СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Шахматы. 4 класс. Урок 3. Перевес в развитии фигур

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Шахматы. 4 класс. Урок 3. Перевес в развитии фигур»

Урок № 3. Перевес  в развитии  фигур

Урок № 3.

Перевес

в развитии

фигур

Ответьте на вопросы. 1. Какие правила игры в дебюте вы знаете? 2. Что такое «развитие» шахматных фигур? Выведение фигур с начальных позиций на более активные, где они принимают непосредственное участие в игре. 3. В какой стадии шахматной партии развитию фигур нужно уделять особое внимание? В дебюте.

Ответьте на вопросы.

1. Какие правила игры в дебюте вы знаете?

2. Что такое «развитие» шахматных фигур?

Выведение фигур с начальных позиций на более активные, где они принимают непосредственное участие в игре.

3. В какой стадии шахматной партии развитию фигур нужно уделять особое внимание?

В дебюте.

1. Что значит «вывести» фигуру на активную позицию? Вывести фигуру на такую позицию, где она сможет контролировать максимальное число полей. 2. Как нужно располагать свои фигуры на шахматной доске, чтобы они могли контролировать максимальное число полей? Всё зависит от конкретной фигуры. Чтобы получить в дебюте перевес в развитии, необходимо сделать ходы центральными пешками, занимая центр и освобождая поля и линии для других своих фигур, вывести лёгкие фигуры к центру, сделать рокировку, определить ферзя и поставить ладьи на открытые или полуоткрытые линии.

1. Что значит «вывести» фигуру на активную позицию?

Вывести фигуру на такую позицию, где она сможет контролировать максимальное число полей.

2. Как нужно располагать свои фигуры на шахматной доске, чтобы они могли контролировать максимальное число полей?

Всё зависит от конкретной фигуры.

Чтобы получить в дебюте перевес в развитии, необходимо сделать ходы центральными пешками, занимая центр и освобождая поля и линии для других своих фигур, вывести лёгкие фигуры к центру, сделать рокировку, определить ферзя и поставить ладьи на открытые или полуоткрытые линии.

Рассмотрим диаграммы. На каждой из них выведим на активную позицию фигуру, которая указана под диаграммой. Диаграмма 1 Диаграмма 2 Выведи слона Выведи ладью

Рассмотрим диаграммы. На каждой из них выведим на активную позицию фигуру, которая указана под диаграммой.

Диаграмма 1

Диаграмма 2

Выведи слона

Выведи ладью

Ставя коня на край доски, подумайте, оправдано ли это. Ферзь - главная матующая фигура, и её надо направлять поближе к королю партнёра. Ладьи лучше располагать на открытых (если такие есть) или на полуоткрытых линиях.

Ставя коня на край доски,

подумайте, оправдано ли это.

Ферзь - главная матующая фигура, и её надо направлять поближе к королю партнёра.

Ладьи лучше располагать на открытых (если такие есть) или

на полуоткрытых линиях.

Кто первый заканчивает развитие своих фигур, тот захватывает инициативу, то есть первым приступает к активным наступательным действиям!

Кто первый заканчивает развитие своих фигур, тот захватывает инициативу, то есть первым приступает к активным наступательным действиям!

Отставание в развитии фигур, как правило, приводит к значительным трудностям, так как этот недостаток очень сложно компенсировать в партии.      Владеющий перевесом в развитии фигур имеет все шансы выиграть партию, поскольку его фигуры не только будут подавлять фигуры партнёра, но и в нужный момент смогут нанести решающий тактический удар.

Отставание в развитии фигур, как правило, приводит к значительным трудностям, так как этот недостаток очень сложно компенсировать в партии.

Владеющий перевесом в развитии фигур имеет все шансы выиграть партию, поскольку его фигуры не только будут подавлять фигуры партнёра,

но и в нужный момент смогут нанести

решающий тактический удар.

Рассмотрите диаграмму и определите, на чьей стороне преимущество в развитии. Преимущество в развитии у белых

Рассмотрите диаграмму

и определите,

на чьей стороне

преимущество в развитии.

