СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ Задания 2 и 3 (30 ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ 2 и 3 ОГЭ 2024 (Грамматическая основа и характеристика предложения) для самоподготовки обучающихся

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ Задания 2 и 3 (30 ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ 2 и 3 ОГЭ 2024 (Грамматическая основа и характеристика предложения) для самоподготовки обучающихся»

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ 2, 3

ОГЭ по русскому языку: синтаксический анализ предложений

(грамматическая основа, характеристика предложений)


ВАРИАНТ 1. Прочитайте текст и выполните задания 2,3.

(1)Зачем садовод осенью при первых ночных заморозках поджигает разложенные по саду кучи влажного мусора? (2)Осенние ночные заморозки – это налетающий с севера холодный ветер и ясное небо. (3)Земля теряет накопленное за день тепло в результате конвекции и теплового инфракрасного излучения, и корни деревьев могут промёрзнуть, пока они не укрыты снегом. (4)Дым от костров поднимается невысоко и не сразу опускается на землю. (5)Он расстилается над садом, образуя некое «одеяло», которое препятствует конвекции воздуха и отражает инфракрасное излучение земли над всей площадью сада.

Задание 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1.поджигает кучи (предложение 1) 

2.осенние ночные заморозки (предложение 2)

3.они (не) укрыты (предложение 3)

4.дым поднимается (и) опускается (предложение 4)

5.он расстилается (предложение 5) 
Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1.Предложение 1 простое, двусоставное.

2.В предложении 2 содержатся однородные составные именные сказуемые.

3.Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.

4.Предложение 4 осложнено однородными обстоятельствами.

5.Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным определительным.

  
ВАРИАНТ 2. Прочитайте текст и выполните задания 2,3.

(1)Самое большое скопление воды на поверхности Земли – это Мировой океан. (2)Материки и острова разделяют его на отдельные океаны, проливы, заливы. (3)Постоянные морские течения связывают его в единое целое, но у каждой его части есть свои особенности. (4)В Мировом океане обычно выделяют четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. (5)На некоторых картах отмечен ещё один океан – Южный, который омывает Антарктиду, однако многие учёные отказываются признавать его отдельное существование и обосновывают это целой системой научных доказательств.

Задание 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1.это Мировой океан (предложение 1)

2.разделяют (предложение 2)

3.части есть (предложение 3)

4.выделяют (предложение 4)

5.учёные отказываются признавать (и) обосновывают (предложение 5)
Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1.Предложение 1 осложнено обособленным приложением.

2.В предложении 2 сказуемое составное глагольное.

3.Предложение 3 сложносочинённое.

4.Предложение 4 осложнено однородными членами предложения, которые следуют после обобщающего слова.

5.Предложение 5 сложное с союзной подчинительной и сочинительной связью.

 
ВАРИАНТ 3. Прочитайте текст и выполните задания 2,3.

(1)Давно уже было замечено, что некоторые слова своими звуками как бы изображают то, что называют. (2)Все эти звуки можно разделить на высокие и низкие. (3)Исследования в области звукового символизма показали, что высокие звуки у большинства говорящих вызывают ощущение светлого, а низкие – тёмного; например, такие слова, как свет, жизнь, день, солнце, состоят преимущественно из высоких, а слова омут, боль, шум, кровь, мрак, оковы – из низких звуков. (4)Этим свойством звука – вызывать у большинства людей одинаковые ощущения и образные представления – издавна интуитивно пользовались поэты. (5)В то время как в обычной, нейтральной русской речи низкие и высокие, мягкие и твёрдые звуки встречаются примерно с одинаковой частотой, в поэтических текстах это равновесие нередко сознательно нарушается.

Задание 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1.было замечено (предложение 1)

2.звуки можно разделить (предложение 2)

3.показали (предложение 3)

4.пользовались поэты (предложение 4)

5.это нарушается (предложение 5)
Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1.Предложение 1 сложноподчинённое.

2.Предложение 2 простое двусоставное.

3.Предложение 3 содержит неполные предложения.

4.В предложении 4 содержится составное именное сказуемое.

5.Первая часть предложения 5 осложнена однородными членами.

ВАРИАНТ 4. Прочитайте текст и выполните задания 2,3.

(1)Звуки – это то, что слышит ухо. (2)Мы слышим голоса людей, пение птиц, звуки музыкальных инструментов, шум леса в ветреную погоду, плеск морских волн, гром во время грозы. (3)Звучат работающие машины, движущийся транспорт. (4)Раздел физики, в котором изучаются звуковые явления, называется «акустика» (слово «акустика» образовано от греческого слова akustikos – «звуковой»). (5)При изучении звуковых явлений в качестве источника звука применяют специальные приборы, например камертон.

