18.10.2023г.
Тема: Осознание понятий взаимопомощь и дружба в сказках народов России и мира. На примере осетинской народной сказки «Что дороже?»
Краткая информация по уроку:
Урок по предмету «Литературное чтение» для 4 класса по теме «Фольклор (устное народное творчество). Сходство фольклорных произведений разных народов по тематике, художественным образам и форме («бродячие» сюжеты)». Комбинированный урок. На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: «Алгоритмы написания сочинений разных жанров», «Аудиофайлы», «Диагностическая работа», «Изображение или фото», «Интерактивный справочник терминов и понятий», «Кейсы по работе с информацией».
Тип урока: Комбинированный урок.
Ключевые слова: СКАЗКА
ФОЛЬКЛОР
РАЗНЫЕ НАРОДЫ
АВТОРСКАЯ
НАРОДНАЯ
«БРОДЯЧИЙ СЮЖЕТ»
Предметные умения: Уметь называть книгу (автора, название произведения)
Называть выставку книг.
Выразительно читать произведение по ролям, пересказывать прочитанное.
Личностные результаты: Проявлять интерес к чтению сказок.
Развивать фантазию, актёрские данные и воображение в процессе инсценировки и чтения по ролям.
Этапы урока
Блок 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Мотивирование на учебную деятельность.
Предложите учащимся рассмотреть картинку из русской народной сказки «Репка». До просмотра сформулируйте задание: «Рассмотри картинку. Прочитай загадку. Назови отгадку. Как называется сказка? Назови свои любимые сказки». Затем попросите выполнить предложенное задание.
Актуализация опорных знаний
Предложите учащимся рассмотреть схему-кластер и текстовую информацию в рамочках. После этого попросите переместить текстовую информацию в рамочках в соответствующие ячейки схемы-кластера.
Ответ
Авторские: «Сказка о золотом петушке» (А. С. Пушкин).
Народные: «Теремок» (народная сказка).
Волшебные: «Гуси-лебеди».
Бытовые: «Каша из топора».
О животных: «Лиса и журавль».
Целеполагание
Систематизировать знания учащихся о прочитанных сказках; прививать любовь к сказкам и их героям.
Блок 2.Освоение нового материала
1.Осуществление учебных действий по освоению нового материала
Предложите учащимся посмотреть на изображение, где дано определение литературного термина «бродячий сюжет», прочитать и запомнить определение, а затем повторить его самостоятельно.
2.Проверка первичного усвоения
Предложите учащимся послушать фрагменты сказки В. А. Жуковского «Спящая царевна» и сказки Ш. Перро «Спящая красавица». Перед прослушиванием задайте вопросы: «Чем похожи эти сказки? Чем они отличаются? Кто их написал? Как вы думаете, почему сказки похожи?»
После прослушивания попросите ответить на эти вопросы.
Примерные ответы
Сказки похожи по сюжету: рождается долгожданная дочь, но на празднике появляется отрицательный герой и предсказывает смерть от укола веретеном.
Есть отличия: сказка Жуковского написана в стихах, а сказка Перро написана в прозе; по-разному называются герои (чародейка — колдунья, принцесса — царевна).
Можно предположить, что сюжет очень понравился авторам и был заимствован.
Блок 3. Применение изученного материала
1.Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
Предложите учащимся послушать русскую народную сказку «Два мороза» и литовскую народную сказку «Старый мороз и молодой морозец». Перед прослушиванием задайте вопросы: «Есть ли автор у этих сказок? Чем сказки похожи? Чем они отличаются? Как называются сказки с похожим сюжетом?» После прослушивания попросите ответить на эти вопросы.
Примерные ответы
Автора у этих сказок нет, это народные сказки. Сказки похожи по сюжету: главные герои — морозы, второстепенные герои тоже похожи — барин/пан, мужик. В обеих сказках действие происходит в лесу.
Есть отличия: в русской сказке морозы — родные братья, в литовской — дед и внук. Морозят они барина/пана. В русской сказке мороз проникает в тулуп мужика, а в литовской сказке — в рукавицы мужика. В русской сказке мужик выбивает мороз палкой, а в литовской — топором. Это сказки с «бродячим сюжетом».
Блок 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков
1.Диагностика, самодиагностика
Запустите тестовые задания. Предложите учащимся выполнить их. Учащиеся могут работать в парах или индивидуально. Обсудите результаты выполненной работы.
Блок 5. Подведение итогов, домашнее задание.
1.Самоанализ, рефлексия.
Предложите учащимся придумать собственную сказку на основе сказки «Колибри и оса». Текст можно запустить на компьютере или на электронной доске. После чтения попросите учащихся выбрать героев для создания сказки, ориентируясь на вопросы, которые появляются на экране. Затем предложите сверить получившуюся сказку с эталонным ответом и по результатам оценить собственную работу на основе данной шкалы.
2.Домашнее задание