СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

4 ноября – День народного единства.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«4 ноября – День народного единства.»

Классный час

Тема. 4 ноября – День народного единства.

Цели:

1. формирование представлений о новом празднике, его истоках и значении;

2. развитие чувства гражданственности и патриотизма, интереса к истории;

3. воспитание чувства гордости и уважения к защитникам государства.

Форма проведения: беседа, с элементами интеллектуального взаимодействия между классным руководителем и обучающимися в форме диспута, обсуждения.


Сила - в единстве, единство - в вере.

Ход занятия

I. Организационная часть

II. Актуализация и мотивация деятельности.

  1. Просмотр видеоролика.

  2. Объявление темы воспитательного часа.

  3. Слово классного руководителя.

В Луганской Народной Республике появился новый праздник. Согласно статье 115 Трудового Кодекса ЛНР, который приняли в конце мая 2015 года, 4 ноября – День народного единства и является праздничным нерабочим днем.

В России День народного единства отмечается с 2005 года.

Несмотря на то, что празднование Дня народного единства перенято у другого государства, для жителей ЛНР это знаковый праздник. Ведь именно благодаря сплоченности, которую продемонстрировали местные жители в тяжелое для молодой республики время, сегодня граждане республики видят над головой мирное небо.


4. Вопросы к обучающимся:

- Что же такое: народное единство? Как вы понимаете это?

(Заслушиваются ответы обучающихся. Принимаются дополнения и поправки.)

- Возникает вопрос: зачем нашей Республике нужен этот праздник?

(Заслушиваются ответы обучающихся. Принимаются дополнения и поправки.)

  1. Слово классного руководителя.

Люди должны задуматься над тем, что разрешать сложные противоречия оружием – ужасно! Поэтому поиск согласия и примирения должен стать частью национальной жизни нашего народа. Сама постановка вопроса о введении праздника, затрагивающая идею единения народа, заслуживает одобрения. История народов знает такие дни, когда люди складывали оружие и предавались мирным делам: это Олимпийские игры в древней Греции, Православная Церковь накануне Великого поста установила день примирения – Прощёное воскресение. Но этот день является частью религиозной жизни только православных верующих нашей республики. Новый праздник должен носить и политический характер.


III. Основная информационная часть

1. Рассказ классного руководителя с элементами беседы, диспута.

- Казалось бы: как может современный праздник в ЛНР быть связан с далёким XVII веком? Стоит вспомнить историю и провести параллели с нынешними событиями. Ребята, скажите, что такое Смута? Что вы знаете о Смутном времени? 

(Заслушиваются ответы обучающихся. Принимаются дополнения и поправки.)

Смута – это первая в истории России гражданская война. Гражданская война всегда выносит на повестку дня сугубо политический вопрос – о власти, верховной власти в границах государства. Ведь гражданская война – это апогей политического кризиса, решаемого военной силой.

Смутное время стало сильнейшим потрясением для России. Когда умер царь Иван Грозный, после которого не нашлось мудрого преемника, началась борьба за власть. Борис Годунов семь лет пробыл русским царём, и после него страна окончательно пришла в упадок. Однако только с правлением Бориса Годунова нельзя связывать Смуту, причин для неё было много: это и голод, связанный с неурожаем в начале XVI века, это и внешняя Лионская война, это и борьба бояр с царской администрацией за власть. Всё приходит к тому, что Москва оказывается в руках поляков, Речь Посполитая хотела создать великую Польскую империю, границы которой достигали бы Урала. Лжедмитрий – именно тот царь, которого они пытались посадить на русский трон, его жену Марину Мнишек прочили русской царевной.
Мыслящую часть русского общества такая ситуация не устраивала, поэтому развивались народно-освободительные движения.

Когда иноземное войско обосновалось в Москве, настроение народа активно поддерживал патриарх Гермоген, призвавший к сопротивлению захватчикам и замученный за это голодом в неволе в феврале 1612 года.

После неудачной попытки Первого ополчения освободить Москву не было, казалось, человека, способного поднять на борьбу оставшихся верными своей родине людей. Но нашлись в измученном народе и силы, и люди, и желания избавиться от обрушившихся на Россию напастей. А пробудил эти силы, ободрил «последних людей» Кузьма Минин. Дата рождения его неизвестна. До 1611 года он был простой русский посадский человек, каких на Руси было тысячи. Воеводой по совету Минина выбрали князя Дмитрия Пожарского. Князь Дмитрий Михайлович Пожарский был представителем старинного, но обедневшего княжеского рода. Детские и юношеские годы его прошли в Москве. Был он воин искусный, человек надёжный и честный – только такой и мог сослужить отечеству великую службу. С радостью откликнулся князь на призыв Минина.


Второе народное ополчение было истинно народным: часто даже нищие люди закладывали и продавали всё, что можно, чтобы купить оружие, вступить в ряды ополчения и выгнать поляков со своей земли, освободить свою Родину. Польский отряд – один из лучших отрядов в Европе на то время – ополченцы разбили в сентябре 1612 года в Битве на Девичьем поле, 1 ноября (даты приведены по григорианскому календарю) бойцы народного ополчения штурмом взяли Китай-город возле Московского Кремля, где находился польский гарнизон. Поляки окончательно капитулировали 4 ноября, и так закончился период Смуты.

