Автор разработки: Лукьянова С.В., учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №15», г.Краснотурьинск
Контрольная работа по литературе в формате ВПР. 7 класс
Вариант 5
Прочитайте текст и выполните задания по нему
Мы пошли мимо школьной ограды по дороге, обсаженной старыми ивами, уже охваченными осенней позолотой. В природе было еще солнечно, тепло и даже празднично, как иногда бывает в начале погожего октября, когда доцветают последние звездочки цикория и еще шарят по запоздалым шапкам татарника черно-бархатные шмели. А воздух уже остер и крепок и дали ясны и открыты до беспредельности.
Прямо от школьной ограды, вернее, от проходящей мимо нее дороги, начиналась речная луговина, еще по-летнему зеленая, с белыми вкраплениями тысячелистника, гусиных перьев и каких-то луговых грибов. И только вблизи придорожных ив луг был усыпан палым листом, узким и длинным, похожим на нашу сеймскую рыбку-верховку. А из-за ограды тянуло влажной перекопанной землей и хмельной яблочной прелью. Где-то там, за молодыми яблонями, должно быть, на спортивной площадке, раздавались хлесткие шлепки по волейбольному мячу, иногда сопровождаемые всплесками торжествующих, одобрительных ребячьих вскриков, и эти молодые голоса под безоблачным сельским полднем тоже создавали ощущение праздничности и радости бытия.
Все это время Акимыч шел впереди меня молча и споро, лишь когда минули угол ограды, он остановился и сдавленно обронил:
– Вот, гляди…
В грязном придорожном кювете валялась кукла. Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах. Но светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой…
Акимыч вдруг побледнел, лицо напряглось той страшной его окаменелостью, а губы сами собой вытянулись трубочкой, будто в них застряло и застыло что-то невысказанное. Е.Носов. Кукла
-
Как называется средство выразительности речи, заключающееся в повторении одинаковых или похожих звуков? _________________________
-
Как называется сопоставление двух противоположных понятий, изображений или идей для создания контраста и усиления эффекта? _______________________
-
Выпишите из приведённого фрагмента слово, которое означает «быть раскрытым, показывать, обнаруживать глубину, провал» ______________________
-
Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ |
A) … доцветают последние звездочки цикория … Б) … губы сами собой вытянулись трубочкой, будто в них застряло и застыло что-то невысказанное … В) … из-за ограды тянуло…хмельной яблочной прелью. | 1) метафора 2) эпитет 3) олицетворение 4) сравнение |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст приведённого фрагмента. Объём высказывания — не менее 40 слов.
-
Почему лицо Акимыча окаменело при виде валяющейся куклы?
-
Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания — не менее 70 слов.
Какое литературное произведение, рассмотренное в этом году на уроках или прочитанное самостоятельно, помогло Вам понять, что человек должен жить по совести? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного Вами произведения.
Контрольная работа по литературе в формате ВПР. 7 класс
Вариант 6
Прочитайте текст и выполните задания по нему
В июне или августе месяце Юшка надевал на плечи котомку с хлебом и уходил из нашего города. В пути он дышал благоуханием трав и лесов, смотрел на белые облака, рождающиеся в небе, плывущие и умирающие в светлой воздушной теплоте, слушал голос рек, бормочущих на каменных перекатах, и больная грудь Юшки отдыхала, он более не чувствовал своего недуга - чахотки. Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим. Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работящие кузнечики издавали в траве веселые звуки, и поэтому на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущих влагой и солнечным светом.
По дороге Юшка отдыхал. Он садился в тень подорожного дерева и дремал в покое и тепле. Отдохнув, отдышавшись в поле, он не помнил более о болезни и шел весело дальше, как здоровый человек. Юшке было сорок лет от роду, но болезнь давно уже мучила его и состарила прежде времени, так что он всем казался ветхим.
И так каждый год уходил Юшка через поля, леса и реки в дальнюю деревню или в Москву, где его ожидал кто-то или никто не ждал, - об этом никому в городе не было известно.
Через месяц Юшка обыкновенно возвращался обратно в город и опять работал с утра до вечера в кузнице. Он снова начинал жить по-прежнему, и опять дети и взрослые, жители улицы, потешались над Юшкой, упрекали его за безответную глупость и терзали его.
