Глава 1. Первобытное общество.
История
5 класс
Что помогло древнейшему человеку выжить в трудных природных условиях?
Глава 1. Первобытное общество. § 2. Первобытные охотники и собиратели.
Охота на мамонта. Художник З.Буриан.
Промыслом, связанным с высоким риском для жизни, обычно занимались мужчины. Женщины оставались с детьми на стоянках.
Записали :
10 сентября.
Классная работа.
Тема. Первобытные охотники и собиратели.
План урока:
1. Занятия первобытного человека.
2. Использование огня.
3. Орудия и жилища.
4. Род и племя.
5. Расы.
1. Занятия первобытного человека.
Назовите орудия, которые древние люди использовали на охоте.
Охота в древности. Художник З. Буриан
Хозяйство людей древнего каменного века основывалось на том, что давала им природа. Основой жизнедеятельности были охота, рыболовство, собирательство дикорастущих съедобных растений и кореньев. Такой тип хозяйства называется присваивающим.
Записали:
Присваивающее хозяйство – это хозяйство при котором люди всё необходимое брали у природы.
Разнообразие растений позволяло прокормиться, собирая ягоды, фрукты, грибы, орехи, коренья. Первобытные люди, занимаясь собирательством.
Присваивающее хозяйство – это хозяйство при котором люди всё необходимое брали у природы.
(Собирали корешки, плоды и ягоды, охотились на животных и птиц, ловли рыбу)
Далее:
Охотиться на крупных животных (устраивать ловушки, загонять зверя) можно было только коллективно. Успешная охота обеспечивала людей мясной пищей.
Вопрос :
Для чего могли использоваться изображённые на рисунке инструменты?
Первобытные инструменты ( от латинского «орудие»)
Вопросы :
1.Какие способы охоты использовали первобытные люди?
2.Почему охота была коллективным занятием?
2. Использование огня.
Сначала человек не умел добывать огонь и непрерывно поддерживал пламя, добытое, например, от загоревшегося в грозу дерева.
Огонь в жизни древнего человека.
1.Каким образом человек смог узнать свойства огня?
2.Какие способы получения огня изображены на рисунках?
3. Как применяли
огонь на охоте?
Какое значение в жизни древнего человека имел огонь?
Значение огня для первобытного человека
- Отпугивали диких животных.
- Грелись у костра.
- Костёр давал тусклый свет в пещере.
- Обрабатывали орудия труда.
- Готовили пищу.
3. Орудия и жилище.
Что происходило в жизни древних людей в последний ледниковый период?
Как изменились орудия труда?
Жилище первобытного племени.
Сравните два вида жилищ первобытного человека. Назовите преимущества и недостатки каждого жилища. Аргументируйте свой ответ.
4. Род и племя.
Сообщества древних людей современного вида учёные называют термином «праобщи́ны» . Коллектив кровных родственников, которые происходили от общих предков, называют«род»или «родовая общи́на» .
Несколько родов составляли племя . Его возглавлял совет, в который входили старейшины родов. Племя имело общую территорию, язык, обычаи и вождя .
Вопросы:
1. Что такое родовая община?
2. Что предшествовало родовой общине в процессе развития человека?
5. Расы.
Раса —это большая группа людей, обладающих общими внешними признаками (цвет кожи, разрез глаз, вид волос).
Записали:
Раса – группа людей, образовавшаяся на территории с одинаковым климатом и имеющие одинаковые внешние признаки.
Выделите характерные черты каждой расы
Какие условия оказали влияние на формирование рас, представители которых изображены на рисунке .
Подведём итоги
Первобытные люди занимались охотой и собирательством. Научились пользоваться огнём. Появился первый коллектив — родовая община.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
§ 2 прочитать, записи выучить, заполните таблицу «Человеческие расы».
Название стоянки
Время
Костёнки
Место
Сунгирь
Хартылво-2
Авдеевская
Гагаринская
Зарайская
Мальта
Буреть
Капова пещера
Раса
Цвет кожи
Форма носа
Волос