СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5.3. Формирование простейших пространственных ориентировок и первоначальных временных представлений у воспитанников первой младшей группы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«5.3. Формирование простейших пространственных ориентировок и первоначальных временных представлений у воспитанников первой младшей группы»

Тема «Формирование простейших пространственных ориентировок и первоначальных временных представлений у детей второго-третьего года жизни» (первая младшая группа)

План:

  1. Особенности ориентировки детей раннего возраста в пространстве.

  2. Методика формирования простейших пространственных ориентировок у детей первой младшей группы.

  3. Особенности восприятия времени детьми раннего возраста.

  4. Методика ознакомления детей первой младшей группы с некоторыми временными отрезками.



  1. Особенности ориентировки детей раннего возраста в пространстве.

Восприятие пространства возникает в 4-5 недель. Ребенок способен выделять предметы в пространстве. В 2-4 месяца ребенок может следить за движением предметов. К первому году ребенок уверенно различает предметы в пространстве. На первом году жизни ребёнок начинает осваивать глубину пространства. Передвигаясь сам, малыш осваивает расстояние от одного предмета до другого. С ходьбой возникают новые ощущения преодоления пространства – ощущение равновесия, ускорение или замедление движения, которые сочетаются со зрительными ощущениями.

В 1-2 года ребенок способен ориентироваться на себе. Различает свои части тела, кроме правой и левой сторон тела. В период раннего детства ребёнок ориентируется в пространстве по сторонам собственного тела и лица. Так упорядочиваются связи типа: вверху – где голова, а внизу – где ноги и т.д.

До 3-х лет ребенок воспринимает предметы без пространственной взаимосвязи между собой. Например, не видит разницы между картинками, где одни и те же предметы расположены по-разному в пространстве.


  1. Методика формирования простейших пространственных ориентировок у детей первой младшей группы.

Ориентировка на себе и от себя

Работа с самыми маленькими детьми начинается с формирования представлений о частях своего тела. Ребенок должен называть и показывать свои руки, ноги, голову, глаза, нос и т.п., знать какие функции они выполняют.

Процесс собственного познания тела осуществляется с помощью взрослого, в общении с ним. Воспитатель показывает и называет части тела, просит ребенка показать ту же часть. С этой целью используются потешки, стихи:

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Н.Тулупова

Одна дана нам голова,

А глаза два, и уха два,

И два виска, и две щеки,

И две ноги, и две руки.

Зато один и нос, и рот.

И будь у нас наоборот,

Одна рука, одна нога,

Зато два рта, два языка, -

Мы только бы и знали,

Что ели да болтали.

С. Маршак


На основе знания своего тела, т.е. ориентируясь «на себе», ребенок осваивает пространственные направления: впереди – там, где лицо, позади – там, где спина, вверху – там, где голова, внизу – там, где ноги. Т.е. становится возможна ориентировка «от себя». В повседневной жизни ребенок выполняет различные движения, которые требуют умения двигаться вперед, назад, от себя, подниматься вверх, опускаться вниз. Большую роль в закреплении данных ориентировок играет музыкальная деятельность. Совместно со взрослым дети выполняют различные движения (поднимают руки, приседают, поворачиваются и т.д.) под музыку, при исполнении песенок. Например, «Заинька», «Ходит Ваня» и др.

В развитии пространственных отношений особую роль играют прогулки, дидактические игры, игры-забавы, подвижные игры, физкультурные упражнения и практическая ориентировка в окружающем. Специальные занятия дают возможность реализовать программные требования, уточнить, упорядочить и расширить детские представления.

Большое значение имеет выделение симметрических частей собственного тела и обозначение их словами правая, левая. Особые трудности испытывают дети при дифференцировке правой и левой руки. Необходимо знакомить детей с названием обеих рук одновременно, подчёркивая их различные функции: правой рукой держат ложку, а левой – кусочек хлеба или придерживают тарелку. G Воспитателю следует неукоснительно придерживаться требования: подсказывая правильное действие избегать называния правой (левой) руки или ноги словом «другая». (Напр., «Ванечка возьми ложку в правую руку» вместо «Возьми ложку в другую руку») Закрепление правильного называния правой и левой сторон тела поможет в будущем осознанию направлений действий наложения, счета, письма, чтения слева направо; осознанию ориентировки от себя и от других объектов.

Ориентировка в помещении

Для ощущения комфортности детей знакомят с помещением группы: что есть в группе, где предметы размещены, какие есть помещения. Знакомство осуществляется в бытовой деятельности. (Прогулка по группе, Покажем кукле нашу группу)

Осознанию размещения предметов в пространстве группы способствует освоение предлогов на, под, перед, сверху, за и др. (Дидактические игры с предметами)

Используются также подвижные игры «Найди игрушку», «Где звенит?»

