День народного единства
—
новый государственный праздник России
- День народного единства — новый государственный праздник России
- День народного единства — новый государственный праздник России
- День народного единства — новый государственный праздник России
- День народного единства — новый государственный праздник России
4 ноября – это день единства всех российских народов ; 4 ноября – это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила 4 ноября – это возрожденный праздник со своей историей 4 ноября – день глубокого уважения к тем знаменитым страницам отечественной истории, когда патриотизм и гражданственность помогли нашему народу объединиться и защитить страну от захватчиков.
Великая дата России
Прошло уже 403 года со дня освобождения нашего отечества от литовско-польских захватчиков в 1612 году. Годы их властвования в России в 1605 – 1612 годах получили название эпохи Смутного времени. Эпохи, которая, вслед за угасанием старинного рода великих государей российских – Рюриковичей, дала России династию царей Романовых и ярчайшего ее представителя – Великого Петра. Однако не цари спасли нашу Родину от нашествия иноземных захватчиков, а народное ополчение, в которое вошли представители всех сословий государства Российского – крестьяне, мещане, купечество, мастеровые люди, служилое дворянство, знать и духовенство. Возглавили ополчение нижегородский гражданин, земский староста Козьма Минин, и военачальник, князь Дмитрий Михайлович Пожарский.
Смутное время
Череда бедствий, жестокая засуха, чудовищный голод, эпидемия чумы - совпали с полным расстройством управления. Когда Русь пришла в состояние не только крайней нищеты и раздробленности, но и полной криминализации - бесчисленные разбойничьи шайки практически захватили тогда всю территорию. Конечно, все это происходило не само по себе, одна проблема влекла за собой другую. Так, из-за бушевавшего повсеместно голода помещики выгоняли холопов, чтобы их не кормить, а те сбивались в шайки и начинали добывать пропитание разбоем. Природные катаклизмы оборачивались экономическими, за ними шли социальные, политические, которые усугубляли друг друга. Как говорят в народе, беда не приходит одна .
Если вспоминать те события, то становится очевидно: главной бедой того времени была утрата нравственных и религиозных устоев. Начало Смуты можно определить одним словом - предательство . Ради своих шкурных интересов существовавшие тогда боярские группировки (сегодня их можно назвать элитой) готовы были на любое предательство, на признание любой лжи. Ведь вспомните, что происходило, когда Лжедмитрий уже приближался к Москве.
Смутное время
Армии, целые боярские роды переходили на его сторону, признавали его законным наследником. Тогда было странное смешение в умах, когда одновременно обвиняли Годунова в убийстве Дмитрия и признавали Дмитрием самозванца. И может быть, самым страшным был эпизод, когда Самозванец вошел в Москву, а все бояре, дьяки, в том числе и дьяк Щелкалов, который проводил расследование убийства, признали его царевичем Дмитрием Ивановичем. Даже мать убитого отрока, и та признала его сыном. И вот в этот момент только Патриарх Иов , обычно изображаемый человеком слабым, только он, которого избивали в Успенском соборе, оплевывали, изгнали, только он не уставал повторять: не царевич Дмитрий это, а вор и расстрига Гришка Отрепьев. Его не слушали. Но очень важно, что в этот момент, как и на протяжении всей Смуты, Русская церковь неустанно свидетельствовала об истине. И ни Патриарх Иов, человек мягкий, ни твердый, как кремень, Патриарх Гермоген не были сломлены.
И этот страшный период длился годами. Разрасталась настоящая национальная катастрофа. И, наверное, у многих современников тогда уже не было никакой надежды на возрождение. Разрушительные процессы казались необратимыми. Трудно было даже представить, что такое разложившееся общество сможет не то что дать отпор интервенции, но просто сохраниться, встать на ноги, если бы даже и не было никакой внешней угрозы.
Смутное время
Отказ патриарха Гермогена подписать бумагу
Воззвание Минина к нижегородцам
В сентябре 1611 года мелкий «торговый человек», нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнес свою знаменитую речь: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов - дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело».
Нижегородские послы у князя Д.Пожарского
И князь Пожарский возглавил ополчение. И пошли ополченцы к Москве – сто тысяч воинов из двадцати пяти городов России.
4 ноября 1612 года
20 августа ополчение подошло к Москве. На подступах к столице ополчение несколько недель сражалось с отрядами гетмана Ходкевича, периодически обстреливая Кремль и Китай-город. Наставший в гарнизоне голод был главным доводом и оружием.
Перед решительным штурмом православное воинство три дня постилось и молило Пресвятую Богородицу о милости перед Казанской Ее иконой.
