СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

4. "РДШ - как единое ценностное воспитательное пространство для школьников района, как составная часть воспитательной системы страны."

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальная августовская конференция работников образования

 

Тема: РДШ - как единое ценностное воспитательное пространство для школьников района, как составная часть воспитательной системы страны.

 

      Ещё со времён Российской Империи воспитанию будущих граждан уделялось большое внимание. Одним из ведущих механизмов воспитания детей стало  скаутское движение. После Октябрьской революции была создана Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина. Роль пионерии в воспитательном процессе молодежи была просто колоссальная. Пионерская организация воспитывала сознательное и ответственное отношение к учебе, интерес к науке, технике, культуре, искусству. Способствовала формированию всесторонне развитой личности, а также  активно приобщала к посильному участию в труде. Формировала общественную активность, социально ценные качества личности, воспитывала к защите своей Родины.

После развала СССР единый вектор воспитания молодежи был утерян. В 1990-2015 годы состоялся переход от единой государственной детской организации к множеству разноплановых общественных.

До 2015 года воспитание детей было нацелено на создание национального воспитательного идеала, представленного в Концепции духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России. За это время появились единые целевые установки, были определены единые задачи духовно-нравственного воспитания.

На сегодняшний день воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины (Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва).

Поэтому актуальность и необходимость создания Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (далее – РДШ) становится очевидной. (Указ Президента Российской Федерации №536 от 29 октября 2015 года). Своими целями Российское движение школьников видит содействие совершенствованию государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и формирование личности учащихся в соответствии с системой ценностей, присущей российскому обществу.

В состав учредителей вошли Федеральное агентство по делам молодежи, ряд общественных организаций. Председателем РДШ избран Сергей Николаевич Рязанский - летчик-космонавт, Герой Российской Федерации.

В целом Российское движение школьников стало тем связующим звеном, основой для разработки единой воспитательной системы страны, учитывающей пожелания и интересы учащихся, их родителей, учителей, школы и государства, которая направлена на социализацию подрастающего поколения, развитие самостоятельной личности молодого гражданина, формирование его позитивного мировоззрения и ориентации на личностный рост и саморазвитие для дальнейшей интеграции в общество.

В соответствии с имеющимися воспитательными системами и новыми воспитательными задачами, определены основные направления деятельности РДШ:

1. Личностное развитие,  включает такие виды детской активности, как художественное творчество, научно-техническое творчество, физкультурно-спортивное направление (популяризация ЗОЖ, комплекса ГТО), профориентационные мероприятия.

Для детей организуются фестивали и конкурсы, культурно-образовательные и досуговые программы, творческие проекты, работа спортивных секций в школах, турслёты, профильные встречи, игры, семинары. РДШ будет оказывать поддержку и помогать в продвижении и развитии детских коллективов.

2. Гражданская активность -  краеведческая деятельность, деятельность экологической направленности, проектная деятельность, поисковая работа, волонтерская и добровольческая деятельность, школа безопасности, юные инспектора дорожного движения, деятельность органов ученического самоуправления, деятельность детских и молодежных общественных объединений, направленная на решение социально значимых задач.

3. Военно-патриотическое направление - военно-патриотические клубы, кружки и секции, детские организации ДОСААФ и «Юнармия», деятельность по организации и проведению военных сборов, военно-спортивных игр, соревнований.

4. Информационно-медийное направление - детские газеты, радио, телевидение, а также сайты, социальные сети и мобильные приложения. Кроме того, данное направление призвано популяризировать детский контент в средствах массовой информации. С одной стороны, это продвижение медийных продуктов, созданных самими детьми, а с другой - это поддержка создания фильмов, книг, журналов, газет, радиопередач для детей.

 

  Каждый подросток с 8 лет до окончания школы может стать участником любого проекта РДШ, причем в большей части из них он может принять участие самостоятельно. Взрослый в РДШ – это тот, кто идет рядом, тот кто готов подсказать и помочь, но не тот, кто выполняет все за ребенка. Этот принцип построения деятельности воспитывает в подростках самостоятельность и ответственность, уверенность и целенаправленность.