Задание 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1.звуки – (это) то (предложение 1)

2.мы слышим (предложение 2)

3.звучат машины, транспорт (предложение 3)

4.называется «акустика» (предложение 4)

5.применяют приборы (предложение 5)
Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1.Предложение 1 содержит 2 (две) грамматические основы.

2.Предложение 2 содержит однородные члены предложения.

3.Предложение 3 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

4.Предложение 4 содержит вставную конструкцию.

5.Предложение 5 двусоставное.


ВАРИАНТ 5. Прочитайте текст и выполните задания 2,3.

(1)Самым первым инструментом счёта у древнего пещерного человека в верхнем палеолите, безусловно, были пальцы рук. (2)Сама природа предоставила человеку сей универсальный счётный инструмент. (3)У многих народов пальцы (или их суставы) при любых торговых операциях выполняли роль первого счётного устройства, для большинства бытовых потребностей людей их помощи вполне хватало. (4)Счёт дюжинами ведёт своё начало от счёта по фалангам пальцев рук, при этом большой палец играл роль счётчика, при помощи которого пересчитывались фаланги других пальцев. (5)Двенадцать получается, если, например, начать с нижней фаланги указательного пальца и закончить верхней фалангой мизинца.

Задание 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1.были пальцы (предложение 1)

2.природа предоставила (предложение 2)

3.помощи хватало (предложение 3)

4.ведёт начало (предложение 4)

5.двенадцать получается (предложение 5)
Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1.Предложение 1 осложнено вводным словом.

2.Предложение 2 простое, распространённое.

3.В сложном предложении 3 первая часть представлена односоставным неопределённо-личным предложением.

4.Предложение 4 содержит 3 (три) грамматические основы.

5.Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным уступительным.

 
ВАРИАНТ 6. Прочитайте текст и выполните задания 2,3.

(1)Янтарь (окаменевшая смола хвойных деревьев), потёртый о шерсть, приобретает способность притягивать различные тела. (2)Установлено, что этим свойством обладают и другие предметы: стеклянная палочка, потёртая о шёлк; палочка из органического стекла, потёртая о бумагу; эбонит (каучук с большой примесью серы), потёртый о сукно или мех. (3)Так, если потереть стеклянную палочку о лист бумаги, а затем поднести её к мелким кусочкам бумаги, то они начнут притягиваться к ней; тонкие струйки воды также будут притягиваться к стеклянной палочке. (4)Наблюдаемые явления в начале XVII в. были названы электрическими (от греческого слова «электрон» – янтарь). (5)Поэтому стали говорить, что тело, получившее после натирания способность притягивать другие тела, наэлектризовано или что ему сообщён электрический заряд.

Задание 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1.приобретает способность (предложение 1)

2.установлено (предложение 2)

3.они начнут притягиваться (предложение 3)

4.явления были (предложение 4)

5.сообщён заряд (предложение 5)
Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1.Предложение 1 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

2.Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.

3.В последней части сложного предложения 3 содержится составное именное сказуемое.

4.Предложение 4 простое.

5.Предложение 5 содержит 3 (три) грамматические основы.


ВАРИАНТ 7. Прочитайте текст и выполните задания 2,3.

(1)Бурый медведь обитает по всей лесной зоне, кроме юга Европейской части России, и местами в лесотундре. (2)Кожа у него тёмная, почти чёрного цвета, что способствует наименьшей теплоотдаче. (3)А мех полярных медведей выглядит белым, он лишён пигментной окраски, и шерстинки полые. (4)Медведь выглядит белым, потому что неровная внутренняя поверхность трубочек меха дробит свет и отражает его под различными углами, что и создаёт видимость белого цвета. (5)Летом мех может желтеть из-за постоянного воздействия солнечного света.

Задание 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1.медведь обитает по России (предложение 1)

2.что способствует (предложение 2)

3.шерстинки полые (предложение 3)

4.дробит свет (предложение 4)

5.мех может желтеть (предложение 5)
Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1.Предложение 1 осложнено однородными обстоятельствами и обособленным дополнением.

2.В сложном предложении 2 первая часть представлена односоставным назывным предложением.

3.Предложение 3 содержит 3 (три) грамматические основы.

4.Предложение 4 сложносочинённое.

5.Предложение 5 односоставное безличное.


ВАРИАНТ 8. Прочитайте текст и выполните задания 2,3.

(1)Язык – это продукт общественной деятельности, отличительная особенность общества. (2)А зачем нужен язык? (3)Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями во всякого рода совместной деятельности, то есть он нужен как средство общения; во-вторых, язык необходим для того, чтобы сохранять и закреплять коллективный опыт человечества, достижения человеческой практики. (4)Язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции. (5)Без языка не было бы самого человека, потому что всё то, что есть в нём человеческого, связано с языком, выражается и закрепляется в языке.