Конечно, спокойствие наступило не сразу. В конце февраля 1613 года Земский собор избрал новым царём Михаила Романова, первого правителя из династии Романовых. Интересно, что когда гарнизон Речи Посполитой выбили из Китай-города, князь Дмитрий Пожарский внёс туда Казанскую икону Божьей матери и, как говорит история, поклялся построить храм в память об этой победе. В 1630-е годы на Красной площади построили Казанский собор, а в 1649 году царь Алексей Михайлович распорядился отмечать день Казанской иконы Божьей Матери не только летом, но и 1 ноября, когда у него родился первенец Дмитрий Алексеевич. С приходом советской власти традицию отмечать освобождение Москвы прекратили (на смену пришёл праздник Дня Великой Октябрьской социалистической революции – 7 ноября) и возобновили вновь в 2005 году. «Празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году)» сохраняется в православном и народном календаре доныне.

Эти дни по праву занимают почётное место среди самых важных дат русской истории и, несомненно, заслуживают быть отмеченными в календаре как государственный праздник, символизирующий единство нации и призванный формировать у миллионов людей важнейшее качество – гражданин своей страны.

В 1818 году в Москве на Красной площади был установлен памятник славным сынам русского народа. Надпись на нём такая: Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Вопреки расхожему мнению, в Российской империи слово «гражданин» вовсе не было под запретом. Политическим смыслом это обращение нагрузили после 1917 года. А ранее оно означало всего-навсего социальную ступеньку, которую человек занимал в русском обществе. Гражданин – это горожанин, посадский человек. И нет ничего странного в том, что на памятнике, созданном скульптором Иваном Мартосом и установленном на Красной площади в 1818 году, сверкает золотом надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому».

- Как вы думаете: почему в то трудное время, в эпоху Смуты русский народ сумел выстоять, объединиться и укрепить своё государство? 

(Заслушиваются ответы обучающихся. Принимаются дополнения и поправки.)

Объединились разные нации и национальности; объединились разные классы и социальные группы; объединились люди разной веры и верований; объединились все от мала до велика, старики, женщины и дети; особый характер русского народа. 


- Какие исторические события, на ваш взгляд, показали, что русский народ способен выстоять в нелёгкое время, способен противостоять врагу и способен защитить свою Родину от врагов? 

Куликовская битва, Ледовое побоище, Полтавская битва, Отечественная война 1812 г., Великая Отечественная Война 1941-1945.


Историки долго спорили о том, какого числа следует отмечать праздник. Почему именно 4 ноября? Этот праздник отдаёт дань событиям 1612 года, когда в едином духовном и ратном порыве народным ополчением под предводительством Минина и Пожарского была освобождена Москва, и было положено начало выходу страны из глубокого политического, духовного и нравственного кризиса, известного как Смутное время.

Освобождение Москвы растянулось чуть не на неделю, по старому (тогдашнему) стилю капитуляция поляков пришлась как раз на 25 октября (4 ноября по новому стилю).

В это тяжёлое время копия (список) иконы Казанской Божией Матери находилась у руководителя ополчения князя Дмитрия Пожарского. Верующий народ связывал освобождение столицы от врага с молитвами перед этим чудотворным образом. Царь Михаил Фёдорович учредил два праздника в Москве Казанской иконе. Один – 21 июля – день обретения иконы. Другой – 4 ноября – день очищения Москвы от польских интервентов.


IV. Подведение итогов

1. Вопросы к обучающимся:

- В чем состоит суть дня народного единства?

(День народного единства, проникнутый идеями национального согласия, сплочения общества, взаимопонимания, милосердия, заботы о людях. День народного единства является свидетельством единения людей, служения обществу.)


- Для чего нам нужно единство? 

(Для того, чтобы строить нашу Республику вместе. Когда у нас будет доверие друг к другу, когда наша дружба будет крепка, мы сможем защитить нашу Родину от любой опасности.)


2 .Заключительное слово преподавателя.

День народного единства имеет огромное значение для Донбасса, для каждого жителя нашей территории, ведь наш край – многонациональный, но всех объединяет любовь к родной земле и стремление сделать регион успешным. На нас лежит общая историческая ответственность: сберечь бесценное наследие, завещанное нам предками, сохранить наше Отечество, нашу Республику, приумножить ее духовный и экономический потенциал.

Во все времена главным для нас было единение народа – историческая основа, связывающая наше прошлое, настоящее и будущее. Наше будущее создается сегодня и зависит от каждого из нас. Всех нас объединяет стремление своим трудом направить силы для дальнейшего развития и процветания Республики.

И как наша столица, наш Луганск и весь Донбасс: «Не сломлен и не покорен! И судьбы связались здесь накрепко наши!»

2. Просмотр видеоролика.


С праздником! С Днем народного единства!
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!