СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

3 занятие средняя группа

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Искусство и фантазия

Цели урока:

  • Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
  • Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
  • Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.
  • Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
  • Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Музыкальный материал урока:

  • М. Глинка. Вальс-фантазия. Фрагмент (слушание).
  • Г. Струве, стихи К. Ибряева. Школьный корабль (пение).
  • А. Рыбников, стихи И. Кохановского. Ты мне веришь? (пение).

Дополнительный материал:

  • Картинки.
  • Портреты композиторов: М. Глинки, М. Мусоргского.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Звучит музыка М. Глинки. Вальс-фантазия. Фрагмент (слушание).

  1. Сообщение темы урока.

Тема урока: «Искусство и фантазия».

Искусство будит фантазию, навевает образы дальних стран, в которых, может быть, человеку никогда не суждено побывать, рассказывает о событиях и героях, с которыми ему никогда не встретиться, оно даёт опыт, который сам он никогда бы не приобрёл. Искусство рождает мечту, а мечта всегда богаче реальности. Это знали поэты всех времён, наделявшие фантазию волшебными крыльями, уносящими человека в царство невиданных чудес.

  1. Работа по теме урока.

Реальность и фантазия – эти два мира сосуществуют постоянно, рождая не только поэтов и музыкантов, но и всевозможных романтиков – лётчиков, геологов, путешественников.

В один ненастный день, в тоске нечеловечьей,

Не вынеся тягот, под скрежет якорей,

Мы всходим на корабль – и происходит встреча

Безмерности мечты с предельностью морей.

Эти строки из стихотворения французского поэта Ш. Бодлера «Плаванье». Обратите внимание: «встреча безмерности мечты с предельностью морей» обозначает такие горизонты человеческой меты, в сравнении с которыми даже моря – эти извечные символы необозримого пространства – кажутся предельными, узкими и тесными.

Что же такое фантазия?

Иногда её называют высшей реальностью, душой всего существующего.

Без фантазии невозможно ничего создать: от самой простой вещи до произведения искусства. Многие поэты, художники и композиторы – люди, живущие в мире своих фантазий, – вызывали удивление тем, что ничего не понимали в повседневной действительности, но потрясали всех своим знанием человека, самых сокровенных тайников его души.

  • М. Глинка. Вальс-фантазия. Фрагмент (слушание).
  • Почему композитор дал своему произведению такое название?
  • Для какой обстановки больше подходит этот вальс – для бала, балета или симфонического концерта?
  • Это просто вальс или в музыке или в музыке слышится нечто большее?
  • К какой области её отнести: лёгкой или серьёзной?

 Эта музыка, безусловно лёгкая для восприятия, но не развлекательная по своему содержанию, а тонкая и бесконечно разнообразная по нюансам настроения.

Главная тема построена необычно (отсутствие квадратности придаёт ей взволнованность, смятение), щемящая начальная интонация, которая не   находит своего разрешения и возвращается к исходному звуку как бы в непрерывно кружащемся движении.

Эта глубоко человечная интонация подчиняет себе вальсовое движение, придаёт ему неповторимое своеобразие искреннего романтического порыва. Вальс перерастает границы бытового жанра и выражает целую гамму тонких, чистых и нежных движений души, объединяя их в одну большую симфоническую картину. Не случайно «Вальс-фантазию» считают одним из источников русской лирической балетной музыки, русского классического балета.

Интересный факт: Глинка создал свой вальс первоначально для фортепиано. Первая оркестровая редакция была сделана дирижёром Павловских концертов Г. Германом. В его оркестровке произведение Глинки трактуется как лёгкая оркестровая пьеса, предназначенная для исполнения на открытом воздухе. Сам Глинка переделывал партитуру своего произведения три раза. В последней, третьей редакции он не ограничился только оркестровкой, а расширил сочинение, внёс в него симфоническое развитие и тем самым, переосмыслив всю музыку, углубил её смысл.

Этот факт подтверждает тесную взаимосвязь формы и содержания в музыке, в данном случае связь замысла и оркестровки. Об этом писал сам Глинка:

«Все искусства, следственно и музыка, требуют:

  1. Чувства – это получается от вдохновения свыше.
  2. Формы. Forme – значит красота, т. е. соразмерность частей для составления стройного целого.

Чувство… даёт основную идею; форма облекает идею в приличную, подходящую ризу…

Чувство и форма – это душа и тело.

