30.03.2020 9-А класс
Тема урока: Относительная частота случайного события
Задачи урока:
1. Вспомнить элементы комбинаторики (соединения комбинаторики).
2. Сформировать понятие относительной частоты случайного события;
3. Сформировать умение находить относительную частоту случайного события.
1. Организационный момент
Здравствуйте, любимый 9- А класс, особенно те, кто сейчас приступил к работе по данной теме.
Приступаем к дистанционному обучению. Адрес электронной почты знаете, телефон тоже. Пишите, звоните. Обучение началось.
Работаем в рабочих тетрадях по алгебре, отдельные тетради можете не начинать, если только не закончилась старая тетрадь.
2. Актуализация знаний
Чтобы продолжить работу, вспомним, о чем шла речь на последних уроках. Это была тема «Элементы комбинаторики». Основные соединения комбинаторики и формула для их нахождения: перестановка, размещение и сочетание. Повторите определения и формулы, воспользовавшись учебникам или конспектом урока.
Если повторили, приступаем к проверке. Перейдите во вкладку ТЕСТЫ и найдите запись «30.03. для 9-А алгебра Комбинаторные соединения». Пройдите тест, сразу узнаете результат. Время ограниченно - 25 мин. Количество попыток – нет. Готовы? Приступайте. Жду результатов. Будьте внимательны (думаю, вы знаете, о чем я)
3. Сообщение новых знаний
Рассмотрим сегодня общие понятия новой темы.
Начнем сразу с терминов. От случайных событий перейдем к теории вероятности. Ведь теория вероятности в математике является самостоятельным разделом, а, значит, у неё есть своя терминология.
Пример. Бросаем игральный кубик 70 раз. Это будет одна серия, которая состоит из 70 испытаний. На верхней грани выпадает число.
ЗАПОМИНАЕМ:
Исходы испытаний: 1. Выпадает одно очко.
2. Выпадает два очка.
3. Выпадает три очка.
4. Выпадает четыре очка.
5. Выпадает пять очков.
6. Выпадает шесть очков.
Случайное событие: выпадает пять очков.
Частота события: в одной серии (эксперименте, серии) «пятерка» выпала 12 раз.
Относительная частота: в нашем случае 12 к 70 т.е.
Относительная частота случайного события в серии испытаний называется отношение числа испытаний, в которых это событие наступило, к числу всех возможных событий.
Далее, многие задачи будем рассматривать, как «случаи из жизни». Испытание – любой эксперимент, и не обязательно научный. Бросили монетку – испытание; вытянули лотерейный билет, провели жеребьёвку – тоже испытание. Но чтобы говорить о вероятности события, испытания нужно провести не один раз, и ,пожалуй, даже не два.
Есть эксперимент, будут и результаты, т.е. то, чем он закончится. Н\р, бросаем кубик, выбираем только два результата «выпадет 5» или «не выпадет 5». Не очень удобно, если «не выпадет 5», то можно дальше дробить, искать, а что же выпало.
Испытание – эксперимент с определенным набором возможных взаимоисключающих результатов. Эти результаты – исходы.
Лежит колода карт. Их 52. Вытягиваем одну карту – случайное событие. У этого испытания может быть 52 исхода.
А если бросаем одновременно монету и игральный кубик. Сколько исходов у этого события? Составим список (таблицу) – определенный набор возможных результатов, т.е. исходов:
О - 1 | О - 2 | О - 3 | О - 4 | О - 5 | О - 6 |
Р - 1 | Р - 2 | Р - 3 | Р - 4 | Р - 5 | Р - 6 |
(О и Р – «Орел» и «Решка»; 123456 – кубик)
Всего 12 исходов.
Случайное событие – подмножество множества исходов испытания. Трудно? Тогда, проще: это, что может произойти в результате испытания. Монета выпала на «орла» – случайное событие; кубик выпал на четное число – случайное событие (это подмножество из множества всех возможных событий).
Любое случайное событие может состоять из одного или нескольких исходов испытания, или не содержать ни одного исхода (невозможное событие), н/р, выпало 7 (невозможное событие для бросания игрального кубика).
Событие еще должно быть достоверным, т.е., такое, которое включает в себя все исходы данного испытания.
Рассмотрим событие – бросаем два игральных кубика. Из скольких исходов состоит случайное событие «выпал дубль» (одно и то же число на двух кубиках):
1 кубик | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Всего 6 исходов |
2 кубик | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Исходы, входящие в событие, называются благоприятными для этого события.
Подумайте сами и письменно ответьте на вопросы «стопроцентная вероятность» и «нулевая вероятность» события. Что это? Рекомендую, в тетрадь рабочую выписать основные понятия темы. Они выделены.
Пример.
Какова относительная частота случайного события.
Случайное событие – появление бракованных изделий. Всего произведено 100 изделий, из них выявлено 5 бракованных. Какова относительная частота появления бракованных изделий?
Решение: пусть m - число бракованных деталей, n – количество произведенных изделий, тогда относительная частота события = 0,05
4. Домашнее задание. Рефлексия
Заполни таблицу
Тема занятия | Мои действия на занятии (слушал, выполнял эксперимент, общался...) | Я на занятии научился, узнал.. (оценивать свои действия, приобретать знания caмостоятельно и т.д.) | В чем ценность занятия для меня? | Что вызвало затруднения и почему? | Свою работу я оценил бы на оценку ..., потому что ... | Класс (учитель) выставил мне за работу оценку ... | Меня порадовало (огорчило) |
Домашнее задание.
Повторить: № 722, 738, 759.
Новая тема: п. 34. № 787, 788
Просмотри для закрепления темы эти материалы.
https://www.youtube.com/watch?v=_dXEMtdD550 См Математика Теория вероятности
https://www.youtube.com/watch?v=jxGiqGngvro Относительная частота случайного события
До встречи. Желаю удачи.
Елена Владимировна