Задание 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1.язык – (это) особенность (предложение 1)

2.нужен язык (предложение 2)

3.люди могли обмениваться (предложение 3)

4.человек мог (предложение 4)

5.не было (бы) (предложение 5) 
Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1.Предложение 1 сложное бессоюзное.

2.Предложение 2 односоставное.

3.Первая часть сложного предложения 3 осложнена вводным словом.

4.В предложении 4 содержится 3 (три) грамматические основы.

5.Предложение 5 сложноподчинённое с последовательным подчинением придаточных.

ВАРИАНТ 9. Прочитайте текст и выполните задания 2,3.

(1)Кто из нас в детстве не мечтал стать отважным путешественником, чтобы, ступив на неизведанные земли, рассказать затем соотечественникам об открытых таинственных племенах и о своих удивительных, полных романтики и риска приключениях! (2)Путешественник – это первооткрыватель, своеобразный «сталкер» (если пользоваться терминологией братьев Стругацких). (3)Популяризируя новые маршруты, под иным углом показывая старые, он прокладывает путь своим современникам. (4)Это нам демонстрирует лишь одну из задач путешественника. (5)Только спустя много лет я уяснил для себя совершенно определённо: путешествие – это не только романтика, но и тяжёлое испытание не столько сил, сколько духа.

Задание 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1.рассказать (предложение 1)

2.первооткрыватель (предложение 2)

3.прокладывает путь (предложение 3)

4.это демонстрирует (предложение 4)

5.я уяснил (предложение 5)
Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1.Предложение 1 содержит 3 (три) грамматические основы.

2.Предложение 2 простое, односоставное.

3.Предложение 3 осложнено однородными обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами.

4.Предложение 4 простое.

5.Предложение 5 сложное бессоюзное.


ВАРИАНТ 10. Прочитайте текст и выполните задания 2,3.

(1)Одним из признаков лженаучных обобщений является отрицание опыта и теории всей предыдущей науки. (2)На самом деле с этим нельзя согласиться: новое в науке никогда не бывает просто отрицанием старого. (3)Новое – это лишь существенное изменение, углубление и обобщение старого в связи с новыми сферами исследования. (4)Если бы новая теория начисто отрицала сложившиеся знания, наука вообще не смогла бы развиваться. (5)Без опоры на достижения предшественников любая фантастическая концепция стала бы претендовать на истину, и стал бы возможен полный разгул воображения и чувств учёного.

Задание 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1.является отрицание (предложение 1)

2.нельзя согласиться (предложение 2)

3.обобщение (предложение 3)

4.наука (не) смогла бы развиваться (предложение 4)

5.возможен разгул (предложение 5)
Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1.Предложение 1 простое, осложнённое однородными членами предложения.

2.Предложение 2 сложное бессоюзное.

3.В предложении 3 содержится 2 (две) грамматические основы.

4.Предложение 4 сложноподчинённое с придаточным причины.

5.В сложном предложении 5 первая часть содержит составное глагольное сказуемое.


ВАРИАНТ 11. Прочитайте текст и выполните задания 2,3.

(1)Соль (хлорид натрия) организует работу центральной нервной системы и регулирует пищеварительную функцию организма человека, поддерживает водный и кислотно-щелочной баланс. (2)Недостаток хлорида натрия в рационе может привести к потере аппетита, повышенной утомляемости и ухудшению памяти. (3)Впрочем, довести себя до солевого голодания достаточно сложно, так как соль содержится в некоторых овощах и фруктах, а также в хлебобулочных и мясных изделиях. (4)Учёные подсчитали, что из готовых продуктов наш организм получает до 80 % необходимого количества соли, а в сутки организму нужно всего-то 6–8 г хлорида натрия. (5)Избыток соли увеличивает риск возникновения гипертонии, чрезмерное содержание хлорида натрия в организме вредит костной системе, поскольку он поглощает из организма кальций, необходимый для нормального функционирования костной системы.

Задание 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1.соль поддерживает (предложение 1)

2.может привести (предложение 2)

3.соль содержится (предложение 3)

4.организм получает (предложение 4)

5.он поглощает (предложение 5) 
Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1.Предложение 1 содержит однородные члены предложения.

2.Предложение 2 простое.

3.Первая часть сложного предложения 3 осложнена вводным словом.

4.Первая часть сложного предложения 4 – односоставное неопределённо-личное предложение.

5.Предложение 5 содержит 4 (четыре) грамматические основы.


ВАРИАНТ 12. Прочитайте текст и выполните задания 2,3.

