Тема: Искусство и фантазия
Цели урока:
- Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
- Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
- Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.
- Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
- Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).
Музыкальный материал урока:
- М. Глинка. Вальс-фантазия. Фрагмент (слушание).
- Г. Струве, стихи К. Ибряева. Школьный корабль (пение).
- А. Рыбников, стихи И. Кохановского. Ты мне веришь? (пение).
Дополнительный материал:
- Картинки.
- Портреты композиторов: М. Глинки, М. Мусоргского.
Ход урока:
- Организационный момент.
Звучит музыка М. Глинки. Вальс-фантазия. Фрагмент (слушание).
- Сообщение темы урока.
Тема урока: «Искусство и фантазия».
Искусство будит фантазию, навевает образы дальних стран, в которых, может быть, человеку никогда не суждено побывать, рассказывает о событиях и героях, с которыми ему никогда не встретиться, оно даёт опыт, который сам он никогда бы не приобрёл. Искусство рождает мечту, а мечта всегда богаче реальности. Это знали поэты всех времён, наделявшие фантазию волшебными крыльями, уносящими человека в царство невиданных чудес.
- Работа по теме урока.
Реальность и фантазия – эти два мира сосуществуют постоянно, рождая не только поэтов и музыкантов, но и всевозможных романтиков – лётчиков, геологов, путешественников.
В один ненастный день, в тоске нечеловечьей,
Не вынеся тягот, под скрежет якорей,
Мы всходим на корабль – и происходит встреча
Безмерности мечты с предельностью морей.
Эти строки из стихотворения французского поэта Ш. Бодлера «Плаванье». Обратите внимание: «встреча безмерности мечты с предельностью морей» обозначает такие горизонты человеческой меты, в сравнении с которыми даже моря – эти извечные символы необозримого пространства – кажутся предельными, узкими и тесными.
Что же такое фантазия?
Иногда её называют высшей реальностью, душой всего существующего.
Без фантазии невозможно ничего создать: от самой простой вещи до произведения искусства. Многие поэты, художники и композиторы – люди, живущие в мире своих фантазий, – вызывали удивление тем, что ничего не понимали в повседневной действительности, но потрясали всех своим знанием человека, самых сокровенных тайников его души.
- М. Глинка. Вальс-фантазия. Фрагмент (слушание).
- Почему композитор дал своему произведению такое название?
- Для какой обстановки больше подходит этот вальс – для бала, балета или симфонического концерта?
- Это просто вальс или в музыке или в музыке слышится нечто большее?
- К какой области её отнести: лёгкой или серьёзной?
Эта музыка, безусловно лёгкая для восприятия, но не развлекательная по своему содержанию, а тонкая и бесконечно разнообразная по нюансам настроения.
Главная тема построена необычно (отсутствие квадратности придаёт ей взволнованность, смятение), щемящая начальная интонация, которая не находит своего разрешения и возвращается к исходному звуку как бы в непрерывно кружащемся движении.
Эта глубоко человечная интонация подчиняет себе вальсовое движение, придаёт ему неповторимое своеобразие искреннего романтического порыва. Вальс перерастает границы бытового жанра и выражает целую гамму тонких, чистых и нежных движений души, объединяя их в одну большую симфоническую картину. Не случайно «Вальс-фантазию» считают одним из источников русской лирической балетной музыки, русского классического балета.
Интересный факт: Глинка создал свой вальс первоначально для фортепиано. Первая оркестровая редакция была сделана дирижёром Павловских концертов Г. Германом. В его оркестровке произведение Глинки трактуется как лёгкая оркестровая пьеса, предназначенная для исполнения на открытом воздухе. Сам Глинка переделывал партитуру своего произведения три раза. В последней, третьей редакции он не ограничился только оркестровкой, а расширил сочинение, внёс в него симфоническое развитие и тем самым, переосмыслив всю музыку, углубил её смысл.
Этот факт подтверждает тесную взаимосвязь формы и содержания в музыке, в данном случае связь замысла и оркестровки. Об этом писал сам Глинка:
«Все искусства, следственно и музыка, требуют:
- Чувства – это получается от вдохновения свыше.
- Формы. Forme – значит красота, т. е. соразмерность частей для составления стройного целого.
Чувство… даёт основную идею; форма облекает идею в приличную, подходящую ризу…
Чувство и форма – это душа и тело.
Первое дар высшей благодати, второе приобретается трудом…»
«Инструментовка находится в прямой зависимости от самого творчества музыкального. Красота музыкальной мысли вызывает красоту оркестра».