4 ноября ополченцы взяли штурмом стены Китай-города. А вот Кремль штурмовать не пришлось - доведенные осадой до отчаяния, в муках голода дошедшие даже до людоедства, дворяне-изменники и поляки сами покинули его.
В честь этой победы и было установлено празднование в честь иконы, с которой наши войска проделали весь путь от Нижнего к Москве, – в честь Казанской иконы Божией Матери.
Ополчение
Ополчение состояло из 10 тысяч человек: дворян, стрельцов, крестьян, ремесленников, торговцев. Духовным стимулом освобождения была икона Казанской богоматери. Осенью 1612 года ополченцы с тяжелейшими боями после длительной осады, во время которой не только поляки, но и москвичи съели все припасы, многие умерли от голода: вступили в Кремль. Москва была освобождена в январе 1613 года. Земский Собор избрал царём 16-летнего Михаила Романова - сына патриарха Филарета. Избрание царя означало возрождение страны, ограждение её суверенитета и самобытности.
Славные имена России
В это Смутное время Пожарский с Мининым смогли собрать народ, России верный. И сообща освободить Москву от польских интервентов
В это Смутное время Пожарский с Мининым смогли собрать народ, России верный. И сообща освободить Москву от польских интервентов!
Дмитрий Пожарский
Кузьма Минин
Кузьма Минин
Победа ополчения была первым шагом к преодолению Смуты. Вторым стали выборы царя. В 1613 году на царство венчали юного Михаила Феодоровича Романова. Бывшему нижегородскому старосте Минину царь пожаловал думное дворянство. Это был уникальный случай в истории России, когда один из высших чинов в государстве получал простой купец. Он несколько раз исполнял царские поручения, а весной 1616 года отправился в Казань, где скоропостижно скончался. С тех пор 21 мая стало общероссийским праздником – Днем памяти гражданина Минина. Сейчас его прах покоится в Нижегородском кремле, в Архангельском Соборе. Нижегородцы не сомневаются, что Минин будет канонизирован. Протоиерей Александр Соколов, настоятель храма в честь Сретения Господня в Кубенцеве (г. Балахна): – Минин исключительная личность. Такого не было и не будет. Дух Минина до сих пор витает над Нижним Новгородом.
Князь Пожарский – человек высокой веры, чести и долга
Имя русского князя – Дмитрия Михайловича Пожарского, навсегда войдет в историю нашей Родины как имя человека, любившего великой любовью свою Отчизну и сделавшего все от себя возможное, чтобы не допустить ее порабощения иноземными захватчиками. Прослеживая весь его жизненный путь по дошедшим до наших дней источникам информации – летописям, сказаниям, разрядным книгам, государственным актам, высказываниям его современников и т.д., не перестаешь удивляться, как же многогранен был образ этого воистину замечательного человека, великого гражданина многострадальной Руси.
Портрет князя Пожарского
Следует отметить, что и все царствующие при жизни Д.М. Пожарского государи российские отмечали ревностную службу князя своему Отечеству, приближая и награждая его. Особенно чтил его молодой российский царь М.Ф. Романов, поручая Д.М. Пожарскому особо важные дела. Так в 1619 году он писал в своей жалованной грамоте: "… а онъ, бояринъ нашъ, Князь Дмитрий Михайловичъ, помня Бога и п ресвятую Богородицу и православную Крестьянскую веру и наше крестное целованье, съ нами Великимъ Государемъ Царемъ и Великимъ Княземъ Михаиломъ Феодоровичемъ всея Русии на Москве в осаде сиделъ, и за православную Крестьянскую веру и за святыя Божии церкви и за насъ Великаго Государя противъ Королевича Владислава и Польскихъ и Литовскихъ и Немецкихъ людей стояль крепко и мужественно, и на боехъ, и на приступехъ бился, не щадя головы своей, и ни на какия Королевичевы прелести не прельстился, и многую свою службу и правду къ намъ и ко всему Московскому Государству показалъ, и будучи в осаде, во всемъ оскудение и нужду терпелъ".
Портрет князя Пожарского
И, действительно, за всю свою жизнь Д.М. Пожарский ни разу не изменил своему долгу ни перед государями российскими, ни пред своим Отечеством. И пользовался большим уважением не только у своих единомышленников, но и у своих противников. Ни разу в своей жизни Д.М. Пожарский не был уличен в какой-либо измене, подлоге, подлости, казнокрадстве, лицемерии, жестокости по отношению к кому-либо и каких-то других негативных поступках. Наоборот, он отличался мягким и добрым характером, вниманием к людским бедам, терпимостью к людям, великодушием. Он умел находить общий язык с людьми всех сословий, от холопа до боярина, что было очень удивительным для эпохи того времени. И совсем не случайно, что когда нижегородцы стали искать военачальника для второго народного ополчения, то остановились единодушно на кандидатуре князя Пожарского.
