СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

№1. Лабораторная работа "Исследование явления диффузии"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«№1. Лабораторная работа "Исследование явления диффузии"»

30 марта Тема урока:

Лабораторная работа «Исследование явления диффузии»

Цель работы: изучить явление диффузии в жидкостях и газах; определить, как зависит скорость диффузии от температуры.

Оборудование: термометр (не медицинский), перманганат калия (марганцовка) или йод, часы, два одинаковых прозрачных стакана, вода, морозильная камера, батарея отопления или солнечное место в комнате.

Перед выполнением работы внимательно прочитай инструкцию!


1. Организационный момент

Запишите в тетрадке для выполнения домашней работы дату и тему урока. Перепишите цель работы. Приготовьте оборудование. Его можно заменить подобным.

2. Актуализация

Чтобы выполнить данную домашнюю лабораторную работу необходимо вспомнить пройденный материал по теме «Строение вещества». Используя тетрадь – конспект или учебник (смотреть параграф) проговори ответы на данные вопросы:

  1. Все тела состоят из мельчайших, невидимых человеческому глазу частиц, которые называются ... (атомы, молекулы, вирусы, бактерии, микробы).

  2. Между молекулами имеются ... (стыки, промежутки, контакты, зацепки).

  3. При нагревании тела промежутки между молекулами ... (увеличиваются, уменьшаются, не изменяются).

  4. Молекулы, из которых состоят тела, непрерывно и беспорядочно ... (покоятся, движутся, копошатся).

  5. Благодаря непрерывному движению молекул происходит такое явление, как ... (конфузия, оказия, диффузия).

Я уверена, всё выполнено правильно. Тогда приступаем.

3. Выполнение практической части

Теория

Определение диффузии

Диффузия (лат. diffusio — распространение, растекание, рассеивание, взаимодействие) — процесс взаимного проникновения молекул одного вещества между молекулами другого, вследствие хаотического движения и столкновения друг с другом, приводящий к самопроизвольному выравниванию их концентраций по всему занимаемому объёму.

Явление диффузии можно объяснить лишь в том случае, если считать, что:

• Все вещества состоят из частиц (молекул, атомов, ионов);

• Между частицами имеются промежутки;

• Частицы вещества находятся в постоянном, хаотическом движении.

Причина диффузии - беспорядочное движение молекул.


Техника безопасности

1. Работай с целым стеклянным стаканом.

2.Температура воды должна быть не выше 40 градусов. Вода должна быть теплой, не горячей.

3. Термометр должен быть спиртовым. Нельзя пользоваться ртутным термометром.

4. Помни, марганцовки нужно несколько кристалликов. Аккуратно опускай их в воду. Если мокрыми руками возьмешь марганцовку, долго будешь ходить с пальцами, которые будут окрашены в коричневый цвет.



3.1 Опыт №1 Наблюдение явления диффузии в жидкостях

Цель: изучить диффузию в жидкости. Пронаблюдать растворение кусочков перманганата калия (или капелек йода) в воде при неизменной температуре.

Приборы и материалы: прозрачный стакан с водой, термометр, перманганат калия или йод.

Этапы:

1. Взять кусочек марганцовки или йод и пипетку, стакан с чистой водой при температуре около 20 °С. Её ещё называют комнатной. Положить в стакан кусочек перманганата калия и начала наблюдать за происходящим.

2. Через 1 минуту опиши, что происходит в стакане с водой. Меняется ли ее цвет? Как ты думаешь, почему вода окрашивается?

3. Пусть вода еще постоит 10 минут. Каким стал цвет воды? Как ты думаешь почему? Быстро ли идет процесс растворения?

4. Возьми и перемешай воду. Что можно сказать о времени протекания диффузии в жидкости при размешивании?

Вывод:


3.2 Опыт №2 Изучение зависимости скорости протекания диффузии от температуры

Цель: определить, при каких температурах, высоких или низких, диффузия происходит быстрее.

Приборы и материалы: термометр, часы, два одинаковых прозрачных стакана, марганцовокислый калий KMnO4, вода, морозильная камера, батарея отопления.

Этапы:

1. В стаканы с водой (температура 30°С или 40°С) опусти одинаковое количество марганцовки (перманганат калия).

2. Один стакан поставь в морозильную камеру или холодное место, другой на батарею или в теплое место. Отметь время начала эксперимента.

3. Через 30 минут посмотри, как окрасилась вода в двух стаканах. И сделай вывод, как скорости диффузии зависит от температуры (не забудь стакан в морозилке!). Отметь это наблюдение в выводе.

Вывод:


3.3 Опыт №3 Наблюдение явления диффузии в газах

Цель: изучить изменения диффузии газа в воздухе в зависимости от изменения температуры в помещении.

Приборы и материалы: секундомер, духи, термометр.

Этапы:

1. Исследуй время распространения запаха духов в комнате. Пусть кто – то из домашних станет на расстоянии 5 м от тебя. Засеки время, когда твой ассистент явно почувствует запах аромата духов. 

2. Посмотри температуру, при которой проводился эксперимент. Запиши её.

3.Затем или выйду на улицу, чтобы понизить температуру, или включи вентилятор. Нужен поток воздуха. Или просто маши руками. Нужно изменить условия эксперимента. Снова засеки, через сколько времени теперь явно будет чувствоваться запах духов на расстоянии 5 м от тебя. Запиши, что было изменено тобой в эксперименте и сделай вывод, изменилась ли скорость диффузии в газах.

Вывод:


Дополнительно (по желанию): придумай и сделай в тетради расчеты, как используя данных последнего опыты, определить скорость диффузии в газах. Вырази ее в км/ч. Объясни полученный результат.

Желаю успеха! После выполнения работы жду твой отзыв о лабораторной, пиши на электронку. Может, есть идеи, как изменить работу?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!