(1)Географическая карта не раз служила подсказкой при выборе имени для вновь открытых химических элементов. (2)Но могло быть и по-другому. (3)В XVI веке испанский капитан Себастьян Кабот, плывя вверх по течению реки в Южной Америке, был поражён количеством серебра, которое было у местных индейцев, живших по берегам реки, и решил назвать её Ла-Платой, то есть серебряной (по-испански «плата» – серебро). (4)Отсюда впоследствии произошло и название всей страны. (5)Однако в начале XIX века владычество Испании кончилось, и, чтобы не вспоминать об этом печальном периоде, жители страны латинизировали её название; так на географических картах появилось слово «Аргентина».

Задание 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1.служила подсказкой (предложение 1)

2.могло (предложение 2)

3.Себастьян Кабот был (и) решил (предложение 3)

4.произошло название (предложение 4)

5.жители латинизировали (предложение 5)
Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1.Предложение 1 простое.

2.Предложение 2 односоставное безличное.

3.Первая часть сложного предложения 3 осложнена обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

4.Предложение 4 осложнено однородными членами предложения.

5.Предложение 5 содержит 5 (пять) грамматических основ.

ВАРИАНТ 13. Прочитайте текст и выполните задания 2,3.

(1)Как художник создаёт пейзажную картину, так и целый народ постепенно, невольно даже, быть может, штрих за штрихом на протяжении столетий создаёт ландшафт и пейзаж своей страны. (2)Лицо старой, дореволюционной России определялось, например, в большой степени теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем её просторам. (3)Немалую долю в ландшафт и пейзаж страны́ привносили и десятки тысяч помещичьих усадеб с парками, системами прудов. (4)Но в первую очередь – небольшие деревеньки и сёла с их вётлами, колодцами, сараями, баньками, тропинками, садами, огородами, лошадками на пахоте... (5)Радикально изменилось лицо страны, когда все факторы, определяющие пейзаж, исчезли или изменили свой вид.

Задание 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1.народ создаёт (предложение 1)

2.которые были расставлены (предложение 2)

3.ландшафт (и) пейзаж привносили (предложение 3)

4.небольшие деревеньки (предложение 4)

5.радикально изменилось лицо (предложение 5)
Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1.Предложение 1 содержит сравнительный оборот.

2.Первая часть сложного предложения 2 осложнена обособленным определением.

3.Предложение 3 осложнено однородными членами.

4.Предложение 4 простое.

5.Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным времени.



ВАРИАНТ 14. Прочитайте текст и выполните задания 2,3.

(1)Телефон позволяет просматривать и редактировать заранее составленные графические сообщения. (2)Эти графические сообщения хранятся в памяти телефона. (3)Использовать такую функцию можно только в том случае, если подобная услуга предоставляется текстовым оператором. (4)Приём и отображение графических сообщений возможны, если телефон поддерживает такую функцию. (5)Следует иметь в виду, что каждое графическое сообщение состоит из нескольких текстовых сообщений, поэтому стоимость передачи графического сообщения может оказаться больше, чем стоимость передачи текстового сообщения.

Задание 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1.телефон позволяет просматривать (предложение 1)

2.сообщения хранятся в памяти телефона (предложение 2)

3.услуга предоставляется (предложение 3)

4.приём поддерживает (предложение 4)

5.следует иметь в виду (предложение 5)
Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1.Предложение 1 сложносочинённое.

2.В предложении 2 сказуемое составное глагольное.

3.В предложении 3 содержится 2 (две) грамматические основы.

4.Предложение 4 сложноподчинённое с придаточным условным.

5.В сложном предложении 5 вторая часть представлена односоставным безличным предложением.


ВАРИАНТ 15. Прочитайте текст и выполните задания 2,3.

(1)Потенциал энергетических ресурсов Мирового океана огромен. (2)Он заключён в энергии морских волн, в суточных приливно-отливных движениях. (3)Суммарная мощность последних на нашей планете оценивается учёными от одного до шести миллиардов киловатт, причём первое из этих чисел намного превышает показатели энергетического потенциала всех рек земного шара. (4)Установлено, что возможности для сооружения крупных приливных электростанций имеются в 25–30 местах. (5)Самыми большими ресурсами приливной энергии обладают Россия, Франция, Канада, Великобритания, Австралия, Аргентина, США.

Задание 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1.потенциал огромен (предложение 1)

2.он заключён (предложение 2)

3.превышает показатели (предложение 3)

4.возможности имеются (предложение 4)

5.обладают ресурсами (предложение 5)
Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1.Предложение 1 простое, нераспространённое.

2.В предложении 2 составное именное сказуемое.

3.Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.

4.Предложение 4 простое, осложнено вводным словом.

5.Предложение 5 осложнено однородными подлежащими.


ВАРИАНТ 16. Прочитайте текст и выполните задания 2,3.