ПАМЯТНИК…
Увековечить великие имена России – Минина и Пожарского, стремились и наши предки, благодаря усилиям которых в 1818 году в Москве на Красной площади был установлен памятник героям-освободителям.
Теперь такой памятник есть и в Нижнем Новгороде!
Фото сделал Д.Медведев
04.11.2011 года
Президент Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин возложили цветы к памятнику Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде
Князь Пожарский и земля Нижегородская
Имя князя Д.М. Пожарского, великого гражданина России, должно быть золотыми буквами вписано в историю России как освободителя нашего Отечества от литовско-польских захватчиков в 1612 году. Но за прошедшие с того времени почти 400 лет имена великих людей, особенно князя Дмитрия Пожарского, упоминались все реже и реже, а в годы Советской власти и вовсе были забыты. Сейчас, в последние годы, ситуация меняется в лучшую сторону, и в связи с установлением государственной Думой России ежегодного всенародного праздника 4 ноября (22 октября по старому стилю) в честь освобождения нашей Родины от литовско-польских захватчиков в 1612 году, интерес народа к великим именам резко возрос.
Князь Пожарский – наш земляк
"Награжден он был царем Михаилом Федоровичем Романовым и другими многими вотчинными землями, в том числе в Ростовском уезде и в Пурецкой волости Нижегородского уезда.
В Пурецкой волости Нижегородского уезда Д.М. Пожарским было получено село (погост) Вершилово с деревнями, починками и пустошами, в том числе деревни Четвериково, Крутец большой, Крутец малый, Поздино, Репино, Зельево, Алферово, Кононовское, Трубниково, Урково, Прудки, Воронцово, Карповка, Фомино, починок Комарово, пустошь Петряевская. Впоследствии, став одним из самых богатых вельмож России, князь Д.М. Пожарский выстроил в селе Вершилово свою вотчинную боярскую усадьбу, где завел большой двор с конюхами, кузнецами, поварами, солодовниками, плотниками, ювелирами, псарями, егерями. Получил он в вотчинное владение и село Кубенцово с прилегающими деревнями близ Балахны.
Князь Пожарский – наш земляк
Таким образом, подытоживая все сказанное, можно заключить, что имя князя Д.М. Пожарского неразрывно связано с землей Нижегородской и нам, нижегородцам, нужно чтить его не только как великого гражданина России, но и как великого нашего земляка .
Предыстория этого всенародного праздника такова
22 октября (4 ноября по н. ст.) 1612 г. ополченцы штурмом взяли Китай-город, эта победа спустя несколько дней и предопределила окончательную капитуляцию противника. В 1649 г. Царь Алексей Михайлович повелел " во всех городах, по вся годы" праздновать этот день в честь чудотворной Казанской Иконы Божией Матери – Спасительницы России: с ней, чудотворной, Ополчение освободило Москву, " в воспоминание помощи, оказанной Свыше заступлением Богородицы, Русскому государству в годину лихолетья " . Праздник изначально носил как религиозный, так и общегражданский характер. И только с Октябрьским переворотом 1917 г. светское общество, увы, добрую традицию утратило.
Но – православные всем миром празднуют! Каждый год! На протяжении уже более трех с половиной столетий! Несмотря на все возможные хитросплетения эпох и завихрения в умах правителей! 4 ноября, на День Казанской Иконы Божией Матери , по всей России поминаются герои Ополчения 1611-1612 гг. Поминаются, как и подобает, молитвой, Крестными ходами, перезвоном колоколов…
Из истории праздника
29 сентября 2004 Патриарх Московский и всея Руси Алексий ( ныне покойный) публично поддержал инициативу Думы установить празднование 4 ноября. «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру» , — заявил Патриарх Алексий.
Патриарх сказал:
Единство нашего народа должно зиждиться на нашей тысячелетней истории, которая научает нас, как преодолевать трудности и испытания, мы не можем быть Иванами, не помнящими родства, и это особенно относится к молодежи, которая должна на примерах великих людей, созидавших и молившихся за Россию, строить свою жизнь". Для того, чтобы создать духовно единую и сильную Россию, нужно вернуться к памятным историческим событиям, сформировавшим исторический облик страны, для русских людей очень памятен день 4 ноября, когда был положен конец Смутному времени. "Освобождение Москвы от польско-литовских интервентов в 1612 году положило начало независимости Российского государства и духовному единению России
День 4 октября
- " Именно поэтому мы празднуем эту дату как день сохранения и спасения не только русского государства, но и русского народа - его бы просто не было, если бы Смутное время не удалось преодолеть".Это цитата нынеусопшего патриарха Всея Руси Алексия II.