Первое дар высшей благодати, второе приобретается трудом…»

«Инструментовка находится в прямой зависимости от самого творчества музыкального. Красота музыкальной мысли вызывает красоту оркестра».

«Серьёзный, мыслящий человек никогда не может быть щёголем, точно так же, как миловидная деревенская красавица отнюдь не нуждается  в изящных произведениях гостиного двора. Композитор… серьёзно понимающий искусство, мыслитель в области звуков, никогда не дозволит себе сделать оркестр слишком нарядным – не дозволит щеголять тем или другим сочетанием инструментов, тем или другим приёмом, хотя бы в самом деле чрезвычайно эффектным…»

Вокально-хоровая работа.

Г. Струве, стихи К. Ибряева. Школьный корабль (пение).

А. Рыбников, стихи И. Кохановского. Ты мне веришь? (пение).

  1. Итог урока.

Произведения искусства учат нас глубже понимать именно живую жизнь – как бы далёк от её повседневного течения ни был их создатель.

  1. Домашнее задание.

Выучить песню

Просмотр содержимого документа
«3 занятие средняя группа»

Тема  «Искусство и фантазия»

Тема «Искусство и фантазия»

 В человеческой жизни есть как бы два плана, два течения. Одни составляют внешние события. Например, мы знаем, в каком доме живет человек, как он одевается, какие у него привычки и т.д.  Другие составляют сокровенные мысли, глубинные переживания, духовные искания человека.

В человеческой жизни есть как бы два плана, два течения. Одни составляют внешние события. Например, мы знаем, в каком доме живет человек, как он одевается, какие у него привычки и т.д.

Другие составляют сокровенные мысли, глубинные переживания, духовные искания человека.

Нередко именно в нем таится главное содержание человеческой жизни.  Экзюпери сказал: “Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь

Нередко именно в нем таится главное содержание человеческой жизни.

Экзюпери сказал: “Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь".

Конечно, просто глядя на человека, трудно узнать его, вкусы, привязанности. Однако его внутренний мир нередко проявляет себя внешне: во взгляде, улыбке, интонациях голоса. Музыкальные произведения в какой – то мере похожи на людей.

Давайте послушаем музыкальное произведение. М. Глинка Вальс – фантазия. фрагмент

Давайте послушаем музыкальное произведение.

М. Глинка

Вальс – фантазия. фрагмент

 В вальсе- фантазии мастерски сочетаются два начало, выраженные в названии произведения. С одной стороны, это - плавная, кружащийся танец с трехдольным ритмом. Известно, что Вася могут быть разными веселыми и торжественными, грустными и трепетными. С другой стороны, в этом произведении Глинка воплощает нежное, полетная вращение, уносящей наше воображение в прекрасный мир фантазии.

В вальсе- фантазии мастерски сочетаются два начало, выраженные в названии произведения. С одной стороны, это - плавная, кружащийся танец с трехдольным ритмом. Известно, что Вася могут быть разными веселыми и торжественными, грустными и трепетными. С другой стороны, в этом произведении Глинка воплощает нежное, полетная вращение, уносящей наше воображение в прекрасный мир фантазии.

 Искусство будет фантазии, навевает образы дальних стран, в которых, может быть, человеку никогда не суждено побывать, рассказывает о событиях и героях, с которыми ему никогда не встретиться, оно даёт опыт, который сам он никогда бы не приобрел. Искусство рождает мечту, а мечта всегда богаче реальности. Это знали поэты всех времен, наделявшие фантазию волшебными крыльями, уносящими человека в царство не видимых чудес.

Искусство будет фантазии, навевает образы дальних стран, в которых, может быть, человеку никогда не суждено побывать, рассказывает о событиях и героях, с которыми ему никогда не встретиться, оно даёт опыт, который сам он никогда бы не приобрел. Искусство рождает мечту, а мечта всегда богаче реальности. Это знали поэты всех времен, наделявшие фантазию волшебными крыльями, уносящими человека в царство не видимых чудес.

Реальность и фантазия - эти два мира существуют постоянно, рождая не только поэтов и музыкантов, но и людей других романтических профессий - лётчиков, геологов, путешественников.

Реальность и фантазия - эти два мира существуют постоянно, рождая не только поэтов и музыкантов, но и людей других романтических профессий - лётчиков, геологов, путешественников.

