СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

4 класс обновленный план урока 2023/2024 Осознание понятий взаимопомощь и дружба в сказках народов России и мира. На примере осетинской народной сказки «Что дороже?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«4 класс обновленный план урока 2023/2024 Осознание понятий взаимопомощь и дружба в сказках народов России и мира. На примере осетинской народной сказки «Что дороже?»»

18.10.2023г.

Тема: Осознание понятий взаимопомощь и дружба в сказках народов России и мира. На примере осетинской народной сказки «Что дороже?»

Краткая информация по уроку:

Урок по предмету «Литературное чтение» для 4 класса по теме «Фольклор (устное народное творчество). Сходство фольклорных произведений разных народов по тематике, художественным образам и форме («бродячие» сюжеты)». Комбинированный урок. На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: «Алгоритмы написания сочинений разных жанров», «Аудиофайлы», «Диагностическая работа», «Изображение или фото», «Интерактивный справочник терминов и понятий», «Кейсы по работе с информацией».

Тип урока: Комбинированный урок.

Ключевые слова: СКАЗКА

ФОЛЬКЛОР

РАЗНЫЕ НАРОДЫ

АВТОРСКАЯ

НАРОДНАЯ

«БРОДЯЧИЙ СЮЖЕТ»



Предметные умения: Уметь называть книгу (автора, название произведения)

Называть выставку книг.

Выразительно читать произведение по ролям, пересказывать прочитанное.

Личностные результаты: Проявлять интерес к чтению сказок.

Развивать фантазию, актёрские данные и воображение в процессе инсценировки и чтения по ролям.


Этапы урока

Блок 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

  1. Мотивирование на учебную деятельность.

Предложите учащимся рассмотреть картинку из русской народной сказки «Репка». До просмотра сформулируйте задание: «Рассмотри картинку. Прочитай загадку. Назови отгадку. Как называется сказка?  Назови свои любимые сказки». Затем попросите выполнить предложенное задание.

  1. Актуализация опорных знаний

  2. Предложите учащимся рассмотреть схему-кластер и текстовую информацию в рамочках. После этого попросите переместить текстовую информацию в рамочках в соответствующие ячейки схемы-кластера.

  3. Ответ

  4. Авторские: «Сказка о золотом петушке» (А. С. Пушкин).

  5. Народные: «Теремок» (народная сказка).

  6. Волшебные: «Гуси-лебеди».

  7. Бытовые: «Каша из топора».

  8. О животных: «Лиса и журавль».

  9. Целеполагание

Систематизировать знания учащихся о прочитанных сказках; прививать любовь к сказкам и их героям.

Блок 2.Освоение нового материала

1.Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Предложите учащимся посмотреть на изображение, где дано определение литературного термина «бродячий сюжет», прочитать и запомнить определение, а затем повторить его самостоятельно.

2.Проверка первичного усвоения

Предложите учащимся послушать фрагменты сказки В. А. Жуковского «Спящая царевна» и сказки Ш. Перро «Спящая красавица». Перед прослушиванием задайте вопросы: «Чем похожи эти сказки? Чем они отличаются? Кто их написал? Как вы думаете, почему сказки похожи?» 

После прослушивания попросите ответить на эти вопросы.     

Примерные ответы 

Сказки похожи по сюжету: рождается долгожданная дочь, но на празднике появляется отрицательный герой и предсказывает смерть от укола веретеном. 

Есть отличия: сказка Жуковского написана в стихах, а сказка Перро написана в прозе; по-разному называются герои (чародейка — колдунья, принцесса — царевна). 

Можно предположить, что сюжет очень понравился авторам и был заимствован.

Блок 3. Применение изученного материала

1.Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Предложите учащимся послушать русскую народную сказку «Два мороза» и литовскую народную сказку «Старый мороз и молодой морозец». Перед прослушиванием задайте вопросы: «Есть ли автор у этих сказок? Чем сказки похожи? Чем они отличаются? Как называются сказки с похожим сюжетом?» После прослушивания попросите ответить на эти вопросы.   

Примерные ответы 

Автора у этих сказок нет, это народные сказки. Сказки похожи по сюжету: главные герои — морозы, второстепенные герои тоже похожи — барин/пан, мужик. В обеих сказках действие происходит в лесу. 

Есть отличия: в русской сказке морозы — родные братья, в литовской — дед и внук. Морозят они барина/пана. В русской сказке мороз проникает в тулуп мужика, а в литовской сказке — в рукавицы мужика. В русской сказке мужик выбивает мороз палкой, а в литовской — топором. Это сказки с «бродячим сюжетом».

Блок 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

1.Диагностика, самодиагностика

Запустите тестовые задания. Предложите учащимся выполнить их. Учащиеся могут работать в парах или индивидуально. Обсудите результаты выполненной работы.

Блок 5. Подведение итогов, домашнее задание.

1.Самоанализ, рефлексия.

Предложите учащимся придумать собственную сказку на основе сказки «Колибри и оса». Текст можно запустить на компьютере или на электронной доске. После чтения попросите учащихся выбрать героев для создания сказки, ориентируясь на вопросы, которые появляются на экране. Затем предложите сверить получившуюся сказку с эталонным ответом и по результатам оценить собственную работу на основе данной шкалы.

2.Домашнее задание