(1)Искусное владение несметными сокровищами родного языка мы встречаем у великих русских писателей и поэтов. (2)Они умели чутко вглядываться в слова, находить в них затаённую красоту и силу, дорожить словами и собирать их всю свою жизнь, как самую дорогую коллекцию. (3)Десятки тысяч слов, употреблённых А.С. Пушкиным в его произведениях, безусловно, указывают на огромный круг его представлений и знаний и на его умение мастерски пользоваться безграничными возможностями русского языка. (4)Словесное богатство языка Пушкина заключается в исключительном разнообразии применяемых им слов для выражения мыслей и чувств. (5)Однако словарный запас великого поэта не исчерпывался этим количеством: в его произведениях нет многих слов, хотя они во времена Пушкина существовали и, конечно, были ему известны...

Задание 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1.мы встречаем (предложение 1)

2.умели вглядываться (предложение 2)

3.пользоваться возможностями (предложение 3)

4.словесное богатство в разнообразии (предложение 4)

5.они существовали (и) были известны (предложение 5)

Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1.Предложение 1 простое, распространённое.

2.Предложение 2 сложное бессоюзное.

3.Предложение 3 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

4.Предложение 4 простое, двусоставное.

5.В предложении 5 содержится 4 (четыре) грамматические основы.



ВАРИАНТ 17. Прочитайте текст и выполните задания 2,3.

(1)Искусство читать – это искусство чувствовать и мыслить. (2)А научат этому только те книги, в которых есть настоящая жизнь, благородные чувства, страстные идеи и художественные достоинства. (3)«Вкус развивается не на посредственном, а на самом совершенном материале», – утверждал И. Гёте, великий немецкий писатель. (4)Выходит, что прежде всего надо воспитать в себе культуру чтения, приучиться к целенаправленности, к системе в выборе книг. (5)Нельзя, чтобы мимо современного человека прошли великие произведения Бунина и Диккенса, Стендаля и Бальзака, Хемингуэя и Распутина, Достоевского и Шекспира.

Задание 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1.читать ‒ (это) искусство (предложение 1)

2.научат те (предложение 2)

3.утверждал И. Гёте (предложение 3)

4.выходит (предложение 4)

5.нельзя (предложение 5)
Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1.Предложение 1 сложное.

2.Первая часть сложного предложения 2 – односоставное неопределённо-личное предложение.

3.Предложение 3 содержит прямую речь.

4.Предложение 4 сложное бессоюзное.

5.Первая часть сложного предложения 5 – односоставное безличное предложение.


ВАРИАНТ 18. Прочитайте текст и выполните задания 2,3.

(1)Кинематограф возник в конце XIX века. (2)Он постепенно овладевал звуком, цветом, широкоформатным экраном, а также вырабатывал систему выразительных и изобразительных средств, что помогло ему перерасти в разветвлённую и вполне самостоятельную отрасль культуры. (3)Но кино пользуется выразительно-изобразительными средствами и других видов искусства, что свидетельствует о его синтетичности. (4)Наиболее прочными и многообразными являются его связи с литературой, и это подтверждается возросшим значением сценария, который является основой картины. (5)А сценарий есть прежде всего явление литературное, в нём достигается естественный сплав драматического действия с элементами эпического повествования.

Задание 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1.кинематограф возник (предложение 1)

2.он вырабатывал (предложение 2)

3.кино свидетельствует (предложение 3)

4.который является основой (предложение 4)

5.сценарий есть (предложение 5)
Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1.В предложении 1 составное именное сказуемое.

2.В предложении 2 содержится 3 (три) грамматические основы.

3.Предложение 3 сложноподчинённое.

4.Предложение 4 сложное с сочинительной и подчинительной связью между частями.

5.Предложение 5 простое, осложнено однородными сказуемыми.


ВАРИАНТ 19. Прочитайте текст и выполните задания 2,3.

(1)Каждый день уровень океанских вод поднимается и снижается, причём в устьях некоторых рек и в отдельных заливах – на несколько метров. (2)Эти явления носят названия «приливы» и «отливы». (3)Дважды в сутки вода приливает на берег и дважды в сутки отступает: там, где берег полóг, вода подходит, а при отливе отходит на несколько километров от берега. (4)Приливы и отливы относятся к возобновляемым экологически чистым источникам энергии. (5)В 1967 г. во Франции была пущена первая приливная электростанция, а затем подобную опытную электростанцию создали и в России, вблизи Мурманска.

Задание 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1.уровень поднимается (предложение 1)

2.эти явления носят (предложение 2)

3.берег поло́г (предложение 3)

4.приливы относятся (предложение 4)

5.создали (предложение 5)
Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1.Вторая часть предложения 1 – неполное предложение.

2.Предложение 2 простое, неосложнённое.

3.В сложном предложении 3 первая часть содержит однородные сказуемые.

4Предложение 4 простое, осложнённое однородными подлежащими.

5.Вторая часть сложного предложения 5 – односоставное безличное предложение.


ВАРИАНТ 20. Прочитайте текст и выполните задания 2,3.