Система работы выстроена таким образом, что с 8 до 11 лет - это ступень, когда общество, включая семью, школу, дополнительное образование, общественные и иные общества и организации, включенные в реализуемые проекты в качестве партнеров, вовлекает ребенка в систему единых ценностей: человеколюбия, взаимопомощи, заботы о слабых, уважения к памяти и т.п. Участвуя в различных интересных событиях, в том числе с привлечением партнерских организаций, младший школьник принимает эту общую систему ценностей вместе со своими товарищами из всех уголков России.

На этом этапе большая роль отводится учреждениям дополнительного образования.

        На основании Указа ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ №536 от 23.10.2015 «О создании Общероссийской общественно – государственной  детско-юношеской организации «Российское движение школьников», Приказом  №46а РайОО  «О создании муниципального отделения Российского движения школьников » от 01.09.2020г. 04» сентября 2020 г. приказом  № 7/1- О/Д  создано РДШ в нашем районе, созданы  первичные отделения РДШ в образовательных организациях Кижингинского района, назначен  актив  школьных советов РДШ, проведена Торжественная церемония вступления в Российское движение школьников. Актив  первичных отделений зарегистрирован на информационном портале   РДШ Бурятии https://рдш.рф; и в группе РДШ в социальной сети  контакт и Instagram

С этого момента, учащиеся школ района становятся  активными участниками всех мероприятий РДШ Республики.

 

11-15 лет - это период проб себя в разных проектах. Становясь организаторами различных событий, подростки получают возможность примерить на себя разные социальные роли от исполнителя до руководителя проекта. На этом этапе взрослый перепоручает часть ответственности ребенку. Начинается воспитание лидеров. Главная задача взрослого на этом этапе – показать подростку все возможности для самореализации. Очень частой ошибкой современной системы образования, а точнее отдельных участников педагогического процесса, является практика «делать за ребенка». Возможно, это обусловлено недостатком времени на объяснения или неуверенностью в качестве работы, выполненной детьми. РДШ исключает такую практику. Все участники проектов, вышедшие на Федеральный уровень, приглашаются на профильные смены, финальные события. А это значит, что ребенку, оказавшемуся в числе делегации, вдали от педагога, придется потом самостоятельно выполнить подобное задание, общаться по сути проекта с участниками из других регионов. Таким образом, педагог становится лишь помощником, в то время, как ребенок – активным участником. Роль родителей на этом этапе заключается в проявлении интереса к деятельности подростка, наполнение его информационного пространства положительным контентом. Воспитание культуры общения в социальных сетях является неотъемлемым элементом воспитания современных детей. Отказ родителей от социальных сетей или запрет пользования ими детьми приводит лишь к негативным последствиям и деструктивному поведению в будущем. Ребенок, не знакомый с основными правилами общения в сети, становится легкой наживой для мошенников и разрушающих личность молодежных субкультур. Интерес родителей к информационному пространству ребенка, вовлечение их в отдельные проекты в качестве помощников способствует не только укреплению семейных отношений, но и воспитанию ответственного отношения к своим близким.

16-18 лет – это время, когда подготовка к сдаче экзаменов не позволяет принимать участие в долгосрочных проектах. При этом школьники могут принимать в полной мере участие в самоуправлении, выступать организаторами отдельных событий.

Данное деление очень условно. Но внедрение его в школьную систему воспитания в таком виде даст непременно положительный эффект.

Интеграция мероприятий РДШ в школу возможна через организацию системы внеурочной деятельности.

Во-первых, работа РДШ выстроена по принципу проектных команд. Это значит, что для полноценного включения подростка в РДШ необходимо с начала школьных занятий начать формировать у него проектное мышление, что является одной из основных задач внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Во-вторых, ряд проектов РДШ возможно реализовать, включив образовательные блоки, разработанные к этим проектам, во внеурочные занятия.

Однако оптимальные модели взаимодействия РДШ и школы не могут быть одинаковы для различных школ.

В том случае, если школа не может самостоятельно организовать включение РДШ в педагогический процесс, на помощь может прийти дополнительное образование.