«Серьёзный, мыслящий человек никогда не может быть щёголем, точно так же, как миловидная деревенская красавица отнюдь не нуждается в изящных произведениях гостиного двора. Композитор… серьёзно понимающий искусство, мыслитель в области звуков, никогда не дозволит себе сделать оркестр слишком нарядным – не дозволит щеголять тем или другим сочетанием инструментов, тем или другим приёмом, хотя бы в самом деле чрезвычайно эффектным…»
Вокально-хоровая работа.
Г. Струве, стихи К. Ибряева. Школьный корабль (пение).
А. Рыбников, стихи И. Кохановского. Ты мне веришь? (пение).
- Итог урока.
Произведения искусства учат нас глубже понимать именно живую жизнь – как бы далёк от её повседневного течения ни был их создатель.
- Домашнее задание.
Выучить песню
Просмотр содержимого документа
«3 занятие средняя группа»
Тема «Искусство и фантазия»
В человеческой жизни есть как бы два плана, два течения. Одни составляют внешние события. Например, мы знаем, в каком доме живет человек, как он одевается, какие у него привычки и т.д.
Другие составляют сокровенные мысли, глубинные переживания, духовные искания человека.
Нередко именно в нем таится главное содержание человеческой жизни.
Экзюпери сказал: “Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь".
Конечно, просто глядя на человека, трудно узнать его, вкусы, привязанности. Однако его внутренний мир нередко проявляет себя внешне: во взгляде, улыбке, интонациях голоса. Музыкальные произведения в какой – то мере похожи на людей.
Давайте послушаем музыкальное произведение.
М. Глинка
Вальс – фантазия. фрагмент
В вальсе- фантазии мастерски сочетаются два начало, выраженные в названии произведения. С одной стороны, это - плавная, кружащийся танец с трехдольным ритмом. Известно, что Вася могут быть разными веселыми и торжественными, грустными и трепетными. С другой стороны, в этом произведении Глинка воплощает нежное, полетная вращение, уносящей наше воображение в прекрасный мир фантазии.
Искусство будет фантазии, навевает образы дальних стран, в которых, может быть, человеку никогда не суждено побывать, рассказывает о событиях и героях, с которыми ему никогда не встретиться, оно даёт опыт, который сам он никогда бы не приобрел. Искусство рождает мечту, а мечта всегда богаче реальности. Это знали поэты всех времен, наделявшие фантазию волшебными крыльями, уносящими человека в царство не видимых чудес.
Реальность и фантазия - эти два мира существуют постоянно, рождая не только поэтов и музыкантов, но и людей других романтических профессий - лётчиков, геологов, путешественников.
Что такое фантазия? Почему иногда её называют высшей реальностью, душой всего существующего?
Без фантазии невозможно ничего создать: от самой простой вещи до произведений искусства.
Нередко бывало так, что многие поэты, художники и композиторы - люди, живущие в мире своих фантазий, - вызывали удивление тем, что ничего не понимали в повседневной действительности. В то же время они потрясали всех своим знанием человека, самых сокровенных тайников его души.
Стихотворение французского поэта Ш. Бодлера «Плаванье»
В один ненастный день, тоске нечеловечьей,
Не вынеся тягот, под скрежет якорей,
Мы всходим на корабль - и происходит встреча
Безмерности мечты с предельностью морей.
На Вопросы ответить писмено в тетрадях
1) Почему в стихотворении Бодлера «Плавание» поэт сравнивает «безмерность мечты» с «предельностью морей» в пользу мечты?
2) Почему Глинка воплотил фантазию в жанре вальса?
Практическое занятие
- Аромат цветка
2. Дикция
- ехал Грека через реку – в темпе ритма
3. Распевки
- ехал Грека через реку распеваем на одной ноте
- Постепенное поднятие и опускание мелодии
- 4. разучивание песни «Подари улыбку миру»
2-к
Подари улыбку миру
Пусть танцует вся планета,
1-к
Пусть уйдут печаль и грусть,
Верю я, что мы с тобою
Пусть зажгутся в небе звёзды,
Встретимся когда-нибудь!
И на сцене вспыхнет свет,
Ты подаришь мне улыбку,
Пусть оставит память в сердце
Этот день на много лет.
Ты помашешь мне рукой,
Лучик радости на лицах,
Этот праздник повторится
И слезы счастливой след,
И подружит нас с тобой!
Этот праздник будет длиться,
Будет длиться много лет!
Проигрыш
3-к
Припев:
Пусть летят года, как птицы -
Лица, страны, города,
Подари улыбку миру,
Звёзды новые зажги,
Этот праздник повторится -
Веришь ты и верю я!
Песню радости и счастья
Всё однажды повторится,
Всей планете подари!
Мы споём с тобой опять,
Подари улыбку миру,
Радугу цветных огней,
Музыка добра и света
Будет над землёй звучать!
Улыбнись улыбкой счастья,
Сердце каждого согрей!
+
-