(1)Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется. (2)Многие из этих изменений вызывают серьёзные нарушения в работе органов и систем. (3)Но живые организмы способны защищаться от неблагоприятных воздействий и сохранять стабильность внутренней среды благодаря тому, что они способны адаптироваться. (4)Под адаптацией понимается совокупность всех физиологических реакций, обеспечивающих приспособление строения и функций организма или отдельного органа к изменению окружающей среды. (5)Если бы организм не обладал способностью адаптироваться, изменение условий существования могло бы его погубить.

Задание 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1.среда постоянно меняется (предложение 1)

2.нарушения вызывают (предложение 2)

3.они способны адаптироваться (предложение 3)

4.понимается приспособление (предложение 4)

5.изменение могло бы погубить (предложение 5)
Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1.Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным определительным.

2.Предложение 2 односоставное неопределённо-личное.

3.Первая часть сложного предложения 3 содержит однородные сказуемые.

4.Предложение 4 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

5.Во второй части сложного предложения 5 содержится составное именное сказуемое.


ВАРИАНТ 21. Прочитайте текст и выполните задания 2,3.

(1)Процесс образования полезных ископаемых происходит повсеместно: на суше, в реках, озёрах, морях и океанах. (2)Наиболее активен этот процесс в горах и на плоскогорьях в жарком и влажном климате. (3)Высокие горы энергично разрушаются внешними силами Земли: ветром, водой, суточными и сезонными колебаниями температуры и движущимися ледниками. (4)В результате возникает огромная масса обломков, которая постепенно перемещается по планете в направлении наиболее низких её участков. (5)При общем движении наиболее прочные, тяжёлые и инертные частицы накапливаются в низинах и излучинах рек; здесь и образуются россыпи золота, платины, олова, алмазов и вольфрама.

Задание 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1.происходит (предложение 1)

2.наиболее активен процесс (предложение 2)

3.разрушаются Земли (предложение 3)

4.которая перемещается (предложение 4)

5.частицы накапливаются (предложение 5)
Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1.Предложение 1 простое.

2.Предложение 2 односоставное назывное.

3.Предложение 3 сложное бессоюзное.

4.Предложение 4 сложноподчинённое с придаточным определительным.

5.Предложение 5 простое, осложнённое уточняющим обстоятельством.

ВАРИАНТ 22. Прочитайте текст и выполните задания 2,3.

(1)Культура человека выражается не только в умении говорить, но и в умении слушать. (2)Если даже захочешь возразить собеседнику, терпеливо выслушай его до конца, не перебивай, возражение может и не понадобиться. (3)Непривлекателен человек, который не умеет владеть собой, грубо перебивает собеседника, пытается подавить его криком, грубым словом, повелительной интонацией. (4)Этим он унижает не только собеседника, но и себя. (5)Убеждай силой логики, фактами, не торопись навязывать своё мнение, уважай мнение собеседника, во время разговора следи за выражением своего лица так же, как и за речью.

Задание 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1.говорить (и) слушать (предложение 1)

2.захочешь (предложение 2)

3.непривлекателен человек (предложение 3)

4.он унижает (предложение 4)

5.уважай мнение (предложение 5)
Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1.Предложение 1 сложносочинённое.

2.Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.

3.Предложение 3 простое с однородными сказуемыми.

4.Предложение 4 простое, нераспространённое.

5.В сложном предложении 5 все части – односоставные определённо-личные предложения.

ВАРИАНТ 23. Прочитайте текст и выполните задания 2,3.

(1)Хотя идея построить судно, которое будет погружаться под воду и всплывать по желанию экипажа, достаточно стара, первые действующие подводные лодки появились только в XIX веке. (2)Тогда же, во время гражданской войны в США, состоялась и первая удачная атака подводной лодкой надводного корабля. (3)А в начале XX века появились технологии, позволившие таким лодкам выходить в открытое море, погружаться на несколько часов под воду и из глубины наносить торпедные удары по кораблям, находящимся на поверхности. (4)Уже в начале Первой мировой войны новый вид морского вооружения заставил весь мир обратить на себя внимание: немецкая подлодка в течение получаса пустила ко дну сразу три английских крейсера. (5)Это казалось невероятным: маленький кораблик с немногочисленным экипажем потопил три огромных военных судна, которые обслуживали сотни людей!

Задание 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1.идея стара (предложение 1)

2.атака состоялась (предложение 2)

3.выходить, погружаться, наносить (предложение 3)

4.обратить внимание (предложение 4)

5.это казалось невероятным (предложение 5)
Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1.Предложение 1 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.

2.Предложение 2 осложнено обособленным уточняющим обстоятельством.

3.Предложение 3 осложнено обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.

4.Предложение 4 сложносочинённое.

5.Предложение 5 сложное с бессоюзной и подчинительной связью между частями.