Дорогие юные граждане России
- В современном понимании, День народного единства символизирует идею национального согласия и сплочения общества. Этот день призван напомнить нам, что мы – единый народ, что Россия – наша общая Родина. И ее настоящее и будущее зависит только от нас. Руководство страны сегодня взяло стратегический курс на становление и развитие России как мощного современного государства. Это связано с ростом экономики, расширением основ правового государства, укреплением социальной защищенности граждан, с консолидацией общественных сил, также идут динамичные созидательные процессы, которые позволят в ближайшие годы решить многие проблемы и обеспечить улучшение качества жизни россиян. Пусть мир и согласие сопутствуют вам и вашим близким!
Наши земляки
Пурех – вотчина князей Пожарских.
История села Пурех неразрывно связана с именем освободителя Отечества-князя Дмитрия Михайловича Пожарского, нижегородского вотчинника, известного своей политической честностью и воинским талантом. Именно ему было доверено народом возглавить ополчение 1612 г., которое спасло самостоятельность Московского государства, обеспечив тем самым его дальнейшее развитие. За "московское очищение" Д.М.Пожарский получил вместе с боярским чином в 1613 году обширные земли Белгородья Балахнинского уезда. Спасо-Макарьевская обитель, созданная стараниями князя Д.М.Пожарского рядом с селом Крапивиным на Петряевской пустоши в 1622-1625 гг. для бывших воинов народного ополчения, получивших тяжелые увечья и не способных самостоятельно добыть себе пропитание, была особой и имела свой уклад. Поселившиеся же рядом с обителью особой слободкой бобыли шили инокам одежды, тачали сапоги и коты, изготавливали конскую упряжь и готовили для общей трапезы питье и кушанья. Так около Макарьевского монастыря возникло поселение, получившее название Макарьевская полуслободка. Позднее, к середине 18 века околомонастырская слободка выросла в самостоятельное селение, называвшееся тогда Макарием-Пурехом, а затем просто Пурехом.
Спасо-Преображенский храм 1912г.
Спасо-Преображенский храм 2005 г.
Пурехский монастырь
- Теперь ответим на вопрос: почему Д.М. Пожарский построил монастырь и церковь именно в этом месте, а не в каком-либо ином? Выбор этот не случаен и объясняется следующим.
- Во-первых, князь хотел построить монастырь вблизи своего родового имения, а здесь как раз место пересечения дороги из Юрино с почтовым трактом из Нижнего Новгорода на Ярославль. Место весьма оживленное и способствовало привлечению многих богомольцев.
- Во-вторых, это самая высокая точка в окружающей местности, а церкви, как известно, строились именно на таких местах.
- В-третьих, князь строил монастырь как оплот для призрения увечных ополченцев, т.е. как своего рода приют. А где, как не на оживленном тракте можно
- было получить немалые подаяния.
- В-четвертых, князь строил монастырь и церковь как памятник народному ополчению, освободившему Москву в 1612 году от литовско-польских завоевателей.
Памятник Д.М.Пожарскому в Пурехе
Сабля князя Дмитрия Пожарского за освобождение столицы - подарок от благодарных москвичей в 1612 г.
ИКОНА КАЗАНСКОЙ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ
И до наших дней эта икона особо почитается русским православным народом.
ИКОНА КАЗАНСКОЙ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ
«Я хотел бы, чтобы этот образ был взят на борт космического корабля во время юбилейного полета. Храни вас Господь», – сказал Предстоятель Алексий П) , благословляя присутствовавших в храме космонавтов.
«Пусть над нашим мятущимся, раздираемым противоречиями миром, в котором так много скорби и человеческого горя, простирается Покров Пречистой Царицы Небесной , – сказал Патриарх. – В этом смысле российские космонавты, помимо своих очень сложных и важных профессиональных обязанностей, будут осуществлять и некую духовную миссию».
7 апреля 2011 космический корабль «Юрий Гагарин» доставил икону на Международную космическую станцию. Сейчас икона хранится в российском сегменте станции.
«
Казанский собор
В благодарность за помощь и заступничество князь Дмитрий Пожарский на свои средства построил в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери.
4 ноября – это день единства всех российских народов ; 4 ноября – это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила 4 ноября – это возрожденный праздник со своей историей 4 ноября – день глубокого уважения к тем знаменитым страницам отечественной истории, когда патриотизм и гражданственность помогли нашему народу объединиться и защитить страну от захватчиков.