Юшка смирно жил до лета будущего года, а среди лета надевал котомку за плечи, складывал в отдельный мешочек деньги, что заработал и накопил за год, всего рублей сто, вешал тот мешочек себе за пазуху на грудь и уходил неизвестно куда и неизвестно к кому. А.Платонов. Юшка
-
Как называется средство выразительности речи, заключающееся в повторении одинаковых или похожих звуков?___________________________
-
Как называется сопоставление двух противоположных понятий, изображений или идей для создания контраста и усиления эффекта? _______________________
-
Выпишите из приведённого фрагмента слово, которое означает «дорожный заплечный мешок на лямках из грубой холщовой ткани, сукна, лыка, берёсты, шелюги, кожи или замши»_______________________
-
Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ |
A) … смотрел на белые облака, рождающиеся в небе, плывущие и умирающие в светлой воздушной теплоте… Б) … он не помнил более о болезни и шел весело дальше, как здоровый человек … В) … в грудь его входил сладкий воздух цветов… | 1) метафора 2) эпитет 3) олицетворение 4) сравнение |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст приведённого фрагмента. Объём высказывания — не менее 40 слов.
-
Что давала природа Юшке?
-
Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания — не менее 70 слов.
Какое литературное произведение, изученное вами на уроках или прочитанное самостоятельно, доказывает, что человек должен быть милосердным? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного Вами произведения.
Контрольная работа по литературе в формате ВПР. 7 класс
Вариант 7
Прочитайте текст и выполните задания по нему
Размахнулся тогда Кирибеевич
И ударил впервой купца Калашникова,
И ударил его посередь груди -
Затрещала грудь молодецкая,
Пошатнулся Степан Парамонович;
На груди его широкой висел медный крест
Со святыми мощами из Киева, -
И погнулся крест и вдавился в грудь;
Как роса из-под него кровь закапала;
И подумал Степан Парамонович:
«Чему быть суждено, то и сбудется;
Постою за правду до последнева!»
Изловчился он, приготовился,
Собрался со всею силою
И ударил своего ненавистника
Прямо в левый висок со всего плеча.
М.Ю.Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
-
Как называется наиболее напряжённый момент в развитии действия, решающий, переломный момент во взаимоотношениях, столкновениях литературных героев или между героем и обстоятельствами? ____________________
-
Как называется литературный приём, заключающийся в приписывании неодушевлённым объектам свойств одушевлённых? _______________________
-
Выпишите из приведённого фрагмента слово, которое означает «останки людей, почитаемых церковью святыми, являющиеся объектом религиозного почитания» ________________________
-
Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ |
-
И ударил впервой купца Калашникова, И ударил его посередь груди … Б) Как роса из-под него кровь закапала … В) Затрещала грудь молодецкая … | 1) эпифора 2) эпитет 3) анафора 4) сравнение |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст приведённого фрагмента. Объём высказывания - не менее 40 слов.
-
Что помогло устоять купцу Калашникову в бою против опричника царя Кирибеевича?
-
Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания - не менее 70 слов.
Какое литературное произведение, изученное вами на уроках или прочитанное самостоятельно, доказывает, что дружба, товарищество важны для человека? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного Вами произведения.
Контрольная работа по литературе в формате ВПР. 7 класс
Вариант 8
Прочитайте текст и выполните задания по нему
И казнили Степана Калашникова
Смертью лютою, позорною;
И головушка бесталанная
Во крови на плаху покатилася.
Схоронили его за Москвой-рекой,
На чистом поле промеж трех дорог:
Промеж Тульской, Рязанской, Владимирской,
И бугор земли сырой тут насыпали,
И кленовый крест тут поставили.
И гуляют-шумят ветры буйные
Над его безымянной могилкою.
И проходят мимо люди добрые:
Пройдет стар человек - перекрестится,
Пройдет молодец - приосанится,
Пройдет девица - пригорюнится,
А пройдут гусляры - споют песенку.
М.Ю.Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
-
Как называется высказывание, изречение, цитата, которую автор помещает перед произведением или его структурной частью - главой, разделом?____________________
-
Как называется образное определение, подчёркивающее какое-либо свойство предмета или явления и обладающее особой художественной выразительностью или оценочностью? ____________________
-
Выпишите из приведённого фрагмента слово, которое означает «неудачливый, горемычный» ____________________
-
Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ |
А) Пройдет стар человек - перекрестится, Пройдет молодец - приосанится, Пройдет девица - пригорюнится Б) …И гуляют-шумят ветры … В) …И проходят мимо люди добрые … | 1) олицетворение 2) эпитет 3) анафора 4) сравнение |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст приведённого фрагмента. Объём высказывания - не менее 40 слов.
-
Почему для могилы купца Калашникова выбрали место «на чистом поле промеж трех дорог»?
-
Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания - не менее 70 слов.
Какое литературное произведение, изученное вами на уроках или прочитанное самостоятельно, повествует о человеке, для которого важны традиции? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного Вами произведения.