Реализация дополнительных общеразвивающих программ по направлениям деятельности Российского движения школьников напрямую соответствует задачам дополнительного образования.

Российское движение школьников своими четырьмя направлениями охватывает все виды воспитания. При этом позволяет включить в процесс воспитания всех участников педагогического процесса и его партнеров.

Реализация основных направлений РДШ позволяет использовать все многообразие методов воспитания.

Опираясь на интересы, способности и возможности ребенка, вовлекая в проектную деятельность семью и окружение, организуя групповую и коллективную деятельность участников педагогического процесса, используя каналы продвижения, доступные и интересные современным подросткам, РДШ способствует порождению у ребенка основных ценностных установок и ориентиров, стремления соблюдать принятые в обществе правила и нормы поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Кроме высокого воспитательного эффекта, данное молодежное движение дает  ребятам возможность жить интересной жизнью,  возможность проявить себя, показать свои способности и таланты не только на уровне школы и города, но и на уровне региона или РФ.

  «Министерство образования и науки РФ поддерживало и продолжит поддерживать РДШ, – заверяет Министр образования Ольга Юрьевна Васильева. – Школьное движение играет большую роль в воспитании детей, предоставляет им возможность самореализации и помогает обезопасить ребят от деструктивных явлений». Именно РДШ, по мнению Министра, должно расширить кругозор детей, их интерес к технике, к культуре, воспитывать из них людей, которые завтра будут строить страну.

 

В связи с эпидемиологической обстановкой в стране и в частности в Бурятии, проведение Районного Слета РДШ с торжественным вступлением в ряды РДШ провели в конце учебного года. Слет проходил в режиме онлайн, в формате ЗУМ. В слете приняли участие активисты РДШ района, кураторы, Председатель Регтонального отделения РДШ Фролов Доржи Гундынович, куратор регионального отделения РДШ Баир Владимирович Шобоев, глав сельского поселения Кижингинский Цыдып Баирович Хубухеев, начальник отдела образования Башенхаева Сэсэгма Нимацыреновна, специалисты отдела образования и педагоги ЦДТ.

 

Просмотр содержимого документа
«4. "РДШ - как единое ценностное воспитательное пространство для школьников района, как составная часть воспитательной системы страны."»

Муниципальная августовская конференция работников образования


Тема: РДШ - как единое ценностное воспитательное пространство для школьников района, как составная часть воспитательной системы страны.



Ещё со времён Российской Империи воспитанию будущих граждан уделялось большое внимание. Одним из ведущих механизмов воспитания детей стало  скаутское движение. После Октябрьской революции была создана Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина. Роль пионерии в воспитательном процессе молодежи была просто колоссальная. Пионерская организация воспитывала сознательное и ответственное отношение к учебе, интерес к науке, технике, культуре, искусству. Способствовала формированию всесторонне развитой личности, а также  активно приобщала к посильному участию в труде. Формировала общественную активность, социально ценные качества личности, воспитывала к защите своей Родины.

После развала СССР единый вектор воспитания молодежи был утерян. В 1990-2015 годы состоялся переход от единой государственной детской организации к множеству разноплановых общественных.

До 2015 года воспитание детей было нацелено на создание национального воспитательного идеала, представленного в Концепции духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России. За это время появились единые целевые установки, были определены единые задачи духовно-нравственного воспитания.

На сегодняшний день воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины (Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва).

Поэтому актуальность и необходимость создания Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (далее – РДШ) становится очевидной. (Указ Президента Российской Федерации №536 от 29 октября 2015 года). Своими целями Российское движение школьников видит содействие совершенствованию государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и формирование личности учащихся в соответствии с системой ценностей, присущей российскому обществу.

В состав учредителей вошли Федеральное агентство по делам молодежи, ряд общественных организаций. Председателем РДШ избран Сергей Николаевич Рязанский - летчик-космонавт, Герой Российской Федерации.

В целом Российское движение школьников стало тем связующим звеном, основой для разработки единой воспитательной системы страны, учитывающей пожелания и интересы учащихся, их родителей, учителей, школы и государства, которая направлена на социализацию подрастающего поколения, развитие самостоятельной личности молодого гражданина, формирование его позитивного мировоззрения и ориентации на личностный рост и саморазвитие для дальнейшей интеграции в общество.

