Изучение нового материала | 1. Открытие металлов. 4 слайд 5 тыс. лет назад – переход от каменного века к бронзовому. 1. Какие свойства металлов мог оценить древний человек? Золото, серебро, медь и олово – те металлы, с которыми человек познакомился раньше всех. Из золота и серебра изготавливали украшения и ритуальные предметы. Из сплава меди и олова – бронзы – начали изготавливать орудия труда. 2. Чем бронзовые орудия труда лучше каменных? 3. Почему охотники и собиратели не открыли металлы? 4. Как человек мог узнать о свойствах металлов? 5. Какое значение для человека имело открытие металлов? Открытие металлов сыграет важную роль в процессе расслоения общества. 5 слайд Изготовление бронзовых изделий. Прокомментировать слайд. 2. Появление обмена и денег. 6 слайд Появление земледелия, скотоводства и ремесла привело к разделению труда, когда каждое племя специализировалось на определенном виде трудовой деятельности, а это в свою очередь привело к необходимости обмена. 1. Почему произошла специализация племен? 2. Легко ли было с помощью обмена получить необходимое? 3. Что может стать деньгами? 3. Община и знать. 7 слайд Изначально человек жил сплоченным коллективом – родовой общиной. Родовая община – коллектив людей, связанный родством и коллективным трудом. Со временем из родов выделялись большие семьи, которые начали проживать отдельно, возникали поселки, где жили не родственники, а соседи. Таким образом, возникает соседская община. Соседская община – коллектив людей, включающий несколько семей и имеющий как коллективную, так и индивидуальную собственность. 8 слайд Возникновение соседской общины повлекло возникновение индивидуальной собственности, что, в свою очередь, привело к возникновению имущественного неравенства. На основе имущественного неравенства началась дифференциация общества: выделилась знать, обычные крестьяне, рабское население. | Учащиеся записывают дату в тетрадь. 1. Плавкость и прочность. Медь+Олово=Бронза. 2. Они гораздо прочнее, и их можно переплавлять. 3. Самородки можно найти, обрабатывая землю. Охотники и собиратели имели дело только с поверхностью земли. 4. Самородок мог случайно упасть в огонь и начать плавиться. 5. Любую работу можно делать быстрее и эффективнее. Племена начали отличаться друг от друга по уровню экономического развития. 1. Земледелие и скотоводство требует коллективной работы, поэтому целые племена были заняты в данном производстве. 2. Трудно, необходимо было либо найти человека с нужным товаром, либо обмениваться несколько раз. 3. Что-то редкое и ценное, соль, золото, серебро, драгоценные камни. Учащиеся переписывают определения в тетрадь. Учащиеся переписывают схему в тетрадь. |