ВАРИАНТ 24. Прочитайте текст и выполните задания 2,3.

(1)Большинство великих географических открытий стало возможным благодаря использованию особых навигационных приборов. (2)Самый известный из них – компас. (3)Он был изобретён в Китае более двух тысяч лет назад. (4)Пластинка из магнитного железняка в этом компасе указывала не на север (как мы привыкли), а на юг, поэтому в Китае компас называли «ведающий югом». (5)После того как в XIII веке знаменитый итальянский путешественник Марко Поло привёз в Европу компас, европейцы сами начали изготавливать этот полезный прибор.

Задание 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1.большинство стало (предложение 1)

2.компас (предложение 2)

3.он был изобретён (предложение 3)

4.пластинка указывала (предложение 4)

5.европейцы начали изготавливать (предложение 5)
Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1.Предложение 1 односоставное безличное.

2.Предложение 2 двусоставное.

3.Предложение 3 простое, нераспространённое.

4.Первая часть сложного предложения 4 осложнена вставной конструкцией и однородными членами предложения.

5.Предложение 5 сложноподчинённое.

ВАРИАНТ 25. Прочитайте текст и выполните задания 2,3.

(1)Сложное строение волосков «меха» морской мыши, конечно, не было создано природой случайно, однако зоологи пока не могут установить его точное предназначение. (2)До сих пор даже неясно, обладает ли морская мышь цветовым зрением. (3)Если нет, то напрашивается предположение, что радужное свечение её меха либо отпугивает врагов, либо приманивает добычу. (4)Если морская мышь всё же способна воспринимать цвет, то радужные блики скорее всего как-то связаны с продолжением рода. (5)Но для нас гораздо важнее то обстоятельство, что двумерное фотонное строение ворсинок мышиного меха, формировавшееся в процессе эволюции на протяжении миллионов лет, начинает применяться в волоконно-оптических кабелях нового поколения.

Задание 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1.зоологи (не) могут (предложение 1)

2.неясно (предложение 2)

3.напрашивается предположение (предложение 3)

4.способна воспринимать цвет (предложение 4)

5.важнее обстоятельство (предложение 5)
Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1.Вторая часть сложного предложения 1 осложнена вводным словом – однако.

2.Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.

3.Предложение 3 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.

4.Во второй части сложного предложения 4 простое глагольное сказуемое.

5.Предложение 5 содержит 3 (три) грамматические основы.


ВАРИАНТ 26. Прочитайте текст и выполните задания 2,3.

(1)Общепринятое положение о единых для человека и животных закономерностях эволюции мозга позволяет считать, что эмоции сформировались задолго до появления человека. (2)Именно с таких позиций рассмотрел эмоции Ч. Дарвин, его исследования были систематизированы в работе «Выражение эмоций у человека и животных». (3)Учёным был приведён большой материал по сравнительному анализу мимики, жестов, голосовых и вегетативных реакций при аффективных состояниях человека и у представителей разных отрядов млекопитающих. (4)Выразительные движения Ч. Дарвин рассматривал как сформировавшиеся в процессе естественного отбора приспособительные реакции, существенные для общения с особями своего или других биологических видов. (5)Именно эти исследования привели Дарвина к убеждению, что многие чувства человека, проявляющиеся в мимике и жестах, – результат эволюционного процесса.

Задание 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1эмоции сформировались (предложение 1)

2.исследования были систематизированы (предложение 2)

3.учёным был приведён (предложение 3)

4.реакции рассматривал (предложение 4)

5.исследования – результат (предложение 5) 
Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1.Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.

2.Предложение 2 сложное бессоюзное.

3.Предложение 3 осложнено однородными членами предложения.

4.Предложение 4 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

5.Предложение 5 сложносочинённое.



ВАРИАНТ 27. Прочитайте текст и выполните задания 2,3.

(1)Ещё в глубокой древности люди установили, что в воздухе свет распространяется по прямой линии. (2)В этом можно убедиться, наблюдая за узким пучком света в запылённой комнате; точно так же прямолинейно свет распространяется в прозрачных твёрдых телах и жидкостях. (3)На основе подобных опытных данных был сформулирован закон прямолинейного распространения света: в прозрачной однородной среде свет распространяется по прямым линиям. (4)Собственно, само понятие «прямой» возникло, по-видимому, из оптических наблюдений. (5)Теперь, желая проверить, является ли линия прямой, мы пользуемся этим законом.

Задание 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1.свет распространяется (предложение 1)

2.можно убедиться (предложение 2)

3.был закон (предложение 3)

4.само возникло (предложение 4)

5.мы пользуемся (предложение 5)
Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1.Первая часть сложного предложения 1 – односоставное неопределённо-личное предложение.