В соответствии с имеющимися воспитательными системами и новыми воспитательными задачами, определены основные направления деятельности РДШ:

1. Личностное развитие,  включает такие виды детской активности, как художественное творчество, научно-техническое творчество, физкультурно-спортивное направление (популяризация ЗОЖ, комплекса ГТО), профориентационные мероприятия.

Для детей организуются фестивали и конкурсы, культурно-образовательные и досуговые программы, творческие проекты, работа спортивных секций в школах, турслёты, профильные встречи, игры, семинары. РДШ будет оказывать поддержку и помогать в продвижении и развитии детских коллективов.

2. Гражданская активность -  краеведческая деятельность, деятельность экологической направленности, проектная деятельность, поисковая работа, волонтерская и добровольческая деятельность, школа безопасности, юные инспектора дорожного движения, деятельность органов ученического самоуправления, деятельность детских и молодежных общественных объединений, направленная на решение социально значимых задач.

3. Военно-патриотическое направление - военно-патриотические клубы, кружки и секции, детские организации ДОСААФ и «Юнармия», деятельность по организации и проведению военных сборов, военно-спортивных игр, соревнований.

4. Информационно-медийное направление - детские газеты, радио, телевидение, а также сайты, социальные сети и мобильные приложения. Кроме того, данное направление призвано популяризировать детский контент в средствах массовой информации. С одной стороны, это продвижение медийных продуктов, созданных самими детьми, а с другой - это поддержка создания фильмов, книг, журналов, газет, радиопередач для детей.


Каждый подросток с 8 лет до окончания школы может стать участником любого проекта РДШ, причем в большей части из них он может принять участие самостоятельно. Взрослый в РДШ – это тот, кто идет рядом, тот кто готов подсказать и помочь, но не тот, кто выполняет все за ребенка. Этот принцип построения деятельности воспитывает в подростках самостоятельность и ответственность, уверенность и целенаправленность.

Система работы выстроена таким образом, что с 8 до 11 лет - это ступень, когда общество, включая семью, школу, дополнительное образование, общественные и иные общества и организации, включенные в реализуемые проекты в качестве партнеров, вовлекает ребенка в систему единых ценностей: человеколюбия, взаимопомощи, заботы о слабых, уважения к памяти и т.п. Участвуя в различных интересных событиях, в том числе с привлечением партнерских организаций, младший школьник принимает эту общую систему ценностей вместе со своими товарищами из всех уголков России.

На этом этапе большая роль отводится учреждениям дополнительного образования.

На основании Указа ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ №536 от 23.10.2015 «О создании Общероссийской общественно – государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников», Приказом №46а РайОО «О создании муниципального отделения Российского движения школьников » от 01.09.2020г. 04» сентября 2020 г. приказом № 7/1- О/Д создано РДШ в нашем районе, созданы первичные отделения РДШ в образовательных организациях Кижингинского района, назначен актив школьных советов РДШ, проведена Торжественная церемония вступления в Российское движение школьников. Актив первичных отделений зарегистрирован на информационном портале РДШ Бурятии https://рдш.рф; и в группе РДШ в социальной сети контакт и Instagram

С этого момента, учащиеся школ района становятся активными участниками всех мероприятий РДШ Республики.