Ориентация на листе бумаги

У детей первой младшей группы необходимо формировать умение ориентироваться на листе бумаги (середина, вверху, внизу)

Формированию ориентировок на листе бумаги способствуют дидактические игры.

Например, «Прогулка матрешки». Детям рассказывается сказка, как матрешка играла. Она вышла на полянку (зеленый лист бумаги), остановилась посередине, к ней прискакал зайчик и стал рядом, а с другой стороны прибежала лисичка. Потом они все спрятались в уголок, потому что испугались большого медведя. Вот какой он большой, вышел на полянку. Стал внизу листа. И т.д.

Также используются различные виды изодеятельности (рисование, аппликация) У малышей развивают умения проводить линии на листе бумаги сверху вниз или слева направо, украшать объекты по краям.


  1. Особенности восприятия времени детьми раннего возраста

Психологи обычно отмечают трудности в восприятии времени и относительно позднее развитие временных представлений у детей дошкольного возраста. К причинам, обуславливающим эти трудности, относят специфические особенности времени как объективной реальности: его текучесть (любая единица времени не может быть воспринята одновременно в её начале и конце), его необратимость, невозможность вернуть прошедшее и поменять местами настоящее и будущее. Всё это в значительной степени усложняет восприятие времени детьми.

Время не имеет наглядных форм, не подлежит чувствительному созерцанию, поэтому воспринимается оно опосредованно, через движение или какую-то деятельность, связанную с определённым временем, или через чередование каких-то постоянных явлений.

В первые два года время воспринимается на основе чувственного опыта и связано с конкретной деятельностью детей (чередование сна, кормления, бодрствования).

В два-три года дети способны отражать в речи категории
времени. Первоначально появляются наречия, определяющие временную последовательность: сейчас, сначала, теперь. Однако они:

1) не владеют прошлыми и будущими формами;

2) путают относительные временные наречия (сначала, потом,
вчера, завтра, скоро, давно);

3) временные интервалы воспринимаются детьми как конкретные предметы (опредмечивание времени);

4)временные интервалы дети связывают с постоянно
повторяющимися или эмоционально привлекательными событиями
или явлениями.


  1. Методика ознакомления детей первой младшей группы с некоторыми временными отрезками.

Ознакомление детей с частями суток согласно программе воспитания начинается уже на 2-ом – 3-ем году жизни. В этом возрасте надо научить детей различать и обозначать словами все части суток. Части суток дети различают по изменению содержания своей деятельности. Поэтому, обучая детей, надо насыщать части суток конкретными, существенными признаками детской деятельности, называя соответствующее время.

Среди разнообразных видов деятельности, которые ежедневно повторяются в режиме дня ребёнка, есть постоянные, имеющие место только один раз в сутки, в определённое время: это приход в детский сад, зарядка, обед, послеобеденный сон и т.п. Ознакомление с частями суток следует начать с беседы о личном, конкретном опыте детей. Воспитатель может задать такие вопросы: «Дети, вы просыпаетесь дома, когда мама скажет, что пора вставать, уже утро! Что выделаете утром дома? Когда вы приходите в детский сад? Что вы делаете утром в детском саду?»

В конце беседы педагог обобщает: «В детском саду вы каждый день делаете гимнастику, завтракаете. Потом проводится занятие. Всё это происходит утром. Сейчас утро, и мы занимаемся!» Особое внимание уделяется упражнению детей в правильном обозначении словами частей суток. В повседневной жизни важно упражнять детей в использовании названий частей суток, в соотнесении действий с определённым временем суток.

Закрепление умений определять части суток следует осуществлять на занятиях, показывая детям картинки с изображением постоянных видов деятельности, характерных для каждой части суток и обсуждая вопрос: «Когда это бывает?» На последующих занятиях задание усложняют, предложив выбрать из нескольких картинок те, на которых нарисовано, что бывает в какой-либо один из периодов суток (утром, днём, вечером или ночью).

Для закрепления представлений и умений детей полезно чтение отрывков из рассказов, стихотворений, в которых описываются характерные для каждой части суток практические действия. Можно использовать и наиболее простые словесные игры для активизации словаря за счёт названий частей суток. Например, в игре «Назови слово» воспитатель в предложении пропускает название части суток: «Мы завтракаем утром, а обедаем …?» (днём)



Литература

  1. Жытко, I.У. Гуляем, навучаем, развiваем цi знаёмiм дзяцей з матэматыкай/ I.У. Жытко, В.П. Бараноуская, Л.С. Хадановiч. Мiнск, 1997

  2. Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошк.возраста - М., Просвещение 1974

  3. Рихтерман, Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. – М., Просвещение 1982

  4. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: учебное пособие для студентов дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. - М., Изд. Центр «Академия», 1998





3