СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

№4 8 класс Плоское зеркало

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«№4 8 класс Плоское зеркало»

Урок № 4 Дата 10.04.20. 8 класс

Тема: Плоское зеркало. Построение изображений в плоском зеркале

Цель: формирование понятия о виде зеркал, плоском зеркале;

формирование понятия о построении и свойствах изображения в плоском зеркале.


1. Организационный момент


В тетради сегодняшнее число. Домашняя работа. Составляем конспект, отвечая на вопросы. Записываем основные понятия и пояснения к ним.


2. Актуализация

https://www.yaklass.ru/p/fizika/8-klass/svetovye-iavleniia-131515/otrazhenie-sveta-zakon-otrazheniia-ploskoe-zerkalo-156192/re-c3ffa249-77b3-4206-8fd0-4cf68da760d1

Еще раз внимательно изучите получение изображения в плоском зеркале. Мы немного уже о нем говорили.

Далее, проговорите ответы на вопросы

1. Что такое свет?

2.Что называют источниками света?

3. Какие источники бывают? Приведите примеры.

4. Как распространяется свет? Доказательство.

5. Что называют тенью? Полутенью?

6. Поясните появление лунного затмения.


Запишите в тетрадь следующие два вопроса и дайте на них письменный ответ.

1. Почему парты в классных комнатах расположены так, чтобы свет падал с левой стороны?

2. Во время хирургических операций образование тени недопустимо. Как в операционной избавиться от тени?



3. Изучение нового материала

Обычное плоское зеркало, которое есть в каждом доме, только кажется обычным и привычным. На самом деле оно создаёт замечательную оптическую иллюзию: за плоскостью зеркала, в глубине, мы видим самих себя и окружающую нас обстановку. Мы к этому привыкли и не удивляемся. А маленькие дети, которые первый раз в жизни увидели зеркало, этому очень даже удивляются: они с интересом рассматривают себя, пытаются влезть в зеркало, заглядывают за него. 

Из жизненного опыта мы хорошо знаем, что наши зрительные впечатления часто оказываются ошибочными. Иногда, даже трудно бывает отличить кажущееся световое явление от действительного. Примером обманчивого зрительного впечатления служит кажущееся зрительное изображение предметов за плоской зеркальной поверхностью. 

Почему же обманчиво зеркало?

Рассмотрим рисунок.



Н а рис. S источник света,S1 – это изображение в зеркале. От источника идет три луча, они падают на плоское зеркало MN. В глаз попадает расходящийся пучок света. Откуда он идет?

Луч, идущий перпендикулярно к зеркалу отражается под углом 90 градусов ; второй луч падает под углом ά1 и отражается под углом ꞵ1. По закону отражения эти углы равны. Продлеваем отраженный луч за зеркало (изображение мнимое, поэтому пунктиром). Так же поступаем с третьим лучом. Пересечение продолжений отраженных лучей и есть изображение источника S в плоском зеркале. Это мнимый источник. Он появится, если продолжить отраженные лучи за зеркало, они сойдутся в точке S1.В глаз попадает расходящийся пучок света, как будто исходящий из точки S1.Эта точка называется мнимым изображением точки S.

Изображение, получаемое на пересечении отраженных лучей, называется действительным изображением. Но у нас пересекаются не лучи, а их продолжения, которого нет в действительности.

Изображение, получаемое при пересечении не самих отраженных лучей, а их продолжений, называется мнимым изображением.

Задание: просмотр видеоурока. Обязательно! Выясняем, как найти область видения. Это следующая проверочная работа. Если нужно, останавливайте видео и чертите. Обратите внимание на то, что здесь уже рассматривается не точка, предмет АВ (карандаш, стол, цветок и т.д.)

https://www.youtube.com/watch?v=bUCljHalvkIОпределение области видения изображения в плоском зеркале

Задание: если рисунок понятен, и вы сможете его самостоятельно восстановить, хорошо. Если нет, чертим и поясняем самим себе еще раз.

Вывод: плоское зеркало даёт мнимое, прямое и равное по размеру изображение, которое расположено на таком же расстоянии от зеркала, что и предмет, т.е. изображение симметрично самому предмету.

Эксперимент: ПРОВЕРЯЕТСЯ

Зажгите свечу и поставьте ее перед зеркалом на измерительную ленту.

Измерьте расстояние от свечи до зеркала наяву и расстояние от свечи до зеркала в отражении. Сделайте вывод.

Таким образом, в плоском зеркале изображение всегда мнимое, прямое, равно по величине самому предмету, расположено симметрично на одинаковом расстоянии от зеркала, что и предмет.

Плоскими можно считать зеркала, которые представляют собой гладкие, полированные поверхности, создающие изображение предметов и источников света.

Задание 1. Просто внимательно смотрим на себя в зеркале!

Рука, сжимающая карандаш, почему-то в левой руке! 
Вы левша? 
Задание 2.Положим руку на сердце. 
О ужас, у того, который за зеркалом, оно справа! 

Задание. ПРОВЕРЯЕТСЯ

Объясните то, что вы увидели?



Закрепление. Ответить на вопросы устно.


1. Как получается изображение в плоском зеркале?

2.  Как оно образовалось? Почему не возникает такого же изображения на поверхности парты?

3. Практически все поверхности отражают свет. Какие бывают виды отражения? Что же общего в этих двух видах отражения?

4. Подумайте и скажите, благодаря какому отражению мы с вами видим окружающие тела?



Выполнить эксперимент: его результаты записать в тетрадь (вам нужны два зеркальца и транспортир). ПРОВЕРЯЕТСЯ

Инструкция

1.Получить изображения предмета в системе 2-х зеркал под углами 90,60,45,30 градусов.

2.Ваше предположение (гипотеза): сколько изображений вы увидите?

3.Что наблюдали на самом деле?

4.Почему так происходит? (закономерность, формула?) n=360/а-1, а – угол наклона зеркала.

Вспомните, эта формула уже встречалась (см предыдущий урок)


4. Домашняя работа

1. Сделать конспект

2. Выполнить все проверяемые работы.

3. Перечертить и заполнить таблицу


Тема

занятия

Мои действия на занятии (слушал, выполнял эксперимент, общался...)

Я на занятии научился, узнал.. (оценивать свои действия, приобретать знания caмостоятельно и т.д.)

В чем ценность занятия для меня?

Что вызвало затруднения и почему?

Свою работу я оценил бы на оценку ..., потому что ...

Класс (учитель) выставил мне за работу оценку ...

Меня порадовало (огорчило)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!