальном устройстве общества. Голодный, вынужденный много работать крестьянин не может знать законов, он не может получить образование. Справедливым ли тогда становится главный принцип: «незнание закона не освобождает от ответственности»? Читатель понимает, что герой, безусловно, виноват, но государство и общество виновато не меньше в том, что такие злоумышленники откручивают гайки.
М. Горький «На дне» (преступление – жизненный путь)
- Что заставляет человека идти преступным путем? Об этом можно узнать из пьесы М. Горького «На дне». Один из героев пьесы Васька Пепел всю жизнь занимался воровством. Он даже гордился своим воровским промыслом, полученным по наследству. «Мой путь — обозначен мне! Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел и мне тоже заказал... я когда маленький был, так уж в ту пору меня звали вор, воров сын... Нас, ярославских, голыми руками не возьмешь...» Благодаря словам персонажа мы понимаем, что он не видел другой жизни и не особо выбирал жизненный путь. Он просто не предполагал, что потомственный вор может стать кем-то другим.
- Большую часть жизни герой не понимает, что идет неверной дорогой. Он считает, что честь и совесть не нужна, ее же нельзя надеть на ноги вместо сапог. Однако у героя есть совесть. Он отвергает предложение Василисы убить ее мужа, несмотря на обещание больших денег.
- Со временем герой осознает, что такой образ жизни ненормален. Он признается ночлежникам: «А скушно... чего это скушно мне бывает? Живешь-живешь — все хорошо! И вдруг — точно озябнешь: сделается скушно...». Он ищет настоящей любви, хочет, чтобы рядом был человек с душой.
- Все более уверяется он в неправильности жизни, когда в ночлежке появляется странник Лука. Совет Луки идти в Сибирь («Там ты себе можешь путь найти»), его рассказ о праведной земле, любовь к Наташе пробуждают в Пепле стремление изменить свою жизнь. «Иди... со мной, – говорит он Наташе, – ...брошу воровство!.. Я грамотный... буду работать... я одно чувствую: надо жить... иначе!.. Надо так жить... чтобы самому себя можно мне было уважать... оттого я вор, что другим именем никто никогда не догадался назвать меня... Назови ты... Наташа... пожалей меня! Несладко живу... волчья жизнь мало радует...»
- Мы видим, что герой отчаянно желает изменить свою жизнь, однако совершает новое преступление: заступаясь за истязаемую Наташу, Пепел невольно убивает Костылева, за что его сажают в тюрьму.
- В пьесе «На дне» показана трагедия человека, который жаждал вырваться из преступной среды, но не сумел.
М.А. Шолохов «Судьба человека» (преступление – возмездие за предательство)
- Преступление против жизни человека совершает Андрей Соколов, когда пленных привели ночевать в разрушенную церковь.
- Главный герой слышит разговор двух военнопленных, один из которых обещает сдать второго немцам, поскольку тот был офицером.
- Андрей Соколов не понимает, как можно пытаться купить себе право на жизнь, жертвуя при этом чужой жизнью, предав своего соотечественника и, следовательно, Родину.
- Андрей Соколов душит предателя Крыжнева. М.А. Шолохов показывает, что главному герою дается это нелегко, однако он понимает необходимость данного дела, поскольку такие люди, как Крыжнев ради спасения собственной жизни предадут не одного человека.
- Двойственные чувства Андрея Соколова прослеживаются в этих строках: «Первый раз в жизни убил, и то своего… Да какой же он свой? Он же худее чужого, предатель ».
- Автор заставляет читателя оправдать поступок Андрея Соколова, который понимал, что для борьбы с врагом и для защиты Отечества необходимо единение всего народа.
В.Быков «Сотников» (преступление – предательство, малодушие)
- В «Сотникове» затронуты такие важные понятия, как мужество, героизм, верность и самое главное - любовь к своей Родине.
- У каждого героя определенная судьба, всем приходится чем-то жертвовать, идти на риск, выбирая путь.
- В.Быков указывает два пути: либо придется предать и выжить, либо остаться верным, но погибнуть. Автор пытается донести до читателя, что нужно научиться быть ответственным за все совершаемые действия и принятые решения.
- Сотников показал себя честным человеком, который с достоинством прошел через нечеловеческие испытания и даже перед лицом неминуемой смерти не отрекся от своих убеждений, чтобы спасти свою жизнь.
- Рыбак же, который сначала был показан знающим, опытным и сильным человеком, оказался слаб душой и предал Родину, боясь смерти. Он спасает свою жизнь ценой предательства и этим обесценивает ее полностью. Он стал врагом, ушел в иную плоскость бытия, где ради собственной жизни можно встать на путь убийств и предательства.
- Можно ли простить предательство? Есть в мире вещи, которые прощать нельзя. Предательство Родины, своего народа, самого себя – это не просто тяжелый моральный выбор и вечный крест, это замаранная навсегда душа, исковерканная жизнь, в которой больше нет ничего от того человека, которым был предатель ранее. Понять можно, простить – нельзя.
Произведения, герои.
Преступление героев
Наказание
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»
Алексей Иванович Швабрин
- Нарушение офицерской присяги, переход на строну бунтовщиков.
- Жестокое отношение к Маше Мироновой, стремление насильно заставить её выйти замуж за него.
- Арест за измену.
- Осуждение со стороны окружающих, презрение к этому человеку.
Н.В. Гоголь. «Портрет»
- Художник Чартков
- Измена идеалам молодости: имея талант художника, герой поддался соблазну получить лёгкие деньги, стал рисовать «на заказ».
Наказание героя – в потере таланта, в горьком осознании того, что его товарищ явно превосходит его по мастерству, что он сам убил в себе талант, который невозможно возродить.
Н.В. Гоголь. «Ревизор».
Все чиновники комедии Н.В. Гоголя переступили черту дозволенного.
Они безответственно относятся к своим служебным обязанностям, стремятся уйти от наказания, от проверки ревизора, используя свой способ — взятки.
Наказание чиновников, на первый взгляд, произошло – они поняли, что ошиблись в Хлестакове, приняв его за ревизора, приехал настоящий ревизор. Но о чём свидетельствует немая цена в конце комедии? Автор словно намекает, что это своеобразная пауза перед дальнейшими действиями чиновников. Они смогут выйти из положения, только взятки будут значительно большими. Наказание власть имущих произойдёт в недалёком будущем. В это верит писатель. Справедливость должна установиться в обществе.
Вывод
- Оступиться легко, искупить вину – невозможно в полной мере, ведь любая жизнь – бесценна, а сделка с собственной совестью не принесет ничего, кроме мучительных страданий.
Источник
- https://4ege.ru/sochinenie/62700-argumenty-dlja-itogovogo-sochinenija.html
- https://ctege.info/napravlenie-prestuplenie-i-nakazanie-vechnaya-tema/argumentyi-prestuplenie-i-nakazanie-vechnaya-tema.html
- https://2022-god.com/itogovoe-sochinenie-po-literature-v-2022-godu-temy-napravleniya/
- www.shepelenko.ucoz.ru
- http:// vokrugknig.blogspot.com/2021/10/20212022.html
- https://www.kritika24.ru/page.php?id=18120