11-15 лет - это период проб себя в разных проектах. Становясь организаторами различных событий, подростки получают возможность примерить на себя разные социальные роли от исполнителя до руководителя проекта. На этом этапе взрослый перепоручает часть ответственности ребенку. Начинается воспитание лидеров. Главная задача взрослого на этом этапе – показать подростку все возможности для самореализации. Очень частой ошибкой современной системы образования, а точнее отдельных участников педагогического процесса, является практика «делать за ребенка». Возможно, это обусловлено недостатком времени на объяснения или неуверенностью в качестве работы, выполненной детьми. РДШ исключает такую практику. Все участники проектов, вышедшие на Федеральный уровень, приглашаются на профильные смены, финальные события. А это значит, что ребенку, оказавшемуся в числе делегации, вдали от педагога, придется потом самостоятельно выполнить подобное задание, общаться по сути проекта с участниками из других регионов. Таким образом, педагог становится лишь помощником, в то время, как ребенок – активным участником. Роль родителей на этом этапе заключается в проявлении интереса к деятельности подростка, наполнение его информационного пространства положительным контентом. Воспитание культуры общения в социальных сетях является неотъемлемым элементом воспитания современных детей. Отказ родителей от социальных сетей или запрет пользования ими детьми приводит лишь к негативным последствиям и деструктивному поведению в будущем. Ребенок, не знакомый с основными правилами общения в сети, становится легкой наживой для мошенников и разрушающих личность молодежных субкультур. Интерес родителей к информационному пространству ребенка, вовлечение их в отдельные проекты в качестве помощников способствует не только укреплению семейных отношений, но и воспитанию ответственного отношения к своим близким.

16-18 лет – это время, когда подготовка к сдаче экзаменов не позволяет принимать участие в долгосрочных проектах. При этом школьники могут принимать в полной мере участие в самоуправлении, выступать организаторами отдельных событий.

Данное деление очень условно. Но внедрение его в школьную систему воспитания в таком виде даст непременно положительный эффект.

Интеграция мероприятий РДШ в школу возможна через организацию системы внеурочной деятельности.

Во-первых, работа РДШ выстроена по принципу проектных команд. Это значит, что для полноценного включения подростка в РДШ необходимо с начала школьных занятий начать формировать у него проектное мышление, что является одной из основных задач внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Во-вторых, ряд проектов РДШ возможно реализовать, включив образовательные блоки, разработанные к этим проектам, во внеурочные занятия.

Однако оптимальные модели взаимодействия РДШ и школы не могут быть одинаковы для различных школ.

В том случае, если школа не может самостоятельно организовать включение РДШ в педагогический процесс, на помощь может прийти дополнительное образование.

Реализация дополнительных общеразвивающих программ по направлениям деятельности Российского движения школьников напрямую соответствует задачам дополнительного образования.

Российское движение школьников своими четырьмя направлениями охватывает все виды воспитания. При этом позволяет включить в процесс воспитания всех участников педагогического процесса и его партнеров.

Реализация основных направлений РДШ позволяет использовать все многообразие методов воспитания.

Опираясь на интересы, способности и возможности ребенка, вовлекая в проектную деятельность семью и окружение, организуя групповую и коллективную деятельность участников педагогического процесса, используя каналы продвижения, доступные и интересные современным подросткам, РДШ способствует порождению у ребенка основных ценностных установок и ориентиров, стремления соблюдать принятые в обществе правила и нормы поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Кроме высокого воспитательного эффекта, данное молодежное движение дает  ребятам возможность жить интересной жизнью,  возможность проявить себя, показать свои способности и таланты не только на уровне школы и города, но и на уровне региона или РФ.

  «Министерство образования и науки РФ поддерживало и продолжит поддерживать РДШ, – заверяет Министр образования Ольга Юрьевна Васильева. – Школьное движение играет большую роль в воспитании детей, предоставляет им возможность самореализации и помогает обезопасить ребят от деструктивных явлений». Именно РДШ, по мнению Министра, должно расширить кругозор детей, их интерес к технике, к культуре, воспитывать из них людей, которые завтра будут строить страну.



В связи с эпидемиологической обстановкой в стране и в частности в Бурятии, проведение Районного Слета РДШ с торжественным вступлением в ряды РДШ провели в конце учебного года. Слет проходил в режиме онлайн, в формате ЗУМ. В слете приняли участие активисты РДШ района, кураторы, Председатель Регтонального отделения РДШ Фролов Доржи Гундынович, куратор регионального отделения РДШ Баир Владимирович Шобоев, глав сельского поселения Кижингинский Цыдып Баирович Хубухеев, начальник отдела образования Башенхаева Сэсэгма Нимацыреновна, специалисты отдела образования и педагоги ЦДТ.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!