2.Первая часть сложного предложения 2 осложнена обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

3.Предложение 3 сложное бессоюзное.

4.Предложение 4 содержит 2 (две) грамматические основы.

5.Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.



ВАРИАНТ 28. Прочитайте текст и выполните задания 2,3.

(1)Даже на фоне всей богатейшей мировой классики русская литература ХIХ века – явление исключительное. (2)Можно было бы сказать, что она подобна Млечному Пути, ясно выделяющемуся на усыпанном звёздами небе, если бы некоторые из писателей, составивших её славу, не походили в читательском восприятии скорее на ослепительные светила или на самостоятельные «вселенные». (3)Одно только упоминание Льва Толстого или Фёдора Достоевского сразу же вызывает представление об огромных художественных мирах, множестве идей и образов, которые по-своему преломляются в сознании всё новых и новых поколений читателей. (4)Впечатление, которое производит этот золотой век русской литературы на читателя, прекрасно выразил Томас Манн, говоря о её «необыкновенном внутреннем единстве и целостности», «тесной сплочённости её рядов, непрерывности её традиций». (5)Каждая из великих книг – это не только часть души и зачастую целые годы жизни самого автора, но и страницы народной истории.

Задание 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1.явление исключительное (предложение 1)

2.можно было бы сказать (предложение 2)

3.вызывает представление (предложение 3)

4.выразил Томас Манн (предложение 4)

5.каждая из книг – (это) часть (предложение 5)
Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1.Предложение 1 двусоставное.

2.Во второй части сложного предложения 2 составное именное сказуемое.

3.Предложение 3 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.

4.Предложение 4 содержит цитаты.

5.Предложение 5 сложносочинённое.


ВАРИАНТ 29. Прочитайте текст и выполните задания 2,3.

(1)В мировой художественной литературе немало примеров того, как с помощью слова можно описать музыку и те сложные впечатления, которые возникают у слушателя при восприятии музыкального произведения. (2)Одним из таких художников слова являлся Иван Сергеевич Тургенев. (3)Музыкальность, тонкий слух и музыкальный вкус, постоянное пребывание с раннего детства в атмосфере музыки и красоты способствовали глубокому пониманию писателем музыкального искусства и сказались на характере его творчества. (4)Произведения Тургенева в большинстве своём связаны с музыкой. (5)Музыка становится средством характеристики героев, выражением авторской позиции.

Задание 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1.можно описать (предложение 1)

2.Иван Сергеевич Тургенев являлся (предложение 2)

3.слух (и) вкус сказались (предложение 3)

4.произведения связаны (предложение 4)

5.музыка становится (предложение 5)
Задание 3. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1.Предложение 1 сложноподчинённое с последовательным подчинением придаточных.

2.Предложение 2 неполное.

3.Предложение 3 односоставное, распространённое.

4.Предложение 4 простое двусоставное.

5.Предложение 5 сложное бессоюзное.


ВАРИАНТ 30. Прочитайте текст и выполните задания 2,3.

(1)Проводя научные исследования, Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике. (2)Он экспериментально определил коэффициенты трения и пришёл к идее шарикового подшипника. (3)В его эскизах представлены весьма сложные и разнообразные варианты зубчатых передач, которые до сих пор применяются в недорогих устройствах, например в механических будильниках. (4)Кроме того, Леонардо начертил эскизы устройств для преобразования вращательного движения в поступательное и придумал роликовую цепь, которая и сегодня применяется в велосипедах, мотоциклах и множестве других механизмов. (5)Конструирование сложных машин и их элементов привело Леонардо к созданию основ теории передаточных механизмов: пространственных и плоских зубчатых сцеплений, передач с гибкими звеньями и с переменными скоростями вращения.

Задание 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1.внимание уделял (предложение 1)

2.Он определил (предложение 2)

3.которые применяются (предложение 3)

4.Леонардо начертил (и) придумал (предложение 4)

5.привело Леонардо (предложение 5)
Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1.Предложение 1 осложнено обособленным обстоятельством.

2.Предложение 2 сложносочинённое.

3.Предложение 3 сложноподчинённое с придаточным определительным.

4.Предложение 4 содержит 2 (две) грамматические основы.

5.Предложение 5 сложное бессоюзное.




КЛЮЧИ

Задания 2 и 3

ВАРИАНТ

ЗАДАНИЕ 2

ЗАДАНИЕ 3

1

345

125

2

45

345

3

14

135

4

123

124

5

25

124

6

235

145

7

235

13

8

235

35

9

145

345

10

24

125

11

345

123

12

45

123

13

12

345

14

35

34

15

124

235

16

15

14

17

345

35

18

14

34

19

35

134

20

35

13

21

245

14

22

34

25

23

125

235

24

345

245

25

235

23

26

12

123

27

125

235

28

24

124

29

14

14

30

34

134







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!