Что такое фантазия?   Почему иногда её называют высшей реальностью, душой всего существующего? Без фантазии невозможно ничего создать: от самой простой вещи до произведений искусства.  Нередко бывало так, что многие поэты, художники и композиторы - люди, живущие в мире своих фантазий, - вызывали удивление тем, что ничего не понимали в повседневной действительности. В то же время они потрясали всех своим знанием человека, самых сокровенных тайников его души.

Что такое фантазия? Почему иногда её называют высшей реальностью, душой всего существующего?

Без фантазии невозможно ничего создать: от самой простой вещи до произведений искусства.

Нередко бывало так, что многие поэты, художники и композиторы - люди, живущие в мире своих фантазий, - вызывали удивление тем, что ничего не понимали в повседневной действительности. В то же время они потрясали всех своим знанием человека, самых сокровенных тайников его души.

Стихотворение  французского поэта  Ш. Бодлера «Плаванье»  В один ненастный день, тоске нечеловечьей,  Не вынеся тягот, под скрежет якорей,  Мы всходим на корабль - и происходит встреча  Безмерности мечты с предельностью морей.

Стихотворение французского поэта Ш. Бодлера «Плаванье»

В один ненастный день, тоске нечеловечьей,

Не вынеся тягот, под скрежет якорей,

Мы всходим на корабль - и происходит встреча

Безмерности мечты с предельностью морей.

На Вопросы  ответить писмено  в тетрадях 1) Почему в стихотворении Бодлера «Плавание» поэт сравнивает «безмерность мечты» с «предельностью морей» в пользу мечты? 2) Почему Глинка воплотил фантазию в жанре вальса?

На Вопросы ответить писмено в тетрадях

1) Почему в стихотворении Бодлера «Плавание» поэт сравнивает «безмерность мечты» с «предельностью морей» в пользу мечты?

2) Почему Глинка воплотил фантазию в жанре вальса?

Практическое занятие Упражнение на дыхание - Аромат цветка Легато Стаккато 2. Дикция ехал Грека через реку – в темпе ритма 3. Распевки ехал Грека через реку распеваем на одной ноте Постепенное поднятие и опускание мелодии 4. разучивание песни «Подари улыбку миру»

Практическое занятие

  • Упражнение на дыхание

- Аромат цветка

  • Легато
  • Стаккато

2. Дикция

  • ехал Грека через реку – в темпе ритма

3. Распевки

  • ехал Грека через реку распеваем на одной ноте
  • Постепенное поднятие и опускание мелодии
  • 4. разучивание песни «Подари улыбку миру»
2-к  Подари улыбку миру Пусть танцует вся планета, 1-к Пусть уйдут печаль и грусть, Верю я, что мы с тобою Пусть зажгутся в небе звёзды, Встретимся когда-нибудь! И на сцене вспыхнет свет, Ты подаришь мне улыбку, Пусть оставит память в сердце Этот день на много лет. Ты помашешь мне рукой, Лучик радости на лицах, Этот праздник повторится И слезы счастливой след, И подружит нас с тобой! Этот праздник будет длиться, Будет длиться много лет! Проигрыш 3-к Припев: Пусть летят года, как птицы - Лица, страны, города, Подари улыбку миру, Звёзды новые зажги, Этот праздник повторится - Веришь ты и верю я! Песню радости и счастья Всё однажды повторится, Всей планете подари! Мы споём с тобой опять, Подари улыбку миру, Радугу цветных огней, Музыка добра и света Будет над землёй звучать! Улыбнись улыбкой счастья, Сердце каждого согрей! + -

2-к

Подари улыбку миру

Пусть танцует вся планета,

1-к

Пусть уйдут печаль и грусть,

Верю я, что мы с тобою

Пусть зажгутся в небе звёзды,

Встретимся когда-нибудь!

И на сцене вспыхнет свет,

Ты подаришь мне улыбку,

Пусть оставит память в сердце

Этот день на много лет.

Ты помашешь мне рукой,

Лучик радости на лицах,

Этот праздник повторится

И слезы счастливой след,

И подружит нас с тобой!

Этот праздник будет длиться,

Будет длиться много лет!

Проигрыш

3-к

Припев:

Пусть летят года, как птицы -

Лица, страны, города,

Подари улыбку миру,

Звёзды новые зажги,

Этот праздник повторится -

Веришь ты и верю я!

Песню радости и счастья

Всё однажды повторится,

Всей планете подари!

Мы споём с тобой опять,

Подари улыбку миру,

Радугу цветных огней,

Музыка добра и света

Будет над землёй звучать!

Улыбнись улыбкой счастья,

Сердце каждого согрей!

+

-


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!