Преимущество

в развитии у белых

Рассмотрите диаграмму и определите, на чьей стороне преимущество в развитии. Преимущество в развитии у белых

Рассмотрите диаграмму

и определите,

на чьей стороне

преимущество в развитии.

Преимущество

в развитии у белых

Рассмотрите диаграмму и определите, на чьей стороне преимущество в развитии. Обе стороны ещё не мобилизовали все свои силы, но белые уже успели рокироваться и захватить центр

Рассмотрите диаграмму

и определите,

на чьей стороне

преимущество в развитии.

Обе стороны ещё

не мобилизовали

все свои силы,

но белые уже успели рокироваться

и захватить центр

Выполним задание из урока  в рабочей тетради, стр. 12.

Выполним задание

из урока

в рабочей тетради, стр. 12.

Диаграмма 1. Рабочая тетрадь, стр. 12. На диаграмме выведите указанную фигуру на активную для неё позицию. Ответ запишите. Выведи ладью на активную позицию 1. Ле2 Лd8 2. Ле7

Диаграмма 1.

Рабочая тетрадь, стр. 12.

На диаграмме выведите указанную фигуру на активную для неё позицию. Ответ запишите.

Выведи ладью

на активную позицию

1. Ле2

Лd8

2. Ле7

Диаграмма 2. Рабочая тетрадь, стр. 12. На диаграмме выведите указанную фигуру на активную для неё позицию. Ответ запишите. Выведи слона на активную позицию 1 . Cf4 Cd4+ 2. Крf1 h4 3. Сb8

Диаграмма 2.

Рабочая тетрадь, стр. 12.

На диаграмме выведите указанную фигуру на активную для неё позицию. Ответ запишите.

Выведи слона

на активную позицию

1 . Cf4

Cd4+

2. Крf1

h4

3. Сb8

Диаграмма 3. Рабочая тетрадь, стр. 12. На диаграмме выведите указанную фигуру на активную для неё позицию. Ответ запишите. Выведи ладью на активную позицию 1. ...Лd8 2. Фf4

Диаграмма 3.

Рабочая тетрадь, стр. 12.

На диаграмме выведите указанную фигуру на активную для неё позицию. Ответ запишите.

Выведи ладью

на активную позицию

1. ...Лd8

2. Фf4

Диаграмма 4. Рабочая тетрадь, стр. 12. На диаграмме выведите указанную фигуру на активную для неё позицию. Ответ запишите. Выведи слона на активную позицию 1 . … Cf5

Диаграмма 4.

Рабочая тетрадь, стр. 12.

На диаграмме выведите указанную фигуру на активную для неё позицию. Ответ запишите.

Выведи слона

на активную позицию

1 . … Cf5

Диаграмма 5. ЗАДАНИЕ 2 Оцените позиции на диаграмме. Ответьте на вопросы и придумайте ход. У кого в этой позиции перевес в развитии? Перевес в развитии в данной позиции у белых Какой следующий ход планируют сделать чёрные? Чёрные собираются сделать длинную рокировку. Какой ход следует сделать белым в этой позиции? Белым нужно сделать ход 1. Фа4+

Диаграмма 5.

ЗАДАНИЕ 2

Оцените позиции на диаграмме.

Ответьте на вопросы и придумайте ход.

У кого в этой позиции перевес

в развитии?

Перевес в развитии в данной позиции у белых

Какой следующий ход планируют сделать чёрные?

Чёрные собираются сделать длинную рокировку.

Какой ход следует сделать белым в этой позиции?

Белым нужно сделать ход 1. Фа4+

Диаграмма 6. ЗАДАНИЕ 2 Оцените позиции на диаграмме. Ответьте на вопросы и придумайте ход. У кого в этой позиции перевес в развитии? Перевес в развитии в данной позиции у чёрных. Какой следующий ход планируют сделать чёрные? Чёрным нужно пойти 1. ...с5 .

Диаграмма 6.

ЗАДАНИЕ 2

Оцените позиции на диаграмме.

Ответьте на вопросы и придумайте ход.

У кого в этой позиции перевес в развитии?

Перевес в развитии в данной позиции у чёрных.

Какой следующий ход планируют сделать чёрные?

Чёрным нужно пойти 1. ...с5 .

Молодцы!

Молодцы!